Накануне праздника преподобного Антония Великого (17 января) святитель Евфимий благословил совершить всенощное бдение. 10(12).03.1458, Лисицкий Рождество-Богородичный монастырь под Вел. Новгородом), свт. (пам. 11 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), архиеп. Мощи преподобного Евфимия Великого находились в его монастыре в Палестине (в XII веке их видел русский паломник игумен Даниил). 20 апреля 2024 года, в субботу 5-й седмицы Великого поста-праздник Похвалы Божией Матери (Суббота Акафиста), Преосвященнейший Евфимий, епископ Усманский.
ЕВФИМИЙ II
Там он пришёл в Фаранскую лавру, а через 5 лет, желая еще большего уединения, удалился в пустыню со своим другом Феоктистом. Они поселились в пещере, которую позднее превратили в церковь, а рядом была основана киновия общежительный монастырь. Евфимий Великий стал для иноков духовным врачом, побуждал их к труду не только духовному, но и телесному. Он учил сохранять молчание во время богослужений и трапезы. Известна история о том, как авва исцелил сына арабского военачальника. Юноша по имени Теревон был одержим бесом, и вся правая сторона его тела иссохла. Однажды во сне ему привиделся преподобный, который обещал выздоровление. Приехав в пустыню и получив исцеление, юноша уверовал во Христа. Евфимий крестил Теревона и всех арабов, пришедших с ним, а также наставил их в вере христианской. Ещё многих исцелил преподобный, ни с кого не беря платы. Слава о нём распространилась и в соседних областях.
Но душа его жаждала безмолвия и покоя.
Поклонившись святым местам, посетив известных отшельников и монахов и узнав добродетели и образ жизни каждого из них, он направился в Фаранскую лавру, основанную прп. Харитоном ок.
Здесь Евфимий, стремясь к уединению, поселился в келлии за пределами лавры. По соседству располагалась келлия прп. Духовный союз этих иноков продолжался на протяжении всей их жизни, так что они представляли собой «одну душу в двух телах».
Ежегодно на 8-й день после Богоявления они вдвоем уходили в пустыню Кутила и пребывали там в строгом посте и молитве до Вербного воскресенья. Скит прп. Харитона на месте древней Фаранской лавры.
Современное фото Проведя пять лет в Фаранской лавре, прп. Евфимий вместе с прп. Феоктистом после праздника Богоявления отправился в ежегодное путешествие по пустыне Кутила и вышел к глубокому ущелью вади , доступ в которое был крайне затруднен.
Они нашли просторную пещеру и решили в ней поселиться. Там они обрели безмолвие, но вскоре о них узнали пастухи из близлежащей деревни, затем весть о них дошла и до отцов Фаранской лавры. К отшельникам приходили многочисленные посетители, некоторые из них желали стать учениками святого Евфимия.
Но он, стремясь к уединению и избегая славы, направлял их к прп. Феоктисту, согласившемуся принять на себя обязанность руководителя общины. Так возник общежительный монастырь, названный Нижним или монастырем Феодосия, по имени первого игумена обители, в 15 км от Иерусалима.
Пещера, в которой они первоначально поселились, стала церковью, там продолжал жить преподобный Евфимий, выходя из затвора только по субботам. Он был для братии духовным отцом. Около 420 г.
Аспевет рассказал, что мальчик пообещал Богу креститься, если Он исцелит его. После этого в видении ему предстал Евфимия Великий, который повелел прийти к нему и объяснил, где его найти. Евфимий исцелил отрока и крестил пришедших к нему арабов во главе с Аспеветом, получившим в крещении имя Петр.
Слава об этом чуде распространилась по окрестностям, и к отшельнику стали приходить толпы народа, искавшие его наставлений и исцеления. Преподобный Евфимий, стремясь к уединению и прежнему безмолвию, тайно ушел из монастыря в пустыню Рува, взяв с собой лишь юного монаха Дометиана, своего соотечественника. Странствуя по этим местам, он дошел до пустыни Зиф, где его нашел староста одной из деревень, попросивший исцелить его одержимого бесом сына.
Из-за многочисленных посетителей, нарушавших молитвенное уединение, он решил вернуться в Нижний монастырь, но, желая уединения, поселился не в киновии прп. Феоктиста, а в пещере неподалеку от нее.
Вот некоторые из его поучений. Еще рассказывали об авве Евфимии: был некий брат в лавре, родом римлянин, по имени Эмилиан. Однажды ночью, на рассвете воскресенья, пренебрегши хранением ума, дал он возобладать над собой бесовским видениям. И вот во время ночного псалмопения, когда святой Евфимий шел в церковь мимо кельи Эмилиана, он почувствовал как бы по запаху присутствие врага и, дунув, сказал: «упразднит тебя Бог, нечистый дух! Святой Евфимий велел принести свет и сказал собравшимся отцам: «Вот, вы видите этого брата, который от юности и до ныне подвизался в добродетели, жил в целомудрии и чистоте, но едва на мгновение поддался он плотским помышлениям, как им овладел бес. Поэтому я всегда говорю вам: каждый со всяким бдением должен охранять ум свой, чтобы враг не подкрался в мечтах со своим обольщением и не завлек нас к пропасти. Если входит в ум нечистое помышление, и мы не спешим истребить его и вырвать с корнем, никогда не будем свободны от греха. Но хотя и не сделаем греха внешнего, будем осуждены, как блудодействующие помыслом».
К этому поучению прибавил авва Евфимий одну повесть, которую слышал в свое время от неких египетских старцев, посещавших его. Рассказывают, что в этот город пришел некий прозорливец и нашел мнимого святого в тяжкой болезни, а все жители плакали и говорили: «Если скончается этот святой, то нам впредь нет надежды на спасение, потому что мы все спасаемся его молитвами». Услышав это, и пришелец пошел в надежде получить благословение от этого мнимого святого. Приблизившись, он увидел много приготовленных свеч, множество духовенства и мирян, во главе с самим епископом, которые все ожидали, чтобы предать праведника достойному погребению. Войдя к нему, прозорливый странник застал его еще дышащим и, взглянув умными очами, увидел, что кто-то как будто вонзил в его сердце огненный трезубец и с многими муками извлекает его душу, и услышал голос с неба: «Как не упокоила меня душа его ни один день, так и ты непрестанно мучь его, терзай и раздирай его душу». Этому брату, как вы видите, Бог попустил, на вразумление вас и многих других, подпасть под власть демона. Но помолимся Богу, наказавшему, но не умертвившему, чтобы Он освободил свое создание от козней нечистого и сластолюбивого духа».
Отрока воспитывал его дядя-священник, юноша рано принял монашество. Однажды он отправился в паломничество в Святую Землю и остался там. Как и другие монахи-подвижники Евфимий то по многу лет вел отшельническую жизнь, то, по просьбам иноков разных монастырей окормлял и наставлял их. Сам Евфимий также основал несколько обителей, ставших известными своим строгим уставом и высокой духовной жизнью. По преданию по молитвам преподобного Евфимия не раз случались чудеса.
Неделя 33-я по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Фото. Видео
День памяти преподобного Евфимия Великого 2 февраля Русская православная церковь чтит память Евфимия Великого, который был родом из города Мелитины в Армении. Православная церковь вспоминает иеромонаха преподобного Евфимия Великого. Подобно Антонию Великому в Египте, Евфимий Великий стал вдохновителем и основоположником монашеского движения, разлившегося по всем пустыням Палестины. В день памяти преподобного Евфимия Великого, в монастыре имени подвижника в Старом городе Иерусалима была совершена Божественная Литургия. Епископ Луховицкий Евфимий, викарий святейшего патриарха московского и всея руси. Русская православная церковь 2 февраля почитает преподобного Евфимия Великого.
СВЯТАЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИЦА ЕВФИМИЯ ВСЕХВАЛЬНАЯ/ СВЯТОЙ ДНЯ
Лавра была освящена Патриархом Иерусалимским Ювеналием. Благодаря трудам святого Евфимия обитель вскоре благоустроилась и расцвела. Преподобный Евфимий был ревностным защитником чистоты Православия. Он отвращался от всякой ереси, противной правому слову веры. Преподобный Евфимий и насельники Лавры приняли единодушно изложенное на Соборе исповедание веры. Господь прославил преподобного Евфимия Великого многими чудесами.
По его молитве умножались скудные монастырские припасы, исцелялись больные, изгонялись бесы, изводились в пустыне водные источники и совершались многие другие чудеса. За Божественной литургией преподобный Евфимий часто видел Ангелов, сослуживших ему. Он получил от Бога дар прозревать душевные движения и помыслы человека, а также провидеть будущее. Так, он предсказал патриаршее служение Церкви Иерусалимскому Патриарху Анастасию, когда тот был еще клириком. О преподобном Евфимии сохранились свидетельства его учеников: «Не заставали мы его ядущим или беседующим с кем без великой необходимости, кроме субботы и воскресенья; не видели никогда спящим на боку, но иногда сидя урывающим немного сна».
Преподобный Евфимий Великий провидел и день своей кончины. В день памяти преподобного Антония Великого, 17 января, он последний раз совершил всенощное бдение. Сам Господь ради любви к нам смирился и стал Человеком, как мы. Церковных служб никогда не оставляйте, предания и уставы монастырские тщательно сохраняйте. Присоединяю также и другую заповедь: пусть ворота обители никогда не будут заперты Для странников и все, что имеете, предлагайте нуждающимся, бедствующим же в напастях по силе помогайте».
Затем преподобный Евфимий затворился в алтаре, где и преставился ко Господу 20 января 473 года. Святые мощи преподобного Евфимия Великого прославились исцелением больных, изгнанием бесов из одержимых и многими другими чудесами. Об этом свидетельствует Житие преподобного Евфимия, составленное иноком Кириллом на основе воспоминаний преподобного Саввы Освященного и других учеников святого Евфимия.
Евфимий являл собою образ подлинного «исихаста». Именно любовь к исихии побудила его оставить родину в 29 лет и отправиться в Палестину, где он стал иноком лавры Фаран. Здесь преподобный, поселившись в отшельнической келлии вне стен лавры, «научился плести веревку для того, чтобы не быть никому в тягость и чтобы иметь возможность уделять от своих трудов нуждающимся. Освободив себя от всякого земного попечения, он имел только одну заботу — как угодить Богу в молитвах и постах» гл. Вскоре он сдружился с другим святым мужем, по имени Феоктист, и «настолько соединился с ним духовною любовью, что оба имели одну волю и образ жизни и представляли как бы одну душу в двух телах»; вместе они удалялись в пустыню Кутила, «отлучив себя от всякого человеческого общения, желая молитвенно беседовать с Богом в уединении» гл. Таким образом, как это верно подмечает X. Шёнборн, оба святых представляют собой то единство двух «соподвижников», примерами которого богата история древнего монашества свв.
А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог! Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!
Там, найдя вне монастыря уединенную пустую хижину, поселился в ней, добывая пропитание плетением корзин. Неподалеку подвизался преподобный Феоктист. Оба имели одно стремление к Богу, одну волю, одну цель. Обычно, после праздника Богоявления, они удалялись в Кутиллийскую пустыню недалеко от Иерихона. Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе.
ПАСХА 2023. ЕПИСКОП ЛУХОВИЦКИЙ ЕВФИМИЙ, ВИКАРИЙ СВЯТЕЙШЕГО ПАТРИАРХА МОСКОВСКОГО И ВСЕЯ РУСИ.
Люди на протяжении всей своей жизни хранили воздержание, трудились, молись, удерживались от страстей и явили в своей жизни величие добродетелей. Мы сегодня чествуем память преподобного Евфимия Великого, который прожил 97 лет и большую часть жизни провел в Иудейской пустыне. Он старался искать одиночество, жил в скромности, но мир и слава его находили, и люди, стремившиеся учиться у него, искавшие пути к добродетели, собирались вокруг, ища наставлений и примера жизни. Он же всегда стремился избегать славы, учил своих последователей о необходимости послушания и смирения. Это желание освободиться от своей воли было ему свойственно, как оно вообще свойственно монашеству, особенно древнему. Мы сегодня чаще воспринимаем послушание как какую-то обузу, принуждение и подавление своей воли. Но не так воспринимали его святые отцы, и не так воспринимал его преподобный Евфимий Великий.
Через какое-то время преподобный Евфимий взяв благословение своего епископа отправился в Иерусалим, чтобы поселиться в одном из монастырей. Пять лет преподобный подвизался в монастыре рядом с Иерусалимом, но затем решил уйти дальше от города, в пустыню. Слава о подвижнике начала распространяться. В пустынную келью к преподобному приходили люди, желавшие стать его учениками. Не желая принимать над кем-либо начальства подвижник направлял их в монастырь, где сам начинал подвиг. Но затем Господь повелел преподобному принимать всех, желающих спастись.
Однажды же остались там, избрав в горах труднопроходимое место, и поселились в пещере. Скоро, однако, Господь открыл их уединение для пользы многих людей: пастухи, перегоняя свои стада, нашли их пещеру и рассказали в селении. К отшельникам начали стекаться люди, искавшие духовной пользы. Постепенно возникло монашеское общежитие, несколько иноков пришло из Фаранской обители, среди них Марин и Лука. Управлять возникшим монастырем преподобный Евфимий поручил своему другу Феоктисту, а сам стал духовником братии. Он наставлял свою братию: «Знайте, что желающим проводить иноческую жизнь следует не иметь своей воли, всегда находиться в послушании и смирении, а в уме иметь память смертную, бояться Суда и огня вечного и желать Царства Небесного». Юным инокам преподобный заповедовал с внутренним Богомыслием соединять телесный труд. Авва требовал, чтобы иноки хранили молчание в церкви во время Богослужения и на трапезе. Молодым инокам, желавшим поститься более других братий, он не позволял следовать своей воле, но наставлял их вкушать общую пищу на трапезе с воздержанием, не пресыщаясь. В те годы преподобный Евфимий обратил и крестил многих арабов, среди которых был военачальник Аспевет с сыном Теревоном, которого преподобный Евфимий исцелил от болезни. Аспевет получил в Крещении имя Петр и, впоследствии, был епископом среди арабов. Слава о чудесах, совершаемых преподобным Евфимием, быстро распространялась.
Об этом узнавали и все больше народу шло к нему за помощью и выздоровлением. Но это нарушало покой святого, поэтому он решил вернуться в монастырь. По дороге Евфимию понравилось уединенное место в горном районе, поэтому путь не был завершен. Святой построил религиозную обитель, а вскоре было проведено ее освящение. Традиции в день святого Евфимия Великого 2 февраля Издревле в этот день играли свадьбы. На это есть веская причина — вскоре начнется Великий Пост, поэтому венчание будет под запретом. Чтобы младенец, родившийся 2 февраля на Ефимия дольше жил, повитухи принимали роды у женщины, а пуповину младенца относили в дупло дерева. Проводили обряд с заговором.
Неделя 33-я по Пятидесятнице. Память преподобного Евфимия Великого. Фото. Видео
День памяти преподобного Евфимия Великого 2 февраля Русская православная церковь чтит память Евфимия Великого, который был родом из города Мелитины в Армении. Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения. Суд над Евфимием состоялся по инициативе Тверского великого князя Михаила Александровича, который в 1390 г.
Главные новости Калужской области
Неделя о Закхее, преподобный Евфимий Великий, преподобный Евфимий Сянжемский, православный календарь. Православные христиане 2 февраля отмечают церковный праздник почитания святого иеромонаха Евфимия Великого. Подобно Антонию Великому в Египте, святой Евфимий несколькими десятилетиями позже стал вдохновителем и основоположником широкого монашеского движения, разлившегося по всем.
Какого числа день памяти Евфимия Великого в 2024 году
Однако святой настаивал. Придя в хлебню, эконом не смог открыть дверь — столько хлеба было в келье! Божие благословение сошло на сосуды с вином и елеем. Все паломники были накормлены. Но изобилие хлебов не прекращалось на протяжении трёх месяцев, как у вдовы из Сарепта 3 Цар. Среди других чудес, явленных по молитвам преподобного Евфимия Великого: дарование чадородия неплодным женщинам, ниспослание дождя. Иногда во время Литургии ангел помогал святому вести службу. Был у преподобного также дар видеть помышления людские и души причастников: кто приступает к принятию Божественных Тайн достойно, а кто — нет. Даты памяти Память Евфимия Великого совершается православной церковью 2 февраля 20 января ст. Этого святого почитает и католическая церковь.
Прожил авва около 96 лет, и почил на руках своего ученика, пробыв с ним три последние дня в алтаре. Время преставления было открыто авве в день памяти Антония Великого 17 января.
Несмотря на приверженность к состоянию безмолвия и углубленной молитвенной практике, Евфимий и его ученики были активно вовлечены в церковную жизнь. Кириллу Александрийскому и прп. Акакию, еп. Во время «разбойничьего» Собора в Эфесе преемник Петра, епископ сарацин Авксил Авксолай , встал на сторону Диоскора и умер, навлекши на себя гнев святого Евфимия. Полные драматизма события разыгрались в жизни святого после IV Вселенского Собора 451.
В нем участвовали ученики преподобного Евфимия - епископы Стефан и Иоанн, 3-й епископ сарацин, подписавшие определения Собора. Евфимий Великий одобрил их действия и также принял определения этого Собора. Однако затем монофизит Феодосий увлек в ересь почти всех монахов Палестины и вдовствующую императрицу Евдокию, более того, ему удалось занять Иерусалимскую кафедру, на которой он пробыл около 20-ти месяцев. Поскольку Евфимий Великий отказался вступить в общение с Феодосием, тот послал к нему архимандритов Елпидия и Геронтия, с тем чтобы они переубедили старца. Вдохновенная речь преподобного в защиту определений Халкидонского Собора произвела впечатление на Елпидия, который впоследствии вернулся в Православие. Однако продолжающиеся нестроения в Иерусалимской Церкви вынудили преподобного Евфимия уйти в пустыню, где он оставался до тех пор, пока Феодосий не был низвержен и Ювеналий не занял снова патриаршую кафедру. Во время этого добровольного изгнания его сопровождали некоторые аввы, также, под влиянием Евфимия, не признавшие Феодосия, среди них преподобный Герасим Иорданский.
Изгнание Феодосия не вернуло в Православие палестинских монахов и императрицу Евдокию. В поисках истины она обратилась к преподобному Симеону Столпнику, направившему ее к Евфимию Великому. Тот посоветовал императрице отвергнуть ересь монофизитства, что она и сделала, ее примеру последовали многие монахи и миряне. Святой Евфимий также предсказал императрице день ее смерти. Фреска храма Протатон на Афоне. Конец XIII века. Иконописец Мануил Панселин Евфимий Великий и его лавра были тесно связаны с египетским монашеством.
В подкрепление своих поучений Евфимий нередко приводил в качестве примера истории, рассказанные ему приходившими из Египта иноками, которых он всегда гостеприимно принимал. Образцом для подражания Евфимию служили прп. Арсений Великий и его ревность к таким монашеским добродетелям, как безмолвие и смирение. Кирилл Скифопольский, сравнивая прпп. Арсения и Евфимия, писал, что Бог удостоил Евфимия тех же даров, что и Арсения Великого, в частности дара прозорливости. Одним из ярких примеров тому служит история со скевофилаксом ризничим Анастасием. Во время его визита Евфимий постоянно обращался к нему как к патриарху, а когда святому сказали, что к нему прибыл вовсе не патриарх, а скевофилакс, тот ответил, что он видит перед собой патриарха и потому обращается к нему как к патриарху.
Анастасий действительно стал патриархом Иерусалимским в 458 году. Святой предсказал день своей смерти.
Не бойся, он очень добрый». Евфимию на тот момент исполнилось только три года.
По обету, данному Богу, мать, оставшись вдовой, отдала его на воспитание епископу, возглавлявшему христианскую общину Мелитены — их родного города, что уютно расположился на юге Малой Азии, между горой Антитавром и рекой Евфратом. Пожилой святитель и впрямь оказался добрым — Евфимий никогда не слышал от него ни окрика, ни грубого слова. Впрочем, мальчик рос настолько отзывчивым и послушным, что не нуждался в наказании. Подрастая, он проявлял усердие в учёбе и любовь к молитве, и постепенно становился не только воспитанником, но другом и помощником епископа.
Совсем молодым Евфимий принял монашеский постриг, сан священника и возглавил управление несколькими окрестными монастырями. Такое положение сулило почёт и уважение, но иеромонах тяготился им. В дни Великого поста он удалялся в пустыню в поисках молитвенного уединения и желал остаться там навсегда. На тридцатом году своей жизни Евфимий совершил паломничество на Святую землю.
Поклонившись святыням, он отправился в Фаранскую лавру, что укрылась в Иудейской пустыне, в нескольких километрах от Иерусалима.
Преподобный Ефим родился в Малой Армении, в провинции Мелитена. Рано потерял отца и мать отдала Ефима на воспитание своему брату, епископу Мелитенскому. Мальчика крестили и воспитывали в благочестии, а когда он повзрослел, был рукоположен в иерея и стал надзирателем окрестных монастырей.