Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. В течение 2020-2021гг продолжалась масштабная работа с региональными архивными учреждениями по поиску и сбору информации об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда, которых в годы войны судьба разбросала по всему Советскому Союзу. Ситуация с жильем в Ленинграде после блокады с одной стороны накалилась ввиду того, что многие жилые дома оказались разрушенными, с другой стороны, наоборот, количество населения существенно уменьшилось во время блокады. Аннотация: Статья посвящена малоисследованному сюжету из истории эвакуации населения Ленинграда в годы блокады.
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
Тысячи спасенных. 29 июня 1941-го начался I этап эвакуации из Ленинграда | В Лычково поезд подвергся бесчеловечной бомбардировке Первая волна эвакуации жителей Ленинграда началась 29 июня 1941 года. |
Твои дети, Ленинград | Новгородские ведомости | Об этом должен знать каждый! Эти исторические события нельзя перечеркнуть и забыть! Все события начиная с древней Руси должны передаваться из поколения в пок. |
Главархив рассказал, как москвичи поддерживали ленинградцев в блокаду | Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. |
В эвакуацию уехать было непросто, но вернуться – еще сложнее · Город 812 | В мемуарах переживших блокаду Ленинграда неоднократно приходилось встречать что-то вроде "предложили эвакуировать ребенка, родители отказались". |
Несколько неудобных вопросов о ленинградской блокаде
Неудивительно, что некоторые тронулись разумом. Меня одна женщина, улыбаясь, спрашивала: не встречал ли я её Вовочку? Она только сейчас вела его в детсадик и оставила вот здесь... Зрелище страшное: истерики, вопли, обезумевшие глаза, растерянность, безысходность... Дорога жизни Детей из блокадного Ленинграда вывозили в течение всех лет блокады, используя для этого все возможные средства: водный и железнодорожный транспорт, автодороги, Ледовую дорогу через Ладожское озеро, авиацию.
Матери с детьми уходили самостоятельно, как правило, подобные переходы осуществлялись без какой-либо организации. С 29 июня 1941 по 15 апреля 1942 года из города вывезли всего 1295100 человек. При эвакуации детей в результате бомбёжек, как в городе, так и в пути; в эшелонах и на судах затонуло 5 буксиров и 46 барж , следующих по Ладоге; по ледовой дороге Ладожского озера и Дороге Победы потери за весь период блокады составили, от 120 до 160 тысяч, в том числе, пропавших без вести. Выехать должны были не менее 500 тыс.
Их путь состоял из нескольких этапов: от Ленинграда до Ладожского озера они перевозились главным образом по железной дороге от Финляндского вокзала до ст. Борисова Грива , затем на автомашинах через Ладожское озеро до эвакопунктов на восточном берегу Лаврово, Кобона, Жихарево , а затем вглубь страны железнодорожным транспортом. Темпы эвакуации непрерывно возрастали. Детские сады и ясли.
С сентября 1941 года, когда замкнулось кольцо блокады немецких войск, начали работу детские дома и детсады. Почти все они были круглосуточными. Тысячи малышей спаслись благодаря детским садам, там хоть как-то кормили, а главное — отвлекали. В Педагогическом музее собран уникальный архив — свидетельства подвига ленинградских воспитателей, которые самоотверженно выполняли свою работу.
Учитывая каждую деталь, чтобы защитить детскую психику. Ленинградские детские сады становились для детей вторым домом, где они жили месяцами, лишь изредка видя родителей. Служащие детского сада находились на казарменном положении, поэтому, если начинался обстрел или бомбежка, они все участвовали в спуске детей в коридор цокольного этажа, укрывали матрасами, успокаивали малышей, а после отбоя тревоги поднимали всех наверх в групповую комнату. Детские сады работали без перерыва в течение всей блокады.
Точное число содержавшихся в них детей оценить трудно, цифры разнятся от 60 до 180 тысяч.
Эвакуация», которая сегодня содержит 833 899 имен. Однако, до недавнего времени судьбы еще сотен тысяч блокадников оставались неизвестны, а имена многих — потеряны.
Проект «Книга Памяти блокадного Ленинграда», запущенный в преддверии 75-летия Победы «Фондом поддержки национальных проектов», поддержанный поручением Президента Пр-433 от 04. На сегодняшний день сверка показала, что из собранных за два года в регионах более 472 тысяч записей из архивных документов, 445 тысяч записей — это новая информация, которой ранее не было ни в одном открытом источнике. Поиск и уточнение новых данных в регионах, принимавших эвакуированных ленинградцев, продолжаются и в 2022 году.
Для ее выполнения ремонтные рабочие восстановили 40 автобусов. За сутки было переправлено более тысячи человек. Для перевозки по льду людей была организована работа диспетчерской службы и круглосуточные станции технического обслуживания. За 84 дня по льду Ладожского озера автотранспортом вывезли более 500 тысяч человек.
Днем обед — первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой.
А 17 декабря 1941 года Исполком Ленгорсовета разрешил Ленглавресторану отпускать ужин без продовольственных карточек партийным чиновникам. То есть, в блокадном Ленинграде функционировал ресторан. В пищеблок Смольного входило несколько столовых и буфетов, которые и во времена блокады снабжались более чем неплохо. Столовые были разного уровня — в том числе была правительственная столовая "высшего разряда обслуживания", в которой было абсолютно всё, как в Кремле — фрукты, овощи, икра, пирожные, молоко и молочные продукты, торты, батоны, булочки и шоколад. А ещё в Смольном в блокаду круглые сутки было электричество, функционировала канализация, была вода и даже работал парикмахер и мастер по маникюру. Что же получается?
В осаждённом и отрезанном от всех источников пропитания городе для "высшего сословия" было всё? А откуда это всё бралось, если город был "отрезан"? Может быть, были ещё какие-то каналы поставки продовольствия, по которым везли икру и пирожные для партийных чиновников, о которых мы не знаем? Третий вопрос — собственно, каким образом из полностью блокированного города вывозилась продукция ленинградских военных заводов, а также по каким каналам в город поступало сырьё для её производства? Ну ладно, с сырьём понятно — тут можно сказать, что его запасы были собраны в городе ещё до начала блокады.
Блокада Ленинграда: Как спасали осаждённый город
Данные об эвакуированных жителях блокадного Ленинграда собраны в 44-х регионах России | Во время блокады Ленинграда, которая продолжалась с 8 сентября 1941 года до 27 января 1944 года, население города проявило невероятную смелость и выдержку. |
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал | В этом контексте опыт эвакуации из блокадного Ленинграда был социальной травмой. |
Тяжелые годы мира: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады | Ровно 81 год назад, в 1942 году, началась первая эвакуация жителей блокадного Ленинграда по льду Ладожского озера. |
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Снятие блокады Ленинграда Несмотря на то что советские войска только к 29 января полностью восстановили контроль над Октябрьской железной дорогой, 27 января по радио зачитали приказ Военного совета Ленинградского фронта, в котором говорилось о полном освобождении Ленинграда от блокады. В честь одержанной победы в городе прогремел салют в 24 артиллерийских залпа из 324 орудий. Это был единственный за все годы Великой Отечественной войны салют 1-й степени, проведенный не в Москве. Стоим, смотрим, молчим, и грудь моя стеснена — кажется, впервые за всю войну мне хочется плакать. Когда салют кончился, мы прокричали "Ура! К окончанию блокады в городе оставалось не более 800 тысяч жителей из почти трех миллионов, проживавших в Ленинграде и пригородах до начала блокады. От голода, бомбежек и артобстрелов умерли, по разным данным, от 641 тысячи до одного миллиона ленинградцев. Были ранены почти 34 тысячи человек, без крова остались 716 тысяч жителей. Всего в 1941—1942 годах по Дороге жизни и по воздуху были эвакуированы 1,7 миллиона человек. Значение обороны и освобождения Ленинграда Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества.
Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40.
Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей. В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах.
А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая. В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена.
Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В.
По словам главы Ярославской области Михаила Евраева, два региона создадут первую в стране единую электронную базу блокадников. Фото: пресс-служба губернатора Санкт-Петербурга С 1941 по 1943 годы из Ленинграда эвакуировали более 1,7 млн человек, в том числе около полумиллиона детей. Ярославская область одна из первых приняла маленьких ленинградцев. К августу 1941-го в Ярославль прибыли более 80 тыс.
Как детей учили выживать при бомбежках Ленинград, в котором, помимо войск, оставались более 2,5 миллиона жителей более 30 процентов из них составляло нетрудоспособное население , в том числе около 400 тысяч детей, регулярно подвергался массированным бомбардировкам. По словам кандидата исторических наук Людмилы Газиевой, последствия контузии сказывались у детей в более сильной форме, чем у взрослых: они теряли способность разговаривать, читать и писать, забывали свое имя. Если верить исследователю, эвакуационные планы разрабатывались на случай войны с Финляндией , тогда как столкновения с Германией никто даже предположить не мог. Голод Пытаясь перехитрить противника, здания блокированного города накрывали специальными маскировочными сетями зеленого цвета, вплетали в них ветки деревьев: по задумке, немецкие летчики должны были принять важные объекты инфраструктуры за растительность. Газоны перекапывали, золотые купола перекрашивали серой краской или делали специальные чехлы, как в случае со шпилем Адмиралтейства. Мосты и здания вокзалов маскировали деревянными конструкциями, что должно было создать иллюзию руин. Бережно прятали исторические памятники, в избытке имевшиеся в Ленинграде, — так от нацистских атак уберегли, например, монументы Петру I и Николаю I, а коней Клодта с Аничкого моста в целях спасения закопали в землю. Блокада привела к резкому ухудшению ситуации с продовольствием в городе и на фронте. К началу ноября 1941 года нормы выдачи основных продуктов питания людям неоднократно сокращались. Так, с 20 ноября были введены самые низкие нормы выдачи хлеба за всю блокаду — всего 250 граммов хлеба рабочим и 125 — служащим и иждивенцам Разразился страшный голод, что приводило к летальным исходам. Катастрофически не хватало также топлива и сырья для промышленности, снизилась выработка электроэнергии. При этом в Ленинграде функционировали школы, вузы и НИИ. В театрах игрались спектакли, после которых изможденные недоеданием зрители выносили артистам не цветы, а ломтики хлеба. Дорога жизни В январе 1942 года Государственный комитет обороны направил в Ленинград будущего советского премьера, а тогда зампредседателя правительства Косыгина — ему поручалось руководство и принятие решений по всем вопросам, касающимся обороны города, эвакуации населения и оборудования. В качестве уполномоченного ГКО он выполнял работы по снабжению, участвовал в деятельности местных советских и партийных органов. Их удалось вывезти в период по 15 апреля благодаря хорошо организованной работе ледовой трассы, что ставится исследователями в заслугу Косыгину. С большими трудностями проходила в холодных зимних условиях доставка ослабленных голодом людей поездами к Ладожскому озеру, а далее по Ледовой трассе через Ладогу в автобусах или открытых грузовых автомобилях на восточный берег озера, — писал он десятилетия спустя. Налаживанию этой коммуникации предшествовала колоссальная работа по строительству подъездных путей, оборудованию портов и причалов, углублению фарватеров и гаваней. Военно-автомобильную дорогу ВАД оснастили съездами, домиками для регулировщиков из снега и льда и большими утепленными палатками.
И потому ближе к осени 1941 года самым логичным направлением эвакуации стал именно Ярославль. Ушинского Михаил Кербиков. А это Пермь, Челябинск, Вологда. Но если смотреть на статистику, наш край действительно принял максимальное количество блокадников. В целом эвакуировано из Ленинграда было до 1 миллиона человек, из них те, которые прошли через Ярославский край — до 600 тысяч, и 300 тысяч остались у нас. Те самые 600 тысяч человек — это и санобработка, и питание, и документы. Так, на станции Данилов питание значится двухразовое. В течение 1 часа раздают 300 обедов — и только за полтора месяца в Данилове было принято и накормлено более 40 тысяч человек. С 20 июня по 11 июля 1942 года на эвакопункте станции Данилов было накормлено 46 865 человек! Историки сходятся во мнении, что точную цифру блокадников, прошедших через Ярославскую область, назвать очень сложно. Конечно, были разработаны планы — сколько людей вывозить и куда, но это военное время — обстрелы, бомбежки, пожары. Пропадали и люди, и документы — часто окончательно и безвозвратно. Затем фронт немного стабилизировался, и маленьких ленинградцев повезли обратно. Но через две недели вновь стали эвакуировать. Как формировались эшелоны? Из Прибалтики подъезжали люди в Ленинград, из Белоруссии. Нам приходит информация, что гражданин — блокадный ленинградец, а он приехал, например, из Белоруссии. Руководитель регионального управления по делам архивов подтвердил, что сейчас в свободном доступе на сайте архива Ярославской области находятся три комплекса документов. Это эвакуационные списки, списки санобработок, даже списки по уплотнению в квартирах. Так, в Ярославле в войну было уплотнение до 5 квадратных метров на человека. До 400 детских домов было открыто вплоть до 1947 года. Частично это проходило за счет местных колхозов. К сожалению, научным изучением темы сейчас не занимаются. Документов у нас много, они не секретные, живы пока и свидетели тех событий. Общество блокадников своими силами и на своем уровне старается, приходят в архив. Они создали грандиозный труд в 80-х годах — составили полный список умерших по документам ЗАГС. Это очень кропотливая и долгая работа — найти, перебрать, систематизировать список. Всего 5 тысяч человек удалось им найти. Не в каждом регионе такое есть. Ярославский областной архив оцифровал большинство документов, предоставленных блокадниками — фотографии, письма, иные личные документы. Теперь они есть и на сайте архива. О востребованности этих исторических свидетельств говорит даже то, что сами бумажные документы, страницы залистаны так, что проходили по нескольку вынужденных реставраций.
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал
Командование Ленинградским фронтом вело успешную противобатарейную войну с немецкой тяжёлой артиллерией — количество снарядов, упавших на город, сократилось в несколько раз. В Ленинграде, начиная с трагической зимы 1941—1942 годов, были организованы специальные стационары и столовые, где кормили людей. Руководству города удалось не только спасти население от варварских обстрелов и бомбёжек, но и предотвратить эпидемии, которые могли возникнуть в период блокады. Дорога жизни Единственной надеждой на спасение для сотен тысяч ленинградцев стала эвакуация и доставка продовольствия по Ладожскому озеру — летом по воде, зимой по льду. Эта трасса получила название «Дорога жизни».
Доставка людей и грузов в период блокады по этой трассе по праву может сравниться с величайшими операциями Великой Отечественной войны. Как только в конце ноября 1941 года Ладога покрылась льдом, руководство Ленинграда организовало через озеро переброску продовольствия в город на грузовых машинах. Обратно эвакуировалось голодающее население. По «Дороге жизни» до весны 1943 года было доставлено 1,6 млн тонн грузов, эвакуировано 1,3 млн ленинградцев.
Порой грузовики проваливались под лёд, но колонна продолжала движение, иногда под обстрелом. По дну Ладожского озера были уложены трубопровод и электрический кабель. В декабре 1941 года умерли 53 тыс. Говоров и Волховского командующий генерал армии К.
Мерецков фронтов. Общую координацию наступления осуществлял Г. Советские ударные группировки превосходили теперь врага на решающих направлениях в пять и более раз. Блокаду прорвали 18 января 1943 года на узком участке южнее Ладоги, шириной всего 8—11 км.
По этому коридору уже через несколько недель проложили железную дорогу, по которой доставляли в Ленинград продовольствие, вооружение, пополнение для защитников города. В честь этого события впервые за всю войну был дан салют не в Москве, а в самом Ленинграде.
В вагонах многие простывали.
Заболела и младшая сестра Валерии. Её определили в госпиталь в тяжёлом состоянии. Мать девочек устроилась работать на мясокомбинат, определив Валерию в детский сад, но вскоре заболела и умерла.
Младшую сестру отдали в детдом и удочерили. Девочки потерялись на долгие годы.
Эвакуация», которая сегодня содержит 833 899 имен. Однако, до недавнего времени судьбы еще сотен тысяч блокадников оставались неизвестны, а имена многих — потеряны. Проект «Книга Памяти блокадного Ленинграда», запущенный в преддверии 75-летия Победы «Фондом поддержки национальных проектов», поддержанный поручением Президента Пр-433 от 04. На сегодняшний день сверка показала, что из собранных за два года в регионах более 472 тысяч записей из архивных документов, 445 тысяч записей — это новая информация, которой ранее не было ни в одном открытом источнике. Поиск и уточнение новых данных в регионах, принимавших эвакуированных ленинградцев, продолжаются и в 2022 году.
Советские войска, остановив фашистов под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе.
В победах под Москвой, Сталинградом и Курском весомая доля — защитников Ленинграда. Подвиги жителей блокадного Ленинграда Рассказываем о некоторых подвигах жителей блокадного Ленинграда. Героизм альпинистов. У фашистов ориентирами для бомбежек служили высокие шпили исторических зданий и купола храмов Северной столицы. Все эти конструкции необходимо было замаскировать — обить деревянными досками или закрасить. На выполнение этой задачи была отправлена группа из 30 спортсменов-альпинистов, которые работали ночью на высоте более 122 м. При этом, когда они замаскировывали серой краской шпиль Петропавловского собора, были сильные морозы — около минус 40. Организация премьеры симфонии в блокадном Ленинграде для поддержки людей.
В первые месяцы после начала блокады композитор Дмитрий Шостакович создал свою Седьмую симфонию, которую назвал Ленинградской, или Блокадной. На партитуре творческий гений написал: "Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному Ленинграду... При этом свободных мест не было. А чудесную музыку транслировали также по городским громкоговорителям и радиоприемникам. Сохранение зерна ценой жизней. В зданиях института хранились овес, рис, пшено, ячмень, арахис, миндаль. При этом за годы блокады, за годы голода не тронули ни одного пакетика с зерном. Некоторые из них умерли от голода прямо на рабочих местах.
А сохраненное зерно помогло СССР быстрее вернуться к нормальной жизни после войны. Открытие Дороги жизни. Уже через несколько дней после начала блокады, 12 сентября 1941 года, открылась Дорога жизни — транспортная магистраль через Ладожское озеро. По ней эвакуировали жителей осажденного города и доставляли продукты питания. Шоферы рисковали жизнями, так как машины могли провалиться под лед или попасть под снаряд. Из-за бомбежек игру приходилось неоднократно прерывать, а таймы сократить до 30 минут. Тем не менее матч доиграли до финального свистка. Курсирование блокадного трамвая.
В начале первой блокадной зимы подача электричества в Ленинграде была прекращена. Однако в марте 1942 года ценой неимоверных усилий трамвайное движение удалось восстановить. Трамвай курсировал по городу всю блокаду: перевозил пострадавших, продукты и другое. Открытие театра. Через год после начала блокады, 18 октября 1942 года, в Ленинграде открылся Театр имени В. Первым спектаклем стала постановка по пьесе Константина Симонова "Русские люди" о мужестве советских разведчиков. Игравшие на сцене артисты сами были истощены и обессилены, но изо всех сил старались поднять дух людей. Подвиги вчерашних школьниц.
Их батальон называли "девичья команда". Отважные девушки протянули километры проводов связи и обезвредили тысячи снарядов. Бесстрашная ленинградка Татьяна Яковлева была замужем за рабочим Металлического завода. Когда он ушел на фронт, она решила стать машинистом парового молота вместо него. Татьяна освоила эту специальность. Когда один из молотобойцев умер от голода, стала работать за него. После смены 50-летняя женщина заменила нагревальщика, который больше не мог работать. После трех смен ленинградка забылась коротким сном, а потом вновь взялась за молот.
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории?
Статья неточно озаглавлена «О взимании платы за эвакуацию детей из блокадного Ленинграда». Подписано Соглашение о создании межрегионального электронного проекта «Эвакуация из Ленинграда и возвращение домой: “Сплоченные войной”». До блокады Ленинграда через городской эвакопункт было эвакуировано транспортными средствами в глубь страны 147 500 человек. На станции отцепили от поезда, идущего с эвакуированными из Ленинграда, ледник, набитый покойниками. Главное меню» Методические материалы» Факты о блокаде Ленинграда: эвакуация населения. Именно поэтому в день снятия блокады Ленинграда мы открываем новый раздел в виртуальном музее “Москва — с заботой об истории”.
В Москве показали фильм об эвакуации из блокадного Ленинграда
За кольцом блокады: как ленинградцев эвакуировали на Урал | 27 января, в День 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, на международной выставке "Россия" состоялась официальная передача Архивному комитету Санкт-Петербурга впервые оцифрованных материалов об эвакуированных в регионы жителях. |
Судьбы 445 тысяч эвакуированных блокадников возвращены из забвения | Длинная история сложного переселения: в Перми открылась выставка, посвященная эвакуации из блокадного Ленинграда. |
«Выживу ли я в этом аду?»: как начиналась блокада Ленинграда
Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Особую благодарность Совет ветеранов выражает ученикам миасской гимназии № 26 и школы № 30 за замечательные подарки, которые они сделали своими руками для жителей блокадного Ленинграда. 15 апреля 1942 года в блокадном Ленинграде после четырёхмесячного перерыва пошёл пассажирский трамвай.
Как в Горячем Ключе спасали детей-блокадников
По городу были развешены плакаты с призывами подготовиться ко второй военной зиме самостоятельно, а именно установить печь сложив ее из кирпичей, добытых от разрушенных домов , почистить дымоход, заделать щели, вставить окна и стекла. Трубы рекомендовали обернуть бумагой или паклей, чтобы они не лопнули от мороза. Причем подобные призывы преподносились как гражданский долг и обязанность. В кровельщиках женщины и дети Восстанавливали как могли. Восстановительные работы в Ленинграде велись постоянно, так называемый заплаточный ремонт проводился регулярно, после каждого обстрела старались оперативно заделать кровлю, чтобы не было протечек — они бы дальше разрушали и без того уменьшающийся жилой фонд. О том, чтобы привлекать к таким работам квалифицированных рабочих или хотя бы взрослых мужчин даже думать не приходилось — город был полон лишь стариков, женщин и детей. Эта работа легла на плечи мальчишек-подростков и женщин. Создавались настоящие бригады кровельщиков из мальчишек 14-15 лет. Несмотря на то, что восстановительные работы в Ленинграде велись в условиях постоянных обстрелов, и нередко случалось так, что только что отремонтированное здание снова оказалось разрушенным после бомбежки, ленинградцы не опускали руки. К зиме 1943-44 года большинство домов уже имели свои водопроводы, наладилась система электроснабжения. В тесноте и немного в обиде Люди из разрушенных домов переезжали в те, что уцелели.
В первые месяцы после окончания войны попасть в город можно было только по пропускам. Чтобы заехать в город, нужно было суметь доказать, что тебя там ждут родственники или на работе. Делалось это из-за катастрофической нехватки жилья. Многие эвакуированные долгое время не имели возможности вернуться, поскольку большие потери жилфонда, война и линия фронта, находившаяся рядом, последствия блокады — все это делало город весьма сложным для жизни, даже учитывая военные условия, в которых находилась вся страна. Понимая, что жилье тех, кто был эвакуирован в дальние районы, уже занято, власть и принимает столь неоднозначное решение по ограничению въезда в родной город. Жилье же сохранялось за военными, согласно постановлению правительства, а также за деятелями науки и искусства, которые находились в оккупации. Они могли вернуться без ограничений. Вернуться из бомбоубежища можно было найти не дом, а руины. Кроме того, ограничение въезда в город давало время для того чтобы где-то восстановить жилой фонд, где-то решить вопрос размещения возвращающихся в ручном режиме. Последнее подразумевало использование резервов имеющейся жилой площади.
Были даже пересмотрены нормы жилищно-санитарных требований. Так, если раньше на одного человека должно было приходиться 9 квадратных метров жилья, то в 1944 году этот норматив был снижен до 6 квадратов. Излишки же, должны были изыматься. Как изъять «лишние» квадратные метры? Безусловно, подселив в квартиру новых жильцов. Возражать принято не было. Так, если например, в стандартной двушке в 42-45 квадратов проживала семья из 4 человек, то к ним вполне могли подселить еще одну семью. Хотя уже даже в это время Ленинград считался городом коммуналок и в нем и без того наблюдался дефицит жилья. Коммуналки были едва ли не символом Ленинграда, города, который в одночасье стал местом притяжения огромного количества людей. Элегантность творческого Петербурга уживалась с веяниями социалистической революции.
До сих пор существует масса коммуналок, созданных в элегантных домах и огромных квартирах дворянства, у которых коммунисты отняли жилье и приспособили его для нужд рабочего класса. Такое сочетание несочетаемого, когда в здании классической архитектуры с огромными потолками и изящными окнами ютились десятки чужих друг другу людей, стало привычным. В людях жила надежда и это было главнее всего. Потому ситуация, возникшая в городе после снятия блокады, с жильем, когда семьи жили в коммуналках, никого особо не удивила, скорее это было в духе времени и особенно города.
Дорога жизни. Спастись от голодной смерти жителям блокадного Ленинграда в первую зиму удалось благодаря "Дороге жизни". В зимний период 1941-1942 гг. Через "Дорогу жизни" было эвакуировано 550 тыс ленинградцев. В январе 1943 года советские солдаты впервые прорвали блокаду оккупантов, и на освобожденном участке была построена железная дорога, которую назвали "Дорогой Победы". На одном участке "Дорога Победы" вплотную подходила к вражеским территориям, и поезда не всегда доходили до назначения. Этот отрезок военные называли "Проулком смерти". Первая зима блокадного Ленинграда была самой суровой, которую видели жители. С декабря по май включительно в Ленинграде держалась средняя температура воздуха 18 градусов ниже нуля, минимальная отметка фиксировалась на 31 градусе. Снег в городе порой достигал 52 см. В таких суровых условиях жители города согревались любыми способами. Дома отапливались печами-буржуйками, в качестве топлива использовалось все, что горело: книги, картины, мебель. Центральное отопление в городе не работало, были отключены канализация и водопровод, прекратилась работа на заводах и фабриках. Кошки-герои В современном Санкт-Петербурге поставлен небольшой памятник кошке, мало кто знает, но этот памятник посвящен героям, которые дважды спасли жителей Ленинграда от голодной смерти. Первое спасение пришлось на первый год блокады. Голодные жители съели всех домашних животных, в том числе и кошек, что спасло их от голодной смерти.
Город был переполнен эвакуированными вместе с заводами рабочими, в одной комнате ютилось по 15 человек. Но для блокадников место все равно находили. Семью Долгопрудовых подселили в избу-пятистенку в пригородном поселке Березовка. У своих детей могла кусок забрать, чтобы нам отдать. Правда, первое время никак не могла нас с братом отличить — выглядели мы примерно одинаково, как два скелета с кругами вокруг глаз. Эвакуированные прибывали в Сибирь в легкой одежде — вывозили их, как правило, еще осенью, а багажа с собой разрешали брать минимум. К крепким морозам они были не готовы и страшно мерзли в ботинках и чулках. И красноярцы собирали им теплую одежду с миру по нитке. Одни отдавали валенки, вторые — тулуп, третьи — шаль. Укутанные во все эти дары ленинградцы выглядели как французы во время бегства из сгоревшей Москвы. Но не закутываться во все подряд они не могли — ослабленный организм не держал тепло, руки и ноги на морозном воздухе коченели сразу. Старую одежду хозяйки забирали домой — пропаривали в банях, чтобы извести вшей, отстирывали, и лишь после этого возвращали хозяевам. Материалы по теме Улица нашего деда Какие улицы Красноярска названы в честь героев войны? В селах и деревнях им помогали устроиться на новом месте, найти работу, обзавестись хозяйством. Ведь у приехавших не было с собой буквально ничего — ни денег, ни посуды, ни спальных принадлежностей. Без помощи деревенских жителей они не пережили бы сибирскую зиму. Делились с блокадниками не только вещами и продуктами, но и опытом жизни в деревне. Хотя иногда общий язык найти было сложно: принципиально разный культурный багаж приводил к недопониманию и курьезным случаям. Посмеивались над нами, но помогали освоиться. Маму все эти ухваты, задвижки и чугунки просто сводили с ума, без помощи она никак бы не справилась. Деревенских многое удивляло в нашем быте. Помню, когда мы всей семьей усаживались за стол, за окном собирались целая толпа из местной детворы.
Еще мы выкапывали и варили корни саранок — сибирских лилий. Рвали крапиву, лебеду. А самым лучшим лакомством была порезанная ломтиками и запеченная в духовке свекла. Мы дождаться не могли, пока мама разрешит взять каждому по ломтику. Пристраивали счетоводами, почтальонами. А детей летом отправляли собирать ягоды, грибы, черемшу, березовые почки, заготавливать веники для бани, пасти коров. Платить старались не трудоднями, а продуктами — мукой, картошкой, молоком. Для наголодавшихся в Ленинграде людей это была самая ценная валюта. Материалы по теме Красноярцы в боях за Родину Люди Красноярского края на фронтах Великой Отечественной войны — Помню, как мне впервые налили полый ковш сливок. Я выпила до дна — и захмелела. Меня сразу начало клонить в сон, и я уснула прямо на той же лавке, где сидела, — вспоминает Элеонора Фриман. Мы с сестрой еще долгие годы не умели себя ограничивать в еде. Все на столе съедали до последней крошки, да еще и хлебом дочиста все миски вытирали. С трудом удерживались, чтобы не облизать. Часто было очень стыдно за такое поведение, особенно, когда нас приглашали в гости. В деревнях в войну все жили впроголодь, семьям и самим было нечего есть. Но если удавалось что-то добыть, достать, то деревенские хозяйки старались обязательно угостить нас, «страдальцев», как они нас тогда называли. Ставили на стол все припасы. Честное слово, я очень хотела удержаться, есть не спеша, но не могла! Несколько раз случалось, что хозяйки не могли удержаться от слез, когда смотрели, как мы набрасываемся на еду. Встав на ноги и окрепнув, эвакуированные из блокадного Ленинграда юноши отправлялись на фронт. На улицы вывалили все, и дети, и взрослые.
Эвакуация в Пермь из блокадного Ленинграда. Как это было?
Восемьдесят лет назад, 27 января 1944 года, была окончательно снята блокада Ленинграда. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. После начала войны года Совет по эвакуации при Совнаркоме СССР начал подготовку к эвакуации в Ленинграде.
Первые - дети
- Оборона Ленинграда
- Петербург и Ярославль запускают совместный проект об эвакуации в годы блокады
- В порядке очереди
- Архивы Санкт-Петербурга: Документы по эвакуации детей | Пикабу
- Начало блокады