Именно в это время Рембрандт решает написать картину «Возвращение блудного сына», что становится для него своеобразным спасением и оплотом его мечты.
Возвращение блудного сына: «Я художник, а не чистильщик сапог!»
На первый взгляд, перед зрителем ничем не примечательный старик. Но глубокие морщины и усталость на его лице выдают непростой жизненный путь героя. Несмотря на кажущуюся беззащитность тела, его дух силен и непоколебим. В такого наученного опытом мудрого старика жизнь превратит самого Рембрандта. Посвятил сыну последний шедевр Рембрандт. В живописной моде была скрупулезность в деталях, а Рембрандт пришел к широким мазкам и резким контрастам света и тени — это сводило к минимуму все фоновые детали. Публика не приняла новой техники художника.
Переломной для творчества Рембрандта искусствоведы считают картину «Ночной дозор» 1642 года. Она не понравилась заказчикам и подорвала репутацию художника. Несмотря на недостаток заказов, Рембрандт продолжил жить на широкую ногу. В 1656 году он потерял почти все средства и объявил себя банкротом. В это же время здоровье художника стремительно ухудшилось. Свои последние работы он дописывал, привязав кисть бечевкой к руке, потому что удержать ее не было сил.
Историю своей жизни он рассказал в шедевре «Возвращение блудного сына». Искусствоведы считают, что в трех фигурах братьев художник изобразил себя в разные периоды жизни. А старика-отца Рембрандт написал слепым — таким же, как и он сам в конце жизни. Картину Рембрандт начал сразу после смерти любимого сына Титуса. Его подавленное состояние изменило привычную трактовку евангельской притчи. Обычно встречу сына с отцом изображали куда более радостно: счастливый старик устраивал семье большой праздник — такой финал нравился заказчикам.
Но Рембрандт написал «Возвращение блудного сына» драматично, без излишней красоты и помпезности. Художник убрал все лишнее, чтобы зрители сосредоточились на чувствах. Рембрандт умер в 1669 году — вскоре после создания последнего шедевра.
Молодой человек сидит на стуле и сочувственно смотрит на сцену, которая разворачивается перед ним. Женщина на заднем плане — возможно, служанка, выступает одним из второстепенных персонажей, которые усиливают связь зрителя с главной сценой. Женщина, обнимающая колонну, может быть также служанкой или матерью блудного сына. Чтобы усилить драматизм события, художник использует насыщенный цвет и светотень. Его визуальные инструменты — глубина тьмы и сияние света.
Мне нравится190 Не нравится44 Сцена иллюстрирует финальную и кульминационную точку библейской притчи — момент возвращения домой неблагодарного сына и его прощение отцом. Подобно патриарху Ветхого Завета, отец возлагает руки на плечи бритого, одетого в поношенную одежду кающегося сына. Акт прощения становится благословением почти сакраментального достоинства. Расположение фигур, отсутствие движения, тусклый свет, теплота и гармония цветовой палитры с использованием охры, золотисто-оливкового и алого цвета — все это способствует необычайному чувству тишины и прощению, которое почти осязаемо. Рембрандт, при всем своем гениальном мастерстве, не балует в этом произведении художественными изысками, а создает полотно, в котором преобладают простота, величие и одухотворенность. Иоганн Таулер, христианский мистик 15-го века, говорил о том, что «в таинственной тьме прячется безграничное добро».
Весь спектр чувств отражается и в общей технике художника. Густые мазки красных, коричневых и золотистых оттенков наложены порывисто, как будто небрежно. Эмоциональности также придаёт и светотень.
Ярко освещены только лица главных героев, вокруг полумрак, который переходит в полную темноту. Центр композиции находится почти у края картины, что тоже не случайно — это добавляет выразительности творению. Вероятнее всего, «Возвращение блудного сына», является последней картиной Рембрандта, кульминацией его творчества.
Боль потерь, нищета обрушились на стареющего Рембрандта. Жизнь в нем поддерживала живопись, он продолжал и продолжал творить. Считается, что свои лучшие картины художник создал именно в этот самый трудный период своей жизни. Картина «Возвращение блудного сына» была написана Рембрандтом в год его смерти и стала его последним гениальным произведением. Почему сюжет притчи о блудном сыне лег в основу многих произведений культуры? Множество других произведений искусства основано на библейской притче о блудном сыне. Композитор Прокофьев написал балет, Бриттен — оперу.
Сюжет притчи послужил основой для многих литературных произведений. Так в повести Пушкина «Станционный смотритель» героями являются обедневший отец и живущая в достатке дочь. О притче читателю напоминает описание картины «Блудный сын», которая висит на стене в доме отца. Роспись «Возвращение блудного сына» можно увидеть во многих храмах, например, в Москве, в церкви Троицы Живоначальной в Никитниках метро "Китай-город" , в городе Старый Оскол в храме Покрова Богородицы, на южной стене церкви Входа Господня в Иерусалим в Суздале. Согласитесь, картина Рембрандта и рассказанная по ней история нашла отклик и в нашем сердце. Дело в том, что в каждом из нас есть что-то от блудного сына, что-то от гордеца старшего сына и что-то от всепрощающего отца. Вспомните младшего сына, который захотел немедленно получить часть состояния отца. Кто из нас, увидев какую-то вещь, не испытывал желания заполучить ее сейчас и немедленно? Вынужденный отказ или препятствие выводили нас из себя и лишали покоя. Вспомним, как ребенок требует от родителей купить что-то и как обижается на их отказ.
Вот он — младший сын, который живет в нас. Это он заставляет терять рассудок, совершать глупости, и творить плохие поступки. Но бывает в душе червоточина, которую не сразу и заметишь. Появляется она даже в человеке правильном, который не совершает ошибок, который слушается старших и все у него хорошо получается в жизни. Это гордыня, самовосхваление. Старший сын по всему хороший, слушается отца, но почему он требует за это какого-то особого отношения? Почему он ожидает благодарности? Нет в его сердце добра и любви, а лишь гордыня, оттого и ждет такого человека разочарование и гложет зависть. Он думает: «Как это так, я такой хороший, а мне — ничего, а этому плохому — почему-то достается лучшее? Вероятно, да, ведь слова отца звучат последними.
Через образ отца в рассказе отражается то хорошее, что есть в каждом человеке. Это частица добра, умение любить всех людей. Не забывайте об этом, и пусть в вашем сердце живет любовь!
В Эрмитаже представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына»
Свою картину «Возвращение блудного сына» Рембрандт Харменс ван Рейн (1606−1669 гг) писал незадолго до. И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение. «Возвращение блудного сына» Рембрандта — христианская притча, воплощённая в красках. Полотно «Возвращение блудного сына» было создано голландским художником Рембрандтом приблизительно в 1668 г. Данная картина представляет собой прямоугольное по формату изображение, вытянутое по вертикали, размером 260 x 203 сантиметров, основой. Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта имеет глубокий философский смысл и является одним из главных шедевров западноевропейской живописи.
«Возвращение блудного сына» — последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника
Художник уравновешивает композицию фигурой старшего сына, стоящего справа. Размещение главного смыслового центра на одной трети расстояния по высоте соответствует закону золотого сечения, чтобы добиться наибольшей выразительности сюжета. Помимо отца и сына на картине изображены ещё четыре персонажа. Зрителю представлены лишь их тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне.
Возможно, что это братья и сёстры главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. История Это не единственная работа художника на данный сюжет.
В 1635 году он пишет картину «Блудный сын в таверне Автопортрет с Саскией на коленях », отражавшую эпизод легенды о блудном сыне, проматывающем отцовское наследство. В 1636 году Рембрандт создал офорт, а в 1642 году — рисунок.
Их сын Доминик ван дер Плайм был женат на двоюродной сестре Рембрандта, а их ребенок Карел ван дер Плайм, как считается, был учеником Рембрандта. Размер картин составляет восемь дюймов примерно 20,32 см , они подписаны Рембрандтом и датированы 1635 годом. Самые интересные аукционные лоты июля Рембрандт Харменс ван Рейн — нидерландский художник, гравер, мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи.
Это тёмные силуэты, которые с трудом различимы на тёмном фоне, но кто они такие — остаётся загадкой.
Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена самая дальняя и почти исчезающая в темноте , которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца.
Возможно, это изображение матери блудного сына. Второстепенные персонажи в правой части картины Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание.
Руки отца, со спокойствием сжимают плечи юноши. Уставший взгляд полон боли и одновременно счастья от долгожданной встречи. А вот лица вернувшегося младшего — блудного сына мы не видим вообще: растрескавшиеся пятки, бритый череп бродяги, изношенная одежда — говорят куда больше. Кстати о пятках, левую и это легко заметить при близком рассмотрении художник дорабатывал прямо пальцем, без использования кистей. Весь спектр чувств отражается и в общей технике художника. Густые мазки красных, коричневых и золотистых оттенков наложены порывисто, как будто небрежно.
«Возвращение блудного сына» - последняя картина Рембрандта как отражение личной трагедии художника
А не чистильщик сапог! А потом развешивал всё это тряпье, — как бы грязно оно не оказывалось, — по стенам студии. Вперемежку с превосходными драгоценностями и всевозможным оружием — алебардами, шпагами, рапирами, ножами. Тщательно и заботливо их коллекционировал, скрупулёзно каталогизировал и очень тем гордился. Гордым, независимым был и характер Рембрандта. Он любил рассказывать историю про Караваджо, коего считал одним из своих учителей и подражал ему в раннем творчестве. Микеланджело Караваджо искусно владел клинком, что импонировало крайне. Подобно Рембрандту, Караваджо полвека назад категорически не терпел никакой критики. Нелестные отзывы о манере письма приводили маэстро в ярость. Один раз некий Серапино неодобрительно отозвался о картинах Микеланджело, — вмиг получив за это вызов на дуэль. Караваджо заколол его.
За что был приговорён к смертной казни. Однако приговорённый чудом сумел бежать из Рима. Много скитался, продолжая творить, — что, несомненно, восхищало Рембрандта. Серапино же, в свою очередь, по иронии судьбы вошёл в анналы мировой истории как человек, которого убил на дуэли грандиозный художник-виртуоз стиля барокко — Микеланджело да Караваджо! В 40—60-е годы семнадцатого века Рембрандт работает над «Данаей», «Святым семейством», «Вирсавией» и другими полотнами. Растёт его известность как рисовальщика, графика, офортиста: он создаёт «Слепого Товия», «Христа, исцеляющего больных», «Девушку у окна», «Три креста», «Мельницу». Пейзажи, портреты простых людей. Вплоть до начала XX в. На протяжении всей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и филигранной техники «затяжки».
Наступили блестящие и неуёмные годы славы и счастья: он пылко любит прекрасную жену Саскию, рождается сын Титус. Заказы сыплются один за другим: не менее полусотни портретов датируются именно годами пребывания Рембрандта в Амстердаме.
Перед современниками картина, в которой зрители узнали молодых супругов, предстала с названием «Блудный сын в таверне» «Пир блудного сына». В этом название прозвучали как гордая самоирония, так и бунтарство молодого художника, сделавшего вызов чопорным голландским бюргерам. Однако его не поняли.
Среди амстердамских богачей был популярен жанр портрета, и очередное полотно Рембрандта сделало его еще более знаменитым и расширило круг заказчиков. В 1636 году Рембрандт создает офорт «Блудный сын». Рука мастера выстраивает пространство: намеком дает пейзаж, без лишних подробностей изображает второстепенных персонажей и все внимание сосредоточивает на двух главных героях — отце и сыне. В коленопреклоненной фигуре оборванца, прильнувшего щекой к отцовскому халату, в его лице, изможденном испытаниями и заросшем волосами, в его почти безвольных руках и судорожно скрюченных пальцах видно раскаяние. А в отце, спешащем к сыну так, что даже башмак слетает с его ноги и трость катится по ступеням, в его сдвинутых от горечи бровях, мы читаем только любовь.
Настоящую и горячую любовь переданного сердца. Трагедия художника — «Несколько раз умереть» Гавань Амстердама кишмя кишела торговыми судами, над которыми реяли флаги самых разных государств. Рембрандт часто приходил сюда, ведь он был страстным коллекционером. Он скупал все: картины, рисунки, кружева, шелк, парчу, бархат, оружие, ракушки, вазы, музыкальные инструменты — все, что ему казалось красивым, невероятными, уникальным. Смотрел, вдыхал, запоминал и воплощал все это в своих картинах.
Он не бывал никогда за границей, не видел мастеров Италии. Он считал, что все это ему ни к чему, ведь у него есть его собственные впечатления и коллекция. А коллекция Рембрандта была действительно великолепной. Чего стоит одна папка рисунков Леонардо да Винчи, которую он купил то ли в амстердамском порту, то ли на аукционе, то ли выменял за сто гульденов на собственный офорт у торговца картинами. И вот он лишен того, что ценил.
Коллекцию, как стервятники растащили кредиторы. Осталось только удерживать в памяти виденное. Смерть унесла его Хендрикье, верную служанку, ставшую ему женой и матерью сироте Титусу сыну от первого брака с Саскией …его Хендрикье, которая не отказалась от Рембрандта он не мог жениться на ней, так как лишил бы сына наследства его родной матери и за это была отлучена от церкви. Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля».
Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем. От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика.
И когда он был ещё далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче! А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: «Что это такое? Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка». Он же сказал ему: «Сын мой! Ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся».
Рембрандт по-своему интерпретировал библейский текст. Это не просто иллюстрация, это совершенно самостоятельное произведение, в основе которого лежит известный сюжет. Что же об этом говорит? Первое — встреча происходит не в поле, как в тексте, а дома. Это важная деталь. Ведь, согласно сюжету, отец узнал своего сына еще издалека, сам бросился к нему навстречу. Да и других детей в этот момент рядом не было.
Как и в других картинах Рембрандта, игра светотени на этом полотне обладает смыслообразующей функцией. Освещены лицо отца, его руки, обнимающие сына, стоящего на коленях, сама фигура блудного сына и старший ребенок. Остальные остались во мраке. По мере удаления от света их черты все менее различимы. Теперь по деталям. Смотрим на руки.
Чахотка поразила любимого сына Титуса, единственного, кто духовно ему был по-настоящему близок. Маячившая слава увела последнего ученика Аарта де Гельдера, «оруженосца старого короля». Безумие и отчаяние убило молодую невестку, всего семь месяцев прожившую с мужем.
От всех этих утрат Рембрандт как будто онемел. Несчастья обескуражили, ошеломили и ранили старика. Болезнь не позволяла держать кисть, и он привязывал ее к руке, или брал мастихин. Глаза отказывались видеть, и он вооружался лупой. Продолжал творить, как будто живопись для него была живительным источником, из которого он никак не мог напиться. Рембрандт разыгрывает перед зрителем человеческую драму. Краски лежат на холсте густыми мазками. Они темные. Художнику неважны второстепенные персонажи, пусть их и не мало.
Внимание вновь приковано к отцу и сыну. Старый, сгорбленный горем отец, обращен к зрителю лицом. В этом лице и боль, и усталые от выплаканных слез глаза, и счастье долгожданной встречи. Сын повёрнут к нам спиной. Он уткнулся по младенчески в царское одеяние отца. Мы не знаем, что выражает его лицо. Но растрескавшиеся пятки, голый череп бродяги, бедное одеяние говорят достаточно. Как и руки отца, сжимающие плечи юноши. Через спокойствие этих рук, прощающих и поддерживающих, Рембрандт уже в последний раз рассказывает миру вселенскую притчу о богатстве, страстях и пороках, раскаянии и прощении.
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его» Лк 15:18-21. Картина 1669 год «Возвращение блудного сына» Много позже Ван Гог очень точно сказал о Рембрандте: «Надо умереть несколько раз, дабы так рисовать...
«Возвращение блудного сына» Рембрандт ван Рейн, 1666—1669 г. (картины с историей)
Главное действующее лицо библейской притчи — блудный сын, которого художник изобразил бритоголовым. В те времена лысыми были только каторжники, так что юноша пал на низшую уровень социальных слоев. Воротник его костюма — это намек на роскошь, которую молодой человек когда-то знавал. Обувь изношена практически до дыр, причем одна упала, когда он стал на колени — довольно трогательный и щемящий момент. Старик, который обнимает сына, написан в красных одеждах, которые носили богатые люди и кажется слепым. Причем, библейское сказание не говорит об этом, а исследователи полагают, что вся картина — это изображение самого художника в разных образах, которые символизируют духовное перерождение. Рембрандт Образ младшего сына — это образ самого художника, решившего покаяться в своих проступках, а земной отец и Бог, что выслушает и, возможно, простит — это и есть старик в красном. Старший сын, с укором смотрящий на брата — это совесть, а мать становится символом любви. Есть на картине еще 4 фигуры, которые скрытые в тени. Их силуэты скрыты в темном пространстве, а исследователи называют образы братьям и сестрами.
Художник изобразил бы их в качестве родственников, если бы не одна деталь: притча повествует о ревности старшего брата к младшему, но Рембрандт ее исключает, используя психологический прием семейной гармонии. Фигуры означают веру, надежду, любовь, покаяние и правду. Интересно и то, что самого мастера кисти не считают набожным человеком.
Некоторые называли их «братьями и сёстрами» главного героя. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а гармония картины ничем не нарушена. Сотрудник Эрмитажа Ирина Линник считает, что полотно Рембрандта имеет прообраз в гравюре на дереве Корнелиса Антониссена 1541 год , на котором коленопреклоненный сын с отцом также изображены в окружении фигур. В небесах на гравюре на греческом, иврите и латыни написано «Бог». Рентген эрмитажного полотна показал первоначальное сходство картины Рембрандта с деталями упомянутой гравюры. Тем не менее, прямую аналогию провести нельзя — на картине есть только отдалённое сходство с одной из аллегорий Антониссена самая дальняя и почти исчезающая в темноте , которая напоминает аллегорию Любви, и, вдобавок, имеет красный медальон в форме сердца. Возможно, это изображение матери блудного сына.
Второстепенные персонажи в правой части картины Две фигуры на заднем плане, расположенные в центре судя по всему, женская, возможно — служанка или ещё одна персонифицированная аллегория; и мужская , труднее поддаются отгадке. Сидящий молодой человек с усами, если следовать сюжету притчи, может быть вторым, послушным братом. Существует предположения, что на самом деле второй брат — это предыдущая «женская» фигура, обнимающая колонну. Причём, может быть, это не просто колонна — по форме она напоминает столп Иерусалимского храма и может вполне символизировать собой столп Закона, и то, что праведный брат за ней прячется, приобретает символическое звучание. Внимание исследователей приковывает фигура последнего свидетеля, расположенная в правой части картины.
В «Возвращении» Рембрандт «представляет отца и сына как одно целое, чему прежде всего способствует единство их фронтальных позиций и объединяющая функция света». Не зря художник воспринимается великим мастером светотени. Именно на свете и акцентирует внимание Даниэль: «единство главной группы хочется назвать не двуединством, а триединством, ибо отец и сын сплочены светом, и этот третий компонент придает единству группы символический смысл, соотнося изображение с сакральным символом духовной целостности».
Целостности, которая отличает живопись, которая познала Священное Писание. Издание предоставлено книжным магазином «Циолковский».
Изображенная на полотне женщина явно ждёт кого-то или чего-то , что дает основания идентифицировать её образ с Данаей. Согласно греческой мифологии, Даная была соблазнена Юпитером, принявшим облик золотого дождя. К сожалению, в 1985 году этот шедевр был сильно повреждён психически ненормальным зрителем, плеснувшим на картину кислотой и порезав её ножом. Урок анатомии доктора Тульпа Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям.
Рембрандт совершил подлинную революцию, показав динамичную композицию и «оживив» своих персонажей. И тем не менее, это вполне реалистичный групповой портрет амстердамских врачей, заказавших картину. Смотри также Среди волн Айвазовскому в пору создания этой картины шёл восемьдесят второй год. Ничто здесь не говорит об усталости души или старческой слабости руки.
Картина «Возвращение блудного сына» Рембрандта Ван Рейна
В последнем варианте «Возвращения блудного сына» Рембрандта акцент сделан на фигуре отца, излучающей любовь и всепрощение. В Атриуме Главного штаба Государственного Эрмитажа представили картины осуждённых по мотивам «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Вероятнее всего, «Возвращение блудного сына», является последней картиной Рембрандта, кульминацией его творчества. Характерно, что Рембрандт избегает конфликта: в притче говорится о ревности послушного сына, а на картине гармония ничем не нарушена. Их сын Доминик ван дер Плайм был женат на двоюродной сестре Рембрандта, а их ребенок Карел ван дер Плайм, как считается, был учеником Рембрандта.
Содержание
- Рембрандт. Возвращение блудного сына (Алина Алексеева-Маркезин) / Проза.ру
- «Возвращение блудного сына» Рембрандта | | Дзен
- «Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным?
- РЕМБРАНДТ ВОЗВРАЩЕНИЕ БЛУДНОГО СЫНА ЭРМИТАЖ
- Разбор картины Рембрандт
Возвращение блудного сына картина Рембрандта
«Возвращение блудного сына» — последняя работа Рембрандта. Ему шестьдесят три года. Так Достоевский в контексте конкурса оказался вольным переносом сюжета о блудном сыне на российскую почву. Возвращение блудного сына, 1669 г. Фрагмент картины Рембрандт Харменс ван Рейн.
«Возвращение блудного сына» Рембрандта
Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. Тогда отец вышел и стал умолять его. Но сын сказал: «Все эти годы я работал на тебя как раб, и всегда исполнял все, что ты говорил. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями. Но когда этот твой сын, который растратил все твое имущество на разврат, возвратился домой, ты зарезал для него откормленного теленка! Но мы должны радоваться тому, что твой брат был мертв, а сейчас он опять жив, был потерян и нашелся! О КАРТИНЕ Эта картина, несомненно венчающая позднее творчество Рембрандта , о покаянном возвращении сына, о бескорыстном прощении отца, ясно и убедительно обнажает глубокую человечность повествования. Главное в картине Рембрандт выделяет светом, сосредотачивая на нём наше внимание. Композиционный центр находится почти у края картины. Художник уравновешивает композицию фигурой стоящей справа.
Как всегда, воображение рисовало художнику все происходящее очень конкретно. В огромном холсте нет ни одного места, не заполненного тончайшими изменениями цвета. Действие происходит у входа стоящего справа от нас дома, увитого плющом и завуалированного тьмой. Рухнувший перед своим дряхлым отцом на колени блудный сын, дошедший в своих скитаниях до последней ступени нищеты и унижения, - это образ, с поразительной силой воплощающий в себе трагический путь познания жизни. На страннике одежда, которая когда-то была богатой, а теперь превратилась в рубище. Левая из его рваных сандалий упала с ноги. Но не красноречивость повествования определяет впечатление от этой картины. В величавых, строгих образах здесь раскрываются глубина и напряжение чувств, и добивается этого Рембрандт при полном отсутствии динамики - собственно действия - во всей картине. ОТЕЦ И СЫН В картине господствует «только одна фигура - отец, изображённый в фас, с широким, благословляющим жестом рук, которые он почти симметрично кладёт на плечи сына. Отец - полный достоинства старец, с благородными чертами лица, одет в царственно звучащие красные одеяния.
Старший помогал отцу в ведении хозяйства, а младший потребовал свою часть наследства и отправился предаваться всем порокам разгульной жизни. Когда же деньги закончились, непутевый сын оказался на самом дне. Ему приходилось пасти свиней за миску каши, скитаться, просить милостыню. В итоге он решил вернуться в отчий дом и пасть перед родителем на колени. Отец прощает сына.
Именно этот момент в притче выбирали для себя самые известные живописцы. Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой. Однако его работа отличается от полотен других живописцев. Ян Стен, 1668-1670 гг. Фото: artist-gallery.
Если сравнить картины Рембрандта и других художников, то становится виден их разительный контраст.
В лучшие свои годы Рембрандт неплохо зарабатывал, получал многочисленные заказы, был семейным человеком — в общем, на первый взгляд, ему сложно было жаловаться на свою судьбу. Но только на первый взгляд. Трое его детей первенцев умерли в раннем возрасте, а при рождении последнего — долгожданного сына, жена Рембрандта Саския, чей образ он увековечил в своих многочисленных работах, окончательно подорвала своё здоровье и вскоре умерла. Портрет жены Рембрандта Саскии в образе Флоры А в конце жизни Рембрандту пришлось пережить смерть сына и потерю ещё одной близкой ему женщины — Хендрикье Стоффельс. Потому эта картина для Рембрандта — своеобразная «лебединая песня», воплощение всего, что он потерял , неизбывной грусти по утраченному. Этот сюжет был близок для художника, наверняка он и себя представлял на месте того самого престарелого отца, жаль, что тогда это были лишь мечты. До Рембрандта были и другие работы на эту тему, например, нидерландского художника Яна Стена. Ян Стен. Возвращение блудного сына.
Но как они отличаются. На картине Стена яркая цветовая гамма, множество деталей, показавшиеся Рембрандту второстепенными — телёнок, которого обрадованный отец приказал зарезать в честь появления блудного сына, корзина с фруктами, больше несущая чисто декоративную функцию, суета слуг — вон один из них трубит в рог, созывая всех, чтобы сообщить о столь радостном событии. Вот только за всей этой внешней мишурой потерялось главное — подлинные чувства отца, вновь обрётшего сына и готового простить его. Отец даже изображён к нам в профиль — эмоции на его лице его почти не видны, и лишь напряжённая поза выдаёт их. Это добротная картина, которую не грех повесить у себя где-нибудь в гостиной, но и только — до шедевра она не дотягивает и вряд ли перед ней собираются толпы людей, как перед картиной Рембрандта в Эрмитаже.
Рембрандт тоже изобразил сцену прибытия блудного сына домой. Однако его работа отличается от полотен других живописцев. Ян Стен, 1668-1670 гг. Фото: artist-gallery. Если сравнить картины Рембрандта и других художников, то становится виден их разительный контраст. Например, у Яна Стена, бывшего в свое время гораздо популярнее Рембрандта, на картине сюжет тот же, а выполнен более оптимистичном ключе. Слуги трубят в рог, ведут закалывать теленка, несут хорошую одежду. Мурильо, 1667-1670 гг. Фото: arts-dnevnik. Почти тоже самое наблюдается и у испанского художника Мурильо. Тут же снова виден очаровательный теленок, одежда на подносе, радостная собачка.
Возвращение блудного сына: картины и иконы
Во-вторых, у Рембрандта при встрече присутствует старший сын — высокий мужчина справа. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще — всей мировой культуры. «Возвращение блудного сына» Рембрандта — наиболее впечатляющее визуальное воплощение отцовской любви и прощения в западноевропейской живописи. И, возможно, его «Возвращение блудного сына» ближе к картине Рембрандта, чем какое-либо другое произведение. Речь идет о знаменитом полотне великого Рембрандта «Возвращение блудного сына», которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие западноевропейской живописи и вообще — всей мировой культуры.
Самое популярное
- Возвращение блудного сына. Библия Рембрандта
- Возвращение блудного сына | Рембрандт Ван Рейн
- «Возвращение блудного сына» Рембрандта
- «Возвращение блудного сына» — почему картина Рембрандта никого не оставляет равнодушным?
- Возвращение блудного сына: картины и иконы