Перефарзируя, можно объяснить, что значит у мусульман борода без усов. Из вышеприведенных хадисов ясно, что отпускать бороду и укорачивать усы является Сунной. При этом ношение бороды без усов допустимо – решение этого вопроса в большинстве течений отдается правоверным. Не разрешается мусульманину сбривать бороду, чтобы не попасть в то, что запрещал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и чтобы не попасть в противоречие тому, что он, да благословит его. «Подстригайте усы и отпускайте бороду, отличайтесь от огнепоклонников».
Каков хукм (правило) ношения бороды в ханафитском мазхабе?
Если у мужчины не росла растительность, то он подвергался критике и осуждению. Первыми носить бороды стали мусульмане, затем на эту традицию обратили внимание другие народы. Мусульмане бреют усы — это отличало их от других народностей, обусловлено это стремлением к гигиене. Не допускалось чтобы остатки еды оскверняли верующего. В Риме напротив начисто выбритые лица считались оплотом цивилизованного мира, растительность носили религиозные деятели и глубоко верующие люди. Моряки в древности отдавали предпочтение шкиперской стрижке, этот стиль популярен и сегодня.
Для современного общества борода не несёт в себе какого-то особого смысла, многие мужчины отращивают её сугубо для подчёркивания собственного стиля и индивидуальности. Главное, чтобы модный аксессуар выглядел аккуратно и опрятно. Тенденции в моде меняются, сейчас трендом является борода без усов. Стиль брадобрей снова в моде Сегодня брадобреи процветают и не потому что это удобно, а в этом на сегодня настоящая изюминка джентльмена. Сфера обслуживания пестрит специализированными парикмахерскими — барбершопами, и это не случайность, так как мужчины оценили по достоинству свои возможности в стиле.
Преимущества брадобреев: экономия на инструментах для бритья; дополнительный бонус к мужественности; в холодное время не замерзает лицо. Современная причёска брадобрея — стиль бороды без усов. Всё больше модников предпочитают отращивать бакенбарды, плавно перетекающие в пышную растительность или скромную бородку. Раньше усы носили с бородой, почему же сегодня всё чаще носят именно такую интерпретацию причёсок? Ответ прост — это очередной тренд.
Виды стрижки бороды без усов и их фото Существует большое количество форм бороды без усов, среди них встречаются короткие и длинные. Ниже об этом поподробнее. Интересен, тот факт, что некоторые причёски и вовсе не предусматривают наличие усов, к такой относится шкиперская модель. Модные стрижки: Борода Ширма Линкольна — соединяет виски, проходит вдоль всего подбородка. Модель старый голландец — имеет квадратоподобную форму, начисто выбритую под нижней губой.
Норвежский шкипер — козлиная конструкция стрижки, с широким покровом на подбородной части. Модель «Букашка» — по стилю выполнения напоминает челюсти жука. Козлиная — растительность, сосредоточенная на подбородке, слегка, удлинённая у конца. Островок — одинокий пучок растительности под нижней губой. Выше перечислены основные причёски, но исходя из личных предпочтений многие мужчины импровизируют и носят такие модели как Бальбо, Испанская, Голливудская модель и Эспаньолку без усов.
Несмотря на такую символичность, трудно дать точный ответ о необходимости ношения густого, длинного волосяного покрова мужского лица. Культура ношения бороды в исламе Некоторые приверженцы мусульманской веры считают, что чем длиннее, гуще будет шевелюра на их лицах, тем более они погружены в религию. На самом деле все по-другому, подстригание растительности является строго регламентируемым процессом: Мухаммед подстригал щетину по ее длине, ширине, чтобы она постоянно имела опрятный внешний вид; все правоверные должны уподобляться пророку, стремясь ухаживать за собственной внешностью таким же образом; допускается оставление на лице только усов этот момент оставлен на мужское усмотрение , чаще всего, парни отказываются от них, внимательно ухаживая лишь за растительностью на подбородке; приемлемой длиной шевелюры считается та, что составляет размер сжатого мужского кулака по мнению Мухаммеда, оставлять щетину без ухода могут только дикари. Хадисы что это такое? Чтобы с точностью разобраться, какое место занимает волосяной покров у мусульман, используют хадисы. О том, что это такое, знает каждый, истинно верующий человек. Прочтите также: Эндоскопическая подтяжка лба и бровей Хадисы представляют собой особые предания, содержащие информацию о словах пророка, регулирующие основы каждодневной жизни правоверного человека.
Именно эти высказывания передавали мнения о тех или иных объектах, вещах. Они обязательно были порядочными, богобоязненными, если их передавал человек, не считающийся таковым в обществе, то они переставали считаться основами. В хадисах упомянуты все сферы жизни мусульманина, поэтому о растительности здесь тоже сказано немало. Хадисы о бороде Хадисы о волосяном покрове содержали такие основы: важность личной гигиены каждого человека; правоверные должны были быть примером для подражания, потому должны стремиться к собственному аккуратному, опрятному внешнему виду; верующему предписывается удалять усы, сохранять щетину, обрамляющую подбородок это необходимо для отличия человека от многобожников, язычников ; определялись десять основ сохранения мусульманином естественного внешнего вида; важность ухода за полостью рта, подстригания шевелюры. Все эти основы подчеркивают важность данного аксессуара для правоверного человека.
Некоторые мусульманские радикалы считают, что ношение бороды без усов является обязательным из-за прямых указаний в Коране и хадисах. Они считают, что такое исполнение религиозных требований отделяет их от немусульманского общества и демонстрирует их преданность и приверженность исламу. Социальная функция бороды без усов также заключается в создании ощущения общности и принадлежности к конкретной идеологии. Она служит важным знаком узнавания и между мусульманскими радикалами, помогая им идентифицировать других единомышленников и создавая атмосферу солидарности и единства. Также борода без усов носит символический смысл отказа от западной культуры и моды. Среди мусульманских радикалов она рассматривается как символ верности традициям и истинным ценностям ислама, отличающихся от западного образа жизни. В этом смысле борода без усов выражает отчетливое разделение между «нами» и «ими». Кроме того, стоит отметить, что не все мусульманские радикалы носят бороду без усов. Этот символ веры не является обязательным для всех. Однако, часто ношение бороды без усов указывает на консервативную или радикальную интерпретацию ислама, которая часто соотносится с террористическими действиями и экстремистской идеологией. Символика бороды без усов стала неотъемлемой частью мусульманского экстремизма и радикализма. Ее ношение стало не только религиозным знаком, но и важным политическим символом, помогающим выразить свою преданность и идеологию. Приверженность мусульман радикалов к образу «истинного верующего» Мусульманские радикалы, считая себя сторонниками истинного и чистого учения Ислама, стремятся придерживаться определенного образа «истинного верующего». Этот образ определяется рядом основных принципов и стандартов поведения, которые они считают священными и верными. Радикальное следование принципам исламских законов: Мусульманские радикалы придерживаются строгих интерпретаций исламского законодательства — шариата. Они считают, что истинный верующий должен строго соблюдать все запреты и моральные нормы, указанные в Коране и пророческих традициях. Они убеждены, что следование шариату является неотъемлемой частью их веры и необходимым условием для достижения признания Аллахом. Разделение на «друзей» и «врагов»: Мусульманские радикалы стремятся создать общество, где царят только мусульманские законы и установления. Они считают, что «истинный верующий» должен отделять себя и своих сторонников от «неверных» и «непослушных». Они рассматривают себя как истинных благородных защитников ислама и вступают в борьбу с «врагами Ислама», такими как западные страны, неверящие мусульманы или отклонившиеся группы верующих. Аскетический образ жизни: Мусульманские радикалы отдают предпочтение простоте и отказу от материальных благ в пользу духовных стремлений. Они считают, что истинный верующий должен отказаться от излишеств и роскоши и ценить скромность и бедность. Они стремятся к тому, чтобы их жизнь и поведение были примером для других мусульман, доказывая свою готовность жертвовать для ислама. Необходимость пропаганды: Мусульманские радикалы видят своей обязанностью пропагандировать и распространять свои убеждения и идеологию.
Никогда в России татарки, башкирки и т. Председатель Национального антикоррупционного комитета, член совета по правам человека при президенте РФ Кирилл Кабанов справедливо отмечает , что данные традиции чужды России. Однако это является привнесенным и чуждым на нашей земле и в нашем правовом пространстве светского государства, поскольку противоречит нашим сложившимся за века культурно-историческим традициям. Хотя мы прекрасно понимаем и допускаем факт того, что эти ценности вполне могут существовать, но в рамках своего отдельного культурно-исторического пространства и в границах соответствующего суверенного государства. Ведь во многих странах никаб связывают именно с терроризмом и исламизмом. Почему не запрещены маски, балаклавы и одежда, полностью скрывающая лицо в общественных местах? Очевидно, что решение о снисходительном отношении к радикальному исламу и атрибутике радикального ислама было принято в высоких кабинетах Москвы, поэтому ФСБ закрывает на это глаза. Пока что не видно, что кто-то из высокопоставленных чиновников собирается препятствовать ползучей исламизации России, наоборот, своей миграционной политикой чиновники способствуют ей. Проблема исламизма и ваххабизма Ещё одной проблемой является ваххабизм, который в России становится всё более популярным. Не секрет, что некоторые республики РФ с преимущественно мусульманским населением лишь формально находятся в правовом поле России, а на самом деле живут по законам шариата. Это относится, в частности, к Чечне и Дагестану. То, что порой нормы шариата нарушают нормы и принципы российского права, никого не волнует, ибо Москва закрывает на это глаза. История с Никитой Журавелем, которого избили в СИЗО и осудили на 3,5 года колонии за то, что он сжёг даже не Коран, а пересказ тафсира «Свет священного Корана» Разъяснения и толкования , между прочим, внесённый Министерством юстиции РФ в список экстремистских материалов под номерами 1070 и 5075, служит тому явным подтверждением. В некоторых республиках РФ популярны радикальные течения ислама. По мнению многих экспертов и авторов, ваххабизм — это одна из угроз для современной России. В 2013 г. Ваххабитские эмиссары-миссионеры прибывают на Северный Кавказ, прежде всего в Дагестан и Карачаево-Черкесию, из Пакистана, Иордании и Саудовской Аравии и занимаются там вербовкой сторонников. Однако оно употребляется в основном противниками этого течения, сами ваххабиты, как правило, именуют себя салафитами.
Мусульманские бороды: правила в исламе и значение
Был муфтием Египта с 2003 по 2013 годы. Очень известен своими богословскими заключениями фетвами и мнениями по современным вопросам. В течение последних 11 лет с 2009 по 2019 входит в международный рейтинг пятидесяти самых влиятельных мусульман нашего времени. Автор многочисленных книг по мусульманскому богословию в контексте современности. Отвечая на вопрос, каково положение хукм бороды в Исламе, он, процитировав хадис «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» [30] , говорит: «Относительно того, на что указывает данное повеление, ученые-богословы имеют два основных мнения: — указывает на «вуджуб» обязательность. Об этом говорит большинство ученых прошлого; — указывает на «надб» желательность.
Об этом сказали ученые шафиитского мазхаба. Сбривание бороды бритье щетины они отнесли к «макрух» нежелательному ». На что именно? На то, что сбривание бороды в те времена считалось постыдным и позорным, человека могли за это упрекнуть, указать на него пальцем и посмеяться над ним [31]. А в том случае, когда выведение хукма богословского положения связано с местной традицией местным обычаем, привычным для места и времени положением дел , обязательность в случае отсутствия такого обычая и положения дел в иной местности или иное время канонически переходит в желательность. Борода — это один из обычаев традиционного внешнего вида в той или иной местности или историческом периоде.
Похожая ситуация была с европейскими костюмами и шляпами. На начальном этапе появления европейской одежды костюмов, шляп мусульманские ученые строго отнеслись к этому: запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно в тот период ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной отсутствие привязки к представителям какой-либо религии или идеологии , никто абсолютно никто из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение. Поистине, хукм каноническое положение бороды в первые века Ислама, когда весь мир, как безбожники, так и мусульмане, отпускали бороду, и не было причины брить ее: 1 большинство ученых сказали об обязательности отпускания бороды, а шафииты канонически посчитали это сунной, то есть сбривающий ее [32] не совершает греха. Мы считаем, что мнение ученых-шафиитов наиболее уместно в наше время, когда отношение к бороде с точки зрения обычаев и традиций кардинально изменилось.
Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практику сунны. При этом важно принять во внимание, что борода должна быть красива, ухожена, соответствовать лицу и вообще приятной внешности мусульманина. И только Аллаху Богу, Господу известно все» [33]. Образована в 1895 году. Данный богословский орган имеет более чем столетнюю историю работы и громадный опыт грамотного просвещения верующих в контексте Корана и Сунны. Один из результатов — издание сорока томов богословских заключений по актуальным вопросам, накопленным за весь период работы с момента основания.
На вопрос относительно обязательности отпускания бороды они отвечают так: «Традицию отпускания бороды мы получили от пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует. Он ухаживал за своей бородой, подстригал ее в длину и в ширину, дабы сделать более привлекательной. Он внимательно относился к ее мытью и причесыванию. Желательно, чтобы она не была длиннее одного кулака. Сподвижники следовали Пророку в том, что он делал и считал предпочтительным. Отпусканием бороды также является отсутствие бритья ее некоторое время щетина.
Есть хадисы, побуждающие оставлять бороду, ухаживать на нею, и они подобны хадисам, побуждающим чистить зубы, стричь ногти и усы. Некоторые ученые отнесли эти хадисы к тому, что обязательно к исполнению ваджиб с желательностью ухаживания за бородой, включая ее стрижку, дабы не была длиннее размера кулака. Но другие мусульманские ученые посчитали, что повелительная форма глагола, присутствующая в хадисах по теме, несет смысл не обязательности, а желательности надб. По мнению последних отпускание бороды — это сунна, то есть человек получает Божье воздаяние саваб за то, что реализует это, и если он бреется, то наказан за это в Судный День не будет. Мусульманину уместно следовать тому мнению, которое наиболее подходит обществу, в котором он живет, положительно воспринимается окружающими его людьми. Известный богослов шейх Мухаммад Абу Захра [35] по данной теме пишет: «Есть желательное мандуб , и оно делится на категории: 1 обязательная сунна сунна муаккяда , например, молитва Витр; 2 необязательная сунна санна гайру муаккяда , как, например, четыре ракяата сунны перед фардом полуденной молитвы Зухр; 3 и есть то, что люди относят к мандубу к канонически желательному , но оно по степени важности не дотягивает до упомянутых первых двух пунктов.
К этому третьему относится следование Пророку да благословит его Творец и приветствует в бытовых вопросах, не связанных с выполнением его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов. Это то, как Пророк одевался, ел, пил, отпускал бороду, подстригал усы. Несомненно, все это полезно и хорошо, и следование тому, что относится к данной категории, является проявлением уважения к Пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Другой известный ученый, шейх Махмуд Шальтут [37] , высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия [38] , в окружении которых живет индивидум». То есть, как считает шейх Махмуд Шальтут, данная категория одежда, питание, внешний вид не является религиозным атрибутом, а потому мусульманин вправе поступать в соответствии с собственным желанием, учитывая обычаи и традиции общества, в котором он живет [39]. Относительно хадисов, побуждающих отпускать бороду, шейх Махмуд Шальтут говорит: «Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше» [40].
Только Всевышнему Творцу, Господу миров, ведома истина, но считаю уместным заметить, что в свете событий последних десятилетий конец XX — начала XXI века , когда борода с подачи российских и зарубежных СМИ стала ассоциироваться с образом террориста или бандита, лучше воздержаться от ее ношения. Воздержаться от соблюдения того, что желательно, в пользу того, что обязательно [41]. Современное саляфитское течение считает ношение бороды обязательным ваджиб , трактуя повелительную форму наклонения в хадисах буквально. Такфириты и им подобные, находящиеся постоянно в состоянии «войны и построения халифата», считают бороду обязательным атрибутом мусульманина. Сбрить ее, как они заявляют, можно лишь в случае приказа на то местного амира предводителя. Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практикование сунны.
И только Аллаху Богу, Господу известно все» [42]. Есть разные мнения по данному, не касающемуся напрямую религии вопросу. Важна глубина и широта богословских знаний. Необходима гибкость сознания. Невежество и фанатизм неуместны. Борода помогает неуверенным в себе почувствовать уверенность.
Она помогает молодому выглядеть более взросло. А человеку в возрасте выглядеть более солидно и убедительно. Определенные формы и длины бороды дают возможность ассоциировать себя с той или иной группой людей, почувствовать общность с ними. Но она не указывает на величину опыта и познаний ее обладателя, не указывает на его порядочность или набожность.
В Узбекистане нет официального запрета на ношение бороды. Но в реальности это является нежелательным действием. Лишь в последнее время власти стали делать поблажки бородачам, понимая, что мода на бороду скорее дань современным тенденциям, чем показатель растущий религиозности.
Но что касается известных и публичных людей, которые являются лицом страны, то для них никаких поблажек нет. Например, прошлой осенью случился скандал с известным узбекским певцом и композитором Санжаром Джавбердиевым. В государственной организации «Узбекконцерт» у него потребовали сбрить бороду для получения лицензии, которая выдается на год. Помимо подготовки пакета документов, надо пройти худсовет и заплатить налоги. В ином случае концертная деятельность считается незаконной. Но Джавбердиев решил не идти на поводу чиновников и обратился за помощью к президенту страны. Были случаи в Бухаре, когда на стадион не пускали футбольных фанатов, требовали от них сбрить бороду.
Иранская баня: место встречи изменить нельзя. В Казахстане в 2017 году много шума вызвало заявление лидера страны Нурсултана Назарбаева о необходимости запрета на законодательном уровне ношения коротких штанов и бороды. Позже было уточнено, что слова президента поняты неправильно: он не призывал к законодательным ограничениям, говорил о проблеме вслух, а также имел в виду не просто бороду, а длинную бороду. В целом для большинства стран Центральной Азии сохраняется тенденция запрета или ограничений на ношение бороды и усов. Они не касаются пожилых людей и религиозных деятелей. Небольшие послабления в этом вопросе отмечаются в Узбекистане, что происходит в целом в контексте новых реформ, инициатором которых стал нынешний лидер страны. И, наоборот, многие эксперты отмечают усиление государственного прессинга в считающемся демократическим государством Казахстане, особенно после утверждения в июне 2017 года новой концепции государственной политики в религиозной сфере.
Но пока это лишь словесные баталии. Никто и ничего запрещать не собирается.
Ответы пользователей Отвечает Кирилл Дурапов Борода у чеченцев — это нормальное явление, которое не вызывает никаких сомнений, если же человек носить бороду без усов, тогда ему могут задать несколько... Отвечает Юлия Берсенева 17 дек. Отвечает Александр Балданов 26 июн. Отвечает Сергей Белинский 19 авг.
Если мужчина носит усы, он должен их аккуратно подстригать таким образом, чтобы во время принятия... Отвечает Анна Соткина 7 мая 2019 г. Отвечает Екатерина Капризная 4 апр. Это позволяло отличить настоящего правоверного от огнепоклонников зороастрийцев или... Отвечает Раиль Максимов 30 дек. Почему чеченцы носят бороду.
В Чечне... Отвечает Владислав Цапенков 6 янв.
Что значит «стричь» и кто подразумевается под «тремя учеными»?
И это значит укорачивать их, состригая их так, чтобы открылась верхняя часть верхней губы. Также он [ат-Тахави] пишет: но сбривать лучше, чем состригать, и это мнение Абу Ханифы и двух его учеников [Абу Юсуфа и Мухаммада], да помилует их Всевышний Аллах» т. Таким образом, мы видим, что оба варианта укорачивания усов в нашем мазхабе допустимы, просто одни ученые считали, что лучше стричь, другие — что лучше сбривать.
Можете укорачивать усы тем способом, какой нравится вам, желательно при этом учитывать обычаи практикующих мусульман в вашей местности.
Борода без усов: значение для мусульман и связь с радикализацией
Бородачам тут не место, или как в Средней Азии поставили вне закона растительность на лице | Одним из таких вопросов, который у многих возникает при взгляде на мусульманскую общину, является следующий: «Почему мусульмане с бородой, но без усов?». |
Почему мусульмане носят бороду и не носят усы? | Что значит борода без усов? |
Мусульманин бородат. Но часто — безус... Почему так? | Чаще всего отсутствие бороды у мужчины-мусульманина порицается, но не воспрещается. |
Ношение бороды. Фард или сунна?
Воистину, когда его читают тем, кому прежде было даровано знание, они падают ниц, касаясь земли своими подбородками». Коран, 17:107. Некоторые алимы говорят, что в данном аяте под словами «касаясь земли своими подбородками» имеются в виду бороды, ибо невозможно падать ниц, то есть совершать земной поклон так, чтобы при этом подбородок в котором нет бороды касался земли. Лично мне непонятно, почему тогда Всевышний так и не сказал «борода», вместо «подбородка»? Возможно, я что-то не понимаю. Ведь арабский язык был тогда очень сложным, как уверяют алимы.
И, тем не менее, это не значит, что борода — обязательный атрибут веры. Допустим, в аяте действительно говорится о бороде. Я уже не раз говорил в своих статьях, что слова Всевышнего в Коране обращены в основном к современникам пророка Мухаммада. Это уже видно по аяту. Всевышний обращается к Посланнику словами: «Скажи…».
Ношение бороды в то время было обычным делом. Борода считалась признаком ухоженности и опрятности. Она была неким дресс-кодом. Сегодня же в большинстве светских странах все наоборот. Борода считается признаком неухоженности, а иногда и неопрятности.
Тогда были другие обычаи, сейчас — другие. И опять же, ношение бороды если она все же имеется в виду в аяте в Коране мусульманам нигде не вменено в обязанность. Не все исламские ученые согласны с мнением, что борода — обязательна. Известный ученый, шейх Махмуд Шальтут, высказался по этой теме следующим образом: «Положение дел таково, что все, касающееся одежды и внешнего вида, к чему относится и борода, зависит от культуры, традиций и общественных норм приличия, в окружении которых живет индивидум… Повелительное наклонение, употребленное в хадисах о бороде, не говорит об обязательности ношения бороды, а побуждает к тому, что лучше»[ 8]. По мнению известного богослова шейха Мухаммада Абу Захра, следование Пророку, связанные с отпусканием бороды, стрижкой усов, выбором одежды и приема пищи относится к бытовым вопросам, не касающимся выполнения его Божественной миссии и раскрытием для людей религиозных канонов.
Это просто проявление уважение к пророку, но несовершение этого никак не влечет за собой Божьего наказания или канонического упрека. Под конец добавлю, что хадисы не должны восприниматься как второй источник веры. За эти полторы тысячи лет хадисы переписывали, искажали, неверно трактовали и выдумывали. Если пророк и запретил брить бороду, то к религии это не имело никакого отношения. Это не является грехом, и за отпускание бороды никакой награды не будет.
Возможно, это была традиция тех времен. Многие народы чтят свои традиции. Это помогает сохранить свою историю, свою идентичность. Это важно. Но это была традиция тех времен, традиция арабов.
И все мусульмане на земле не обязаны соблюдать эту традицию. Времена меняются, меняются традиции, нравы.
Так, известный исламский проповедник-богослов Шамиль Аляутдинов в книге «Ношение бороды» подмечает, что наряду с рекомендацией стричь усы и отращивать бороду, Пророк рекомендовал своим последователям тщательно следить за внешность и соблюдать правила гигиены: чистить зубы палочкой, промывать нос, стричь ногти, выщипывать волосы под мышками и соблюдать другие ритуалы. Автор ссылается на пояснения имама ат Табари, который пояснял: не нужно бездумно следовать упомянутым в хадисах рекомендациям.
Если борода будет неряшливой, грязной, то не сделает мусульманину чести. Доктор богословия Али-Ахмад-Мари также напоминал, что важно при отпускании бороды помнить об аккуратности и опрятности внешнего вида. Если борода становится причиной насмешек и олицетворением неряшливости, то следование традиции утрачивает смысл, ведь мусульманин обязан следовать правилам гигиены, быть опрятным, аккуратным и солидным. Шамиль Аляутдинов напоминает, что уход за отпущенной бородой — часть кропотливой работы над собственной личностью.
Борода — это маркер, через который окружающие оценивают ее хозяина. А ее ношение — сунна, то есть путь и пример подражания Пророку и праведникам. А потому все бородачи обязаны помнить об ответственности, которую накладывает на них буйная растительность. Окрашивание бороды Помня заветы Пророка, многие мусульмане продолжают сбривать усы и отращивать бороды, чтобы не походить на многобожников.
Однако традиция ношения бороды характерна и для других религий: и православные, и иудеи носят бороды. Чтобы отличаться от них не только сбритыми усами, мусульмане издавна красили бороды натуральными природными красителями. По преданиям сам Пророк носил желтую шевелюру и бороду. Он говорил, что лучшее средство для закрашивания седины — басма или хна.
В России подобная традиция встречается редко, а вот в Бангладеш, например, туристы не могут удержаться от селфи со стариками-мусульманами, образ которых украшают длинные бороды всевозможных расцветок — огненно-красные, оранжевые, синие, изумрудные.
Является ли бритьё или же укорачивание бороды запретным, то есть харамом? Борода в Исламе — фитра мужчины Аллах создал мужчину и женщину в их изначальном виде — то, что в исламской терминологии называется словом фитра первозданное естество. К фитре внешности мужчины относится в том числе и борода. И её сбривание — это, стало быть, изменение фитры, поскольку борода относится к естеству мужчины. От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передаётся: «Фитра — это пять вещей: обрезание, бритье [волос] в паху, выщипывание волос подмышками, подстригание ногтей и подстригание усов». И также он сказал: «Укорачивайте усы и отпускайте бороду, не ходите по рынкам без изара, и не из нас тот, кто практикует чужие обычаи». Но сегодня людям, как известно, недостаточно простой практики Посланника.
Такое действие они любят записать в сунну, то есть, по их словам, необязательное для исполнения.
Аналогичная картина наблюдается и в Ливане, где ношение бороды необязательно означает принадлежность человека к исламской вере. Скорее, наоборот, это стимулирует к нему определённое внимание со стороны правоохранительных органов. Нередко споры между верующими разрешаются правилами шариата с помощью осмотра: на предмет наличия щетины; по поводу размера волос; для установления истинной правоверности. Лица, не прошедшие такой осмотр, подвергались различным гонениям и оскорблениям. В странах, где власть контролируется «Талибаном», за отсутствие бороды полагалась смертная казнь. Почему сбривают усы?
Усы в этом контексте также играют немаловажную роль, но мнения разделились и здесь. Сторонники ряда учений полагают, что усы надо сбривать полностью. Иные считают, что брить их следует только частично, оставляя в той части, которая не выходит за край верхней губы. Это объясняется тем, что крошки пищи, попадающие на усы, оскверняют процесс, являясь греховным деянием харам. А вот имам Малик, сторонник маликитского мазхаба, вообще, полагал, что сбривать усы полностью нельзя — это нововведение, а верующих, которые следуют этому правилу надо «побивать». Доходило до того, что у таких лиц запрещалось брать свидетельские показания — своеобразное поражение в правах. Ранние ханафиты полагали, что укорачивание усов означает их полное искоренение, однако позднее в учении ханафитов частичное их укорачивание было разрешено.
Традиция в наши дни В постсоветских регионах ситуация с точки зрения официального религиозного отношения по поводу бороды формировалась по-разному. В Казахстане духовенство являлось сторонником сунны необязательное ношение. Греховным бритьё считалось у салафитов. В Узбекистане отсутствуют конкретные законные основания, запрещающие бороды, но бородачи вызывают закономерное чувство настороженности со стороны окружения и сотрудников полиции. Нередко имамы мечетей просто сбривали растительность, опасаясь попасть в особый «чёрный список» надзорных служб. Инцидентов неофициального запрещения отращивания бороды, уходящего корнями в правоприменительную практику борьбы с экстремистами, на самом деле немало. В ходе розыска преступных элементов наличие бороды нередко становилось причиной для преследования и ареста.
Иногда даже в ходе выдачи паспортов бородачам приходилось оформлять особые справки в управлениях духовенства региона, подтверждающих, что личность не состоит в каком-либо экстремистском группировании. Получить такой документ было непросто. В нынешних регионах России, где также проживают мусульмане, ситуация различна.
Почему мусульмане отпускают бороду во время войн
При этом местные элиты стараются поддерживать политические и экономические связи с исламскими и арабскими странами. Число приверженцев ваххабизма в России постоянно растёт, и некоторые специалисты даже высказывают мнение, что рост влияния ваххабитского движения в России — процесс необратимый. Главными очагами ваххабизма являются Дагестан и Карачаево-Черкесия. Москва этому особо не противодействует, так что можно только гадать, к каким последствиям это в итоге приведёт. Автор уже не раз писал о том, что угроза исламизации России — это реальная угроза, причём достаточно приближенная по времени. Заигрывание с исламистами и поблажки для тех, кто совершает противозаконные деяния, способствуют тому, что от власти начинают требовать всё новых и новых уступок. Не стоит забывать, что в исламе существует чёткая политическая установка: «Весь мир делится на Дар-аль-Ислам «страна ислама», государство, где правят по шариату и Дар-аль-Харб «страна неверных», немусульманские государства.
Дараль-Ислам находится в состоянии бескомпромиссной борьбы с Дар-аль-Харб. Религиозной обязанностью мусульман является непрерывное расширение исламской территории за счёт территории «неверных кафиров. Борьба за веру — это «джихад» в смысле «сражение». Но сражение не обязательно ведётся военными средствами. В качестве новейшей формы джихада Хью Фитцджеральд рассматривает переселение мусульман в Европу. Когда в результате реконкисты освободительной войны против мусульман в Европе халифат исламское государство был ликвидирован, исламские старейшины постановили, что мусульмане не могут жить под властью «неверных», и в 1492 г.
В последние же 30-40 лет мы наблюдаем обратный процесс: мусульмане переселяются в Европу, открыто заявляя, что через 1-2 поколения Европа станет мусульманской. Эта проблема касается в одинаковой степени и Российской Федерации. Пока что исламизация России набирает обороты при полном бездействии властей и силовиков. Авксентьев, Б. Аксюмов, В.
Такфириты и им подобные, находящиеся постоянно в состоянии «войны и построения халифата», считают бороду обязательным атрибутом мусульманина. Сбрить ее, как они заявляют, можно лишь в случае приказа на то местного амира предводителя.
Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практикование сунны. И только Аллаху Богу, Господу известно все» [42]. Есть разные мнения по данному, не касающемуся напрямую религии вопросу. Важна глубина и широта богословских знаний. Необходима гибкость сознания. Невежество и фанатизм неуместны. Борода помогает неуверенным в себе почувствовать уверенность.
Она помогает молодому выглядеть более взросло. А человеку в возрасте выглядеть более солидно и убедительно. Определенные формы и длины бороды дают возможность ассоциировать себя с той или иной группой людей, почувствовать общность с ними. Но она не указывает на величину опыта и познаний ее обладателя, не указывает на его порядочность или набожность. Как часто бывает в реальности, внешний вид обманчив. Если мужчина отпускает симпатичную бороду, намереваясь соблюсти сунну, тогда получает Божье воздаяние саваб. Если не отпускает, то упрека или наказания в Судный День не заслуживает.
Кому ближе по духу иные богословские мнения, то это их выбор и полное право. Ответы на вопросы о бороде Вопрос. В Интернете я прочитал мнение одного известного шейха прошлого столетия: «Тот, кто бреет свою бороду, — относится к женоподобным, потому что он отвратился от схожести с мужчинами и предпочел уподобиться женщинам в их нежных щеках и отсутствии волос на лице. И кто так сделал — не следует приветствовать его, поскольку он открыто совершает грех». Хочу заметить, что этот шейх — выдающийся ученый ахли-сунна. Что вы думаете по этому поводу? Если какой-то шейх видит в мужчине женские черты, то это его личные проблемы.
Шейхов за всю историю Ислама было сотни тысяч. У трактующих таким образом Коран и Сунну — явные проблемы с ориентацией видеть в мужчине женщину. Нравится вам его мнение — пожалуйста, но незачем поднимать его мнение на уровень Корана и Сунны, а тем более — выше Корана и Сунны! Да, есть достоверный хадис о том, что «пророк Мухаммад да благословит его Аллах и приветствует проклял мужчин, старающихся походить на женщин [в стиле общения и в поведении, а где-то, возможно, и в стиле одежды] [43] , а также — женщин, старающихся походить на мужчин» [44] , но бреющийся мужчина не старается походить на женщину, он бреется, считая, что таким образом выглядит более аккуратно, или находя это более приемлемым для своего стиля жизни. Разве, бреясь, у мужчины есть намерение стать похожим на женщину?! Подписывайтесь на umma. С 1997 года по настоящее время являюсь проповедником имам-хатыбом Московской Мемориальной мечети на Поклонной горе.
Автор 32 книг. Основатель мусульманского коучинга trillioner. Выпускник Международной исламской академии и факультета исламского права Университета университета «аль-Азхар» Египет. Годы учебы: с 1992 по 1998-й. В 1999 году основал богословский сайт umma. Рекомендую изучить. В своей книге «Рискуя собственной шкурой» известный американский экономист Нассим Талеб, например, жестко описывает этот политический спектакль, за ужасающий результат которого, подчеркивает он, никто из западных руководителей не понес личной ответственности.
Попадая в хлеб, плевелы делают его непригодным для еды. Духовную фитру составляет истинная, неповрежденная вера в Единого Бога, Создателя. К «физической» фитре относится упомянутое в хадисе. Слово «фитра» некоторые богословы толковали и как «сунна» путь. Они говорили: «Фитра — это те действия, которые совершались пророками Всевышнего Творца». Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]. Сахих муслим би шарх ан-навави.
Желательно, чтобы усы не закрывали верхнюю губу. То есть эти гигиенические процедуры должны выполняться не реже, чем в указанный период, но могут быть чаще. Сунан ат-тирмизи [Свод хадисов имама ат-Тирмизи]. Бейрут: Ибн Хазм, 2002. Многие считали желательным делать все это к пятнице, к пятничной молитве. Аль-бидая фи фикх ас-сунна [Начало в понимании Сунны]. Однако, как упомянуто у имама ан-Навави, наиболее вероятно, что забытым пунктом в данном хадисе является «обрезание».
Муслима, ат-Тирмизи и др. Сахих муслим [Свод хадисов имама Муслима]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлийя, 1998. Сунан ат-тирмизи. Сахих муслим. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух [Исламское право и его аргументы]. Дамаск: аль-Фикр, 1997.
Аль-бидая фи фикх ас-сунна.
Фото: pinterest. К тому моменту, когда ислам начал свое триумфальное шествие, борода у местных народов уже воспринималась как нечто само собой разумеющееся. Носили ее и зороастрийцы, и иудеи, и христиане, проживавшие на тот момент в регионе. Немудрено, что при таком широком распространении, в исламе борода стала восприниматься, как символ мужественности. В конце концов она отлично отличает мужчину от женщины!
Интересно, что во времена первого халифата, построенного Мухаммедом, была мода на окрашивание бороды хной. Делалось это для того, чтобы можно было отличить верных от неверных проживавших. Интересный факт: ислам смог легко захватить Малую Азию во многом благодаря своей толерантности к остальным религиям. Мусульмане делили всех на верных и неверных, но при этом последних в большинстве своем признавали «людьми писания». В число последних гарантированно входили христиане, иудеи и даже зороастрийцы. На тот момент Азия и север Африки уже порядком устали от бесконечных и весьма кровавых разборок между разваливающейся Империей Сасанидов и Византии, с регулярными религиозными репрессиями.
В отличие от христианской Византии и зороастрийской Империи Сасанидов, арабы не стали агрессивно навязывать свою религию местным народам. Кроме того, даже при условии уплаты «налога на неверных», сборы с населения в молодом халифате оказались меньше, чем в обливающихся кровью старых империях. Вопрос на самом деле не сложный. Фото: time. Итак, с самого начала образования ислама борода была символом мужчины.
Прежде чем комментировать этот хадис, надо пояснить, что главным аргументом сторонников отращивания бороды является то, что, сбривая бороду, мужчина пытается изменить облик творения Аллаха и подчиняется воле шайтана, что человек восстает против своей природы. Ни в одном переводе в аяте слова «и прикажу им изменять творения Аллаха» не понимаются как сбривание бороды, или что-то вроде этого. Если на то пошло, если нельзя пытаться изменить облик творения Аллаха, зачем вообще что-либо сбривать? Зачем сбривать усы? Зачем выщипывать волосы подмышками и брить пах? Разве в этом случае человек не пытается изменить Его творение? Разве он не восстает против своей природы? То же самое относится и к обрезанию. Зачем изменять первоначальный облик, созданный Всевышним? Если все лишнее нужно сбривать и отрезать, почему тогда Всевышний не сделал так, чтобы борода и усы росли до определенной длины, как, например, ресницы и брови? Аргумент лишен всякой логики и здравого смысла. Есть также хадисы, в которых рассказывается, что пророк Мухаммад подстригал и сбривал бороду. Но они считаются недостоверными или вымышленными. Я не могу дать оценку этим хадисам, так как не нашел ни один такой хадис. В интернете существует жесткое подавление инакомыслящих. Сайты и группы в соцсетях с подобным содержанием блокируются или закрываются. И не только в интернете. Литература объявляется экстремистской и изымается из книжных магазинов. Вскоре «недостоверные» и «вымышленные» хадисы вообще канут в лету. Теперь перейдем к Корану. В Священной Книге мусульман Всевышний нигде не упоминает о запрете сбривания бороды, усов, или о необходимости выщипывания или удаления волос где бы то ни было. Даже в качестве рекомендации. Этот вопрос Всевышний оставил на усмотрение людей. Правда, есть попытки найти подтверждения отпускать бороду в Коране. Читаем: « Харун сказал Мусе, который схватил его правой рукой за волосы, а левой за бороду : «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову, я боялся, что ты скажешь: «Ты вызвал разделение среди потомков Исраиля и не соблюл моего слова [наставления Мусы о заботе о потомках Исраиля]». Коран, 20:94. Это якобы говорит о том, что раз пророк Харун был с бородой, значит борода должна быть обязательно. Убийственная логика. Некоторые алимы утверждают, что под словами «покончат со своей неопрятностью» означает бритье головы, подстригание ногтей, укорачивание усов и бороды размером с кулак. Но это лишь их собственное мнение, никак не подтверждаемое самим Кораном. Некоторые толкователи считают, что в аяте имеется в виду обрядовое очищение. И я с ними согласен[7].
Исламский форум
значение для мусульман и связь с радикализацией Будучи одним из самых приметных символов ислама, борода является традиционным и. У мусульман в вероисповедании считается, что нужно усы либо оставлять на лице или полностью сбривать. Волосы на лице это особый талисман каждого мусульманина борода в исламе означает веру в Аллаха.
Стиль «Арабская борода», какую бороду носят мусульмане
Обязан ли мусульманин носить бороду и какой длины она должна быть | | Даже если у мусульманина большая и окладистая борода, усы почти всегда сбриты. |
Ношение бороды в исламе: фард, суннат или мандуб? | Что считается частью бороды, а какие волосы на лице таковыми не являются, и поэтому их допустимо брить или подстригать? |
Можно ли сбривать усы? | Не лучший ли это ответ на вопрос, почему мусульмане носят бороду и обязательно ли бороду носить мусульманину? |
Ответы на вопросы наших читателей
«Подстригайте усы и отпускайте бороду, отличайтесь от огнепоклонников». На Руси ещё до христианских времен пышные усы с бородой являлись атрибутом гордости, родовитости, достоинства и мужественности. все самое актуальное и полезное по данному вопросу. Умар подстригал свои усы так, что была видна краснота верхней губы, и устранял эти [волосы], то есть между усами и бородой. • Сбривание бороды настолько тяжкий и мерзкий грех, что некоторые учёные Ислама запрещают приветствовать безбородых, которые осознанно бреют свои бороды, зная о тяжести этого греха.
Борода без усов: значение для мусульман и связь с радикализацией
А вот традицию не бриться в течение месяца в знак траура по близкому человеку соблюдают все. Так или иначе, уход за бородой и ее поддержание в аккуратном состоянии приветствуется, но вот вопрос о том, можно ли подравнивать бороду, теоретиками иудаизма рассматривается по-разному. Борода в католичестве и православии Взгляды католиков и православных христиан на ношение бороды различались еще до официального разделения христианской церкви в 1054 году. Во многом это было обусловлено традицией — римляне считали бороду чертой варваров. Долгое время вопрос «бриться или не бриться» церковью не регламентировался, но традиция все же предписывала «латинянам» ходить без бороды. С XII века католическим священнослужителям не дозволялось отпускать бороду, это определил Тулузский собор 1119 года, но спустя четыре столетия папы римские уже позволяли себе отказываться от бритья. Вошли в моду и считались делом вполне богоугодным усы и эспаньолка, такого имиджа придерживались многие правители Ватикана. Что касается католических монахов, то им предписывалось не только избавляться от бороды, но и брить волосы на макушке. Папа римский Климент VII Гладкие подбородки латинян воспринимались православными христианами с осуждением. Брадоношение признавалось обязательным для верующих, поскольку таков замысел творца — мужчинам иметь бороду, а женщинам — нет.
Брадобритие, бритье бороды, запрещалось церковными книгами и постановлениями соборов, в частности, Стоглавого Собора 1551 года. Посягнувшим на бороду грозили серьезные наказания: по ним не служили панихиду и сорокоуста, не ставили свечи в храме. Православные священнослужители А потому то, что сделал на рубеже XVII и XVIII веков Петр I, представляется делом поистине грандиозным — ему удалось перевернуть с ног на голову многовековые установки и традиции относительно того, что приличествует порядочному христианину. Была установлена пошлина, которая взималась с тех, кто предпочитал ношение бороды новым правилам — налог довольно существенный: например, царедворцы, чиновники, купцы и посадские люди платили по шестьдесят рублей в год, слуги, ямщики — по тридцать. Указом Петра была предусмотрена пошлина на бороду Разумеется, на первых порах роптали, бунтовали, хранили сбритую бороду дома в сундуке, чтобы быть с ней похороненными — в царствие небесное без бороды путь закрыт.
Кто может носить бороду без усов? Постепенно начали появляться и другие типы бороды без усов. Сегодня разные виды бородки носят арабы, чеченцы и иные исламские народы, которые считают такую растительность символом мужественности и силы. Ответы пользователей Отвечает Кирилл Дурапов Борода у чеченцев — это нормальное явление, которое не вызывает никаких сомнений, если же человек носить бороду без усов, тогда ему могут задать несколько... Отвечает Юлия Берсенева 17 дек. Отвечает Александр Балданов 26 июн. Отвечает Сергей Белинский 19 авг. Если мужчина носит усы, он должен их аккуратно подстригать таким образом, чтобы во время принятия... Отвечает Анна Соткина 7 мая 2019 г. Отвечает Екатерина Капризная 4 апр. Это позволяло отличить настоящего правоверного от огнепоклонников зороастрийцев или... Отвечает Раиль Максимов 30 дек.
В том числе и на наших братьев, которые сегодня сражаются на пути газавата на Украине против сатанизма и нацизма», — подчеркнул богослов. Он отметил, что в Исламе уделяется большое внимание вопросам опрятности и чистоплотности. Мусульманин должен соблюдать чистоту во всем, что касается его окружения и самого себя. В том числе ухаживать за бородой, сохраняя ее опрятной. К примеру, наш Пророк Мухаммад да благословит Его Аллах и приветствует призывал отращивать бороду и при этом укорачивать усы. Но это не значит что их нужно сбривать полностью. Так, в Шафиитской школе считается крайне нежелательным полностью убирать усы, опять же, лишь укорачивать их. Это также является сунной», — добавил Шахбулатов.
Его отец также был известным мусульманским ученым. Он сказал: «Внимательное отношение к волосам важно, независимо от того, на голове ли они, борода ли это или усы, под мышками или на лобке, — это внешние атрибуты чистоты. А внутренняя чистота еще важнее. Обязательным является устранение всего того, что относится к проблемам души, к злу и грехам». Запреты тахрим ее не касаются». То есть верующему мужчине самому решать, нужна ему борода или нет. Считается одним из величайших ученых-богословов своего времени, с 35 лет был шариатским судьей. Позже стал верховным шариатским судьей. Он сказал: «Макрух нежелательно [27] брить бороду, стричь ее и придавать ей красивый вид. А вот стричь ее по длине и ширине можно, если станет очень большой. Замечу, что нежелательно прославляться кичиться как большой бородой, так и короткой» [28]. Юсуф аль-Кардави. Наш современник. Родился в 1926 году в Египте. Получил богословское образование в международном университете аль-Азхар. Автор многочисленных трудов по мусульманскому богословию, в которых проводит параллели с современной жизнью, ее реалиями. Вложил многие десятилетия собственной жизни в развитие мусульманского богословия как в арабском мире, так и на международном уровне. Человек широкого кругозора в жизненной теории и практике. Многие десятилетия международного опыта. Является президентом Международного союза мусульманских ученых. Считается одним из самых влиятельных богословов, живущих сейчас. Отвечая на вопрос относительно допустимости сбривания бороды, после подробного изложения мнений основных мазхабов и авторитетных ученых прошлого, среди мнений которых присутствует запрет тахрим , нежелательность кярахе и разрешенность ибахе , шейх Юсуф аль-Кардави пишет: «Наиболее вероятно, что самым оптимальным, близким к истине и справедливым является мнение о нежелательности кярахе , так как повелительная форма наклонения в хадисах по теме не указывает на обязательность вуджуб однозначно и без вариантов, даже если при этом в качестве причины упомянута непохожесть на безбожников. Это легко понять на примере окрашивания седины: пророк Мухаммад приказал именно в повелительной форме окрашивать ее, чтобы не быть похожими на иудеев и христиан. Некоторые из сподвижников не стали красить бороды, и это четко указывает на отсутствие обязательности и наличие лишь желательности истихбаб. Да, достоверно известно, что никто из сподвижников не сбривал бороду, но можно легко предположить, что по тем временам необходимости такой не было, это было привычным образом жизни местный обычай, а не религия » [29]. Родился в 1952 году. Выпускник университета аль-Азхар, там же в последующем защитил кандидатскую и докторскую. Был муфтием Египта с 2003 по 2013 годы. Очень известен своими богословскими заключениями фетвами и мнениями по современным вопросам. В течение последних 11 лет с 2009 по 2019 входит в международный рейтинг пятидесяти самых влиятельных мусульман нашего времени. Автор многочисленных книг по мусульманскому богословию в контексте современности. Отвечая на вопрос, каково положение хукм бороды в Исламе, он, процитировав хадис «Не будьте похожи на язычников! Брейте усы и отпускайте бороду» [30] , говорит: «Относительно того, на что указывает данное повеление, ученые-богословы имеют два основных мнения: — указывает на «вуджуб» обязательность. Об этом говорит большинство ученых прошлого; — указывает на «надб» желательность. Об этом сказали ученые шафиитского мазхаба. Сбривание бороды бритье щетины они отнесли к «макрух» нежелательному ». На что именно? На то, что сбривание бороды в те времена считалось постыдным и позорным, человека могли за это упрекнуть, указать на него пальцем и посмеяться над ним [31]. А в том случае, когда выведение хукма богословского положения связано с местной традицией местным обычаем, привычным для места и времени положением дел , обязательность в случае отсутствия такого обычая и положения дел в иной местности или иное время канонически переходит в желательность. Борода — это один из обычаев традиционного внешнего вида в той или иной местности или историческом периоде. Похожая ситуация была с европейскими костюмами и шляпами. На начальном этапе появления европейской одежды костюмов, шляп мусульманские ученые строго отнеслись к этому: запрещали надевать такую одежду и высказывали даже мнение о том, что, кто ее наденет, тот становится безбожником. И это не потому, что данное действие само по себе лишает человека веры, а потому, что обычно в тот период ее носили безбожники. Но когда эта одежда стала повсеместной, обычной для людей и обыденной отсутствие привязки к представителям какой-либо религии или идеологии , никто абсолютно никто из мусульманских ученых уже не говорил о запрете на ее ношение. Поистине, хукм каноническое положение бороды в первые века Ислама, когда весь мир, как безбожники, так и мусульмане, отпускали бороду, и не было причины брить ее: 1 большинство ученых сказали об обязательности отпускания бороды, а шафииты канонически посчитали это сунной, то есть сбривающий ее [32] не совершает греха. Мы считаем, что мнение ученых-шафиитов наиболее уместно в наше время, когда отношение к бороде с точки зрения обычаев и традиций кардинально изменилось. Сбривание бороды — нежелательно макрух , а, отпуская ее, мусульманин получает Божье воздаяние саваб за практику сунны. При этом важно принять во внимание, что борода должна быть красива, ухожена, соответствовать лицу и вообще приятной внешности мусульманина. И только Аллаху Богу, Господу известно все» [33]. Образована в 1895 году. Данный богословский орган имеет более чем столетнюю историю работы и громадный опыт грамотного просвещения верующих в контексте Корана и Сунны. Один из результатов — издание сорока томов богословских заключений по актуальным вопросам, накопленным за весь период работы с момента основания. На вопрос относительно обязательности отпускания бороды они отвечают так: «Традицию отпускания бороды мы получили от пророка Мухаммада да благословит его Аллах и приветствует. Он ухаживал за своей бородой, подстригал ее в длину и в ширину, дабы сделать более привлекательной. Он внимательно относился к ее мытью и причесыванию. Желательно, чтобы она не была длиннее одного кулака. Сподвижники следовали Пророку в том, что он делал и считал предпочтительным. Отпусканием бороды также является отсутствие бритья ее некоторое время щетина. Есть хадисы, побуждающие оставлять бороду, ухаживать на нею, и они подобны хадисам, побуждающим чистить зубы, стричь ногти и усы.
Что означает борода без усов у мужчины
Кроме того, исторически мусульмане России никогда не носили бороды без усов на салафитский манер. Что означает борода у мусульман — сунна: обязательна или нет, зачем она нужна? Отношение к отращиванию бороды (араб. إعفاء اللحية, и‘фа’ аль-лихйа) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Узнайте о положении бороды и усов в Шариате, требованиях к их размеру и внешнему виду. Что делать мужчине-мусульманину, если борода не растет?
Немного истории
- Бородачам тут не место, или как в Средней Азии поставили вне закона растительность на лице
- Каков хукм (правило) ношения бороды в ханафитском мазхабе?
- Ношение бороды. Фард или сунна?
- Что означает борода без усов у мусульман - 93 фото