звезда легендарного фотографического клана.
Неисчерпаемый источник чудесных исцелений: о Козельщанской иконе Божией Матери
Мария Ростиславовна Капнист, урождённая Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (9 (22) марта 1913[3], Санкт-Петербург — 25 октября 1993, Киев) — советская и украинская актриса. Ольга Николаевна Дьяконова представляет книгу «Мария из рода Капнист», составителем которой она является. В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза. Из тюрьмы Мария вышла 42-летней женщиной, но внешне напоминала старуху. После освобождения Капнист поселилась в Киеве, где работала массажистом и дворником. Как потерявшая семью и отсидевшая 15 лет в лагерях дочь графа Мария Капнист стала главной киноведьмой СССР. Она была рождена, чтобы блистать на светских раутах.
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
В свободное время Капнист приезжала к студии имени Довженко, подолгу стояла перед зданием. Однажды ее окликнул молодой человек: «Женщина, вы в каком фильме снимаетесь»? Очень уж колоритная у нее была внешность. Тем молодым человеком оказался начинающий тогда режиссер Юрий Лысенко. Когда выяснилось, что Мария нигде не снимается, Лысенко предложил ей роль игуменьи в своей драме «Таврия». Так началась кинокарьера Марии Капнист. Когда она дебютировала на экране, ей было уже далеко за сорок. Но начинать жизнь заново никогда не поздно. Мария Ростиславовна снялась более, чем в полусотне кинокартин. Многие из них вошли в золотой фонд отечественного кино.
Как позже вспоминала Капнист, вначале ей было не по себе стоять под прицелом кинокамер и выполнять команды режиссера. Но она быстро освоилась. Актриса с необычной внешностью была у режиссеров нарасхват. Правда, играла, в основном, роли второго плана. Мария Ростиславовна дожила до глубокой старости. Работала до самых последних дней, несмотря на подорванное здоровье и почтенный возраст. Не мыслила себя без работы. А самое главное — Капнист смогла наладить отношения со своей дочерью Радиславой. Девушка считала своей родительницей совсем другую женщину и долго не могла понять, почему ее бросили.
И только в 15 лет осознала, какие тяготы перенесла ее родная мама. Несмотря на годы лагерей, Мария Ростиславовна не утратила природной утонченности и аристократизма. Всегда тщательно следила за модой. Сохраняла стройную фигуру, занималась гимнастикой. Даже в пожилом возрасте легко могла сделать «березку» или «мостик». Не переносила лишь замкнутых пространств, напоминавших ей о лагерных рудниках. Женщина не спускалась в метро, не пользовалась подземными переходами. Это ее однажды и подвело. Октябрьским вечером 1993 года она переходила дорогу и в сумерках не заметила автомобиль, вылетевший из-за поворота.
Актриса получила множественные травмы.
К ней вразвалочку подошел старший. И откуда силы взялись? Закричала: «Черви вонючие! Чем вы тут занимаетесь?
Война идет, на фронте гибнут ваши братья, а вы дышите парашей, корчитесь в грязи и над слабыми издеваетесь! Были бы у меня пули... Ты не признаешь меня? Эта неожиданная встреча спасла ей жизнь, однако на другой день Марию жестоко избили конвоиры. Вскоре Капнист переправили в Джезказган на добычу угля.
На заре каторжан опускали в шахту, а поднимали глубокой ночью. Нестерпимо болели руки, ноги, спины. Мария Ростиславовна была бригадиром. В лагерях, как известно, перебывало немало артистов, режиссеров, писателей. Они ставили спектакли, чем хоть как-то поддерживали дух и силы товарищей по несчастью.
Да и сами держались. Поздними вечерами разыгрывала перед каторжанками пьесы, рассказывала романы, сказки, жизненные истории. Но выжить в этих страшных условиях помогал Марии Ростиславовне ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков.
На лесоповалах в Сибири Мария Ростиславовна родила дочку Раду. Отцом ее стал один инженер, безумно влюбленный в Марию Ростиславовну. Как-то в степи, где женщины пасли овец, случился пожар. Он кинулся в огонь и спас свою возлюбленную. Рождение дочери было наградой за его подвиг.
Но выйти замуж Капнист не согласилась — ее сердце было отдано Георгию. Растить ребенка в таких условиях было крайне тяжело. Поставив Раду на ноги, Мария Ростиславовна пошла на мужские работы, чтобы иметь возможность ее кормить и одевать. Но однажды, заметив, что дочь почему-то плачет каждый раз, когда ее ведут в детский сад, она заподозрила неладное. В очередной раз воспитательница с бурной радостью выскочила навстречу, в очередной раз Рада сжалась в комок и вцепилась в маму, но Мария Ростиславовна не ушла, а спряталась за дверью.
И когда услышала крик дочери, заглянула в комнату. Воспитательница била ее по личику, щипала, трясла и кричала: «Я выбью из тебя врага народа! Забрали и Капнист, с тем чтобы отправить куда-нибудь подальше по этапу. Чтобы это предотвратить, Мария Ростиславовна спрыгнула со второго этажа и сломала ногу, а вылечившись, устроилась работать на пристань. Раду отдали каким-то вольнонаемным, жившим на берегу реки, и мать, переодеваясь в мужскую одежду, могла смотреть на своего ребенка лишь издалека: грузила мешки и любовалась малышкой.
Однажды, не увидев ее, потеряла сознание. Тогда и обнаружили, что она не мужик. Стали допытываться — зачем переодевалась, что замышляла... А потом Раду отдали в детский дом. Не находя себе места от горя, Мария Ростиславовна была близка к самоубийству.
Но собрав в кулак всю свою силу воли, она попросила лагерную подругу Валентину Ивановну, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею, пока мать не окажется дома сама. Валентина Ивановна выполнила наказ подруги, нашла ее дочь, познакомилась с ней, а потом разыскала Марию Ростиславовну и успокоила. Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически.
Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда. В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс.
Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех. Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок. И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем.
В вагоне ей предложили принять душ. Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется! Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Это было страшное открытие.
Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого.
Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту.
Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся.
Иногда, отвлекаясь от весёлых разговоров, молодые офицеры косились на соседку - худую старуху с изрубцованным не то морщинами, не то шрамами лицом. Один из них счёл должным сообщить попутчице, что в поезде есть душевая кабина, которой можно воспользоваться на столь дальнем пути.
Женщина оживилась и тотчас поспешила в указанном направлении. Она вернулась неожиданно быстро. Больше никого. Пройдя к душевой, офицер открыл дверь: - Вот видите, здесь никого нет! Старуха в испуге вглядывалась в зеркало, из которого смотрело её отражение.
Пассажиры лишь качали головами вслед, думаю, что у несчастной не всё в порядке с головой. Они были не первыми, кто так думал… Она пела частушки, когда её вели на расстрел — и из шести пуль ни одна не попала в цель! В лагере, когда умер Сталин, все показно скорбели, а она… стала плясать от радости! Сочли помешавшейся, не тронули. Да что частушки перед расстрел!
Кто бы в здравом уме стал останавливать своим телом вагонетку? А она остановила… Заметила, работая на шахте, что несётся вагонетка сорвавшаяся на народ, поняла, что не успеют люди разбежаться… А впрочем когда было понимать? Ведь решали всё секунды. Просто инстинкт сработал — закрыть собой людей. Бросилась под вагонетку и остановила… И ведь выжила!
Несмотря на три месяца комы, на множественные переломы… А кем было считать женщину, что так старательно натирала лицо угольной пылью, чтобы стереть с него следы прежней красоты? Это был единственный способ избавиться от домогательств лагерного начальства и вертухаев… И надо же, как удалось стереть красоту! Лицо и теперь тёмное, въелся в него уголь, а особенно — в глубокие шрамы, что смешались теперь с морщинами, следы побоев на допросах… Кто узнает теперь в этом пугающем лице, в этом призраке — былую красавицу? А ведь она была красива… И её жизнь должна была сложиться совсем иначе… Мариетта была младшей дочерью графа Ростислава Капниста и Анастасия Сирко. Она родилась в Петербурге в год начала Первой мировой войны.
У Капнистов был в столице собственный дом на Английской набережной. Шушукалась прислуга, сплетничала отцу: - Это певец у барыни целый день поёт! Граф лишь улыбался на это: - Настоящий мужчина! В доме на Английской набережной маленькая графиня сыграла свою первую роль — пажа в сказке «Золушка». А потом была революция.
Капнисты приняли её восторженно! Мать вывела детей с красными флагами на улицу. А отец… Отец ещё с давних пор выписывал «Искру» и сочувствовал большевикам. Правда, большевики отнеслись к графу и его семье безо всякого сочувствия. Сперва Капнисты вынуждены были бежать из Петрограда в своё крымское имение, а затем начался ужас.
После эвакуации армии Врангеля в Крыму развернулся самый «энергичный и массовидный» по завету Ильича террор. Ростислав Ростиславович не собирался скрываться и честно встал на учет. Но вскоре в его дом нагрянули чекисты, перевернули всё вверх дном, заставили онемевшую от ужаса старшую дочь графа Лизу подписать протокол об обыске и аресте и увели отца с собой. А самого Ростислава Ростиславовича большевики расстреляли. Через некоторое время осиротевший дом вновь посетили незваные гости — матросы, явившиеся поживиться барским добром.
На пути им встретились маленькая Мариетта и её тётка. Женщину застрелили тотчас. Тяжело осела она на крыльце, и алая, как знамя победивших бандитов, кровь разлилась по ступеням. Увидев взгляд малышки, вожак революционных разбойников рыкнул: - Ишь как смотрит, барское отродье! Расстрелять её!
В свои семь лет она знала уже всё… А скоро узнала и ещё одно лихо. Страшен был пришедший с большевиками мор, какого не ведала благословенная Таврида. Люди таяли на глазах, доходящие бродили по улицам, мимо притихших дач, клянчили протяжно: «Хле-е-еба! И остатки семьи распались. Трое братьев решили спасаться по одиночке.
Анастасия же Дмитриевна с младшей дочерью сумели возвратиться в Петроград. В родном городе Мариэтта выучилась «на актрису», начала работать и… встретила свою первую любовь. Вернее сказать, встреча эта произошла много раньше. Она была совсем крохой, он — десятью годами старше. Взрослый мальчик возился с малышкой, играл с нею.
И, вот, малышка выросла в настоящую красавицу, и между ней и «кавалером» её детства вспыхнуло глубокое трепетное чувство. Его звали Георгий Евгеньевич Холодовский. Для близких — Юл… Молодые люди много времени проводили вместе. Их любимым местом стал Петергоф. Алмазные брызги фонтанов, роскошь дворцов и парков погибшей страны, Юл, читающий ей стихи, яркое-яркое солнце над ними… Юл!
По собственным воспоминаниям актрисы, она сама поначалу не смогла себя узнать в отражении зеркала, когда зашла в туалет пассажирского вагона. В 1958 году Мария Капнист добилась полной реабилитации. В Киеве ей пришлось начинать жизнь с нуля, перебивалась случайными заработками. Первую серьезную роль, игуменьи, Капнист сыграла в 1958 году в фильме режиссера Юрия Лысенко «Таврия». В последующие годы, вплоть до 1994 года, Мария Капнист снималась ежегодно и нередко в нескольких фильмах в год, но всегда играла второстепенные роли — ведьм, графинь, старух, волшебниц — всего свыше 120 героинь. Умерла Мария Капнист после дорожной аварии в 1993 году. У 79-летней артистки после многолетней работы лагерных шахтах развилась боязнь замкнутого пространства, она не могла находиться в подземных переходах, и однажды, переходя оживленную киевскую магистраль, попала под машину. Лечение травм осложнилось простудой. В конце октября того же года актриса умерла.
Похоронена Мария Капнист на фамильном кладбище в Полтавской области.
«Видели бы ее итальянские скульпторы». В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей
Большую роль в жизни Радиславы сыграла Валентина Ивановна Базавлук, близкая подруга Марии Ростиславовны, с которой они были в одном лагере. Микояна с просьбой о содействии в освобождении Марии Капнист. Базавлюк на долгие годы стала для Радиславы мамой Валей, очень близким и родным человеком. По достижении совершеннолетия Радислава, успевшая к тому времени побывать в восьми детдомах, поступила в Харьковский политехнический институт. После получения диплома более тридцати лет она проработала на Харьковском авиазаводе инженером-технологом. Вышла замуж и родила двух сыновей — Ростислава и Георгия, которые уже сами стали отцами. Радислава Капнист стала началом новой недворянской ветви Капнистов. Родоначальником по линии её матери был Петр Васильевич — родной брат известного писателя и общественного деятеля Василия Васильевича Капниста. При рождении Радислава получила фамилию матери, сохранила её и передала своим мужьям их у неё было два при заключении и регистрации брака вместе с завещанием и в дальнейшем сохранять эту фамилию таким образом. Радислава Олеговна хоть и не стала актрисой, но семейная тяга к искусству постоянно сказывалась в её повседневности. Она по собственной инициативе распространяла на заводе билеты в концертные залы города.
Так, одним из первых пришло письмо из села Солоныци Кременчуцкого уезда от мещанина М. Житель этой деревни Г. Пилипенко по совету мещанина посетил Козельщанскую чудотворную икону вместе с сыном, больным тяжелой падучей болезнью.
После молебна и прикладывания к иконе мальчик получил исцеление. Во времена господства безбожной власти Козельщанская обитель подверглась разорению. Монахини был разогнаны, некоторые арестованы.
Накануне закрытия монастыря в 1929 году на лике образа Божией Матери, находившемся на вратах обители, выступили кровавые слезы. Советская власть, чтобы не привлекать внимания к чуду, принуждала игуменью Олимпиаду и еще нескольких сестер подписать ложную бумагу, подтверждающую, что на иконе проступила краска. Сестры отказались и были отправлены в Полтавскую тюрьму.
В 1938 году игуменья Олимпиада Вербицкая была зверски замучена в тюрьме — на груди ей вырезали крест. Место ее погребения осталось неизвестным. С начала Великой Отечественной войны и до своего второго закрытия в 1949 году обитель функционировала.
В период гонений и закрытия чудотворный образ хранился в разных местах, а с 1961 года — в киевской квартире у бывших насельниц монастыря. В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель.
Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции. Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех.
Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы.
В Судаке у Капнистов было родовое имение. Прадед отца будущей актрисы Ростислава Капниста Петр Васильевич Капнист в 1785 году, через два года после присоединения Крыма к Российской империи, приобрел имение в Судакской долине. Так в одном из стихотворений он описывал тогдашний Судак: Там долго ветр весенний веет, Гнетет недолго зимний хлад; В долинах, как янтарь, желтеет Токайский сладкий виноград. В январе 1921-го на "зимнем хладе" у горы Алчак расстреляли отца будущей актрисы Ростислава Капниста. Примечательно, что в августе 1914 года, когда Россия вступила в Первую мировую войну, у подножья 152-метровой вершины произошло большое наводнение. Многие тогда, как пишет историк Алексей Тимиргазин, видели в стихийном бедствии знамение. Капнист прибыл в Судак с супругой и пятью детьми в 1918 году после известных событий октября предыдущего. Впоследствии в одном из интервью дочь Марии Ростиславовны Радислава рассказывала, что в городе на Неве среди гостей их дома был Федор Шаляпин. Таким образом, моя мама с детства получала уроки самого Шаляпина".
Путешествия по историческим местам"Дом Капнистов в Судаке Пропитанную миром искусства атмосферу Петербурга сменил курортный Крым, где первые пару лет Капнисты жили достаточно спокойно. В доме ставились спектакли, дом посещали поэт Максимилиан Волошин и врач Сергей Елпатьевский, с восторгом отзывавшиеся о графской библиотеке. Притом что с начала 1918 года в городе уже распространился вирус Гражданской войны. Сердце и ум переполнены от напора горячечных впечатлений", — так 3 февраля 1918-го описывала приход большевиков в Судак поэтесса Аделаида Герцык в письме жене историка культуры Михаила Гершензона Марии Гершензон. Герцык сидела вместе с Капнистом в подвале "чрезвычайки" и посвятила ему впоследствии первый из своих "Подвальных очерков". В нем она вспоминала, как однажды ночью графа и еще пятерых заключенных увели конвойные. И когда родственники пытались приблизиться к родной могиле, их разгоняли с угрозой арестовать.
Три месяца она провела на больничной койке. Личная жизнь Таяла красота Марии, надзиратель отрезал ее косы. Но польский шляхтич Ян Волконский, вольнонаемный инженер, заметил девушку с выразительными глазами. Из рассказа Радиславы Капнист, дочери Марии: «Судя по всему, отец действительно очень любил маму. Может быть, не только за внешность, но и за то, что почувствовал в ней "одну группу крови". Возможно, хотел соединить эти два рода. Как-то горела степь, где работали осужденные. Он узнал, что там находится и мама, примчался на коне и спас ее. Сам очень обгорел. И когда они вышли из больницы, мама его спросила: "Чем я тебе обязана? И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится». Начались тайные встречи, Мария забеременела. Поначалу ее убеждали сделать аборт, но заключенная не согласилась. Затем пытались спровоцировать выкидыш, погружая в ванну с ледяной водой. А когда стало ясно, что ребенок все равно выживет, жена начальника лагеря стала уговаривать Марию отдать ей новорожденного. Но и здесь Мария не сдалась. В 1949 году она родила дочь. Назвала Радиславой, в честь героини повести Максима Горького, гордой Радды. Отца Радды позже растреляли. Тюремный срок подходил к концу. Мария оказалась на поселении, это почти свобода. Белокурая малышка подрастала в детском саду лагеря. Однажды Мария увидела, как воспитательница издевается над ее плачущей дочкой, приговаривая: «Я из тебя выбью врага народа! Та написала донос, и Капнист добавили еще 10 лет. В заключении у Марии было немало подруг. Одна из них, Валентина Базавлук, освобождаясь раньше нее, предложила забрать Раду в Украину. Отца девочки к тому времени расстреляли. И Мария согласилась, хотя сердце ее обливалось кровью. Марию Капнист освободили в 1956 году, до окончания второго срока.
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист
звезда легендарного фотографического клана. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста.
KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов
Фото: beam-truth. Мама даже организовала домашний театр, и они, вместе с Шаляпиным, стали для девочек первыми наставниками по вокалу и актерскому искусству. Революция и послереволюционные годы Счастливая и размеренная жизнь семейства закончилась, когда грянула Октябрьская революция. Им пришлось спешно покинуть Северную столицу, и отправиться в свое поместье в городе Судак, на Крымском полуострове, однако, вскоре волна революции докатилась и туда, а несчастья посыпались на Капнистов одно за другим. В 1921-м году поместье было уничтожено, главу семейства расстреляли, и в тот же год скончалась пятнадцатилетняя сестра будущей актрисы — Елизавета. Брата Андрея после расстрела отца вывезли из страны, и дальнейшая его судьба осталась неизвестной. Еще через несколько лет скончался брат Василий, а выжившим членам некогда большого и дружного семейства помогли бежать с полуострова крымские татары, дав им свою национальную одежду. Фото: foto-history. Юная Мариэтта поступила в актерскую студию при драмтеатре, а после стала студенткой Театрального института имени Островского. Тогда же она зачитывалась произведениями Максима Горького, любимейшим из которых был рассказ «Макар Чудра», и мечтала однажды сыграть его главную героиню — цыганку Раду. В 1930-м году не стало мамы, и девушка осталась совсем одна.
В институте педагоги восхищались талантом Капнист, и пророчили ей блестящую актерскую карьеру, но вскоре в учебном заведении стало известно о дворянском происхождении студентки, после чего её сразу же отчислили и запретили жить в Северной столице. После этого девушка перебралась в Киев, где поступила в финансовый техникум, а затем устроилась на работу в качестве бухгалтера. В юности Мариэтта была эффектной красавицей: стройной, утонченной, не по-советски аристократичной, с копной густых черных волос. Фото: kulturologia. Мария Капнист: арест и ссылка Девушку арестовали в августе 1941-го года, и летом следующего года её приговорили Особым совещанием к восьми годам исправительно-трудовых работ, а затем этапировали в Карлаг — один из крупнейших лагерей в СССР, расположенный в Казахской ССР. Там заключенной сразу остригли волосы, а после еще и избили. Трудиться приходилось не разгибаясь, с раннего утра и до вечера, делая салман — строительный материал из сена с глиной. Но вскоре красавицу заприметил начальник лагеря, и, заманив её в укромное место, попытался изнасиловать. Однако, девушке не только удалось вырваться, но она еще и сильно ударила нападавшего. За это заключенную жестоко избили, а после перевели на еще более тяжелую работу — добычу угля.
Чтобы избежать новых домогательств, она решила строить из себя психически неуравновешенную, а еще постоянно втирала в лицо угольную пыль, пряча свою красоту. Затем Капнист перевели в Степлаг, где она пасла скот. А однажды в степи разыгрался сильнейший пожар, и девушка, оказавшись в ловушке, уже готовилась погибнуть, как вдруг к ней прискакал всадник, который спас ей жизнь.
Семнадцать лет тяжелейшей каторги… Освобождена Мария Ростиславовна была лишь в 1958 году. Незабываемая актриса Мария Ростиславовна выдержала все испытания. Рассказывают, что после лагерей она не боялась ничего - ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства. Ей было 44 года, когда она начала сниматься в кино. Своей выразительной внешностью она сразу привлекла внимание режиссеров. Так уж случилось, что мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой, не сохранились даже фотографии из ее юности.
Она ночевала на вокзалах и в телефонных будках, бралась за любую работу, чтобы выжить. В свои 44 года Мария Ростиславовна выглядела на все 70. Надменный взгляд, гордый профиль лица, интеллигентные манеры, все это обратило внимание режиссеров, после ее первой киноработы «Таврия». Мария Капнист сыграла более 100 ролей, среди ее героев дамы, графини, ведьмы, загадочные старухи, чародейки, цыганки. Самые известные работы — «Шанс», «Бронзовая птица», «Руслан и Людмила». Ребята увидели отрывки из кинофильмов с участием Марии Капнист. С большим интересом рассматривали фотографии и сценические образы артистки.
Но ее реальная жизнь сама достойна экранизации. Мария Капнист много лет провела в лагерях, где у нее забрали здоровье, молодость, красоту. Но не сломили волю и не смогли отобрать самого главного — мечты стать актрисой. Родилась в городе Санкт-Петербурге и была пятым, самым младшим ребенком в семье. У нее была старшая сестра и трое братьев. Отец происходил из очень знатного древнегреческого рода, а мама была потомственной казачкой. Говорят, род Капнистов отличался мужеством, стойкостью и поразительной силой духа. И все эти черты унаследовала красавица Мариэтта. Семья жила в фамильном особняке Капнистов на Английской набережной. С ранних лет девочка хотела стать актрисой. Как позже рассказывала Мариэтта, у них часто гостило много известных людей: Есенин, Айседора Дункан, Маяковский, Шаляпин. Последний даже организовал у них домашний театр и стал обучать ее пению и актерскому искусству. Но грянул 1917 год, и дворянская идиллия рухнула. После Октябрьской революции семья бежала в Крым и обосновалась в своем поместье в Судаке. Однако новая власть добралась и туда. В 1921 году их дом разрушили, а отца расстреляли. Матери же с дочерью чудом удалось спастись, переодевшись в татарскую одежду. Несколько лет они скитались по раздираемой гражданской войной стране. И лишь в 1929 году Капнисты снова оказались в своем родном городе. Мира, как ее ласково называла мама, поступила в студию при драматическом театре. Позже сдала экзамены в Театральный институт имени Островского. Статной черноволосой красавице преподаватели прочили большое актерское будущее. Жизнь, казалось, налаживалась. Но вдруг случилось несчастье. В 1930 году не стало мамы. А потом в институте узнали о дворянском происхождении студентки. Девушку отчислили из заведения и выслали из Ленинграда. Мариэтта перебралась в Киев, где окончила финансовый техникум и стала работать простым бухгалтером. Однажды в разговоре с коллегами она в шутку назвала себя итальянкой.
Голубая кровь
Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности. Мария Капнист: княгиня из лагеря. Лагеря отобрали у Мариэтты Капнист всё, кроме воли к жизни. Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". В кино Мария Капнист снималась много.
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
СМИ сетевое издание «Городской информационный канал m24. Средство массовой информации сетевое издание «Городской информационный канал m24. Учредитель и редакция - АО «Москва Медиа». Главный редактор сетевого издания И.
Монахини был разогнаны, некоторые арестованы. Накануне закрытия монастыря в 1929 году на лике образа Божией Матери, находившемся на вратах обители, выступили кровавые слезы. Советская власть, чтобы не привлекать внимания к чуду, принуждала игуменью Олимпиаду и еще нескольких сестер подписать ложную бумагу, подтверждающую, что на иконе проступила краска. Сестры отказались и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1938 году игуменья Олимпиада Вербицкая была зверски замучена в тюрьме — на груди ей вырезали крест. Место ее погребения осталось неизвестным. С начала Великой Отечественной войны и до своего второго закрытия в 1949 году обитель функционировала. В период гонений и закрытия чудотворный образ хранился в разных местах, а с 1961 года — в киевской квартире у бывших насельниц монастыря. В 1993 году после восстановления обители чудотворная икона вернулась в Козельщину. Первые чудеса начались сразу же еще по пути следования иконы в обитель. Кременчуге, где она была выставлена для поклонения, получил исцеление мальчик с опухолью на ноге, которого готовили к операции. Как только он принял на руки чудотворный образ, то сразу же запел, хотя до того не мог даже разговаривать. Присутствовавшие при этом люди свидетельствовали, что архимандрит пел громче и лучше всех. Весной того же года приехавший с паломниками из Кировограда мужчина с экземой получил уврачевание от своего недуга после использования масла от лампады чудотворной иконы. О многих чудесах, происходящих по обращению и молитве к этому чудотворному образу, можно узнать из монастырской книги, в которой ведется учет необычных случаев. В 2007 году произошло еще одно удивительное событие. В главном храме не так давно обустроенного Мелитопольского мужского монастыря святого Саввы Освященного на стекле киота списка иконы Козельщанской Божией Матери отобразились лики Пречистой и Богомладенца. Киот был старый, и плотник должен был заменить его новым. Разбирая киот, он обнаружил отображение.
По завершении осмотра Сергей Алексеевич отметил, что экспозиция музея составлена на высоком уровне и в ней представлены поистине уникальные экспонаты: "Для меня это огромное удовольствие увидеть такой музей, в котором я чувствую дух нашего исторического общества Красного Креста. Тут замечательные экспонаты, которые интересно представлены, я узнаю некоторые вещи, которые видел по книгам и по каталогам. Для меня это всё очень дорого. Авторам проекта удалось воссоздать дух того времени, ведь деятельность Красного Креста невозможна без этого особого состояния, настроя, духа, который ощущается здесь, в этом историческом месте. Музей производит сильное впечатление, я благодарен Анне Витальевне, что она занялась таким замечательным делом ".
Мариэтта училась в театральной студии, поступила в театральный институт. Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров. После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет. Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды. В своих воспоминаниях Мария Капнист рассказывала о многочисленных и изощренных издевательствах лагерного начальства над заключенными. В Степлаге Капнист встречалась с отбывавшей срок актрисой Татьяной Окуневской. Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи. В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли.
Графиня из ГУЛАГа Мария Капнист: 15 лет лагерей красавицу-дворянку превратили в старуху
Из сыновей последнего Иван Васильевич 1798-1860 был Смоленским и Московским губернатором, затем сенатором, а из внуков: Дмитрий, Пётр и Павел были сенаторами, директорами Департаментов. Тяжкая и неповторимая доля выпала Марии Капнист. После разгрома большевиками семьи Капнистов в Крыму и расстрела в январе 1921 г. Девочка мечтала о театре, сызмала видела себя на театральных подмостках. В 1931 г. Юрьева при Ленинградском драматическом театре имени А.
Когда на вечере в доме кино объявили, что мария капнист умерла, у ее знакомой прямо в зале… Треснуло серебряное колечко, однажды приглянувшееся знаменитой актрисе [эл. Графиня рудников. Мария Капнист: жизнь с выпрямленной спиной[эл. Василий Капнист мог стать вторым Мазепой [эл.
Видела я и как Валентина Ивановна переживала, когда приезжала мама. А сама не могла меня забрать, так как ее "наградили" справкой, что она не может воспитывать ребенка из-за нарушенной нервной системы. Потом у мамы не было постоянной зарплаты, упорядоченного режима жизни - она постоянно уезжала на съемки. Когда расформировали детдом, детей начали отдавать в разные места. Тогда решалась и моя судьба - с кем я должна быть. Это было ужасно... И я сказала, что останусь с тетей Валей. А когда, оправдываясь, я попросила: "Мама, ты меня прости, но мне жалко тетю Валю", она тихо ответила: "Радочка, ты очень правильно поступила". Я это оценила уже потом. Там я впервые почувствовала, что это за человек, как ее любят люди. Ощущалась необыкновенная атмосфера, которую создавала именно она. У нее всегда собиралась масса людей разных возрастов и профессий. Стоило ей войти - как будто свежий ветер влетал, и начиналось удивительное общение. А еще пекли и раздавали "жаворонков"! У мамы висела картина, излучающая очень хорошую ауру, - "Мадонна с младенцем". Мама картину очень любила и говорила, что она напоминает маме обо мне. Теперь картина находится у меня. И вот тогда я стала регулярно к маме ездить. В Харьковский политехнический институт поступила своими силами. Вообще-то я не знала, чего хочу. Как ни странно, тянуло в летчики-испытатели, но я понимала, что это невозможно. Поэтому решила сначала стать стюардессой. Потом безумно захотелось в театральный институт, но я была очень закомплексованной и, выходя на сцену, просто теряла дар речи. Пусть она закончит технический вуз, а потом уже идет в актрисы, стюардессы, куда угодно! Не отпускала меня в Киев к маме, но я все равно ехала. И постепенно открывала для себя маму - каждая наша встреча сопровождалась какими-то потрясающими моментами. И сколько ее помню, эти "жаворонки" всегда делали. Вначале пекли монашки Покровского монастыря, с которыми мама была очень дружна. А потом, когда она уже не могла, пекла я. Внуку Ярославу уже 12 лет, а младший, Ростислав, родился 22 марта 1996 года, в день рождения Марии Ростиславовны. Он - Ростистав Ростиславович-младший, как его прадед. Младший сын - Георгий Капнист - творческая натура. Ему 20 лет, учится на 3-м курсе Банковской академии. У него великолепный слог, может часами писать научные работы. Георгий серьезно изучает родословную Капнистов. Как всегда, 22 марта, в день рождения Марии Капнист, соберутся ее преданные друзья, приедут из Харькова внуки и дочь Рада. А в искусно выпеченных дочерью Марии Ростиславовны "жаворонках" каждый найдет маленькую записочку с добрыми пожеланиями. И обязательно вспомнят светлого человека - великомученицу Марию Капнист. Марии Капнист не было и тридцати, когда за дворянское происхождение ее на 8 лет сослали в лагеря. Молодой женщине пришлось пройти через угольные рудники Казахстана и лесоповалы Сибири, прежде чем она стала известной актрисой. Дочь артистки Рада, живущая в Харькове, рассказала «КП» об удивительной судьбе матери. Дитя без матери - Беременная мной, она таскала на лесоповале бревна, - рассказывает Рада. Мама поражалась, как я вообще смогла появиться на свет. Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала, как могла. И второй срок - десять лет - получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. Когда они встретились снова, Раде, успевшей к тому времени побывать в восьми детдомах, уже внушили, что у хороших матерей дети не живут в приютах. Поэтому когда после амнистии мама начала меня навещать, я от нее пряталась. Меня всем миром искали и тащили к ней силой. Представляете, что она чувствовала? Освобождаясь, она пообещала маме обо мне заботиться и, приехав в Харьков, перевела меня в местный детдом. Правда, забрать меня ей не позволили, но все равно она дала мне очень много. Потому я и считала, что не должна предавать Валентину Ивановну. Мария Капнист тоже не смогла забрать Раду к себе: из лагерей она вернулась со справкой, запрещающей ей воспитывать детей.
В Карлаге она познакомилась с Анной Тимирёвой — женой Колчака. К тому времени Тимирёва сидела уже 18 лет. Освободилась Капнист в 1956 году. Из красавицы она превратилась в "пиковую даму" — старуху с жутким взглядом. Выйдя, она металась по СССР, искала дочь, пыталась вытащить её из детдома. Ребёнка ей отдали, когда Раде исполнилось 15 лет. Первую роль в кино Капнист сыграла в 45 лет. Это была игуменьей в фильме "Таврия". Затем последовали "Бронзовая птица", "Дикая охота короля Стаха", "Руслан и Людмила", "Новые приключения янки при дворе короля Артура" и другие фильмы. Валентина Малявина: жертва страсти А вот актрису Валентину Малявину до тюрьмы довели алкоголь и страсть. Её бурный роман с актёром Стасом Жданько окончился трагедией — в 1978 году после очередного загула парочки мужчину нашли с ножом в сердце. Личная жизнь актрисы и до этого била ключом: поклонники, цветы, два брака. Пить она начала после смерти дочери, которая умерла от заражения крови через две недели после рождения. Валентина Малявина. Актриса вину не признавала, в лагере пыталась вести привычный образ жизни, делала "масочки" из овсянки, с сокамерницами сходилась быстро и легко. Однако испытания предстояли и ей: сначала Бутырка, затем Можайская зона, Воронежская тюрьма, поселение в Ростовской области... Однажды ей пришлось отстаивать свою честь: одна из зэчек решила сделать её своей "подружкой". Однако актрисе помогала популярность и поддержка охранников. Поговаривали, что за решёткой Малявина даже умудрилась платонически влюбиться в какого-то вора в законе. В Можайской колонии актриса работала на фабрике и в библиотеке, выступала перед заключёнными с лекциями о литературе. Она отсидела пять лет и в 1988 году уже снималась в кино — играла главную роль в картине "Муж и дочь Тамары Александровны", а в 1993 году стала заслуженной артисткой России. Впрочем, алкоголь взял своё, и в конце концов актриса ослепла.
Мария Капнист - биография, новости, личная жизнь
Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". Другие новости. 02.04.2024 12:17:00. К 200-летию Государыни Императрицы Марии Александровны, первой Венценосной владелицы имения «Ильинское-Усово». Так начинается новая жизнь заслуженной артистки Марии Капнист. Какие тайны она оставила в прошлом? Об этом сегодня в документальном цикле "Частная история". В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость».