Кроме того, есть значительное количество всех майя живут, конечно, в Мексике — на полуострове Юкатан. Как верная сохранившимся традиционным бытом известна группа лекандонских майя, проживающая в Чьяпасе (Мексика). Это связано с тем, что на территории, где жили майя, царила засуха, поэтому было важно иметь запасы воды. Как жили майя? Какие дворцы сооружали? Как их украшали? На все эти вопросы нашла ответы в садах музея антропологии в Мехико. В одном из патио установлены сегменты оригинальных дворцов майя. Некоторые города майя имеющие высочайшую историческую и культурную ценность включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С помощью лидара нашли древний церемониальный комплекс Майя
Однако последний город Нойпетен, был оставлен только в 1697 году. Научный анализ спелеотемов и скальных структур в пещерах подтвердил догадку ученых — между 800-930 годами нашей эры случилось множество сильнейших засух в регионах южной Мезоамерики. Сама политическая система майя основывалась на воде. Иными словами могущество правителя майя зависело от размера водохранилища в районе города. Тем самым, город привлекал множество аграрных подданных, которые в обмен на питьевую воду и воду для орошения полей, отдавали часть продукции власть имущим.
Однако после засухи, многие правители потеряли свои рычаги власти. Заброшенный город Майя в джунглях Гватемалы Также стоить отметить, что политическая вертикаль власти майя, было тесно связана с божествами. Ввиду этого плохой правитель, неспособный дать людям воду, считался изгнанным богами или сами боги таких царей были неправильными.
Почему исчезла целая цивилизация, и чем еще известны майя? Майя: кем они были? Хотя нельзя однозначно назвать цивилизацию майя наиболее величественной, она точно может претендовать на звание самой загадочной древней культуры. Этот народ научился создавать огромные пирамиды, которые могут конкурировать с египетскими по красоте, изготавливать керамические изделия. А календарь индейцев и вовсе считается одних из наиболее точных из тех, которые были придуманы человеком. Уникальная цивилизация появилась на основе более ранних культур, существовавших на тихоокеанском побережье. Это ольмеки, сапотеки и прочие народы. О большинстве достижений майя можно узнать благодаря придуманной ими письменности. Индейцы оставляли послания всюду — на зданиях, камнях и других объектах. Майя - одна из самых загадочных культур. Далеко не все они до сих пор исследованы, поэтому новые факты о майя мы узнаем и в наши дни.
Исследователи изучили лесистую местность в различных районах Гватемалы с помощью системы LiDAR — лазерного аналога радара, позволяющего картировать рельеф под пологом растительного покрова. Лидар позволил выявить более чем тысячу древних поселений общей площадью 1680 квадратных километров, большинство из которых были связаны сетью дорог и дамб. Города характеризовались плотным заселением, что противоречит гипотезе, предполагающей, что ранние мезоамериканские населения были малонаселенными.
Фото: National Institute of Anthropology and History Древний город был обнаружен в джунглях Южной Мексики, сообщил на днях Мексиканский институт антропологии. Считается, что тысячи лет назад этот город был важным центром, он включает в себя большие здания, похожие на пирамиды, каменные колонны, три площади с внушительными башнями и другие сооружения, расположенные почти концентрическими кругами. Керамика, обнаруженная на этом месте, по-видимому, указывает на то, что оно было заселено между 600 и 800 годами нашей эры, в период, известный как поздняя классика. Как сообщает Би-би-си, археологи назвали это место Окомтун на языке майя - «каменная колонна». Считается, что майя были одной из величайших цивилизаций Западного полушария, известной своими пирамидальными храмами и величественными каменными зданиями на территории, которая сейчас является южной Мексикой, Гватемалой и Белизом.
Древний город майя нашли в джунглях Мексики (фото)
Последний город майя назывался Тайясаль и в нем жило 60 000 человек — он был уничтожен европейскими завоевателями только в 1600-е годы. Именно там где-то 1000 году до нашей эры жили майя. На юге мексиканского штата Чьяпас живет племя лакандонов, являющихся прямыми потомками древнего индейского народа майя. Но культура майя все еще живет в северной части Юкатана. Авторы пытаются развеять различные мифы и изобразить цивилизацию майя через факты, которые выявляются в ходе археологических исследований. Потомки майя остались жить в Южной Мексике и Гватемале.
Древние города майя – ФОТО
- Археологи обнаружили на Юкатане затерянный город майя с архитектурой в стиле пуук
- Окомтун — древний город цивилизации майя
- Рождение цивилизации майя
- Археологи удивлены найденным в джунглях древним городом цивилизации майя
Майя: тайна гибели цивилизации
К тому моменту, когда испанцы высадились на берег американского континента, цивилизация индейцев майя переживала не самые лучшие времена. Расцвет цивилизации пришелся на VI-IX века нашей эры, когда майя занимали территорию полуострова Юкатан и прилегающие тропики вплоть до Тихого океана. Это был регион с развитым сельским хозяйством, системой водоснабжения, грамотной структурой управления и крупными городами, такими как Чичен-Ица, Ушмаль, Тулум, Паленке. Но в X веке большинство городов и грандиозных храмовых комплексов было заброшено. Историки полагают, что причиной трагедии империи майя могли стать резкие климатические изменения, которые привели к многолетним засухам. Снижение количества осадкой вызвало острую нехватку пресной воды и гибель урожая, что стало причиной массового голода и резкого сокращения численности населения.
Согласно другим исследованиям, сами майя спровоцировали экологическую катастрофу на территории Центральной Америки: масштабная вырубка тропических лесов ради возделывания кукурузы и других культур привела к деградации почвы и резкому снижению урожайности. К моменту прихода колонизаторов, в начале XVI века, цивилизация майя была разделена на несколько враждующих между собой городов-государств.
В начале периода майя, когда эта структура была построена, цивилизация была в основном сельскохозяйственной, выращивала маниоку, кукурузу, тыкву и бобы. Это было примерно в то же время, когда цивилизация ольмеков была хорошо развита и майя переняли некоторые их определённые культурные и религиозные черты.
Также сложный календарь и система чисел тоже были переняты у ольмеков, что могло стимулировать изменения в обществе майя. На раннем этапе своего развития общество майя было не столь иерархично. Это открытие существенно изменит историю Центральной Америки, потому что кажется, что в его свете этого общество майя по своему происхождению не будет теперь таким уж неравным, каким оно было на более поздних стадиях своего развития. По мнению ученых, тот факт, что подобные структуры были построены ранее, чем считалось до этого, может означать, что между людьми в обществе майя существовали некие неразрывные связи, которые невозможно представить в сильно иерархическом обществе.
Ведь построение подобного огромного комплекса было бы невозможно без солидной общественной работы. Эксперты считают, что спонтанная инициатива могла бы способствовать созданию даже чего-то большего, чем государственная организация с чётким руководством. Это может означать только то, что социальные связи были такими же по значимости или даже более важными, чем центральная организация. В этом случае скоординированные команды были бы более эффективными, чем вертикальная социальная структура.
Вдохновлённые этими перспективами, учёные продолжат свои исследования в регионе Табаско. Они надеются, что смогут расширить свои знания о происхождении народов ольмеков и майя. Того, что было забыто столь долго. Подробнее об истории могущественной цивилизации майя, прочтите в нашей статье учёные разгадали одну из тайн цивилизации древних майя.
Понравилась статья?
Вопреки достижениям во многих сферах общественной жизни, майя не владели металлургией, технически находясь в каменном веке и не зная более совершенных орудий. Но у них были свои способы ведения борьбы с противниками. Например, воины майя использовали в качестве метательного оружия гнезда шершней и ос, помещенных в сосуды из тыкв-горлянок. Будучи удачно брошенными, насекомые создавали панику в рядах врага. Одним из признаков привлекательности народ считал косоглазие. Чтобы намеренно развить его, ребенку на уровне глаз привязывали каучуковый шарик. Кроме того, майя специально деформировали лобную кость черепа, придавая ей сплющенную форму. Для этого ко лбу младенца через пять дней после рождения плотно прикрепляли деревянную дощечку. По мнению майя, удлиненная форма головы придавала человеку благородный вид.
К тому же за лоб такой головы было удобнее цеплять лямки, с помощью которых переносили тяжести. Знатные люди, помимо того, искусственно изменяли форму носа, создавая орлиный профиль иногда с помощью глиняных или восковых накладок. Согласно одному из предположений, так лицо было больше похоже на початок кукурузы — основную сельскохозяйственную культуру, которую выращивали майя. Что касается телосложения, то знатные люди, как мужчины, так и женщины, обычно изображались довольно упитанными , даже с заметным брюшком.
Они обнаружили в Белизе долото из жадеита и ручку из палисандра. Его открытие говорит о том, что этот минерал не был священным камнем, из которого изготавливались только религиозные предметы и украшения для знати, но и ресурсом для создания дорогих и статусных, но вполне обыденных орудий труда», — прокомментировала находку одна из исследовательниц Хезер Маккиллоп. Назначение жадеита вызывает споры в мире ученых уже несколько лет.
Предметы из этого полупрозрачного зеленоватого минерала на севере территории, где жили майя, можно найти только в гробницах правителей, пирамидах и древних храмах. Однако на юге жадеит, очевидно, использовали и по менее торжественным поводам, ведь его встречают даже в низкокачественных бусах.
Livescience: цивилизация майя никуда не исчезала, их потомки живут до сих пор
Основная статья: Искусство майя Искусство древних майя достигло пика своего развития во время классического периода около 250 года — 900 года н. Настенные фрески в Паленке , Копане и Бонампаке считаются одними из самых красивых. Красота изображения людей на фресках позволяет сравнить эти памятники культуры с памятниками культуры античного мира , поэтому этот период развития цивилизации майя и принято считать классическим. Многие из памятников культуры не дошли до наших дней, так как были уничтожены либо инквизицией , либо временем. Основная статья: Скульптура майя Скульптуры майя, как правило, представляют собой стелы , в основании которых находится крупный плоский камень, который часто называют алтарём , хотя его реальная функция до конца не ясна [7]. Многие стелы содержат барельефные изображения [8] , хотя по всему ареалу существования майяской цивилизации можно также встретить и обычные скульптуры [9]. Большинство скульптур относится к классическому периоду 250—900 годы н. Основная статья: Архитектура майя Для искусства майя, нашедшего выражение в каменной скульптуре и барельефах, произведениях мелкой пластики, росписях на стенах и керамике, характерна религиозная и мифологическая тематика, воплощённая в стилизованных гротескных образах. Основные мотивы искусства майя — антропоморфные божества, змеи и маски; ему свойственны стилистическое изящество и изощрённость линий. Главным строительным материалом для майя служил камень, в первую очередь известняк.
Типичными для архитектуры майя были ложные своды , устремлённые вверх фасады и крыши с гребнем. Эти массивные фасады и крыши, венчавшие дворцы и храмы, создавали впечатление высоты и величественности. Основная статья: Костюм майя Основным одеянием мужчин была набедренная повязка эш ; она представляла собой полосу ткани шириной в ладонь, которую несколько раз обёртывали вокруг талии, затем пропускали между ног так, чтобы концы свисали спереди и сзади.
Ученые раскопали погребения, несколько площадей и руины дворцово-церемониального комплекса, в которых прослеживаются черты архитектурного стиля пуук. По их оценкам, в этом городе могло жить больше четырех тысяч человек, сообщает The Guardian. Во II тысячелетии до нашей эры — середине II тысячелетия нашей эры на территории Мезоамерики существовала цивилизация майя. В истории этой группы народов выделяют ряд периодов, один из которых — классический — охватывает примерно 250—900 годы до нашей эры. Это время, когда у майя наблюдался расцвет искусства, наук: астрономии, математики, лечебного дела, появились собственные элементы в архитектуре стиль Петен. Пик этого подъема пришелся на 600—800 годы, когда окончательно сформировались религиозные обряды, празднества и ритуальные жертвоприношения.
К этому времени относятся величественные храмы-пирамиды, загадочные иероглифы, барельефы и искусно расписанная керамика. С политической точки зрения, поздний классический период характеризовался появлением многочисленных городов-государств с собственными правящими династиями, которые участвовали между собой в жестких военных конфликтах.
Должно быть что-то еще, и наверняка ученые не обратили на это внимание. Исследователь имеет в виду природную катастрофу, с которой он знаком не понаслышке. На своем веку я видел немало засушливых периодов.
В 1950 годах, когда я был еще совсем маленьким, в Техасе началась сильная засуха. Я помню как отец повез меня в пригород Сан-Антонио. Помню, что я видел умирающих и мертвых животных. Все земля была буквально выжжена солнцем в течение многих дней, на поля не упало ни одной капли дождя. Ручьи и реки пересохли, и никто не знал, что делать.
Засуха началась, когда ей вздумалось, и так же неожиданно закончился. Страшная картина тех дней навсегда останется в моей памяти. Именно тогда я отчетливо понял, какие огромные и разрушительные последствия может иметь засуха". Трудно убедить археологов в том, что Майя погибли из-за недостатка воды. Версию засухи опровергало одно важное обстоятельство - Тикаль находится в зарослях дождевого леса.
Например, в Тикале, который окружен густыми лесами, обитают различные птицы и животные. Повсюду буйная растительность, сильные ливни в этих местах считаются обычным явлением, трудно убедить ученых в том, что в этих местах когда-то была свирепая засуха, уничтожившая великую цивилизацию. В это трудно поверить" - Дик Гилл. События, происходящие неподалеку от Тикаля, позволяют предположить, что версия Дика не такая уж фантастическая. Современные мексиканцы, возможно, потомки народа вымершего 1200 лет назад, призывают и сегодня на землю дождь.
Тайные церемонии проводятся в разгар засушливого сезона. Пока женщины готовятся к жертвоприношению, мужчины совершает ритуал, в котором причудливо сплелось язычество и христианство. Так же, как и их предки они просят богов пролить дождь. Археолог отправляется в Тикаль на поиски доказательств того, что Майя боялись засухи. Жители города Тикаль, который стоял далеко от рек и озер, полностью зависели от сезона дождей, которые шли в течение 4-5 месяцев.
Исследователь удивился, узнав, что город был построен с тем расчетом, чтобы накапливать воду. На улицах находились каналы, по которым дождевая вода стекала в многочисленные емкости. Рядом с городом были естественные резервуары для воды, которые и наполнялись дождевой водой. Майя строили на улицах специальные каналы. Если не было дождей то люди оказывались в серьезной опасности.
Таким образом, единственным источником воды для Тикаля в период засухи служили эти резервуары. Археологи по-прежнему нуждаются в подтверждении того, что в этих местах происходили сильные засухи. В архиве метеорологических отчетов прошлых лет в Мехико содержалась интересная информация. Оказывается, в прошлом веке здесь была сильная засуха, можно даже сказать страшная засуха. С 1902 по 1904 гг.
Просто повезло, что метеосводки тех лет сохранились до наших дней. Теория засухи Данные, найденные в архиве, служат доказательством того, что в этих местах происходили сильные засухи, значит, можно предположить, что аналогичные бедствия могли произойти и в то время, когда исчезли Майя. Но одна губительная засуха за 100 лет еще не подтверждала теорию. Чтобы больше узнать об истории Мексики, приходится обращаться в национальный архив, где собрана уникальная коллекция рукописных книг, часть из которых датирована XVI веком. Через несколько месяцев кропотливых поисков были обнаружены отчеты о страшных засухах, случившихся в провинции Юкатан в районе, который когда-то был плотно заселен народом Майя.
Отчеты, которые хранятся в архивах, были составлены испанскими колонизаторами для начальства в Мехико и Мадриде. Например, в одном из них содержится просьба от властей Юкатана помочь продовольствием. В 1795 году почти весь урожай погиб. У крестьян не было зерна и люди боялись умереть голодной смертью, как уже неоднократно происходило в прошлом. Теперь можно было не сомневаться, что это был правильный путь.
Кстати, взгляд очень даже родственный воззрениям майя. Для того чтобы успешно выполнить свою задачу и покончить с индейской культурой, францисканцам предстояло изучить и понять традиции и верования народов, которые они хотели обратить в католическую веру. Наиболее известным францисканцем-миссионером, побывавшим среди ацтеков, являлся брат Бернардино де Саагун. Он прибыл в Мексику в 1529 году и провел там более 10 лет, все это время документируя события тех лет, а также высказывания и повествования поверженной уже ацтекской знати. Запись таких бесед вел как сам брат Бернардино, так и его ученики — грамотные молодые ацтеки-католики.
В итоге все записи были собраны в единый труд — «Всеобщая история вещей Новой Испании», более известный как «Флорентийский кодекс». Большой всеобъемлющий труд из 12 отдельных книг, написанных как на испанском, так и на ацтекском языке науатль, включающий в себя более двух тысяч иллюстраций, — это самый детализированный отчет, выполненный во время конкисты. Что касается майя, то документальные источники, проливающие свет на жизнь и историю этого народа, более чем скудны. Помимо рутинных отчетов администраторов и повествований самих конкистадоров, сохранились довольно спорные труды одного из францисканцев, осуществлявшего свою миссионерскую деятельность на Северном Юкатане, а именно, брата Диего де Ланда. Неоднозначная и противоречивая фигура де Ланда еще не раз появится на страницах этой книги.
Прежде всего, он известен тем, что в 1562 году, узнав о возвращении части вновь обращенных в христианство к старой практике «идолопоклонства», де Ланда подверг страшным пыткам и экзекуциям тысячи майя, сжигая и вешая их без разбору. Дело дошло не только до разрушения бесчисленных святилищ и идолов, но даже битья и разламывания утвари, жертвенных костей и прочей «языческой мерзости». Уже много позже, отозванный на родину из-за чрезмерного усердия и превышения полномочий, он создал скорее, в качестве искупления грехов большое и детализированное описание народа, который совсем недавно истязал и выжигал каленым железом. В своем труде де Ланда подробно рассказывает о религиозной практике майя, их обычаях, ремеслах, одежде, об их сельскохозяйственной деятельности и письменности — в общем, об их будничной, повседневной жизни. Очевидно, что к труду де Ланда нужно подходить осторожно, учитывая его собственный неоднозначный взгляд на майя и то обстоятельство, что труд этот неоднократно переписывался, и ученые до сих пор не располагают первоисточником.
И все же «Сообщение о делах в Юкатане» остается до сих пор единственным более или менее правдивым, полным в отличие от сухих бюрократических отписок произведением, проливающим свет на общество майя в первые десятилетия после начала испанского завоевания. В своем труде де Ланда даже пытается провести археологический и ретроспективный анализ истории майя, он повествует об их преданиях и мифах, что делает этот труд еще более любопытным. Диего де Ланда. Один из немногих известных портретов Де Ланда прибыл на север Юкатана в 1549 году. Человек экстраординарный, энергичный, любознательный, он быстро выучил язык майя и в первые годы своей миссии много путешествовал по полуострову, посещая множество деревень и беседуя с местными жителями.
Особенно часто он общался со знатью и хранителями местных традиций и сакральных ритуалов. К тому времени майя уже не оставляли письменных памятников, не строили каменные храмы, как в классический период, однако среди новых знакомых де Ланда оказалось немало тех, кто еще владел письменностью и мог рассказать много интересного и важного из истории своего народа. Общаясь с ними, миссионер сначала научился записывать дни недели и месяцы древнего календаря, сопроводив иероглифы испанской транскрипцией. Затем он выяснил соответствие дат календаря майя с датами юлианского календаря, что оказалось очень кстати: три столетия спустя ученые воспользуются данными де Ланда для точной корреляции двух календарей. И еще: один из знатных людей майя, названный на испанский манер Гаспаром Антонио Чи, показал де Ланда написание некоторых иероглифов, которые впоследствии также послужат ключом к дешифровке письменных памятников майя.
Де Ланда постарался точно охарактеризовать особенности общества майя, их социальную иерархию, роль жрецов, хранителей древних знаний и даже попытался заглянуть в прошлое этого народа. Он пришел к верному выводу, что расцвет майя остался позади, и по какой-то причине развитие их общества затормозилось и даже пошло вспять. Особенно поразили де Ланда архитектурные памятники: Имя и репутация Юкатана сильны, прежде всего, из-за множественности, величественности и красоты зданий, в то время как слава других земель Индий — в золоте, серебре и богатстве. Его величие такое же, как у Перу или Новой Испании. По правде говоря, все эти здания и их число даже более значимы, чем все то, что мы к этому дню открыли вИндиях; их так много, и они так хорошо построены из обточенного камня, что заставляют удивляться кого угодно.
В следующем пассаже де Ланда описывает урбанистические достоинства городов майя, планировку которых археологи называют достойной современного «города-сада». Поделился де Ланда и своими наблюдениями об устройстве общества майя: До того как испанцы, пришли в эту страну, местные обитатели жили в основном в городах весьма цивилизованным образом. Они очищали свои земли от сорняков и высаживали очень полезные растения. Место их обитания выглядело следующим образом: в центре города располагались их храмы и красивые площади, а вокруг храмов стояли дома их властителей и жрецов… а вокруг городов располагались дома людей из низших классов. Де Ланда старательно описывал все свои посещения городов майя, не забывая делать зарисовки и планы наиболее выдающихся архитектурных памятников, таких, как большая пирамида Эль-Кастильо Кукулькана в Чичен-Ице и городская площадь в Тихоо.
На зарисовке пирамиды Эль-Кастильо, например, де Ланда обозначил ступени, грани и их ориентацию по сторонам света. Он указал, что просторные городские площади были когда-то вымощены известняковыми плитами и что широкая и красивая лестница ведет к колодцу, находящемуся на высоте двух бросков камнем. В этот колодец по обычаю сбрасывали живых людей, задабривая богов во времена засухи. Майя также бросали туда множество различных предметов, таких, как драгоценные камни, и вообще любые вещи, которые считали ценными. Пирамида Эль-Кастильо в Чичен-Ице Описания услышанного и увиденного свободны от мифов о жертвоприношениях красавиц-девственниц, которым, якобы, устраивали специальный отбор.
Скорее всего, это выдумки более позднего времени. Де Ланда обратил внимание, что и во время конкисты Чичен-Ица и остров Косумель по-прежнему оставались священными, «действующими» сакральными местами для майя: «Для них Косумель и Чичен-Ица — места такие же почитаемые, как для нас Иерусалим или Рим». Женский монастырь в Чичен-Ице От добросовестного и внимательного де Ланда не ускользала ни одна деталь. Так, он заметил и его это впечатлило , что одежда на героях бесчисленных барельефов и скульптур в точности походила на ту, которую носили майя в XVI столетии. А однажды он оказался в ситуации, когда: В одном здании находилась вместительная урна, в которой мы обнаружили пепел и кости сожженного человеческого тела, и в пепле виднелись три красивые каменные бусины, похожие на те, что сейчас используют вместо денег.
Данный факт указывает на то, что именно индейцы были строителями этих зданий. Очевидно, те люди превосходили нынешних, в том числе в росте и силе. Свои предположения де Ланда строит на основании того, что обнаруженные кости оказались необычайно крупными, да и ступени на пирамидах имели такие размеры, будто были специально рассчитаны на людей более крупной расы. Хотя мы и не можем слепо верить в рассказы де Ланда о размерах найденных им костей, однако последние исследования скелетов майя, живших за столетия до миссионера, действительно указывают на то, что они в основном были крупнее своих потомков эпохи испанской конкисты. И, конечно же, считать де Ланда «археологом» можно с большой натяжкой — ни знаний, ни опыта в этой области у него не было, поэтому относительно достоверными мы можем считать лишь те его сведения, которые способны проверить сегодня.
В чем де Ланда точно не ошибся, так это в том, что все здания были построены далекими предками современных ему майя. Город Исамаль, расположенный между Меридой и Чичен-Ицой, — самый крупный центр из описанных де Ланда. Миссионер писал, что город может похвастаться одиннадцатью или двенадцатью пирамидами и храмами «просто изумительной высоты и красоты». Исамаль стал главной базой миссионерской деятельности де Ланда, и именно здесь, по его словам, «индейцы вынудили нас своим упрямством основать в 1549 году в строении, которое мы назвали Сан-Антонио, часовню, оказавшую нам огромную помощь в обращении индейцев в христианскую веру». Францисканцы, в конце концов, простроили свою церковь на фундаменте разрушившегося древнего здания майя, перетащив для строительства каменные блоки, выломанные из соседних пирамид.
Эта церковь, дошедшая до наших дней, ничем не примечательна, если не считать того, что широкая, обращенная на запад мостовая, ведущая к дворику под сводчатой галереей, была сконструирована лично де Ланда. Он мыслил, что эту мостовую заполнят толпы новообращенных индейцев, спешащих на церковную службу. Однако мечтам миссионера не суждено было сбыться еще долгое время. Испанцы отчего-то решили, что, разрушив одну культуру, они смогут на ее обломках быстро построить другую. Они ошиблись.
Вырвать с корнем языческие верования не удалось. К 1562 году де Ланда и его соратникам стало ясно, что их надежды на окончательную христианизацию туземного населения не оправдались. В тот год миссионеры обнаружили несколько пещер, где майя отправляли свои ритуалы и даже продолжали практику человеческих жертвоприношений. В итоге в отношении местного населения была развязана кровавая оргия пыток и убийств. Всю полноту ужаса испытал на себе маленький городок Мани, истязаемый испанской инквизицией в течение трех месяцев.
Всякий вероотступник, на которого указывал любой из братьев-францискан-цев, немедленно подвергался наказанию: в лучшем случае избиению плетьми, а в худшем — его сжигали на костре. В первые дни и месяцы миссионерского служения де Ланда заинтересовался манускриптами, увиденными у своих знакомцев-информаторов из числа майя. Эти бесценные манускрипты содержали исторические хроники, священные пророчества и предсказания. Страницы, сделанные из коры деревьев, были обработаны известковой массой и расписаны загадочными иероглифами. Обложками рукописных книг служили как правило деревянные дощечки, обтянутые выделанной кожей ягуара.
В раскрытом виде некоторые книги достигали 6 метров в длину! Де Ланда повествует, что в тех книгах майя записывали «дела своих прошедших времен и что-то из своих наук». Однако далее миссионер буднично и безжалостно сообщает: «Мы нашли много книг, в которых не содержалось ничего, кроме суеверий и дьявольской лжи. Мы сожгли эти книги и с удивлением увидели, что индейцы сожалеют об этом событии так, будто бы у них случилось горе». Костры брата де Ланда уничтожили великое культурное наследие майя, а современной науке нанесли неисчислимый урон.
По всей видимости, в огне погибли сотни фолиантов; кроме того, испанцы разбили и разрушили огромное количество каменных изваяний, идолов и барельефов, которые сочли языческими и дьявольскими. К сожалению, современные археологи и историки вынуждены руководствоваться тем немногим, что брат де Ланда нам все-таки оставил: его «Сообщением о делах в Юкатане». Произведение это неоднозначное, но стоящее в первом ряду достаточно правдивых сочинений о майя — народе с удивительной историей, вызвавшей в Европе неподдельный интерес и восхищение. В 1563 году де Ланда приказали вернуться домой, в Испанию, где он через три года написал свое знаменитое «Сообщение…» — книгу, которую большинство исследователей считает столь же неоднозначной, как и ее автора.
20+ интригующих фактов о народе майя, о которых интеллигентно умолчали школьные учителя
Археологи розыскали потерянный город майя на юге полуострова Юкатан в Мексике, пишет ScienceAlert. Мария Баченина вместе с историком Дмитрием Беляевым рассказывает об одной из самых загадочных цивилизаций человечества. Археологи в Мексике обнаружили остатки древнего города майя глубоко в джунглях полуострова Юкатан. А что случилось с самим народом майя, и где сегодня живут потомки строителей грандиозных пирамид? Майя проживали на территории юга Мексики, а также Гватемалы, Белиза и Гондураса.
В джунглях Мексики археологи нашли потерянный город майя
- Доклассический период
- 21 неожиданный факт об индейцах майя, которые могут быть интересны не только историкам
- В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя — РТ на русском
- Рождение цивилизации майя
МАЙЯ (Цивилизация)
Там, где жили майя, был жаркий климат, поэтому они в основном выращивали маис, лишь иногда употребляя в пищу мясо диких животных. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. Геологи обнаружили на севере Гватемалы поселения майя, которые простираются на территории около 1700 квадратных километров, сообщает LiveScience. Он говорит о горной Гватемале, где жили народы киче.
В тени джунглей: археологи обнаружили затерянные поселения древних майя
В эти джунгли исследовательская группа отправилась в начале мая 2023 года. В результате в северо-западной части территории охраняемого государством заповедника Баламку были обнаружены остатки монументальных сооружений. К слову, археологи знали, куда идти, так как полевым работам предшествовала аэрофотосъемка. Она и указала на место возможного присутствия древних объектов в густых джунглях. Также с самолета было проведено сканирование местности лазером при помощи передовой технологии LiDAR. Оно очень помогло археологам, так как выявило многочисленные скопления доиспанских структур. В рамках полевых работ исследователи нашли целый город, о существовании которого раньше никто не знал. Причем по ряду своих характеристик он заметно отличается от других известных городов майя.
Вероятно, полнота считалась признаком материального благополучия и достатка. Чем больше на теле было тату, тем храбрее считался мужчина, так как нанесение рисунка прорезанием было очень мучительным, а человек после этого болел несколько дней. При этом тех, кто не хотел татуироваться, высмеивали. Примечательные факты о майя, которые не расскажут на уроках истории Бытует мнение, что в древние времена люди мало жили. Однако это не совсем верно. Один из владык майя Пакаль скончался в возрасте 80 лет, 68 из которых правил царством. Майя проводили астрономические исследования без каких бы то ни было приборов, стоя на вершинах пирамид. Единственный инструмент, который они использовали, — это скрещенные палки для фиксации точки наблюдения. На самом деле майя никуда не исчезли. На сегодняшний день в мире проживает около 7 млн потомков тех самых людей, создавших древнейшую цивилизацию. Некоторые по сей день занимаются производством текстиля по технологиям, которым несколько тысяч лет. Плавали они в долбленых каноэ разной величины и могли проплывать на них тысячи километров. Существуют доказательства, что они добирались и до вод Тихого океана.
Но он продолжал утверждать, что понять чужую культуру можно, лишь живя в ней полностью. Так он и поступил, став на три года членом племени лакандонов. О своей жизни в мексиканских джунглях «немецкий лакандон» написал книгу: «Исследователь, решивший изучить волшебство», которая вышла в начале этого года в издательстве «Космос» в Штутгарте. В основу книги лёг дневник, который Ретш исправно вёл всё это время. Получилось интересное научное исследование, и увлекательный рассказ о необычном путешествии в родовой строй. Собранная Ретшем информация раскрыла многие тайны мистических потомков майя. Маленькое племя лакандонов осталось последним бастионом нетронутой культуры своих знаменитых предшественников. Его члены на протяжении многих лет противостояли всем попыткам миссионеров обратить их в христианство. Онисохраняют древние мифы о гигантских жуках, поедающих людей, о ягуарах и змеях, являющихся домашними животными богов, о летающих обезьянах. Несмотря на грозные предания, лакандоны очень миролюбивые люди, им чужда агрессия. У них отсутствуют понятия недоброжелательства и зависти, они не сетуют на бедность и сохраняют всегда свой весёлый нрав. Гостю жители посёлка предоставили хижину и поставили на довольствие, состоящее из маисовых лепёшек и чёрной фасоли.
Раньше город называли "Зама" на языке майя означает "рассвет". Современное название возникло после посещения американских исследователей в 1841 году. Большая часть жителей города-крепости жила за пределами оборонительных стен, а внутренняя часть служила резиденцией для правителей, священников, местом отправления культовых обрядов. Наивысший и самый известный монумент Тулума — Эль-Кастильо. Расположенный ближе всего к морю, он, вероятно, служил маяком для моряков. Другим знаковым монументом Тулума является Храм фресок с характерными сюжетами из жизни майя. Фрески изображают змей, бога дождя Чаака и Иш-Чель, богиню плодородия, радуги, деторождения, медицины и ткачества. Храм фресок состоит из трех уровней, символизирующих три сферы Вселенной майя — подземный мир мертвых, жизнь и небо, обитель богов. Жрецы майя использовали храм в качестве обсерватории для наблюдения за движением Солнца. Духовные представления и знания майя с одной стороны удивительны, а с другой стороны ничем не отличаются от духовных представлений и знаний славян, китайцев и т. Все народы прошли один и тот же путь, выстраивая свою жизнь и познавая мир. История знания — это история идей и открытий. Когда становится тесно, побеждает тот, кто переводит экстенсивное объедание территорий в интенсивное развитие. За счет идей приобретается больше, чем от тупого поедания. Пути халявы в истории нет. Ни одна цивилизация не стала таковой просто так, только от труда и внедрения идей, которые способствуют развитию. О майя ходит множество "загадочных историй", в реальности же нет никаких инопланетян. Всё, что делает человек — это его естественная реакция на окружающий мир, она вся обусловлена его психо-физиологией. Каждый должен решать сам за себя, сам учиться, сам двигаться вперёд.
Куда исчезли древние майя?
Майя проживали на территории юга Мексики, а также Гватемалы, Белиза и Гондураса. В это время майя продвигаются на запад, вытесняя местное население, по-видимому родственное ольмекам. В исследовании, недавно опубликованном в журнале Ancient Mesoamerica, археологи сообщают об открытии огромного 2000-летнего поселения майя. Майя жили в основном на территории Центральной Америки и полуострова Юкатан. Международная группа ученых обнаружила в Северной Гватемале множество поселений цивилизации майя возрастом около двух тысяч лет.
Больше удивительных находок
- Древние города майя в Мексике и потомки таинственной цивилизации
- В джунглях Мексики найден давно забытый город цивилизации майя
- МАЙЯ (Цивилизация)
- Странности, которые поражают современного человека, а для майя были обычным делом
- Почему исчезла древняя цивилизация Майя?