Преимущество для участников потребительских кооперативов в том, что они не несут субсидиарной ответственности своим имуществом по обязательствам организации.
Производственные кооперативы: новый старт - новые возможности. Выпуск 1. Часть 1
- Что такое производственный кооператив
- Преимущества производственного кооператива
- Производственный кооператив: плюсы и минусы рискованного предпринимательства
- Преимущества производственного кооператива | Центр развития производственных кооперативов
- Производственный кооператив для защиты активов бизнеса. Неделимый фонд
- Разместите свой сайт в Timeweb
Как действуют производственные и потребительские кооперативы
По сути, это объединение участников и привлечение их капиталов для общего дела. Сегодня ООО считается самой простой формой организации бизнеса. Ответственность по имуществу общества не влияет на ответственность по имуществу его участников. ООО может совершать множество подвидов лицензированной деятельности, в отличие от частных предпринимателей.
Такой бизнес является высоколиквидным за счет того, что в случае чего его можно переоформить, продав часть уставного капитала. Когда разрешительные документы касаются ООО, они будут действительны и после продажи компании новым владельцам. Минусы: Чтобы оформить продажу либо передачу своей части уставного капитала компании, нужно зарегистрировать изменения в установленном государством порядке.
Законы строги к юридическим лицам в плане правонарушений, поскольку юридическое лицо выступает как квалифицированный участник в гражданском обороте. Эти юридические лица существуют в двух вариантах. Публичного и не публичного типа.
Разница между ними заключается в том, как именно будут размещены акции компаний на вторичных рынках ценных бумаг. АО — юридическое лицо, которое может объединять физические и юридические лица для мобилизации их капиталов. В обществах не публичного типа все акции будут вращаться только в определенном круге лиц.
Публичные акционерные общества могут распределять ценные бумаги без согласия ее участников. Плюсы АО: Являясь юридическим лицом, общества могут совершать практически все виды лицензионной деятельности. Высоколиквидный вид деятельности, возможно его переоформление.
Государственная регистрация для покупки АО не нужна, что значительно упрощает всю процедуру его перехода к новым акционерам. Не нужен особый учет при покупке и продаже отдельных акций общества. Минусы: Нужна государственная регистрация при открытии подобного юридического лица плюс отдельная регистрация при выпуске акций.
Законодательство строго преследует нарушителей законов в лице акционерных обществ, поскольку они также будут участниками в гражданском обороте. Производственные кооперативы Производственный кооператив выступает юридическим лицом. Это объединение его участников для производства материальных ценностей и ресурсов.
Огромный плюс такого объединения в том, что фирма или отдельный человек будет принимать непосредственное участие во всех кооперативных делах, то есть иметь реальное влияние на положение. Принимается во внимание демократический принцип в управлении, это хорошо сказывается на отношениях рабочего коллектива и руководства. Преимущества: Производственные кооперативы совершают множество лицензированных видов деятельности.
Имеют налоговые и прочие льготы при совершении некоторых видов деятельности. Недостатки: Если кто-либо желает выйти или присоединиться к членам кооператива для этого требуется выделения пая имущественный взнос , также такое действие должно быть зарегистрировано определенным образом. Передать такой бизнес довольно сложно, поскольку ввод и вывод участников должен быть государственно зарегистрирован.
Предусмотрена солидарная ответственность всех участников, если кооператив имеет долги. Производственный кооператив далее по тексту - ПК достаточно часто упоминают как эффективную модель налоговой оптимизации, особенно в части уплаты страховых взносов. Производственный кооператив действительно дает в этом плане ряд возможностей, однако не так много, как об этом заявляют некоторые «налоговые Копперфильды».
И, как это обычно бывает, для реализации этих возможностей на практике потребуется уделить много внимания специфике бизнеса и особенностям производственного кооператива как юридической конструкции. Помимо Гражданского кодекса РФ, правовое положение производственных кооперативов регулируется Федеральным законом от 08. Производственным кооперативом артелью признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг , основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами участниками имущественных паевых взносов.
В определении содержится примерный перечень таких видов деятельности, однако он не является исчерпывающим. По сути, любая деятельность может быть оформлена в виде ПК. Ключевые особенности производственного кооператива.
Особенности унитарного предприятия по сравнению с другими коммерческими организациями: в форму хозяйствования унитарного предприятия заложен принцип унитарности, т. Собственником этого имущества остается учредитель такой организации, т. Унитарные предприятия на праве хозяйственного ведения 2. Определение унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения 2. Учредительный документ предприятия 2.
Особенности унитарного предприятия 2. Имущество, переданное унитарному предприятию, зачисляется на его баланс, и собственник не имеет в отношении этого имущества прав владения и пользования. Собственник—учредитель должен: а назначить директора; б утвердить устав унитарного предприятия; в реорганизовать или ликвидировать унитарное предприятие в случае его убыточной деятельности; г осуществлять контроль за использованием и сохранностью имущества; д получать часть прибыли от использования переданного унитарному предприятию имущества.
Самым главным преимуществом кооперативного объединения является заложенный в нем принцип — «один за всех — и все за одного«. Нередки случаи, что пайщики через время кооператив покидают, но большинство членов придерживается установленных правил и работает на результат. Здесь отсутствует бюрократическая волокита, членам кооператива при вступлении нужно представить только паспорт и копию трудовой книжки. Каждый может, при желании, выйти из кооператива и забрать свою долю.
Прибыль делится в соответствии с участием каждого. Положительным является то, что все члены организации владеют информацией о положении дел и имеют право участвовать в принятии решений. Разрешается наличие определенного количества пайщиков, что не принимают участие в деятельности предприятия. В целом, управление кооперативом осуществляется на демократических принципах. Что такое кооператив простыми словами Кооператив англ. Зачастую, каждый из участников кооператива вносит долю пай и признаёт возможные риски, которые возникают на фоне функционирования объединения и могут привести к потере данного вложения. Кооперативом можно считать экономическое предприятие, которое основано благодаря взаимопомощи и совместной деятельности участников.
Кооператив напрямую связан с интересами экономического характера своих членов. Основа деятельности объединения, это кооперативные принципы. Главный из них: «один пайщик — один голос». Главный принцип кооператива: «один пайщик — один голос». Именно поэтому объединение имеет конкретное отличие от власти капитала, когда речь идет об управлении хозяйственными объектами. Кроме этого, это одна из разновидностей объединений, которая на основе общего собрания организуют «Объединение кооперативов». Одна из распространенных интерпретаций применима для сельскохозяйственных или дачно-строительных кооперативов, образующих объединение для максимально выгодного удовлетворения потребностей участников.
Но, такая разновидность объединений чаще возникает по инициативам муниципальных районных управлений. Политику кооперативного движения можно отнести к отдельному отделению народно-хозяйственной экономики, где также присутствуют частные и государственные сектора. Говоря о рыночной экономике, кооператив, по отношению к государственному или частному производству, это третья альтернатива. Кооперация — это объединение экономической деятельности и общественного движения.
Хотя и выработаны международные принципы кооперации, которые должны восприниматься национальными законами о кооперативах, национальная правовая система отражает действующие политические и правовые структуры конкретного государства, влияющие в свою очередь на интерпретацию международных принципов кооперации в национальном законе о кооперативах. Это может привести как к открытым, так и скрытым конфликтам.
На какие группы лиц в обществе нацелено кооперативное право? Если акционерное право, в основном, нацелено на коммерсантов и инвесторов, работающих в так называемом формальном легальном спектре экономики, то есть на лиц, которые либо сами имеют знания и опыт в области права, либо имеют доступ к профессиональным консультантам-юристам, то кооперативное право, главным образом, адресовано лицам без таких знаний, опыта и доступа к консультантам. Часто в кооперативы объединяются наемные работники, потребители разнообразных товаров, домохозяйки или наниматели имущества. Это могут быть также индивидуальные и мелкие предприниматели из сферы теневой экономики из неформального сектора, строго говоря, из нелегального , чтобы совместно осуществлять хозяйственную деятельность, а благодаря регистрации в качестве кооператива формализовать и легализовать ее. При работе над законами о кооперативах необходимо иметь в виду потребности именно этой группы. Но с другой стороны, нужно учитывать, что кооперативы создаются не только лицами с малыми доходами.
Их членами могут быть также мелкие и средние предприниматели, а также лица свободных профессий врачи, аптекари, консультанты по налогово-правовым вопросам и т. Часто наблюдается развитие кооперативов от мелких и простых социально-экономических групп типа союзов, сообществ делового сотрудничества или объединений, преследующих общие интересы, управление в которых организовано на общественных началах, до крупных предприятий с профессиональными менеджерами. Закон о кооперативах должен перекрывать весь диапазон групп, создаваемых для достижения хозяйственных целей. Он должен содержать нормы права, отвечающие потребностям как мелких и простых общих коллективных предприятий, так и крупных, комплексных хозяйств. Именно по этой причине в некоторых странах принято по несколько законов о кооперативах, учитывающих интересы различных отраслей, уровней развития и величины соответствующих кооперативов. Чтобы кооперативное право было понятным для лиц с относительно низким уровнем образования, закон о кооперативах должен иметь ясную структуру и написан простым языком.
Разработчики правовых норм должны всегда помнить, что текст закона о кооперативах предназначен не столько для юристов, сколько для обыкновенных граждан, рассчитывающих на его ясность. Особенно это важно во времена экономических и социальных переломов, потому что посредством закона о кооперативах вводятся правовые нормы правила поведения для создания и организации деятельности коллективных предприятий, контролируемых членами пользователями , которые отличаются от традиционных и привычных правил хозяйственной деятельности. Группы коллективы лиц, которым адресован закон о кооперативах, должны быть в состоянии понимать новые нормы и правила и признавать их целесообразными. В противном случае не следует ожидать, что они станут руководствоваться этими новыми нормами и правилами в своей хозяйственной деятельности. Против положения, что закон не может быть написан в виде учебника для начинающих можно было бы возразить. Однако имеется огромное пространство для свободы действий между текстами законов, составленных как чисто специальные документы на языке с высокой степенью абстракции, и множеством перекрестных ссылок, понятных лишь юристам, и текстами законов, которые сознательно написаны простым языком для обыкновенных граждан.
Что должно быть урегулировано законом о кооперативах? Закон о кооперативах должен обозначить правовые рамки, в которых могут создаваться и функционировать кооперативы. Это означает, что в законе в первую очередь должны быть сформулированы нормы, учитывающие специфику кооперативов как особой организационно-правовой формы. Какие же признаки кооператива отличают его от иных организационно-правовых форм? Как создается кооператив, как он регистрируется, функционирует, финансируется, управляется и проверяется? Какую роль играют члены кооператива в такой организации?
Одновременно в законе о кооперативах должны быть учтены кооперативные принципы, которые, с одной стороны, представляют собой проверенные жизнью руководства к действию для функционирования организаций, контролируемых членами пользователями , а с другой — отражают особую систему ценностей, специфических для кооперативов. Организационная структура, типичная для кооперативов, которая должна быть урегулирована в законе о кооперативах, включает организованный коллектив членов, который совместно финансирует принадлежащее ему предприятие, управляет и пользуется им, контролирует его. В теории кооперативного строительства это описывается через двойственную природу кооператива: коллектив с принадлежащим ему предприятием характеризуется "принципом кооперативной идентичности" — совпадением собственников как лиц, принимающих решения, и пользователей. Кроме того, необходимо учитывать, что кооператив, как частная хозяйственная организация, подпадает под действие общеобязательных норм национального гражданского, торгового, трудового права и законодательства о конкуренции. Как правило, закон закрепляет лишь самые общие правила поведения. Базовая структура, которая закреплена в законе о кооперативах, обязательна для всех кооперативов.
Она должна быть приспособлена к особым потребностям каждого конкретного кооператива. С этой целью закон предусматривает уставную автономию. Пределы этой автономии определяются либо самим законом о кооперативах, либо кооперативными принципами. Добротный закон о кооперативах должен позволять и стимулировать все хорошие начинания то есть все практические действия, отвечающие потребностям организации, контролируемой членами пользователями , и соответствующие кооперативным принципам и запрещать все рискованные и сомнительные действия например, обыкновенная имитация правил, предназначенных для организаций, контролируемых инвесторами, и нарушение кооперативных принципов. Кроме того, закон о кооперативах должен позволять четко отличать кооперативы от юридических лиц других организационно-правовых форм например, от акционерных обществ и государственных предприятий , поэтому в нем должна быть закреплена ни с чем не смешиваемая кооперативная идентичность. Из опыта развивающихся стран известна тенденция идущая еще с колониального времени и продолжившаяся по его окончании превращения кооперативов практически в "филиалы" государственного управления путем предоставления государственным органам широких правомочий по наблюдению, вмешательству в деятельность и контролю за кооперативами.
Эта тенденция в процессе развития самостоятельных кооперативов дала не столько пользы, сколько принесла вреда. В новой декларации Международного кооперативного альянса о кооперативной идентичности, объявленной во время манчестерского конгресса в 1995г. Он гласит: "Кооперативы являются автономными организациями самопомощи, которые управляются своими членами. Если они заключают соглашения с третьими лицами в т. Этот новый принцип кооперативной идентичности содержит ясную подсказку для правительства — уменьшить давление на кооперативы, если оно намерено развивать самостоятельное кооперативное движение. В прошлые годы проявилась еще одна опасная тенденция — подгонка кооперативного права к современным условиям путем усиления хозяйственной роли кооперативного предприятия: в закон о кооперативах сознательно включались новые правила, которые были направлены на увеличение экономической эффективности кооперативов и их конкурентоспособности по отношению к иным хозяйствующим субъектам.
Эту тенденцию характеризуют, например, следующие признаки: укрепление позиций менеджмента путем расширения правомочий менеджеров и усиления их независимости от контрольных функций членов кооператива; закрепление новых возможностей привлечения капитала путем приема в члены кооператива инвесторов лиц, участвующих лишь в капитале, но не пользующихся услугами кооператива и допущение не голосующих, передаваемых членам и не членам паев, которые могут обращаться даже на бирже; закрепление возможностей инвестирования крупных сумм нераспределенной прибыли при исключительном контроле со стороны менеджмента и устранении контрольных функций членов кооператива; облегчение процедур концентрации и слияния, чтобы позволить кооперативам создавать крупные предприятия и усиливать свою конкурентоспособность при одновременном дистанцировании от своих членов. Все эти новые нормы законов о кооперации ослабляют контрольные функции членов пользователей и более или менее заметно входят в противоречие с кооперативными принципами. В конечном итоге они усиливают власть менеджмента, уменьшают влияние его членов и все больше и больше приближают кооператив к модели акционерного общества. Вследствие этого увеличивается опасность освобождения кооперативного предприятия от влияния своих членов, превращения их в обыкновенных потребителей услуг без реальных прав для активного сотрудничества и опасность сведения участия членов кооператива в капитале к символическим суммам. При таком развитии событий кооперативы утрачивают свой специфический профиль организаций, основанных на членстве, ориентированных на членов и контролируемых ими. Теряют они и свою кооперативную идентичность организаций самопомощи.
Добротные законы о кооперативах не должны содержать норм, приводящих к деградации этой организационно-правовой формы. Взаимодействие кооперативов с государством. Закон о кооперативах и иные законы, под которые подпадают кооперативы, например, законы налогового права, должны определить взаимодействие государства и кооперативов. Во многих развивающихся странах но не только в них отношения между государством и кооперативом строятся по типу отношений "господин — слуга". При этом слугой государства выступают, конечно же, кооперативы. Они, якобы, должны реализовать его политику развития на практике и за это получают профессиональную поддержку и "инструктаж" через чиновников от кооперативов, а также финансовую поддержку, освобождение от налогов и прочие льготы и привилегии.
На протяжении многих лет роли государства как спонсора, консультанта и контролера кооперативов в законах о кооперативах уделялось много внимания. Еще и сегодня государственная поддержка кооперативов рассматривается некоторыми лицами как нечто такое, от чего нельзя отказаться. Часто наблюдательные и контрольные функции государства распространяются на все кооперативы, независимо от того, нуждаются они в таком наблюдении и контроле или нет, работают ли они с государственными кредитами и дотациями или обходятся средствами своих членов. Этот патерналистский прием поддержки со стороны государства породил у многих членов кооперативов необоснованные притязания на привилегии и субвенции. Они не понимают, что на самом деле чрезмерная регламентация деятельности кооперативов, усиленный надзор государства и использование им кооперативов для решения своих, некооперативных задач вредят имиджу кооперативов не только в глазах своих членов, но и в глазах общественности. В течение прошедших десятилетий во многих странах призыв покончить с государственным контролем за кооперативами рассматривался как нарушение некоего табу.
Это было характерно даже для Международного кооперативного альянса — известного хранителя и защитника кооперативных принципов. Лишь несколько лет назад началось открытое обсуждение отрицательных последствий чрезмерной регламентации деятельности кооперативов и неоправданно сильного государственного контроля. Финансовый дефицит заставил правительства сократить государственные расходы и аппарат чиновников, чрезмерно раздутый и индифферентный. В то время как в некоторых странах Африки "чиновники от кооперативов" были уволены или переведены в разряд обыкновенных государственных служащих по реестру, а большинство прежних задач государство переложило на кооперативные союзы, в других странах было отменено право государственных служащих чиновников вмешиваться в деятельность кооперативов. Так, например, были отменены нормы законодательства о получении у государства разрешения на принятие решений кооперативом о направлении использования своего собственного капитала. В настоящее время повсеместно признано, что государственная помощь кооперативам и государственный контроль над ними приносит больше вреда, чем пользы.
Эта "помощь" государства помешала кооперативам превратиться в самостоятельные, автономные организации самопомощи для поддержки своих членов, а государственный контроль противоречил кооперативным принципам. После многих десятилетий работы контролируемых государством кооперативов в развивающихся странах, политики и "планировщики" их развития наконец-то поняли, что с членами кооперативов и избранными ими представителями нужно обходиться как со взрослыми людьми, которые сами должны решать, как им вести свои дела. Кооперативы имеют право на успех, но должны также нести и риски неудач. Все больше и больше признается, что кооперативы могут превратиться в самостоятельные организации лишь при условии, если им будет дан шанс учиться на своих собственных ошибках. Взаимодействие кооперативов со своими членами. Что касается взаимодействия кооперативов со своими членами, то и здесь необходимо внести ясность и осмыслить заново основную идею кооператива как ориентированную на членов организацию.
После довольно продолжительного периода постепенного сближения кооперативного права и стиля хозяйственной деятельности кооперативных предприятий с правилами функционирования контролируемых инвесторами предприятий путем того, что: экономическому росту, конкурентоспособности и привлекательности для инвесторов отдавалось предпочтение перед поддержкой членов пользователей и участием в управлении предприятием; члены кооператива постепенно превращались в обыкновенных потребителей, которые почти ничего не получают от "своего" кооператива и поэтому мало что могут потерять. Многие успешно функционирующие кооперативы в промышленно-развитых странах оказались на перепутье и должны принять решение, останутся ли они при своей стратегии сближения с моделью хозяйственной деятельности, направленной на достижение экономических показателей по типу акционерного общества как образцу контролируемых инвесторами организаций, или они намерены заново открыть кооперативы как ориентированные на членов пользователей и контролируемые ими организации, в которых они: могут предоставить членам конкретные и ощутимые материальные и нематериальные блага, делающие членство привлекательным и целесообразным; членов пользователей из псевдо участников с минимальным капиталом пре вращают в настоящих финансовых участников путем увеличения доли в капитале предприятия; членам пользователям придают большее значение. Как улучшить действующие законы о кооперативах? Во многих развивающихся странах с колониальным прошлым законы о кооперативах были "импортными", то есть они были "ввезены" в эти страны извне и более или менее приспособлены к местным условиям, как это понимали политики и законодатели, которые не имели, как правило, основательных знаний о кооперативных принципах мышления и функционировании кооперативов. Ь этой связи часто не удавалось, а иногда вообще не предпринималось попыток сформулировать кооперативные принципы языком правовых норм. Многие нормы таких законов остались невостребованными практикой кооперативного строительства.
Члены кооперативов и их руководящий персонал не знают закона или не понимают значение его отдельных норм. Вместо того, чтобы знать и понимать закон они отыскивают пути его обхода или использования лазеек в законе, либо применяют закон лишь потому, что боятся быть наказанными в случае неисполнения его предписаний. Вместо того, чтобы придерживаться норм закона, они прибегают к собственному "здравому смыслу" при решении конкретных вопросов повседневной деятельности. Чаще всего это проявляется в созыве собраний с нарушением кворума, без ведения протоколов, без соблюдения повестки дня, ведении хозяйственной деятельности с нарушением требований бухгалтерского учета, без ревизии деятельности и т. Если закон о кооперативах должен выполнять свое предназначение, а именно служить руководством для членов кооператива как им создать кооператив и успешно организовать его деятельность, а также избежать рискованных и опасных начинаний, то члены кооператива должны рассматривать предписания закона о кооперативах как разумные правила поведения, которые им следует соблюдать в их же собственных интересах. Члены кооператива должны знать цели включения в закон отдельных правовых норм, понимать и признавать их, потому что они считают разумными и полезными положенные в их основу ценности и принципы.
Чтобы согласовать кооперативное право с фактическими потребностями практики кооперативного строительства и обеспечить более полное понимание отдельных его норм, членам кооператива должна быть предоставлена возможность активно участвовать в разработке закона о кооперативах. Это можно сделать с помощью принципа партиципативного законодательства, то есть путем организации дискуссий рядом рабочих групп и общественности со всеми заинтересованными группами и лицами выявить слабые места современного кооперативного права и собрать предложения по их совершенствованию. Такого рода дискуссии были, например, проведены на Филиппинах в 1990 г. Результаты более чем десятка таких мероприятий в различных провинциях страны были представлены законодателю в виде доклада под названием "Что хотели бы с удовольствием отметить члены кооперативов на Филиппинах в своем новом законе о кооперативах". Некоторые пожелания из этого доклада были действительно восприняты филлипинскими законодателями при разработке нового закона о кооперации, например, относительно процедур принятия постановлений исполнительной властью, которые стали больше соответствовать закону, чем прежде. Во многих промышленно развитых странах процесс сближения законов о кооперативах и способов хозяйственной деятельности кооперативных предприятий с правилами и практикой деятельности контролируемых инвесторами организаций в течение ряда лет продвинулся так далеко, что лишь сознательное и мощное противодействие ему со стороны кооперативных союзов может приостановить эту тенденцию.
Лишь в случае, если руководящий персонал национальных кооперативных союзов готов переосмыслить свою политику и отказаться от стратегий сближения в пользу стратегий дифференциации, то есть стратегий, которые подчеркивали бы специфический характер кооперативов как организаций, ориентированных на членов, прибегающих к его услугам и контролируемых ими, то в расчете на среднюю перспективу кооперативы могут сохраниться как самостоятельные организационно-правовые формы и формы хозяйствования. Заключительные положения. Хорошо продуманный концептуально, написанный простым языком и ясно структурированный закон о кооперативах может способствовать их прогрессивному развитию. Хорошая концепция означает в этой связи, что нормы закона о кооперативах и соответствующие правила Торгового кодекса, налогового законодательства и законодательства о конкуренции учитывают особый характер кооператива как ориентированной на членов пользователей организации на основе проведенных принципов и собственной философии предпринимательства, деятельность которой направлена "не на извлечение прибыли, не на достижение благотворительных целей, а на удовлетворение потребностей членов и их поддержку". Если кооперативное право преследует иные цели и направлено на превращение кооперативов либо в полутосударственные институты, в инструменты управления в руках государства, в организации общеэкономического толка на благо всего общества или в ориентированные на менеджмент хозяйствующие субъекты, тогда они утратят свой специфический профиль ориентированных на членов и контролируемых ими организаций и будут не в состоянии мобилизовать собственные ресурсы членов для их развития. Принятые в таком ключе законы о кооперативах с ошибочной концепцией программы кооперативного строительства не способствуют, а наоборот лишают и препятствуют развитию кооперативов.
Кооперативы утратят свою специфику, сутью которой является ориентация на членов и контроль ими созданных организаций и более или менее сблизятся с предприятиями, контролируемыми инвесторами, если они: стремятся в первую очередь к экономическому росту, увеличению своей до ли на рынке и формированию независимых от членов резервов; управляются профессиональными менеджерами, а не избранными членами органами кооператива; привлекают капитал инвесторов, а не членов пользователей ; выплачивают дивиденды на инвестированный капитал вместо того, чтобы гарантировать кооперативные выплаты в зависимости от объема участия члена в хозяйственной деятельности своего предприятия, тогда отпадает обоснование необходимости иметь особый закон о кооперативах и предусматривать специальные нор мы в налоговом, трудовом законодательстве и в законодательстве о конкуренции. В таком случае кооперативные предприятия с точки зрения законодательства должны рассматриваться как и любые иные коммерческие, контролируемые инвесторами хозяйственные организации, которые вполне могут довольствоваться общими нормами торгового права. Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом РФ и законами о производственных кооперативах. В настоящее время в России действуют два таких закона: федеральный закон о производственных кооперативах и федеральный закон о сельскохозяйственной кооперации. Последний согласно статье 14 Федерального закона о введении в действие Гражданского кодекса РФ должен был отразить особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов. Наличие двух законов естественно ставит вопрос о сфере действия каждого из них.
Законом о производственных кооперативах предусмотрено, что им регулируются отношения, возникающие при образовании, деятельности и прекращении деятельности кооперативов, осуществляющих производство, переработку, сбыт промышленной и иной продукции; торговлю, строительство, бытовое и иные виды обслуживания; добычу полезных ископаемых и других природных ресурсов; сбор и переработку вторичного сырья; проведение научно-исследовательских, проектно-конструкторских работ, а также оказывающих медицинские, правовые, маркетинговые и другие не запрещенные законом виды услуг. Таким образом, понятием "производственный" в данном случае охвачен широкий спектр видов деятельности, а не только промышленное и ремесленное производство, что характерно для понимания производственного кооператива в законодательстве многих зарубежных стран. В ряде стран и в международных кооперативных организациях сейчас также признают, что сфера деятельности производственной кооперации значительно шире ее традиционного понимания. Например, в ряде стран кооперативы создаются в социальной сфере детские сады, уход за престарелыми и т. Законом о сельскохозяйственной кооперации п. Колхоз создается гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной рыбной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности.
Граждане, создающие колхоз, добровольно объединяют имущественные паевые взносы в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества и передают их в паевой фонд кооператива для сельскохозяйственной артели характерно внесение прежде всего земельных паевых взносов. Члены сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей колхозов обязаны участвовать в их деятельности личным трудом. Коопхоз отличается от колхоза тем, что его учредителями и членами могут быть только главы крестьянских фермерских хозяйств и или граждане, ведущие личные подсобные хозяйства. Сфера их совместной, основанной на личном труде, деятельности состоит в обработке земли, производстве животноводческой продукции. Возможна и иная, связанная с производством сельскохозяйственной продукции, деятельность. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, которые остаются в собственности владении, аренде крестьянских фермерских или личных подсобных хозяйств, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.
Означает ли наличие федерального закона "О сельскохозяйственной кооперации" возможность осуществлять деятельность по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной рыбной продукции только кооперативами, созданными в форме колхозов и коопхозов? Федеральный закон "О производственных кооперативах" п. В нем говорится, что законом о сельскохозяйственной кооперации определяются особенности создания и деятельности сельскохозяйственных производственных кооперативов, то есть колхозов и коопхозов. Но это не значит, что граждане не вправе осуществлять совместную деятельность в сфере сельскохозяйственного производства в иной организационно-правовой форме, в частности в форме производственного кооператива, действующего на основе федерального закона "О производственных кооперативах". Например, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Этим видом деятельности традиционно занимались и занимаются также потребительские общества что отражено и в законе о сельскохозяйственной кооперации применительно к потребительским кооперативам, регулируемым данным законом , государственные предприятия и иные коммерческие организации.
Нет никаких оснований отрицать право кооперативов, организация и деятельность которых определяется законом о производственных кооперативах, осуществлять, например, переработку и сбыт сельскохозяйственной продукции. Закон о производственных кооперативах допускает осуществление ими производства, переработки и сбыта как промышленной так и иной продукции. Допустимо также внесение в производственный кооператив в качестве паевого взноса земельных участков в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле. Колхозы, крестьянские фермерские хозяйства, граждане, имеющие личное подсобное хозяйство, также как члены садоводческих товариществ могут не заниматься переработкой собственной продукции, а сдавать ее на договорной основе иным коммерческим организациям, в частности, кооперативам, созданным в соответствии с законом о производственных кооперативах. Не служит препятствием также указание в законе о сельскохозяйственной кооперации на обязательность участия члена кооператива в его деятельности личным трудом. Хотя закон о производственных кооперативах допускает иное кроме трудового участие граждан в их деятельности, а также возможность участия в кооперативе юридических лиц, основным остается все же личное трудовое участие.
Кооперативы, деятельность которых будет связана с сельскохозяйственным производством, могут признать личное трудовое участие их членов обязательным. Такое правило, предусматривается, например, в уставах артелей старателей. Порядок образования кооператива. Кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Под учредителями принято понимать тех лиц которые создают новую организацию, в данном случае кооператив. Учредителя нельзя заменить.
После создания кооператива все участвующие в нем лица, в том числе и учредители являются его членами. Но те первые, которые создавали кооператив навсегда останутся его учредителями, даже если впоследствии выйдут из кооператива. При создании кооператива число его членов не может быть менее пяти человек, то есть физических лиц. Если в создании кооператива принимает участие юридическое лицо, то оно может быть только шестым. Членами кооператива, образованного на основе закона о производственных кооперативах, могут быть физические лица граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства , принимающие личное трудовое и иное в частности финансовое участие в его деятельности. Уставом кооператива может быть предусмотрено участие в его деятельности и юридических лиц, которые также становятся членами кооператива и действуют через своего представителя.
Такое решение вопроса позволяет с одной стороны кооперативу привлекать инвестиции, а инвестору иметь соответствующий пай в имуществе кооператива и участвовать в распределении прибыли кооператива с учетом размера этого пая, а с другой — сохранить кооператив как сообщество прежде всего людей, а не капиталов. Все члены кооператива вправе участвовать в управлении делами кооператива юридические лица через своего представителя , обладая одним голосом при принятии решений общим собранием. Документом, оформляющим учреждение кооператива является его устав. Заключение учредительного договора не требуется. Собрание учредителей избирает председателя кооператива, его правление, формирует иные органы кооператива, утверждает подготовленный устав. Желательно иметь в уставе следующие разделы; общие положения; основные задачи и виды деятельности кооператива; права и обязанности члена кооператива; имущество кооператива; ответственность кооператива и его членов по обязательствам кооператива; управление в кооперативе общее собрание, наблюдательный совет, если он создается, исполнительные органы кооператива правление, председатель , ревизионная комиссия ревизор ; регулирование трудовых отношений в кооперативе; реорганизация и ликвидация кооператива.
При подготовке устава следует обратить особое внимание на те нормы закона о производственных кооперативах, которые отсылают решение предусмотренных в них вопросов к ведению устава. В частности, о размере паевого взноса, ответственности члена кооператива за нарушение им обязательств по внесению паевого взноса, о неделимом и иных фондах кооператива например, материальной помощи, социального развития, жилищного и др. В уставе необходимо указать на перечень внутренних нормативных актов, утверждаемых самим кооперативом, либо на то, что вопрос о принятии внутренних нормативных актов например, правил трудового распорядка решает общее собрание кооператива. Как всякое юридическое лицо кооператив подлежит государственной регистрации. К сожалению закон не определил перечень документов, представляемых для государственной регистрации, содержится только отсылка к порядку, установленному законом. Но действующее законодательство не содержит порядка регистрации производственных кооперативов.
Поэтому на местах возможен разный подход к документам, представляемым органу исполнительной власти для регистрации кооператива.
Хотели быть кооперативом, но черт возьми
Какую ответственность члены производственного кооператива несут за нарушение обязанности по передаче взносов. Трудовое участие какого характера требуется от членов объединения, в каком порядке они будут принимать это участие и какую ответственность несут за нарушение этих правил. Как формировать имущество компании. Как распределять прибыль или убытки организации и на каких условиях участников привлекают к субсидиарной ответственности. Каков состав органов управления компанией, какие вопросы они вправе разрешать и в каком порядке принимают решения. Как выплачивать стоимость пая участнику, который выбывает из состава производственного кооператива, а также как выдавать ему соответствующее имущество, если стороны договорились о выдаче в натуре. Как принимать в кооператив новых участников.
Как выходить из кооператива и на каких основаниях исключать из его состава. Есть ли у кооператива обособленные подразделения и какие. В каком порядке следует проводить реорганизацию и ликвидацию производственного кооператива ч. Производственный кооператив: кто может участвовать Членами производственного кооператива могут быть: физические лица в возрасте от 16 лет, которые сделали паевой взнос граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства ; компании, если такое участие допускает закон или устав кооператива. Если сторонняя компания принимает участие в этом объединении, она действует через своего представителя ч.
Оглавление: 1.
Понятие производственных кооперативов 2. История создания отечественных производственных кооперативов 3. Нормативное регулирование деятельности артелей 4. Нюансы создания и регистрации производственного кооператива 5. Принципы функционирования артелей 6. Функции производственной кооперации 7.
Учредительная документация артели 8. Членство в производственном кооперативе 9. Управление артелью 10. Кооперативные фонды и иные финансовые вопросы артели 11. Цены и тарифы на продукцию и услуги артелей 12. Имущество кооператива 13.
Трудовые отношения 14.
В таком случае мы передаем работу другому человеку. В обычной компании всё просто: ты не справляешься с работой — тебя увольняют.
Мы же понимаем, что есть разная работа и работать качественно вообще тяжело. Любая работа важна: если ты бариста и делаешь офигенный кофе, а еще помогаешь с закупкой и поставщиками, твоя работа не менее важна, чем операционная. Если ты не справился с какой-то работой, не значит, что тебя должны уволить.
У нас нет человека, который занимается только кофе или только документами: каждый из нас работает с продуктом, кофе и операционными задачами. От нас ушли люди, и мы стали ООО Мы быстро стали известными в кофейной среде, только за первые полгода о нас вышло 100 публикаций — писали СМИ и блогеры. Но при этом мы не зарабатывали, потому что ничего не умели и не знали.
Нас было пять человек, все были учредителями. Через год от нас ушел первый человек, через следующие полгода — еще двое. Они просто не выдержали работать и не получать каждый месяц за это деньги.
Мы остались вдвоем, а два человека юридически не могут быть производственным кооперативом. Вышедшие из кооператива участники попросили нас закрыть юрлицо, потому что не хотели нести ответственность за наши будущие ошибки. Поэтому мы перерегистрировались в ООО.
Мы решили так: как только наберется больше десяти участников, мы снова станем кооперативом. Сейчас у нас работают как раз 12 человек, и мы думаем, чтобы опять официально стать кооперативом. В мае этого года «Кооперативу Черный» исполнилось шесть лет.
Это команда, которая работает сейчас Мы начинали с 500 000 рублей, а через три года продали паи на семь миллионов Когда мы начинали в 2013 году, у нас было 500 000 рублей, большую часть денег заняли у знакомых. Вообще мы хотели занять четыре миллиона, но нам столько не дали.
А вот к нотариусу водить сотрудников пайщиков , вопреки расхожему мнению, не нужно. Изменения вносит председатель. Любой член кооператива может выйти из его состава и забрать пропорциональную часть общего имущества. Учитывая это, встает закономерный вопрос — какова судьба денежных средств, перечисленных основными компаниями бизнеса в кооператив? На этот случай есть такой инструмент, как неделимый фонд. Создание неделимого фонда в производственном кооперативе практически не урегулировано законодателем.
Все вопросы, связанные с его формированием, размером, перечнем входящего имущества, относятся к исключительной компетенции общего собрания. По общему правилу решение о создании и составе неделимого фонда принимается всеми членами кооператива единогласно в уставе можно предусмотреть иное. При этом перечень активов, которые могут составлять неделимый фонд, ничем не установлен. Это могут быть деньги, здания, сооружения, основные средства производства, оборудование, транспорт, доли в компаниях и т. Основное преимущество неделимого фонда — пайщики не могут претендовать на него при выходе из кооператива. Неделимый фонд кооператива может быть распределен между членами кооператива только в случае ликвидации. В целом, мы против массового использования этой конструкции и видим перспективы только в случае точечного применения. К примеру, особенность конкретного бизнеса — необходимо организовать строительный процесс на отдаленных территориях.
Инженерам нужно искать сотрудников для временной работы. У бухгалтеров возникает дополнительная головная боль в части регистрации обособленных рабочих мест и отчетов в разных территориальных фондах.
Плюсы и минусы организационно правовых форм
- 3. О паевом фонде и паевых взносах Производственного кооператива
- Для чего нужны производственные кооперативы, плюсы и минусы, ГК РФ, что это такое
- «Без трудового договора и социальных взносов». Мифы производственного кооператива
- Производственный кооператив плюсы и минусы
Производственный кооператив. Плюсы и минусы. Примеры из практики
Производственные кооперативы имеют свои преимущества и недостатки, которые следует учитывать при рассмотрении этой формы организации бизнеса․. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не. Девятое отличие–член Производственного кооператива может выйти из кооператива по своему усмотрению.
Виртуальный хостинг
- 2.31. Производственные кооперативы
- Хотели быть кооперативом, но черт возьми
- Производственный кооператив, формы, виды и черты производственного кооператива.
- 2. Разновидности кооперативов
- 3. О паевом фонде и паевых взносах Производственного кооператива
- Виды кооперативов и особенности регистрации
Производственный кооператив для защиты активов бизнеса. Неделимый фонд
возник вопрос: "Смысл применения производственного кооператива есть ли у предприятия торговли? В кооперативе основным является личное трудовое участие членов в работе производственного кооператива, в то время как в ООО это вовсе не подразумевается. Преимущества и недостатки производственного кооператива: Преимущества производственного кооператива состоят в том, что прибыль кооператива распределяется между его членами не пропорционально их паям, а в соответствии с их трудовым вкладом. В кооперативе основным является личное трудовое участие членов в работе производственного кооператива, в то время как в ООО это вовсе не подразумевается. Одним из преимуществ производственного кооператива является возможность оптимизации деятельности и использования ресурсов. Есть преимущества производственных кооперативов как форм малого предпринимательства.
Сравнение ООО и производственного кооператива
Преимущества и недостатки Производственный кооператив отличается следующими преимуществами: Распределение прибыли между участниками в зависимости от их вклада в объединение. Недостатки, преимущества производственных кооперативов в 2024 году относительны. Недостатки производственного кооператива заключаются в том, что число членов в кооперативе должно быть не менее 5 человек, а это существенно ограничивает возможности их создания. В производственном кооперативе, созданном по Федеральному закону 41-ФЗ, Трудовой Кодекс не применяется для членов производственного кооператива (ПрК), если вы его сами в ПрК «за уши не затащите». Преимущество для участников потребительских кооперативов в том, что они не несут субсидиарной ответственности своим имуществом по обязательствам организации. В кооперативе основным является личное трудовое участие членов в работе производственного кооператива, в то время как в ООО это вовсе не подразумевается.
Производственный кооператив: плюсы и минусы рискованного предпринимательства
Что представляет собой производственный кооператив | Производственный кооператив может стать надежным «Хранителем активов», при соблюдении некоторых условий. |
Производственная кооперация: преимущества и риски — в обзоре юриста | Преимущества и недостатки производственного кооператива как организационно-правовой формы коллективного участия лиц в гражданском обороте. |
Виды кооперативов и особенности регистрации | Риски при создании производственного кооператива Несмотря на ряд преимуществ, создание производственного кооператива сопряжено и с определенными рисками, о которых важно помнить. |
Отличие ООО от производственного кооператива. ⋆ Юрком-Консалтинг | Что такое производственная кооперация, существует ли она в России, и с какими проблемами сталкиваются участники производственной кооперации, когда решаются ее создать? |
Основные виды кооперативов, их различия и регистрация в 2024 году
Недостатки, преимущества производственных кооперативов в 2024 году относительны. Есть преимущества производственных кооперативов как форм малого предпринимательства. Производственный кооператив как одна из форм некоммерческих организаций, имеет несколько несомненных преимуществ и несколько значительных недостатков. Производственный кооператив, или артель, — это форма организации бизнеса, когда люди или компании объединяются для совместной работы. Преимущества и недостатки потребительского кооператива. Среди преимуществ кооперативов стоит выделить такие.