Варианты расширения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба вызывают споры.
Поделиться
- Владимир Путин: решение по запуску третьего этапа развития БАМа и Транссиба принято
- Перспективы развития байкало амурской магистрали кратко
- Расширение Байкало-Амурской магистрали
- Модернизация БАМа открывает российским регионам доступ к растущим рынкам Восточной Азии
- Природные условия
Указ президента России о БАМе и Транссибе выполнят в 2024 году
Желдорвойска за последние годы получили большой опыт таких спецзадач. Например, проложили большой участок — 250 километров - железной дороги в обход Украины на год раньше планового срока. Они уложили с 1974 по 1989 год около 1,5 тысяч километров главного пути - почти треть всей протяженности БАМа. Включая и 1227 мостов. Сейчас там трудиться будут 3-4 тысячи спецов из Желдорвойск. И условия у них будут уже не такие сложные, как в ХХ-м веке.
Сейчас идет строительство железной дороги на участке Кызыл—Курагино, к угольным месторождениям Тувы. Участие наших военных в решении экономических, экологических и других проблем государства - это уже традиция нашей армии. А что, армия могла равнодушно взирать на то, как Хабаровску и другим городам грозило наводнение? Как горят леса в Сибири? Если у армии была возможность в период пандемии построить более 30 специальных госпиталей для гражданского населения, она сделала это.
А если ледоход ломает мосты на реках и десятки тысяч людей оказываются отрезанными от "большой земли"?
Помимо этого, на большом интерактивном экране представят экономический и инвестиционный потенциал региона, в том числе крупнейшие инвестиционные проекты в сфере энергетики и газохимии, сельского хозяйства и животноводства, добычи полезных ископаемых, транспорта и логистики. На третьем этаже для посетителей подготовят зону отдыха и переговоров. Рядом с павильоном установят арт-объект: ксилофон в виде инвестиционного символа Амурской области.
Гости также смогут забрать с собой региональный сувенир — монету с символикой Амурской области. Помимо этого, у всех посетителей павильона будет возможность познакомиться и приобрести продукцию бренда «Сделано в Амурской области». В свою очередь, на ярмарке мастеров посетители смогут приобрести работы амурских мастеров декоративно-прикладного искусства в стилистике регионального бренда, посвященные 165-летию Амурской области и преддверию 50-летия БАМа. Инсталляция возле павильона будет посвящена вкладу Приамурья в СВО.
Сотрудники медакадемии представят свои цифровые устройства, которые помогут в оказании первой помощи и мониторинге здоровья. Такие разработки смогут подсказать уровень нагрузки для спортсменов и военных, в том числе при выполнении военных задач с риском получить ранение. Смарт-браслет и смарт-брелок передадут биометрические и личные медицинские данные человека.
Новые ветки БАМа — это увеличение грузопотоков, рост экспорта к нашим партнерам в страны Азии. И, конечно, стимул для создания тысяч рабочих мест и развития промышленности всего восточного региона. Для этого на базе передовых технологий намерены реализовать планы ускоренной модернизаций БАМа и Транссиба развития всего восточного полигона железных дорог", — подчеркнул Путин. Благодаря новому строительству и модернизации БАМа, пропускная способность железных дорог в Забайкалье и на Дальнем Востоке вырастет почти вдвое.
БАМ у нас уже, если в этом году провозная способность будет 180 млн тонн, 210 млн будет уже в 2030 году", — сообщил министр транспорта Виталий Савельев. БАМ 2. Ведь кроме железных дорог, вдоль магистрали будут возводить сотни инфраструктурных объектов — школы, больницы, детские сады. А это тысячи новых рабочих мест в Сибири, Забайкалье и на Дальнем Востоке. То есть перевозки, которые, вы же понимаете, ситуация, которая сложилась, он, во-первых, очень большую роль играет, то, что необходимо увеличить объем перевозок именно по БАМу и Транссибу", — заявил строитель БАМа Ахит Гишлакаев. История повторяется.
Об этом ИА YakutiaMedia сообщили в пресс-службе регионального правительства. Это сделано в рамках задач, поставленных Президентом России Владимиром Путиным по развитию инфраструктуры и транспортной безопасности страны. Укладка последнего звена на пути к грузовому терминалу напрямую влияет на успешное выполнение наших масштабных планов по социально—экономическому развитию Якутии, на снижение цен, оптимизацию логистических путей доставки грузов. В Нижнем Бестяхе теперь создан очень важный для республики и всего Дальнего Востока мультимодальный транспортный комплекс, который даст мощный толчок развитию экономики региона", — подчеркнул премьер Якутии.
Он отметил, что по поручению Главы Якутии Айсена Николаева в республике активно развиваются мультимодальные транспортные перевозки.
Модернизация БАМа открывает российским регионам доступ к растущим рынкам Восточной Азии
Сюда придут инвесторы, появятся новые рабочие места, прибавятся налоговые поступления в бюджеты разных уровней, которые в первую очередь пойдут на социальную сферу. В этом году вся страна будет отмечать 50-летие с начала строительства БАМа. Символично, что свой юбилей магистраль встретит, имея огромные перспективы развития, — сказал Василий Орлов.
Разрабатываем концепцию павильона, программу встреч и переговоров, чтобы по максимуму использовать огромные возможности ВЭФ. В этом году центральной линией нашей концепции будет 165-летие Амурской области.
Мы покажем нашу богатую историю и не менее богатые перспективы», — добавил он. Первый этаж павильона будет посвящен истории строительства Байкало-Амурской магистрали. Посетители смогут познакомиться с историй города Тынды — столицей БАМа, узнать о значимых для строительства магистрали людях. Приобщиться к атмосфере того времени поможет стена «Радио БАМ», где можно послушать радиоэфир с музыкой тех времен.
В романтику железнодорожных путешествий погрузит настоящее купе, макет которого в натуральную величину разместят в павильоне. В центре экспозиции по миниатюрным путям БАМа будет курсировать поезд, который остановится на ключевых станциях, где будут объявляться их названия и излагаться интересные факты об этих местах. На втором этаже павильона на выставочном стенде «Благовещенск — столица российско-китайской дружбы» посетители смогут познакомиться с фотографиями уникальных международных спортивных и культурных мероприятий — Российско-китайским фестивалем зимних видов спорта, Российско-китайской ярмаркой культуры и искусства и другими. Гостям также расскажут о том, как развивается трансграничная агломерация Благовещенск — Хэйхэ, какие возможности перед туристами и предпринимателями открывают инвестиционные проекты в сфере транспорта и логистики.
Это 340 километров пути. К работе приступают уже 5 апреля. Эта новость вызвала много вопросов. Отвечаем на самые важные. Чем вызвано возвращение к строительству БАМа?
Модернизация БАМа и Транссибирской магистралей входит в долгосрочную программу развития железных дорог до 2025 года. Станции Улак и Февральск — подъездные к крупным месторождениям угля - Эльгинскому и Огоджинскому. Без БАМа невозможно их развивать. А главная причина «удвоения» БАМ — его чрезмерная загруженность. Например, через станцию Тында в сутки проходит 2000 вагонов!
Плюс это еще и большая транзитная магистраль. Сегодня один Транссиб, построенный еще в царские времена, уже явно не справляется с потоком товаров из Китая а ведь в регионе еще и Япония с Южной Кореей в Европу.
Если есть проблемы с первым этапом модернизации ВП, то что же будет со вторым? Он стартовал с 2021 году и рассчитан по 2024 включительно.
По планам, грузопотоки на БАМе и Транссибе должны увеличиться до 180 млн тонн. Объёмы перевозок за последние годы заметно выросли и продолжают увеличиваться, а значит, загрузка магистралей гарантирована на годы вперёд. Учитывая эти перспективы, нам нужно чётко определиться с параметрами третьего этапа развития БАМа и Транссиба, в какие сроки, по каким направлениям и в каком точно объёме будет увеличиваться их провозная способность. Обращаю внимание коллег в Правительстве и в «РЖД»: в этой работе важно обеспечить стыковку планов железной дороги и отправителей грузов, владельцев морских портов, строителей смежной инфраструктуры, включая энергетические мощности и сети, а также развитие пограничных переходов.
Фото: РИА Новости При этом нужно не только добиваться поставленных ориентиров, но, что называется, закладывать резервы мощности, чтобы при необходимости в сжатые сроки, с небольшими затратами расширить возможности железных дорог. Добавлю, что при строительстве новых объектов нельзя забывать о действующей инфраструктуре, о её поддержании в нормативном состоянии. Здесь также есть проблемные участки». При этом вновь хочу подчеркнуть: приоритет должен быть один — эффективное развитие железнодорожной сети Восточного полигона, своевременное наращивание провозной способности его магистралей в интересах всей страны, всех наших регионов, всей отечественной экономики, а значит, и наших граждан, так как новая инфраструктура означает дополнительные рабочие места, рост доходов семей, широкие перспективы для бизнеса, для обновления облика городов и посёлков», — отметил Владимир Путин.
Своими цифрами и прогнозами, выходящими за рамки Восточного полигона», поделился первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. По Азово-Черноморскому коридору перевозки достигнут 220 млн тонн, по международному транспортному коридору МТК «Север — Юг» — более 19 млн тонн. Развернута системная работа по приоритетным международным транспортным коридорам на основе утверждённых правительством в декабре прошлого года "дорожных карт". Ход их исполнения рассматриваем регулярно, два раза в месяц, на штабе по транспортно-логистическим коридорам.
Всего в этом году по ним суммарно будет перевезено более 550 млн тонн грузов. Белоусов также отметил важность работы РЖД на Восточном направлении. В этом году вышли на цифру в 173 млн тонн провозных мощносте. А в следующем — на обозначенные в указе президента Российской Федерации 180 млн тонн», — сказал Белоусов.
Тема расширения магистралей днём позже в интервью «России 24» продолжил вице-премьер Марат Хуснуллин. Он также присутствовал на совещании у президента. И по его итогам обрисовал планы по третьему этапу развития Восточного полигона. Решение принято.
В каком формате, в каком объёме будет — нам дано правительством поручение посчитать до марта следующего года», — ответил вице-премьер. Нам сейчас нужно достроить II этап, запустить в следующем 2024 году и уже приступить к реализации III этапа. Потому что коридор на Восток — он самый важный, и сейчас все силы нужно бросить именно туда», — подчеркнул он. Марат Хуснуллин.
Эксперт направления “Народный фронт. Аналитика” о расширении Байкало-Амурской магистрали
Эксперт направления “Народный фронт. Аналитика” о расширении Байкало-Амурской магистрали | Крупнейшие инвестиционные проекты, историю строительства Байкало-Амурской магистрали и перспективы развития трансграничной агломерации Благовещенск – Хэйхэ представит Амурская область на выставке «Улица Дальнего Востока», которая состоится. |
Инфраструктурная революция: Расширение Байкало-Амурской магистрали - Журнал «Инженерная защита» | Об этом ИА YakutiaMedia сообщили в пресс-службе регионального правительства. "В Нижнем Бестяхе произошла историческая стыковка БАМа с крупнейшей речной артерией страны, а по сути — с Северным морским путем. |
«Огромные перспективы»: что принесет модернизация БАМа амурчанам
Модернизация Байкало-Амурской магистрали открывает новые возможности для многих российских регионов и доступ к растущим рынкам Восточной Азии. БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности. Президент России Владимир Путин перед концертом, посвященном 50-летию начала строительства Байкало-Амурской магистрали, рассказал о ее значении для страны и перспективах развития.
РЖД к 50-летию БАМа открыли новые объекты на Восточном полигоне
Как железные дороги сделали Дальний Восток российским | БАМ тоже постепенно электрифицируют, поскольку электровозы быстрее и экологичнее тепловозов. |
Путин обозначил задачи по дальнейшему развитию БАМа | Президент России Владимир Путин ранее выразил уверенность в том, что все планы по развитию Байкало-Амурской магистрали будут реализованы. |
Расширение Байкало-Амурской магистрали | Да и госпрограмма по модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской магистрали постепенно воплощается в жизнь. |
Развитие БАМа и Транссиба – мощная поддержка Дальневосточного региона
амурская область. бам. Крупнейшие инвестиционные проекты, историю строительства Байкало-Амурской магистрали и перспективы развития трансграничной агломерации Благовещенск — Хэйхэ представит Амурская область на выставке «Улица Дальнего Востока», которая состоится 10–17 сентября. Байкало-Амурская магистраль: В Хабаровском крае запустили движение по новому участку БАМа, Российский каучук расколол Евросоюз, Чем закончится схватка. На всем протяжении Байкало-Амурской магистрали предстоит проложить вторые пути, заявил Владимир Путин на концерте по случаю 50-летия начала строительства БАМа. Варианты расширения Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба вызывают споры. — На территории Амурской области активно строится вторая ветка БАМа, открываются новые железнодорожные тоннели.
Зачем России БАМ, и почему его достраивать будут военные
За счет комплексной модернизации двух основных веток — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — пропускная способность железнодорожной сети должна увеличиться почти вдвое, с 75 до 180 миллионов тонн, транзитный контейнеропоток. Байкало-Амурская магистраль — по-настоящему всесоюзная стройка, в строительстве магистрали принимали участие люди 70 национальностей, а всего в разные годы здесь работало до двух миллионов человек. Байкало-Амурская магистраль — по-настоящему всесоюзная стройка, в строительстве магистрали принимали участие люди 70 национальностей, а всего в разные годы здесь работало до двух миллионов человек. Страна и мир - 29 августа 2023 - Новости Читы - — На территории Амурской области активно строится вторая ветка БАМа, открываются новые железнодорожные тоннели. "В 2023 году на участках Байкало-Амурской магистрали в границах ВСЖД запланировано строительство 35 объектов инфраструктуры.
Провозная способность БАМа вырастет до 180 млн тонн в 2024 году / РЕН Новости
Что ещё сказал президент, выступая в честь 50-летия начала строительства БАМа: — в текущем году провозная способность магистрали составила почти 42 млн т, за последние 12 лет она выросла в три раза; — на всём протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути и ввести в строй более 300 инфраструктурных объектов, включая дублёр Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур; — особое внимание будет уделяться повышению качества жизни людей в населённых пунктах, завязанных на БАМ; — на основе проработанных мастер-планов получат долгосрочное развитие опорные точки — столицы БАМа: Тында и Северобайкальск Последние записи:.
Кроме того, на станции Юктали и разъезде Вельбеткан удлинили пути и добавили порядка 12 стрелочных переводов для приёма поездов, состоящих из 71 вагона. РЖД в настоящее время реализуют второй этап развития Восточного полигона, в который входят БАМ и Транссиб, стоимостью 1,1 триллиона рублей.
В 2024-м должен закончиться второй этап модернизации. Президент России Владимир Владимирович Путин своим указом обозначил целевые показатели, которые должны достичь железнодорожники к этому сроку.
Пять машин поступило в НКПС в конце лета 1937 года, позже дополнительно было заказано ещё два самолёта, они прибыли в распоряжение ведомства в 1939 году. Также изысканиями и проектированием с 1938 года занималось Томское бюро изысканий Сибтранспроекта , переданное в БАМтранспроект и переименованное в Томское отделение БАМтранспроекта. В 1938 году на строительстве работало более 150 тысяч заключённых [25]. В 1939 году начались подготовительные работы на восточном участке от Комсомольска-на-Амуре до Советской Гавани. В январе 1942 года по решению Государственного комитета обороны с построенного к этому времени участка Бам — Тында были сняты звенья пути и мостовые фермы для строительства железнодорожной линии Сталинград — Саратов — Сызрань — Ульяновск Волжская рокада [26] [27]. До расформирования Амурлага в апреле 1953 года были отсыпаны насыпи на всём участке, уложены пути, построены мосты на участке Комсомольск-2 — Берёзовый Постышево. Участок эксплуатировался Комсомольским объединённым хозяйством железнодорожного транспорта, контора и депо которого находились в посёлке Хурмули Комсомольского района. Участок Комсомольск-на-Амуре — Советская Гавань сдали в эксплуатацию в 1945 году. В июле 1951 года на полном протяжении линии Тайшет — Братск — Усть-Кут Лена прошёл первый поезд, а в 1958 году участок был сдан в постоянную эксплуатацию. При этом в результате строительства Братской ГЭС был разобран и затоплен участок длиной 140 км с мостом через Ангару — он попал в зону затопления Братского водохранилища.
Эксперт направления “Народный фронт. Аналитика” о расширении Байкало-Амурской магистрали
Первые работы на БАМе, проходящим намного севернее, начались уже в 1971 году. Во-вторых, предполагалось, что Байкало-Амурская магистраль даст стимул развитию труднодоступных регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом речь не шла только о вывозе природных ресурсов на экспорт. По всей протяженности БАМа должны были быть построены от 9 до 11 мощных территориально-промышленных комплекса, которые дали бы высококвалифицированные рабочие места, вокруг появилась бы соответствующая инфраструктура. Увы, но реально был построен только Южно-Якутский угольный комплекс. Жилье для работников БАМа строилось временное, оно сильно обветшало и местами просто разваливается. Из узловых поселков фиксируется постоянный отток населения.
Не сработал и «фирменный рецепт» отечественных либералов: передать месторождения природных ресурсов в частные руки, чтобы все «залетало». Оживление идет только на Эльгинском угольном месторождении, откуда сырье идет на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Геополитическая увертюра История двух магистралей — Транссиба и БАМа — параллельна, как они сами, а их предыстория и вовсе едина.
Выбирая трассу Транссиба, полковник Генштаба Николай Волошинов продрался сквозь тайгу и южнее, и севернее Байкала, дав заключение о варианте будущего БАМа: «Невозможно». Кстати, это Волошину принадлежит известная фраза: «Все державы мира с завистью смотрят на наш Владивосток! Но главное, он известен трудами по удержанию за Россией города и шире — ее востока.
Иртыш, Обь, Енисей пересекались землепроходцами в едином порыве. Следующая великая река Лена словно вступала в игру: «Вам на восток? И шедший «встречь солнцу» оказывался на 1000 км восточнее, но и на 900 севернее.
А после Якутска «игры кончены». Врезавшись в Верхоянский хребет, Лена резко поворачивает, сначала даже 200 км на Запад, потом строго на Север. Отрог Верхоянского хребта Джугджур, так мощно развернувший течение Лены, отделил ее от Тихого океана.
Прошедшие, порой проползшие, Джугджур основали Охотск, далее — Петропавловск-Камчатский, а совсем уж далее — Новоархангельск Аляска. И вся связь с Россией — выход к Тихому океану — была одна: горная, вьючная тропинка Якутск—Охотск, 1261 км лишь в наши дни там проложили дорогу. Для строительства кораблей приходилось в Якутске канаты разрезать, якоря распиливать, тащить порой на руках и заново паять в Охотске, из-за чего они сильно теряли в прочности.
Пушки не вытянуть. Меха везли в Кяхту вьюками по два года, сильно теряя в качестве, цене. Русский Дальний Восток держался на честном слове.
Но невероятным трудом, порой гениальными экспромтами например, место перехода Оби инженер Гарин-Михайловский перенес на сотни километров южнее, а КВЖД отсутствовала в планах, пока амурский участок не уперся в мерзлоту, скалы самая длинная в мире железная дорога, Транссиб, построена за 23 года. Первый японский выстрел прозвучал менее чем через пять месяцев, а переброска одного армейского корпуса 30 тыс. БАМ оставался где-то за горизонтом.
Но не поспей он пустить дорогу за пять месяцев до войны, «исконно-русский» амурский вариант просто некуда было бы вести. Без прибывшей нашей армии Япония овладела бы Дальним Востоком даже не военной, а полицейской операцией. В темпе первых пятилеток Но в 1926 году государство вернулось к проекту.
Постановление 1932 года «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги»: начать в 1938 году; конечный пункт — пристань Пермская, будущий Комсомольск-на-Амуре. Плановый срок сдачи: 1 ноября 1945 года! В 1935 году на стройке были заняты: 162 390 заключенных, 2405 вольнонаемных, 6534 сотрудника военизированной охраны, из них 3874 тоже заключенные… И с той же вечной срочностью в 1942 году с готового участка БАМ—Тында сдирали рельсы, мостовые фермы.
Была сдана во временную эксплуатацию треть магистрали, 1132 км, частично освоена прилегающая территория. Но в 1953 году эти стройки закрыли, жизнь БАМа замерла на десятилетия. Мерзлота, внезапные грязевые потоки, реки, меняющие русла, скалы — все это не позволяло при строительстве БАМа утвердить «окончательный план».
Половина прироста грузооборота — на Дальнем Востоке. Мировое экономическое лидерство переходит к странам тихоокеанского побережья, выход к которым, наше историческое достижение, держится на одной нитке Транссиба, проходящей порой в километре от границы. Геологи говорят об уникальных даже для Сибири богатствах края.
БАМ объявлен стройкой века. Экстремальные условия продиктовали революционные научно-технические решения для тоннелестроения, технологий отсыпки земляного полотна и буровзрывных работ, к тому же в условиях вечной мерзлоты. Разработана принципиально новая конструкция фундаментов опор мостов.
Трассу поделили от Тынды примерно поровну: с запада от Байкала идут комсомольцы, с востока от Амура — военные железнодорожники.
В том же месте, полвека спустя В Кремлевском дворце 23 апреля собрались представители трех поколений, возводивших главную транспортную артерию страны. Фойе дворца украсили памятными фотографиями времен строительства магистрали, для гостей играл оркестр. Спустя несколько дней, 27 апреля, по окончании съезда, первый всесоюзный отряд прямиком из дворца отправился на Ярославский вокзал, а дальше — на восток страны. Они уезжали строить легендарную магистраль, выбрав для себя судьбу первопроходцев, — сказал Владимир Путин на торжественной церемонии. Для этого уже подготовлено около тысячи гражданских специалистов Президент вручил госнаграды представителям транспортной отрасли, которые внесли весомый вклад в создание магистрали. Он напомнил, что в этой работе были задействованы около 2 млн человек.
Для многих строительство БАМа и работа на магистрали стала делом всей жизни. Кроме того, магистраль возводили бригады со всего СССР. Станцию и поселок Кунерма строили рабочие из республик Северного Кавказа, — рассказал «Известиям» зампред комитета ГД по промышленности и торговле Александр Спиридонов.
Магистраль оказалась нужна и при капитализме. Но, с другой стороны, роль этой магистрали уже не та. Ресурсы осваиваются, международные связи развиваются, но уже не столько на пользу всего народного хозяйства страны да его и нет, народного-то , сколько на пользу некоего узкого круга «олигархов». В конечном счёте — «внешний управляющих», поставленных «Глобалией» для контроля над захваченными в результате уничтожения Советского Союза и «приватизации» ресурсами страны. Говорит Юрий Крупнов, председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, руководитель Рабочей группы Совета ТПП РФ по промышленному развитию и повышению конкурентоспособности экономики России «Приоритетные проекты развития промышленности и агропромышленного комплекса»: «— БАМ — это грандиозное наследство, которое оставил нам великий Советский Союз, так как в военном плане он обеспечивает транспортно-рокадный резерв Транссибу, а в экономическом плане позволяет вводить в хозяйственный оборот колоссальную россыпь месторождений — не случайно одно из метких определений БАМа, что это территория природных ресурсов из всей таблицы Менделеева, по которой сверху положены рельсы. Не менее значимо, что БАМ к 1980-м годам окончательно превратил наш Дальний Восток в базово развитый плацдарм, принципиально сопоставимый с Европейской частью страны.
И это значит, что БАМ заложил возможность и необходимость переноса столицы страны на Восток за Урал, что и необходимо будет сделать в ближайшие пять лет. Чтобы сделать следующий шаг в развитии БАМа, требуется продолжить Амуро-Якутскую магистраль до Магадана и далее, вывести железнодорожные пути на Северо-Восток страны, организовав транспортно-логистический коридор «Восточная Сибирь — Охотское море», стыкующий также и федеральные автомобильные трассы «Колыма» и «Вилюй». Здесь критически срочно необходимо построить рядом с Якутском железнодорожно-автомобильный мост-плотину через р. Также требуется построить мост на Сахалин, связав Сахалинскую железную дорогу с новой железной дорогой от Лазарева до Комсомольска-на-Амуре. Тогда мы достойно продолжим ту величественную работу, которая была начала полтора века назад и резко продвинута в советский период». Отметим упомянутую Ю. Крупновым идею переноса столицы России на восток, в Сибирь — речь об этом ведётся уже давно и учёными, и политиками, и публицистами, да только всё никак не перейдёт в практическую плоскость. Конечно, где конкретно быть новой столице, должны решать специалисты. Я, не будучи профессиональным географом или экономистом, склоняюсь к менее «экстремальному» варианту переноса — куда-нибудь в район Урала, к его западным или восточным предгорьям.
Но одним из возможных вариантов для размещения новой столицы России мог бы стать и Тайшет, лежащий у «основания» БАМа. Формально дорога от Тайшета до Лены к Байкало-Амурской магистрали не относится, но по сути это её начало. А к юго-западу от Тайшета её продолжением служит линия Тайшет-Абакан, «Трасса мужества», строительство которой в 1958-1965 годах стало как бы репетицией строительства БАМа. Таким образом, в Тайшете — перекрёсток двух важнейших линий, стягивающих транспортную систему Сибири в единый каркас. Даже без переноса столицы роль Тайшета в этой системе огромна и при надлежащей загрузке БАМа и Транссиба будет только возрастать. Чароит и Беркакит Вновь процитируем упоминавшегося уже Л. Шинкарёва: «Хозяйка Медной горы перебралась в Восточную Сибирь и почему-то предпочла места, прилегающие к Байкало-Амурской железной дороге: юг Якутии, север Иркутской области, Муйская долина… В сибирских горах нашли цветные камни, прежде неизвестные на территории Советского Союза». Добавим: и мира. Например, речь идёт о чароите, открытом в 1960 году на границе Якутии и Иркутской области.
Сейчас этот невероятной красоты минерал — чуть ли не обязательный сувенир для любого прибывающего в наш регион туриста… Может быть, это неожиданная аналогия, но к красоте минералов можно добавить и красоту новых слов. Но этот язык — эвенкийский, принадлежащий к тунгусо-маньчжурской языковой группе. Так уж получилось, что почти вся трасса Байкало-Амурской магистрали прошла по районам, населённым эвенками. А самый восточный её участок населяют их родственники — нанайцы, язык которых относится к той же группе. Тунгусо-маньчжурские языки и их носители в третий раз вышли из глухой тайги на сцену всемирной истории. Современные маньчжуры в Китае родной язык утратили. А вот их северные родичи, никого не покорив, не исчезли и сами и даже вошли в мировую историю и географию, хоть и через посредство БАМа. Немного остановимся на «национальном аспекте». Ведь Советскую власть обвиняли и обвиняют в том, что она будто бы стремилась стереть национальные различия, вместо «цветущей сложности» народов и культур сделать что-то однообразное и усреднённое.
Так ли это? С одной стороны, формирование единого советского народа, сближение национальностей, рост числа межнациональных браков и т. С другой — ведь советский народ формировался не из инопланетян и не на основе какого-нибудь «эсперанто», а вокруг русского народа и на основе русского языка и русской культуры, которая обогащалась элементами иных национальных культур, отнюдь не теряя своей самобытности. Так, впрочем, было и до революции: природа русской цивилизации всегда была евразийской, Россия — не «государство-нация» западного типа, а «государство-цивилизация». Но в советское время этот естественный процесс «взаимного обогащения» существенно ускорился. В паспортах была графа «национальность», которая, конечно, способствовала самоидентификации каждого человека как представителя того или иного народа. Недаром нынешние власти эту графу ликвидировали — им-то как раз нужна неопределённая людская масса, не имеющая корней. По национальному признаку были образованы союзные и автономные республики, автономные области и округа. Поощрялись литература, печать, театр и кинематограф на языках различных, в том числе и немногочисленных народов.
И когда сейчас, вспоминая о советской эпохе, кто-то говорит: «Мы тогда даже и не думали, кто какой национальности», это, во-первых, сомнительный комплимент тому времени, а во-вторых, едва ли оправданный. Национальностью гордились. И настоящий интернационализм, настоящее уважение к другим народам может быть лишь при уважении к своему собственному народу и при знании и его, и других. Советский народ — это не «плавильный котёл» американского образца. Это общность более высокого уровня, не отрицающая этнические различия, а включающая в себя народы в их полноте при сохранении своеобразия каждого из них. И история БАМа — тому яркий пример. БАМ — от первого лица Чтобы побольше узнать о строительстве Байкало-Амурской магистрали «из первых уст», мы беседуем с иркутянином, членом контрольно-ревизионной комиссии областного отделения КПРФ Василием Антоновичем Швайкиным. В начале 70-х годов он был заведующим сектором ударных комсомольских строек Иркутского областного комитета ВЛКСМ, в 1971-м переехал в Братск и стал секретарём комсомольского комитета «Братскгэсстроя», потом работал на самом БАМе.