Праздничные мероприятия на Цаган Сар Цаган Сар в переводе с калмыцкого языка на русский означает Белый месяц. А затем члены жюри назовут победителей конкурса по трем номинациям – «Самый вкусный и большой цагановский борцок», «Встреча гостей», «Самый лучший цагановский стол».
Цаган Сар. Виды борцоков.
Молодежь познакомились с традицией перекочевки калмыков с зимних пастбищ. Праздничное настроение поднимали ансамбли песни и танца. Ну а победителям наших веселых конкурсов досталось множество призов, в том числе живые бараны, предоставленные спонсорами праздника - фермерскими хозяйствами", - рассказал Эрдниев. Издревле перед праздником Цаган Сар калмыцкие ламы проводили начитывание молитв во благо всем живущих, молитвы восхваления духовным защитникам народа. Эта традиция, утерянная во время сибирской ссылки, благодаря верховному ламе Калмыкии восстановлена.
Формы борцоков Одной из самых распространенных форм является кольцо, напоминающее бублик. Но все не так просто — такие борцоки символизируют цикличность жизни, ход солнца по небу, смену времен года. Они всегда маленького размера. По сути, это обжаренные в масле комочки теста, но их сакральный смысл заключается в напоминании о многочисленности и разнообразии всего живого, взаимосвязи всех обитателей нашего мира.
Но калмыки готовы не только веселиться и заниматься домашними делами. Поэтому они делают и «шор белг» в форме штыка. Эти борцоки символизируют готовность защищать родную землю и любимых людей. Борцоки «шовун» лепят в форме птичек.
Без такого угощения просто не обойтись, когда вокруг сам воздух пропитан ожиданием весны. Очень необычны такие формы, как «джола» и «мошкмр». Они напоминают перекрученные жгуты и символизируют овечьи и конские кишки. Для скотовода это имеет огромное значение, ведь из кишок животных готовят сытные мясные угощения, которые долго не остывают на холоде, помогают быстро утолить голод и согреться.
Такие борцоки дарят друг другу с пожеланиями сытой богатой жизни. Как видим, существует немало вариаций формы, в основе которых лежит один рецепт. Борцоки готовят и в виде животных: верблюда, барана, лошади. Даря друг другу сладости, калмыки вкладывают в этот жест пожелания богатства и здоровья.
Множество детей в семье и многочисленное поголовье скота — главные составляющие счастья, по мнению народов Востока. Приготовленные самостоятельно борцоки туристы могут взять с собой и в качестве подношения отнести в Центральны хурул в день празднования Цаган Сар Свободное время 18:00 Посещение Национального драматического театра им. Басангова или Республиканского русского театра драмы и комедии Калмыкии Республики Калмыкия по желанию. Одеваем новые наряды что-то из одежды обязательно должно быть новым и белым 07:20 Встреча с гидом в холле отеля 07:30 Выезд в этно-хотон «Церен» -6 км.
Элиста 08:00 Обряд открытия белой дороги и благополучия в жизни и делах на территории этнохотона «Церен» Ритуал привлекает благотворные энергии, делая его местом присутствия духовной силы, очищает и защищает его, а также гармонизирует силы и энергии. В ходе ритуала устанавливается связь с местами силы, как источниками духовных энергий, привлекаемых в освященное пространство. Ритуал использует божественные имена и слова силы, повторяемые как мантры, а также символ связи с местами силы. Благословения на начало и открытие дорог Дополнительные подношения шаманке можете преподнести самостоятельно на месте 10:00 Экскурсия по юртам: 1.
Музей калмыцкого казачества 2. Ханская юрта площадью 120 кв. Юрта ойрат- монголов В этнохотоне «Церен» можно сделать фотосессию в национальных костюмах, есть аутентичные фотозоны, подняться на смотровую казачью вышку, покачаться на монгольских качелях, пострелять из лука, продегустировать Кумыс и Чигян, молочную араку, калмыцкий молочный чай, борцоки, покататься на верблюдах, покататься на лошадях 11:15 Посещение Хурула «Сякюсн Сюме» — это воплощение архитектуры калмыков и тибетских традиций. Храм представляет собой двадцатиметровое двухэтажное здание с надстройкой в виде двухъярусной пагоды.
Здание вытянулось двадцать метров в длину, девятнадцать в ширину. Центральное место первого этажа «Сякюсн-Сюме» занимает алтарь и почти четырехметровая статуя Будды Шакьямуни, покрытая золотом.
Заготавливали продукты, пекли боорцоги, обладавшие большой смысловой значимостью. Рецепт борцоков Например, борцоги «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением. Прочитать остальную часть записи ».
Например, борцоки «хуц» баран , «кит» конские внутренности , «овртэ тохш» крупный рогатый скот , «мошкмр» и «хорха» означали пожелание большого приплода скота. А вот «шошхр» подносили, чтобы пожелать жить единой семьей и иметь защиту от врагов. Для взрослых борцоки делались большие, а для детей — поменьше.
Мифы происхождения Существует 4 основные версии происхождения праздника Цаган сар: Первая из них связана с Буддой. Согласно легенде первого числа в месяц дракона Бурхан-Бакши вступил в диспут с шестью неверными учителями и по истечении 15 дней одержал оглушительную победу. С тех пор по буддийской традиции все первые 15 дней Цаган сара в храмах шла служба.
По другой версии царь драконов Луусун-хан, отдыхающий всю зиму на дне океана, выходит на поверхность, из-за чего вода из рек поднимается на небо и наступает весна. Вполне возможно, с этим связано и то, что март по-калмыцки называется «Лу сар» — месяц дракона.
Цаган Сар. Виды борцоков.
Главным назначением борцоков, приготовленных на Цаган Сар, было символическое призывание весны, быстрого расцвета природы, нового жизненного цикла в животном мире, растительности. Мастер класс по изготовлению борцоков на Цаган Сар из соленого теста. Вспоминаем детство, Готовлю борцоки на праздник Цаган Сар, Калмыцкие борцоки. Без них не обходился ни один праздник в Калмыкии, но в Цаган сар их форма обретала особое значение.
Калмыкия встречает праздник весны Цаган Сар
Издревле перед праздником Цаган Сар калмыцкие ламы проводили начитывание молитв во благо всем живущих, молитвы восхваления духовным защитникам народа. борцоки - мучное изделие. 20 февраля, в рамках Декады родного языка, учитель калмыцкого языка и литературы Боваева Н. Н. провела мастер-класс для обучающихся 1-4 классов "Борцоки на Цаган Сар". Если вам понравилось бесплатно смотреть видео лепим борцоки на цаган сар онлайн которое загрузил Легенда Домг 09 июля 2017 длительностью 00 ч 04 мин 51 сек в хорошем качестве, то расскажите об этом видео своим друзьям, ведь его посмотрели 27 299 раз.
Праздник весны Цаган Сар объявлен в Калмыкии выходным днем
Белая одежда почитается у них счастливой, поэтому они и делают это, одеваются в белое, чтобы во весь год было счастье и благополучие… Приносят ему большие дары… чтобы во весь год у великого хана богатства было много и было бы ему радостно и весело. Скажу вам ещё, князья и рыцари, да и весь народ друг другу дарят белые вещи, обнимаются, веселятся, пируют, и делается это для того, чтобы счастливо и по добру прожить весь год. В этот день, знайте ещё, дарят великому хану более ста тысяч славных и дорогих белых коней. В этот же день выводят пять тысяч слонов под белыми, зверями и птицами вышитыми, попонами; у каждого слона на спине по два красивых и дорогих ларца, а в них посуда великого хана и богатая сбруя для этого белого сборища. Выводят еще многое множество верблюдов; они также под попонами и навьючены всем нужным для дара.
И слоны, и верблюды проходят перед великим ханом, и такой красоты нигде не видано! Таким образом, название праздника — «белый» — утратило своё изначальное «молочное» значение, и приобрело более общий смысл. В названии «белый месяц» нашла отражение цветовая символика, общая для монголоязычных народов, согласно которой белый цвет — символ святости и чистоты — ассоциируется со счастьем и благополучием. Буддийские традиции празднования[ править править код ] С началом широкого распространения тибетского буддизма в среде монгольских народов в XVII веке монгольский Цаган Сар включил в себя буддийские ритуалы и мифологию.
Ритуалы[ править править код ] Основным императивом всей буддийской обрядности, связанной со встречей нового года, было избавление от всех грехов, накопленных в предыдущем году. Центральным ритуалом до сих пор остаётся покаянный однодневный пост тиб. Ритуалы первых двух недель нового месяца связаны, во-первых, с чествованием новолетия, а во-вторых — с «пятнадцатью великими чудесами» Будды Шакьямуни и его победами над шестью учителями-иноверцами [11]. Популярная мифология[ править править код ] Буддийская популярная мифология связывает праздник Цаган Сар, — начало весны — с именем буддийского божества-дхармапалы , богини Балдан Лхамо.
Согласно легенде, каждый год после очередной победы над мангусами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямой монг. Эрлэг номын хаан , она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна. Отступают холода, уходит зимняя бескормица, начинается новый сезон в хозяйственной деятельности скотоводов. Они подсчитывают убытки, принесенные зимой, и радуются приближению теплого времени года.
Образ гневной буддийской богини иногда соседствует с образом Белого Старца монг. Праздник в Новое время[ править править код ] С XIX века , с усвоением григорианского календаря , Цаган Сар в Калмыкии не праздновался именно как начало календарного года, однако у волжских калмыков, откочевавших в 1771 году из Российской империи , сохранилась традиционная обрядность: их потомки, живущие в Синьцзяне КНР , отмечают Цаган Сар как Новый год.
Майя Каруева печет борцоги разной формы. Фото Александра Когданова. Целвг, хуц, кит, джола, мошкмр, шор белг, нохан келн, тоhш, hалуна баасн, шовун, темян, хорха боорцг, эркя боорцг — все эти тринадцать видов борцогов готовятся в дни празднования Цаган сар. Каждый из них несет в себе определенное символическое значение — приход весны, достаток, приплод скота, удачу.
Делали также связку с борцогами меньшего размера для детей.
Презентация Тодо Бичг - старо-калмыцкой письменности, созданной в 1648 году ойратским ученым и просветителем Зая-Пандитой. В Бурятии пишут на старомонгольском письме Мастер- каллиграф пишет индивидуальные благопожелания вертикальным древним письмом. Обычно туристы заказывают свое имя, или имя того, кому он делает оберег - подарок, и пожелания, самые сокровенные мысли, мечты можно переложить на древнее буддийское письмо, повесить на видное место в своем жилище на северо- восточной стороне, там, где циркулирует много энергии, и ваши мечты будут сбываться. Так работает это письмо. Старокалмыцкая письменность Тодо бичиг - Ясное письмо- вертикальное письмо или небесное письмо, так как пишется сверху вниз, буквы ниспадают с неба на землю. Надписи пишутся каллиграфически кистью специальными чернилами и скрепляются красной печатью - личной печатью мастера - каллиграфа. Это древняя культура Востока. В каждой букве письменности - история, многовековой опыт выстроенной межкультурной коммуникации.
Имя человека — это магическая формула звуков и свойственной им энергетики. А имя человека, написанное на древнем языке — это мощная энергия, индивидуальная программа человека. Каждая буква имени человека имеет силу звука, это неотъемлемая часть его физической сути. Можно сделать предварительный заказ. К вашему приезду мастер подготовит и вручит вам ваш именной оберег. Мастер-класс по приготовлению калмыцкого чая «Джомба»- любимого напитка кочевников. Калмыцкий чай известен с древнейших времен. Он согревает в холода и утоляет жажду в жару, насыщает и питает организм. У него оригинальный вкус, поэтому он уже давно «пересек границы» степей, и его с удовольствием пьют люди по всему миру.
Есть несколько версий появления калмыцкого чая. Первая легенда гласит: один тибетский лама изобрел этот напиток для того, чтобы поддерживать силы монахов в те дни, когда любая мясная пища была запрещена. Он экспериментировал с пропорциями и длительностью варки до тех пор, пока не получил сытный и вкусный то ли чай, то ли суп. По второй версии целебный напиток исцелил религиозного деятеля и реформатора Зунква гегян. Лекарь порекомендовал ему принимать «божественный» напиток ежедневно натощак: через 7 дней Зунква гегян исцелился и повелел готовить верующим такой же чай, названный впоследствии калмыками Джомба. Мастер-класс по приготовлению калмыцких борцоков Существуют блюда, обладающие куда более глубоким смыслом, чем может показаться на первый взгляд. Пример тому — древние калмыцкие рецепты. Борцоки — удивительное блюдо, которое легко готовить, но оно обладает удивительной историей. Блюдо с историей Народы Калмыкии начали делать борцоки очень давно.
Традиция уходит корнями в древние времена, когда в главные праздники люди делали жертвоприношения. Вместо жертвенных животных современные калмыки готовят к торжествам сладости. У разных этнических групп существуют различные вариации рецепта. Борцоки могут иметь самую разнообразную форму.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Калмыкии» mk-kalm.
В Астрахани прошел концерт в честь калмыцкого праздника Цаган Сар
Основные приготовления к торжеству делались заранее. В начале убирались в жилище, выкидывали или чинили старые вещи и готовили новую одежду. У многих народов есть схожая новогодняя традиция, однако согласно источникам XIX века приволжские калмыки не связывали праздник с началом года. Скорее это был стратегический ход, ведь, согласитесь, ревизия имущества перед скорой откочевкой полезна. Также до наступления праздника нужно было зарезать скот впрок — делать это непосредственно в дни Белого месяца запрещалось. Борцоки Главным блюдом Цаган сара по праву считаются борцоки. Первую порцию «дееж» всегда подносят бурханам, а остальное разбивают на подарочные наборы «гер белг» для вручения родным во время праздничных визитов. Однако набор борцоков — это своеобразный йорял для скотоводов на языке пищи — каждая форма символизирует пожелание успеха в делах.
Указ о праздновании подписал глава республики Бату Хасиков. Как сообщили ТАСС в пресс-службе главы республики этот день в регионе объявлен выходным.
Делали также связку с борцогами меньшего размера для детей. Это считалось самым лучшим подарком, — рассказала Майя Каруева, признавшись, что их семья свято соблюдает народные традиции. Рецепт борцогов от Майи Каруевой 1 литр свежего кефира, 100 г сметаны, 1 столовая ложка соли, 1 чайная ложка соды, мука. Тесто готовится на ночь перед Цаганом саром. По мнению Майи Бадмаевны, тесто для борцогов нужно замешать круто.
Тесто готовится на ночь перед Цаганом саром. По мнению Майи Бадмаевны, тесто для борцогов нужно замешать круто. Затем тесто ставят на ночь в холодильник. Утром можно печь.
"Борцоки на Цаган Сар"
Праздничное выступление на сцене астраханской филармонии. В Астрахани прошел концерт в честь калмыцкого праздника Цаган Сар, который символизирует гармонию человека и природы, постоянное обновление, бодрость и здоровье. На Юге, в буддийской Республике Калмыкия, традиционные калмыцкие борцоки (или борцики) делаются из теста. Борцоки готовят на разные праздники, обязательно — на Цаган сар, или Новый год по лунно-солнечному календарю. Борцоки калмыцкие на Цаган сар. Форма борцоков на Зул. Цаган Сар в переводе с калмыцкого языка на русский означает Белый месяц. О символическом значении борцоков в предверии праздника Цаган Сар рассказала известная мастерица Майя Каруева посетителям Республиканского центра соцобслуживания населения, 20 февраля сообщил telegram-канал минсоцразвития.
Жительница Калмыкии рассказала, как в Сибири отмечали праздник Цаган Сар
- Цаган сар: народные традиции и мифы о происхождении
- Калмыкия отметила праздник весны Цаган Сар фестивалем калмыцкой и славянской культур
- Поиск по рецептам:
- Калмыкия отметила праздник весны Цаган Сар фестивалем калмыцкой и славянской культур - ТАСС
- Навигация по записям
- В Цаган Сар калмыцкие буддисты будут есть борцоки и взывать к Окон Тенгр
В праздник Белого месяца (Цаган Сар) калмыки одаривают близких борцоками
Там Вера пошла уже в третий класс, а затем, после окончания школы поступила в Элистинское педучилище по специальности учитель калмыцкого языка. В 1965 году она закончила его, а позже вышла замуж за Ивана Сергеевича Андреева, партийного работника. В 1970 году супруги Андреевы переехали в Цаган Аман. Иван Сергеевич трудился инструктором райкома партии, а затем заведующим районо. Была отмечена и другими наградами районного, республиканского и общероссийского значений.
После школы В. Андреева много лет занималась предпринимательской деятельностью, открыв свой продуктовый магазин. Трое детей родилось у Андреевых: Татьяна, Инга, Салават. К сожалению, сын погиб в молодом возрасте, не стало и супруга Ивана Сергеевича.
Дочери подарили Вере Кетляевне пятерых внуков и одного правнука. Дети и старшие внуки нашли свою дорогу в жизни, выбрали профессию по душе. Они хорошо знают калмыцкие обычаи и не только. У старшей дочери Татьяны муж по национальности — монгол, его родной язык схож с калмыцким, многое в традициях есть общее, - делится Вера Кетляевна.
Я всегда с удовольствием хожу на все праздники, проводимые в райцентре. По просьбе работников культуры часто со сцены поздравляю земляков с праздниками на калмыцком языке, выступаю с праздничными йорялями и другими пожеланиями». Для человека активной закалки нет большей муки, чем сидеть дома в четырех стенах. Они с удовольствием посещают все мероприятия, проводимые в райцентре, будь то Фестиваль тюльпанов, либо праздничный концерт.
Гостям праздника предлагалось отведать традиционное блюдо из отварной баранины — шулюм, борцоки — национальное мучное изделие, которое жарят в казане и, конечно же, знаменитый калмыцкий чай. Среди участников народного гуляния оказалось не мало желающих потягать гирю и канат, проверить свои силы в соревнованиях по армрестлингу и пройтись на ходулях. Победителями конкурса на самый большой и оригинальный борцок стали жительницы с. Восточное Любовь Горяева и Евгения Илларионова.
И слышат: «Да, перезимовали хорошо». И в этом ответе — радость наступления теплых дней, что для калмыков, с давних времен занимающихся скотоводством, означало завершение трудной зимовки. Наступление весны для степного народа начинается с пробуждением суслика. В народе есть поверье: «Проснулся суслик, пришла весна». И сейчас в соцсетях появляются фотографии грызуна, появившегося из норки в эти дни. Хозяйки в этот день накрывали праздничный стол.
В чужом доме поздравление производилось следующим образом: приветствующий становился на правое колено, подносил сложенные ладони ко лбу и произносил традиционное приветствие: «Благополучно вышли из зимы! Хождение в гости[ править править код ] Хождение в гости — непременная составляющая праздника Цагаан сар. Даже живущие далеко в эти дни приезжали для встречи с роднёй. Существовали определённые нормы: очередность визитов, характер подарков зависели от положения человека. Посещали своих родителей, родственников по матери — они всегда пользовались особым почитанием; невестки приходили в дом родителей мужа с детьми для поклонения родовым предкам и покровителям. Непременным элементом праздничных даров являлась связка борцоков. Подарки[ править править код ] Традиционный ритуальный подарок — национальное мучное блюдо « борцок ». Борцоки готовили из сдобного пресного теста и жарили в кипящем жире. Из них составляли наборы — для подношения «первой порции» Буддам , а также подарочные — для вручения родным во время праздничных визитов.
Форма борцоков, включенных в наборы, имела символическое значение: фигурки в виде животных выражали пожелание приплода соответствующего скота; в виде повода — удачу. Так, борцоки «хуц», вылепленные в виде фигурки барана, означали пожелание большого приплода этого вида скота и отражали в какой-то степени древний обряд жертвоприношения животными, то есть заменяли реальную жертву её изображением. Борцоки «мошкмр» — кручёные, напоминающие национальное блюдо из вареных бараньих внутренностей, мелкие «хорха» буквальный перевод: насекомые. Борцоки «джола», изображающие повод, должны были призвать бесконечную удачу. А поднося борцок «шошхр», выражали пожелание жить единой семьей, а также иметь защиту с врагов. Подношения[ править править код ] Ранним утром в день праздника совершался обряд кропления калм. Борцоки в виде солнца и лотоса использовались для символического подношения бурханам. Среди донских калмыков особенно любим был вид борцоков «бурхан зала», или «цацг», в виде кисточки, символизировавших лотос. Его ставили в вершине «Дееджи боорцг».
Борцоки в виде солнца — крупные лепешки, называющиеся в одних этнических группах «хавтха», в други — «целвг».