Кронштадт внес неоценимый вклад в защиту Ленинграда во время блокады.
Победа без сражения. Как Кронштадт обороняла рота огнемётчиков
Во время героической 900-дневной блокады Ленинграда кронштадтские корабли поддерживали оборону наших войск на важнейшем участке фронта. Орудия кронштадтских моряков прикрывали ледовую Дорогу жизни, по которой поддерживалась связь осажденного Ленинграда со страной. Враги могли обозревать кронштадтские гавани, видели из Петергофа не только строения, но и движущихся по улицам Кронштадта людей. Разъяренный враг подвергал город и корабли, стоящие у его причалов, артиллерийским обстрелам, бомбовым ударам. Сломить дух героических кронштадтцев фашисты не смогли, но они причинили городу значительные разрушения. Оказались разрушенными более 130 жилых домов площадью около 50 тыс.
Из остальных 458 домов 116 нуждались в немедленном капитальном ремонте, почти половина всех домов требовала замены кровли. Во многих местах был разрушен водопровод.
Великая Отечественная война для Кронштадтского Морского завода началась 22 июня 1941 года с первых же часов после нападения фашистской Германии на Советский Союз, когда морзаводовцы приступили к выполнению боевых заданий командования. Со второго дня войны завод перешел на работу в режиме военного времени. К началу войны в ремонте в доках и у стенок завода находились 26 боевых кораблей, но уже через неделю из-за значительной минной опасности на Балтике их число стало увеличиваться. Первым 27 июня 1941 года в Кронштадте встал не ремонт крейсер «Максим Горький», подорвавшийся на вражеском минном поле у острова Даго Хийумаа. Взрывом ему оторвало носовую часть до первой башни орудий главного калибра. С помощью ленинградских судостроителей, изготовивших новую носовую часть, судоремонтники завода приварили её в доке и уже 2 августа 1941 года закончили ремонт корабля.
Вместо намеченных по плану трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло 43 дня. Кронштадтские ополченцы. С приближением фронта на заводе организовали группы самозащиты в составе пожарных, санитарных, химических звеньев и др. Рабочие и инженеры строили щели, химубежища и другие оборонные сооружения, распределяя материальные запасы в возводимых подземных хранилищах. Запасы топлива из главных резервуаров слили в баржи, и рассредоточили их по акватории гаваней. В итоге, запасы материалов позволили заводу в течение всей блокады ремонтировать корабли без подвоза материалов извне. Работа на заводе продолжалась круглосуточно в две смены по 12 часов. Деревянные рыболовные суда переоборудовались в магнитные тральщики.
На шаланды устанавливали орудия, превращая их в канонерские лодки. На буксирах и катерах устанавливались зенитные установки, минное и тральное вооружение. Устанавливались дополнительные зенитные установки на эсминцах, крейсере, на канонерских лодках. Карта обстрела завода бомбами и снарядами В июле 1941 года, когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более трехсот человек были призваны в ряды Советской армии. Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой. В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Морской завод оказались на линии фронта.
Церемония возложения цветов будет приурочена ко Дню прорыва блокады Ленинграда. В тот же день в самом музее состоится представление аудиоквеста «Кронштадт. Участники смогут использовать квест-карту как обычный путеводитель или игровой элемент, собрав ключи и расшифровав послание из прошлого. Квест-карту можно будет получить бесплатно на всех площадках музея, скачать на официальном сайте visitkronshtadt. В нем примут участие ветераны, сотрудники музея и учащиеся школ Кронштадта. Тема разговора — как сохранить память о тех суровых днях.
Стиральных машин тогда не было. Многие мужчины ушли на фронт. Два старших брата пошли работать, на рабочие карточки продуктов давали больше, чем на детские. В начале войны очень сильно бомбили город. На улицах Флотской и Восстания много было деревянных домов. Они почти все сгорели. Люди гибли семьями. Мы иногда ложились спать в пальто: вдруг объявят воздушную тревогу, и мы не успеем одеться. Когда ее объявляли, мы под вой сирены спешили в бомбоубежище, там скамейки стояли вдоль стен, было душно и тесно. Оно находилось на углу улиц Урицкой и Велещинского. В том доме одно время после войны была музыкальная школа. Человек ко всему привыкает, и мы привыкли к тревогам и в бомбоубежище перестали ходить, стали прятаться в парадной или прачечной, в которой были два больших котла кипятить воду и белье. Она была в нашем дворе. Как-то бежали в прачечную и увидели, как начался воздушный бой. Появились в небе маленькие точечки дыма, которые разрастались. Парадная в нашем доме была большая. Вдоль стен стояли скамейки. Двери закрывали на швабру, которую просовывали в ручки. Кто жил на первом этаже, те оставались дома. Однажды в наш дом попал снаряд в боковую стену, образовалась большая дыра. Одной девочке на руку упала швейная машинка, сломала руку, а взрывной волной сломало швабру, дверь распахнулась, но никого больше не ранило. Иногда старшие братья ходили на чердак сбрасывать зажигалки бомбы и наблюдали, как идут воздушные бои. Разве они могли пропустить такое событие. Наступали холодные дни. Дрова в город перестали привозить. Ведь наш город — это остров. Когда прекращались бомбежки, старшие три брата с тележкой ходили к заливу, собирали глушенную взрывами рыбу, прибитые волной доски и бревна останки погибших кораблей , которые все были в мазуте и горели очень хорошо. Грузили на тележку и везли домой по булыжной мостовой, а на нашей улице Зосимова была просто земля, как в деревне. Асфальта в городе вообще тогда не было. Братья дрова распилят, расколют, и ими топили печку и плиту. Начался голод. Было и так, что идет человек по городу и от истощения и постоянного холода падает и умирает. Братья ходили на свалку, среди выброшенных госпиталем окровавленных бинтов, ваты, ампутированных человеческих рук и ног выискивали окурки чинарики , ссыпали из них по капелькам в спичечный коробок махорку и шли к военным. За один коробок махорки военные давали кусочек хлеба. Однажды один офицер говорит старшему брату: — Парень, а ты можешь на бревне переплыть залив и вернуться обратно? Брат все сделал, как сказал офицер, и за это тот дал ему одну буханку хлеба. Брат не отломал от нее ни кусочка и не съел. Все принес домой. Было и такое время, что от недоедания и недосыпания у отца и старших братьев пухли ноги. Русские сапоги у отца было не снять. Пришлось сначала разрезать голенища, а потом только сняли сапоги. Голодающему Ленинграду из Кронштадта пошли баржи с продовольствием, и в связи этим военным урезали нормы питания. Немцы баржи ужасно обстреливали с другого берега, некоторые баржи шли на дно, а мешки с мукой не все тонули. Однажды братья нашли на берегу залива такой мешок с мукой, прибитый течением. Это нам было очень кстати.
В Кронштадте открывается выставка «Флот для блокадного Ленинграда»
За время осады и блокады Ленинграда немецко-фашистскими варварами бомбами и снарядами разрушено и повреждено 187 исторических зданий города, выстроенных прославленными зодчими. Колюшка — мелкая рыбка, которую не едят в обычное время, но во время блокады она помогала жителям Ленинграда выжить. После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. все очевидно: "Кронштадт во время блокады Ленинграда ". Конечно, о трагедии перехода наших кораблей из Таллина вспомнили. В то время, как со взятием Пулковских высот обеспечивался выход на линию тесной блокады Ленинграда, три четверти вылетов 1-го авиакорпуса были проведены против Кронштадта с кораблями и против Ораниенбаумского плацдарма. Корабли, пришедшие в Кронштадт во время блокады Ленинграда, вели артиллерийский огонь по позициям оккупантов, а подводные лодки нарушали морские коммуникации противника.
10 сентября 2022 г.
Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории. Патриотическая акция "Свеча Памяти" в честь годовщины прорыва блокады Ленинграда / Фото: Министерство обороны РФ. 1. Город Ленинград не был блокирован во время войны, блокады города, как таковой, никогда не было. Композитор Дмитрий Шостакович (первый справа) в дни блокады Ленинграда во время Великой Отечественной войны был бойцом добровольной противопожарной команды и дежурил на крыше консерватории.
Кронштадт. Война. Блокада.
Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады. Кронштадтские моряки сражались у Ленинграда, под Москвой, в Сталинграде, на Северном Кавказе, в Крыму, в Заполярье и на территории фашистской Германии, участвовали в штурме Берлина.
Первым 27 июня 1941 года в Кронштадте встал не ремонт крейсер «Максим Горький», подорвавшийся на вражеском минном поле у острова Даго Хийумаа.
Взрывом ему оторвало носовую часть до первой башни орудий главного калибра. С помощью ленинградских судостроителей, изготовивших новую носовую часть, судоремонтники завода приварили её в доке и уже 2 августа 1941 года закончили ремонт корабля. Вместо намеченных по плану трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло 43 дня.
Кронштадтские ополченцы. С приближением фронта на заводе организовали группы самозащиты в составе пожарных, санитарных, химических звеньев и др. Рабочие и инженеры строили щели, химубежища и другие оборонные сооружения, распределяя материальные запасы в возводимых подземных хранилищах.
Запасы топлива из главных резервуаров слили в баржи, и рассредоточили их по акватории гаваней. В итоге, запасы материалов позволили заводу в течение всей блокады ремонтировать корабли без подвоза материалов извне. Работа на заводе продолжалась круглосуточно в две смены по 12 часов.
Деревянные рыболовные суда переоборудовались в магнитные тральщики. На шаланды устанавливали орудия, превращая их в канонерские лодки. На буксирах и катерах устанавливались зенитные установки, минное и тральное вооружение.
Устанавливались дополнительные зенитные установки на эсминцах, крейсере, на канонерских лодках. Карта обстрела завода бомбами и снарядами В июле 1941 года, когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более трехсот человек были призваны в ряды Советской армии. Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой.
В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота. Морской завод оказались на линии фронта. Разрушения на заводе.
Сентябрь, 1941 год Первый авиаудар вражеская авиация нанесла утром 19 сентября. Массовые воздушные налеты продолжались до 29 сентября 1941 года.
Завод 1941-1945 Кронштадтский Морской завод во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Великая Отечественная война для Кронштадтского Морского завода началась 22 июня 1941 года с первых же часов после нападения фашистской Германии на Советский Союз, когда морзаводовцы приступили к выполнению боевых заданий командования. Со второго дня войны завод перешел на работу в режиме военного времени. К началу войны в ремонте в доках и у стенок завода находились 26 боевых кораблей, но уже через неделю из-за значительной минной опасности на Балтике их число стало увеличиваться.
Первым 27 июня 1941 года в Кронштадте встал не ремонт крейсер «Максим Горький», подорвавшийся на вражеском минном поле у острова Даго Хийумаа. Взрывом ему оторвало носовую часть до первой башни орудий главного калибра. С помощью ленинградских судостроителей, изготовивших новую носовую часть, судоремонтники завода приварили её в доке и уже 2 августа 1941 года закончили ремонт корабля.
Вместо намеченных по плану трех месяцев на восстановление «Максима Горького» ушло 43 дня. Кронштадтские ополченцы. С приближением фронта на заводе организовали группы самозащиты в составе пожарных, санитарных, химических звеньев и др.
Рабочие и инженеры строили щели, химубежища и другие оборонные сооружения, распределяя материальные запасы в возводимых подземных хранилищах. Запасы топлива из главных резервуаров слили в баржи, и рассредоточили их по акватории гаваней. В итоге, запасы материалов позволили заводу в течение всей блокады ремонтировать корабли без подвоза материалов извне.
Работа на заводе продолжалась круглосуточно в две смены по 12 часов. Деревянные рыболовные суда переоборудовались в магнитные тральщики. На шаланды устанавливали орудия, превращая их в канонерские лодки.
На буксирах и катерах устанавливались зенитные установки, минное и тральное вооружение. Устанавливались дополнительные зенитные установки на эсминцах, крейсере, на канонерских лодках. Карта обстрела завода бомбами и снарядами В июле 1941 года, когда фронт приблизился к Ленинграду, 395 морзаводцев ушли на фронт ополченцами, более трехсот человек были призваны в ряды Советской армии.
Всего на фронтах Великой Отечественной войны воевали 762 рабочих и инженера Морского завода; многие из них не вернулись домой. В сентябре 1941 года с ухудшением положения на фронте под Ленинградом у противника появилась возможность приступить к постоянным авианалётам и артиллерийским обстрелам Кронштадта и кораблей Балтийского флота.
К началу апреля 1943 года плановый ремонт кораблей Балтийского флота был завершен.
Многие проблемы судоремонта помогало решать движение рационализаторов: в 1943 году были внедрены 230 предложений, ускоривших или облегчивших работы. Зимнее докование. В феврале 1943 года многие работники завода были награждены медалями «За оборону Ленинграда».
После прорыва блокады Ленинграда в январе 1943 года снабжение ленинградцев и кронштадтцев значительно улучшилось, что позволило организовать на заводе рационное питание. Завод отремонтировал 229 кораблей, при этом 5 — капитально, 154 корабля прошли доковые ремонты. Был возобновлен массовый выпуск морских шлюпок 125 единиц и 12-весельных баркасов.
Всего завод выполнил 1380 оперативных заданий, выполнив годовую программу по судоремонту 1943 года досрочно - к 1 ноября. Немецкая подлодка U-250 в доке. В дальнейшем Морской завод продолжал работы по ремонту кораблей уже без артиллерийских обстрелов и авиационных налетов.
В ходе войны заводом руководили капитан 1 ранга Б. Волосатов 1938-1942 , капитан 1 ранга А. Бурлаков 1942-1948.
Главными инженерами были капитан 1 ранга Т. Гушлевский 1940-1941, 1942-1945 , капитан 1 ранга С. Афанасьев 1941-1942.
Награждение завода орденом Ленина в 1944 году. Орденами и медалями были награждены многие заводчане. Среди них: капитаны 1 ранга А.
Бурлаков и С. Афанасьев, П.
Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда - Хочу всё знать
Кронштадт в блокаду выжил благодаря колюшке | Оказывается в годы блокады эта маленькая колючая рыбка спасла от страшного голода тысячи людей, живших и служивших в Кронштадте. |
В Кронштадте прошли мероприятия в честь годовщины снятия блокады Ленинграда | Морская блокада Ленинграда была прорвана летом 1946 года. |
Завод 1941-1945 | Огромную роль сыграл Кронштадт в деле обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. |
Коридор смерти: как снабжался Кронштадт в годы блокады Ленинграда
читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Выставка "Флот для блокадного Ленинграда" открылась в Кронштадте Четырехлетний ребенок лизнул дуло пушки. * Медали «За оборону Ленинграда» были вручены также группе учителей, хозяйственным работникам школ и учащимся 5-6 классов, активно участвовавшим в дни обороны Ленинграда в создании овощной базы для Кронштадта и показывавшим. Как Балтфлот прорывался в Кронштадт Эсминец Балтийского флота «Ленин», взорванный в Либаве (Лиепае) во время отступления. Сегодня все вместе, дружной кронштадтской семьей, мы приехали на Лыжню России-2024. #кронштадт – последние новости. Хочу всё знать Кронштадт. Военные традиции и судьба во время блокады Ленинграда.
Прорыв блокады Ленинграда
- Мы из Кронштадта
- блокада Ленинграда |
- В порядке очереди
- Коридор смерти: как снабжался Кронштадт в годы блокады Ленинграда
- Рекордные темпы группы армий «Север»
Кронштадт в ВОВ
Минуя немецкие минные заграждения, из Кронштадта осуществляли выход в море подводные лодки. Кронштадт сыграл важную роль в прорыве и в освобождении Ленинграда от фашистской блокады. Кронштадтские моряки сражались у Ленинграда, под Москвой, в Сталинграде, на Северном Кавказе, в Крыму, в Заполярье и на территории фашистской Германии, участвовали в штурме Берлина.
Во время Великой Отечественной войны на территорию дацана не упал ни один снаряд, хотя фашисты специально старались попасть в здание храма, ведь там располагалась одна из радиостанций, которая отвечала за трансляцию программ Ленинградского радио и связь блокадного города с Большой землей. Появилась она в дацане в 1942 году, когда была полностью выведена из строя станция РВ-53 в Колпине. Шли поиски подходящего места, куда можно было перенести 100-киловаттную радиовещательную станцию, и неслучайно выбор пал на здание дацана: стены храма полтора метра толщиной, в молельном зале нет окон, кроме зенитного светового фонаря на потолке, но эту проблему решили. Кстати, до сих пор в дугане видны отметины на том месте, где крепилось оборудование - вы можете разглядеть эту металлическую полосу на фото перед местами для лам. Большую роль сыграло и то, что рядом находится река Большая Невка, что в условиях нехватки воды в осажденном городе было стратегически важным.
Оборона города Ленинграда и Кронштадта стала символом стойкости и веры в победу. Кронштадтцы чтят память погибших в годы блокады. Их подвиг отображен в многочисленных памятниках, памятных мемориальных досках, на которых, правда, не всегда можно видеть алую гвоздику... Родина высоко оценила подвиг защитников Кронштадта, присвоив ему звание «Город воинской славы России! К сожалению, с каждым годом уходят от нас ветераны-блокадники. Последствия блокады и время не щадят их... Дорогие ветераны! Участники блокады Ленинграда и защитники города Кронштадта!
Архитектурная доминанта Якорной площади — грандиозный Никольский военно-морской собор. Многоярусное нарядное строение с большим количеством фантазийных арок завораживает своей красотой и торжественностью. В ясную погоду можно долго любоваться отражением солнца в ажурном золоте куполов. По замыслу архитекторов они, как маяки, должны были быть заметны морякам издалека. Храм построили в первое десятилетие XX века. В советскую эпоху кресты были сбиты, купола разрушены, интерьеры утрачены. Сегодня в храме ведутся активные реставрационные работы, и многое уже восстановлено. Собор обязательно стоит осмотреть изнутри, чтобы увидеть масштабные контрастные росписи в бело-бордовых тонах, грандиозные люстры, а также любопытные отсылки к морской тематике в оформлении. Например, мозаичного кальмара на полу. С колокольни собора хорошо заметен огромный якорь, выложенный на площади светлой плиткой. Ансамбль Якорной площади также дополняют несколько важных для истории города объектов: скульптура причисленного к лику святых адмирала Фёдора Ушакова перед входом в храм, вечный огонь в память о погибших революционерах и памятник вице-адмиралу С. Макарову, русскому полярнику и океанографу, начальнику Кронштадтского порта. Около этого монумента принимают присягу молодые моряки. Также на площади можно заметить любопытный фрагмент мостовой, собранный из чугунных шашек. В Кронштадте это решение сочли очень практичным и замостили таким образом много улиц. Однако во время Великой Отечественной войны шашки переплавили на боевые снаряды, и от чугунных мостовых осталось только два фрагмента: подлинный на Октябрьской улице и восстановленный на Якорной площади. Памятник морякам-подводникам Балтики Далее пеший маршрут сворачивает в сторону Финского залива. Однако если вы располагаете временем, сделайте небольшой крюк и двигайтесь на север от Никольского собора, чтобы посмотреть монумент морякам-подводникам Балтики. В нём использованы фрагменты рубки реальной подводной лодки. Мемориал увековечил подвиг военных моряков, сражавшихся в Кронштадте во время блокады Ленинграда. Музей-квартира Иоанна Кронштадтского В 15 минутах ходьбы на запад от мемориала, на пересечении улиц Андреевской и Посадской находится квартира, в которой в первой половине XX века жил протоиерей и проповедник Иоанн Кронштадтский. Этот священнослужитель был горячо любим в народе, а в 1990-х годах канонизирован. Поэтому и сегодня в его дом приезжают паломники из разных регионов России. Для неверующих людей локация не представляет большого интереса, и её можно пропустить. Обводной канал и Адмиралтейство Возвращаемся в активную туристическую зону, двигаясь по улице Карла Маркса в сторону Обводного канала.