Новости гротеска в литературе

Понимание гротеска в литературоведении находится в определенном диапа-зоне смыслов — от интерпретации как проекции мировосприятия до трактовки гротеска как приема. Примеры гротеска в литературе. Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. Сравнивается характер гротеска, отличающий изображение читателя в средневековой, ро-мантической, модернистской и постмодернистской литературах. Гротеск (от франц. grotesque) – в литературе и искусстве одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное.

Фантасмагория и гротеск в литературе — 187 книг

Стиль достиг пика своей популярности в эпоху Возрождения. Он наделяет работы великих художников того времени драматизмом и противоречивостью. Сатира Это проявление комического стиля в искусстве в самом резком его понимании. При помощи иронии, гротеска, аллегории, доли гиперболы, она раскрывает унизительные и ужасные явления, придавая свою поэтическую форму.

Многие поэты используют такой художественный стиль для высмеивания каких-либо явлений. Характерным для сатиры будет являться негативное отношение к предмету осмеяния. Гипербола Элемент, использующийся многими авторами и поэтами для преувеличения.

Художественная фигура помогает усилить красноречивость мыслей. Данный приём удачно может сочетаться и с другими стилистическими оборотами. Преувеличение совмещается с метафорой и сравнением, предавая им необычную окраску.

Гиперболу можно найти в разных художественных стилях, таких как ораторский, романтический и многих других для усиления чувственного восприятия. Ирония Приём, который используется для противопоставления скрытого смысла явному. При употреблении этой художественной фигуры, возникает ощущение, что предмет иронии не такой, каким кажется на самом деле.

Формы иронии Прямая. Употребляется для принижения и усиления отрицательных черт предмета обсуждения, Антиирония.

Городничий тихо, Добчинскому. Да зачем же?..

А впрочем, тут и чернила, только бумаги — не знаю... Разве на этом счёте? Я здесь напишу. Пишет и в то же время говорит про себя.

А вот посмотрим, как пойдет дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера: неказиста на вид, а слона повалит с ног. Все издают восклицания. Бобчинский подымается.

Не ушиблись ли вы где-нибудь? Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлёпка! Кстати, упоминание, что в гостинице не оказалось чистой бумаги и городничий пишет письмецо на счёте, приведено не случайно. Это ружьё «выстреливает» в следующем действии — и порождает ещё одну забавную ситуацию: Анна Андреевна.

Что тут пишет он мне в записке? Ирония Ирония — это комический приём, при котором слово используется в противоположном значении. Представьте, что вы снова маленький ребёнок.

Характерными примерами, позволяющими понять, что такое гротеск в литературе, можно считать: Переплетение сна и реальности, причем сон обязательно насыщен ужасными подробностями, опасными и огромными образами, как например сон Татьяны в котором любимый становится медведем, окруженным чудовищам или сон Раскольникова, в котором в образе старушки предстаем великое Зло. Превращение части в целое, как например в повести «Нос» Гоголя, нос чиновника уходит и становится самостоятельным гражданином. Полное изменение личности, как в рассказе «Превращение» Кафки, в котором герой становится отвратительным насекомым и умирает. Оживление мертвого и его активные и часто разрушительные действия, пример Песочный человек Гофмана. Нагнетание комического или трагикомического эффекта, сцена в которой герой закалывает себя огурцом в «Истории одного города» Салтыкова —Щедрина.

Термин происходит от французского слова grotesque, что переводится как «причудливый» или «комичный». Гротеском как средством выразительности пользовались еще в Античности, в частности в изобразительном искусстве. Например, стены Золотого дома Нерона в Риме расписаны гротескными сюжетами с участием фантастических существ — призрачных чудовищ, полулюдей-полуживотных, грифонов и драконов. Термин «гротеск» появился именно благодаря этим фрескам. Памятник случайно обнаружили в XV веке, и исследователи обратили внимание на росписи.

С тех пор художники стали использовать в своих работах сюжеты с выдуманными созданиями, подражая древнему живописцу. Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов.

Литература. 10 класс

это «химерический, сочетающий. Примеры гротеска в литературе. Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха. Гротеск в литературе — одна из разновидностей комического приёма, которая сочетает в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, а также сближает далёкое, сочетает несочетаемое, переплетает нереальное с реальным, настоящее с будущим. Гротеск в зарубежной литературе. гротеск в литературе. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость. В статье дано определение гротеска, так в изобразительном, декоративном искусстве и орнаменте данный термин означает отдельный жанр, характерный причудливой композицией и фантастическими элементами. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его.

Литература гротеска 1-я часть

Как это работает. Комическое в литературе Примеры гротеска в литературе. Анализируя сатирические опыты со времён Аристофана до наших дней, можно сделать вывод, что гротеск – это отражённое в литературе социальное зло, заключённое в оболочку смеха.
"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём | ПРОБЕЛ | Дзен Гротеск — архитектурный декор и жанр в литературе: что такое гротеск, особенности, история возникновения.

Этапы развития гротеска

Гротескным можно, например, считать великое произведение Свифта «Путешествия Гулливера». Но, безусловно, абсолютными шедеврами стали романы Кафки «Замок» и «Процесс», которые задолго до создания тоталитарных режимов в тридцатых годах прошлого века описали их во всех мыслимых и немыслимых подробностях. Гротеск содержит в базисе всегда критику определенных моментов, происходящих в обществе, критику иносказательным языком. Гротеск социален. Это изображение уродства в виде еще большего уродства. Есть два вида гротеска в литературе: 1 Социальный и критический взгляд на действительность. Начиная с первого номера «Gород Gротеска» будет вас знакомить с лучшими, на взгляд редколлегии, произведениями авторов, уже давно признанных в качестве классиков литературы.

В доказательство тому можно привести некоторые примеры. В сновидениях тех же Раскольникова и Лариной присутствуют фантастические и реалистические элементы. В ночных кошмарах Татьяны вместе с чудищами являются Онегин и Ленский. Комбинация гротеска и действительности в снах Родиона Раскольникова объясняется присутствием страшного образа и эпизода со вполне реальной старухой.

Его сон — это переживание о совершенном преступлении. Сам преступник и его орудие убийства лишены фантастичности. Как определяется и что такое литота : примеры из русского языка и литературы Использование в сатирических произведениях Широко применяется гротескная образность в сочетании с обыденными житейскими ситуациями в сатирических произведениях. К примеру, в произведении у Салтыкова-Щедрина присутствует градоначальник с «органчиком», заменяющим ему мозг. Также причудливость истории придают незаурядные ситуации: призыв воевать против людей, отказавшихся от горчицы или борьба за просвещение. Сюжет автор довел до абсурда, но происходящие события отображают повседневные реалии русского человека — вечные конфликты между самодурной властью и простым народом. Существует множество других примеров уникального использования художественного приема в литературе. Неправдоподобность, абсурдность и причудливость образа или ситуации встречается в произведениях не только российских писателей, но и зарубежных авторов.

Сатира Это проявление комического стиля в искусстве в самом резком его понимании. При помощи иронии, гротеска, аллегории, доли гиперболы, она раскрывает унизительные и ужасные явления, придавая свою поэтическую форму.

Многие поэты используют такой художественный стиль для высмеивания каких-либо явлений. Характерным для сатиры будет являться негативное отношение к предмету осмеяния. Гипербола Элемент, использующийся многими авторами и поэтами для преувеличения. Художественная фигура помогает усилить красноречивость мыслей. Данный приём удачно может сочетаться и с другими стилистическими оборотами. Преувеличение совмещается с метафорой и сравнением, предавая им необычную окраску. Гиперболу можно найти в разных художественных стилях, таких как ораторский, романтический и многих других для усиления чувственного восприятия. Ирония Приём, который используется для противопоставления скрытого смысла явному. При употреблении этой художественной фигуры, возникает ощущение, что предмет иронии не такой, каким кажется на самом деле. Формы иронии Прямая.

Употребляется для принижения и усиления отрицательных черт предмета обсуждения, Антиирония. Используется для того, чтобы показать, что объект недооценён, Самоирония. Высмеивается собственная персона, Ироническое мировоззрение.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и в других более поздних произведениях Гоголя Бахтин обнаруживал многие традиционные элементы карнавальной культуры и «гротескного реализма». В первые десятилетия ХХ века тяготение к гротеску приняло невиданные масштабы, выражая общую тенденцию европейского искусства к отображению алогичного, абсурдного, хаотичного мира. Замятин и призывал подрывать жизнь «самым страшным из динамитов — улыбкой», используя сдвиги, искажения, кривизну 3.

Кузмин, К. Вагинов, Ю. Юркун составили литературное ядро группы эмоционалистов 1922 — 1925. В 1922 — 1923 гг. В прозаическом наследии эмоционалистов гротеск представлен широко и разнообразно. Творчество Ю.

Юркуна и К. Вагинова может быть отнесено к гротеску как типу художественной образности, основанному на фантастике, гиперболе, смеховой культуре. В художественном универсуме эмоционалистов гротеск присутствует и в качестве стилеобразующих примет, маркирующих различные периоды культуры, которые формировали гротеск как явление — от гротескной архаики, античного гротеска, средневековой и ренессансной смеховой, карнавальной культуры до барочного, романтического, реалистического, модернистского гротеска. Испытав всевозможные влияния мирового искусства, эмоционалисты наследовали также традиции гоголевского гротеска и карнавализации. В среде их современников-петербуржцев комические аспекты творчества Гоголя были очень популярными: в 1920-е гг. Слонимского «Техника комического у Гоголя» 1923 и В.

Гиппиуса «Гоголь» 1924 , статья Вяч. Пумпянский — прототип Тептелкина, главного героя первого романа Вагинова «Козлиная песнь». Назову некоторые элементы народной смеховой культуры, которые сближают прозаическое наследие эмоционалистов с творчеством Н. Интерес к народно-праздничной и ярмарочной жизни. Тематика праздника, вольно-веселая праздничная или ярмарочная атмосфера определяют сюжет, образы и тон рассказов из «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Мотивы русской ярмарки, балагана, скоморошества, образы балаганных персонажей в карнавальном и трагическом обличье встречаем в рассказе Ю.

Юркуна «Петрушка» 1921 : «из-за кулис появляется огромное лакированное деревянное лицо Петрушки. Превосходящий всякую карикатурность нос не то шведа, не то англичанина» 4 , образ балаганного зазывалы «выползает оборванный с синим, малиновым и зеленым лицом раешник. Кузмин в своем творчестве разных лет неоднократно обращался к теме карнавала и маскарада. Изобразил он и итальянский карнавал, вольных дух которого так восхищал Гоголя 6 : римский карнавал в романе «Чудесная жизнь Иосифа Бальзамо, графа Калиостро» 1916 и венецианский в повести «Из записок Тивуртия Пенцля» 1920. Герой «Записок», молодой немец из Кенигсберга, так описывал Венецию времен «спора двух Карлов» — Гоцци и Гольдони 1760 — 1770-х гг. Но пусть!

В этой веселой, смеющейся колыбели забываешь, действительно, все, кроме масок, концертов, опер, комедий, аббатов, чичисбеев, комедиантов, гондольеров, маленьких Терцинеточек с их шоколадом, попугаями, собачками и обезьянками, кроме влажного неба и небесной воды. Пение, пение, пение! Не то духовный концерт у сироток, не то колыбельная, не то баркарола — заупокойный карнавал!.. Что-то последнее чудится мне в этих вздохах любви» 7 ; и далее: «до сих пор не могу привыкнуть к маскам. Белые бауты меня просто пугают» 8.

Что такое гротеск

это всегда отклонение от нормы, условность, преувеличение, намеренная карикатура, поэтому в литературе и поэзии он часто используется в сатирических целях - для более впечатляющего выражения творческого замысла, который передается посредством. Гротеск в литературе Материалы конференции к 75-летию профессора Ю. В. Манна Ред. Н. Д. Тамарченко, В. Я. Малкина, Ю. В. Доманский. Гротеск в литературе В отличие от параболы гротескное преувеличение является особенным: оно является фантастическим, преподносит читателю изображаемое, обладающее невероятными свойствами, которые уходят далеко за пределы жизненных истин. Гротеск — I Гротеск (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот) 1) орнамент, включающий в причудливых, фантастических сочетаниях изобразительные и декоративные мотивы (растительные и звериные формы, фигурки людей, маски, канделябры и.

Этапы развития гротеска

Символика и применение гротеска в литературе Гротеск не только служит для создания комического эффекта или иронии, но также может нести в себе глубокий символический смысл. одно из сложнейших явлений в литературе, неоднозначность которого привела к понятийной неопределенности и, как следствие, наличию в литературоведении нескольких дефиниций термина «гротеск». его определение, история возникновения, особенности как художественного приема. Разновидности гротеска В литературе исторически сформировались следующие основные виды гротеска: Карнавальный, основанный на противоречиях бытия.

Гротеск в поэзии Кальпиди

В этом гротескный образ сродни символу. Гротескная «Шагреневая кожа» была помещена Бальзаком над «нижним слоем» произведений - «Сценами нравов». Гоголевская «Шинель» - это не только и не столько защита «маленького человека», сколько квинтэссенция ничтожности его бытия. По словам Салтыкова-Щедрина, «История одного города» возникла, чтобы вобрать в себя самую суть «тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною».

Гротеск в литературе - художественное единство контрастов: верха и низа человеческою тела у Рабле , сказочного и реального у Гофмана , фантастики и быта у Гоголя. Бахтин, - характеризует явление в состоянии его изменения, незавершенной еще метаморфозы, в стадии смерти и рождения, роста и становления». Ученый показал амбивалентность гротескного образа народной культуры средневековья и Возрождения, в которой он одновременно высмеивает и утверждает в отличие от отрицающей сатиры нового времени.

В гротеске эпохи Возрождения первостепенное значение имел контраст верха и низа человеческого тела, их взаимозамещение. В реалистическом же гротеске контраст социален. В рассказе Достоевского «Бобок» сближаются социальные верх и низ.

Комична в рассказе память могильного «общества» о прошлой реальной, «домогильной» иерархии. Гротескный контраст проникает в саму ткань произведения, выражаясь в резких перебивах авторской речи и речи героев. Реалистическое искусство приносит невиданную ранее «психологизацию гротеска» Ю.

В реалистическом гротеске расщепляются не только явления внешнего мира, но и само человеческое сознание, в литературе возникает тема двойничества, начатая еще гоголевским «Носом» ведь статский советник Нос - это двойник глупого, пошлого майора Ковалева. Развивается тема Достоевским в повести «Двойник» и в сцене «встречи» Ивана Карамазова с чертом. В гротескном произведении писатель многообразными способами «убеждает» читателя в возможности сосуществования самого невероятного, фантастического с реальным, привычным.

Фантастическое в нем - это максимально заостренная реальность. Отсюда подчеркнутая пластическая достоверность в описании носа и переплетение невероятного со сценами обыденной пошлости в гоголевской повести. В рассказе «Бобок» его превосходительство покойный генерал-майор Первоедов играет с покойным надворным советником Лебезятниковым в преферанс.

Литературоведческое понятие «Гротеск» Гротеск от итал. Гротеск основан на смешении реального и фантастического, ужасного и смешного, трагического и комического, безобразного и возвышенного. Отличается от прочих разновидностей комического юмора, иронии, сатиры и т. Гротеск от франц. Как форма комического гротеск отличается от юмора, иронии, сатиры тем, что в нем смешное и забавное неотделимы от страшного, зловещего, образы гротеска несут в себе трагический смысл [2].

Термин «гротеск» получил распространение в XV — XVI веках, когда при раскопках древнеримских подземных помещений были обнаружены настенные росписи с причудливыми узорами, в которых широко использовались мотивы из растительной и животной жизни. Эти росписи предназначались для обрамления небольших живописных произведений, по контрасту подчеркивая их красоту, гармоничность, возвышенный характер. Они как бы соединяли этот мир идеальной красоты, безупречной героики с неупорядоченной действительностью, с самыми «низкими» ее формами. Гротеск, как художественный образ, отличается двуплановостью, контрастностью. Гротеск всегда отклонение от нормы, преувеличение, намеренная карикатура.

Гротеск поэтому широко используется в сатирических целях. Гротескны в своей основе такие замечательные произведения разных эпох, как «Петербургские повести», «Мертвые души» Н. Гоголя, «История одного города» М. Салтыкова-Щедрина, «Баня», «Клоп» В. Маяковского, «Мастер и Маргарита» М.

Методы и приемы по работе над литературоведческим понятием «Гротеск». Урок литературы в 10 классе. Тема: «Гротеск в поэме Н. Гоголя «Мертвые души»: контраст живого и мертвого». Цели: познакомить учащихся с понятием гротеска; выявить и сформулировать значение гротеска, контраста живого и мертвого в поэме; сформулировать принципы описания живого «положительных элементов» ; выявить, умеют ли учащиеся находить в тексте примеры гротеска.

Контраст живого и мертвого в поэме был отмечен еще Герценом в дневниковых записях 1842 года [3]. С одной стороны, писал Герцен, «мертвые души... С другой стороны: «там, где взгляд может проникнуть сквозь туман нечистых навозных испарений, там он видит удалую, полную сил национальность».

Попытки битвы с природой ещё никогда не заканчивались победой, поэтому Салтыков-Щедрин пишет: «Но не успел он Угрюм-Бурчеев договорить, как раздался треск, и бывый прохвост моментально исчез, словно растаял в воздухе. История прекратила течение своё». Но кто придёт на смену?

В романе одновременно имеется несколько линий повествования: издатель Щедрин, вносящий поправки и редактирующий «Глуповский Летописец», глуповские архивариусы — рассказчики. Смешивая реальное и вымышленное, писатель создаёт не сатирическое переложение истории на литературный манер, а модель города с чертами российской действительности. Поэтому в романе хронотоп очень условен: время движется вперёд и назад, лишено конкретики, несмотря на присутствие точных дат. При этом автор сохраняет славянские корни романа, взяв за основу сюжет о призвании варяжских князей на правление. Где же искать ключ к прочтению романа? С первых строк автор даёт понять, что «История одного города» — произведение, полное фантастики и нелепиц: и поведение народа, и поведение градоначальников служат этой цели.

Чем занимаются глуповцы в минуты несчастий? Топят Порфишек и Ивашек, наделяют ещё не увиденного градоначальника чертами «красавчик» и «умница», а то и вовсе плачут из-за отсутствия градоначальника. Таким образом автор описывает рабское положение жителей, не способных заявить о своих правах. Иногда глуповцы начинают осознавать, что ими управляют случайные люди. Но и эти проблески гражданского сознания погибают на кострах. Калейдоскоп градоначальников лишь усиливает ощущение глуповцев, что ими управляет «начальник-прохвост», но действий никаких по изменению положения они не предпринимают.

Автор рассказывает о готовности глуховцев жить при тиранах и даже впадать в бунты при безвластии. Подобная фантасмагория вызывает у современников много вопросов, поэтому критик Суворин обвиняет Салтыкова-Щедрина в глумлении над народом, в бездушном осмеянии трагических сторон русской жизни. Писатель же хочет показать в действиях глуповцев преобладание отрицательной национальной черты — терпения, а в образах градоначальников раскрыть эгоистическое желание властвовать. Трагичность заключается в том, что народ расплачивается за ошибки и самодурство правителей, не встаёт на защиту своих прав. Всё это говорит о том, что роман написан на «злобу дня». Автор не скрывает свою позицию: сатирические образы градоначальников, народа и самого города обнажают недовольство Салтыкова-Щедрина устройством государства, толстокожестью и косноязычием правителей, раболепием и невежеством народа.

В гротеске происходит сочетание, казалось бы, несочетаемых вещей: трагического и комического, возвышенного и безобразного, смешного и ужасного. Несмотря на то, что гротеск — комический прием, он несет в себе в основном трагический смысл. Гротеск всегда показывает какое-либо отклонение от нормы, преувеличение и намеренную карикатуру. Определение гротеска.

Ярким примером использования гротеска может служить повесть Н. Булгакова о представлении, устроенном Воландом в варьете, вы поймете, что автор использовал гротеск, где смешное неотделимо от ужасного. Таких сцен в романе Булгакова много.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий