Страстная седмица — это последняя неделя поста. Что происходило по дням в этот период и какие евангельские события вспоминаются в каждый Великий день этого периода перед Пасхой? Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящен событиям из жития Спасителя.
Почему Страстная неделя так называется?
В этот день на церковных службах вспоминают сюжет из Ветхого завета — о патриархе Иосифе, проданном собственными братьями в рабство, а также о проклятии Христом бесплодной смоковницы, которая символизирует нераскаявшуюся душу. Великий вторник. Богослужения повествуют о том, как Христос говорил с людьми в иерусалимском храме, о его притчах ученикам: о талантах, воскресении мертвых и Страшном суде. Великая среда. По Библии, Иуда Искариот в этот день решил предать Христа за 30 серебреников. В этот день верующие стараются исповедаться. Великий четверг. Вечером начинается одна из самых длинных служб в году, "Двенадцать Евангелий", на которой вспоминают страдания Христа. В этот день верующим нужно причаститься.
Также в этот день готовят дом к Пасхе — прибираются и стирают одежду, красят яйца, пекут куличи. День получил и другое название — Чистый четверг. Великая пятница.
Подобно Иосифу, Христос пострадал от зависти единоплеменных Ему Иудеев и был предан своим учеником за тридцать сребренников. Заключенный в темный ров - гроб, Христос своей властью восстает от мертвых и, спасая нас от греха, так же как Иосиф раздавал пшеницу, утоляет наш духовный голод Таинством Евхаристии: «…человеколюбно искупает нас таинственным пшеницедательством, яко Сам Себе за нас давый, и яко питает нас Небесным Хлебом, своею живоносною плотию». Это первая тема понедельника Страстной недели. В Священной историй более чем за 3600 лет проявляется предуведомление о Христе и Его Страстях.
Для нас время спрессовано, оно сжимается в тугую пружину, которая развернется в День Пасхи. В дни Страстной недели переживаем и то, что было на заре истории, и то, что произошло две тысячи лет назад и переживается нами сегодня с неизменным чувством новизны. Образы Священной истории сплетаются в причудливый и прекрасный узор. Один из элементов этого узора — образ иссохшей смоковницы из евангелий от Матфея Мф. Господь проклял смоковницу на которой не оказалось плодов. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит в беседе на Великий Понедельник Страстной недели: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями - это я, и вы, брат и сестра, возлюбленные. К нам с вами часто приходит и рано и поздно Насадитель жизни нашей, Господь Иисус Христос, алчущий нашего спасения, приходит, чтоб утолить голод души нашей, чтобы стать для нее хлебом жизни.
И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском - одни листья; плодов же веры, всеусильного попечения о спасении душ наших нет как нет». И это предупреждение для всякого христианина идущего путем Страстной недели, переживая предательство Христа, Его страсти и смерть на Голгофе, мы не должны прийти к Пасхе без духовного плода. Образ смоковницы должен устрашать «…не делающих прикладного добродетелей плоды», то есть «устрашая всякого, кто не приносит плод, добродетели приличествующий. Рефреном хвалитных стихир поющихся в конце утреннего богослужения Великого понедельника Страстной недели служат слова о том, что Господь идет к мучению, которое принимает на Себя по собственной воле: «Грядый Господь к вольной страсти…», «Достигшее верни спасительную Страсть Христа Бога», «Господи, грядый к страданию». Эта мысль — повод для сугубого покаяния: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшеся братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». То есть убоимся проклятия бесплодной смоковницы и принесем плоды покаяния. С этой мыслью вступаем в Великий Вторник.
Великий Вторник Страстной недели: притча о десяти девах «Великий Вторник нам приносит десять дев, услышавших от неподкупного Владыки приговор». Это стихи, предваряющие синаксарь на Великий Вторник. Притчу же о десяти девах Он сказал, призывая к милостыне и вместе с тем уча всех быть готовыми заранее к кончине». Чтобы не уподобиться пяти неразумным девам, светильники которых стали гаснуть, когда Жених Христос приблизился: «…бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» Мф. Поэтому второй день Страстной недели начинается с того же песнопения, что и Великий Понедельник: «Се Жених грядет в полунощи…». Скорое распятие Христа соотносится с последними временами. Чтобы сделаться причастником первого события и без отчаяния встретить события второго: «Леность далече отвержем, и светлыми свещами безсмертного Жениха Христа пением усярщем, благословите, вопиюще, дела Господня Господа», возрастающее напряжение предпасхальных и одновременно страшных дней Страстной недели предполагает оставление всякой лени и готовность к молитве.
Синаксарь Великого Вторника Страстной недели просто определяет смысл и задачу этого дня: «Итак, для вразумления богоносные отцы и установили поместить здесь притчу о десяти девах, поучающую нас всегда бодрствовать и готовиться ко встрече истинного Жениха добрыми делами, особенно милостыней, поскольку неизвестен день и час кончины; так же как и примером Иосифа учат стяжать целомудрие, а смоковницы — всегда приносить духовный плод». Такое бодрствование тем более актуально, что нас ожидает Среда Страстной недели, Великая по той причине, что в этот день ясно открывается неизбежность Христовых Страстей. Великая Среда Страстной недели: Вифанское помазание. Синаксарь третьего дня Страстной недели, который раскрывает богослужебную тему Великой среды, начинается стихом: «Жена, помазавши Христово тело миром, предвосхищает смирну и алоэ Никодима». Смирна и алоэ — атрибуты погребального ритуала. В этот день вспоминают о том, как в дом Симона прокаженного, где находился Христос и его ученики, пришла жена-блудница и помазала миром Христа. Ученики стали негодовать: «…к чему такая трата?
Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим» Мф. Однако Христос остановил учеников: «возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению» Мф. То есть помазание миром было предсказанием о смерти Христовой и Его погребении. Великая Среда страстной недели — рубеж, с одной стороны — окончание Четыредесятницы в этот день вечером последний раз читается молитва Ефрема Сирина и кладутся последние земные поклоны. С другой стороны, богослужебные тексты этого дня говорят о том, что иудеи уже мыслят умертвить Христа, и для них находится пособник — Иуда Искариотский. Страсти совсем близко. В преддверии страшных и великих событий Страстной недели Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорит: «Докажите, что и вы умеете отвечать на любовь — любовью, что вы — истинные христиане, и из любви к Христу можете побдеть с Ним, т.
Введите верою в сердца ваши Христа Господа страждущего за нас, страдайте там — в своем сердце вместе с Ним…». Но прежде голгофских происходят события, которые открывают мистическую глубину Христовых страданий. Великий Четверток насыщен событиями и переживаниями. Прежде чем Господь пошел на Голгофу, Он личным примером показал ученикам образ кротости, установил Таинство Евхаристии, до кровавого пота молился в Гефсиманском саду и там же был предан Иудой. Синаксарь на Великий Четверток раскрывает богослужебные темы этого дня. Первое событие: «Ученикам на вечери мыл ноги Бог,Нога Которого потом на древо опиралась, когда-то запрещенное в Эдеме». Непостижимое величие и самоуничижение Божества является в событии умовения ног апостолам.
Тот, кто запретил человеку входить в рай вследствие его преслушания, Своей ногой попирает клятву, но одновременно умывает ноги своим ученикам, словно слуга. Богослужебные тексты об этом повествуют так: «Смирився нас ради богатый, от вечери востав, лентий прием, сим препоясался еси, и преклонь выю, омыл еси ноги учеников и предателя», «Паче ума, и неизреченна разума высоте Твоей Иисусе, кто не удивится! Яко брению предстал еси, Содетелю всяческих, омывая убо ноги, отирая же и лентием». Ради нас, богатый Владыка мира во всех смыслах, Христос смирился, Он, всех Создатель, препоясавшись лентием полотенцем , омывает ноги своим ученикам. И это событие Страстной недели — превыше возможности осознать и понять человеческим умом. Христос «…напомнил другим ученикам, чтобы не искали первенства. Этому Он учил и после умовения, говоря: кто хочет быть первым, да будет последним из всех, Самого Себя поставив в пример» Ин.
Однако даже это не останавливает злое намерение Иуды Искариота. Тема иудина предательства вплетена в богослужение: «Законныя дружбы злоименитый Искариот волею забыв, яже нозе умы, уготови на предание…», злополучный Искариот решил предать Того, Кто умыл ему ноги, и это было его самостоятельным, вольным решением. Эта трапеза несет двойной смысл — она и ветхозаветная, совершенная по закону трапеза, совершаемая в воспоминание исхода Израиля из Египта, но и новозаветная: «…когда уже наступила ночь, Господь, открывая ученикам превосходнейшее, преподал им в горнице и таинство новой Пасхи». Таинство это - вкушение Тела и Крови Господа.
Утром в Великую Пятницу служатся Царские часы. Литургии в этот день не бывает — из благоговения к Голгофской жертве, принесенной некогда в день Великого Пятка Самим Сыном Божиим. Это день великой скорби и строгого поста до выноса плащаницы никто не вкушает пищи. В конце вечерни Великой Пятницы совершается обряд выноса Плащаницы Христовой с изображением положения Его во гроб, после чего читается канон о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы, затем верующие прикладываются к Плащанице с пением тропарей. Великая суббота На торжественном богослужении говорят о погребении Христа и его пребывании во гробе, сошествие душою в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. Священники уже в этот день надевают светлые праздничные облачения. Освещают принесенные людьми в храм куличи, крашеные яйца и пасхи. Самая главная служба начинается вечером в субботу. В Иерусалиме в храме Воскресения Христова сходит благодатный огонь. Верующие встречают Пасху. Что можно и нельзя на Страстной неделе Страстная неделя — время самого строгого поста. Пост это не диета и здесь, прежде всего, речь идет о внутреннем покаянии в грехах, дурных поступках и мыслях. Ограничения в питании призваны только помочь верующим в преддверии Пасхи сосредоточиться не на физическом, а на духовном, и не служат самоцелью. Верующие стараются уделять внимание молитве, а не развлечениям и суете, больше помогать ближним.
Так и Церковь в среду Страстной седмицы учит верующих, что добрые дела это не только милостыня, но и посильное выражение любви к Богу. Сейчас принято оправдывать свое нерадение к Церкви тем, что Богу деньги не нужны. Однако приношение невидимому Богу, который незримо присутствует в храме, есть проявление любви к Нему. В благодарность о содеянном, Господь прославил эту женщину во всем мире, где было проповедано Евангелие. В это же время иудейские законники ищут причины убить Иисуса. Один из учеников, злочестивый Иуда Искариотский, предложил предать Господа, оценив Неоценимого в 30 сребренников. Святая Церковь предупреждает нас об опасности сребролюбия, способного ввергнуть душу в ад. В среду на Преждеосвященной литургии в последний раз читается молитва святого Ефрема Сирина с великими поклонами. После этого отменяются земные поклоны. Также оставляется Псалтирь до окончания Светлой седмицы. Великий чистый Четверг В Великий четверг Церковь вспоминает Тайную вечерю Господа Иисуса Христа, на которой было установлено таинство Евхаристии, или Причастия , и совершено омовение ног апостолов. Однако название Чистого четверг получил вопреки распространенному мнению о том, что в этот день нужно убирать в доме. Четверг называют Чистым потому, что в этот день все христиане должны очищать свою душу исповедью, и освящать Причастием. В день опресноков по ветхозаветному закону настала пора заклать пасхального агнца, а для Иисуса Христа настало время отходить к Отцу Небесному. Господь с учениками пошел в Иерусалим, чтобы заменить ветхозаветную Пасху новой — своими Кровью и Телом. Перед вечерей Иисус Христос препоясался и омыл ноги ученикам, показывая тем самым, что Царство Небесное не от мира сего, и отличает его не слава и власть, а любовь, смирение и чистота духа. В Великий Четверг служится Литургия св. Василия Великого. А вечером служится утреня Великой пятницы с чтением двенадцати отрывков из евангелия, описывающих страдания Христа. Служба эта так и называется «12 евангелий». Это — очень красивая и трогательная служба, во время которой народ стоит в храме с зажженными свечами, а на каждое начало чтения евангелия бывает колокольный звон. Нет лучшего способа лично узнать Христа, чем причащение Его Тела и Крови. На вечере Спаситель открыл ученикам, что будет предан, и указал, что предателем станет тот, кому Он передаст хлеб. Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками. После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него. После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую. В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит.
Страстная неделя: что можно и нельзя делать, обычаи и приметы
Страстная неделя (или седмица) — это заключительный и самый строгий период Великого поста, предшествующий Пасхе. Страстной эту неделю называют потому, что мир переживает Страсти Христовы — Его предательство, суд над Ним, обвинение в богохульстве, истязания, издевательства и позорную смерть. Страстная неделя называется "Великой и Страстной седмицей", или "Страстной седмицей".[68] Поскольку православный литургический день начинается на закате (как это было с древности), литургии Великого понедельника начинаются в воскресенье вечером. Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящен событиям из жития Спасителя. Седьмицу Страстной недели называют «Великая неделя», потому, что Пасха — это основной Великий христианский праздник, вселяющий в людей большую радость.
Страстная седмица 2023: что делать по дням
Это время, если правильно подойти к каждому дню, наполнено переживаниями, созерцанием и скорбью. Что происходило по дням Страстной седмицы Великий понедельник В этот день вспоминают ветхозаветную историю о патриархе Иосифе Прекрасном. Его братья завидовали ему и продали его в рабство в Египет, но Иосиф все равно смог прожить достойную жизнь и помочь египетскому народу. Также в этот день вспоминают иссушение, которое Иисус Христос провел покрытой богатой зеленью смоковницы.
Это растение имеет много листиков, но не дает плодов. Точно также и книжники, фарисеи явно позиционировали свою набожность, но на самом деле в Господа не верили, не жили по предписаниям Бога. Так и душа человека, который только внешне верит, не принесет духовных плодов.
Великий вторник В Евангелие написано как в этот день Господь Бог Иисус Христос, уже находясь в Иерусалиме, обличал книжников и фарисеев. В Иерусалимском храме Иисус рассказывал притчи и вел беседы с обычными людьми. Он рассказ о будущем воскресении мертвых, о Страшном суде.
Страстная неделя — это последние дни перед Пасхой, путь страданий, крестной смерти Спасителя и его Светлого Воскресения. Подробнее об этом в нашей статье! Как провести Страстную седмицу? О том, как правильно провести Страстную неделю, как прожить ее в полную меру, корреспонденты портала «Правмир» спросили у известных священников. Протоиерей Валериан Кречетов, духовник Московской епархии: Сопереживайте Спасителю Протоиерей Валериан Кречетов Время поста, которое было дано человеку для достижения покаяния, заканчивается пятницей шестой седмицы. Весь смысл покаянного подвига, совершаемого Великим Постом , как говорят святые отцы, состоит в очищении сердца. И когда, как сказано в каноне Андрея Критского, «пророки уже изнемогли», Церковь подготавливает праздник Воскресения Христова , показывая последние дни Его жизни, когда Господь страдал за грехи наши. Как Бог, Он знал обо всем, что будет происходить, но как человек Он просил сострадания: «И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте» Мф 26:34.
Страстная неделя готовит нас к празднику Пасхи и показывает, что другого пути к воскресению, чем через крест и страдания, нет. Поэтому простой народ и говорил: «Господь терпел и нам велел». Богослужения Страстной седмицы призывают человека к тому, чтобы он сопереживал, сострадал Спасителю. Первые три дня полагается перечитывать всех четырех Евангелистов в напоминание того, что Господь сотворил, а мы своими грехами Его распинаем. И хотя это обращено как бы к иудеям того времени, это относится к каждому человеку, который своими грехами распинает Христа. В Страстную неделю, если имеется такая возможность, желательно чаще бывать в храме, особенно в Великий Четверг , и накануне в среду вечером. Утром верующие соприсутствуют на Тайной Вечере и причащаются, а вечером читаются Евангелия страстей Господних. Дальше идет Великий Пяток — распятие Спасителя, погребение и уже начинающаяся радость Светлой Субботы.
Первыми о воскресении Христовом узнали ангелы, так же как и о Его рождении, поэтому Церковь поет: «Воскресение Твое Христе Спасе ангели поют на небеси. И нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Почему сказано «чистым сердцем»? Потому что считается, что человек постом насколько возможно очистил свое сердце к этому светлому дню. Протоиерей Владимир Воробьев: Страстная седмица — это драгоценное время Службы Страстной недели — это самые лучшие службы из всего церковного года. Думаю, что люди вообще не создали ничего лучше, чем Страстные службы. Это самое прекрасное, самое глубокое, самое талантливое, самое Боговдохновенное из всего, рожденного человеческим гением. Если эти службы совершаются благоговейно, если человек старается в них участвовать осмысленно, то они перенесут его в ту реальность, которая явилась на земле две тысячи лет назад, помогут вместе со святыми, вместе с Божией Матерью и апостолами, пройти путь страданий Христа и встретить Светлое Христово Воскресение.
Если человек постарается вникнуть в них, то сможет преодолеть пространство и время и стать участником евангельских событий. Если искренне, с верой и любовью участвовать в этих церковных службах, то обязательно по-новому почувствуешь все Евангелие, по-новому осознаешь себя христианином. Кроме того, эти службы, как всякое произведение искусства, действуют не только рациональным образом — на сознание человека, они действуют непосредственно, образно говоря, на сердце человека. Участвуя в них, человек что-то осознает, но еще больше он чувствует, что его вере открывается та духовная реальность, которая существует вне времени и пространства. Жертва Христова, Его страдание и смерть, Его победа над силами зла, над смертью, торжество Его воскресения — это все принадлежит духовному миру, находящемуся вне времени и пространства. И через церковные службы мы можем приобщиться к этой реальности. Очень многое является тайной, которую мы не можем понять рационально. Это естественно, потому что духовный, Божественный мир выше нас, он не открывается нашему разуму вполне, не подвластен ему.
А сердцу он открывается. Если это происходит, то становится великим достижением в нашей жизни. Мы поймем потом, не сразу, что ничего более высокого в нашей жизни не было. И не может быть ничего выше, чем жизнь со Христом, чем возможность найти Христа и быть с Ним. Поэтому Страстная седмица — это драгоценное время. Конечно, со Христом можно быть всегда, и нужно быть всегда.
Это евангельские чтения, которые связаны с последними днями Спасителя и которые напоминают нам о покаянии, чистоте духовной. Выпеканием куличей и покраской яиц приходится заниматься на Страстной неделе, но, главное, чтобы это не было вместо службы. Как правило, это принято делать в Чистый четверг. В Великую пятницу мы должны сохранять особое спокойствие.
В субботу уже читаются паремии — специальные фрагменты из Ветхого Завета о пророчествах. И уже с утра священники переоблачаются из чёрного в белое. И в этот день начинают освящать куличи и яйца перед самой Пасхой. Священник, декан исторического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Андрей Постернак Страстная неделя: что можно и чего нельзя делать Это неделя особенно строгого поста и время, когда нужно побольше быть в храме, не ссориться, молиться и читать Евангелие. В эту неделю нельзя ругаться или ссориться, нельзя развлекаться, нужно стараться соблюдать предписания. Нужно больше времени посвятить Богу. Иерей Андрей Постернак Страстная неделя: что можно есть В последний понедельник перед Пасхой — Великий — следует питаться холодной пищей без масла, причём термически необработанной. Хорошо подойдут овощи и фрукты. Можно пить напитки, они должны быть неподогретые.
Затем Иисус передал кусок хлеба Иуде, обмакнув его в солиле. После этих слов Иуда ушел с тем, чтобы вернуться с книжниками и законниками. После этого Господь разрешил спор учеников, кто из них больше, предрек апостолам общее искушение, а Петру — троекратное отречение от Него. После вечери Спаситель с учениками пошли в Гефсиманский сад, и Христос поднялся на гору Елеонскую. В евангельских чтениях описаны душевные муки Иисуса и моление о чаше. Гефсиманская молитва Иисуса Христа учит христиан не отчаиваться, ведь молитва поможет преодолеть все скорби и искушения, а также утешит и ободрит. Кроме того, Господь внушает апостолам и нам: бдите и молитесь! Вечером служится вечерня с выносом Плащаницы. Позже бывает утреня, во время которой совершается Погребение Христа — крестный ход с Плащаницей. В пятницу Страстной седмицы Церковь вспоминает страшные и спасительные страдания Иисуса Христа и Его смерть. В Великую пятницу каждое священное событие ознаменовано богослужениями: утреня — взятие Господа в Гефсиманском саду и осуждение на смерть; первый час — ведение Иисуса Христа на суд к Пилату; третий час — осуждение на крестную смерть; шестой час — крестные страдания Господа; девятый час — смерть Иисуса Христа; вечерня — снятие святого тела с Креста. В этот день на утрени на практике это богослужение происходит в четверг вечером читаются 12 страстных Евангелий, повествующих о крестном пути, смерти и погребении Богочеловека. Во второй половине дня в церквах выносят плащаницу, образуя этим снятие Пречистого Тела с креста Иосифом из Аримафеи. Великая Суббота В Великую Субботу служится литургия, на которой священнослужители переоблачаются в белые одежды, и читается воскресное Евангелие. Вспоминается сошествие Христа во ад и изведение грешников оттуда. В тот же день бывает освящение предметов Пасхальной трапезы куличей, крашеных яиц и творожных пасх. Богослужения в субботу перед Пасхой — это благоговейное бдение перед гробом Спасителя. В этот день служат утреню и литургию, условно разделенную на две части — навечерие Пасхи и бдение перед Пасхой. Утреня символизирует положение Господа во гроб, Его погребение. Посреди храма читают непорочны — стихиры, которым предшествуют стихи из 118 псалма. По окончанию канона под колокольный погребальный звон верующие совершают крестное шествие вокруг храма со святою плащаницей. Евангельское чтение повествует о запечатствовании гроба и выставлении стражи из римских воинов. На вечерней, соединенной с Литургией Василия Великого, в церквах читают 15 паремий — пророчества об унижении и оскорблении Господа и последовавшим за ними славным Воскресением. Как у тела дорогого покойника бдят родственники, так и христиане проводят ночь перед Пасхой в благоговейной страже у гроба Господа Иисуса Христа. При равноапостольном царе Константине бдение перед Пасхой проводили с особенной пышностью. Известно, что по повелению царя город был настолько ярко освещен, что затмевал своим блеском солнце! Таким торжеством и всенощным бдением Церковь предупреждает верующих о необходимости всегда бодрствовать, чтобы не впасть в искушение и избежать нападений духовных врагов. К торжеству пасхальной ночи готовит христиан чтение Апостольских Деяний, после чего храмы ярко освещаются и начинается торжественный благовест. При пении канона плащаница переносится на престол, как истинный Хлеб и Питие, которым стал для нас Воскресший Господь.
Страстная неделя: история и традиции
Он указывает на пример включения Рождества в Трудовой кодекс как доказательство уважения государства к христианским праздникам. Несмотря на отсутствие государственных праздников на Страстной неделе, верующие находят способы для участия в богослужениях, и работодатели внимательно относятся к этому. В этом году Пасха отмечается 5 мая по гражданскому календарю, а Страстная неделя начинается 29 апреля. Великий четверг и Великая пятница приходятся на 2-3 мая, которые будут рабочими днями.
Всю неделю повсеместно шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова на время праздника, везде наводился порядок, подметались улицы и т. Во время Страстной недели проводилось множество обрядов.
Разные обряды относились к каждому из дней Страстной недели. Но особенно много обрядов приходится на Страстной четверг, который также называется Чистым Великим четвергом. Великий понедельник В этот день Церковь вспоминает образ ветхозаветного патриарха Иосифа, который согласно евангельскому преданию, был предан родными братьями, продавшими его в Египет за 20 сребреников, о том как Иосиф простил их. Вспоминают также проклятие Господом бесплодной смоковницы. В Великий понедельник Святейший Патриарх совершает великий чин мироварения варение миро — специально приготовленного и освященного ароматического масла, используемого в чине «миропомазания».
Великий вторник В Великий вторник православные вспоминают проповедь Христа, которые пришел в Иерусалимский храм и начал проповедовать. Старейшины и священники были возмущены «дерзостью» незваного гостя и думали схватить и убить Его, но не решились из-за народа, который слушал Иисуса с благоговением. Великая среда В Великую среду православные вспоминают предательство Иуды и помазание Христа миром. На вечери в Вифании в доме Симона жена-грешница, омыла своими слезами ноги Христовы и смазала их миро. Тогда же Иуда решил продать Христа старейшинам за 30 сребреников.
В этот день верующие стараются исповедоваться, в храмах совершается таинство исповеди, так как исповедаться в этот день считается особым благом. Великий четверг В этот день состоялась Тайная вечеря , на которой Сын Божий установил новозаветное таинство Святого Причастия — Евхаристии. В этот день православные христиане, исповедовавшиеся накануне, стремятся причаститься Святых Христовых Тайн. В этот день в храмах на литургии архиереем совершается обряд омовения ног 12 своих священников, представляемых ему учениками. Великая пятница Это день строгого поста и великой скорби — Иисус Христос был осужден на смерть.
Церковь в этот день вспоминает его страдания на распятии. Начиная с четверга во всех православных храмах читаются 12 отрывков Нового Завета, рассказывающих о предательстве Иуды, прошедшем суде и распятии Сына Божия. Великая суббота В Великую субботу православные вспоминают о погребении Спасителя, пребывании его тела во гробе и сошествии в ад для возвещения победы над смертью, избавлении от мучения душ, которые с верой ждали Его пришествия, а также награду, которую Спаситель даровал разбойнику за благоразумие, вознеся его в рай. В ночь с субботы на воскресенье Церковь празднует Воскресение Христово: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Пасха Редактировать Поминовение предков Считалось, что в Страстной четверг раскрывается небо и предки возвращаются на землю, где остаются до Троицы.
Напомню читателям портала «Правмир» о так называемом пари Паскаля: человек, верующий во Христа, выигрывает жизнь вечную, если он прав, и не проигрывает ничего, если он ошибается; человек неверующий не выигрывает ничего, если он прав, и проигрывает вечную жизнь, если он заблуждается. Святитель Иоанн Златоуст верно заметил, что: «Не столько огорчают Бога содеянные нами грехи, сколько наше нежелание перемениться». В дни Страстной седмицы каждый, кто хочет быть верным учеником Христа, должен сделать всё возможное, чтобы отречься от греховных желаний, поставить молитвенное общение с Богом выше всего. Не требовать любви к себе, не причинять боль ближнему, а лучше потерпеть ради Христа и постараться прожить эти Великие дни так, чтобы содержанием нашей жизни стало подлинное служение Богу и ближнему. Важно не просто «отстоять» службу и вспомнить о страданиях Спасителя, а молитвенно сострадать, сораспяться со Христом. Дай Бог всем нам силы сберечь и приумножить всё светлое, что дано по благодати нам, и победить грех, который удаляет нас от Христа Спасителя.
Протоиерей Игорь Фомин: Напитаться духом Богослужения Чтобы Пасха стала настоящим праздником, Страстную неделю желательно провести в храме и пропитаться тем духом, который Церковь дает людям верующим именно в богослужении. Надо обязательно отстраниться от времени, от нашего 21 века, мысленно хотя бы перенестись в те дни, прочувствовать, что испытал ради нас Господь. Каждый день этой страшной седмицы посвящен какому-либо дню недели перед воскресением Христовым, перед нашим спасением, и очень важен. Так что если мы проведем эти дни в храме, со вниманием и трепетом, то Пасха для нас будет логичным завершением Страстной седмицы. Если нет возможности пребывать в храме эти дни, я мог бы посоветовать для людей верующих синопсис. В православном синопсисе есть евангельские чтения на каждый день Страстной седмицы.
В эти дни надо особо обратить внимание на тех, кто рядом с нами. Обязательно творить добрые дела, которые были бы подтверждением нашей веры во Христа, распятого ради нас. Подготовка к Страстной седмице — это Великий пост. Прочувствовать Страстную неделю без этой подготовки, наверное, невозможно. Каждый день этой недели посвящен переживанию тех событий, которые произошли почти 2000 лет тому назад. И поэтому ежедневно необходимо читать Евангелие с тем, чтобы вместе с Церковью переживать эти события.
Конечно же, необходима молитва, потому что мы не просто вспоминаем некое историческое событие, мы молитвенно в нем участвуем. Поэтому без молитвы Страстную неделю проводить невозможно. Особенно без молитвы церковной, потому что именно в церковной молитве мы по-особому переживаем эти такие важные для нашего спасения дни. Если нет возможности бывать на службах на этой неделе, то необходимо ежедневное чтение Евангелия. Евангелие мы можем почитать и дома, и в транспорте, и на работе, если это не помешает труду. Священник Андрей Лоргус, декан факультета психологии Российского православного университета имени апостола Иоанна Богослова: Проникнуться атмосферой святых дней Самое лучшее, что можно было бы сделать в дни Страстной недели — посетить все службы.
Быть и на последней Литургии Преждеосвященных Даров, и далее на всех — то есть в четверг утром и вечером, и на вынос плащаницы и погребение, в великую Субботу, и в пасхальную заутреню и Литургию и главное — в пасхальную Вечерню. Чтобы Страстная седмица могла принести максимальную пользу, чтобы раскрылась красота и смысл церковного богослужения — надо побывать на всех службах. Хорошо было бы к этому добавить посильное участие в приготовлении домашнем. Подарки приготовить, яйца покрасить и многое другое. Если нет возможности ходить на службы, то надо читать Евангелие, соответствующие главы, читать учебную Библию, чтобы разобраться. Многое можно сделать для того, чтобы проникнуться атмосферой тех дней.
Для этого сейчас все есть: и книги, и кино, и радио, и телевидение. Конечно, если человек обладает временем, силами — можно поучаствовать и в какой-то благотворительной деятельности, и поехать куда-то в социальные учреждения, и посетить своих собственных друзей и домашних, родственников, нуждающихся в помощи, помочь в чем-то к Пасхе, купить что-то. Страстная седмица Можно сделать многое, но все-таки эту неделю лучше посвятить себе, своей душе. Посвятить покаянию и проникновению в смысл происходящего. Если человек только воцерковляется, то есть только начинает свой церковный путь, то тогда, конечно, учиться, учиться и учиться. И потихонечку традицию осваивать.
Если человек все это уже знает, то тогда он может как-то себя посвятить тому, чтобы посетить нуждающихся и что-то делать доброе. В Страстную неделю лучше сосредоточиться, а не распыляться на сто дел.
Это символ нераскаявшихся душ. На церковной службе единственный раз в году именно в этот день начинается ритуал мироварения. Три дня священнослужители будут делать особое масло — миро, которое затем используется во время крещения. Стоит отметить, что в России изготавливают этот необычный состав из 50 трав и масел только в Москве — в малом соборе Донского монастыря. Затем миро поступает во все регионы страны. Читайте также: Растем быстрее и дышим чаще: 13 интересных фактов о весне Великий вторник Верующие вспоминают последнюю проповедь Иисуса, когда он рассказал о воскрешении мертвых и Страшном суде, который ждет всех грешников. Великая среда День предательства Иуды. Ученик Христа продал своего наставника всего за 30 сребреников.
В среду православные вспоминают легенду, когда грешница омыла ноги Иисуса, совершив обряд помазания миром.
Страстная неделя: значение в православии и как ее нужно провести
С 18 по 23 апреля православные отмечают Страстную седмицу, или Страстную неделю. Страстной неделей или Страстной Седмицей называют последнюю неделю перед Пасхой. страстная неделя Христа - почему ее так называют? Таким образом, название "Страстная неделя" объясняется тем, что этот период посвящен страданиям Иисуса, которые были перенесены им ради спасения человечества.
Страстная неделя — как ее провести?
Страстная неделя, также известная как Страстная неделя, символизирует последние дни Иисуса Христа, ведущие к его распятию и воскресению. С понедельника, 26 апреля, у православных идет Страстная неделя, которую также называют Страстной седмицей Великого поста. Каждый день на Страстной неделе называется великим и посвящён событиям из жития Спасителя. С понедельника, 10 апреля, у православных идет Страстная неделя, которую также называют Страстной седмицей Великого поста. Почему неделя называется Страстной. Неделя названа так, потому что это были последние дни земной жизни Иисуса, наполненные страданиями.
Страстная неделя
Великий вторник На второй день Страстной недели верующие вспоминают проповеди Христа в Иерусалимском храме и вне его. Уже тогда первосвященники, слыша, что говорит Иисус, хотели схватить и убить его, но пока не решались открыто нападать, боясь протестов народа, который принял Христа как пророка. Согласно Евангелию, в Великий вторник Христос рассказал ученикам о своем втором пришествии, а также поведал две притчи: о десяти девах и о талантах. Притча о талантах В идейном смысле эта история является продолжением притчи о проклятой смоковнице. Ее основной посыл — каждый человек должен приносить свои «плоды» и приумножать дарованные ему свыше способности через труд и самореализацию. А того, кто не захотел трудиться и взращивать пусть даже небольшое свое дарование, ждут несчастья и бедность. Талант здесь — это прежде всего монета, которая использовалась в античные времена в Европе, Передней Азии и Северной Африке. Но в переносном смысле его можно трактовать и как дарование, способности.
Притча Христа о талантах В Евангелии от Матфея упоминается история о том, как один богатый человек, отправляясь в другую страну, призвал своих рабов и каждому раздал таланты по силам — одному дал пять талантов, второму — два, а третьему — один. Получивший пять талантов смог употребить их в дело и заработал еще столько же. Получивший два таланта тоже смог заработать еще два, благодаря дарам от хозяина. А получивший один талант закопал свой дар в землю. Некоторое время спустя господин вернулся и потребовал отчет у своих рабов. Первых двух он похвалил. Третий же прогневал своего хозяина тем, что побоялся потерять свой талант, закопал его в землю и вместо того, чтобы реализовать дар, просто вернул господину его же монету.
Тогда хозяин приказал отобрать талант у раба и выбросить его во тьму. Притча также подробно изложена в Евангелии от Матфея. Свое второе пришествие Иисус описал через ритуал пришествия жениха в дом невесты, которая ждет его, окруженная подругами. Так как ритуал проводили ночью, подруги встречали жениха с горящими светильниками. Притча Христа о десяти девах и о Страшном суде «Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху», — говорится в Евангелии. Из этих десяти дев пять было мудрых, а пять — неразумных. Вторые взяли с собой светильники, но не запаслись маслом на случай, если жених задержится.
Мудрые же наполнили свои сосуды маслом. Жених действительно задерживался, поэтому девы постепенно задремали. В полночь раздался крик о том, что жених идет и пора выходить ему навстречу. Тогда неразумные девы стали просить мудрых поделиться маслом, ведь их светильники начали угасать. На что мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Правда, пока пять неразумных девушек ходили за маслом, жених уже пришел — готовые вошли с ним на пир, и двери дома затворились. Опоздавшие девы стали стучаться и тоже проситься на пир.
На что жених ответил: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий». Считается, что таким образом Иисус объяснил ученикам, как важно готовиться ко Второму пришествию, ведя праведную жизнь. Фарисеи, услышав притчи Христа, захотели его опорочить и донести на него властям. Тогда они спросили Христа «Как ты думаешь, позволительно ли давать подать кесарю или нет? Однако Христос вместо ответа показал фарисеям римский динарий и спросил, что они видят на нем — на монете был изображен кесарь, о чем и сказали фарисеи. Миропомазание Христа Согласно Евангелию от Матфея, ночь со вторника на среду Христос провел в Вифании — небольшом поселении близ Иерусалима.
Он поведывал о талантах, о том, как воскрешал мертвых, и о Страшном суде, который ждет. Великая среда Великая среда — день предательства Иудой Христа. Ученик Мессии продал наставника за 30 сребреников, указав на него преследователям в Гефсиманском саду. В храме последний раз на Страстной неделе читается молитва с поклонами. Также в Великую среду верующие стараются исповедаться. Великий четверг В Великий четверг вспоминают в богослужении важнейшее евангельское событие: Тайную вечерю, на которой Господь установил новозаветное таинство Святого Причащения Евхаристии и совершил омовение ног учеников. Этот день также называют Чистым четвергом — с него начинается подготовка к Пасхе. При этом "чистый" он не потому, что в этот день топят бани и делают уборку дома, а потому, что люди приходят причащаться. Вечером в церквях начинается одна из самых длинных служб в году Двенадцати Евангелий, на которой вспоминают страдания Христа. Великая пятница Великая пятница — день траура и скорби.
Воспоминание Тайной Вечери Память блж. Матроны Московской Литургия свт. Василия Великого кафизмы отменяются до Фоминой недели за исключением 17-й кафизмы на утрене Великой Субботы. Чин умовения ног - при Архирейском служении. Вечером - утреня Великого Пятка. По Уставу на трапезе растительная пища с елеем. Строгий пост полное воздержание от пищи. Во второй половине дня совершается Вечерня, на которой из алтаря износится Святая Плащаница. Василия Великого, по окончании которой возносится молитва "О мире на Святой Земле" см. Впрочем, многие стараются приобщиться именно в Великий Четверг ввиду особой значимости этого дня. Однако, нет запрета на Причастие также в Понедельник, Вторник, Среду, а также Субботу — собственно, ради Приобщения верных и служатся литургии. Если христианин в состоянии приготовить душу к частому Причастию , он может делать это столько раз, сколько необходимо. Но, конечно следует избегать формальной подготовки к Таинству. А приступать ли всякий раз перед Причастием к Исповеди , если на Страстной причащаешься несколько раз — решить может только знающий верующего священник. Далее чуть подробнее о евангельских событиях, службах и питании с указанием степени поста по Типикону на каждый день в последнюю неделю Поста перед Пасхой. На трапезе - сухоядение Утром - Литургия Преждеосвященных Даров. Вспоминаем: 1. Иосифа Прекрасного, которого, продали в Египет за 30 сребреников старшие братья, злобясь за особую любовь к нему отца. Иссушение Господом покрытой богатой листвой, но бесплодной смоковницы, служащей образом лицемерных книжников и фарисеев, которые не принесли истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Две притчи о винограднике.
Поэтому Страстная неделя в Церкви говорят "седмица" - это неделя перед Пасхой, когда мы вспоминаем Страсти страдания Господни: предательство Христа Иудой; одиночество и молитву до кровавого пота в Гефсиманском саду; арест и несправедливое осуждение Христа на Крестную смерть; отречение от Него самых близких учеников; Крестный путь - то есть, буквально, дорогу с Крестом на спине на Голгофу; Распятие и смерть на Кресте; погребение и трехдневное сошествие Христа в ад в Церкви говорят "сошествие во ад". Каждый день Страстной недели получил два названия - Великий или Страстной, причем, чтобы подчеркнуть значимость, имя дня пишут с прописной буквы. Цель Страстной недели - приблизить нас к пониманию того, что Иисус совершил ради людей. Как поститься на Страстной неделе? Пост в Страстные дни держат даже те верующие, кому не удалось пройти сорокадневный путь Великого поста. По монастырскому уставу с понедельника по пятницу едят только хлеб, овощи, фрукты, орехи, в Страстную пятницу не едят вообще - в знак скорби: Иисус в этот день был распят и испустил Дух. В Страстную субботу позволяется пища с растительным маслом. Понятно, что в сам праздник Пасхи, то есть после праздничного богослужения в ночь с 23 на 24 апреля пост отменяется. Нет поста и всю следующую неделю за днем Пасхи, называемую Светлой с 25 по 30 апреля. Снисходя к немощи больных или тяжело работающих людей, Церковь допускает для них послабления. Как учат святые, "мы не телоубийцы, то есть не убийцы тела, мы убийцы греха". Когда красить яйца, готовить куличи и пасхи? Когда их освящать? Если быть точными, не освящать и не святить, а получать благословение на непостную пищу - яйца, творожную пасху, сдобные куличи, мясное. Слова "освящать" или "святить" в данном случае употребляются не точно: ни яйца, ни буженина, ни даже кулич святынями после окропления их святой водой не становятся, мы просто получаем благословение на то, чтобы съесть это все в праздник. Но в быту используется именно слово "освящение". Освящают яйца с куличами и пасхами в Страстную субботу, для тех, кто не успел, - в воскресную ночь, после Пасхального богослужения или в Светлое Воскресенье утром.