34. Не одобренная Людмилой Прокофьевной обновка секретарши Веры из комедии Рязанова из 6 букв. 37. Шар, запущенный метеорологами из 4 букв. специальный метеорологический шар, или аэростат, с прибором внутри для метеорологических наблюдений и изучения атмосферы. Большой шар для экстрима 4 буквы. Прозрачный шар для спуска с горы 4 буквы.
Сугроб 4 буквы
Кроссворд на тему зима 5 класс. Кроссворд про зиму. Кроссворд на тему зима с вопросами. Ноздреватый снег. Зернистый снег. Фирн снег.
Красивый лед. Зима снег лед. Обои зима вода. Открытка вода снег. Ветряная пятница зима картинки.
Сугробы для фотошопа. Сугробы на прозрачном фоне. Снежные сугробы на прозрачном фоне. Снежки из снега. Снежок из снега.
Ледяная корка на снегу. Твердый снег. Ребенок в сугробе. Снег летом. Снежное лето.
Болгария снег. Лето снег. Зимние сугробы. Природные явления зимой. Холмы в снегу.
Песчаный сугроб. Бугор снега. Плоский сугроб. Срез сугроба. Описание сугроба.
Буква м на снегу. Буква а на снегу с сердечком. Надпись буквы на снегу. Куча снега. Сугроб на белом фоне.
Кусок снега. Сугробы снега на прозрачном фоне. Винтер Сноу. Большие сугробы снега. Причудливые сугробы.
Необычные сугробы. Большие сугробы. Полосатый сугроб. Следы на снегу. Отпечаток на снегу.
Следы крыльев на снегу. Снег следы на снегу. Снег картинки. Эскимосы Северной Америки иглу. Иглу жилище эскимосов в Канаде.
Снег лежит. Луга зимой.
Ядрушная каша. Ядреный, сокращенно: ядрен и ядер. Полный, здоровый, крепкий, матерый, плотный, сбитый, сев. Ядреный лес, бревна; ядреный скот. Ядреный парень, девка, здоровый, крепкий; ядреный старик, еще свежий, бодрый, ражий.
Девка ядра, как корова, арх. Сочный, свежий, невялый, недряблый, смол. Ядреная репа, редька, капуста, вилок. Ядреная ночь, смол. О напитке, броженый и укисший в меру, с игрой, с иголкой, который бьет в нос, шипучий. Ядреный квас, мед, кислы щи. Не пьяно, да ядрено!
Ядровитый, ядровистый, ядреный, в значении прочный, плотный, крепкий, здоровый, нетрухлявый. Ядреность или ядрень, свойство, качество по прилагательному. Ядрень в пиве. Умен, да карман не ядрен. Ядренеть, становиться ядренее, ядреным. Хлеб хорошо наливается, зерно ядренеет. Крыжовник ядренеет со дня на день.
Кочни плохо завивались, стали было дряблеть от засухи, а теперь ядренеют. Оправясь от горячки, он поядренел, стал ядренеть.
Иоанн Авдюшин, иерей, клирик Екатеринбургской епархии По словам священника, кулич — это известное блюдо, сделанное по известному рецепту. Выходит, что «православные маффины» не такие уж и православные. Впрочем, священник напомнил, что главное в Пасхе — это не правильные кулинарные изделия. Кондитеры не первый год экспериментируют с выпечкой на Пасху: в 2022 году в магазинах нашли праздничные куличи с буквой Z — РПЦ они не понравились.
Клинок, насаженный на винтовку из 4 букв 39. Контейнер для еды или банка для крупы из 7 букв 41. Каждая из граней кубика Рубика из 7 букв 42. Проверочная работа на знание словарных слов из 7 букв.
Прогноз погоды в Челябинске
Шар, изучающий климат. Шарик метеоролога. На утро 25 апреля высота снежного покрова там составляет 16 сантиметров, сообщил в telegram-канале "Погода в Екатеринбурге" метеоролог Алексей Пулин. Метеоролог рассказал, в каком городе Свердловской области выпало больше всего снега. Список слов из кроссвордов, состоящих из 4 букв, в которых 2-я буква "А", 4-я буква "Ч". Слова совпадающие с маской "*А*Ч". 13 января 2020 Kim._.tifani ответила: Больше всего похоже, на летучую мышь: Ушан Внесён в красный список областей. Охраняется в заповеднике"Денежкин камень" и в природном парке " Оленьи ручьи". Поиск по определению шар метеоролога, поиск по маске ****, помощник кроссвордиста, разгадывание сканвордов и кроссвордов онлайн, словарь кроссвордиста.
Аэростат метеоролога 4 буквы. Под небом россии. Альтернативные вопросы в кроссвордах для слова зонд
Будущие бизнес-леди отработают навык мультизадачности. На этой неделе девушкам предстоит заселить в отель команду спортсменов, сост. Статья автора «Царьград» в Дзене: Телевышка – одна из самых сложных целей, но накануне в Харькове подорвали и её. как называется шар метеоролога из 8 букв начинается на а. — 5 букв Пряный «зонтик» — 4 буквы Рептилия с панцирем — 8 букв Для раскатывания теста — 6 букв Предок автобуса — 7 букв Предварилка — 4 буквы. Ответ: Затворяшка (10 букв). Как раньше в деревнях называли жилище из одного четырехстенного сруба? Осадки окрасятся в жёлто-оранжевый из-за пыльного шлейфа, который надвигается из Сахары.
Выпуск новостей в 09:00 от 27.04.2024
Городской Бор Шадринск. Шадринский Бор фото зимой. Городской Бор номер 1 Шадринск зима. Шадринск фото города зимой. Предмет в снегу. Роллы из снега. Снежный ком. Bbc: замерзшая Планета. Bbc замерзшая Планета зима. Bbc природа. Игла жилища эскимосов.
Snow Dune. Движение по склонам снежным фото. Камни в снегу. Снежный камень. Снег сугробы. Маленький сугроб. Снежный сугроб с камнем. Снег лед сугроб сверху. Картинка маленький сугроб снега. Ветка под тяжестью снега.
Сломанные ветки от снега. Сломанное дерево в снегу. Ствол дерева зимой. Снег башка. Хижина из снега 4 буквы сканворд. Гора Говорун откуда произошло. Кроссворд на зимнюю тему. Кроссворд на тему зима 5 класс. Кроссворд про зиму. Кроссворд на тему зима с вопросами.
Ноздреватый снег. Зернистый снег. Фирн снег. Красивый лед. Зима снег лед. Обои зима вода. Открытка вода снег. Ветряная пятница зима картинки. Сугробы для фотошопа. Сугробы на прозрачном фоне.
Снежные сугробы на прозрачном фоне. Снежки из снега. Снежок из снега. Ледяная корка на снегу. Твердый снег. Ребенок в сугробе. Снег летом. Снежное лето. Болгария снег. Лето снег.
Зимние сугробы. Природные явления зимой.
Об этом сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Петр Бирюков. В общей сложности предстоит отключить отопление в более чем 74 тысячах зданий, в числе которых свыше 34 тысяч жилых домов», — рассказал Петр Бирюков. Отключение отопления будет проходить поэтапно. Сначала подачу тепла прекратят в жилых домах, школах и детских садах, а после — в лечебных, промышленных и административных учреждениях.
Зонд - Различных инструментов и устройств для исследования почвы, скважин при бурении, внутренностей организма 4 буквы Зонд - Воздушный шар со специальным прибором для метеорологических наблюдений 4 буквы Зонд - Летательный аппарат 4 буквы Зонд - Медицинский инструмент в виде стержня, эластичной трубки и т. Состояла из двух обособленных категорий: 4 буквы Зонд - Бур для исследований глубоких слоев почвы 4 буквы Зонд - Медицинский инструмент 4 буквы Зонд - Советский аппарат для изучения Луны 4 буквы Зонд - Медицинская инструмент 4 буквы Зонд - Трубка для промывки желудка 4 буквы Зонд - Прибор для взятия проб грунта 4 буквы.
А угадав все три слова — уедет на новеньком автомобиле! Ответы в игре «Поле чудес» После того как победитель игры выбрал себе призы на заработанные очки, ведущий предлагает ему поучаствовать в суперигре, где он может либо потерять всё, либо выиграть суперприз, подарок программы и автомобиль в придачу к заработанным призам.
Как раньше в народе иногда называли створку оконной рамы? Вот задание на первый тур.
Воздушные шары
Почвенный з. Воздушный шар со специальным прибором для метеорологических наблюдений. Запускать з. Желобчатый зонд или щуп: по длине которого нарезан желобок, для проводки ножа. Земляной зонд, щуп: сверло или бур, для розысков подпочвы. Зондировать, щупать, искать, исследывать щупом.
В ее состав вошли представители генерального штаба и видные военные инженеры. Уже следующим летом по инициативе Комиссии был построен первый аэростат, причем целиком из отечественных материалов. После неоднократных подъемов его на привязи, состоявшихся на территории Зоологического сада в Петербурге, аэростат передали в Усть-Ижорский саперный лагерь, расположенный неподалеку от столицы. Они прошли успешно. После сформирования первых воздухоплавательных частей центром русского военного воздухоплавания стал учебный воздухоплавательный парк, размещавшийся на Волковом поле в Петербурге. Позднее здесь открыли офицерскую воздухоплавательную школу. Учебный воздухоплавательный парк сыграл решающую роль в последующем развитии отечественного воздухоплавания, в том числе и научного. Здесь готовились кадры аэронавтов, совершенствовалась материальная часть. В стране шло становление и научного воздухоплавания. В 1868 году в Московском отделении физических наук Общества любителей естествознания обсуждается идея М. Ломоносова об автоматических - без участия человека - исследованиях в высоких слоях атмосферы. В работе отделения принимал участие П. Решался вопрос, можно ли уже в настоящее время проводить "исследования воздушных слоев автоматически" или же использовать только пилотируемые аэростаты. Русские ученые пришли к замечательному выводу, что "при помощи обыкновенного аэростата и самопишущих метеорологических инструментов представляется вероятная возможность исследовать температуру довольно высоких слоев атмосферы". Создается специальная комиссия, которая должна была на практике проверить идею М. В октябре 1869 года вице-президент Общества А. Давидов сделал сообщение об опытах профессора И. Больцани в Казани, который произвел несколько запусков небольших водородных шаров-зондов, снабженных приборами для метеонаблюдений. На этом же октябрьском заседании была принята и довольно обстоятельная программа "воздушных путешествий" в России "с целью изучения распределения плотности в верхних слоях атмосферы". Пример в этом отношении подал военный метеоролог Михаил Александрович Рыкачев, впоследствии ставший директором Главной физической обсерватории в Петербурге, членом Академии наук. Он одним из первых после Я. Захарова совершил несколько полетов с целью наблюдений в свободной атмосфере. В 1865 году Рыкачев был командирован в Англию для ознакомления с метеорологической службой этой страны. Здесь он познакомился с Джемсом Глейшером и стал свидетелем его полетов, которые произвели большое впечатление на молодого офицера. Его увлекательные рассказы о прелестном и величественном зрелище, представлявшемся воздухоплавателю, когда он находился в подоблачном пространстве, сильно подействовали на меня, а мысль, что эти поднятия дают возможность добывать драгоценные научные сведения из неведомого мира... Однако такой случай представился нескоро. В 1867 году Рыкачев возвращается на родину и переходит на службу в Главную физическую обсерваторию. Первая научная экспедиция на аэростате, организованная Рыкачевым, состоялась 20-21 мая 1869 года. Полет был тщательно подготовлен, в корзине аэростата находились и некоторые новые приборы, например термометр с резервуарами в форме спирали, весьма чувствительный к быстрым изменениям температуры. Полет продолжался недолго, невелика на первый раз была и достигнутая высота - 1160 метров. В "Санкт-Петербургских ведомостях" Рыкачев описал свои затруднения с отсчетами показаний приборов при быстром подъеме аэростата. Очередной полет состоялся 20 мая 1873 года. На сей раз, критически оценив свой опыт и опыт других воздухоплавателей, Рыкачев старался обеспечить как можно более плавный подъем аэростата. Кроме того, перед полетом Рыкачев предварительно провел испытания некоторых инструментов на инерционность - запаздывание с показаниями, выбрав для аэростата наименее инерционные, быстро реагирующие на изменения окружающей обстановки. Шар пилотировал французский воздухоплаватель Бюнель, на счету которого был полет из блокадного Парижа. Мне показалось одною минутою четыре часа, проведенные в воздушном путешествии, - писал Рыкачев в отчете об этой экспедиции. Всего, пока мы плыли в воздухе, я успел сделать 94 наблюдения по барометру, термометрам и гигрометру... Аэронавты поднялись на высоту 4046 метров. Уже по окончании полета на основании сделанных записей была впервые в мире проверена барометрическая формула определения высоты: показания барометра сличили с показаниями угломерных инструментов, при помощи которых с земли из разных точек определялась высота подъема шара. В 1878 году по инициативе Д. Менделеева и М. Рыкачева в Петербурге организуется Первое русское общество воздухоплавателей. В протоколе учредительного собрания отмечалось "громадное значение воздухоплавания для России как в научном, так и в культурном и военном отношениях". Никогда еще русские ученые не обсуждали столь глубоко и серьезно вопросы, связанные с воздухоплаванием. Личное участие Менделеева, ученого с мировым именем, в работе этого Общества заставило многих других ученых обратить внимание на воздухоплавание. Вскоре Общество предпринимает попытки установить регулярное почтово-пассажирское сообщение на аэростатах между различными городами России, в том числе между Петербургом и Архангельском. Изучив метеорологическую обстановку на этой трассе, ученые выразили уверенность в том, что полеты между этими городами возможны даже в зимнее время... Городские власти Архангельска с интересом отнеслись к этому плану. Однако без помощи правительства реализовать его оказалось невозможным. В 1880 году Менделеев и Рыкачев выступают с новой инициативой. По инициативе Воздухоплавательного отдела, при содействии Военного воздухоплавательного парка, в Петербурге, а позже и в других городах проводятся исследовательские полеты на воздушном шаре, в которых принимают участие опытные профессиональные аэронавты и ученые. В 1885-1887 годах состоялось три таких полета, в 1888 году - шесть, в 1889 - одиннадцать, а в 1890 - пятнадцать... В то лето Менделеев жил в своем имении Боблово под Москвой, Однажды сюда пришла депеша из Петербурга. VII отдел Русского технического общества предложил Дмитрию Ивановичу провести наблюдения солнечного затмения с борта воздушного шара. Старт был назначен в Клину, недалеко от Боблова. Пилотировать аэростат должен был опытный воздухоплаватель поручик А. Однако 7 августа, как назло, выдалось дождливым. Несмотря на это с самого раннего утра на площадке вокруг аэростата собрался народ. В 6 часов 25 минут раздались аплодисменты, и из толпы к шару вышел немного сутулый, с лежащими по плечам волосами с проседью и длинной бородой, человек... Это и был профессор", - писал в газете "Русские ведомости" В. Менделеева сопровождал И. Репин с этюдником в руках. Узнав о предстоящем полете, художник специально приехал в Боблово и оттуда вместе с Менделеевым направился к месту подъема шара. Последние приготовления к отлету окончены. Командир первым занимает место в гондоле, он протягивает руку, и пятидесятитрехлетний профессор вслед за ним поднимается на борт аэростата.
Медицинский инструмент в виде стержня, эластичной трубочки для введения в полые органы или раны с диагностической или лечебной целью. Желудочный з. Глотать з. Металлический бур, щуп для исследования подпочвы. Почвенный з. Воздушный шар со специальным прибором для метеорологических наблюдений.
Также здесь имеются и другие определения этого термина, которые встречаются в сканвордах и кроссвордах. Если вам есть что добавить, то ниже к вашим услугам — форма комментирования, в которой вы можете высказать свое мнение или дополнить статью.
Выпуск новостей в 09:00 от 27.04.2024
Шар метеоролога 4 буквы. Шариков сканворд. Драже в форме шара. Конфетки в виде горошка. Маленькие круглые конфеты 5 букв. Космонавты Николай Чуб и Олег Кононенко работают в открытом космосе — впервые в этом гические задачи: Владимир Путин встретился с российскими промышленниками и предпринимателями. Ключевыми темами встречи стало развитие экономики. В Белом доме. Воздушный шар метеоролога 4 буквы. Подробно о погоде в Челябинске сегодня, сейчас, прогноз на завтра и на ближайшие дни. Мы покажем, как в Челябинске будут изменяться температура воздуха, облачность, осадки, давление, влажность, УФ-индекс, проинформируем о времени восхода и захода Солнца и.
Шар метеоролога, 4 буквы
Малый интерес, проявленный в научном мире к проблеме пилотируемого полета в стратосферу, по-видимому, объясняется тем, что все задачи по исследованию верхних слоев атмосферы измерение температуры, давления, влажности и даже взятие проб воздуха могли быть выполнены автоматическими шарами - зондами. В 1912 г. В течение двух десятилетий аппаратура, применявшаяся для их исследования, прошла путь от простейших электроскопов до камеры Вильсона и счетчиков. Все эти приборы на первых порах требовали присутствия человека в корзине аэростата. В начале 30-х гг. Опыт полетов стратостатов мог быть весьма полезен при разработке таких самолетов.
Буквально накануне решительного штурма стратосферы произошли две катастрофы, показавшие насущную необходимость создания герметичной кабины. Первые полеты в стратосферу В 1931 году швейцарский физик Огюст Пиккарс Пауль Кипфером первыми реализовали на практике идею стратосферного аэростата. Их полет был связан с колоссальными трудностями: из-за слишком быстрого подъема пришли в негодность почти все приборы, гондола на старте получила трещину, ртуть разбившегося барометра едва не разъела оболочку гондолы, сломался кислородный аппарат. Шестнадцать незапланированных часов воздухоплаватели провели в стратосфере, потому что не могли заставить шар опуститься и совершил благополучную посадку в итальянской части Тироля. В ходе полета была достигнута рекордная высота 15781 м по барограф.
В 1932 г. В этом полете Пиккар и бельгийский физик Макс Козинc достигли высоты 16940 м. В результате второго полета были получены ценные данные по космическим лучам. Находясь в стратосферном аэростате Пиккару удалось проследить направленность космических лучей, измерить степень поглощения их слоем парафина и свинца, сравнить интенсивность излучения на различных высотах. Стратосферные полёты, а вовсе не суборбитальные запуски ракет, и стали прологом этой бесконечной гонки сверхдержав, продолжавшейся потом в течение многих десятилетий.
Помимо прочего, огромную роль и здесь играли вопросы престижа. Мало у кого были сомнения в том, что американцы будут первыми, кто сможет превзойти рекордный результат «FNRS-1» - тем более, что консультировал американскую стратосферную программу родной брат Огюста Пикара, Жан-Феликс. Тем большее впечатление произвело ошеломляющее известие о том, что первый раунд выиграл Советский Союз — как и четверть века спустя, опередив американцев всего-то на пару месяцев. Сперанский созвал первое заседание по изучению стратосферы. На этом заседании был заслушан доклад метеоролога В.
Виткевича о задачах изучения стратосферы и образована Комиссия по изучению стратосферы под его председательством и для подъема с людьми на высоту 20-25 км. Гондола должна была обеспечить нормальные условия для длительного пребывания людей в сильно разреженном воздухе при очень низкой температуре среды и интенсивном солнечном облучении. Почти на три километра был поднят потолок обитаемого мира. Трое советских летчиков на стратостате «СССР-1» проникли туда, где не был никто из землян. Гондола должна была удовлетворять следующим требованиям: абсолютная герметичность; хорошая видимость во все стороны; быстро открывающиеся входные люки; размещение вне гондолы необходимого для спуска балласта и надежное устройство для его сбрасывания; амортизирующее посадочное устройство, предохраняющее гондолу от удара при посадке; защита от низкой температуры и солнечного нагрева , удобное размещение приборов.
ЗОНД Другие определения слова «ЗОНД» в кроссвордах Метеорологический воздушный шар Медицинский инструмент для исследования внутренностей организма Бур для исследований глубоких слоев почвы Инструмент для исследования Серия советских автоматических межпланетных станций Азваниеразличных инструментов и устройств для исследования почвы, скважин при бурении, внутренностей организма «Надутый» метеоролог.
Высыхая, дожди будут оставлять на поверхностях желтоватый налет, — рассказали в центре погоды. Посмотрите, как выглядели Афины, когда в Грецию пришел пыльный шлейф. Источник: соцсети Источник: соцсети Источник: соцсети А сегодня утром в Екатеринбурге выпал снег. Синоптики предупреждали , что после почти тридцатиградусной жары погода серьезно испортится.
Вопрос 1 из 20 Анатолий родился в 1931 российский математик, академик вителлин вискозин витушкин Слова из слов Подбор слов по буквам Рифма к слову Значение слов Определения слов Сочетаемость Ассоциации Предложения со словом Синонимы Антонимы Морфологический разбор Слова, с заданным количеством определённой буквы Слова, содержащие букву Слова, начинаются на букву Слова, заканчиваются на букву Немецко-русский словарь Англо-русский словарь Ответы на кроссворды Играть в слова!
Время загрузки данной страницы 0.
Воздушный шар метеоролога
Клинок, насаженный на винтовку из 4 букв 39. Контейнер для еды или банка для крупы из 7 букв 41. Каждая из граней кубика Рубика из 7 букв 42. Проверочная работа на знание словарных слов из 7 букв.
Внутри кабины вдоль стенок установили аппараты, обеспечивающие жизнедеятельность аэронавтов: баллоны с кислородом и дыхательной смесью, патроны, поглощающие углекислый газ, выделяемый при дыхании. Были на борту баллоны с водородом им в полете заполнялась оболочка аэростата, и это придавало ему подъемную силу. Экипаж взял с собой маленькую, но дальнодействующую радиостанцию для передачи сообщений на Землю. Все оборудование внутри гондолы, ставшей летающей лабораторией, было обтянуто мягким войлоком. Но была опасность извне. Существовала вероятность столкнуться на больших высотах с космическими частицами. Большинство приборов стратостата, сконструированных советскими изобретателями, отличалось оригинальной конструкцией. Например, аппараты для взятия проб воздуха на больших высотах были заключены в легкие алюминиевые решетчатые ящики. В них располагались многочисленные стеклянные трубочки, которые поддерживала в подвешенном состоянии целая система пружин, и это полностью гарантировало их от поломки при падении или ударе. После достижения рекордной высоты 19000 метров стратостат пошел на снижение и около пяти часов вечера, в тот же день, опустился на луг около Коломенского завода. Удачная конструкция амортизатора способствовала тому, что ни один из приборов и никто из пилотов стратостата не пострадал. Специальная комиссия зафиксировала мировой рекорд высоты поднятия на воздушном шаре. Научные результаты полета стратостата «СССР-1» были следующие: выполнены измерения интенсивности космических лучей с помощью электрометров Гесса и Кольхёрстера; полученные результаты подтвердили данные Пиккара о космическом внеземном происхождения этих лучей и роли атмосферы в защите от них. С высоты 18000 м привезли пробы воздуха. Установление близости состава стратосферного воздуха к воздуху тропосферы означало в перспективе возможность использования для полета на этих высотах как двигателей внутреннего сгорания, с компрессорами, так и воздушно-реактивных двигателей. Метеорографы стратостата работали нормально. Давление измерялось ртутным барометром, температура - электрическим платиновым термометром, но из-за слабого действия вентиляции точными можно было признать лишь часть отсчетов. Полет и гибель стратостата «Осоавиахим-1» Гигантский стратостат был построен Ленинградом - средства были собраны продажей брошюр за один день. В разработке, постройке и оснащении стратостата «Осоавиахим-1» на последнем этапе участвовали ведущие организации страны, такие как Центральный совет Осоавиахима, Физико-технический институт, Главная геофизическая обсерватория, Радийный институт. Первый зимний полёт в стратосферу начался утром 30 января 1934 года. Стартовали с аэродрома в Кунцево. Достигнув рекордной высоты экипаж передал данные альтиметра, а позднее передал привет делегатам XVII съезда ВКП б и на этом связь с экипажем прервалась. Причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата около 20,5 км. Вследствие перегрева солнечным теплом оболочки произошёл сброс объёма газа, что затем сказалось на скорости спуска. Снижение происходило слишком быстро, скорость падения стала критической, и на высоте около 2 км произошёл отрыв гондолы от баллона. Дополнительными факторами, повлиявшими на исход полёта, были слабое крепление гондолы, запутывание клапанной верёвки и сложные условия полёта.
Наконец командир, уступая доводам профессора, оставляет его одного, и облегченный шар отрывается от земли. Шар постепенно набирает высоту и скрывается за низкими свинцовыми тучами. В 6 часов 40 минут, когда началось солнечное затмение, аэростат был на высоте 1500 метров. Слой облаков остался далеко внизу, и Менделеев мог без помех наблюдать редкое зрелище: темный диск луны, окруженный солнечной короной в виде светлого серебристого кольца. Шар поднялся на 4000 метров и все набирал высоту, ветер гнал его на северо-восток. К тому времени затмение уже кончилось, и Менделеев занялся метеорологическими наблюдениями. Ученого особенно интересовал температурный режим атмосферы. Закон нормального распределения температуры в атмосферных слоях следует изучить, узнать и понять, а без того наши метеорологические выводы останутся суждениями краба, ползающего по дну морскому и здесь решающего вопросы морских бурь и изменений... Пусть не мне достанется возможность собрать данные подобного рода в России, но я не устану настаивать на том, что именно у нас легче и удобнее всего может быть достигнуто решение основной, а потому важной задачи метеорологии- при помощи высоких поднятий в ясную погоду", писал Менделеев в статье "Воздушный полет из Клина во время затмения", посвященной экспедиции 7 августа 1887 года. Пролетев изрядное расстояние, аэростат приземлился в Тверской губернии, неподалеку от старинного волжского города Калязина. Огромную роль сыграли работы Менделеева в развитии основных дисциплин воздухоплавания, и в первую очередь науки о сопротивлении среды, которая в ту пору находилась чуть ли не в зачаточном состоянии, хотя эти знания были необходимо не только аэронавтам, но также и судостроителям, морякам, артиллеристам, а несколько позже они стали нужны и авиаторам. Менделеев еще в молодые годы увлёкся проблемой изменения объема газов. Временно я оставил другие занятия и стал изучать аэронавтику". В 1880 году вышла из печати его работа "О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании". Он с охотой и с успехом занимался во многих других областях физических и технических знаний. Русская литература обязана ему капитальной монографией по сопротивлению жидкостей, которая и теперь может служить основным руководством для лиц, занимающихся кораблестроением, воздухоплаванием и баллистикой", - писал по этому поводу Н. Несколько раньше по инициативе Менделеева вышел в русском издании новейший курс метеорологии - "Метеорология, или учение о погоде", написанный директором Норвежского метеорологического института профессором Генриком Моном. Книга сопровождалась обстоятельным предисловием и многочисленными примечаниями, автором которых был Дмитрий Иванович. Воздушные восхождения на аэростатах должны взойти важнейшими элементами в изучении погоды, должны осветить многие законы этого предмета... Там в атмосфере. Для изучения климата в России, стране континентальной, в общих чертах плоской, чрезвычайно много можно ждать результатов от многочисленных наблюдений, производимых на аэростатах. Придет время, когда аэростат сделается таким же постоянным орудием метеоролога, каким ныне стал барометр", - указывал Менделеев в предисловии. А на титульном листе значилось: "Сумма, которая может быть выручена от продажи этой книги, предназначается на устройство большого аэростата и вообще на изучение метеорологических явлений верхних слоев атмосферы". Менделеев разработал один из первых проектов высотного аэростата с герметической гондолой. Но, к сожалению, план этот так и остался на бумаге: царское правительство отказалось выделить средства на постройку шара. Тогда ученый решил построить его на собственные деньги, но не смог собрать нужной суммы... Особые надежды в изучении атмосферы Дмитрий Иванович связывал с управляемыми аэростатами. В записной книжке ученого сохранились наброски нескольких вариантов дирижабля. В одном из вариантов дирижабль объемом 16250 кубических метров имел каркасный корпус с обшивкой из тонких медных либо латунных листов... В той же записной книжке находим эскиз оригинальной установки для испытания воздушных гребных винтов - пропеллеров, которые устанавливаются на дирижаблях. В 1878-1879 годах, отправившись за границу, чтобы ознакомиться с состоянием воздухоплавания на Западе, Менделеев пытался даже заказать там двигатель для своего дирижабля... Нельзя обойти вниманием еще одну сторону деятельности Менделеева: им сконструировано несколько приборов для научных исследований в атмосфере. Постоянно оказывал он поддержку и другим изобретателям. В сентябре 1890 года Менделеев получил из городка Боровска объемистую рукопись с проектом цельнометаллического дирижабля с изменяющимся объемом и сопроводительное письмо, подписанное учителем арифметики начального уездного училища К. Работая над проблемами воздухоплавания и аэродинамики, Циолковский часто находил ответы на многие вопросы в книге Менделеева "О сопротивлении жидкостей и воздухоплавании". Вот и сейчас он вновь обращался к своему заочному наставнику. В декабре 1896 года на очередном заседании совета Русского технического общества ученые принимают решение об издании нового журнала с красноречивым названием "Воздухоплавание и исследование атмосферы". Все больше появлялось и новых книг на эту тему. По подсчету Менделеева, начиная с 1840 по 1869 год, в России было опубликовано двадцать книг по воздухоплаванию. С 1870 по 1890 год - около восьмидесяти. При этом весьма повысилась их научная ценность. А в 1890-1900 годах - свыше ста... Среди тех, кто принял близко к сердцу создание VII отдела Русского технического общества, был и молодой офицер М. Поморцев, вошедший в историю науки как один из крупнейших специалистов в области научного воздухоплавания, метеорологии и аэрологии. А в 1885 году, спустя пять лет после появления VII отдела, военное министерство принимает решение об" организации воздухоплавательных частей на западной границе страны - в Варшаве, Новогеоргиевске, Оссовце, Ивангороде. Благодаря Поморцеву многочисленные учебные полеты военных воздухоплавателей одновременно использовались для сбора метеорологической информации. Пять раз подымался в воздух и аэростат Русского технического общества. Все собранные за это время материалы наблюдений были переданы Поморцеву. Он проанализировал их в статье "Научные результаты 40 воздушных путешествий, сделанных в России", впервые опубликованной в "Инженерном журнале" в 1891 году. В своей статье Поморцев подробно изложил результаты изучения скорости и направления воздушных течений на разных высотах в зависимости от распределения атмосферного давления, результаты наблюдений над температурой и влажностью воздуха, материалы барометрического и геометрического определения высот, достигнутых аэростатами. Поморцев показал, что с высотой направление ветра постепенно приближается к направлению изобары, дал интерполяционную формулу распределения температуры, описал явления инверсий температуры и влажности в атмосфере. Ученый пришел к мысли, что изменение окружающей температуры обусловлено нарушением равновесия под влиянием мощных воздушных потоков, возникающих в верхних слоях атмосферы. В своей статье Поморцев подвел итоги первого этапа изучения свободной атмосферы в России с помощью аэростатов. Современники по достоинству оценили труд ученого. За эту статью он был удостоен золотой медали Русского географического общества. Другой видный деятель отечественного воздухоплавания А. Кованько, выступивший на заседании Русского технического общества при обсуждении статьи Поморцева, сказал: "И на этот раз крупный шаг в научном ознакомлении с воздушной средой сделан при помощи аэростата в России, русским ученым". Кованько был прав. Русские ученые опередили зарубежных метеорологов не только в организации исследований свободной атмосферы, но и в обобщении собранных данных. Подобные работы появились за рубежом позже. После того как воздухоплавательные части на западных границах России были полностью укомплектованы кадрами, снабжены аэростатами и аэронавигационными приборами, в том числе и изобретенными самим Поморцевым, он обратился в военное ведомство с рапортом, в котором предлагал наладить в этих частях ежедневные наблюдения за движением облаков, направлением и силой ветра на разных высотах. Эти наблюдения начали вести с июля 1896 года. Поморцев сам прибыл на границу и провел несколько месяцев, инструктируя военных аэронавтов. Обработка результатов наблюдений, выполненных военными воздухоплавателями, позволила ученому существенно дополнить и развить свои выводы и представления о связи атмосферных течений с погодой. По его же настоянию военное ведомство выделило нужные средства для проведения запусков шаров-зондов, а Русское географическое общество, членом совета которого он состоял, приобрело шар-зонд объемом 400 кубических метров и все необходимые самопишущие приборы к нему.
Трое советских летчиков на стратостате «СССР-1» проникли туда, где не был никто из землян. Гондола должна была удовлетворять следующим требованиям: абсолютная герметичность; хорошая видимость во все стороны; быстро открывающиеся входные люки; размещение вне гондолы необходимого для спуска балласта и надежное устройство для его сбрасывания; амортизирующее посадочное устройство, предохраняющее гондолу от удара при посадке; защита от низкой температуры и солнечного нагрева , удобное размещение приборов. Перед полетом на гондолу навесили десятки научных приборов и аппаратов: барометры, барографы, термометры, альтиметры, самозаписывающие метеорографы, приборы для улавливания космических лучей. Внутри кабины вдоль стенок установили аппараты, обеспечивающие жизнедеятельность аэронавтов: баллоны с кислородом и дыхательной смесью, патроны, поглощающие углекислый газ, выделяемый при дыхании. Были на борту баллоны с водородом им в полете заполнялась оболочка аэростата, и это придавало ему подъемную силу. Экипаж взял с собой маленькую, но дальнодействующую радиостанцию для передачи сообщений на Землю. Все оборудование внутри гондолы, ставшей летающей лабораторией, было обтянуто мягким войлоком. Но была опасность извне. Существовала вероятность столкнуться на больших высотах с космическими частицами. Большинство приборов стратостата, сконструированных советскими изобретателями, отличалось оригинальной конструкцией. Например, аппараты для взятия проб воздуха на больших высотах были заключены в легкие алюминиевые решетчатые ящики. В них располагались многочисленные стеклянные трубочки, которые поддерживала в подвешенном состоянии целая система пружин, и это полностью гарантировало их от поломки при падении или ударе. После достижения рекордной высоты 19000 метров стратостат пошел на снижение и около пяти часов вечера, в тот же день, опустился на луг около Коломенского завода. Удачная конструкция амортизатора способствовала тому, что ни один из приборов и никто из пилотов стратостата не пострадал. Специальная комиссия зафиксировала мировой рекорд высоты поднятия на воздушном шаре. Научные результаты полета стратостата «СССР-1» были следующие: выполнены измерения интенсивности космических лучей с помощью электрометров Гесса и Кольхёрстера; полученные результаты подтвердили данные Пиккара о космическом внеземном происхождения этих лучей и роли атмосферы в защите от них. С высоты 18000 м привезли пробы воздуха. Установление близости состава стратосферного воздуха к воздуху тропосферы означало в перспективе возможность использования для полета на этих высотах как двигателей внутреннего сгорания, с компрессорами, так и воздушно-реактивных двигателей. Метеорографы стратостата работали нормально. Давление измерялось ртутным барометром, температура - электрическим платиновым термометром, но из-за слабого действия вентиляции точными можно было признать лишь часть отсчетов. Полет и гибель стратостата «Осоавиахим-1» Гигантский стратостат был построен Ленинградом - средства были собраны продажей брошюр за один день. В разработке, постройке и оснащении стратостата «Осоавиахим-1» на последнем этапе участвовали ведущие организации страны, такие как Центральный совет Осоавиахима, Физико-технический институт, Главная геофизическая обсерватория, Радийный институт. Первый зимний полёт в стратосферу начался утром 30 января 1934 года. Стартовали с аэродрома в Кунцево. Достигнув рекордной высоты экипаж передал данные альтиметра, а позднее передал привет делегатам XVII съезда ВКП б и на этом связь с экипажем прервалась. Причиной катастрофы стратосферного аэростата стало превышение предельной безопасной высоты полёта для этого аппарата около 20,5 км.