Новости блокада ленинграда эвакуация

Как только была прорвана блокада в 1943 году, вышло постановление за подписью председателя Ленсовета о необходимости «выписать из Ярославской области и доставить в Ленинград дымчатых кошек».

За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал

Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”. На этом основании отметим, что «герценовцы» продолжили работу в условиях блокады и эвакуации[21]. Для этого он использовал статью к.и.н. й «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда» («Вестник КГУ ова, №. Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города.

Возвращение. Как проходила реэвакуация ленинградцев

Еще до того, как блокада была полностью снята, ближе к концу 1943 г. началась реэвакуация ленинградцев. Особую благодарность Совет ветеранов выражает ученикам миасской гимназии № 26 и школы № 30 за замечательные подарки, которые они сделали своими руками для жителей блокадного Ленинграда. Путь до расположенного в тылу хлебного города Красноярска превратился для эвакуированных людей из блокадного Ленинграда в испытание, которое не всем оказалось под силу.

В порядке очереди

  • За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда
  • Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • "Вести" - Санкт-Петербург". Новости

Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу

  • Банька по-черному и поганки
  • Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка
  • Банька по-черному и поганки
  • Как эвакуировали паровозы из блокадного Ленинграда.mov
  • Оборона Ленинграда

За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал

В 1943 году папа сумел меня разыскать, приехал в детский дом. Мы очень радовались тому, что снова оказались вместе. Думали, что потеряли друг друга навсегда. Папа жил и работал на станции Берендеево. Но радость оказалась недолгой: папа скоро ушёл из жизни. Меня взял в свою семью человек, у которого папа работал. В 1947 году эта семья переехала жить в Узбекистан. Так мы попали в Среднюю Азию.

А когда я вышла замуж, мы с мужем переехали в Киргизию в 1960 году поближе к его родным. Всегда очень скучала по Ленинграду. Но возвращаться было не к кому. Когда бывала в родном городе, не могла надышаться его воздухом и все спрашивала себя: неужели мы когда-то здесь жили и были счастливыми? Сейчас мне 94 года. Свою родину не забываю никогда. С августа 1942 года сведения обо всех эвакуированных поступали в центр, который находился в городе Бугуруслане.

Все запросы стекались туда. На сотрудниках центра лежала огромная ответственность, здесь требовались исключительно сердечные люди. Попадаются документы, где есть ошибка в написании фамилии. И важно, что сотрудники центра давали не только информацию по запросу, но и писали, что есть сведения о людях с похожими по звучанию фамилиями. Благодаря неравнодушным и вдумчивым сотрудникам центра семьям удавалось воссоединиться. Одна буква могла решить судьбу целой семьи! Есть в архивах немало запросов, которые изначально были тупиковыми.

Например, воспитатель детского дома из глубинки писал запрос в Ленинград, а в нём говорилось, что ребёнок помнит: маму зовут Света, она работала в библиотеке, имя папы — Иван, он был токарем на заводе. Как можно было по этим сведениям найти родителей этого ребёнка в огромном городе? Существовали детские дома, интернаты, куда вывозили детей, чьи родители трудились в одной отрасли. В Татарской ССР был интернат, где находились маленькие ленинградцы — дети журналистов. В таких случаях поиск было вести гораздо легче. Даже сегодня, спустя столько лет после снятия блокады и окончания войны, остаётся много «белых пятен» и продолжается поиск.

Напротив, каждый неверно сделанный шаг или неправильное решение вели к летальному исходу.

Смертельная опасность таилась повсюду: в ледовых торосах, в потере ориентиров, в непрерывных вражеских артобстрелах. Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ", - вспоминал впоследствии водитель 804 автобазы Леонид Баркович. Две зимы подряд водители храбро отправлялись к другому побережью Ладоги, зная, что смерть пройдет с ними в обе стороны дороги, не отставая ни на шаг. Невероятно мужественных шоферов мотивировала совершенно другая мысль: каждый удачный рейс спасает 10 тысяч жизней - такая надпись на табличке сопровождала настоящих героев в непредсказуемо опасный путь.

Спасая друг друга из-подо льда, рискуя оказаться в сковывающей насмерть воде, минуя удары противника и продираясь сквозь суровые ладожские просторы, - такой ценой доставалось спасение жителей блокадного Ленинграда.

В том числе там оставались эвакуированные ясли, которые власти не могли или не хотели переместить в дальние колхозы. Педагог А. Смирнова описала первую пережитую ею бомбардировку в Окуловском районе: «Однажды ночью немцы не пролетели мимо Боровёнки. Очень близко, почти рядом, раздался оглушительный взрыв. Наше двухэтажное деревянное здание качнулось. Дети проснулись, закричали. Старшие дети, жившие на втором этаже, кинулись к выходу, стали скатываться вниз по лестнице… Дождавшись утра, наша заведующая пошла на станцию узнать, что фашисты бомбили, как далеко или близко от станции и нашего дома.

Вернувшись, она сказала, что недалеко от станции есть небольшая речка и через неё — железнодорожный мост. Вот его-то фашисты бомбили уже не в первый раз. Самолеты противника выслеживали не только эшелоны, но и убивали пытавшихся спрятаться в лесу. Из дневника А. Мироновой: «2 августа. Как страшно за детей! Их 4000 человек. Мы можем ехать только ночью.

Вишеру, Окуловку. Днем дети сидят в лесу, уводим из состава. Старшие понимают опасность. Проскочили ряд станций. У Вишеры появились стервятники, звери фашистские, несколько бомб было брошено в лес, из пулемета расстреляли наш состав — 20 вагонов. Дети были в составе, звери ошиблись.

Местное население оказывало всяческую помощь в их устройстве. Даниловская земля приняла 7 детских домов и 14 детских садов. Видеосюжет снят по воспоминаниям Скородумовой Елизаветы Дмитриевны о том, как распределяли блокадников в Данилове. Show more.

«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда

«Мы здесь больше не чужие»: как Сибирь встречала эвакуированных из блокадного Ленинграда Списки детей, эвакуированных с детскими учреждениями Смольнинского района Ленинграда в село Радищево Угличского района Ярославской области.
Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады Жители блокадного Ленинграда покидают разрушенные дома.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады.
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады На этой неделе в стране отмечают 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда.

Оборона Ленинграда

Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку.
Хроники блокадника: как 4 сухаря спасли семью от голодной смерти в окружённом фашистами Ленинграде В Горячий Ключ из блокадного Ленинграда были эвакуированы несколько сотен детей.

Твои дети, Ленинград

Архивы предоставили списки эвакуированных жителей и графические образы копий архивных документов. Одними из самых крупных источников информации стали архивы Ярославской, Новосибирской, Кировской и Свердловской областей, а также Алтайский край, Республика Марий Эл и Республика Башкортостан, — именно туда было эвакуировано наибольшее количество детей и взрослых, спасавшихся из осажденного фашистами города. Систематизированный поиск судеб эвакуированных жителей блокадного Ленинграда был начат Архивным комитетом Санкт-Петербурга еще в 2011 году на основе документов, хранящихся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга ЦГА СПб и части ведомственных архивов Санкт-Петербурга. Несмотря на прошедшее со времени блокады Ленинграда время, каждый год в архивные учреждения Санкт-Петербурга поступают обращения граждан, продолжающих разыскивать сведения о своих родственниках, эвакуированных из блокадного Ленинграда. Эта огромная работа, которую сложно переоценить, сделала возможным последующее создание и публикацию в сети Интернет электронной базы данных «Блокада Ленинграда.

Для обеспечения светомаскировки предписывалось выключать фары, но водители предпочитали этого не делать. Да и противник, отлично знавший трассу, все равно был бессилен остановить на ней поток жизни. Самое большее, что он мог сделать, - это разбить одну или несколько машин. Каждый из нас хотел, чтобы его миновал вражеский снаряд, но и каждый знал, что только смерть помешает ему выполнить свой долг и боевой приказ", - вспоминал впоследствии водитель 804 автобазы Леонид Баркович. Две зимы подряд водители храбро отправлялись к другому побережью Ладоги, зная, что смерть пройдет с ними в обе стороны дороги, не отставая ни на шаг. Невероятно мужественных шоферов мотивировала совершенно другая мысль: каждый удачный рейс спасает 10 тысяч жизней - такая надпись на табличке сопровождала настоящих героев в непредсказуемо опасный путь. Спасая друг друга из-подо льда, рискуя оказаться в сковывающей насмерть воде, минуя удары противника и продираясь сквозь суровые ладожские просторы, - такой ценой доставалось спасение жителей блокадного Ленинграда. И именно так достигалась победа жизни над смертью. К концу работы Дороги жизни весной 1943 года из осажденной северной столицы по ней вывезли 1 миллион 376 тысяч человек, а доставили в город более 1,6 миллиона тонн грузов.

Смирнова описала первую пережитую ею бомбардировку в Окуловском районе: «Однажды ночью немцы не пролетели мимо Боровёнки. Очень близко, почти рядом, раздался оглушительный взрыв. Наше двухэтажное деревянное здание качнулось. Дети проснулись, закричали. Старшие дети, жившие на втором этаже, кинулись к выходу, стали скатываться вниз по лестнице… Дождавшись утра, наша заведующая пошла на станцию узнать, что фашисты бомбили, как далеко или близко от станции и нашего дома. Вернувшись, она сказала, что недалеко от станции есть небольшая речка и через неё — железнодорожный мост. Вот его-то фашисты бомбили уже не в первый раз. Самолеты противника выслеживали не только эшелоны, но и убивали пытавшихся спрятаться в лесу. Из дневника А. Мироновой: «2 августа. Как страшно за детей! Их 4000 человек. Мы можем ехать только ночью. Вишеру, Окуловку. Днем дети сидят в лесу, уводим из состава. Старшие понимают опасность. Проскочили ряд станций. У Вишеры появились стервятники, звери фашистские, несколько бомб было брошено в лес, из пулемета расстреляли наш состав — 20 вагонов. Дети были в составе, звери ошиблись. Мы в лесу на этот раз не были... Детей мы засыпали узлами, не было среди детей раненых, но пострадали 4 человека взрослых.

Два классных помещения были отведены под жильё. Расположились прямо на полу, пока каждой семье не удалось подыскать себе квартиру в городе» [22]. Материально-бытовое положение и местных жителей, и эвакуированных граждан в военные годы значительно ухудшилось. Тем не менее, из рассказа мемуариста мы видим, что, несмотря на проблемы, с которыми неизбежно столкнулись эвакуированные, местные власти помогали вырвавшимся из тисков блокады ленинградцам: «Физические силы, подорванные блокадой, нужно было восстанавливать. Нам выдавали мясной бульон, а вернее говоря, воду, в которой отваривали колбасы или кости на местном мясокомбинате». Эвакуированным привозили «мелкую плотву» от рыболовецкой артели, они самостоятельно покупали картофель в окрестных деревнях, поскольку в самом городе его купить было тяжело. Весьма подробно профессор Гожев рассказал и о решении топливной проблемы, а также об ощущении пронизывающего холода из-за нехватки зимней одежды у эвакуированных сотрудников института: «Дрова приходилось возить из леса самим на саночках. Однажды была осуществлена организованная доставка дров. Мы участвовали в погрузке дров на железнодорожные платформы и из привезённых в город дров каждый участник «субботника» получил свою долю. Для института было выделено некоторое количество полушубков, но их получило очень незначительное число людей. Все остальные ходили в осенних пальто и куртках, что при жестких морозах было весьма ощутимо». В начале ноября 1941 года в Челябинскую область «дополнительно» эвакуировали 12 тысяч детей из города Ленинграда, что потребовало в течение трех дней освободить и подготовить для прибывших детских домов помещения, обставить их мебелью, снабдить топливом, мылом, керосином, детской одеждой и обувью, всех детей требовалось помыть, поставить необходимые прививки и госпитализировать заболевших [23]. Для преодоления трудностей в приеме ленинградских детей и «осуществления оперативного руководства всей учебно-воспитательной и хозяйственной деятельностью эвакуированных детских учреждений» в структуре Челябинского областного отдела народного образования 15 декабря 1941 года создан «специальный сектор по руководству всеми типами детских учреждений, эвакуированных в нашу область» [24]. К 25 января 1942 года в Челябинской области находилось 225318 человек, в том числе 33591 человек прибыли вместе с детскими учреждениями. В апреле 1943 года в области находилось 128,7 тысяч эвакуированных детей, намного больше, чем в других уральских областях [25]. Приём эвакуированных детских учреждений в Челябинской области возглавила заместитель председателя облисполкома Мария Дмитриевна Ковригина [26]. Мария Дмитриевна, оставила очень яркие воспоминания о встрече эшелонов с эвакуированными ленинградскими детьми [27]. Положение детских учреждений, размещённых в Челябинской области, оставалось в зоне внимания облисполкома и после возобновления их работы [28]. В фонде Челябинской областной плановой комиссии имеется список детских домов за 1942 год, который содержит данные о размещении эвакуированных детских домов в Красноармейском, Каракульском, Кочердыкском, Уксянском, Шатровском районах [30]. Неполные сведения о воспитанниках эвакуированных детских учреждений и педагогических кадрах имеются в документах Челябинского областного отдела народного образования ОГАЧО. Детей из Ленинграда принимали и местные детские дома, о чём мы можем узнать из списка воспитанников Сосновского детского дома, эвакуированных из Ленинграда. В графе «родители» у большинства из них указано «отец на фронте в Ленинграде» [31]. Большая часть документов на воспитанников детских домов остается на хранении в ведомственном архиве Министерства образования Челябинской области.

Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения

В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край – до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. Во время блокады из Ленинграда эвакуировали почти миллион жителей. В общей сложности за период блокады из Ленинграда были эвакуированы 1,5 миллиона человек. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года.

В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда

Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда | АиФ Санкт-Петербург Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов.
Эвакуация из блокадного Ленинграда: кому нельзя было убежать из города - Русская семерка После прорыва блокады в феврале 1943 г. было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых.
Проблемы эвакуации жителей 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай.
В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда // Новости НТВ Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город Эвакуация жителей города на протяжении всей блокады придавалось огромное значение, хотя она была плохо организована и носила хаотический характер.

В Музее обороны и блокады Ленинграда открыли выставку об эвакуации детей из осажденного города

Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны.

Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года. В феврале в Ленинград пошли поезда с продовольствием, сырьем, боеприпасами. В результате Ленинградско-Новгородской операции 1944 года блокада была снята полностью, прекратились артобстрелы, от которых погибло около 17 тыс.

Ранее самолёты доставляли в город только оружие и боеприпасы.

Однако большое количество транспортных самолётов выделить было невозможно, всех их передали на нужды армии. Поэтому рейсы совершало лишь 50 Ли-2. Несколько дней им помогали десять бомбардировщиков, позднее вернувшихся к своим основным задачам. Самолёты в основном возили в город концентраты и мясо.

В общей сложности за два месяца блокады они доставили в Ленинград более пяти тысяч тонн продовольствия. Большую часть — в ноябре. Всего за два месяца блокады в город было доставлено 30 тысяч тонн продовольствия по данным уполномоченного ГКО по снабжению Ленинграда Павлова. Этого хватало только на 15—20 суток блокадного существования.

При этом более-менее приемлемые хотя и незначительные темпы доставки появились только начиная со второй половины октября, когда действительно были брошены все усилия на снабжение города. Но почему этого не произошло ещё в сентябре? Можно было бы объяснить это отсутствием оборудованного порта для быстрой разгрузки, плохой организацией, недостатком экипажей и плохим состоянием судов. Но в октябре в значительно более неблагоприятных для навигации условиях количество перевезённых грузов удалось увеличить почти вдвое.

К тому же в первые три дня навигации удалось доставить более трети от всех доставленных за первый месяц грузов. Но почему дальше не удалось сохранить эти темпы? Ответ, по всей видимости, надо искать в обстановке на фронте. В сентябре судьба Ленинграда висела на волоске.

И это не преувеличение, угроза потери города осознавалась всеми, в том числе и в Ставке. Жуков вспоминал: "Сталин заговорил о Ленинграде и Ленинградском фронте. Положение, сложившееся под Ленинградом в тот момент, он оценивал как катастрофическое. Помню, он даже употребил слово "безнадёжное".

Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней и Ленинград придётся считать потерянным". Положение действительно было критическим, началась кадровая чехарда. За половину месяца сменилось три командующих Ленинградским фронтом. Однако он трезво оценивает обстановку и не желает участвовать в операции, которая с высокой долей вероятности обернётся поражением и потерей города.

Ворошилову удалось добиться от Сталина своей замены. И уже через несколько дней во главе Ленинградского фронта был поставлен Жуков. На следующий день после начала блокады началась подготовка к уничтожению важных городских объектов. Во всех райкомах, а также на крупных предприятиях были созданы специальные партийные "тройки".

Их задачей было составить список объектов, подлежащих уничтожению в случае захвата города немцами. Также планировалось уничтожить корабли Балтфлота, чтобы они не достались врагу. Таким образом в сентябре 1941 года вероятность потери Ленинграда оценивалась как очень высокая. Кроме того, в городе хватало запасов продовольствия на месяц.

Поэтому в сентябре масштабы его поставок в Ленинград оказались такими незначительными. В первую очередь в город перебрасывали боеприпасы и оружие для его защитников. Либо город падёт под натиском нацистов, либо его удастся деблокировать.

Подготовка к эвакуации Эвакуация населения из Ленинграда в период блокады была беспрецедентным актом величайшей гуманности. Одну из важнейших ролей и в этом, и в спасении Ленинграда, сыграла «Дорога жизни» и ее медицинское обеспечение. С первых месяцев блокады Ленинграда остро встал вопрос об эвакуации населения. Прежде всего это связано с ухудшением продовольственного обеспечения, и как следствие развитием алиментарной дистрофии и высокая смертность. Военный совет Ленинградского фронта принимает постановление об эвакуации населения. Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея Посадка на трамвай эвакуируемых из Кировского района жителей. Из коллекции Военно-медицинского музея На Ленинградскую эвакуационную комиссию была возложена задача по эвакуации не менее 2400 человек в день. А в городе в тот момент насчитывалось около 2 миллионов человек, треть из которых была нетрудоспособна дети, пожилые, больные. Перед медико-санитарной частью, отвечавшей за эвакуацию, стояли следующие задачи: оказание медицинской помощи гражданам, заболевшим в пути следования, на эвакопунктах, развернутых в Борисовой Гриве, Кобоне и Лаврове оказание медицинской помощи раненым в результате налетов вражеской авиации на пирсы Морье и Кобона транспортировка заболевших в стационары эвакопунктов, развернутых в Жихареве проведение комплекса противоэпидемических мероприятий на пути эвакуации, в местах дислокации эвакопунктов контроль за организацией питания эвакуируемых сопровождение эшелонов с вывозимым в тыл страны населением Для выполнения этих задач медико-санитарная часть Ладожской трассы располагала собственной системой больниц, медицинских пунктов и изоляторов. Этапы эвакуации Организация медицинского обеспечения эвакуации населения строилась с учетом принципа этапности. Начальными этапами были эвакопункты Финляндского и Московского вокзалов, выполнявшие функции своеобразных фильтров по выявлению граждан, которым эвакуация по состоянию здоровья была временно противопоказана. Здесь же выявлялись и инфекционные больные. Эвакуируемые у Московского вокзала.

Но потом выдали суп и полбуханки хлеба. Мама пришла в себя, и сын буквально выходил её. Мы попали в станицу Ново-Пашковскую. Я слез с подводы и впервые в жизни увидел цветущую вишню и заплакал. Я понял, что мы с мамой остались живы…» «Между тем в южном ночном небе, с западной стороны, стали появляться всполохи взрывов приближающегося фронта. И мы снова засобирались…» — делится детскими воспоминаниями Иван Дмитриевич. Это была уже вторая эвакуация. Собрались за полдня. Но… на станции Тихорецкая поезд разбомбили. Ленинградцев поселили в двухэтажных бараках.

Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде

Читайте, как работники ЖКХ помогли блокадному Ленинграду выжить, а также как была организована уборка дворов и защита домов от снарядов. Точное число жителей блокадного Ленинграда, погибших от голода, холода, артобстрелов и бомбардировок фашистской авиации, неизвестно. Официальная советская версия о блокаде города Ленинграда рассказывает примерно следующее — город был взят в полное кольцо окружения с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 года. Жители блокадного Ленинграда перед эвакуацией из города.

Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады

В конце 1943 года, ещё до полного снятия блокады, население Ленинграда начало возвращаться в свои дома после эвакуации. Блокада Ленинграда длилась 872 дня. Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий