Новости богиня морана в славянской мифологии

Мара в славянской мифологии. Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары.

Богиня смерти Мара

Страшный заколдованный Калинов мост перекинут через Смородину реку. Охраняет тот мост ужасный многоглавый змеи-дракон. Как славяне представляли богиню Мару Мара представлялось славянам как светлокожая темноволосая черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платье всегда были пронзительно лазурного цвета с белыми кружевами. По другим источникам в зависимости от времени года она выглядит по-разному. Поздней осенью - эта молодая прекрасная девушка с бледным лицом и длинными черными волосами в белых и лазурных одеждах, искрящихся свете луны. А в конце зимы - старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Безусловно, зима - это физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей погибших от зимней непогоды.

Богиня зимы Не хочет старуха уступать время для весны, старается всеми силами удержать зиму. В праздник масленицы во время весеннего равноденствия мы сжигаем соломенное чучело Мары, чтобы к нам поскорее пришла долгожданная весна. Но даже после ухода зимы с людьми оставались ее многочисленные слуги - мары. По преданиям древних славян - это злые духи болезней. Они носят голову подмышкой и бродят по ночам под окнами домов, шепчут имена домочадцев.

Тогда пишут, что Морена будет свидетельницей тому, кто взялся выполнить зарок: Приветствие от Петра к Демше. Дай Микуле Кишке гривен шесть, взявши у Марены. Приведя его сам, дай в присутствии Марены.

А если попросит Ярко, то тому не давай. Приветствую тебя. Сделай же милость, исполни сам. Как вышло, что Морена, рожденная среди светлых Богов, стала властительницей мира Нави? Лёля, Жива и Морена были превращены в страшных чудовищ и служили Скипер-Змею, пока он не был повержен. Тогда Боги Перун, Велес, Стрибог и Хорс освободили сестер, расколдовали их и вернули им прежний облик. Однако, сердце Богини Морены так и осталось темным, и она ушла в Навь. Иногда дочерями Морены называют сестер-Лихоманок, духов, насылающих болезни.

Поэтому в заговорах именно к Морене обращаются с просьбой утихомирить своих дочерей и остановить хвори. Богиня Морена в славянской мифологии Чтобы понять, что значила Богиня Морена у славян, к быличкам северным обратимся. Не диво ли, что три сестры столь не схожи меж собой? Любят люди красавицу-Лёлю, с уважением относятся к дающей плодородие Живе. Только Богиню Морену у славян побаиваются, стараются реже о ней вспоминать. Когда-то были три сестры светлыми Богинями. Украл их посланник Хаоса Скипер-Зверь, заколдовал, превратил в чудовищ, обучил черной магии. Не помнили себя сестры, пока не удалось Богам расколдовать трех сестер.

Вернули Лёля, Жива и Морена свой облик. Да только сердцу Морены оказалась ближе тёмная магия, не захотела она становиться светлой Богиней. Так начинается история Морены, Богини Зимы и Смерти. Здесь подробно пересказывать её не будем, посоветуем для того прочесть книгу сказок «Боги и Люди». Дальше многое случилось. Почти в каждой истории, в каждой северной быличке упоминается Морена. Словно, все беды случаются по её велению. Богиня Морена у славян насылает сестер-лихоманок, духов болезней, покрывает землю снегом, замораживает посевы, а, бывает, поцелует Морена человека да заморозит его сердце.

Вот, к примеру, часть сказки из книги «Что знают Боги? Из своего зимнего дворца она видела засыпанные снегом по самые крыши избы, только из некоторых труб тонкой струйкой вился слабый дымок. И снег искрился и переливался, отражая холодное сияние ночного светила, да звёзды посверкивали в холодной глубокой вышине. Всё замерло в ожидании рассвета. Но что он принесёт людям, которые с Карачуна находятся в снежном плену? В Коляду, разгребая снег от избы к избе, люди ещё смогли поприветствовать приход Вышнего Бога, принёсшего людям знания Вед.

Слайд 3 Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана Морена действительно родственно таким словам, как «мор», «морок», «мрак», «марево», «морочить», «смерть».

Лужичане одевали чучело в рубаху последнего умершего в селе человека и подвязывали поясом последней вышедшей замуж невесты.

Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти

Морана – богиня смерти В славянской мифологии Морана является могучим и грозным божеством. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. В славянской мифологии Мокошь покровительствует: плодородию, деторождению, близости к окончанию годового цикла. Морена (Мара, Марена, Моржана, Морана) – славянская Богиня Зимы и Смерти. В западнославянской мифологии известна польская Маржана, отождесвляемая хронистом XV века ем с римской богиней подземного мира Церерой; чешская Морана, отождествляемая с греческой богиней мрака и чародейства Гекатой [древние авторы. Мара, Морана, Марена по разному называют эту безмятежную богиню жатвы.

Мара – славянская Богиня плодородия, жатвы и смерти

Мара относится к одним из самых неоднозначных богинь в славянской мифологии. славянская богиня, связанная с сезонными аграрными обрядами, основанными на идее смерти и возрождения природы. Богиня Морена в славянской мифологии олицетворяла вечный холод, непроглядную тьму и смерть. Марена, также известная как Мара, Марзанна, Морена, Морана, (на украинском, польском, словацком и чешском языках соответственно), является языческой славянской богиней. В славянской мифологии эта богиня была связанна с сезонными ритуалами умирания и воскресения природы, повторяющимися из года в год. В польской мифологии эта богиня носит имя Моржаны, на словацком имя богини произносится.

Морена - богиня смерти и вечного холода у славян

Говорят, что у мира Мары есть два входа — один — через Калинов мост , а другие ворота — в горах великан Святогор стережет. И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется. Я ведь тогда почти дала испить тебе из моей чаши, протянула… Но ты невежлив оказался, вывернулся. Смех оборвался, губы Мары скривились недобро. Над ладонью Мары взвился вихрь, вспыхнул и сложился в легкоразличимые очертания человеческого черепа. Видение наполнялось красками, обретало объем. Олег удивленно моргнул. Нет, он не ошибся. Женщина действительно держала на ладони настоящий человеческий череп, окованный серебристым металлом. Хотя почему бы и нет.

Она ведь богиня, а не нежить. Однако череп продолжал меняться. Его очертания снова поплыли, как воск под лучами солнца. Верхняя часть провалилась, оставив пустоту, стенки покрылись рельефным узором. И снова Олег не уловил момента, когда трансформация закончилась.

Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где все должно было ладно, то есть хорошо. Все люди должна уметь ладить друг с другом. Жена называла любимого ладо, а он ее — ладушкой. И даже оладьи, которые пекли по весне в честь возрождающейся жизни, от того же корня. Тогда же пели: Благослови, мати, Ой мати Лада, мати! Весну закликати. И, конечно, мать Любовь давала свое благословение людям на призывание весны. Богиня Лада была известна многим европейским народам. Русское слово «Бог» родственно индийскому bhagas, где «bhag» означает «делить». То есть Бог — высшее существо, наделяющее нас, смертных людей, особыми дарами, счастьем. Слова богатый на санскрите — бхагават и богатырь имели смысл: бог одарил их благополучием или силой. Наоборот, отрицательная частица означала, что бог не дал счастья этому человеку и потому он убогий бедный, болезненный слепой, калека , небога бедняк, сирота или вовсе небожчик покойник. В декоративных украшениях даже на православных храмах изображали двух рожаниц — счастливую Долю и лихую Недолю Храм Спаса на Ильине, Великий Новгород и др. Судьба слепа, говорили: «Лентяй лежит, а Бог для него долю держит», — то есть ее получают не за заслуги, а по случайному выбору. Считалось, что от судьбы не уйдешь, но все же ее можно было улучшить или ухудшить с помощью определенных ритуалов. Например, не следовало проходить под поваленным деревом — «долю себе убавишь». Существовал ежедневный обычай, когда главный в семье подтверждал долю домочадцев: нарезал каравай и вручал каждому его часть, большую или меньшую. Часто герои сказаний отправлялись в дорогу, чтобы свою долю найти, то есть изменить ее на лучшую. Но Доля бывает разной, уж кому какая выпадет, когда человек появляется на свет: в лихую годину или в счастливый час. Слово счастье имеет в виду часть высшего дара, большего или меньшего. А доля — не только судьба, которой наделяют, но и богиня, воплощенная идея Всевышнего. Идея судьбы-слуги была известна еще в Древнем Египте, где каждый человек, когда подходил срок отправляться в мир иной, прихватывал с собой куколку — ушебти у богатых египтян их было несколько. На том свете, как и на этом, нужно было работать — возделывать поля. Ежедневно боги-смотрители устраивали перекличку, а за душу умершего откликалась его ушебти. Она же и работала потом без устали за хозяина, пока тот отдыхал в тенечке.

Сопровождают Морену многочисленные и безымянные мары — бестелесные навии или навки — вестницы смерти. Время года, которому покровительствует Морена — конец осени и зима, сторона света — запад где умирает Солнце , а также холодный север, время суток — ночь лучшее время для Тёмного колдовства... Чернобог — Навий Владыка 1. Реконструированный Славянский миф, весьма популярный ныне в среде двоеверов, повествует, что давным-давно, когда на Земле царил Золотой век — век Прави, Даждьбог Сварожич был женат на прекрасной черноокой Морене. Вскоре Кощей выкрал Её из Небесных Чертогов, а отправившегося за ним в погоню Даждьбога заманил в ловушку и поверг наземь, разбив Солнечную колесницу Светлого Сварожича. И предложил Чернобог-Кощей выбор Даждьбогу: либо навсегда исчезнуть ему в Нави, лишив Явленный мир Солнечного света, либо быть распятым на Мировом Древе, чтобы кровь его животворящая стекала по стволу в Подземный мир, укрепляя силы тамошних обитателей — навий бестелесных. В этом случае Кощей обещал починить Солнечную колесницу и, прикрепив к ней Щит Даждьбога то есть Солнечный диск , пустить её по небу. Даждьбог выбрал второе, чтобы не остался Явленный мир без животворного Солнечного света... Но на третий день после Его распятия случилось то, чего не предвидел Чернобог-Кощей. Кони, оставшиеся без возницы, понесли, и быть бы беде неминучей, но тут вмешался Сам Род Вседержитель, воскресив Даждьбога и повелев Белобогу восстановить равновесие в Мире и поддерживать его отныне и вовек. Мудрый Велес снял Даждьбога с Мирового Древа, излечил Его раны и помог изловить разбежавшихся по небесным просторам Солнечных коней таковых всего три: Белый, Красный и Чёрный. Велес сумел вернуть лишь двух коней из тех — Белого и Чёрного; Красный же — связующее звено между Днём и Ночью — исчез, оставшись в мифе как символ утерянной гармонии ушедшего Золотого века... Существует, правда, и другой вариант этого мифа, гласящий, что потерянным оказался Белый конь — тот самый, верхом на котором явится перед Концом Времён Праотец Арий, после чего на Земле наступит новый Золотой век. Даждьбог вновь стал править Своей колесницей, Солнце вновь стало совершать круги по небу, и будет так до Конца Времён... В Подземном мире, где стали править отныне Чернобог и Морена, от просочившейся туда крови Даждьбога покраснела земля и даже небо. Велес разрубил Своей Двузубой Секирой имеющей равную силу как в Яви, так и в Нави плоть Кощея, и с тех пор Чернобог более не может надолго покидать пределы Подземного мира и странствовать по Небесным Чертогам, где живут Светлые Сварожичи. В мире же людей кончился Золотой век... О различных уровнях понимания Традиции 1. Чернобог есть Тёмный Лик Всебожья Родова, от Него происходит разрушение и погибель всего сущего — как великого, так и малого.

Далеко за мостом располагаются ледяные чертоги Морены. Находятся они на далёком севере, а прийти ко дворцу богини может далеко не каждый. Согласитесь, такое описание и колоритная внешность Морены напоминают нам Снежную Королеву из известной сказки. На этот образ верования в богиню зимы оказали непосредственное влияние. Зимняя владычица судеб Морена Но так ли ужасна Морена? В ней достаточно жестокости и коварства, однако богиня исполняет свою миссию. Одним из важных аспектов деятельности Морены является суд над душами. Лишь она может решить, куда отправится человек после своей смерти — в мир Нави то есть будет забыт или в мир Слави останется прославленным в веках. Как видите, не только зло Морена может творить в разных мирах. Кроме того, у неё есть отличительная черта, которой обладают лишь немногие божества. Морена может путешествовать между Явью и Навью, а сила её от этих перемещений совсем не уменьшается. Тот же Чернобог подобной привилегии лишён, ведь является заложником своего чёрного царства Нави. Интересно то, как наши предки представляли себе смену времён года, а конкретнее — уход зимы. Легенды рассказывали, что Морена в декабре появляется совсем юной девушкой, в январе превращается в цветущую женщину, а к началу марта резко стареет. Превратившись в дряхлую старуху, Морена не спешит отступать под натиском весны-Лели.

Богиня смерти Мара

Глаза у нее невероятного цвета — насыщенно-голубые. Одета она в богатые платья, а сверху накинута меховая накидка. Изображают ее верхом на белоснежной кобыле. В руках она держит серебряный серп, которым обрывает нити жизни, а за спиной находится такая же серебреная коса. Главные характеристики образа Мары в основном относятся к ее ауре и энергетике. Хоть она и не выглядит угрожающе, но вокруг нее весит ореол уверенности и непоколебимости. Ее рука без дрожи обрывает нить жизни тех, чей час пришел. Место проживания В легендах славян встречается информация, согласно которой Мара большую часть времени обитает на границе двух миров Нави и Яви. Она может свободно перемещаться между мирами по Калиновому мосту, который перекинут через реку Смородину. Она не является заложницей Нави в отличие от Чернобога. Богиня обитает на границе миров Способности Морена способна останавливать течение времени как в глобальных масштабах, так и в локальных.

Она повелевает жизнью и смертью. С помощью волшебного оружия она может обрывать нити жизни как у простых людей, так и у бессмертных существ. Однако существуют придания, согласно которым Мара могла не только забирать, но и наделять бессмертием. В древней легенде она продлевала жизнь своему сыну Богумиру, давая ему волшебные яблоки. Как и остальные боги, Морена наделена большой волшебной силой. Она может полностью изменять окружающий мир, превращаться в зверей и птиц, а также наделять колдовскими способностями понравившихся ей людей. Покровительство Поклоняются богине Морене те, кто желает познать тайны неизведанного. Они не боятся мира Нави и верят в божественную защиту своей покровительницы. Чтобы быть достойным ее мудрости, необходимо обладать непреклонным нравом, решительностью, храбростью и силой. Все невзгоды должны преодолеваться с гордо поднятой головой.

Если человек трусит или не желает идти на жертвы ради познания Истины, он рискует навлечь на себя гнев богини. Символы богини Мары Как и у любого другого божества у Морены есть характерные символы, присущие только ей. Ее оружие. Серебряные серп и коса, которыми она не только подрезает нити жизни смертных, но и защищается от врагов. Черная Луна.

Однако, невзирая на все это, Морена была в большом почете у славян, так как она не только забирала жизнь, но и давала ей начало. Морена — богиня смерти У этой богини было много имен. Кто-то звал ее Морена, кто-то Мара, а кто-то и вовсе предпочитал более громкое Кащеевна. Не менее запутанной является и история ее появления. Согласно первой версии, повелительница смерти родилась из искры, упавшей из священного камня Алатырь. Таким образом, ее отцом был сам Сварог — владыка великого молота и всего живого. Вторая же версия гласит о том, что Морену привел на свет Чернобог. Правда, сегодня эта история приобрела новый окрас. Внимательно изучив древние тексты и песни, ученые пришли к выводу, что Чернобог не являлся ее творцом — он был ее законным мужем. Просто со временем мифы об их браке уступили место новому поколению историй. В них все реже и реже упоминался союз этих двух богов, а в дальнейшем Морена и вовсе стала женой совершенного другого небожителя. Красавица или старуха? Весьма увлекательным является то, как выглядит Морена. Богиня предстает перед смертными в совершенно разных обликах, в зависимости от времени года. Так, в конце осени она приходит в мир Яви как прекрасная молодая девушка. Ее лицо бело как снег, глаза чище горной реки, а волосы черны, словно зимнее небо. Также в это время Морена одевает только изысканные наряды, украшенные золотом, серебром и драгоценными камнями. Но по мере того как дни близятся к весне, меняется и внешность богини.

Однако имя богини древнерусское, ибо в корне его лежит слово мор. Оно до сих пор встречается у болгар и украинцев и означает умерщвление или увядание, что полностью соответствует образу богини в мифологии. Не удивительно, что слова морить, морочить, морок и другие — отождествлялись с мучениями и истязаниями. Возможно именно поэтому Мара стала темной богиней. Но не за одно только зло была ответственна Мара. Ее нередко называли либо владычицей мира Нави, либо одной из его правителей. По некоторым версиям Кощей и Чернобог лишь помогали ей, но основная мифология считала, что именно Мара стояла на страде мира Нави и именно она помогала душам умерших переходить через реку Смородину по Калиновому мосту. Аналогичным образом дела обстояли и с душами младенцев, которые очистились в геенне огненной и готовы были снова вернуться в мир живых. Кроме того, особое внимание славяне уделяли Маре во время долгих зим. Обращениями, молитвами, просьбами или уговорами — люди обращались к богине, чтобы та смилостивилась и помогла им. Именно Мара могла укротить зимнюю стужу, излечить любую хворь. Кроме того, Мара способна была прогнать все ненастья со двора, но только в том случае, если к ней умели правильно обращаться, через специальные заговоры. Считалось также, что Мара — это богиня равновесия, честности и справедливости. Именно она наказывала клятвопреступников, которые обещали, давали зароки, клятвы, но впоследствии их не держали. В этом случае богиня была неумолима и вполне могла забрать его душу. Днем богини значится 25 ноября 4 декабря, по старому календарю. Считалось, что богиня приходит в мир именно в этот день, укрывает землю снегами, помогая сохранить ей плодородие. В эти дни было запрещено славить других богов, а все жертвы — принадлежали исключительно Маре. Внешность Считалось, что Мара ничуть не уступала в красоте Ладе и Живе, которые слыли невероятными красавицами. Но внешность ее заметно отличалась от внешности сестер. Принято считать, что Мара — это черноокая красавица, обладающая густыми, длинными смоляными волосами, ниспадающих по ее плечам.

В разных местах злые твари, вырвавшиеся из загробного мира, учиняли беспорядки, забирали души красавиц, вселялись в юродивых. Люди с опаской сидели в теплых домах, отпугивали темных гостей громкими разговорами, песнями и веселым смехом. Читайте также: Славянский оберег Валькирия. В этот день на каждом дворе открывали ворота и зажигали костер, как символ того, что люди не боятся жестокую богиню. К огню мог подойти и погреться любой прохожий. На многих иллюстрациях Морана изображена с серпом в руках. По преданию она им жнет жизни тех людей, которые замерзают от стужи и во время вьюги. Идет богиня по человеческим черепам. Этим она показывает, как безразлична ей человеческая жизнь. А над головой Мары месяц, ведь ночь — это время, когда она очень сильна. Марена с серпом в руках идет по человеческим черепам Считалось, что божество дружит с черным вороном — вестником беды и волком. Морана отправляет стаи серых хищников бродить зимой по лесам и дорогам, чтобы они погубили как можно больше людей. Помогают Маре черный ворон и волк Защитные свойства амулета Мары Существует несколько амулетов богини Мары: Первый выглядит как круг с магическими символами и находящейся сверху изогнутой линией с четырьмя вершинами. Практикующие экстрасенсы считают, что данный символ является мостом между Явью реальным миром и Навью прибежищем душ. С его помощью умершие родственники могут ментально помогать человеку. Амулет Мораны — мост между миром живых и мертвых Второй оберег представляет окружность с символическим крестом посередине. Этот магический предмет является талисманом удачи. Индивида, который носит его, ждет успех во всех делах. Амулет Мораны притягивает удачу Знахари и экстрасенсы давно знакомы с мощными магическими свойствами амулета богини Мары. Он способен помочь владельцу: удержаться от принятия необдуманных решений; наладить отношения с близкими; подружиться с сослуживцами и начальством; начать подъем по карьерной лестнице. Самое главное, что талисман способен привнести в жизнь хозяина гармонию. Оберег Морены и значение ее символов На обереге может быть изображено несколько символов, имеющих разное значение. Волны — зигзагообразные ломаные линии, изображающие воды реки Смородины.

Богиня Морана в славянской мифологии

Морана же считалась богиней отвечающий за зиму и смерть, ее боялись и почитали все славянские племена, и в тоже время ее также ненавидели. Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире живых, и богиней вечной молодости в ином мире. Богиня смерти Морана положила начало многим народным обрядам и праздникам, сохранившимся до нашего времени.

Бoгиня Мopана, Maра, Мopeна в cлавянской мифологии воплощение cмерти, нoчи, зимы.

Для этого на земле устанавливали изображение богини, вырезанное из дерева, или сделанное из соломы, вокруг место обкладывали камнями. Непосредственно перед идолом устанавливали более крупный камень или деревянную дощечку, которая и служила алтарем. После проведения обряда все это разбиралось, а изображение Мары сжигалось, либо сбрасывалось в реку. Иногда, в годы сильных эпидемий, преподносили в жертву животных, пуская им кровь непосредственно у алтаря.

Она управляет жизнью и смертью и способна забрать жизнь даже у бессмертных существ, в том числе и у богов. С другой стороны она так же способна даровать жизнь и бессмертие. Говорят, именно так она и продлевала долгую жизнь своему сыну Богумиру , посылая ему змея с маленькими живыми яблоками.

Как и большинство богов Мара — превосходная волшебница, способная полностью изменить окружающий мир, но лишь на время. Влияние Мары распространяется на все три мира, но особенно богиня сильна именно в Нави. Говорят, что у мира Мары есть два входа — один — через Калинов мост , а другие ворота — в горах великан Святогор стережет.

И тот, кто пригубит из этой чаши, навсегда в ее царстве останется. Я ведь тогда почти дала испить тебе из моей чаши, протянула… Но ты невежлив оказался, вывернулся. Смех оборвался, губы Мары скривились недобро.

Над ладонью Мары взвился вихрь, вспыхнул и сложился в легкоразличимые очертания человеческого черепа. Видение наполнялось красками, обретало объем.

Доспехи Кощея же заговорила сама Морана. По одной из версий, Кощей был сыном Чернобога — воплощения всего разрушительного и злого в этом мире. По другой версии, Кощей и был Чернобогом.

Чернобог — противоположность Белобога, между ними постоянное противостояние. Эти два начала можно сравнить с тьмой и светом, инь и ян. Несмотря на свое прозвище, Кощей все же смертен. Только смерть его была глубоко спрятана: она заключалась, как мы с детства знаем из сказок, в игле, которая находилась в яйце, спрятанном в утке, а та была в зайце, закрытом в железном сундуке под дубом на острове в море-океане. Карна и Желя Дочери Мораны и Кощея были покровительницами умерших и утешительницами родственников усопших.

Обе богини сопровождают души по загробному миру и к ним обращаются родственники усопших во время поминовения. Считалось, что если воин умирал вдали от родных, то первым его оплакивали именно эти богини. Если Карна была воплощение предназначения человека, то Желя — рока. Карна помогала людям выполнять их предназначение, определенное им судьбой.

Ее символ — серп, которым она жнет жизни, разбитые груды черепов и черная Луна. Мара — дочь богини Лады и бога Сварога, сестра Весты. В зависимости от времени года она выглядит по-разному. Поздней осенью это молодая прекрасная девушка с бледным лицом и длинными черными волосами, в белых и лазурных одеждах, искрящихся в свете луны, а в конце зимы — старуха-нищенка, одетая в лохмотья. Не хочет старуха уступать время для весны, старается всеми силами удержать зиму. Именно из древнего язычества к нам пришел обряд сжигать чучело на костре, на Масленицу, чтобы злая Морана поскорее ушла.

Славянская богиня смерти умеет прекращать ход времени как локально, так и в глобальных масштабах. Ее возможности безгранично велики: она управляет смертью и жизнью не только обычных существ, но и бессмертных богов. Кроме того, Мара — это прекрасная волшебница, способная до неузнаваемости изменить мир, однако лишь на короткое время. Одно из любимых занятий богини — ткачество. Подобно греческим Мойрам, она играет с нитями жизни людей, ведя их в нужном направлении, а в конце обрезая нить жизни умирающего.

Украдена Кощеем, впоследствии - его жена и противница Дажьбога.

Каждая из них особо сильна в своё время. Предназначение их в том, чтобы людей мучить, да за Кривду наказывать. Обычно тем, кто Правдой исполнен, в ладу с природой и родом живёт, предков чтит, они не страшны. Морена странствовала в снегах, время от времени навещая людей, появляясь со своими злокозненными приспешниками, духами ночи и болезней, известными под названием «мары» или «моры». С ними Морана каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.

Морана. Славянская богиня 6 класс

Перун, бог-громовник, олицетворял грозу. Бог-кузнец и дух огня Сварог — небо. Его сыновья Сварожичи — Даждьбог, Дабог и Хорос — очеловечивали солнце. Брат Сварога — Велес, покровитель скота и хранитель стад, изначально тоже был огненным богом. Низшие божества появились в более поздние времена, их мифологическим пространством стали дом, лес, болото. Древние считали, что низшие духи сопровождают их бытовую жизнь и вмешиваются в судьбу постоянно, с момента появления человека на свет и до его смерти. Одних они наделяли умом, силой, доброжелательностью, других — хитростью, злобой, коварством. Третьих связывали с циклами хозяйственных работ и посвящали им сезонные обряды. У каждой ветви славян появлялись свои низшие духи. У восточных — берегини, домовые, кикиморы, русалки, лешии.

У западных — лесные цари, лихорадки, судички, вилы, моры. Дух мара — исключение. Он известен всем славянам своим недобрым отношением к живым. У чехов, словаков, поляков существо по имени Марена, Морена, Маржана вызывало ночные кошмары. По преданиям украинцев, Мара, имевшая смутный, неясный облик, невидимой пеленой покрывала людям глаза, сбивала их с дороги, заводила в опасные места, скрывала то, что на виду. Об этом красноречиво говорит современное украинское выражение: «Блудить, як якась мара». В фольклоре русского севера мара подобна кикиморе: страшное, косматое, растрёпанное существо, нечистая сила из потустороннего мира, творящая злые козни по отношению к людям. Между тем со временем Мара стала низшим божеством обрядовых ритуалов. Как Мара попала в обряды колеса года Славяне, подобно иным арийским народам, понимали круговорот времён года как непрерывную череду борьбы и побед тёмных и светлых сил.

Началом годичного цикла у них было рождение нового солнца в весеннее равноденствие — время пробуждения природы, и отсчет колеса года с весенних месяцев сохранялся до 1492 года. Победа света над тьмой, весны над зимой, тепла над холодом воплощалась образом умирающего и воскресающего божества, и таким божеством стала Мара, которую чехи называли вторым именем — Smrtka. Ее возвышение имеет вполне объясняемые истоки: в богиню Мара превратилась из-за соприкосновения славянской языческой картины мира с античной мифологией. Сам же ритуал олицетворения природы и торжества сил плодородия осуществлялся обрядом сожжения чучела, символизирующего зиму, холод, смерть. Посвящение Мары в божество Ритуал инициации низшего духа Марены-Маржаны в божество случился благодаря находчивости западных славян, владеющих грамотой. В письменных источниках они сблизили ее с античными богинями. Ян Длугош в хрониках «Польская история» ХV в. Древние чехи в фиктивных глоссах из «Mater Verborum» отождествили свою Морану с древнегреческими олимпийскими богинями Гекатой и Персефоной. Первая — верховная богиня луны, колдовства; вторая — богиня плодородия, и обе были богинями смерти — владычицами преисподней и царства мёртвых.

Постепенно в представлениях славян утвердилось несколько версий божественного происхождения Мары. Наиболее популярная признавала ее дочерью бога небесного огня Сварога и Лады — богини весны, весенней пахоты и сева, покровительницы брака и любви, которую ученый мир считает научной фикцией ХV века. Мара — одна из их трех дочерей, рожденных из искр, высеченных Сварогом ударом молота о священный камень. Несостоятельным признано утверждение, что Мара — дочь Кощея, потому что он — персонаж русских волшебных сказок, возникших в более поздние времена. Образ Мары похож на образы других богинь, ассоциировавшихся со смертью и темными силами. Не случайно, в отличие от верхних богов, у нее не было святилища. Ей поклонялись тайком, её идола для обряда ставили на землю. После завершения действа все, что было в этом месте, включая идола, сжигали или топили в воде. Может, потому позднее Мара и стала олицетворением зимы и смерти, владычицей ночи, символом гаданий.

Красавица или старуха: функция и образ богини Мары Мифологическое восприятие мира утверждает непрерывность круговорота полярной пары жизнь — смерть; их взаимодополняемость обеспечивает равновесие бытия. Смерть властна над всем живым. Поэтому в языческом сознании древних она воспринималась как обязательный отрезок для продолжения жизни, начала нового существования. Славяне-язычники олицетворяли смерть с женским образом, который в мифологических представлениях сочетал внешнюю немощь и внутреннюю силу. Смерть соотносили с темнотой, признаком потустороннего мира, и с ночью — темным временем суток. Однако богиню смерти Мару нельзя судить в категориях «светлое — тёмное», «добро — зло». Она стояла выше этих понятий по той причине, что в ней в полную силу проявилась мифологическая двоичность. Богиня смерти не определяла момент смерти, не забирала жизнь, не от нее зависела и продолжительность жизни. Она господствовала над душами умерших в загробном царстве, где даровала им бессмертие.

Для язычников богиня Марена символизировала цикл перерождения. Вот почему в ее руках никогда не было косы, а облик зависел от времён года. Поздней осенью, ближе к зиме она — прекрасная стройная девушка с бледной кожей и длинными тёмными волосами, в светлых одеждах.

И было у них также по три брата-близнеца, одного из которых мы хорошо знаем — это Перун, а об остальных приходится только догадываться хотя бы по аналогиям с египетскими мифами. Марена вначале была женой Даждьбога, сына Перуна и русалки Рось, но впоследствии стала известна под именем Василисы Прекрасной, жены Кощея аналога бога-трикстера Локки в ирландских и скандинавских мифах. А женой Даждьбога стала Жива Тара. Именно Даждьбог чаще всего ассоциируется в сказках как Иванушка Царевич. Вот, что пишется в древнеславянском мифе о союзе Даждьбога и Мары: Первая жена Даждьбога Майя Златогорка после смерти ушла в Навь, где дух ее слился с духом богини Смерти — Марены, после чего, видимо и приглянулся Марене Даждьбог. Тогда Марена приворожила Даждьбога и в его сердце поселилась любовная тоска. В то время к Марене сватался Кащей, но Дажьбог так распалился страстью, что решил отбить у соперника прелестницу.

Однако Марена не собиралась становиться женой Дажьбога. А Тарх Дажьбог всего-то сын русалки. Когда Тарх стал слишком уж ее донимать, она предложила ему выпить заговоренный мед. Только Дажьбог его выпил, у него на голове заветвились рога — и Дажьбог обратился в Златорогого Оленя об этом событии люди вспоминают в середине лета, в день Медового Спаса. Вновь обратила Марена Златорогого Оленя в Тарха Дажьбога только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией. Не смогла устоять перед влюбленным Дажьбогом Марена и вышла за него замуж. Но после свадьбы Марену похитил у Дажьбога оскорбленный соперник Кащей. Дажьбог пустился в погоню за похитителем, но Марена и Кащей всякий раз обманывали его — сбрасывали в Пекло, обращали в Камень, и в конце концов распяли на Алатырской горе Эльбрус , Алатырь, «всем камням отец», «пуп земли» в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты истоки всех рек и начала всех дорог. Алтарем и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире — лишь отражение Алатырь-камня.

Магический алтарь — камень, на котором совершается жертвоприношение, — суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря. Народные верования Символами богини Мораны являются: Чёрная Луна, разбитые черепа, серп, чёрный лебедь, гриф, ворон. При помощи серпа она подрезает нити жизни, в результате чего человек умирает. Считается, что Морана способна насылать плохие сны и кошмары, а толкование снов помогало славянам расшифровать послание, которое им посылала богиня подземного мира. Её сакральные вещи — это коза, можжевельник, осина, ель и сосна. Её владения находятся за Рекой Смородиной, чтобы достичь их, нужно пересечь Калинов Мост, который соединяет Явь и Навь мир живых и мёртвых. Марь — это Мёртвая Вода, то есть противоположность живительному свету или Солнечной Яри. Однако без Мары, как и без Чернобога, невозможна была бы жизнь на земле, и она также участвует в поддержании равновесия. Древние славяне считали, что без смерти не может быть жизни, а смерть — это не конец всему, а лишь только начало, переход к другой жизни. Забирая души из Яви, Мара даёт душе новое существование.

Кроме того, Морана является богиней смерти и болезней в мире Яви, и богиней вечной молодости в мире Нави. В день весеннего равноденствия современное название — Масленица, языческое название праздника — Комоедицы славяне традиционно сжигают на костре чучело Мораны, соломенную бабу. На время весны и лета Марена уходит, но с людьми всегда остаются её верные слуги — Мары. Мары — это духи болезней и смерти. По преданиям, Мары носят голову под мышкой и шепчут имена людей, стоя под окнами домов, если кто отзовётся — тот непременно заболеет и может даже умереть. Самый известный дух из мар — это Кикимора. Мары есть во многих верованиях разных народов. Германцы верили, что это маруты — духи злых воинов, шведы и датчане — души умерших, болгары — души умерших младенцев. Мара в образе девки Маринки искушала богатыря Добрыню в русских сказках. Мара существует в Буддийских верованиях, как злое божество.

В легендах о короле Артуре есть упоминание о фее Моргане.

Морану угощают и задабривают на Сречу, 15 февраля. Таким способом люди хотели попросить богиню не задерживаться и быстрее уступить место весне. В случае заболевания скота или людей в семье, славяне-язычники создавали образ Мораны и с ним обходили селение. Аналогичные ритуалы проводили в случае ожидания нападения врага или прихода войны.

Таким образом, они просили Морану позволить прийти на поле военных действий духам предков, которым бы удалось помочь потомкам. Иногда образ богини натыкали на колья, и в сопровождении печального пения и жалобного голоса торжественно бросали чучело в воду, надеясь, что благодаря таким действиям молодые жены вскоре смогут родить детей, весной будет хороший урожай, а город, вместе с его жителями, очистится от всяких проблем и болезней. Морана имеет свои символы, которые напоминают знаки воды. Речь идет о двух волнистых линиях. Бытовало мнение, что люди приходят в этот мир из воды, и согласно определенным погребальным традициям, человек покидал этот мир, войдя в воду, дабы очиститься перед новой жизнью.

Еще среди символов Мораны выделяют серп, которым богиня пользуется для подрезания нити жизни человека. Поэтому, дабы богиня была благосклонна к роду человеческому, для нее строили специальные курганы, жертвенники, которые наполняли всяческими материальными ценностями.

Асовым: Мара — обитательница Ния, Кащея. Более правдоподобной кажется точка зрения В.

Рыбакова, который считает, что Мара — это не имя божества и даже не название обряда, а наименование обрядовой принадлежности соломенной куклы, подлежащей ритуальному уничтожению. В данной трактовке приобретает смысли аналогия с сожжением кукол Костромы или Купалы. Имеет место и попытка рассматривать Мару и Морену как образы различных богинь. Мара предстает в этом случае как мрачный дух зла, смерти вообще.

Образ же Морены связывается о сезонным, зимним умиранием природы и с умиранием самой зимы весною. В некоторых местностях Мореной называли ритуально украшенное дерево цветами, венками, лентами и т. Мара — богиня смерти, дочь Лады.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий