Новости эмоциональный интеллект состоит из

Разбираемся, каким образом и почему эмоциональный интеллект стал одним из самых востребованных профессиональных навыков.

Статьи и полезные материалы для HR

Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни Высокий коэффициент интеллекта не гарантирует хорошую должность, а вот эмоциональный интеллект может способствовать быстрому карьерному росту.
Эмоциональный интеллект: развитие эмоционального интеллекта, методики эмоционального интеллекта Я расскажу как рационализировать концепцию эмоционального интеллекта (EQ), не снижая ценности IQ.
Эмоциональный интеллект: тренируйте свои эмоции ОК. Поделиться. В составе плейлиста. Ошибка. Повторите попытку позже.

Я понимаю, что ты чувствуешь: что такое эмоциональный интеллект

Авторы разработали структуру эмоционального интеллекта, которая состоит из трех компонентов (рис.1). С 1960-х годов термин «эмоциональный интеллект» изредка использовался в психиатрии и литературной критике. А в соединении с вектором интеллекта IQ эмоциональный интеллект формирует важнейшую стратегию, назовем ее «стратегией творцов». Термин “эмоциональный интеллект” был придуман в 1990-х годах, а затем популяризирован психологом и автором Дэниелом Гоулманом в его книге “Эмоциональный интеллект: Почему он может иметь большее значение, чем IQ.”.

Материалы по теме

  • Почему важен эмоциональный интеллект?
  • Эмоциональный интеллект — Википедия
  • Эмоциональный интеллект
  • Что представляет собой эмоциональный интеллект?
  • Эмоциональный интеллект, или кто тут на самом деле умный
  • Эмоциональный интеллект – зрелость и безграмотность

Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни

Вместе с тем многие задания, разработанные в рамках экспериментальной психологии, могли бы успешно применяться и в дифференциальной психологии для измерения ЭИ. Наиболее серьезная проблема тестов ЭИ состоит в определении метода подсчета баллов, так как все существующие подходы оказываются при ближайшем рассмотрении весьма спорными. Основная трудность состоит в том, какой вариант ответа считать правильным и на каком основании. По этому поводу идет острая полемика. Подсчет баллов на основе консенсуса выборки стандартизации может просто выражать представления и даже предрассудки относительно эмоций, характерные для данной культуры. Подсчет баллов на основе экспертных оценок также сомнителен, так как не вполне ясно, по какому критерию выбирать экспертов, мнение которых относительно эмоций можно считать по-настоящему авторитетным. Результаты эмпирических исследований противоречивы. Робертс, М. Зайднер и Дж.

Мэттьюс Roberts, Zeidner, Matthews, 2001 обнаружили, что согласованность между баллами MEIS, подсчитанными на основе консенсуса и экспертных оценок, существенно разнится в зависимости от «ветви». Логическое затруднение в использовании консенсуса для подсчета баллов возникает при анализе трудности задания, так как по определению наиболее часто встречающийся ответ на очень трудное задание должен быть неправильным. Маккэнн с соавт. MacCann et al. Несмотря на отмеченные проблемы, в целом тесты ЭИ обладают хорошими психометрическими свойствами. Подсчет баллов на основе консенсуса и на основе экспертных оценок дает приемлемые показатели надежности, хотя надежность отдельных субтестов оказывается невысокой MacCann et al. Надежность других тестов ЭИ не столь высока, поэтому пока они могут использоваться только в исследовательских целях. MEIS демонстрирует умеренный уровень критериальной валидности по отношению к показателям адаптации Mayer et al.

Были получены корреляции в диапазоне от 0. Было показано, что тестовые показатели ЭИ ниже у подростков, курящих сигареты и употребляющих алкоголь. Валидизация MSCEIT еще только начинается, но уже обнаружено, что способность к управлению эмоциями статистически значимо коррелирует на уровне 0. Связь со способностями и с личностными особенностями. В отличие от методик, основанных на самоотчете, объективные тесты ЭИ умеренно коррелируют с показателями способностей и личностных особенностей. Так, были обнаружены положительные связи на уровне 0. Часто сообщается о связях с факторами, входящими в модель «Большая пятерка», например, о положительных корреляциях с дружелюбием и сознательностью и об отрицательных связях с нейротиз-мом Lopes, Salovey, Straus, 2003; Roberts et al. Величина этих корреляций обычно порядка 0.

С ЭИ также коррелируют эмпатия и самооценка Matthews et al. Корреляции между тестами и опросниками на ЭИ обычно низкие или умеренные, в основном такие связи наблюдаются с первой и четвертой «ветвями» иерархической модели, т. Такие корреляции достаточно низки, это заставляет предположить, что эти две модели измерения ЭИ имеют мало общего. Тесты ЭИ в большей степени, чем опросники, позволяют измерять конструкты, явственно отличные от уже выделенных в психологии способностей и личностных факторов. Последние данные свидетельствуют также об их инкремент-ной валидности по отношению к способностям и личностным чертам. Остается нерешенной проблема подсчета баллов, хотя в MSCEIT удалось добиться соответствия результатов подсчета, основанных на консенсусе и на оценках экспертов. Можно предположить, что оба метода приводят к оценке не эмоциональных способностей испытуемых, но их конформности по отношению к социальным нормам, так как суждения экспертов и обычных людей, возможно, выносятся под влиянием этих норм Zeidner, Matthews, Roberts, 2001. Также остается неясно, как конструкт ЭИ соотносится с другими способностями, описанными в психологии.

Теоретический анализ понятия эмоционального интеллекта Теория ЭИ должна способствовать достижению ряда целей. Во-вторых, она должна способствовать сближению или изменению разных под- ходов к измерению ЭИ. В-третьих, она должна объяснить, как связаны индивидуальные различия в ЭИ с адаптацией. Ответ на этот вопрос не очевиден, так как не всегда высокая выраженность некоторых компонентов ЭИ приводит к благоприятным для субъекта последствиям. Так, люди с высокоразвитой способностью к пониманию эмоций других, будут чувствительны и к положительным, и к отрицательным эмоциональным состояниям, что в напряженных условиях приводит к повышенному уровню депрессии, пессимизма и суицидальных мыслей Ciarrochi, Dea, Anderson, 2002. Таким образом, у низкой эмоциональной чувствительности есть свои преимущества. К сожалению, теоретическим рассуждениям об ЭИ обычно не хватает четкости формулировок. Нередко предлагается просто список желательных личностных качеств см.

Даже строго сформулированные теории склонны описывать функции, а не процессы. Если говорится, что восприятие эмоций является компонентом ЭИ, то это является обозначением функции без указания на какие-либо процессы, обеспечивающие эту функцию. Подлинная теория должна была бы объяснить успешное восприятие чужих эмоций через описание определенных процессов, например, неосознаваемой преднастройки со стороны контекстуальных признаков или врожденной способности воспринимать определенные конфигурации стимулов. Подобные вопросы, связанные с уровнями переработки информации, пока не поднимались в рамках существующих теорий ЭИ. Ниже обсуждаются возможные направления развития теоретических представлений об ЭИ. Процессы, лежащие в основе ЭИ. Часто теоретики ЭИ исходят из противопоставления рационального и эмоционального аспектов психики Goleman, 1995; Izard, 2001. Утверждается, что в психике существуют отдельные когнитивная и эмоциональная системы.

Эмоциональная система связывается с такими подкорковыми структурами, как амигдала Goleman, 1995 , и с некоторыми областями фронтальной коры Bechara, Tranel, Damasio, 2000. Согласно этой точке зрения, когнитивная и эмоциональная системы могут функционировать с разной степенью согласованности. У человека с высоким ЭИ эмоции являются существенным компонентом принятия решений в реальной жизни, а у человека с низким ЭИ эмоции нарушают контроль за поведением, приводя к необдуманным, импульсивным действиям Bechara et al. Такой теоретический подход не согласуется с большим количеством исследований, посвященных связям между эмоциональными и когнитивными процессами Matthews et al. Идея о существовании отдельных эмоциональной и когнитивной систем основывается на ошибочном представлении о том, что познавательные процессы, в отличие от эмоциональных, протекают медленно и носят разумный, логический характер. На самом деле когнитивные процессы часто протекают очень быстро, основываются на параллельной переработке информации и приводят к порождению импульсивных действий на основе автоматического извлечения из памяти схематической информации Clore, Ortony, 2000. В то же время эмоциональные процессы, которые часто описываются как мгновенные и иррациональные, основываются на переработке информации и на символических репрезентациях значений, хотя эти репрезентации обычно не осознаются. Более продуктивным представляется подход, который связывает компетентность в эмоциональной сфере с индивидуальными различиями в саморегуляции, основанной на интегрированных эмоциональных, когнитивных и мотивационных функциях.

Зайднер с соавт. Zeidner et al.

Эмоциональный интеллект — это гибкий набор навыков, которые могут быть приобретены и улучшены с практикой. Хотя некоторые люди от природы имеют более высокий эмоциональный интеллект, чем другие, при желании вы можете развить эмоциональный интеллект до высокого уровня, даже если и не родились с ним. Индивидуальность — последний кусочек мозаики. Это устойчивый стиль, который определяет каждого из нас.

Индивидуальность — результат глубинных предпочтений, вроде склонности к сосредоточенности на себе или, наоборот, к экстравертарному поведению. Однако, как и IQ, индивидуальность не может использоваться, чтобы предсказать уровень эмоционального интеллекта. Как и IQ, индивидуальность устойчива и не изменяется в течение жизни. IQ, эмоциональный интеллект и индивидуальность — каждое из этих явлений представляет собой уникальную основу взаимодействия человека с самим собой и с окружающим миром. Эмоциональный интеллект затрагивает:? Эмоциональный интеллект помогает управлять контактами, что особенно важно, если человек работаете в коллективе или если его работа связана с общением а под эти критерии подходит подавляющее большинство занятий.

EQ помогает мотивировать людей, а если в работе есть элемент конкуренции, превосходить соперников. Общаясь с руководителями служб персонала крупных компаний, можно узнать, что, проводя отбор на работу, они рассматривают EQ так же, как профессиональные навыки, и нередко требуют проведения EQ-теста перед приемом кандидата;? Современная жизнь представляет собой стресс, это факт. Конечно, есть люди, у которых стресса меньше, но в целом дело не в том, у кого его больше, у кого меньше, а в том, насколько человек способен им управлять. Если вы неспособны управлять уровнем напряжения, это может привести к серьезным проблемам со здоровьем. Не зря говорят, что все болезни — от нервов: безудержное напряжение может поднять кровяное давление, подавить иммунную систему, увеличить риск сердечного приступа, внести свой вклад в бесплодие, ускорить процесс старения.

Поэтому первый шаг к улучшению эмоционального интеллекта — это старание узнать и понять, как снизить стресс, как уменьшить напряжение;? Бесконтрольное напряжение может также воздействовать на умственное здоровье человека, делая его уязвимым для тревоги и депрессии. Не умея управлять своими эмоциями, мы оказываемся подвластны переменам настроения, а неумение управлять собой ведет к неспособности сформировать сильные отношения, что в итоге может заставить нас остро переживать одиночество;? Понимая свои эмоции и умея управлять ими, мы способны лучше выразить свои чувства и понять, что и как ощущают другие люди. Это умение позволяет нам общаться более эффективно и создавать более прочные отношения и на работе, и в личной жизни. Итак, эмоциональный интеллект связан с успехом на работе.

Подумайте: как сильно ваш эмоциональный интеллект влияет на профессиональный успех? Короткий ответ: очень сильно! Потому что он — это мощный способ сосредоточить энергию в одном направлении с огромным результатом. Социальные психологи из греческого Университета Аристотеля, будущие кандидаты наук, в ходе масштабного исследования, сопоставляя эмоциональный интеллект с тридцатью тремя другими важными для работы навыками, обнаружили, что именно эмоциональный интеллект — самый сильный предсказатель успеха на работе и именно он определяет пятьдесят восемь процентов успеха, причем во всех профессиональных сферах.

Саморегуляция Сценарий: Ты на совещании, и начальник критикует тебя в присутствии других коллег.

Высокий EQ: Ты сохраняешь самообладание, а затем вежливо извиняешься, чтобы переработать свои эмоции в безопасной обстановке. Низкий EQ: Ты можешь стать оборонительным и бурно покинуть офис. Эмпатия Сценарий: Твой сосед по комнате говорит тебе, что его задевает, когда ты забываешь вынести мусор, о чем вы договорились. Высший EQ: Ты объясняешь, почему ты уронил мяч, и говоришь, что понимаешь, почему они обижены, а затем разрабатываешь план действий для удовлетворения своих потребностей. Низкий EQ: Тебе трудно понять, почему они так расстроены, и ты чувствуешь себя атакованным их критикой.

Самосознание Сценарий: Ты и твой коллега претендовали на одно и то же повышение, но он получил его вместо тебя. Выше EQ: Ты размышляешь и понимаешь, что, если быть честным с самим собой, ты работал не так усердно, как твой коллега, и его повышение вполне заслуженно. Низший EQ: Ты можешь отправить начальнику гневное письмо, требуя объяснений или угрожая уволиться. Мотивация Сценарий: Ты сдал экзамен и написал об этом в социальных сетях. Высокий EQ: Ты гордишься собой за достигнутую цель и ценишь любую поддержку, которую получаешь.

Высокий EQ: Ты задаешь открытые вопросы, поддерживаешь хороший зрительный контакт и практикуешь активное слушание. Низкий EQ: Ты можешь перестать обращать внимание и решить, что с твоим спутником что-то не так. Как улучшить эмоциональный интеллект Некоторые люди рождаются с EQ, в то время как другие могут думать о нём как о наборе навыков, которые необходимо приобрести. С помощью практики можно развить или укрепить его. Вот несколько способов сделать именно это: Самоанализ.

Подумай о том, чтобы установить регулярное время или день для ведения дневника. Это может позволить тебе размышлять о том, как ты вел себя во взаимодействиях, и отмечать вещи, которые тебя беспокоили. Ты также можешь медитировать и наблюдать за своими мыслями. Это может помочь регулярно практиковать упражнения на глубокое дыхание, особенно во время конфликта. Попробуй практиковать радикальное принятие любых эмоций и вербализовать свои чувства.

Марк Уильямс и Денни Пенман дают определение эмоциям в своей книге «Осознанность»: «Это сгустки мыслей, чувств, телесных ощущений и импульсов. Все элементы взаимодействуют друг с другом и могут усиливать или сдерживать общее настроение». Любую эмоцию можно принять или отказаться от нее. При этом нельзя подавлять эмоции. Это приведет к неврозам и неудовлетворению жизнью. Практика: нарисуйте шкалу от 0 до 10 на бумаге.

Отметьте на ней уровень страха, например, 7 делений. Теперь увеличивайте уровень до 9, а затем снижайте до 5. Попробуйте понять свои ощущения и пережить эмоцию. Уменьшите страх еще на 2 или 3 деления, и приступайте к делу, которого боялись. В этом суть управления эмоциями. Самоконтроль Если вы осознаете и умеете отделять эмоцию от себя, сможете контролировать и корректно ее проявлять.

Этот навык особенно важен для руководителей. Чтобы контролировать эмоцию, ее нужно выразить и произнести вслух. Практика: научитесь говорить на языке эмоций. Используйте фразу, состоящую из трех частей: Я чувствую… Потому что… Я хотел бы... Например, я расстроен и зол, потому что не успел подготовить презентацию для нового клиента. Я хотел бы, чтобы мы вместе сделали ее, ведь клиент важен для компании.

Сформулируйте несколько негативных и позитивных эмоций по этой формуле. Научиться выражать чувства помогут методы ненасильственного общения. Тренируйтесь, со временем это войдет в привычку. Вы поменяете свою речь и реакцию на многие события. Экономика образования Что такое ненасильственное общение и как его использовать Социальная компетентность Социальная компетентность помогает видеть суть и причину происходящего и не ввязываться в эмоциональные баталии. Принимать более точные и взвешенные решения.

Для этого нужно научиться понимать, что стоит за поведением другого человека. Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать Свою или реакцию другого человека можно разложить на значение, действие и намерение. Это поможет правильно интерпретировать эмоции и на них отреагировать В общении с людьми реагируйте не на действия и слова, а намерения и причины, которые за ними кроются. Любую реакцию и поведение можно разложить на три составляющих: Намерение — смысл, истинная причина. Человек может осознавать или не осознавать своего намерения, но оно всегда будет позитивным.

Например, руководитель накричал на вас, потому что переживает за результаты проекта. Действие — то, как человек реализует причину. Бывает позитивным и конструктивным или негативным и разрушительным. Например, вы оскорбите мужчину в ответ на неприемлемое поведение или объясните свое отношение и предложите вести себя иначе. Значение — то, какой смысл вы придаете действию. Оно бывает позитивным или негативным.

Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать

К одной из современных концепций интеллекта относится модель «множественного интеллекта» Х. Модель Х. Гарднера включает в себя семь основных подвидов форм интеллекта, в число которых, наряду с традиционными вербальным и логико-математическим, входит пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, межличностный interpersonal и внутриличностный intrapersonal интеллект [30]. Данная концепция стала основой для создания Дж. Мэйером, П. Сэловейем и Д. Карузо понятия и, в дальнейшем, первой модели эмоционального интеллекта [34]. Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 г. Авторы определили «эмоциональный интеллект» как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений. Каждый тип способностей, по мнению авторов, состоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой — на чужие эмоции.

В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй — субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций. Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности включает в себя компоненты: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации. Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу.

Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [33]. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями.

Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг. Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками.

Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм.

Так мы можем сформулировать гипотезу, что у этого человека развит эмоциональный интеллект. Юля Максина: — Существует много тестов, которые помогают оценить уровень эмоционального интеллекта, но у них есть одна проблема: если во время теста человек говорит, что поступит определенным образом, это не значит, что в реальной жизни он сделает так же. Эмоциональный интеллект — это то, как человек ведет себя, а не то, как ему хотелось бы себя вести. Поэтому мне нравится метод включенного наблюдения, который можно использовать в диагностической игре. Включенное наблюдение — это метод, при котором исследователь взаимодействует с участником, чтобы глубже понять его реакции. А диагностическая игра — это разные типы заданий, вопросников, тестов и симуляций, с помощью которых психолог и другие специалисты оценивают личностные качества или навыки человека. Если мы говорим об эмоциональном интеллекте, то можно определить, как человек реагирует на различные эмоциональные ситуации, как взаимодействует с другими во время конфликта или справляется с эмоциями в стрессе. Так оценка происходит на практике, в реальных ситуациях, а не только на основе ответов на вопросы в тестах. Как эмоциональный интеллект помогает в работе Работа с человеком, у которого развит эмоциональный интеллект, комфортная и эффективная. Сотрудник с развитым эмоциональным интеллектом легче справляется со стрессовыми ситуациями и принимает взвешенные решения, так как он умеет распознавать свои эмоции и не идти у них на поводу. Такой человек умеет работать в команде: например, может заметить, что коллега испытывает трудности, и не критиковать его, а поддержать и помочь. Он умеет разрешать конфликты, так как способен воспринимать другую точку зрения и контролировать реакции. А эмоционально интеллигентные лидеры более убедительны, так как они понимают, какие эмоции вызывают их слова и действия у других. Они умеют мотивировать и вдохновлять команду. Женя Венина: — Эмоциональный интеллект помогает превратить группу сотрудников в команду. В компаниях, где руководство использует директивные методы управления, каждый человек делает только то, что ему говорят, но не понимает связи между собой и другими сотрудниками. Директивный метод управления проще, но управление через эмпатию приносит больше результатов с меньшими усилиями. Чтобы превратить группу в такую команду, нужно построить в ней доверие.

Как правило, они входят в направление «Психология и деловые коммуникации». Поэтому многим приходится учиться на практике. Успеха достигают те, кто в какой-то период жизни работал в продажах или другой среде из перечня профессий, относящихся к классу «человек-человек». Именно частое общение с большим количеством людей помогает овладеть пониманием их желаний и потребностей, а управление командами помогает понять, с какими стрессовыми ситуациями каким образом лучше всего справляться. Развитию второго навыка также эффективно помогает коммуникация с наставником или ментором, который уже прошел путь, в начале которого находится заинтересованная личность. Одной из наиболее легких техник распознавания интересов людей является УБЭП, которая подразумевает деление потребностей и ценностей человека на четыре группы — удобство, безопасность, экономия и престиж. Важно понимать, что для выявления потребностей не стоит спрашивать «какая ценность для тебя важна» — вопрос бестактен. Можно задать ряд наводящих вопросов, например: По ответам становится понятно, какие ценности для человека важны. Резюмируя, можно отметить, что тема эмоционального интеллекта актуальна как никогда ранее. Однако даже не все страны, не говоря уже о компаниях, могут позволить себе полноценно изучать данное направление, а также не все имеют желание применять уже имеющиеся практики. Тем не менее, основными трендами на мировом рынке являются: Фото Pixabay.

К счастью, эмоциональный интеллект можно формировать и развивать. Он обусловлен не только генетически, поэтому мы не должны быть пожизненно эмоционально неграмотными. Способность общаться с другими людьми приобретает всё большее значение даже в поисках работы. Работодатели меньше интересуются дипломной степенью, чем способностью справляться со стрессом , умением сотрудничать, смягчать конфликты, самоконтролем, мотивацией, целеустремленностью, добросовестностью, настойчивостью, адаптацией к быстро меняющимся условиям или сочувствием. Эмоциональный интеллект — не очень точное понятие, даже психологам трудно дать однозначное определение. Стоит помнить, что культурно поддерживаемый миф о том, что женщины более чутки и интеллектуальны в смысле чувств, чем мужчины, нереален. Некоторые женщины так же «трудны», как и мужчины, и могут эффективно справляться со стрессом, а и мужчины часто бывают более чувствительными, чем женщины. Что получает эмоционально интеллигентный человек? Разнообразие в межличностных ситуациях — его отношения более разнообразны, богаты и более постоянны. Он лучше справляется с трудными ситуациями, адаптируется к обстоятельствам, организует деятельность, адаптируется к условиям труда и работает более эффективно.

12 составляющих эмоционального интеллекта

На примере этих руководителей видно, что развитый эмоциональный интеллект в два раза важнее, чем технические навыки или IQ. Эмоциональный интеллект состоит из множества навыков, которые можно и нужно развивать, как и качества личности, которые помогают быть более устойчивыми к переменам. Эмоциональный интеллект (EI или EQ для «эмоциональный коэффициент с англ. emotionalquotient») — это способность воспринимать, интерпретировать, демонстрировать, контролировать.

Из Википедии — свободной энциклопедии

  • Эмоциональный интеллект
  • Другие статьи из раздела «Психология»
  • Что такое эмоциональный интеллект и как его развивать
  • Как развивать эмоциональный интеллект и быть жизнестойким

Эмоциональный интеллект: что это такое и зачем он нужен

Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения. Вместе с психологом Анастасией Кузнецовой разбираемся, что такое эмоциональный интеллект и как его развивать с помощью игр и мультсериалов. Поскольку эмоциональный интеллект состоит из набора компонентов, то тренировать необходимо каждый из них, а именно. В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Модель эмоционального интеллекта EQ состоит из 5 «ступенек».

8 фактов об эмоциях и эмоциональном интеллекте

Люди с сильной внутренней мотивацией входят в состояние «потока» — полностью погружаются в свою деятельность. Они четко ставят перед собой цели и вырабатывают план действий. Такие люди испытывают потребность в самореализации и самосовершенствовании, активно вовлекаются в процесс и часто проявляют инициативу. Эмоциональный интеллект — не врожденная особенность, его можно развивать и тренировать в любом возрасте — чтобы улучшить отношения, сделать новый шаг в карьере, понять самого себя. И конечно, очень важно помогать развивать эмоциональный интеллект детям и подросткам — это поможет им гораздо лучше чувствовать себя в этом мире. В следующей статье мы поговорим о моделях эмоционального интеллекта.

Будет интересно!

Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 г. Авторы определили «эмоциональный интеллект» как способность идентифицировать собственные эмоции и эмоции окружающих и использовать эту информацию для принятия решений. Каждый тип способностей, по мнению авторов, состоит из ряда компонентов. Способность к идентификации и выражению эмоций делится на два компонента, один из которых направлен на свои, а другой — на чужие эмоции. В первый компонент включаются вербальный и невербальный субкомпоненты, а во второй — субкомпоненты невербального восприятия и эмпатии. Способность к регуляции эмоций состоит из двух компонентов: регуляции своих эмоций и регуляции чужих эмоций.

Способность к использованию эмоций в мышлении и деятельности включает в себя компоненты: гибкого планирования, творческого мышления, перенаправленного внимания и мотивации. Позже П. Сэловей и Дж. Мэйер доработали предложенную модель. Усовершенствованный вариант основывался на том, что эмоции несут в себе информацию о связях человека с предметами либо с другими людьми. Иначе говоря, эмоции дают человеку представления о характере этих связей. При этом связи могут быть актуальными, вспоминаемыми и воображаемыми.

Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. Исходя из описанного, «эмоциональный интеллект» понимается как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях, определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений [33]. Мэйер выделили четыре компонента, которые составляют структуру эмоционального интеллекта. Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Идентификация эмоций. Включает в себя ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций т. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности.

Включает в себя способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей , использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений. В 1990-е гг.

Наиболее известными являются, модели Д. Гоулмена и Р. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях П. Сэловея и Дж. Мэйера, но добавил к выделенным ими компонентам еще несколько, а именно энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Тем самым он соединил когнитивные способности, входившие в модель П. Мэйера, с личностными характеристиками.

Модель Р. Бар-Она предполагает очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект». Автор определяет «эмоциональный интеллект» как совокупность когнитивных способностей, знаний и компетентностей, создающих человеку возможности для эффективной жизнедеятельности [31]. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами эмоционального интеллекта. Каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов: познание себя — осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость; навыки межличностного общения — эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность; способность к адаптации — решение проблем, связь с реальностью, гибкость; управление стрессовыми ситуациями — устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью; преобладающее настроение — счастье, оптимизм. Таким образом, развитие представлений об «эмоциональном интеллекте» можно описать следующим образом. Модель П.

Мэйера, возникшая первой, включала в себя только когнитивные способности, связанные с переработкой эмоциональной информации. Затем определился сдвиг в трактовке понятия в сторону усиления роли личностных характеристик. Крайним выражением этой тенденции можно считать модель Р. Бар-Она, который вообще отказывается относить эмоциональный интеллект к когнитивным способностям. Правомерность такого подхода вызывает сомнения, так как понятие «эмоциональный интеллект» становится полностью метафорическим.

Эти две ветви в большей степени опираются на то, как эмоции проявляются и распознаются, и как человек идентифицирует эмоции и реагирует на них. Данная способность является менее аналитической — обработка информации, связанной с эмоциями, осуществляется интуитивно и используется в ситуациях «здесь и сейчас» при незначительном планировании и управлении собственным поведением.

Пользоваться эмоциями «здесь и сейчас» нам позволяют 2 способности: распознавание эмоций и использование эмоций — это опытный домен. Эмоции мы воспринимаем в моменте что я сейчас чувствую, что ты сейчас чувствуешь, потому что эмоции живут несколько секунд и использовать это в моменте «здесь и сейчас». Стратегический эмоциональный интеллект - включает в себя более высокий уровень - сознательную обработку эмоций. Результат по стратегическому EI оценивает, насколько хорошо Вы можете понимать эмоции и управлять ими, не обязательно при этом хорошо воспринимая эмоции или полностью испытывая их. Он показывает, насколько точно вы понимаете то, что означают эмоции например, что печаль, как правило, говорит об утрате и т. Эти способности требуют рассуждения об эмоциях, как они развиваются с течением времени, как ими можно управлять, и как эта регуляция эмоций должна соответствовать социальным ситуациям. Можно использовать такую информацию, чтобы наметить эмоциональный курс для себя и других в соответствии с личными потребностями.

Показатель основан на вашем выполнении заданий по ветвям "Понимание эмоций" и "Управление эмоций" модели эмоционального интеллекта. Здесь уже появляется шкала времени и требуется максимальное соотнесение мыслей и эмоций. Соотношение баллов Если балл опытного домена выше балла стратегического домена: Это означает, что клиент точно воспринимает эмоциональную информацию и успешно распоряжается ею «здесь и сейчас» в своей деятельности, но с трудом понимает причины эмоций, испытывает сложности с эффективным управлением своими эмоциями и эмоциями окружающих. Если балл стратегического домена выше балла опытного домена: Это означает, что клиент достоверно понимает причины эмоций, а также хорошо эмоционально планирует свое поведение и поведение других людей в долгосрочной перспективе, но воспринимать эмоциональную информацию и распоряжаться ею «здесь и сейчас» он может не столь успешно. Сильные стороны и зоны роста: Если самый высокий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что клиент практически всегда успешно определяет эмоции; обращает внимание на информацию, содержащую эмоции. Идентификация эмоций является его самой сильной стороной. Если самый низкий балл — «Распознавание идентификация эмоций»: Это означает, что у клиента очень часто возникают сложности в распознавании своих эмоции и эмоций окружающих, и нередки ситуации, когда он не может определить возникшую эмоцию.

Если самый высокий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что клиент практически всегда очень успешно использует эмоции свои и других людей для повышения эффективности деятельности и достижения результатов. Он хорошо чувствует других людей, у него на очень высоком уровне развита эмпатия. Использование эмоций является самой сильной стороной его ЭИ-профиля. Если самый низкий балл — «Использование эмоций для решения задач»: Это означает, что для клиента задача соотнесения конкретных эмоций с эффективностью деятельности достаточно сложная, возможно, он не использует данные способности в своей деятельности.

Если не понимать, что чувствуешь в конкретный момент, управлять своей реакцией не получится. Проблема еще в том, что в современном мире многие люди скрывают свои эмоции, так как по поводу их проявлений есть много стереотипов. А это ведет к тому, что человеку сложно их заметить и распознать. Когда человек неосознанно подходит к эмоциям и не управляет ими, в нем автоматически запускаются шаблоны и он действует по ним, даже если они уже устарели. Алена Алешина Совладелец тренинговой компании EQuator , автор книг про эмоциональный интеллект Начать можно с наблюдения четырех базовых эмоций: гнева, страха, грусти, радости. Они встречаются в жизни человека чаще всего, поэтому их проще заметить. Если начать с отслеживания более широкого спектра, можно легко запутаться и бросить это. Чтобы сформировать привычку, рекомендуем начинать с этих четырех эмоций, а потом добавлять к ним другие. Как внедрить постоянную привычку У каждой базовой эмоции есть оттенки. Когда научились замечать базовые эмоции, можно наблюдать за оттенками Например, можно завести будильник на каждые три часа. Как только он прозвучит — спросить у себя, какую эмоцию испытываете в этот момент, и записать в блокнот. Так делать один месяц. Затем вернуться к записям и проанализировать, какие эмоции испытываете часто, а какие не испытываете вовсе. Это поможет в дальнейшей работе над EQ. Как вести дневник, чтобы увидеть связь между эмоциями и реакцией «Я несколько месяцев наблюдала за эмоциями и увидела, что иногда веду себя агрессивно, особенно с близкими. Я обратилась с этим к психологу, и в ходе работы мы выяснили, что причина такой реакции у меня — неумение видеть раздражение и на этом этапе решать проблему. Я не искала выход из ситуации, раздражение росло и сначала превращалось в гнев, а потом в агрессию. Теперь я отслеживаю раздражение. Как только его замечаю, стараюсь понять причины и, если это возможно, сразу решить проблему. Сначала это было сложно, но со временем стало получаться замечать раздражение в моменте. Сейчас я вижу, что у меня почти нет гнева и агрессии, так как практически все проблемы можно решить, если сразу их заметить». Юлия Маркевич Автор статьи, работает с психологом над развитием эмоционального интеллекта Не обязательно фиксировать эмоции на бумаге. Есть специальные приложения, в которых можно отмечать эмоции, а если есть желание, еще и вести мини-дневник — записывать обстоятельства и свои мысли. Например, это скрин из приложения Thera Шаг 2. Управлять своими эмоциями, то есть проживать их и отпускать. Например, у некоторых людей есть запрет на проявление эмоций, которые они считают негативными. Чтобы в этом разобраться, как раз и понадобится список.

Направления исследования эмоционального интеллекта

Разбираемся, как определить уровень эмоционального интеллекта у детей, подростков и взрослых, а также с помощью каких техник его можно поднять. Структура эмоционального интеллекта так же, как и этого теста состоит из 15-ти компонентов: адаптивности, самоутверждения, эмоционального восприятия, выражения эмоций, решения проблем, саморегуляции, контроля импульсов, межличностных отношений, самоуважения. Модель эмоционального интеллекта EQ состоит из 5 «ступенек». эмоциональная грамотность состоит из «способности понимать ваши эмоции, умения слушать других и сопереживать их эмоциям, а также умения эффективно выражать эмоции.

Как оценить уровень развития эмоционального интеллекта

  • Эмоциональный интеллект в бизнесе и жизни — Карьера на
  • Как эмоциональный интеллект стал самым востребованным навыком
  • Концепция эмоционального интеллекта – основные понятия
  • Что такое эмоциональный интеллект - База Знаний Timeweb Community

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий