«Чаще других неправомерно используются такие персонажи, как Котенок Гав, Чебурашка, Крокодил Гена, герои серии мультфильмов о жителях деревни Простоквашино, «Ну, погоди. Образ доктора Ливси из советского мультфильма завоевывает мировую популярность. Союз мультфильмов: чем удивил зрителей фестиваль анимации в Суздале. Триумфатором форума стала гомерически смешная короткометражка о пассажирах плацкартного вагона. Он делился с новичками-мультипликаторами опытом и отвечал на каверзные вопросы о качестве современных мультиков. Образ доктора Ливси из советского мультфильма завоевывает мировую популярность.
«Союзмультфильм» анонсировал спецэпизод с 6 принцессами из своих мультфильмов
Что происходит Студия «Союзмультфильм» объявила о намерении в ближайшие 3 года заместить иностранный контент, который зарубежные кинокомпании «убрали» с российского рынка. Контекст В 2022-м ряд иностранных киностудий отказались от проката и лицензирования своих продуктов в России. Перспектива «Союзмультфильм» готовит в том числе «ответ» «Гарри Поттеру»: студия работает над экранизацией книги Юлии Ивановой «Тайны Чароводья», в центре сюжета которой — приключения девочки-сироты в волшебном мире. За чем следить Несколько российских фильмов, которые выйдут на экраны в 2023 году, попали в топ самых ожидаемых лент на «Кинопоиске». К примеру, экранизация повести «Сто лет тому вперед» о приключениях Алисы Селезневой. Что происходит Студия «Союзмультфильм» объявила о намерении в ближайшие 3 года заместить контент, который «убрали» зарубежные кинокомпании с российского рынка. Об этом пишет ТАСС. Председатель совета директоров «Союзмультфильма» Юлиана Слащева рассказала, что к настоящему моменту студия ежегодно производит свыше 2 тыс. Она отметила, что студия наращивала объемы производства в течение последних 2 лет, еще «не зная тогда о том, что уйдет контент [американской студии Disney]».
Режиссёр Алексей Шелманов. На студию пришли режиссёры разных поколений — А. Алексеев, А. Дьяков, М. Карпова, С. Андрианова, Г. Голубева, Е. Скворцова, О. Щукина, Д. Высоцкий, С. Меринов и др. В 2010-х гг. Жакулина , «Шахматы» 2018, режиссёр А. Соснина, М. Алдашин , «Тёплая звезда» 2019, режиссёр А. Кузина; приз Киноситы Рэндзо 18-го Международного фестиваля анимационного кино в Хиросиме, 2020; приз за короткометражный анимационный фильм 25-го Международного фестиваля фильмов для детей и подростков «Шлингель», Германия, 2020 , «Семь козлят» 2019, режиссёр Карпова , «Уточка и кенгуру» 2019, режиссёр Скворцова , поэтический альманах «Серебряный век» 2021. В 2017 г. Из здания бывшей церкви Николая Чудотворца в Новой Слободе улица Долгоруковская, 23 студия переехала на улицу Академика Королёва, 21, в новое, технологически оснащённое здание включает зал для создания анимации в технологии motion capture , перезапустила производство, а также получила статус технопарка. Председателем правления с 2021 председатель совета директоров назначена Ю. Слащёва, директором с 2021 генеральный директор — Б. Концептуально «Союзмультфильм» сохранил преемственность по отношению к классическому наследию анимационного кино , ориентируясь в то же время на молодую аудиторию. Киностудия активно занимается развитием сериальной продукции, адаптацией отечественной анимации под мировой рынок, создаёт развивающий контент для детей. В 2020 г. Новые фильмы появляются в эфире более чем 30 телеканалов, а также в медиатеках популярных медиаплатформ, демонстрируются в кинотеатрах, входят в число лидеров просмотров детской аудиторией по данным Mediascope. Активно развивается направление авторской анимации, ежегодно в производство запускается не менее 10 авторских короткометражных фильмов, которые успешно участвуют в национальных и международных фестивалях, ежегодно получая десятки призов. В 2023 г. Коллекцию призов «Союзмультфильма» пополнили награды за авторские работы, предназначенные для детского и семейного просмотра: «Очень одинокий петух» 2015, режиссёр Л. Шмельков; приз детского жюри за лучший короткометражный фильм 11-го Фестиваля детского кино в Сиэтле, 2016 , «Морошка» 2015, режиссёр П. Мошкова; приз за лучший детский анимационный фильм 25-го Международного фестиваля анимационного кино в Штутгарте, 2018 , «Хоботёнок» 2017, режиссёр Е. Алдашина-Филиппова; специальный приз в детской категории 22-го Сеульского международного фестиваля мультфильмов и анимации, 2018 , «Белоснежье» 2018, режиссёр И. Эльшанская; приз зрительских симпатий 9-го Фестиваля короткометражных фильмов в Оберхаузене, 2019 , «Яблоневый человек» [2019, режиссёр А. Вартанян; приз «Вне рамок» 15-го Пусанского международного фестиваля детского и юношеского кино, 2020; приз молодёжных зрительских симпатий 18-го Международного фестиваля анимации «Фантош», 2020 , «Баба Яга и малышка» 2020, режиссёр Голубева; приз Гермины Тырловой за лучший короткометражный анимационный фильм для детей до 6 лет 60-го Международного кинофестиваля для детей и юношества в Злине, 2020; приз за лучший анимационный короткометражный фильм 34-го Фестиваля молодёжного кино в Лидсе, Великобритания, 2020; приз молодёжного жюри 4-го Фестиваля анимационных фильмов в Савиньи, Швейцария, 2020 , «Привет, Бабульник! Мирзоян; 1-я премия в номинации «Фильмы для детей» Европейского молодёжного фестиваля анимационного кино, Сербия, 2020 , «Мой друг тигр» 2021, режиссёр Т. Киселёва; главный приз конкурса анимационного кино 30-го Фестиваля российского кино «Окно в Европу», 2022; приз в номинации «короткометражный фильм для детей от 5 лет» 7-го Международного кинофестиваля для детей и юношества «Зинетсики Зинемальдия», Испания, 2022 , «Белый-белый день» [2022, режиссёр В. Чирков; особое упоминание жюри за поэтическую атмосферу детства 30-го Фестиваля российского кино «Окно в Европу», 2022; приз кинокритиков 27-го Открытого российского фестиваля анимационного кино в Суздале, 2022; приз «Детские грёзы» лучшая работа для детской аудитории 10-го Международного фестиваля авторской анимации под открытым небом «Бессонница», 2022; приз за лучший профессиональный фильм 16-го Большого фестиваля мультфильмов, Россия, 2022].
При этом отмечается, что каждый эпизод будет посвящен состязаниям в разных видах спорта, включая хоккей, футбол, дзюдо и другие, а закадровый голос комментатора разъяснит зрителям особенности каждой игры. В качестве одного из новых персонажей в мультсериале появится снежный человек по имени Крут - талисман Континентальной хоккейной лиги, которая выступает генеральным партнером серий о хоккее и отмечает важность возрождения жанра спортивной анимации. Семь лет мы вынашивали эту идею и мы очень близки к ее реализации", - рассказала Слащева на презентации новых проектов "Союзмультфильма".
С одной стороны, детей, конечно, привлекает так называемый быстрый контент, который они получают в интернете. Это как поставить перед ребёнком торт и что-то полезное, и он, конечно, выберет торт — то, что быстрее даст ему интересный, яркий вкус. Мне кажется, это похоже на потребление контента современными детьми. У ребёнка есть выбор вместе с родителями на протяжении полутора часов смотреть какой-то интересный мультфильм, который запускает его в эмоциональное путешествие, где ему будет и спокойно, и где-то — очень весело, а где-то — грустно. А есть второй вариант — смотреть множество коротких форматов, каждый из которых моментально даёт эффект «Ух ты! Ух ты! Очевидно, какой выбор будет сделан. Но в то же время современные дети уже довольно рано начинают понимать последствия от пресыщения таким контентом. В результатах исследований мы видим, что в 12 лет ребёнок говорит: я вообще очень устал от digital, я телик включаю, чтобы отдохнуть. Частая смена картинки утомляет, как и агония выбора, о которой сейчас говорят уже и не только в контексте детского контента, но и вообще в целом. Вот и получается, что «Мультиландия» стала тем телеканалом, который выступает своего рода антистрессом для перегруженных детских умов благодаря щадящему программированию. С другой стороны, мы чувствуем нашу аудиторию и стараемся быть там, где сегодня большинство наших юных зрителей проводит время, например, в игровой среде. Так, мы сделали интеграцию «Мультиландии» в Roblox, во вселенную «Простоквашино». И для того чтобы сделать её действительно интересной, мы изучали, что привлекает детей в Roblox. Нам пришлось в том числе и пообщаться с аудиторией, задать вопросы, узнать, что они хотят там увидеть. И меня особенно порадовало, что большинство сказали, что пойдут туда даже не за призами-лимитками, артефактами лимитированного тиража, а чтобы просто интересно провести время. А дети там проводят много часов — как в наше время мы проводили во дворе, забывая о сне и еде. Сегодня они это делают в Roblox, причём играют не сами с собой — с одноклассниками, с друзьями, вообще с незнакомыми детьми. Как в этих реалиях создателям — сценаристам, мультипликаторам, продюсерам — «попадать в цель» и конкурировать с многообразием форматов и объёмом качественного контента, представленного в Сети? Знаете, в восточных боевых искусствах есть вариант не сражаться. Это не значит проиграть — это искать другие пути. Например, предлагать историю, упакованную в разные форматы. Есть нарратив, а дальше упаковывай, как хочешь. По-моему, сегодня разумен именно такой вариант: просто принять, что есть разный возраст, разные платформы, и в этом смысле мир стал дискретен. Единственная возможность найти что-то общее — это очень хорошо понимать свой сюжет, и, естественно, выживать будут только суперсильные сценарии, которые могут меняться и достаточно интересно существовать в разной форме. Каким для телеканала стал 2023 год? Результативным и в то же время новаторским. Для хороших показателей, с одной стороны, нужно делать ставку на некую уникальность. С другой, конечно же, намного проще брать то, что гарантированно принесёт охваты. Мы экспериментировали и на этом поле, старались получше присмотреться к своей аудитории.
Россиянам покажут мультфильмы времен Сталина: какие, когда выйдут на экран
Благодаря мультфильмам «оживают» самые фантастические персонажи, появляются новые миры. С 3 по 8 октября букву уберут из вывески на здании киностудии на улице Академика Королева, а также в аккаунтах соцсетей. В июле 2022 года «Союзмультфильм» отстоял свое право на главного героя из популярной серии мультфильмов «Приключения пингвиненка Лоло» — тогда суд признал незаконным. Киностудия «Союзмультфильм» восстановит для широкого показа 10 мультфильмов военного и послевоенного времени.
Программы в Союзмультклубе
Франчайзи смогут показывать мультфильмы из коллекции киностудии, а также использовать образы героев «Простоквашино», «Винни-Пуха». Он особенно приглянется тем родителям, кто считает мультфильмы и детское кино, созданные в Советском Союзе, по-прежнему актуальными и обладающими необходимым потенциалом. Также выпустили мультфильм режиссёра Дмитрия Высоцкого «Пык-пык-пык» (2014), поучаствовавший в различных фестивалях и получивший большое количество наград.
Новый Чебурашка, жители Простоквашино и пластилинки: 16 последних новинок от Союзмультфильма
Предлагаем Вашему вниманию мультфильм "Хомячок Фрош. Друзья в поисках клада", а также пройти опрос..
Музей Городская дума проводит мероприятия ,,Союз». И ребята из группы «Жемчужинка» сегодня побывали там. Мы узнали, что мультфильмы придумали и стали создавать около 100 лет назад. Нам показали самый первый мире мультфильм. Для его создания понадобилось нарисовать около 700 картинок. Затем Владислав Старевич снял мультфильм, где персонажами были засушенные насекомые, которых двигали при помощи проволочек.
Когда этот мультик показали зрителям, они подумали, что создателям удалось выдрессировать насекомых. Первой мультстудией была студия Уолта Диснея. На ней создали много чудесных и необычных мультиков.
Сегодня на уровне государства и аудитории есть огромная потребность в знакомых героях — тех, кого уже знают и любят. Поэтому мы все-таки думаем о новых версиях Юлиана Слащева, председатель совета директоров студии «Союзмультфильм» На данный момент студия работает над пилотным выпуском сериала про Чебурашку, выполненным в технике 3D-анимации. Выпуск полноценного сезона будет зависеть от ряда различных факторов, включая от того как покажет себя в кинотеатрах фильм «Чебурашка», выход которого запланирован на 1 января 2023 года.
Осетинская: - Обратная связь существует. И можно посмотреть по рейтингам, по просмотрам в YouTube, по обратной связи по аудитории в соцсетях, которые мы ведем. И когда к нам приходят наши гости, когда мы общаемся на мероприятиях с аудиторией, вот уже знают об этом проекте. Он для более взрослой аудитории. Там поднимаются двоякие темы, которые понятны и зрителям более младшим, но нацелены на более старшее поколение. Грымов: - А вы и ваши коллеги мониторят, что происходит в мире с мультипликацией? Это очень интересно. Мы следим за конкурентами и международными, и нашими российскими. Грымов: - А кто у вас конкуренты? Осетинская: - На российском рынке, конечно, это все наши крупные студии — «Паровоз», «Рики», «Мельница». На международном — все крупные студии, даже не очень крупные. Мы сами по себе еще не стали лидерами на международном рынке. Это вот в 70-80-е годы «Союзмультфильм» была крупнейшей студией в Европе. Там было более 500 человек, она работала, была наравне, даже соревновалась со студией «Дисней». После того, как 30 лет была пауза, естественно, нам приходится наращивать нашу библиотеку, нагонять, наращивать любовь аудитории. Потому что то, что было сделано в советские годы — это 65-80-е годы — это база, кладезь того, что у нас сейчас есть. Грымов: - Мы прекрасно понимаем, что в 60-е годы и в кинематографе случился переворот. Я сейчас про политику — некая оттепель. Она дала очень хороший прирост, а потом все стало скукоживаться. Но вот я вспомнил не просто так про зарубежные мультфильмы. Вы видели проект «Нетфликс» «Любовь, смерть и робот»? Грымов: - Вот типа такого что-то может появиться на «Союзмультфильме». Жесткая, местами откровенная и до безумия реалистичная история. Это очень художественный проект. Два сезона, я просмотрел. Осетинская: - Наверное, в ближайшие пять лет самостоятельно мы такое точно… Пока в планах у нас нет. Но, возможно, мы найдем партнеров, которые вместе с какими-нибудь европейскими компаниями и подобный проект сделаем. Мы, конечно, не достигли еще того уровня по технологиям, которые есть у наших зарубежных партнеров. Но мы активно это сейчас развиваем и наращиваем. У меня сзади фон — наш новый проект, который называется «Тайны Медовой долины», который мы делаем для мира в экспериментальном движке. Таких сериальных проектов еще не так много. И, в частности, «Любовь, смерть и роботы» - эта технология там тоже использована. И мы пытаемся попробовать различные технологии. И нарастить технологически наши ресурсы и умения. И прокачиваем наши творческие… Ищем талантливых сценаристов, режиссеров, художников, музыкантов. Грымов: - А технически «Союзмультфильм» сегодня оснащен? Карандаши и фломастеры есть?
«Союзмультфильм» откроет сеть детских ресторанов
Кроме того, в сериале появились суперспособности. А у главного героя ее нет, и он пытается ее найти весь первый сезон». Герои отправляются во вроде как обычный лагерь, но с мистической тайной, которую им предстоит разгадать. Да и сами они непростые — со своими суперсилами. Ведь они — наследники легендарных героев! А тут уж кому как повезло. Кто внук богатыря, а кто — Кощея. Но все они оказываются на одной стороне — стороне добра. И им предстоит разобраться — почему они вместе, и что вообще такое «добро» и «зло».
Пожалуй, самый неоднозначный из представленных проектов студии. Все дело в стиле анимации, похожей на мультфильмы Cartoon Network. Машковцев подчеркнул, что проект — смелый, но должен прийтись по вкусу современным детям, которые привыкли к такому стилю. Что касается полнометражной анимации, то тут «Союзмультфильм» приготовил два проекта. Такого в истории анимации еще не было и вряд ли будет. Более 100 кукол, уникальные декорации и 15 лет работы. Это правда эпохальный труд для студии, — рассказала Tlum. Ru Юлиана Слащева.
Фильм должен выйти в прокат во втором полугодии 2018-го.
Очень хотелось, чтобы наши дети тоже знали этих героев, чтобы у них было больше общих тем для разговора и с нами, родителями, и с бабушками и дедушками... Помимо коммерческих, выпускаются авторские мультфильмы. Продолжается и журнал "Веселая карусель", запущенный в 1969 году. Над столом у Осетинской висят "портреты" нынешних проектов. Какой ее любимый, не признается: "Они мне все - как дети". А статистика показывает: самый популярный мультсериал - новое "Простоквашино", идет сразу на восьми телеканалах. Занимательная экономика Производство мультсериалов, уверены тут, это хороший путь к тому, чтобы в отечественной анимации "снова появилась экономика".
Впрочем, она уже появилась. Ведь это тысячи людей, которые заняты именно в серийном производстве. Не сотни тысяч. Но это и есть точка роста, если смотреть на анимацию как на часть креативной экономики. Традиционные товары и услуги перестают быть интересными и тем, кто их производит, и тем, кто приобретает. Хочется, чтобы во всем было что-то индивидуальное, чтобы была душа. Рассказывать истории, добавлять эмоции - это мы в анимации как раз очень хорошо умеем. Анимация уже давно работает в союзе с производителями товаров и услуг, приходит в образование, во многие другие сферы.
А значит, отрасль будет расти, будут появляться новые рабочие места. Мы очень надеемся, что профессия будет распространяться и в регионах, где очень много талантливых ребят. Студия много привлекает специалистов из других городов. Но ей важно, чтобы все участники процесса работали - а значит, и учились, - по одним стандартам. Есть своя детская школа. Есть партнерский факультет с университетом "Синергия". Коллекция складывалась довольно хаотично, и мы долго собирали информацию о том, чем же в итоге располагаем - был проделан большой объем чисто культурологической работы. И вот они снова готовятся к большой культурологической работе: приступают к реставрации фильмов времен Великой Отечественной и послевоенных лет.
Так как опыт уже есть - студия восстанавливала мультфильмы из "Золотой коллекции" - то сложился и свой круг специалистов. Это два типа экспертов: историки-киноведы и собственно реставраторы.
Перспектива В последнее время киностудия реализовала сразу несколько успешных проектов. Среди них — «Чебурашка»: фильм вышел в российских кинотеатрах 1 января и стал самой кассовой картиной за всю историю отечественного проката, собрав рекордные 6 млрд рублей. Также «Союзмультфильм» сообщил о подготовке «ответа» зарубежным фантастическим фильмам вроде «Гарри Поттера» и «Властелина колец». Речь об экранизации книги Юлии Ивановой «Тайны Чароводья». Кроме того, студия работает над ремейком советского мультфильма про Чебурашку и полнометражным мультфильмом «Простоквашино».
Повторно экранизировать книгу взялся российский режиссер Александр Андрющенко. Премьера фильма запланирована на 28 декабря 2023 года. Мальчик попадает в будущее и невольно вступает вместе с девочкой в схватку с космическими пиратами. В конце декабря выйдет продолжение нашумевшего фильма «Холоп» 2019 , который был самой кассовой российской лентой до выхода «Чебурашки».
Среди 46 исков в ответчиках числятся 45 индивидуальных предпринимателей и одно юридическое лицо. Совокупный объем требований к ним составил ровно 3,4 млн рублей. При этом разброс взыскиваемых сумм начинается с 20 тыс.
Последних, к слову, большинство — 28 исковых заявлений. В «Союзмультфильме» уточнили, что цена иска, на самом деле, всегда варьируется и зависит от логичных показателей — объема выпущенной продукции, масштаба распространения и ряда иных. Причем используют анимационные образы, уточнили на киностудии, используют буквально повсюду, будь то упаковка пищевых продуктов, принт на одежде или ручка с изображением знакомого мультипликационного персонажа. На сегодняшний день завершено 26 из 45 разбирательств с прикамскими предпринимателями.
Права на золотую коллекцию "Союзмультфильма" останутся у государства
Союз мультфильм Позитивный доктор Ливси о вредных привычках. Фантастическое приключение «Сто лет тому вперед» – уже во всех кинотеатрах! Успели посмотреть? Делитесь впечатлениями в комментариях! А если не успели – скорее в кинозал. Режиссер Юрий Грымов обсуждает вместе с генеральным продюсером киностудии «Союзмультфильм» Юлией Осетинской, какие мультфильмы нужно делать сейчас, чтобы. Кроме того, студия работает над ремейком советского мультфильма про Чебурашку и полнометражным мультфильмом «Простоквашино».
Новости + Советские мультфильмы
В «Союзмультфильме» рассказали о готовящихся полнометражных проектах — РТ на русском | «Чаще других неправомерно используются такие персонажи, как Котенок Гав, Чебурашка, Крокодил Гена, герои серии мультфильмов о жителях деревни Простоквашино, «Ну, погоди. |
«Союзмультфильм» подал в суд на нижегородский Парк имени 1 Мая | В 1937 г. студия сменила название на «Союзмультфильм» и начала выпуск цветных рисованных картин (первый цветной мультфильм – «Сладкий пирог» Бабиченко и Белякова, 1937). |
Союз-мультфильм
Он при этом лежит на диване, а супруга суетится по хозяйству. Они летят на космическом корабле. Мужчина снова предлагает подарить женщине звезду, которая уже так близко… но тут к женщине в безвоздушном пространстве подплывает пресловутая кастрюля, которую надо почистить. Мультфильм Федора Хитрука, состоящий из четырех песней, конечно же, об одном — неизменности природы отношений между мужчиной и женщиной.
Короткометражке рукоплескала публика на Каннском кинофестивале в 1975 году, где картина получила Специальный приз жюри.
Семь лет мы вынашивали эту идею и мы очень близки к ее реализации", - рассказала Слащева на презентации новых проектов "Союзмультфильма". Премьера мультсериала запланирована на осень 2024 года.
Как сообщается в картотеке дел регионального Арбитражного суда, иск был подан 8 декабря. Суть претензий мультипликационной компании не отражена. Однако представители фирм хотят взыскать с общественного пространства 80 тысяч рублей.
А в цифровом виде некоторые вещи можно оптимизировать и автоматизировать. Компьютер — очень гибкий инструмент, но не создатель фильма. Сейчас весь мир будет пытаться понять, как использовать эту технологию разнообразно.
Как получить разницу стилей. Скорее всего, компьютерная графика будет смешиваться с традиционными методами анимации. Нюанс в том, что анимация XX века — это кино, которое снималось на кинопленку, а она диктовала достаточно жесткие условия. Вам нужно дождаться, когда ее отснимут и проявят. При сериальных темпах производства — это бы очень сильно тормозило производство. За счет компьютерной графики ускорились механические процессы, но творческие операции оптимизировать невозможно». Борис Машковцев Генеральный директор киностудии «Союзмультфильм» Сегодня основной упор студии делается на производство сериалов. Их создавать удобнее, потому что для каждой новой серии не надо придумывать новых героев и вселенную. Это уже все есть. Главное, разобраться с сюжетом.
Именно это и называется конвейером, когда в рамках одного проекта делается 50 серий, которые и создают большие объемы контента. Нельзя сказать, что в этом нет жизни. Анимация, какой бы она ни была, не может отменить творчество. Директор производства киностудии «Союзмультфильм» Анна Морякова «Мы все-таки не завод, не клепаем одинаковые детали. Каждая серия уникальна, поэтому на каждом проекте проходят еженедельные смотры и обсуждение креативными командами. Все эти этапы согласовываются креативным продюсером. Нельзя пустить это на самотек. Есть риск потерять уникальную стилистику и нарушить бережно созданную вселенную, что может привести к снижению качества контента». Анна Морякова Директор производства киностудии «Союзмультфильм» Производство полнометражных картин в этом смысле намного сложнее. Совсем недавно у «Союзмультфильма» вышел первый такой проект «Суворов: Великое путешествие».
Делался он около десяти лет, а изначально вовсе принадлежал другой студии. Одним словом, проект тяжелый, но в конце концов реализованный. Иллюстрированные материалы к мультфильму «Суворов: Великое путешествие» Также ожидается, что в самом начале 2023 года у «Союзмультфильма» совместно с российской киностудией Yellow, Black and White YBW и онлайн-кинотеатром START должен выйти полнометражный фильм «Чебурашка», который представит совершенно новый взгляд на культового советского персонажа. Примечательно, что роль Чебурашки досталась актрисе Ольге Кузьминой — она будет озвучивать героя и наделит его своей пластикой благодрая технологии захвата движения. Фото со съемок «Чебурашки» Современные сложности Казалось, в советское время создавать анимацию было намного сложнее — никаких цифровых методов не было, все делалось вручную, кропотливо и долго. Однако Машковцев и Морякова считают, что в текущих реалиях, несмотря на появление дружелюбных технологий, сложностей стало больше.