Началась Масленица! Впереди неделя веселья, жирной вкусной еды и походов в гости! Масленицу не назвали бы веселой и широкой, если бы не бросался в глаза ее праздничный дух. Это была едва ли не единственная неделя в году, когда крестьяне веселились, наряжались, ходили в гости и принимали их сами, гуляли напоказ, как на свадьбе. Масленица — один из самых любимых праздников в России. В этой статье вы узнаете, когда празднуют масленицу, какие существуют традиции и обычаи, а также мы поделимся классным рецептом блинного торта.
7 интересных фактов о Масленице: с 08 марта началась масленая неделя (18+)
Почему Масленица длится одну неделю? Дни Масленичной недели: названия и значения. Саму Масленичную неделю условно разделяют на два периода. Откуда берет начало празднование Масленицы. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. Откуда берет начало празднование Масленицы. Узнать историю праздника Масленица, кто, как и когда празднует Масленицу, масленичные традиции и обряды. Начиная с понедельника и до среды (13 марта) пройдёт так называемая Узкая Масленица, когда отмечания не носят крупный характер, а уже после, с четверга по воскресенье, будут праздновать Широкую Масленицу.
Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Масленица стала приходиться на последнюю неделю перед Великим постом. статьи, новости, фоторерортажи, события, публикации. После принятия христианства Масленица стала приходиться на неделю перед Великим постом, которую еще называют мясопустом. Кто же такие комы, и почему первый блин предназначался именно им, расскажет сценарий классного часа «Масленица». В настоящее время в каждой стране праздник Масленицы называется и отмечается по-разному. Масленичная неделя. Каждый день масленичной недели имеет свое название и уникальный смысл, связанный с темой рода, а точнее его продолжения — сваты, смотрины, присмотр невест, знакомство с родней. Также называемый. Неделя сливочного масла, Неделя Блинчиков, Сырная Неделя, Сыропуст, Колодия, Масница.
Близкие понятия
- Традиции празднования русской Масленицы
- ТАКЖЕ ПО ТЕМЕ
- Масленица, какой вы ее не знали
- Что такое Масленица и чей это всё же праздник — языческий или христианский. Простыми словами
Как проходила масленичная неделя?
- Встречаем Масленицу с Дядей Ваней
- Масленичная неделя в 2024 году
- Происхождение слова Масленица (Наталья Бобыкина) / Проза.ру
- Что такое Масленица
- Языческая Масленица-Комоедица: как праздновали равноденствие наши предки »
История масленицы
Подавали их со всевозможными начинками: рыбой, капустой, медом, ну и, конечно, с маслом и сметаной. Выпекание блинов стало своего рода ритуалом привлечения солнца, благоденствия, достатка, благополучия. Чем больше будет приготовлено и съедено блинов, тем быстрее начнется весна, тем лучше будет урожай. Кроме выпекания блинов были и другие масленичные обряды, связанные с поклонением солнцу. Так, например, производились различные ритуальные действия, основанные на магии круга, ведь солнце — круглое. Молодежь, да и взрослые тоже, запрягали лошадей, готовили сани и по несколько раз объезжали село по кругу. Кроме этого, украшали деревянное колесо яркими лентами и ходили с ним по улице, закрепив на шесте. Во время всеобщих гуляний обязательно водили хороводы, которые тоже являлись ритуалом, связанным с кругом, то есть с солнцем. Символизировал солнце и огонь: парни зажигали деревянные колеса и скатывали с пригорка.
Кто смог прокатить свое колесо без единого его падения, того ожидали в текущем году счастье, удача и достаток. Самыми популярными развлечениями, которые раньше устраивали в селах во время Масленицы, были кулачные бои, катания на санях, лазанье на столб за призом, поедание на время блинов, и, конечно, хороводы, песни и танцы. Еще одним непременным участником масленичных гуляний был медведь. Люди надевали на одного из мужчин медвежью шкуру, после чего ряженый пускался в пляс вместе со своими односельчанами. Позднее в городах показывали на площади и живого медведя. Медведь стал одним из символов Масленицы и наступления весны, ведь зимой медведь спит в берлоге, а весной — просыпается. Проснулся медведь — значит, весна пришла. Ну и, конечно, символом праздника является чучело Масленицы, сделанное из соломы и обряженное в яркую одежду.
Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. На Масленицу всегда принято было как можно больше есть и веселиться. Наши предки считали, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно. Кстати, в языческие времена на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия, то есть Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали — значит, наступил новый год. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому не скупились в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. Масленичная неделя Масленица празднуется семь дней, с понедельника по воскресенье.
Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня, с четверга по воскресенье. В первые три дня хозяйкам можно было заниматься домашними делами, делать уборку. С четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины. Каждый день масленичной недели имеет свое название и наполнен уникальным смыслом. Итак, дни масленичной недели: Понедельник — «Встреча».
Первый день масленичной недели называется «Встреча» — это встреча Масленицы. В этот день начинают печь блины. Первый блин по традиции отдавали нищим, бедным и нуждающимся людям, чтобы те помолились за души усопших родственников, или же блин оставляли на пороге в дань уважения к своим предкам. В понедельник занимались организационными вопросами, касающимися гуляний. В этот день завершались работы по подготовке к празднику: достраивались снежные горки, балаганы, качели, лотки для торговли. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости и угощались блинами, радуясь началу масленичной недели. И именно в этот день делали чучело Масленицы из соломы и других подручных материалов, наряжали в старую одежду, разные лохмотья, заодно избавляясь от старья. Затем чучело насаживали на кол и возили в санях по улицам, и, наконец, выставляли на всеобщее обозрение на главной улице или площади деревни до воскресенья.
Вторник — «Заигрыши».
Мы попросили пастырей высказать свое мнение по поводу масленицы, ответить на вопрос: как нужно относится к этому парадоксу, к этой антиномии праздника и предначинания постнического делания? Как христианину правильно провести эти дни? А то, что люди в эти дни встречаются, устраивают застолья — не вижу в этом особой беды и греха. Застолье, блины — это ведь тоже неспроста! Смысл масленицы, конечно, не в разгульных гуляниях и бесчинствах. Это — очевидно, и для христианина не требует ни объяснений, ни скучных обличений.
Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному воскресенью и Великому посту, успели съездить и сходить к своим близким и дальним знакомым и родным, попросить друг у друга прощения. А примирившись, испросив прощения, как не сесть за пир? Ведь совсем недавно все слышали в храме евангельское чтение о Закхее, который, покаявшись, от всей души устроил угощение для Спасителя и для своих друзей. Или притчу о блудном сыне, о счастье примирения и прощения: «… приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! И начали веселиться» Лк. Только вместо теленка у нас на мясопустной неделе — блины. Все это настолько живо, понятно всякому человеку, настолько естественно, что, честно говоря, всегда немного удивляет излишнее морализирование по поводу масленицы в наши дни.
Уверен, что для большинства православных христиан вся эта предстоящая неделя, которая будет включать в себя и службы по великопостному чину в среду и в пятницу, и дружеское общение, и прощение обид, и гостеприимные застолья, — все явит особый, неповторимый и радостный праздник предвкушения, подготовки к Великому посту. Иеромонах Макарий Маркиш Иваново-Вознесенская епархия; преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии : — Надо на масленицу посмотреть в более широкой перспективе — и тогда все встает на свои места. Да, разумеется, колоссальное количество всяких злоупотреблений, глупостей, прямого безумия, нечестия и безверия… Но разве это специфические черты масленицы? Нет, это просто свойства нынешней околоцерковной, псевдоцерковной, суеверной и бессмысленной жизни впрочем, отнюдь не только нынешней! Свойства очень скверные. Но ветерок оптимизма несет надежду: чем чаще люди слышат о масленице и связанных с нею предметах, тем в большем числе и с большей вероятностью обратят они внимание и на дальнейшее. Обратив же внимание — задумаются.
Задумавшись — поймут или почувствуют нечто. И приступят к делу… Иеромонах Симеон Томачинский насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря : — К сожалению, при всем обилии гражданских и церковных «красных дней календаря» мы часто не умеем ни праздновать, ни веселиться. Это целое искусство, которому стоило бы поучиться. Но, к примеру, человек, который не соблюдает поста, никогда не поймет и не оценит таких событий, как заговенье и разговенье, — не только в гастрономическом смысле, а вообще как состояние души. Ведь именно пост придает связанным с ним праздникам особую цену и неповторимый аромат… Один известный московский священник как-то сказал, что на масленицу надо съесть столько блинов, чтобы потом уже сам вид блина вызывал отвращение. Это, наверное, что-то вроде «умерщвления плоти», о котором много написано в аскетической литературе. Но ведь это и хороший повод навестить родственников или друзей, с которыми в суете обычной жизни не удается спокойно посидеть-поговорить.
Это и последняя разминка перед великопостным марафоном. Возможность собраться с мыслями, с силами, с духом. Однако на самом деле здорово, что «не всё коту масленица». Потому что «время всякой вещи под солнцем… время плакать и время смеяться; время сетовать и время плясать» Еккл. Протоиерей Димитрий Моисеев кандидат богословия, преподаватель Калужской духовной семинарии : — На самом деле это не парадокс. Дело в том, что для христианина богослужебная жизнь — это основной элемент подготовки к Великому посту. Соответственно, православный христианин, конечно, должен посещать в эти дни богослужения.
Тем более, что они носят особый характер. В то же время, перед Великим постом христианину дается послабление, что касается пищи, то есть утешение на трапезе. При этом масленица — не повод объесться до предела, так, чтобы до Пасхи потом не хотелось. Так все равно не получится. Устав трапезы на масленицу — это утешение для тех, кто молится, посещает богослужения и серьезно готовится к Великому посту. Сжигание чучела масленицы, залезание на столб — это чисто языческие пережитки. На эти народные гулянья лучше не ходить православному человеку.
Они к христианству никакого отношения не имеют. Другой вопрос, что далеко не каждый способен сразу взять и перейти полностью на христианский образ жизни. И если такой человек собирается Великим постом попоститься, то есть серьезнее обратить внимание на свою душу, то, конечно, можно проявить к нему снисхождение и не ругать за то, что он масленицу празднует.
Главное блюдо масленицы — блины. Для славян блин был символом весеннего солнца — круглый, золотистый, румяный и горячий. И на праздник весеннего равноденствия пекли блины именно в честь дарящего свет, тепло и жизнь бога Ярило.
Фото Сиб. При этом у каждого дня Масленичной недели есть свое значение, и праздничная неделя делится на два периода - Узкая Масленица с понедельника по среду и Широкая с четверга по воскресенье. Понедельник — встреча. В этом году выпадает на 20 февраля. В первый день Узкой Масленицы сваты ходили в гости друг к другу на блины. Также в понедельник было принято строить снежные городки, горки для народных гуляний на праздник.
Вторник — заигрыши. Выпадает на 21 февраля. Парни и девушки вместе катались с горок, ходили в гости на блины.
Их пекли практически каждый день Масленицы. Такое блюдо имеет глубокое сакральное значение. Продукты, из которых готовили тесто молоко, мука, вода символизируют жизнь, плодородие. Круглые, румяные, горячие, — блины являются символом солнца, свет которого дает жизнь, а значит, обновления и плодородия. Такое блюдо ели горячим, что намекало на радости земной жизни.
Некоторые ученые утверждают, что блины — это традиционное славянское поминальное блюдо. Их подавали на трапезах, раздавали нищим, чтобы те помянули усопших. Именно блины славяне использовали в качестве ритуальной пищи, задабривая духов, которые, по преданиям, жили в кронах деревьев. Их воплощением считались птицы — пернатым отдавали первый испеченный самый вкусный блин. В этом был и практический смысл: так славяне подкармливали птиц, вернувшихся из теплых краев. Сегодня сакральный смысл этого блюда известен не многим, но популярности блины не утратили. Однако в современном ритме жизни у хозяек не всегда есть возможность потратить время на приготовление такого лакомства. Чтобы соблюсти традиции, но не возиться с тестом, стоит попробовать блины «Сытый папа» или блинчики «С пылу с жару».
Специально к Масленице в линейке «С пылу с жару» есть вкуснейшие блинчики : в них можно завернуть любую начинку — от сгущенки с орешками до грибов или сливочного сыра. Календарь Масленицы Сегодня этот праздник длится не один день, а целую неделю, заканчиваясь Прощеным воскресеньем. Подготовка к нему начиналась заранее: хозяева тщательно убирали в доме, выбрасывали или сжигали сор, ненужные вещи. В народном календаре каждый день Масленицы имеет свое название, приметы и традиции. Сегодня их соблюдают не все, многие обычаи отошли в прошлое. Описание дней Масленицы Понедельник называется встречей. В этот день народ «встречается» с чучелом Масленицы. В древние времена его возили на санях, а затем устанавливали на горе или холме.
Это веселый день, наполненный песнями, смехом и катаниями с горки. Вторник называется заигрышем. Именно с этого дня начинаются различные гуляния, развлечения: катание на санках или ледянках, представления, концерты ряженых, скоморошьи представления. Обязательный их участник — Петрушка. Среда называется переломом или лакомкой. В этот день хозяйки готовят блины с самыми различными начинками, другие праздничные блюда. В торговых рядах появлялись палатки, где можно было купить чай или пряники, орехи. Четверг называют широким, разгулом.
Это самый разгар гуляний и веселья. Молодежь развлекалась различными играми, а мужчины принимали участие в кулачных боях. Пятница — это тещин вечерок, день, когда молодожены наносили визиты гостям, присутствовавшим на их свадьбе.
Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Смысл и традиции Масленицы | Масленица 2021: традиции и обряды празднования. В 2021 году праздновать Масленицу начнут в понедельник 8 марта, а закончат в воскресенье 14 марта. |
Масленичная неделя 2024 по дням: когда начинается, какие есть традиции, как называется | Друзья, а вы знаете, почему Масленица так называется? |
Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Масленица: разбираемся откуда пришла, почему первый блин комом и зачем она так нужна коту?
- Масленица: как языческий праздник прижился в христианстве? — (не)Культурные заметки на
- Публикация «Что рассказать детям о Масленице» размещена в разделах
- Масленица началась: откуда появилась традиция есть блины всю неделю?
- Масленица: языческий или православный праздник?
Масленица в вопросах и ответах: откуда появился праздник и как его отмечать?
Традиции Масленичной недели 1. Понедельник: встреча. В первый день или даже накануне заканчивали строить снежные крепости и горы, сбивать качели и балаганы, а также делать чучело уходящей Зимы. Его возили по улицам, встречая Масленицу.
Тем временем свекор и свекровь по традиции отправляли невестку к ее родителям, а вечером приходили туда, чтобы обсудить будущие празднества. Во время встречи решали, где и когда состоятся гулянья, кого на них пригласят. Блины уже начинали печь, при этом самый первый отдавали бедным.
Вторник: заигрыши. Во второй день праздничной недели традиционно устраивали смотрины, на которых женихи выбирали невест и сватались к ним. Если семьи договаривались о браке, то свадьбу играли сразу после Пасхи.
Среда: лакомка. В этот день столы ломились от угощений. По традиции, зять ходил в гости к теще на блины, которые она приготовила.
При этом у каждой семьи рецепт блинов был свой — он передавался исключительно по женской линии. Для приготовления этого блюда использовали разные виды муки, от пшеничной до кукурузной, а в тесто могли добавлять все что угодно, даже картофель или манную крупу. Четверг: разгул.
Когда начиналась широкая Масленица, люди прекращали все хозяйственные работы и приступали к настоящим торжествам. Они гуляли, водили хороводы, пели колядки, катались на санях, устраивали битвы на кулаках, играли в снежки, а также жгли костры и прыгали через них. При этом главным развлечением первого дня широкой Масленицы считали штурм и захват снежных крепостей.
Пятница: тещины вечерки. Второй день широкой Масленицы проводили с семьей.
На худых, заморенных кляченках делают десятки верст, чтобы попасть на, так называемые, «съездки», т. До какой степени бывают велики эти «съездки», можно судить по тому, что, например, в селе Куденском Вологодского и уезда лошадей на кругу бывает от 600 до 800. Еще с утра из всех окрестных деревень съезжается сюда молодежь и останавливается или у родных, или в тех домах, где есть «игровые» или знакомые девушки.
А часам к трем пополудни начинается катанье. Катают, как водится, всего охотнее молодых девушек, причем девушки, если их катает кучер из чужой деревни, должны напоить его допьяна и угощать гостинцами. Много катаются и бабы причем, из суетного желания похвастать, подвертывают сзади шубы, чтобы показать дорогой мех, и никогда не надевают перчаток, чтобы все видели, сколько у них колец. Но всех больше катаются «новожены», т. Есть предположение, что масленица в отдаленной древности была праздником, специально устраиваемым только для молодых супругов: для них пеклись блины и оладьи, для них заготовлялось пиво и вино, для них закупались сласти.
И только впоследствии этот праздник молодых стал общим праздником. Не беремся судить, насколько это предположение справедливо и как велика его научная ценность, но, несомненно, что нечто подобное в старину было. По крайней мере, на эту мысль наводит существование множества масленичных обрядов и обычаев, в которых центральное место предоставляется «новоженам». Сюда, например, относятся так называемые «столбы». Обычай этот принадлежит, несомненно, к числу древнейших, так как, по своей ребяческой наивности и простоте, он ярко напоминает ту далекую эпоху, когда весь уклад деревенской жизни не выходил за пределы патриархальных отношений.
Состоит этот обычай в том, что молодые, нарядившись в свои лучшие костюмы обыкновенно в те самые, в которых венчались , встают рядами «столбами» по обеим сторонам деревенской улицы и всенародно показывают, как они любят друг друга. Или: — А нуте-ка, покажите, как вы любитесь? Справедливость требует, однако, заметить, что праздничное настроение подвыпивших зрителей создает иногда для «новоженей» и в особенности для молодой чрезвычайно затруднительное положение: иной подкутивший гуляка отпустит столь полновесную шутку, что молодая зардеет, как маков цвет. Но неловкость положения быстро тонет в общем праздничном веселье, тем более, что и самые «столбы» продолжаются недолго: час, другой постоят и едут кататься или делать визиты, которые точно так же входят в число ритуальных обязанностей молодых. В некоторых местностях например, в Вологодской губернии визиты начинаются еще в мясное последнее перед масленицей воскресенье.
В этот день тесть едет звать зятя «доедать барана». Но чаще первый визит делают молодые. Обыкновенно в среду, на масленой, молодой с женой едет в деревню к тестю «с позывом» на праздник и, после обычных угощений, возвращается уже вместе с тестем и тещей. Случается и так, что масленичные визиты молодых носят общесемейный характер: молодые с родителями жениха отправляются в дом родителей невесты и начинается угощение сватов. Молодые при этом играют роль почетных гостей: их первых сажают за стол и с них начинают обносить яствами.
Пиршество обыкновенно длится чрезвычайно долго, так как масленица — праздник еды по преимуществу, и обилие блюд считается лучшим доказательством гостеприимства. После бесконечного обеда молодые обыкновенно катаются на санях вместе с бывшими подругами невесты, а сваты в это время начинают уже свою попойку, которая заканчивается только к ночи с тем, чтобы на другой день начаться снова уже в доме родителей жениха. Кроме молодых, масленичные визиты считаются обязательными и для кумовьев. Родители новорожденных детей ходят к кумовьям «с отвязьем», т. В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка.
Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т. Уже самое название этого выкупа — «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т. В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого, идут конечно не «на меч», а на водку которая распивается всем миром и на чай-сахар для баб. По свидетельству нашего корреспондента, эта своеобразная подать взыскивается или в день свадьбы, или в мясное последнее перед масленицей воскресение и притом взыскивается по всей строгости обычаев: ни просьбами, ни хитростью молодому от выкупа не отвертеться.
Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу.
Соколовой "Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов" М. Подобный взгляд на Масленицу никак не обосновывается, а напротив, выступает в качестве аксиомы. Неудивительно, что при таком подходе самым важным элементом Масленицы автору кажется именно соломенное чучело, якобы замещающее древнее божество. Но видеть в Масленице языческий праздник мешают две веские причины: 1. В исторических источниках отсутствуют всякие упоминания о таком языческом празднике. Церковь не проявляла в связи с Масленицей никакого беспокойства. Возникает вопрос: а существовал ли такой праздник в русском средневековье, не говоря уж о временах дохристианской Руси? Похоже, что нет.
Характерно, что в научных трудах этот вопрос обычно обходится вниманием. Древность праздника не обосновывается, а постулируется, и далее авторы сразу же сосредотачиваются на материалах XIX—XX вв. Скорее всего, Масленица появилась у русских под влиянием западного карнавала. Известно, что ещё при царе Алексее Михайловиче цар. При его сыне — Петре I — курс на внедрения западных новшеств в российскую жизнь был продолжен. Отразилось это и на масленичных гуляниях, которые в Петербурге волею первого русского императора стали превращаться в маскарады. Народное гуляние во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге, 1869 В 1722 г. На Масленой неделе Москва увидела невиданную процессию из разнообразных морских судов, водружённых на сани, запряжённые помимо лошадей и другими животными, например свиньями или медведями. Завершилось это грандиозное празднество через несколько дней, в воскресенье, пиршеством и фейерверком. Почему это важно?
Да потому, что позднее этнографы, описывая Масленицу на русском севере и в Сибири, не раз упоминали нечто весьма похожее — в частности, как на Масленой неделе возят либо настоящие суда где лодку, а где и целый корабль , либо некоторые конструкции, которые называются кораблями. То же самое было и во Владимире в первой половине XIX в. Удивительно, но, даже зная об этих аналогиях, та же Соколова не обсуждала возможность выведения Масленицы из карнавала, предпочитая увидеть в лодке отражение древней погребальной ладьи! А между тем мысли о тесном родстве Масленицы и карнавала высказывались ещё в XIX в.
К этому периоду в крестьянских хозяйствах завершалось ткачество льна и конопли.
Можно было передохнуть несколько дней до нового этапа сельскохозяйственных работ. За месяц до масленицы приходился и массовый приплод скота. Молодняку давали возможность в течение месяца пить материнское молоко, а потом переводили на травяную пищу. Поэтому в феврале-марте у людей появлялась возможность принимать в пищу творог, сметану и масло. В связи с этим во многих странах масляную неделю называют белой у сербов и белорусов — била недиля , и она была праздником молочной пищи.
У монгол цаган идээ и у бурят сагаан эдеэн празднование «белой недели» длилось целый месяц. Масленица - белый сыр, Ой, ой люли - белый сыр, Что ж ты нам принесла? Ой, ой люли, ой люли, И соху, и борону, Ой, ой люли, ой люли, Хлеба горбушку и воды кружку, Ой, ой люли, ой люли, нам принесла" Такую песню поют в Иркутской области на масленицу. Весь ритуал масленицы сочетал в себе несколько общераспространённых обрядов: 1. В Русском народном календаре сегодня 22 марта числится днём поминовения усопших, когда народ посещал могилы или дома, во время первой трапезы, поминал «родителей».
Тульцевой в «Рязанском месяцеслове» описан обычай начинать Масленицу в Рязанской области с особого дня поминовения умерших. Этот день приходился на субботу перед масляной неделей и назывался «масляный помин», «поминальная распускная», «суббота распускная». В субботу накануне Масляницы по старинным поверьям души усопших получают возможность две недели посещать землю и своих родственников. Для них на ночь оставляют на столе кушанья, а также проводят обряд общей трапезы на могилах.
Почему масленица называется масленицей
Масленичная неделя в нынешнем году проходит с 11 по 17 марта. языческий праздник, как она называлась у славян и каким богам была посвящена - рассказываем в этом материале. 9. У Масленицы есть ещё одно название: «Бабья неделя». В Масленичную неделю женщинам не разрешалось шить и прясть.
Масленица - языческий праздник?
Сжигание чучела Масленицы Аполлинарий Васнецов «Русские поселяне, встречая во время Масленицы весеннее солнце, возят сани, посредине которых утвержден столб, а на столбе надето вертящееся колесо. В Сибири сажают на это колесо парня, наряженного в женское платье и кокошник, что согласно с нашими народными преданиями олицетворяет солнце в женском образе», — писал фольклорист Александр Афанасьев в книге «Поэтические воззрения славян на природу» 1865—1869. Дождь Масленица Петр Грузинский В образе солнца славяне чествовали стихию огня, но не менее важна была живительная влага — весенние дожди и грозы, которые также стремились вызвать особыми ритуалами. В древнем сознании небеса представлялись океаном, а тучи — кораблями. Афанасьев приводит сведения, как во время Масленицы имитировали корабли санями. Перелом получил отражение в ритуальных поединках, имевших состязательный характер.
К ним относятся русские кулачные бои стенка на стенку, масленичная игра в мяч, взятие снежного городка. Символических значений у этого акта могло быть несколько: чучело либо олицетворяло «умирающий» старый год, либо символизировало смерть, а его сожжение означало торжество жизни. Филолог Владимир Пропп подчеркивал: чучело не просто сжигали.
Много есть примет и на замужество. Если первый блин незамужней девушки получился ровным и золотым, то это к скорому замужеству, а если прилип к сковороде — замужества не видать. Считалось, что сколько в блине дырочек получилось, столько и детей будет. А если в Масленицу девушка встретится с выпившим мужчиной, значит скоро ее ждет долгий и счастливый брак.
Предки считали, что холодная и ненастная погода перед началом Масленицы — к хорошему урожаю и благополучию. Если в канун масленичной недели ударил мороз — лето будет теплым, но не жарким, а если на крышах на Масленицу будет много сосулек, то предстоящий год будет урожайным и успешным для новых начинаний. Фото: Олег Кузьмин Почему «первый блин комом»? Сейчас выражение используется для того, чтобы приободрить человека, у которого что-то не получилось с первого раза. Но почему только первый блин комом? А второй обязательно получится? Дело тут не в кулинарных умениях наших предков, а в изменении слов и их значений.
Всего мы расскажем о двух версиях. По первой версии, происхождение этого фразеологизма связано языческим праздником Комоедица, который праздновали в день весеннего равноденствия. По традиции в это время просыпался от зимней спячки медведь, которого считали символом богатства и плодородия. Славяне знали, что первый блин нужно отдавать «комам», то есть медведям. На Комоедицу варили овсяный кисель, пекли пироги и блины, прыгали через костер, сжигали чучело богини зимы и, чтобы разбудить медведя, водили хороводы вокруг ряженого, укрывшегося валежником. Не напоминает нашу Масленицу? По второй версии, комами называли предков, вот и получается, что первый блин отдавали им: раскладывали на окно в кровле дома или относили на могилу.
Потом блины отдавали нуждающимся. Если верить этой версии, то полностью поговорка звучала так: «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Совет: если у вас действительно первый блин взялся комом, возможно, у вас слишком жидкое тесто, а может, сковорода недостаточно разогрета или не смазана маслом. Зачем коту Масленица? Почему коты любят Масленицу? Полная версия пословицы: «Не все коту Масленица, будет и Великий пост», так написано в книге В. Масленица, как мы уже говорили, наступает перед Великим постом, значит до строгой диеты можно отъедаться и отдыхать.
Смысл пословицы в том, что после веселья наступают ограничения.
Тоски обнаружил, что на диалекте Пьемонта в Италии слово maska означает «ведьма». Значит, маскарад — это сборище покойников, а может и ведьм, которые приходят голодными из нижнего мира, собирают дань с каждого двора в виде продуктов, и им нельзя отказывать, иначе они могут навлечь проклятия на дом и их хозяев. Поэтому покойников ряженых и нищих, которых причисляли к покойникам ласково встречали, задабривали вкусной едой, а потом провожали обратно в их мир. Слово «масленица» могло произойти от латинского неклассического mascus, masca - «призрак», или арабского maskharah ;- «шут», «человек на маскараде». Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю от древнеримских сатурналий, во время которых рабы сидели за одним столом со своими хозяевами.
И чтобы избежать дискомфорта при общении, люди носили маски. Первые маски из золота и драгоценных камней были выполнены в древнем Египте и использовались только в похоронных ритуалах. Известны так называемые «фаюмские портреты». Это целый арсенал погребальных портретов, созданных в I-IV веках н. Название «фаюмские портреты» они получили от городка Фаюм в Среднем Египте, неподалеку от которого были найдены первые экземпляры портретов. На холсте или дощечке с помощью воска и красок в технике «энкаустика» греки рисовали портреты умерших людей с широко открытыми глазами. Эти портреты накладывались покойному на лицо, а тело мумифицировалось и обматывалось саваном мумифицирование греки переняли тоже.
В традициях масленицы во многих странах Европы и в России было принято накрывать лицо ряженых белой тряпкой, посыпать его мукой или золой. Возможно, что такой обычай связан с тем, что ряженые изображали гостей, приходящих из иного мира, духов предков, то есть покойников. На протяжении многих веков Масленица-Комоедица считалась большим весенним праздником, в который включались народные гулянья: игры, катание на санях с гор, быстрая езда на запряжённых лошадях, сожжение соломенного чучела, ряжение; а также чрезмерное пиршество с печением жертвенных хлебов блинов и изготовлением других ритуальных блюд.
Но вот происхождение самого слова «Масленица» до сих пор остаётся загадкой. Итальянский этнограф Паоло Тоски считает, что «маска» италь. В эти дни, когда преломлялось время, появлялись существа из загробного мира, то есть демоны, «маски». У нас это души умерших предков. Тоски обнаружил, что на диалекте Пьемонта в Италии слово maska означает «ведьма». Значит, маскарад — это сборище покойников, а может и ведьм, которые приходят голодными из нижнего мира, собирают дань с каждого двора в виде продуктов, и им нельзя отказывать, иначе они могут навлечь проклятия на дом и их хозяев.
Поэтому покойников ряженых и нищих, которых причисляли к покойникам ласково встречали, задабривали вкусной едой, а потом провожали обратно в их мир. Слово «масленица» могло произойти от латинского неклассического mascus, masca - «призрак», или арабского maskharah ;- «шут», «человек на маскараде». Тысячелетний венецианский карнавал ведет свою историю от древнеримских сатурналий, во время которых рабы сидели за одним столом со своими хозяевами. И чтобы избежать дискомфорта при общении, люди носили маски. Первые маски из золота и драгоценных камней были выполнены в древнем Египте и использовались только в похоронных ритуалах. Известны так называемые «фаюмские портреты». Это целый арсенал погребальных портретов, созданных в I-IV веках н. Название «фаюмские портреты» они получили от городка Фаюм в Среднем Египте, неподалеку от которого были найдены первые экземпляры портретов. На холсте или дощечке с помощью воска и красок в технике «энкаустика» греки рисовали портреты умерших людей с широко открытыми глазами.
Была ли Масленица древним славянским праздником? Мифы и факты
Родители новорожденных детей ходят к кумовьям «с отвязьем», т. В свою очередь, кум и кума отдают визит крестнику, причем оделяют его подарками: кроме «прощенника», кум приносит чашку с ложкой, а кума ситцу на рубашку, более же богатые кумовья дарят свинью, овцу, жеребенка. Кроме «столбов» и обязательных визитов, в некоторых отдаленных углах северных губерний уцелели еще остатки весьма своеобразного масленичного обычая, в котором также фигурируют молодые и происхождение которого восходит ко временам очень отдаленной старины. Так, в Вологодской губернии крестьяне собирают с молодых дань «на меч», т. Уже самое название этого выкупа — «на меч» показывает, что обычай возник еще в ту эпоху, когда и мирный земледелец нуждался в оружии, чтобы защищать свой очаг и свое достояние, т.
В нынешнее время, когда в оружии уже нет надобности, деньги, полученные с молодого, идут конечно не «на меч», а на водку которая распивается всем миром и на чай-сахар для баб. По свидетельству нашего корреспондента, эта своеобразная подать взыскивается или в день свадьбы, или в мясное последнее перед масленицей воскресение и притом взыскивается по всей строгости обычаев: ни просьбами, ни хитростью молодому от выкупа не отвертеться. Не менее оригинальный обычай сохранился и в Вятской губернии. Известен он под именем «целовника» и состоит в том, что в субботу, на масленице, подгулявшая деревенская молодежь ездит целовать молодушек, которые живут замужем первую масленицу.
По установившемуся ритуалу, молодая подносит каждому из гостей ковш пива, а тот, выпив, трижды целуется с ней. В старину одним из наиболее популярных масленичных развлечений были кулачные бои: крестьяне и горожане одинаково любили поразмять косточки в драке, и побоища сплошь и рядом принимали грандиозный характер, заканчиваясь иногда более или менее тяжелыми увечьями. Но в наше время забава эта взята под опеку полиции и заметно выводится из употребления. Однако, и теперь во Владимирской губернии и в медвежьих углах далекого севера, а также кое-где в Сибири уцелели любители кулачных развлечений.
Так например, наш вытегорский корреспондент Олонецкая губерния сообщает, что в некоторых волостях у них и поныне устраиваются настоящие сражения, известные под невинным названием «игры в мяч». Состоит эта игра в следующем: в последний день масленицы парни и семейные мужики из нескольких окольных деревень сходятся куда-нибудь на ровное место чаще всего на реку , разделяются на две толпы, человек в тридцать каждая, и назначают места, до которых следует гнать мяч обыкновенно сражающиеся становятся против средины деревни, причем одна партия должна гнать мяч вниз по реке, другая вверх. Когда мяч брошен, все кидаются к нему и начинают пинать ногами, стараясь загнать в свою сторону. Но пока страсти не разгорелись, игра идет довольно спокойно: тяжелый кожаный мяч, величиною с добрый арбуз, летает взад-вперед по реке, и играющие не идут дальше легких подзатыльников и толчков.
Но вот мяч неожиданно выскочил в сторону. Его подхватывает какой-нибудь удалец и, что есть духу, летит к намеченной цели: еще 20—30 саженей и ловкий парень будет победителем; его будут прославлять все окольные деревни, им будут гордиться все девушки родного села!.. Но не тут-то было. Противная партия отлично видит опасность положения: с ревом и криком она прорывается сквозь партию врагов и со всех ног кидается за дерзким смельчаком.
Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище.
Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения. Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках.
Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей. В других губерниях, хотя и не знают игры в мяч, но кулачные бои все-таки устраивают и дерутся с не меньшим азартом. Вот что сообщает на этот счет наш корреспондент из Краснослободского уезда Пензенской губернии. На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика.
Сначала дерутся ребятишки не моложе 10 лет , потом женихи и наконец мужики. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка».
Ей удалось заставить многих людей напрочь забыть о зиме на неделю, настолько заразительно она веселилась и плясала. И впоследствии именно в её честь праздник получил своё название. Как проходила масленичная неделя? Празднование Масленицы, как известно, длилось неделю.
Причём каждый день из этих семи имеет своё собственное название, говорящее о том, чем в этот день нужно заниматься. Разумеется, в современном мире соблюсти все обычаи и обряды старинного праздника достаточно трудно, ведь теперь Масленица окончательно утратила свой праздничный статус и превратилась в обычную рабочую неделю. Однако узнать о древних традициях и обрядах всё-таки будет очень интересно. В дни Масленицы долгом каждого было помочь прогнать зиму и пробудить спящую природу. День 1. История и традиции празднования интересны сами по себе.
Обычно в этот день народ устраивал и раскатывал ледяные горки. Люди верили, что чем дольше сани или салазки будут катиться, чем громче над горкой будет звенеть смех, тем богаче осенью будет урожай, тем длиннее вырастет лён. А для того, чтобы растения росли быстрее, согласно поверьям, следовало кататься на качелях, причём чем выше — тем лучше. Кроме того, в понедельник люди выбирали на пригорочке место, где устанавливали куклу-Масленицу. День 2. За веселье и потеху по традиции угощали вкусными блинами.
День 3.
Важной частью праздника было примирение людей. В Масленицу было принято просить прощение за обиды и прощать друг друга, чтобы не тащить в новый год склоки и печали из прошлого. Примирившиеся низко кланялись друг другу, извиняясь за проступки и затем многократно целовались.
Христианство, появившееся на Руси в 988 году, сразу же начало агрессивное наступление на язычество. Разумеется, в первую очередь пострадали Перуновы и Велесовы капища и посвященные богам праздники. С культом Солнца, частью которого были масленичные гулянья, начали бороться и, очень скоро, праздник весеннего равноденствия оказался вне закона. Насаждению новой веры активно сопротивлялись, но с каждым годом все больше уступали грубой силе крестителей и начинали искать способы обойти запреты.
Многие отождествляли христианских святых с языческими и перестраивали капища на церкви. Так в Новгороде Великом в 1111 году появился храм Власия, на месте которого многие века находилось святилище Велеса. На Руси началась эпоха двоеверия, которая длилась не одно столетия и ознаменовалась борьбой православия с теми, кто пытался по-своему трактовать Святое писание, приплетая к нему древних богов. Церковь изо всех сил старалась вычеркнуть из народной памяти и календаря Масленицу, но не слишком в этом преуспела.
Поэтому ничего не оставалось, как пойти на хитрость и перекроить языческие праздники на православные. Масленицу — Комоедицу заменили на православную Масленицу, которую называют Мясопустной неделей и Сырной седмицей. Церковный праздник появился относительно недавно — в XVI столетии. Святитель Тихон Задонский вразумляет язычников Дату языческого праздника церковникам пришлось сместить, назад, так как традиционная славянская Масленица выпадала на пост, во время которого было запрещено обжорство и массовые гуляния.
В результате празднование Комоедицы было приведено к требованиям православия — торжества, которые ранее занимали иногда 15 дней, сократили до недели, а их середина перестала совпадать с весенним равноденствием. Смотрите также:.
Им смазывали блины, сырники, вареники — традиционные угощения, пришедшие из языческих обрядов. Из-за этого в народе праздник и получил название Масленица. Масленичные традиции. Бесспорно, самый известный обряд Масленицы — сжигание чучела. Огонь символизировал гибель холодной осени и возрождение теплой весны. В языческой мифологии чучело олицетворяло образ умирающего и воскресающего бога.
Славяне верили, что божество не умирает, а уходит в царство мертвых, на время исчезает и возвращается вновь. Совсем как уходит и приходит холодная зима. Существует ошибочная теория, что блины у славян ассоциировались с солнцем. На самом деле, блины всегда были поминальным блюдом. На Масленицу принято вспоминать усопших и ходить на кладбище. Поэтому поминальные блины как нельзя кстати соответствуют сущности Масленицы. Первый этап был подготовительный к основным торжествам. Родители давали детишкам лет десяти блины и отпускали на улицы.
Те скакали на кочерге или метле и кричали «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Иногда дети собирали лапти и встречали путников, возвращающихся из городов. Приезжих спрашивали: «Везешь ли Масленицу? Узкая Масленица — это первые три дня Масленичной недели. В понедельник, вторник и среду народ заготавливал дрова, пёк блины, убирал избы. В четверг все бытовые хлопоты бросались и стартовали гуляния.
Традиции празднования русской Масленицы
У Масленицы было много названий, но наиболее распространенным было Комоедица. Масленая неделя – просторечное название Сырной седмицы – последней недели перед 40-дневным Великим постом. Празднование Масленицы начинается за 56 дней до Пасхи, которой завершается Великий пост. Интересные факты о Масленице: почему славяне уносили блины в лес. Масленицей, или Сырной седмицей, называется последняя неделя пред Великим постом. Готовясь к нему, христиане уже не употребляют на масленице мясной пищи, зато вкушают молочное (в том числе, в среду и пятницу).
Масленица – История праздника, что означает, как и когда появился, традиции, фото и видео
Через минуту удалец лежит на снегу, а мяч снова прыгает по льду под тяжелыми ударами крестьянского сапога. Случается, однако, и так, что счастливец, подхвативший мяч, отличается особенной быстротой ног и успеет перебросить мяч на свою половину. Тогда противная партия делает отчаянные усилия, чтобы вырвать мяч и пускает в ход кулаки. Начинается настоящее побоище. Около мяча образуется густая толпа из человеческих тел, слышатся глухие удары ног, раздаются звонкие оплеухи, вырывается сдавленный крик, и на снегу то там, то здесь алеют пятна брызнувшей крови. Но осатаневшие бойцы уже ничего не видят и не слышат: они все поглощены мыслью о мяче и сыплют удары и направо и налево. Постепенно, над местом побоища, подымается густой столб пара, а по разбитым лицам струится пот, смешиваясь с кровью… Такой необыкновенный азарт этого русского «лаун-тенниса» объясняется тем, что проиграть партию в мяч считается большим унижением: побежденных целый год высмеивают и дразнят, называя их «киловниками» очень обидная и унизительная кличка, обозначающая верх презрения. Наоборот, победители пользуются общим почетом, а парень, унесший мяч, положительно становится героем дня, с которым всякая девушка считает за честь посидеть на вечорках.
Некоторым объяснением азарта служит и водка, которую на пари выставляют местные богачи, угощая потом победителей. В других губерниях, хотя и не знают игры в мяч, но кулачные бои все-таки устраивают и дерутся с не меньшим азартом. Вот что сообщает на этот счет наш корреспондент из Краснослободского уезда Пензенской губернии. На базарную площадь еще с утра собираются все крестьяне, от мала до велика. Сначала дерутся ребятишки не моложе 10 лет , потом женихи и наконец мужики. Дерутся, большею частью, стеной и «по мордам», как выражаются крестьяне, причем после часового, упорного боя, бывает передышка». Но к вечеру драка, невзирая ни на какую погоду, разгорается с новой силой и азарт бойцов достигает наивысшего предела.
Тут уже стена не наблюдается — все дерутся столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых. Издали эта куча барахтающихся людей очень походит на опьяненное чудовище, которое колышется, ревет, кричит и стонет от охватившей его страсти разрушения. До какой степени жарки бывают эти схватки, можно судить по тому, что многие бойцы уходят с поля битвы почти нагишом: и сорочки, и порты на них разодраны в клочья. Сообщения наших корреспондентов о кулачных боях очень немногочисленны и носят, так сказать, характер исключений. Это, разумеется, дает полное основание предположить, что и в крестьянском быту средневековые нравы постепенно отходят в область преданий и что успехи грамотности отражаются на характере народных развлечений самым благоприятным образом. Но если кулачные бои, как обломок темной эпохи средневековья, мало-помалу исчезают с лица русской земли, то зато в полной силе сохранился другой старинный обычай, не имеющий, впрочем, ничего общего с грубой и дикой дракой — это русский карнавал. Интересно, что средневековое латинское слово «карнавал» в буквальном переводе означает «прощай, мясо!
Получается, что западные карнавалы и русская масленица означают примерно одно и то же — последние развлечения перед постом — прим. Мы употребляем это слово, конечно, не в том смысле, какой придается ему в Италии или во Франции, хотя западноевропейский карнавал, с его заразительным, ликующим весельем, с его разряженной смеющейся толпой, оживленно парадирующей в уличных процессиях, имеется и у нас, — только, разумеется, условия нашего климата и особенности деревенского быта не позволяют этому празднику принять характер того пышного торжества, какое мы наблюдаем у народов Запада. Наш деревенский карнавал гораздо проще, беднее и первобытнее. Начинается он обыкновенно в четверг на масленой неделе. Парни и девушки делают из соломы чучело, одевают его в женский наряд, купленный в складчину и затем в одну руку вкладывают бутылку с водкой, а в другую блин. Это и есть «сударыня-масленица», героиня русского карнавала. Чучелу становят в сани, а около прикрепляют сосновую или еловую ветку, разукрашенную разноцветными лентами и платками.
До пятницы «сударыня-масленица» хранится где-нибудь в сарае, а в пятницу, после завтрака, парни и девушки веселой гурьбой вывозят ее на улицу и начинают шествие. Во главе процессии следует, разумеется, «масленица», рядом с которой стоит самая красивая и нарядная девушка. Сани с масленицей влекут три парня. За этими санями тянется длинная вереница запряженных парнями же салазок, переполненных нарядными девушками. Процессия открывается песней, которую затягивает первая красавица, с передних саней; песню дружным хором подхватывают остальные девушки и парни, и весь масленичный поезд весело и шумно движется по деревенской улице. Заслышав пение, народ толпой высыпает на улицу: ребятишки, взрослые и даже пожилые крестьяне и крестьянки спешат присоединиться к шествию и сопровождают «масленицу» до самой катальной горы, где «сударыня-масленица» и открывает катание.
Выкидывать и дать пропасть остаткам угощений считается недопустимым. У древних славян в Прощеное воскресенье существовал обычай сжигать чучело Масленицы, эта традиция дошла и до наших дней. Жители городов и сел собираются на главной площади чтобы наблюдать за сожжением символа праздника, ритуал символизирует проводы зимы и скорый приход весенних дней. Блины на Масленицу — 2023 Традиция печь блины связана с языческим богом солнца Ярило — блин символизировал это небесное светило. Сейчас первоначальный смысл почти утрачен, но Масленица неизменно связана в сознании людей со сдобным угощением и встречей гостей. Практически в каждой семье есть свой рецепт приготовления масленичного блюда — блинчики готовят из шпината и свеклы, добавляют в состав шоколад и бананы, исключают из состава яйца. А «Известия» делятся с читателями самыми вкусными рецептами блинов на молоке и на кефире. Что можно и нельзя делать на Масленицу Масленичная неделя — время гуляний, веселья и дружного времяпровождения, поэтому особых ограничений в этот период нет. Однако желательно отказаться от мясных продуктов, блинчики можно начинить рыбой или подать со сладким вареньем, также стоит воздержаться от охоты и рыбалки. В период Сырной седмицы необходимо поддерживать теплое общение с окружающими, исключить ссоры и недоброжелательные поступки, нельзя отказывать в прощении. В период Масленицы власти городов организуют развлекательные мероприятия с угощениями и подарками.
Согласно легенде, в разгар самого печального и сурового времени года, зимы, человек увидел Масленицу, прятавшуюся меж гигантских сугробов, и позвал её, чтобы та помогла людям своим теплом, развеселила и согрела их. И та пришла на зов, однако пришла не хрупкой девочкой, что пряталась посреди заснеженного леса от человека, а красивой бабой с румяными и жирными от масла щеками, коварной искоркой в глазах и громким хохотом. Ей удалось заставить многих людей напрочь забыть о зиме на неделю, настолько заразительно она веселилась и плясала. И впоследствии именно в её честь праздник получил своё название. Как проходила масленичная неделя? Празднование Масленицы, как известно, длилось неделю. Причём каждый день из этих семи имеет своё собственное название, говорящее о том, чем в этот день нужно заниматься. Разумеется, в современном мире соблюсти все обычаи и обряды старинного праздника достаточно трудно, ведь теперь Масленица окончательно утратила свой праздничный статус и превратилась в обычную рабочую неделю. Однако узнать о древних традициях и обрядах всё-таки будет очень интересно. В дни Масленицы долгом каждого было помочь прогнать зиму и пробудить спящую природу. День 1. История и традиции празднования интересны сами по себе. Обычно в этот день народ устраивал и раскатывал ледяные горки. Люди верили, что чем дольше сани или салазки будут катиться, чем громче над горкой будет звенеть смех, тем богаче осенью будет урожай, тем длиннее вырастет лён. А для того, чтобы растения росли быстрее, согласно поверьям, следовало кататься на качелях, причём чем выше — тем лучше. Кроме того, в понедельник люди выбирали на пригорочке место, где устанавливали куклу-Масленицу. День 2.
В эти дни любые работы по хозяйству и по дому запрещались. Разрешалось только развлекаться и печь блины!