На территории АТО Гагаузия проживает 155,6 тысяч человек или 4,6% населения страны. Получила название из-за народности гагаузы, которая составляет 82% населения. В населенной тюркоязычными православными гагаузами молдавской автономии Гагаузия 1 мая обнародовали предварительные результаты выборов главы (башкана), прошедших 30 апреля. Комрат (столица Гагаузии) потребовал миссию гарантов из представителей Совета Европы, ООН, России, Турции и Германии, которые обеспечат соблюдение центральными властями статуса автономного административно-территориального образования. Апелляционная палата в Гагаузии рассмотрит итоги выборов главы автономии.
Găgăuzia, Молдова — статистика
Sputnik Молдова. Охват населения Гагаузии услугами канализации составляет всего лишь 17 процентов, что ниже среднего показателя по всей стране в 2,3 раза. Очевидно, что правящая партия и Санду делают все для того, чтобы изолировать руководство Гагаузии и вытеснить гагаузов на обочину общественно-политической жизни страны.
Găgăuzia, Молдова — статистика
Главная» Новости» Гагаузия сегодня последние новости. ] Численность населения автономии составляет 155,7 тыс. чел. Гагаузия — автономный регион Молдавии, в 90-х успел побыть отдельным государством, хотя и непризнанным и очень недолго.
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
На флаге Гагаузии 1990 года изображена волчья голова. В старину гагаузы носили амулеты из волчьих зубов и украшения с изображением этого священного для них животного. Волчий праздник длился целую неделю. В это время гагаузы загоняли на зиму скот в стойла, что заставляло волков подходить ближе к их селениям.
Поэтому для отпугивания хищников гагаузы пекли в это время лепёшки с дырками, как от волчьих зубов, не вязали и не шили одежду из шерсти, не пользовались ножами и другими острыми предметами, а женщины вдобавок замазывали заслонку печи глиной, как будто это уши, глаза и пасть волка, чтобы сбить зверя со следа. Кроме того, гагаузы по-особенному празднуют День Святого Николая. Он у них считался мужским праздником с шумными застольями и обязательными рыбными блюдами.
Накануне мужчины наряжались в женское платье, обмазывались сажей и ходили в таком виде по домам, веря, что это приносит удачу. В канун Дня Святого Андрея у гагаузов было принято обмазывать косяки в домах чесноком и натирать пахучими приправами руки и лицо, чтобы отпугнуть нечистую силу. В День Святого Трифона гагаузы освящают виноградники, в Лазареву субботу проводят обряды с девушками-лазарками, на 1 мая — обряд вызывания дождя с Пипирудой.
В обряде «Пипируда» «бабочка» участвуют девочки, не достигшие десятилетнего возраста. Одну из них, как правило, сироту, назначают «невестой». Её голову украшают зеленью, ей шьют юбку из листьев.
После этого процессия детей во главе с «невестой» обходит дома и возле каждого поёт обрядовые песни, во время которых «невеста» исполняет специальный танец. А хозяйка дома обязана облить всех участниц этого действа водой и наградить подарками. В старину гагузы женились тремя способами: сговором, сбеганием и похищением фиктивное похищение позволяло сэкономить на свадьбе.
В выборе жён последнее слово было за бабушкой жениха. На второй день свадьбы в комнату к молодым сперва заходила родственница жениха с ружьём и плёткой. Если доказательства невинности невесты были очевидны, раздавался выстрел в воздух, невеста надевала красное платье и шла к гостям, чтобы продолжить гуляние, а те пили в её честь подкрашенную красным водку.
Если же выяснилось, что невеста имела добрачные связи, жених брал в руки плётку и выпытывал у новобрачной признание, кто её опозорил. В случае, если жених с невестой согрешили до брака, их обоих впрягали в повозку и заставляли совершить по деревне круг позора. На людях гагаузские женщины обязаны были идти в нескольких шагах позади мужа и уступать дорогу всем мальчикам старше семи лет.
А мужчинам запрещалось непристойно себя вести в присутствии женщин — например, сквернословить. Но они имели право бить жён, причём не только за провинности, но и просто так, чтобы показать, кто в доме главный.
Гагаузы г Комрат. Гагаузия и Молдова флаги.
Молдова гагаузский конфликт. Гагаузии — Копчак. Копчак Молдова. Церковь село Копчак.
Гагаузы на карте Молдавии. Гагаузская автономная Республика. Парламент Гагаузской автономии Молдавии. Республика Молдавия Гагаузия.
Карта Молдовы и Приднестровья и Гагаузии. Границы Гагаузии на карте Молдовы. Физическая карта Приднестровья. Физическая карта Молдавии и Приднестровья.
Этническая карта Приднестровья. Республика Молдова климатическая карта. Гагаузия где находится. Город Комрат население.
Тюркоязычный народы гагаузы. Численность гагаузов в Молдавии. Сороки Гагаузия. Одежда на день Республики турки Ахыска.
Старое фото Гагаузии. Гагаузия старые фото. Гагаузи Молдавия. Молдова Республика Гагаузия.
Национальный костюм Гагаузии. Кадынжа Гагаузская. Гагаузский танцевальный ансамбль. Национальная одежда гагаузов.
Гагаузы в Варне. Город Гагаузи. Современная Гагаузия. Национальный костюм гагаузов.
Политическая карта Молдавии и Приднестровья и Гагаузии.
Существуют центральный чадырлунгско-комратский и южный вулканештский диалекты гагаузского языка. Южный — более архаичный и сохранил больше черт тюркских языков. До середины XX века гагаузский язык оставался бесписьменным. В настоящее время гагаузы пользуются на письме латиницей. Религия гагаузов Большая часть гагаузов исповедует православие. Предки гагаузов, как и все кочевые тюркские народы, по всей видимости, были тенгрианами — то есть, обожествляли Тенгри — небо. Некоторые языческие обряды они сохранили до XX века. Гагаузы - происхождение Болгарский историк Г.
Димитров в начале XX века насчитал 19 различных гипотез о происхождении гагаузов. У известного исследователя гагаузской этнографии М. Губогло версий оказалось ещё больше — 21. В русской и болгарской литературе XIX века гагаузов считали болгарами , которые говорят на турецком языке. Болгары утверждают, что гагаузы произошли от отуреченных болгар, греки — что от греков. В любом случае вопрос происхождения гагаузов недостаточно изучен. По мнению специалистов, история этого уникального народа начиналась с кочевых племён, которые заселяли степи между Аральским и Каспийским морем во второй половине первого тысячелетия н. Когда же князь Святослав в 965 году разгромил хазар, печенеги, огузы и куманы переместились западнее. В XI веке в письменных византийских источниках упоминаются племена узов, которые переправились через Дунай и поселились в Македонии, Паристрионе, Греции и Болгарии.
Вероятно, с этого времени огузы начали вести оседлый образ жизни и приняли православное христианство. Гагаузы обосновались между Волгой и Дунаем и основали там вокруг Коварны государственное образование. Оно просуществовало более двух веков и было уничтожено османскими завоевателями в XV веке, но и после этого гагаузы сохранили некоторую независимость и православную веру. В середине XVIII века они начали эмигрировать в Россию через Дунай и получили от царских властей всевозможные экономические и правовые преференции для освоения диких степей Бессарабии, которые со временем превратили в богатые сельскохозяйственные угодья. Переселение гагаузов в центральный Буджак продолжалось почти 100 лет с 1769 по 1854 годы и было обусловлено в основном русско-турецкими войнами, в которых гагаузы приняли российскую сторону. Столыпинские реформы способствовали переселению гагаузов в Казахстан и Узбекистан. В 1906 году гагаузы учредили самопровозглашённую Комратскую республику, которая была независимой пять дней.
Некоторые источники указывают на то, что гагаузы могли иметь миграционные связи с Кавказом и Средней Азией. Современные гагаузы являются многонациональным народом и сохранили свою уникальную культуру, язык и традиции, которые сформировались под влиянием различных культур и религий.
Внешность Гагаузы имеют типично тюркскую внешность, с преобладанием темнокожих и широколицых людей. Однако из-за смешения с другими этническими группами внешность гагаузов может отличаться в зависимости от региона и национального состава. Внешность гагаузов также может варьироваться в зависимости от культурных традиций и обычаев. Традиционно гагаузы изготавливали украшения из серебра, но в настоящее время многие гагаузы носят современную одежду и аксессуары. Гагаузы также известны своей гостеприимностью и традиционным образом жизни, который включает в себя выращивание овец и производство сыра. Большинство гагаузов живет в сельской местности и занимается сельским хозяйством, поэтому физические особенности гагаузов могут также быть связаны с их образом жизни и окружением. Традиции У гагаузов есть своя уникальная культура, которая отражает их историю и традиции. Некоторые из наиболее известных гагаузских традиций включают: Гагаузская свадьба. Свадьба является одним из самых важных событий в жизни гагаузов.
Обычно она проводится в течение нескольких дней и включает в себя множество ритуалов и традиций, таких как украшение невесты белым платком, танцы вокруг дерева жизни и горшка с вином, а также обмен подарками и угощения гостей. Гагаузская керамика. Гагаузы известны своими традиционными керамическими изделиями, которые они изготавливают вручную с использованием традиционных технологий. Это может быть глиняная посуда, украшения, декоративные изделия и т. Гагаузская музыка. У гагаузов есть своя традиционная музыка, которая отражает их историю и культуру. Она включает в себя традиционные инструменты, такие как домра, баян, тар, а также специфические ритмы и мелодии. Гагаузская кухня. Гагаузская кухня включает в себя множество мясных блюд, таких как шашлык, жаркое, пироги, а также молочные продукты, например, сыры.
Кухня гагаузов также отличается использованием множества специй и трав. Гагаузские костюмы. Гагаузы носят свою уникальную национальную одежду, которая отражает их историю и традиции. Костюмы включают в себя традиционные элементы, такие как вышивка, узоры, цветочные мотивы, кружева и т. Эти традиции и обычаи играют важную роль в жизни гагаузов и помогают им сохранять свою культуру и национальную идентичность.
Власти Гагаузии не исключают проведения в автономии собственной переписи населения
Сокращается как городское, так и сельское население. Однако есть сёла, а их пять, в которых численность населения со знаком плюс за последний год. К примеру, число жителей в Копчаке увеличилось на 10 человек, в Конгазе — на 40, на 5,4 и 3 человека стало больше, соответственно в Котовском, Джолтае и Конгазчике. Согласно последним данным опубликованным Национальным бюро статистики, за последние 30 лет население Молдовы сократилось на один миллион человек — с 3,6 млн до 2,6 млн, при этом примерно 900 тыс.
Гагаузия флаг России.
Гагаузия 1993. Село Гагаузия. Традиции гагаузов в ПМР. Молдова Гагаузия. Образование Гагаузской автономии.
Парад в Гагаузии. Кадынжа Гагаузская. Гагаузский танцевальный ансамбль. Национальная одежда гагаузов. Гагаузия Бешалма село.
Музей в Гагаузии село Бешалма. Село Бешалма Комратский район. Село Копчак Гагаузия. Молдова гагаузский конфликт. Молдавия Бричаны.
Митинг Гагаузия. Гагаузия протесты. Молдова Республика Гагаузия. Гагаузия автономия молодежи. Лагерь Олимпиец Комрат.
Футболка Гагауз. День вина Гагаузия. Гагаузия фестиваль вина. Гагаузы празднуют. День вина в Комрате.
Фестиваль национального костюма Гагаузия. Фестиваль в Гагаузии. Гагаузский фестиваль национальной одежды. Касым праздник гагаузов. Гагаузия гагаузы.
Kasim гагаузы. День вина в Гагаузии. Молдавия Комратский район. Гагаузия достопримечательности. Вулканешты Гагаузия.
Гагаузия город Комрат Республика Молдова. Гагаузская автономная Республика. Город Комрат население.
Юг Молдавии Гагаузия. Гагаузия город Комрат Республика Молдова. Карта Молдавии и Приднестровья и Гагаузии. Гагаузия Молдова границы. Гагаузия Комрат столица. Гагаузы в Молдавии. Дом культуры Комрат Гагаузия.
Флаг гагаузов. Молдова, автономное территориальное образование Гагаузия. Гагаузия Комрат. Гагауз ери. Главный город Гагаузии. Гагаузская автономия Молдавии на карте Молдавии. Молдавия Гагаузия и Приднестровье. Гагаузия автономия. Республика Гагаузия флаг. Гагаузия Етулия.
Картинка Гагаузия. Гагаузия флаг. Государственные символы Молдовы. Гагаузия флаг и герб. Символы Республики Молдова. Флаг Молдавии и Гагаузии. Гагаузский флаг. Гагаузия и Приднестровье. Флаг Гагаузии фото. Флаг АТО Гагаузия.
Автономное территориальное образование Гагаузия. Гагаузия и Россия. Джолтай Гагаузия. Гагаузия достопримечательности. Гагаузия Конгазчик Церковь. Молдавия Бричаны. Гагауз софрасы Конгаз. Гагаузский национальный костюм.
Насильно мил не будешь: Почему верхушка ПАС всегда говорит от имени народа Молдовы, но, как выясняется, народ-то их и не знает.
Перепись ещё раз доказывает, что сёла Молдовы скоро станут безлюдными: Люди жалуются на маленькие пенсии и утверждают, что огороды уже некому обрабатывать. Молдавские власти умалчивают об истинной цене газа: Покупая его на бирже, они не озвучивают затраты на поставку и хранение — мнение эксперта. Декларацию о независимости Молдовы сожгли , потом украли, потом фальсифицировали: Депутат представил парламенту копию настоящего документа - сам его подписывал.
Гагаузия: последние новости
Статья Население Молдавии, Численность населения, 2023 2,5 млн человек, 2018 Сокращение численности населения с 1989 года на 20% до 3,5 млн человек, Миграция, 2021 Чистый отток населения за 4 года, Соотношение мужчин и женщин, Дети вне брака, Браки и разводы, 2017. Напомним, что население Гагаузии составляет около 135 тысяч человек и состоит в основном из тюркоязычных переселенцев с Балканского полуострова, однако русский язык по-прежнему считается там одним из официальных наряду с гагаузским и румынским. православный тюркоязычный народ. Численность населения — около 25 тысяч человек. За последние восемь лет население Гагаузии уменьшилось на 1,1%. Об этом свидетельствуют данные Национального бюро статистики.
Власти Гагаузии не исключают проведения в автономии собственной переписи населения
Гагаузия численность населения 2023. Гагаузия на карте Молдовы население. Автономное территориальное образование Гагаузия — на онлайн карте c фотографиями и планированием маршрутов. Согласно официальному сайту АТО, население Гагаузии составляет 155,6 тыс. человек.
Мятежные гагаузы: что это за народ и почему они хотят войти в состав России
Евгения Гуцул — член правительства Республики Молдова. И она открыто демонстрирует свои симпатии к Москве. Для гагаузов это очень важно», — говорит новый башкан. Если Кишинев осмелится выбросить итоги голосования в мусорную корзину, исполнять обязанности башкана продолжит Ирина Влах. Она уже заявила , что центральные власти Молдавии нарушили законодательство, вмешиваясь в избирательный процесс выборов главы автономии.
Попытки отменить результаты выборов в Молдове предпринимались и ранее. Два года назад другая представительница партии «Шор» Марина Таубер баллотировалась на пост мэра города Бельцы.
Чтобы спровоцировать там гуманитарный кризис. Собственно, даже и без этих «свежих» кишиневских санкций гуманитарный кризис и так наличествует во всей без исключения «незалежной» Молдове с момента ее выхода из СССР. От хорошей жизни ведь треть от общей численности населения доля от числа лишь трудоспособных лиц будет еще больше за границу на заработки не выезжает. А тем, кто не выехал, остается довольствоваться довольно-таки скудными выплатами. Минимальная пенсия — 2 700 лей чуть больше 13 тысяч рублей — и то ее подняли в 2,5 раза лишь в течении последних 2 лет. Зарплата «чистыми» начинающего учителя — 6,7 тысяч лей. При том что коммунальные тарифы — отнюдь не щадяще-российские, а все больше догоняют «незалежно»-европейские.
Так что российские 2 тысячи лей через «Промсвязьбанк» — это очень даже солидная поддержка. А уж если Кишинев попытается начать «экономическую блокаду» автономии с целью спровоцировать недовольство среди ее жителей политикой собственных лидеров, — то и подавно. Тем более что 2 тысячи лей каждому из 35 тысяч гагаузских бюджетников и пенсионеров — не какая-то догма, ее можно и регулировать. Главное, чтобы был готовый «канал связи» — через российский банк и его карточки. И уже 14 апреля с плохо скрываемым злорадством сообщили о том, что «российские карты «Мир» на территории Молдовы работать не будут». Хотя исходя из запредельной не столько даже неэффективности, сколько запредельной глупости такого шага, возможно, что квалифицированные в вопросах экономики и общественного мнения западные советники во всяком случае, мало-мальски умные из них в выработке такой меры и не участвовали. Ну правда: что с того, что держатель карты «Промсвязьбанка» в Гагаузии не сможет получить с ее помощью наличку через местный банкомат — или оплатить товар через терминал? А сами деньги, затратив минимальные усилия, можно будет перевести из России в Молдову, например, через международные системы платежей вроде Юнистрим и ему подобных. Блокировать которые в Кишиневе, по крайней мере пока, боятся — ведь через них отправляют своим близким на родину переводы многочисленная «армия» молдавских работников в России.
Но даже если вдруг и заблокируют — на такие случаи в Сети есть масса «обменных пунктов». Со счета любого банка могущих обменять и перевести рубли за довольно-таки небольшой процент почти на что угодно и куда угодно. Но глупость запрета правительством Санду карт «Мир» заключается не только в этом моменте.
Ситуация усугубляется отсутствием специального арбитражного механизма для разрешения споров между сторонами. Эти изъяны усугубляются недостаточными усилиями одного за другим правительств Молдовы по разработке подходов к языковой и экономической политике. В результате Гагаузия и ее население недостаточно интегрированы в Молдову в целом. Влияние РФ Особый статус Гагаузии, номинально и содержательно, делает эту область точкой приложения влияния разных региональных сил. Нельзя сказать, что РФ является здесь таким уж активным игроком — ее участие скорее инерционное. Однако ряд обстоятельств облегчает ей «вход».
Формирование идентичности гагаузов на протяжении последних 200 лет так или иначе связано сначала с Российской империей, а затем и Советским Союзом, в отличие от периода Румынского королевства с 1918 по 1940 годы с его политикой принудительной ассимиляции. Это привело к тому, что гагаузы сегодня отождествляют себя с «русским миром». Одно из исследований, датируемое 2020 годом сообщает, что в семейном кругу гагаузы используют родной язык, тогда как с друзьями, коллегами и в официальных заведениях это преимущественно русский. И если этнические молдаване, как правило, являются билингвами, владея как румынским он же молдавский , так и русским языками, то гагаузы чаще всего учатся в русских школах, практически не знают румынский и, как было отмечено выше, по сути не используют родной гагаузский за пределами семейного быта. Многие молодые гагаузы не имеют возможности учиться или работать в Кишиневе, где преподавание ведется в основном на румынском языке. Языковой аспект обуславливает пророссийские настроения, поскольку региональные СМИ состоят в основном из ретранслируемых российских программ и местного вещания — тоже на русском. При этом неоднозначен и потому любопытен политический аспект взаимоотношений Гагаузии и РФ. На выборах башкана-губернатора традиционно побеждает политик с наиболее очевидной ориентацией на Москву — два предыдущих руководителя автономии приходили с пророссийской повесткой. И уходили с почти проевропейской.
Не лишним будет отметить, что все особенности положения обязывают руководителя автономии к постоянному балансу между двумя полюсами. Слишком лояльный к Кишиневу башкан не будет пользоваться популярностью у гагаузов, которые сместят его после первого срока или раньше. И напротив, слишком независимый башкан, не считающийся с позицией центрального правительства, не сможет долго удержаться у власти — на этот раз из-за Кишинева. К примеру, связи между Кремлем и предыдущим башканом Ириной Влах в период ее прихода к власти и первых лет правления считались очень тесными. Однако первоначально пророссийский дискурс Влах уступил место более сбалансированному и прагматичному подходу к отношениям Гагаузии и Молдовы. Сегодня Ирина Влах участвует в политике уже на уровне Молдовы, а не региона и предлагает объединить оппозицию против правящей партии «Действие и солидарность» PAS на проевропейском векторе. В том числе поэтому не исключено, что столь явственно отображаемый «проевропейский» вектор Ирины Влах — не искреннее стремление включить Молдову, а вместе с ней и Гагаузию, в европейское политическое пространство, но чисто прагматичный ход, направленный на уверенное продолжении политической карьеры.
Центральные власти советской Молдовы признали тогда это решение антиконституционным.
В отличие от ситуации с Приднестровьем, в Гагаузии вооруженного конфликта удалось избежать. Однако статус региона оставался оспариваемым до 1994 года, когда Кишинев реинтегрировал Гагаузию в Молдову на условиях автономии региона в результате переговоров. В 1994 году Молдова приняла свою Конституцию, заложившую и основу гагаузской автономии. Границы региона были установлены на основе данных об этнической принадлежности населения, а для некоторых муниципалитетов — путем референдумов в 1995 году. И хотя мирное обеспечение Гагаузии статусом автономии можно считать успехом, эксперты считают закон недостаточно проработанным и, как следствие, двусмысленным. Например, остался вопрос иерархии законов: должна ли Гагаузия привести свои законы в соответствие с законами Молдовы или наоборот. Ситуация усугубляется отсутствием специального арбитражного механизма для разрешения споров между сторонами. Эти изъяны усугубляются недостаточными усилиями одного за другим правительств Молдовы по разработке подходов к языковой и экономической политике.
В результате Гагаузия и ее население недостаточно интегрированы в Молдову в целом. Влияние РФ Особый статус Гагаузии, номинально и содержательно, делает эту область точкой приложения влияния разных региональных сил. Нельзя сказать, что РФ является здесь таким уж активным игроком — ее участие скорее инерционное. Однако ряд обстоятельств облегчает ей «вход». Формирование идентичности гагаузов на протяжении последних 200 лет так или иначе связано сначала с Российской империей, а затем и Советским Союзом, в отличие от периода Румынского королевства с 1918 по 1940 годы с его политикой принудительной ассимиляции. Это привело к тому, что гагаузы сегодня отождествляют себя с «русским миром». Одно из исследований, датируемое 2020 годом сообщает, что в семейном кругу гагаузы используют родной язык, тогда как с друзьями, коллегами и в официальных заведениях это преимущественно русский. И если этнические молдаване, как правило, являются билингвами, владея как румынским он же молдавский , так и русским языками, то гагаузы чаще всего учатся в русских школах, практически не знают румынский и, как было отмечено выше, по сути не используют родной гагаузский за пределами семейного быта.
Многие молодые гагаузы не имеют возможности учиться или работать в Кишиневе, где преподавание ведется в основном на румынском языке. Языковой аспект обуславливает пророссийские настроения, поскольку региональные СМИ состоят в основном из ретранслируемых российских программ и местного вещания — тоже на русском. При этом неоднозначен и потому любопытен политический аспект взаимоотношений Гагаузии и РФ. На выборах башкана-губернатора традиционно побеждает политик с наиболее очевидной ориентацией на Москву — два предыдущих руководителя автономии приходили с пророссийской повесткой. И уходили с почти проевропейской.