Новости пасха откуда пошла

Откуда пошла пасхальная традиция красить яйца? Еще одной традицией на Пасху у православных (и не только) является красить куриные яйца. Пасха священная нам показася; Пасха нова, святая; Пасха таинственная; Пасха всечестная; Пасха Христос Избавитель; Пасха непорочная; Пасха великая; Пасха верных; Пасха двери райския нам отверзающая; Пасха все освещающая верных. Христос воскресе из мертвых. Слово «Пасха» происходит от греческого pascha, где означает «избавление». В этот язык оно попало из арамейского, который был одним из основных ближневосточных языков, и там у этого слова было немного другое значение — «исход».

Пасха в 2024 году: когда красить яйца и печь куличи

Пасха: история, богослужение, традиции ПАСХА — это древнейший ведический праздник предков Славян.
История праздника пасха. Традиции и как правильно отмечать пасху. Культ богини Иштар, легенды о сотворении мира и первобога и традиция красить яйца: ищем языческие корни Пасхи и разбираемся, как это всё взаимосвязано.

Православная Пасха 2022: традиции и смысл праздника

Песах (Еврейская Пасха) — праздник, который отмечается еврейским народом в честь Исхода евреев из египетского рабства. Считается одним из самых важных праздников иудаизма. Некоторые считают, что обычай печь куличи на Пасху пошёл от евреев, которые пекли свой пасхальный хлеб, который называется маца. Это не так. Па́сха (др.-греч. πάσχα и лат. Pascha, от сир. ܦܨܚܐ; др.-евр. ‏פֶּסַח‏‎ [ˈpʲesəx]), также Воскресе́ние Христо́во (греч. Ἡ Ανάστασις τοῦ Ἰησοῦ Χριστοῦ). Песах отмечалась в память о том дне, когда бог уничтожил всех первенцев в Египте, кроме еврейских детей. Слово "Песах" буквально переводится как "прошёл мимо".

Пасха в 2024 году

В возрасте 80 лет пророк предстал перед правителем Египта, но как ни старался вразумить фараона, израильтяне оставались в рабстве. В наказание Господь послал на Египет десять казней: наказание кровью, нашествие жаб, нашествие кровососущих насекомых, наказание песьими мухами, мор скота, язвы и нарывы, гром и огненный град, нашествие саранчи, тьма египетская и, наконец, смерть первенцев. Ни жабы, ни кровавые реки, ни огненный град не напугали фараона. Только смерть собственного ребенка заставила правителя отпустить евреев. Страшная кара коснулась не всех: израильтян Моисей предупредил, что двери домов необходимо пометить кровью однолетнего непорочного ягненка, а само животное запечь и съесть в кругу семьи. Еврейские дома, выполнившие приказ Моисея, смерть не тронула. Когда израильтяне подошли к Красному морю, вода разверзлась и евреи прошли по дну.

После этих событий появился праздник Песах, он же Пасха, что дословно переводится с иврита как «миновавший, прошедший мимо». Это прямая отсылка к проходу евреев мимо воды по дну Красного моря. Связь с христианской пасхой. Христианская Пасха неразрывно связана с жизнью, смертью и воскрешением сына божьего Иисуса. Христос родился в небольшой деревушке Назарет, близ Вифлеема. Когда ему исполнилось 30 лет, он принял крещение на реке Иордан от Иоанна Крестителя.

Через три года Иисус собрал на пасхальном пиршестве 12 своих ближайших учеников, которым сказал, что вскоре один из них предаст его, тем самым предрек предательство Иуды.

Чтобы кулич при выпечке не опал, старались не садиться, пока он находится в печи. Неудачная форма куличей считалась плохой приметой, а если внутри готового кулича оказывались пустоты, это предвещало смерть одному из членов семьи. При изготовлении кулича принято было тщательно запирать двери, чтобы на процесс не смотрели чужие, иначе хлеб может не удасться. Кусочки кулича после Пасхи сушили и также использовали как обереги. В страстную субботу куличи и пасхальные яйца освящали. Яйца освящали не все, что успели покрасить, а только одно, три или пять. Именно этими яйцами семья разговлялась в пасхальное утро, их хранили как обереги и совершали с ними разного рода ритуалы, а остальные яйца просто ели, играли с ними или раздаривали.

В страстную субботу раньше жгли костры возле церквей — в память о схождении благодатного огня. Огонь при этом принято было добывать трением. В дальнейшем это пламя разносили по домам в качестве «нового» огня в печи или очаге, предварительно погасив «старый» огонь. Освящать в церкви пасхальную еду и приносить в дом «новый» огонь обычно поручали детям. Фото: Livejournal. По народным представлениям, если спать в эту ночь, то весь год проспишь, а у маленьких детей из-за этого, наоборот, будет бессонница. Тех, кто проспал всенощную службу в церкви, обливали водой. Воскресение Иисуса Христа из мертвых ассоциировалось у людей с всеобщим «пробуждением» и «бодростью», поэтому на Пасху «будили» трясли даже не плодоносящие фруктовые деревья.

Пасха считалась, прежде всего, семейным праздником, поэтому утром светлого воскресенья все члены семьи обязательно должны были собраться вместе за завтраком. Перед трапезой тщательно запирали все двери и ворота. В гости в этот день ходить было не принято — во всяком случае, не с утра. За завтраком члены семьи разговлялись освященными яйцами и куличом. Одно яйцо при этом могли разделить на маленькие кусочки между всеми домашними — это символизировало единство семьи. Таким же образом делили и кулич, причем его старались не резать, а разламывать. Кулич нужно было съесть в кругу семьи, посторонних им не угощали — для этого дополнительно пекли ещё несколько маленьких куличей. Александр Маковский «Пасхальный стол» 1915—1916.

Отчасти это делали для душ предков, которые в это время незримо присутствовали среди живых, а отчасти ради того, чтобы иметь сытую жизнь. Славяне верили, что Пасха определяет весь дальнейший год — говорили, что в пасхальную ночь Бог счастье делит. На Великдень люди одевались в новое платье и старались «обновить» домашние иконы, прибавив к ним новый образ. Считалось, что в ночь перед светлым воскресеньем происходят чудеса. Говорили, что в Пасху на восходе солнце «играет» — переливается разными цветами и прыгает, как молодой барашек. Умершие в Пасху, согласно народным представлениям, сразу отправлялись в рай. Нечистая сила, разгулявшаяся во время Страстной недели, в пасхальную ночь теряла свою силу — рассказывали, будто во время всенощной службы даже слышно, как черти стонут.

Тем не менее, широко праздновать пасху стали в ознаменование избавления еврейского народа от гнёта Египта. Фараон не хотел отпускать евреев на свободные хлеба, но удостоился гневу Бога.

Египет лишился всех первенцев в государстве, а в живых остались только иудеи. После этого, фараон принял решение отпустить евреев. В честь этого события иудейский народ стал каждый год приносить в жертву агнца. Именно этот ягненок и получил название «Пасха». Тут же можно отправиться к описанию событий от Матфея, Луки и Марка. Они описали ту самую Тайную Вечерю у себя в трудах. И описана была она, как праздничное пасхальное застолье, где на столе присутствовал пасхальный агнец. Напомним, Иисус на тот момент был вполне себе жив, здоров. Это было ещё до распятия и, тем более, его воскрешения.

И именно в ходе Тайной Вечери, по приданию, Иисус заменил собой значимость символа Пасхи.

Апостольская весть повернёт ход мировой истории. Но для того, чтобы апостолы могли стать свидетелями Воскресения «и в Иерусалиме, и во всей Иудее, и в Самарии, и до самого края земли», им самим надо было уверовать в реальность свершившейся победы над смертью. Естественным образом уверовать в это было практически невозможно. Требовалось сверхъестественное воздействие, убеждающее и неоднократное. Одной ангельской вести возле пустого гроба было недостаточно. Необходима была встреча с живым Господом Иисусом Христом. И вот Он является Своим ученикам и говорит с ними о Царствии Божием. Мы редко задумываемся над тем разочарованием, которое постигло учеников Иисуса Христа в день Его крестной смерти. Вид креста для нас стал чем-то обычным: крест лежит на престоле и стоит за престолом, он увенчивает здания храмов, изображается на знаменах, изготавливается из золота, серебра, украшается драгоценными камнями, носится как нательный крестик и как наперсный крест.

И мы с трудом можем представить себе тот ужас, который в древности вызывал вид креста. Даже слышать о кресте, — писал Цицерон, — унизительно для римского гражданина и вообще для свободного человека. Только на этом фоне мы можем понять, насколько абсурдным для античного мира казалось утверждение, будто некто распятый является Господом и Богом, и что Его смерть возвещается миру как спасительное событие! Но соблазном то есть скандалом крестная смерть Иисуса Христа была не только для Античного языческого мира, если он вообще о ней думал. Соблазном она была и для тех, кто сопровождал Его до Гефсимании, и кто совсем не был готов к такому концу. В ночь ареста все ученики разбежались. Оно началось уже с предсказаний Иисуса Христа о Его страстях. На пути в Иерусалим ученики никак не могут понять Его. Трижды говорит Он ученикам о том, что Ему предстоит. Каждый раз всё более открыто.

Но слух учеников был замкнут. Их занимали совсем другие проблемы, проблемы земной славы и власти Мк. То, что происходило потом, лучше всего предсказал Сам Иисус: «Все вы соблазнитесь о Мне букв. Они бежали не только из охватившего их естественного страха. Страсти и смерть Иисуса Христа были для них соблазном, разрушившим их надежду и веру. Теперь все их надежды рухнули. И вдруг — потрясающие до глубины души откровения, выходящие за пределы привычного земного опыта явления Самого Воскресшего, те явления, о которых скупо говорит евангелист Лука в первых строках Деяний Святых Апостолов. Свидетели явлений ощущали не то, что доступно естественным чувствам всякого человека в любое время, не то, что постоянно повторяется и может быть проверено опытом. Нет, Апостолы видели то, чего «не видел глаз, не слышало ухо, и не приходило на сердце человеку» 1Кор. То, что испытали тогда апостолы, мы, не разделившие с ними их переживания, не можем полностью и постичь.

Много позже Апостол Павел описывает свою встречу с воскресшим Христом и сравнивает свой опыт обращения с явлением света в первый день творения: «Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа» 2Кор. Славу Божию увидели все, кому являлся Воскресший Христос. Поэтому они не могли оставаться сторонними наблюдателями. Теперь они были уверены, что от любви Божией, которая явилась в Иисусе Христе, не может отлучить «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь» Рим. Однако способность к свидетельству пришла не сразу вместе с радостью встречи с живым Воскресшим. И об этом тоже говорит наш отрывок из книги Деяний. Апостолам до их свидетельства миру было велено ждать крещения Святым Духом. Ибо даже теперь они всё ещё были погружены в мечты о земной славе и власти, правда, уже не личной, но о славе и власти царства Израиля. Они спрашивают, не настало ли время, когда Израильское царство будет восстановлено вот Им, Иисусом Христом, Который здесь, живой, возлежит с ними за трапезой. Действительно, центральное место в проповеди Спасителя занимало Царство Божие.

Но Он понимал его совсем не так, как Его ученики, которые ждали того дня, когда Бог вмешается в историю и обеспечит Израилю независимость и то высокое положение, какое он занимал в мифологизированное время великих царей древности. Царство мыслилось ими в политических категориях. Апостолы спрашивают о том, когда, где и кто восстановит царство. Воскресший Иисус отклоняет их мечтательные предположения. В день Пятидесятницы они примут силу Святого Духа и станут Его свидетелями, продолжателями Его дела, царственным священством, проводниками воли Божией на земле, осуществляющейся в Церкви. Об этом им заповедано молиться: «Пусть придёт Царство Твоё; пусть осуществится воля Твоя — как на небе, как и на земле». По слову Господа апостольское свидетельство достигло пределов земли. Оно достигло и нас. И мы поверили ему и приняли силу Святого Духа в нашем крещении. На Пасхальной Заутрене мы слышали ангельскую весть о пустом гробе и победе жизни над смертью.

Христос Воскресе! Ночь позади, солнце взошло и принесло новый день, в котором смерть и боль разлуки не являются последней и окончательной властью. Это и есть день того Царства, о котором Воскресший говорил с апостолами, являясь им после Своего воскресения. Пасха Христова, 27 апреля 2008 г. В первую очередь это относится к Пасхальному циклу или периоду , длящемуся большую часть первого полугодия в среднем — с февраля по июнь. Пасхальный цикл — это особый календарно-литургический период покаянных и праздничных дней, смысловым и хронологическим центром которых является День Светлого Христова Воскресения Пасха. Его продолжительность — восемнадцать недель. Его продолжительность — семь недель. Праздничный период включает в себя: 1 День Пасхи и примыкающую к нему Светлую седмицу, 2 последующие шесть недель до Троицы Пятидесятницы и 3 одну неделю после Троицы праздник «Всех святых». Богослужебные тексты Пасхального периода содержатся в двухтомной книге — «Триоди Постной» и «Триоди Цветной» у греков это, соответственно, «Триодион» и «Пентикостарион».

Отсюда его другое название — «Триодный цикл». Праздничные и покаянные дни Пасхального цикла отстоят от дня Пасхи на строго определённое число дней, поэтому они фиксированы в календаре лишь по дням недели. Вход Господень в Иерусалим — всегда в воскресенье, Вознесение — в четверг, а Радоница — во вторник. В пределах 35 дней перемещаются и все «привязанные» к Пасхе дни. Поэтому праздники Пасхального цикла и называются «переходящими» или «подвижными» праздниками. Самая ранняя православная Пасха, 22 марта 4 апреля была в 2010 году, такая же предыдущая — в 1915 г. Самая поздняя Пасха, 25 апреля 8 мая была последний раз в 1983 году, до этого — в 1736 году [44] ; следующая будет в 2078 году. Представим ключевые точки Пасхального периода в виде наглядной таблицы. Далее все даты, во избежание путаницы, — по григорианскому календарю, по которому мы реально живём. Будем помнить, что славянский термин «неделя» день, когда «не делают», не работают означает преимущественно один день — воскресный.

В церковном календаре это первый а не последний! За ним следуют будние дни с понедельника по субботу , не совсем точно называемые «седмицей» [45] , и это нужно учитывать. Подготовительный период к Великому посту с 5 февраля; завершается Прощёным воскресеньем, 26 февраля Неделя о мытаре [46] и фарисее Лк. Здесь и далее указываются евангельские чтения, лишь непосредственно связанные с темой праздничного или скорбного воспоминания. Седмица "сплошная" нет поста в среду и пятницу. Неделя о блудном то есть о «заблудившемся» сыне Лк. Вселенская родительская мясопустная суббота. Неделя мясопустная последний день вкушения мяса , иначе — Неделя о Страшном суде Мф. Седмица сырная, "сплошная" 20—25 февраля. Неделя сыропустная.

Воспоминание Адамова изгнания. Прощёное воскресенье Мф. Заговенье на Великий пост. Святая Четыредесятница Сорокадневный пост «Чистый понедельник», начало Великого поста. В первые четыре дня первой седмицы Великого поста 27 февраля — 2 марта за вечерним богослужением читается "Великий Покаянный канон", произведение византийского гимнографа святителя Андрея Критского VIII в. В субботу 4 марта — триодная память великомученика Феодора Тирона. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Неделя 2-я Великого поста. Неделя 3-я Великого поста.

Крестопоклонная Мк. Неделя 4-я Великого поста. Память преподобного Иоанна Лествичника VI в. Это единственный!

Зачем красят яйца на Пасху? И что означает слово «христосоваться»? Отвечает священник

Пасха — это переходящий праздник, он отмечается в разное время каждый год, дата уточняется по лунному календарю. Религия - 14 апреля 2023 - Новости Омска - Откуда пошла традиция праздника, как правильно к нему подготовиться, на какие службы нужно обязательно сходить? Традиционно на стол в этот праздник ставят крашеные яйца, пасхальные куличи и пасху (творожное блюдо с изюмом). Но откуда появилась традиция красить яйца, что символизирует кулич, и почему цвет Пасхи – красный? Откуда пошла традиция красить яйца и христосоваться. Идет окончание Великого поста и православные верующие, которые постились 49 дней, с пасхального дня начинают вкушать не постную пищу. В Пасху на праздничный стол ставят творожные пасхи, куличи (пасхальный хлеб), крашеные яйца.

Пасха - история праздника

Православный праздник Пасха Откуда пошло название "Пасха". В соответствии с Библейским повествованием, воскресение Иисуса Христа произошло во время иудейского праздника Песах, которым отмечается исход из Египта.
Православный праздник Пасха: история и традиции — Щи.ру Пасха является центральным праздником в христианском календаре, и вместе с тем, самым радостным и торжественным днем в жизни верующих людей.

Что такое Пасха и в чём смысл главного христианского праздника. Простыми словами

Истинное значение Пасхи для христиан: смысл библейского праздника Культ богини Иштар, легенды о сотворении мира и первобога и традиция красить яйца: ищем языческие корни Пасхи и разбираемся, как это всё взаимосвязано.
Пасха православная: история, традиции, когда и как празднуется Религия - 14 апреля 2023 - Новости Омска -

От Вербного до Пасхи: традиции, символы и смыслы последних дней Великого поста

Ну а Церковь просто пошла на компромисс после крещения русских земель, переименовав праздник Красной горки в Пасху, да и яствам придав новый сакральный смысл – тела, крови и гроба Иисуса Христа. Ну а Церковь просто пошла на компромисс после крещения русских земель, переименовав праздник Красной горки в Пасху, да и яствам придав новый сакральный смысл – тела, крови и гроба Иисуса Христа. Рассказываем все о Пасхе в 2023 году: какого числа отмечается православная Пасха, в чем суть праздника, какие есть пасхальные рецепты и как украсить пасхальное яйцо. Под этим словом часто подразумевают праздничный кулич (где-то пасхальную выпечку называют еще «пасочки»), и реже – название самого торжества. Светлый праздник Пасхи отмечается в середине апреля.

Зачем красят яйца на Пасху? И что означает слово «христосоваться»? Отвечает священник

Праздник Пасха. Откуда от возник что он означает. Пасхальная литургия. Пасхальные гулянья. История. праздник Пасха. Откуда пришла традиция пасхи и как правильно отмечать пасху. Праздник Пасха. Откуда от возник что он означает. Христианская Пасха является памятью об искупительной жертве Иисуса Христа, о смерти его на кресте и чудесном воскресении. Светлое Христово Воскресение, или Пасха, празднуется через 48 дней Великого поста, в 2023 году этот день придется на 16 апреля.

Христианская Пасха и языческий Велик-день.

А в наше время пасхальные яйца стали отдельным видом искусства. Сейчас, помимо разных цветов, окрашивают матовыми, перламутровыми, мраморными, растрескивающимися красками. Также рисуют различные орнаменты, узоры и даже картины. Украшают бисером, наклейками и другими декоративными материалами. В современном мире много интересных идей для окраски пасхальных яиц.

Можно сказать, что это стало определенным видом искусства Выбирать цвета пасхальных яиц следует осознанно. Вот, что символизируют основные цвета окраски пасхальных яиц: красный — наиболее популярный цвет, означающий пролитую кровь Иисуса на кресте, а также вечную жизнь; синий — символ мирного неба и ангельской обители; желтый — цвет солнца и безбедной жизни; зеленый — оттенок, символизирующий здоровье, гармонию и весеннее пробуждение природы; оранжевый — символизирует веселье и радость; коричневый — означает благополучие и плодородность земли. Традицию красить яйца соблюдают как христиане, так и католики. Единственное отличие, что католики любят использовать больше различных цветов, разрисовывая их узорами.

А еще у них есть традиционные пасхальные лакомства в виде шоколадных яиц. Как куличи стали одним из главных атрибутов праздника Со временем принятия христианства, хлеб, который использовали для пасхальных обрядов стали называть куличом. В русских традициях кулич — это высокий хлеб из сдобного дрожжевого теста в форме цилиндра, который выпекают во имя воскрешения Иисуса. В тесто кулича добавляют изюм, курагу, цукаты и так далее, украшая белой глазурью и различными присыпками.

Яйца, кулич и другие продукты обязательно освящают в церкви в Светлую субботу. Тесто для кулича неспроста делают из сладкого сдобного теста. Так как Иисус Христос, до принесения великой жертвы, ел исключительно пресный хлеб. Но, после чудесного воскрешения, он мог позволить себе необычайно вкусный, мягкий, сдобный и ароматный хлеб.

Поэтому кулич и был выбран символом праздника в честь этого радостного и светлого события. Куличи - неотъемлемый атрибут праздника Светлой Пасхи Изначально в России куличи пекли всего два раза в год. Весной таким образом отмечали посевные, а осенью — окончание сбора урожая. Во времена Петра I появился еще и третий повод — празднование Нового года.

Так что кулич являлся атрибутом праздничных застолий. В обычные дни люди не могли побаловать себя этим вкусным хлебом, так как продукты для него стоили дорого, да и сам процесс выпекания, скажем так, не самый легкий.

А вот в дореволюционной православной России популярным развлечением на Пасху было катание яиц, или «каталочки». В «каталочки» играли не только в само Светлое Воскресение, но и всю Пасхальную неделю.

Суть игры была в том, что сооружали горку — из небольшой дощечки или просто достаточно высокой кочки. Внизу, у спуска, выкладывали полукругом крашеные яйца. Одно яйцо скатывали с горки, стараясь сбить с места те, что были внизу. Сбитое яйцо забирали себе.

Если участник промахивался, в игру вступал следующий, а впустую скатившееся яйцо добавляли к тем, что лежали внизу. Сейчас отголоски этой забавы можно встретить в традиции, когда за праздничным пасхальным столом двое участников, взяв в руку по крашеному яйцу, стараются стукнуть ими друг об друга так, чтобы разбить яйцо в руке соперника. Николай Кошелев, «Дети, катающие пасхальные яйца» Пасхальный кролик В западной христианской традиции персонаж, известный как Пасхальный кролик, доставляет детям конфеты и шоколадные яйца утром в пасхальное воскресенье. Эти конфеты часто приходят в пасхальной корзине.

Точное происхождение традиции пасхальных кроликов неизвестно, хотя некоторые историки считают, что она прибыла в Америку с немецкими иммигрантами в 1700-х годах. Во многих культурах кролики известны как энтузиасты размножения, поэтому появление кроликов на весенних лугах стало ассоциироваться с рождением и обновлением. Пасхальный кулич Это символ незримого присутствия Спасителя за праздничной пасхальной трапезой. Он следует из евангельской притчи, согласно которой Христос после воскрешения пришел к своим последователям и разделил с ними трапезу.

С духовной точки зрения, Пасха представляет собой переход от старого к новому, от земного к небесному, от временного к вечному. Воскресение Христа стало отправной точкой для трансформации духовного мира человека и началом новой эры, когда верующие становятся свидетелями Его Воскресения и проповедуют Его учение по всему миру. В своем Воскресении Христос проявил свою всесильную любовь и милосердие к человечеству, показав, что смерть и грех были побеждены, и отныне человек может обрести спасение через веру в Него. Пасхальные обряды и традиции, соблюдаемые православными христианами, отражают идею духовного возрождения и преображения.

Великий пост, предшествующий празднику Пасхи, является временем воздержания, смирения и молитвы, в течение которого верующие очищают свои души от грехов и приготовляются к встрече с Воскресшим Христом. В ночь Пасхи происходит торжественное богослужение, символизирующее переход от тьмы к свету, от смерти к жизни. Зажжение свечи в храме и передача света друг другу символизируют распространение благой вести о Воскресении Христовом и преображение души верующего. Также стоит упомянуть об искусстве расписывания пасхальных яиц — крашенок и писанок.

Этот обычай имеет глубокий символический смысл и напоминает о воскрешении Христа из мертвых и новой жизни, подаренной человечеству. Яйцо, будучи источником жизни, является символом возрождения и надежды. Разноцветные узоры на писанках символизируют различные аспекты духовного мира: веру, любовь, милосердие, мудрость и благочестие. Кулич и пасха, традиционные пасхальные блюда, также имеют символическое значение.

Кулич представляет собой круглый хлеб, украшенный крестом, символизирующим воскресение Христа и Его победу над смертью. Пасха — это сладкое блюдо из творога, сметаны и изюма, которое символизирует радость и восторг от Воскресения Господня. Празднование Пасхи направлено на то, чтобы помочь верующим воспринять и осознать глубину духовного смысла Воскресения Христа и его значение для каждого человека. В это время люди стремятся быть более милосердными, стараются прощать обиды, помогать ближним и проявлять любовь друг к другу.

Праздник напоминает о важности жить в соответствии с христианскими ценностями, стремиться к духовному совершенству и делиться своей верой с окружающими. Пасха является кульминацией христианского года и символизирует победу жизни над смертью, света над тьмой и добра над злом. Для православных христиан праздник Пасхи имеет глубокий духовный смысл, напоминающий о спасительной миссии Иисуса Христа и Его воскресении. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, призваны укреплять веру, возрождать душу и напоминать о духовных идеалах христианства.

Роли Пасхи в духовном развитии православных христиан Сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в укреплении их веры. Традиции и обряды, сопровождающие празднование Пасхи, служат для передачи христианских ценностей и идеалов из поколения в поколение. Воспитывая детей в духе этих традиций, родители помогают им ощутить глубину и значение веры, а также понять свою принадлежность к православной общине. Пасхальные традиции, такие как крашение яиц, приготовление куличей и пасхи, посещение ночной службы и участие в освящении пищи, способствуют углублению духовной связи с Богом и взаимному общению с ближними.

Совместное празднование Пасхи объединяет семьи, друзей и соседей, создавая атмосферу радости, любви и духовного возрождения. Роль Пасхи в духовном развитии православных христиан заключается в том, что этот праздник напоминает о главных истинах христианства — любви Бога к человеку, спасительной миссии Иисуса Христа и о возможности обретения вечной жизни. Восприятие этих истин через праздничные обряды и традиции позволяет верующим глубже погружаться в свою духовную жизнь, развивать свою веру и стремиться к совершенству. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи имеют большое значение для духовного развития православных христиан.

Эти традиции служат для укрепления веры, воспитания детей в духе христианских ценностей и для обретения глубокого духовного опыта. Участие в праздновании Пасхи помогает верующим пережить радость Воскресения Христа, укрепить свои духовные связи и насладиться атмосферой любви и взаимопомощи. Кроме того, сохранение и передача традиций праздника Пасхи способствуют укреплению православной культуры и идентичности. В условиях современного мира, когда сталкиваются разные культуры и верования, поддержание традиций и обрядов праздника Пасхи является одним из способов сохранения и выражения своей веры, уникальности и самобытности.

Празднование Пасхи также способствует духовному обновлению и личностному росту православных христиан. Ведь каждый год в преддверии праздника верующие посвящают себя подготовке к Великой неделе, участвуют в посте, исповеди и молитве, что способствует очищению души и тела, развитию духовности и самопознанию. Празднование Пасхи является источником вдохновения и энергии для верующих, помогая им справляться с трудностями и испытаниями повседневной жизни, опираясь на глубокую веру в Бога и утешение, которое приносит Воскресение Христово. Таким образом, сохранение и передача традиций праздника Пасхи играют важную роль в духовном развитии православных христиан и в формировании их идентичности.

Сегодня [... Между тем первые христиане совершили довольно прагматичный шаг и приняли древние языческие практики, большую часть которых мы в той или иной степени соблюдаем по сей день на Пасху. Символическая история о смерти сына солнца на кресте созвездие Южного Креста и его возрождении после победы над силами тьмы была широко распространена в древнем мире. Шумерская богиня Инанна — или Иштар — была повешена на столбе, но затем она возродилась и вернулась из подземного царства. Одним из древнейших мифов о воскресении является миф о Горе. Родившийся 25 декабря, Гор, который пожертвовал своим глазом ради воскресения отца, стал символом жизни и возрождения. Бог солнца Митра родился в тот день, который мы сегодня празднуем как Рождество, и его последователи отмечали день весеннего равноденствия. В 4 веке нашей эры культ Sol Invictus Непобедимое Солнце , ассоциировавшийся с Митрой, стал последним мощным языческим культом, с которым церкви пришлось бороться.

Дионис был сыном богов, которого воскресила его бабушка. А сам Дионис вернул к жизни свою мать, Семелу.

Всё, что нужно знать о Пасхе-2023: от традиций до рецептов

Страны, где Пасхальный понедельник государственный выходной. В большинстве европейских стран Страстная неделя и неделя после Пасхи являются школьными и студенческими каникулами. 31 марта 2024 года католический мир и протестанты отмечают главный праздник христианства в честь Воскресения Христа из мертвых, называемый еще Пасхой. Пасха в России, как и во всем остальном мире – центральный христианский праздник. Поскольку дата праздника – плавающая, многие каждый год задаются вопросом «Какого числа Пасха?». Откуда пришла традиция пасхи и как правильно отмечать пасху. Откуда пошло слово «Пасха»? Слово «Пасха» происходит от греческого pascha, где означает «избавление». Скоро Пасха! А вы знали, откуда пошла традиция печь куличи? В 2024 году дата празднования православной Пасхи выпадает на 5 мая.

Почему православные и католики празднуют в разные дни Пасху

  • Пасха | Наука | Fandom
  • Стрельба из ружей, качели и лапта: неизвестные традиции нижегородской Пасхи
  • История праздника Пасхи
  • Пасха. Светлое Христово Воскресение /

Что означает слово «Пасха»?

Потому, кстати, в христианстве ад и рай понимаются не как места, а как состояния человека, готового или не готового к этой встрече. Сошествие Христа во ад. Смысл новозаветной Пасхи хорошо выражен в иконографии. Сейчас более привычной является икона Воскресения, где Христос стоит в блистающих белых одеждах на камне, отваленном от Его гроба. Однако до XVI века православная традиция не знала такого изображения. Праздничная икона Воскресения, которая выставлялась в середине каждой церкви, называлась «Сошествие Христа во ад».

На ней Иисус выводит из ада первых людей Адама и Еву , символизирующих тех представителей человечества, которые хранили истинную веру и ждали Спасителя. Ту же мысль можно услышать и в главном пасхальном песнопении: «Христос воскресе из мертвых смертию смерть поправ и сущим во гробех умершим живот жизнь даровав». Дата Воскресения Сейчас нельзя точно определить какого именно числа по нашему календарю произошло событие Воскресения. Опираясь на евангельские данные, можно с уверенностью сказать только одно: по иудейскому календарю Христос был распят в пятницу 14-го дня первого весеннего месяца Нисана, а воскрес в «первый день недели», 16-го дня Нисана. Что такое «первый день недели»?

Неделя у евреев состоит тоже из семи дней, однако последним ее днем является суббота от евр. То есть Христос воскрес на следующий день после субботы. Этот день уже у первых христиан выделялся из всех остальных и назывался «днем Господним». Позже в славянских странах он был назван воскресеньем. Первый весенний месяц Нисан соответствует марту — апрелю.

Евреи жили не по солнечному, а по лунному календарю, и Нисан был первым месяцем нового года. Он начинался в новолуние, ближайшее к весеннему равноденствию. А первый день Пасхи всегда праздновался иудеями в 14-й день Нисана и всегда совпадал с первым весенним полнолунием. Солнечный и лунный год отличаются друг от друга на 11 дней 365 и 354. Ясно, что для человека, живущего по солнечному календарю, дни лунного календаря каждый год будут приходиться на разные дни недели.

Кроме того, в лунном календаре очень быстро накапливаются ошибки в сравнении с астрономическим годом и правил их корректировки не существует. Читайте также: Как вычисляется день празднования Пасхи? В I столетии по Р. Сейчас вопрос типа: «Что ты делаешь в воскресенье» звучит как нечто само собой разумеющееся. Но попади мы вдруг в I век — нас бы просто не поняли даже сами христиане.

Потому что не было дня с таким названием, а был факт Воскресения, о котором каждую неделю, «в первый день» вспоминали его очевидцы.

В пятницу на Кресте, на горе Голгофа Христа распяли Он умер в тот момент, когда пасхального ягненка закалывали, готовясь к Пасхе. Христа распяли на Кресте, как ягненка принесли в жертву за свободу израильтян. Смерть проходит мимо тех ворот, которые помазаны кровью ягненка, так пишется в Ветхом завете.

В современное время, все, кто верит в Иисуса Христа обретут жизнь вечную. Христос воскрес через три дня, в воскресенье. Христа распяли и через свои страдания он искупил грехи всех людей. Его пролитая кровь, спасла нас от вечной смерти и открыла путь в Царствие Небесное.

Традиции пасхи, как правильно отмечать пасху Накануне Пасхи идет страстная неделя. Суббота является скорбным днем и проникнута ожиданием чуда. Каждый год, именно в этот день все ожидают сошествия Благодатного огня в Иерусалиме.

Богатые вместо окрашенных, разрисованных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. Уже позднее, христиане, столкнувшись с этим «языческим» ритуалом, придумали эту достаточно неправдоподобную историю о яйце, которое Мария преподнесла императору.

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху, по свидетельствам ученых, встречаются в христианской рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братии, должен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе! Одним из наиболее распространенных элементов росписи являлось изображение солнца в виде 4-рех, 6-ти, 8-ми лопастных крестиков, звездочек. Загнутые края крестиков символизировали солнце в движении солнцеворот.

На писанках, рушниках, коврах одним из наиболее распространенных орнаментальных элементов всегда было «Древо Жизни». Его культ также теряется в глубине веков. В росписях наши предки использовали закон развития дерева: на кончиках главных веточек — три почки как символ триединого естества рода человеческого — отец-мать-дитя. Писанки донесли до нас два основных изображения «Древа Жизни». Наиболее распространенное — реалистическое, реже — ажурный тризуб, древний знак наших предков ариев.

А простой орнамент веточка со сплошными иголками с обеих сторон называется «сосонкой», как и ярко-зеленая травка хвощ , которая весной пробуждается одна из первых. Еще древние египтяне каждую весну, вместе с разливом Нила, обменивались раскрашенными яйцами, подвешивали их в своих святилищах и храмах. В египетской мифологии яйцо представляет потенциальную возможность жизни и бессмертия — семя бытия и его тайну. Яйцо — общечеловеческий символ сотворения мира и созидания — упоминается в Ведах как «Золотое яйцо Творения». Византийский христианский богослов и философ Иоанн Дамаскин говорил нечто схожее с ведическим представлением, — что «небо и земля во всем подобны яйцу: скорлупа — небо, плева — облака, белок — вода, а желток — земля.

Из мертвой материи яйца возникает жизнь, в нем заключаются возможность, идея, движение и развитие». В этом случае он почему-то забывает о яйце как христианском символе и его смысловом наполнении в соответствии с христианскими преданиями. То же самое относительно кулича пасхи. Древние славяне прославляли фаллос и выпекали в его честь круглый высокий, с «шапочкой», хлеб.

Ночь освящения праздника принадлежит всем поколениям еврейского народа, она сопровождает его из года в год, входит в каждый дом, где евреи рассказывают о чудесах, совершенных Всевышним, прославляют Того, кто вывел их из Египта, — в один и тот же час одной и той же ночи. Все людские сердца возносят хвалу Всевышнему. Его прославляют жители земли и Небес, стены домов и все находящиеся в домах предметы, Небеса и подземное царство, море и его волны, — весь мир наполнен песней в ночь освящения праздника. Песня этой ночи, которую поет вся Вселенная, не всегда слышна человеческому уху. Случается, что ухо просто не внимает этой песне, случается, что оно слышит ее, но не узнает.

Завеса забвения отделяет ее от нас. Земные вожделения сбивают нас с толку. Однако человек, сердце которого чисто и спокойно, слышит и узнает эту песню, рвущуюся из него самого и всего, что его окружает: «Галлелуя. Славьте, слуги Г-спода, славьте Имя Г-спода»! В этот час сердце само возглашает: «Да будет благословенно имя Г-спода отныне и вовеки! Когда, в конце времен, весь мир признает власть Всевышнего и наполнится любовью к Нему, когда весь мир запоет прославляющую Его песню, она ни в чем не превзойдет песню ночи освящения праздника. Только сердца людей будут в те времена обращены к Всевышнему, а уши — раскрыты для звуков песни. В те времена все будет ясно и открыто. Поэтому каждый из нас должен стремиться очистить свое сердце перед началом святого Седера, который мы намереваемся провести, — чтобы сердце было способно воспринять, а ухо — услышать песню этой ночи, чтобы мы могли радоваться присутствию Всевышнего.

Вот что написано в святой книге Шело. Следует поставить на стол золотую и серебряную посуду, надеть самую дорогую одежду — все, чем одарил нас Всевышний Все это, — чтобы каждому видны были наши благополучие и радость, вызванные благосклонностью Всевышнего. Святость этой ночи и относящихся к ней законов очень велика, ибо именно в нее Всевышний избрал нас из числа других народов и освятил Своими заповедями. Поэтому мы и все наши домочадцы должны остерегаться в эту ночь любых посторонних разговоров. Мы должны думать только о своей близости к Всевышнему, заниматься исключительно исполнением заповедей, относящихся к этой ночи, и говорить со своими домочадцами только о чудесах, совершенных Всевышним во время нашего Исхода из Египта». О великом Магариле рассказывают, что в его доме постоянно находились оставленные там в качестве залога золотые и серебряные приборы, принадлежащие неевреям. В течение всего года он не пользовался ими, но в пасхальную ночь расставлял на отдельном столе, чтобы Седер выглядел более праздничным. Магариль поступал так для того, чтобы сердца присутствующих были открытыми и радостными, ибо священная песня этой ночи входит только в радостное сердце. Некоторые авторитеты объясняют этот обычай тем, что белый цвет — это цвет савана, в который заворачивают мертвых, и, надевая ее в пасхальную ночь, мы тем самым напоминаем о траурных обычаях и избегаем греха излишней гордости.

По той же причине мы едим в эту ночь крутые яйца — пищу людей, находящихся в трауре. Эти признаки траура призваны напомнить нам о разрушении Храма, происшедшем 9-го Ава, выпадающем всегда на тот же день недели, что и первый день Песаха. Однако другие авторитеты отвергают это объяснение. По их мнению, простые белые одежды имеют противоположное значение: они превосходят любые другие красотой, ибо именно их надевал первосвященник в Храме, заходя в Святая святых. Поэтому-то и надевают их в пасхальную ночь те, кто намереваются проводить Седер, — ведь тем самым они исполняют священную службу, точно так же, как первосвященник в свое время. Необходимо отметить, что обычай надевать белые одежды в пасхальную ночь не нашел распространения среди сефардских общин. Если первый праздничный день Песаха приходится на будничный день недели, свечи зажигаются сразу после молитвы, а благословения произносятся до зажигания свечей. Если этот день выпадает на субботу, свечи зажигаются еще до ее наступления, а благословения произносятся после зажигания свечей. В таком случае в первое благословение вставляется упоминание о субботе, и оно станосится таким: «Благословен Ты… который повелел зажигать субботние и праздничные свечи».

Затем произносится Шегехеяну. Произнося благословение Шегехеяну на зажигание праздничных свечей, хозяйка дома должна мысленно распространить его на остальные заповеди, относящиеся к пасхальной ночи. Точно так же, хозяин дома распространяет это благословение на остальные заповеди, произнося его после Кидуша. Этот порядок — Седер — остается постоянным на протяжении всей еврейской истории, и запрещено вносить в него какие-либо изменения. Хотя наши прегрешения привели к разрушению Иерусалимского Храма, и теперь мы не приносим ни пасхальную жертву, ни Хагигу и не можем исполнять заповеди, связанные с этими жертвоприношениями, число заповедей, которые мы исполняем за праздничным столом, все еще велико. К ним добавляются многочисленные постановления мудрецов, установленные специально для нашего времени с тем, чтобы мы не забывали о заповедях, которые исполнялись во времена Храма. Поэтому несмотря на то, что реальное «наполнение» Седера сегодня несколько иное, нежели в древние времена, времена Храма, он и сегодня проводится в порядке, установленном когда-то нашими мудрецами. Это будет продолжаться до тех пор, пока — как мы надеемся, совсем скоро, еще в наши дни — не будет восстановлен Храм, и мы не начнем проводить Седер так же, как в древние времена. Мы должны проявить достаточно мудрости и тщательно выполнять все эти постановления без исключения, поскольку в них нет ни одной маловажной детали» Маариль.

Вот что сказано на эту тему в святой книге Зогар: Следущая заповедь — рассказ, прославляющий Исход из Египта, — непременно обязывает каждого из нас. Ведь сказано, что каждый, кто рассказывает об Исходе из Египта с радостью и весельем, приглашен праздновать и веселиться в присутствии Всевышнего в будущем мире. А это — величайшая из радостей, которой может удостоиться человек, — ликовать вместе со Всевышним. Он сам радуется, слушая этот рассказ. В этот час Он созывает свою свиту и говорит ей: «Идите и слушайте рассказ, прославляющий Мое величие, который рассказывают Мои сыновья, радующиеся дарованному Мною спасением! И собирается вся свита и отправляется в еврейские дома — слушать радостный рассказ, прославляющий дарованное Всевышним освобождение. Затем эта свита возвращается к Всевышнему и благодарит Его за все эти чудеса и подвиги, прославляет Его, ибо Ему принадлежит святой народ, живущий на земле и радующийся посланному Всевышним освобождению. Таким образом увеличивается мощь Небес и выходит, что Израиль преумножает силу Всевышнего. Так возрастает мощь царя, когда люди прославляют его подвиги, благодарят его, трепещут перед ним и падают ниц перед его величием.

По всем этим причинам необходимо прославлять Всевышнего, рассказывая об Исходе из Египта…» Поэтому каждый из нас должен постоянно рассказывать о величии Всевышнего и прославлять чудеса, постоянно совершаемые Им. Естественно было бы спросить: «Для чего выдумана эта заповедь — заповедь рассказа об Исходе? Ведь Всевышний знает все, что было, и все, что будет, — для чего же мы рассказываем Ему о том, что Он сделал и что прекрасно Ему известно? Услышав его, собирается вся свита Всевышнего. Она благодарит и прославляет Его, и Его величие возрастает и распространяется и вверх, и вниз. Да будет Он благословенен, Амен, Амен. В обычаях и законах, установленных мудрецами в отношении этой ночи, скрыты величайшие, возвышеннейшие тайны мироздания. Даже различия в обычаях, принятых разными общинами, являются священными и необходимо их сохранять. Поэтому каждый из нас должен тщательно соблюдать обычаи своих отцов, даже когда мы не понимаем их скрытого смысла, а только прямой и непосредственный, — ведь мы обязаны подчиняться указаниям мудрецов и поступать так же, как поступали они, руководствоваться теми же устремлениями и придавать своим поступкам тот же смысл.

Таким образом, исполняя заповеди, связанные с пасхальной ночью, мы удостаиваемся соприкоснуться с величайшей святостью. Ведь святость, достигаемая посредством духовного очищения и сердечной радости, выше той, которая достигается самым могучим разумом. Вот почему так умножили мудрецы прославления этой ночи, равно как и прославления Израиля, очищающегося и освящающегося исполнением заповедей за пасхальным столом. Они сказали: «Всевышний покидает свою свиту на Небесах и праведников в раю и отправляется на землю к еврейскому народу, радующемуся заповедям пасхальной ночи и прославляющему Его». Хотя мы и не посвящены в тайные разделы Торы, Всевышний наградит нас за твердую веру в возвышенный смысл всего, что связано с пасхальным Седером. Точно так же мы будем награждены за то, что усвоили хотя бы непосредственный смысл всех законов и обычаев Седера, все то, что открыто каждому из нас, — ведь изучение всего, что доступно нашему пониманию, является нашей прямой обязанностью. Обсуждая слово «Седер» — «порядок» — в применении к пасхальной ночи, Магараль из Праги писал, что оно призвано напоминать о том, что чудеса, совершенные Всевышним в Египте и прославляемые в эту ночь, являются источником и прообразом всех чудес, совершенных Всевышним во все времена, равно как и тех, которые Он совершит в будущем до самого конца времен, ибо все они совершаются в соответствии с изначальным планом и в установленном порядке. Нет ничего, что не было бы задумано Всевышним с самого начала, равно как нет чуда, которое не было бы совершено в задуманном Всевышним порядке. Это относится и к истории еврейского народа — хотя и в ней нашлось место порабощению и изгнанию.

Мудрецы дали еще одно объяснение слову «Седер» в применении к пасхальной ночи, с которой начинается первый праздничный день Песаха. Этот день устанавливает точку отсчета всем праздничным и иным примечательным дням еврейского года. Более того — дни праздника Песах связаны с остальными праздничными днями и как бы символизируют их. Об этом мы, если будет на то воля Всевышнего, еще расскажем. Это заповедь, обязывающая есть мацу, и рассказ об Исходе из Египта — заповедь чтения Агады. В Торе сказано: «В первый месяц, с четырнадцатого числа месяца, ешьте мацу» Шмот, 12,18 — это указание на заповедь о маце. И хотя в Торе подчеркнуто — «В этот день», — наша традиция, передаваемая мудрецами, утверждает, что Агада должна читаться ночью 15-го Нисана, во время Седера, когда на столе перед нами лежит маца а во времена Храма лежали еще и марор и пасхальная жертва. Ведь недаром Тора продолжает: «Ради этого» — «ради того, чтобы выполнялись эти заповеди», то есть непосредственно во время Седера. Рассказывающий об Исходе указывает на них своему сыну и говорит: «Ради этого — ради того, чтобы я исполнял все эти заповеди — и поступил так со мною Г-сподь».

Еврейская традиция утверждает, что заповедь Торы «И скажи сыну твоему» следует понимать расширительно. Тот, чьи дети сидят вместе с ним за праздничным столом, должен рассказать об Исходе из Египта прежде всего им. Однако тот, чьи дети не находятся рядом или тот, у кого вообще нет детей , должен рассказывать всем присутствующим. Более того, тот, кто проводит Седер в одиночестве, должен рассказывать об Исходе самому себе — так обязывает Тора. Маца и рассказ об Исходе — это две заповеди Торы, которые мы исполняем и в наше время. Остальные заповеди, предписанные Торой, — пасхальная жертва и сопутствующая ей жертва Хагига — в наше время исполнены быть не могут. Заповедь, обязывающая есть марор в наше время, установлена не Торой, а еврейскими мудрецами. Как мы уже говорили, Тора обязывает есть марор только вместе с пасхальной жертвой. Мудрецы установили еще одну заповедь, относящуюся только к этой ночи, — заповедь, обязывающую выпить во время Седера четыре бокала вина.

Таким образом, в пасхальную ночь мы исполняем четыре особые, специальные заповеди. Две из них установлены Торой маца и Агада , две — мудрецами четыре бокала и марор. К этому следует добавить заповедь о Кидуше и благословение Шегехеяну предшествующие прочим, однако они не введены специально для этой ночи. Кидуш над бокалом вина сопровождает все установленные Торой праздничные дни за исключением Йом Кипура, а Шегехеяну произносится в самых различных случаях, в частности, при исполнении праздничных заповедей. Необходимо отметить, что, по мнению многих авторитетов, заповедь, обязывающая устраивать Кидуш в праздничные дни, установлена Торой, — так же как заповедь о субботнем Кидуше. Для того, чтобы правильно выполнить эти пять заповедей Кидуш и четыре заповеди пасхальной ночи , для тою, чтобы восстановить в памяти временно отмененные заповеди о пасхальной жертве и Хагиге, а также по причинам, смысл которых следует хранить в тайне, наши мудрецы установили множество законов и обычаев, относящихся к этой ночи. Среди них в порядке исполнения отметим следующие: возлежание за пасхальным столом, карпас, его обмакивание в соленую воду и омыва-ние рук перед этим, разламывание мацы и припрятывание части ее до конца трапезы, постоянный и обязывающий весь еврейский народ текст Агады, рассказывающей об Исходе из Египта и завершающейся благословением «Освободителя Израиля», специальное благословение на мацу, обмакивание марора в харосет и специальное благословение на него а также обмакнванне крутого яйца в соленую воду , обычай завершать трапезу афикоманом, чтение Галлеля и других текстов, прославляющих Всевышнего и т. Исполняя все эти заповеди, постановления и обычаи, мы обязательно вспоминаем рабство, предшествовавшее освобождению, и избавление, дарованное нам Всевышним в Египте. Таким образом, Седер и все этапы его проведения, по словам наших мудрецов, «начинается с осуждения и завершается прославлением».

Это значит, что Агада начинается с рассказа о рабстве и его причинах, а завершается историей избавления. Ведь до освящения Седера Кидушем мы не можем есть и пить все то, что указывают заповеди. Тот, кто производит Кидуш, произносит три благословения: на «Плоды виноградной лозы», «Освящающему Израиль и времена» и Шегехеяну. Если пасхальная ночь выпадает на исход субботы, то добавляются еще два благословения, о которых речь ниже. Затем он выпивает бокал вина, при посредстве которого производился Кидуш — первый из четырех бокалов, предписанных заповедью. Второе правило: заповеди исполняются каждая в отдельности, а не «сериями». Поэтому все четыре бокала выпиваются в разное время, отдельно друг от друга. Поскольку эта заповедь особенно близка нам, так как четыре бокала символизируют четыре разных названия, данных Торой избавлению евреев от рабства, равно как и четыре различных понятия, скрывающиеся за этими названиями, все бокалы выпиваются в особый момент, украшающий исполнение заповеди. Поэтому мудрецы выбрали для каждого из них наиболее красочный момент: после произнесения нескольких благословений, после прославления Всевышнего, в котором мы благодарим Его за дарованные Им милости, когда сердце радуется, и вино только увеличивает эту радость.

Если мы, вслед за мудрецами, разделим Галлелъ на две части «египетскую», малую, и общую, большую , то сможем понять, когда именно выпиваются все четыре бокала. Первый бокал — после благословений, связанных с Кидушем, второй — после завершения чтения Агады и «египетской» части Галлеля, включающей благословение «Освободителю Израиля», третий — после Биркат гамазон, «Благословения после трапезы», четвертый — после завершения второй части Галлеля, включая «Благословение на восхваления». Третье правило: поскольку, согласно Торе, желательно, чтобы Агада рассказывалась в ответ на вопрос ребенка, чтение ее несколько откладывается. Вообще говоря, к чтению Агады, как и к исполнению любой другой заповеди Торы, следовало бы приступить как можно раньше, сразу же после Кидуша. Однако мы, для того, чтобы вызвать удивление у детей, сидящих за столом, и побудить их задавать вопросы, откладываем начало рассказа. Все новое и необычное, что дети видят в этот вечер, может пробудить их любопытство и вызвать недоуменные вопросы. В таком случае слова Агады будут восприняты ими с особой остротой и отпечатаются в их сердцах, что и составляет основу заповеди. Поэтому прежде, чем приступить к чтению Агады, мы едим карпас, обмакивая его в соленую воду, разламываем пополам мацу и поднимаем — для общего обозрения — пасхальное блюдо. Четвертое правило: заповедь о маце предшествует заповеди о мароре.

Так было даже во времена Храма, когда есть марор нас обязывала заповедь Торы, поскольку в ней сказано: «С мацой и марором вы будете есть ее пасхальную жертву ». Маца названа в Торе перед марором и оттого всегда предшествовала ей — тем более справедливо это в наше время, когда есть марор обязывает нас не заповедь Торы, а заповедь, установленная мудрецами. Пятое правило: пасхальная трапеза завершается афикоманом. Афикоман — половина разломанной мацы — выбран для завершения трапезы ввиду особого значения мацы в пасхальную ночь. Мы хотим, чтобы вкус мацы оставался во рту до утра, поэтому в самом конце трапезы, непосредственно перед Биркат гамазон, мы съедаем афикоман, после чего уже ничего не едим и ничего — кроме воды — не пьем. Однако это запрет не относится к третьему и четвертому бокалам вина, которые, следуя заповеди, мы выпиваем позже. Кидуш и связанные с ним благословения. Омовение рук перед тем, как есть карпас, обмакивание его в соленую воду и произнесение благословения, после которого его едят. Затем разламывают пополам мацу для того, чтобы вызвать интерес у детей.

Хотя основная причина действий, содержащихся в этом параграфе, связана, как будет видно далее, с марором, мы производим их сразу после Кидуша, чтобы они стали прелюдией к пасхальному рассказу. Омовение рук — нетилат ядаим — производится точно так же, как перед трапезой, однако соответствующее благословение не произносится. Затем мы приступаем к исполнению центральной заповеди пасхальной ночи — чтению Агады, включая «египетскую» часть Галлеля и благословение «Освободителю Израиля». Рассказ об Исходе из Египта предшествует даже исполнению установленной Торой заповеди о маце, потому что сама Тора обязывает нас привлечь к рассказу даже маленьких детей, в то время, как заповедь о маце к ним не относится. После этого наступает самый подходящий момент для того, чтобы торжественно выпить второй бокал вина, — сразу после завершения чтения Агады, «египетской» части Галлеля и благословения «Освободителю Израиля». Затем производится нетилат ядаим перед тем, как исполнить заповедь, обязывающую есть мацу, — на этот раз с благословением. Съедают мацат-мицва, прочитав перед этим два благословения — Гамоци как на все виды хлеба и «Обязавшему нас есть мацу». Затем — сразу после исполнения заповеди о маце — наступает очередь заповеди о мароре, являющейся неотъемлемой частью пасхальной ночи. Перед тем, как есть марор, произносят благословение «Обязавшему нас есть марор», но не произносят благословение «Создавшему плоды земли» его мы произнесли перед тем, как есть карпас.

Он говорил: «Существует заповедь есть их вместе». Затем съедают крутое яйцо, окунув его в соленую воду. Делать это предписывает не заповедь, а обычай, который исполняют многие но не все общины Израиля. Этим завершается первая часть Седера. Необходимо отметить, что в сефардских общинах принято есть яйцо во время чтения Агады, причем дважды. Существует обычай, исполняемый, прежде всего, первенцами, которые постились в канун Песаха, съедать яйцо сразу после Кидуша. Праздничная трапеза. Она завершается перед тем, как съедают афикоман. Им завершают пасхальную трапезу.

Биркат гамазон — как во все другие дни. Третий бокал, который выпивается после чтения Биркат гамазон. Затем читается вторая часть Галлеля и произносится «Благословение на восхваления». После этого наступает черед последнего, четвертого бокала вина, соответствующего словам Торы: «И Я взял вас Себе как Свой народ» — четвертому определению избавления. Выпивается четвертый бокал вина. Произносится обычное благословение, читаемое после того, как пьют вино. Затем читаются стихи, прославляющие Всевышнего, — пока все участники Седера не погружаются в сон. До дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней» Ваикра, 23,15. А в книге Дварим добавлено: «Семь недель отсчитай себе; от нанесения серпа на жатву начинай считать семь недель» Дварим, 16,5.

Таким образом, заповедь обязывает нас отсчитать семь недель, начиная со дня принесения в жертву омера ячменя, то есть с 16-го Нисана, и до праздника Шавуот, который приходится на пятидесятый день от этого жертвоприношения. Считать мы начинаем со второй ночи праздника Песах. Счет продолжается семь недель, то есть 49 дней. Слова Торы «отсчитайте пятьдесят дней» наши мудрецы понимают как «до пятидесятого дня». Эта заповедь обязывает каждого из нас вести этот счет — ведь в Торе сказано: «Отсчитайте себе». Поэтому заповедь обязывает каждого еврея. Эта заповедь не отменяется и в сегодня, когда Иерусалимский Храм разрушен, и мы не можем принести омер ячменя в жертву Всевышнему. Существует, правда, мнение, утверждающее, что на наше время заповедь Торы не распространяется, и мы исполняем ее лишь как постановление мудрецов. Счет должен совершаться в ночное время, ибо в Торе сказано: «Семь полных недель».

Полная неделя обязательно должна состоять из семи полных дней, то есть счет должен начинаться ночью 16-го Нисана. А поскольку счет в первый день должен совершаться в начале ночи, то в это же время следует осуществлять его и в остальные дни. Тем не менее, мы начинаем ночь с вечерней молитвы, поскольку заповеди, обязывающие нас молиться, — заповеди о чтении Шма Исраэль и Шмоне-эсре, — мы исполняем чаще, чем заповедь о счете омера а общее правило обязывает нам отдавать предпочтение чаще исполняемым заповедям и исполнять их прежде других. Сразу после завершения молитвы Шмоне-эсре мы переходим к счету омера, Тот, кто не произвел этот счет в начале ночи, может сделать это в течение всей ночи, вплоть до самой зари — как только вспомнит о своем упущении. Тот, кто не сделал этого до зари, может произвести счет в течение всего дня, но уже без благословения. Как производится счет омера! Вначале произносится благословение: «Благословен Ты, Г-сподь Б-г наш, Царь Вселенной, который… дал нам заповедь счета омера». Затем считающий говорит: «Сегодня столько-то дней счета омера» или просто: «Сегодня столько-то дней омера» — согласно принятому обычаю. В первую ночь мы говорим: «Сегодня один день омера», во вторую: «Сегодня два дня омера», — и так далее — вплоть до седьмого дня.

В седьмой день мы говорим: «Сегодня семь дней, то есть одна неделя омера». Согласно обычаю сефардских общин, принято говорить: «Сегодня семь дней омера, то есть одна неделя омера». Начиная с этой ночи считаются как дни, так и недели. В восьмой день мы говорим: «Сегодня восемь дней, то есть одна неделя и один день омера», а сефардские евреи: «Сегодня восемь дней омера, то есть одна неделя и один день». И так далее — мы называем поначалу общее число дней, а затем уточняем, сколько целых недель и дней в остатке оно составляет. Тот, кто совершил ошибку и назвал только число дней или недель, должен произвести счет снова, но уже без благословения.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий