Свое 75-летие Элий Белютин, живописец, теоретик искусства, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречал в Америке.
Публикации
- Калининграду подарили больше 100 картин кисти известного советского авангардиста Элия Белютина
- Тайна коллекции Элия Белютина. Часть 2.
- 1. Элий Белютин и Нина Молева - урок любви к России
- Игорь Конашенков сообщил последние данные о ходе специальной военной операции
- Элий Белютин
- Лариса Кашук о советских коллекционерах: Коллекция Элия Белютина и Нины Молевой
Обида. Рисунок
Элий Михайлович Белютин умер 27 февраля 2012 г. Ему было 86 лет. Белютин, Элий Михайлович — статья из Интернет-энциклопедии для Белютин Элий Михайлович (1925-2012). г. Москва. Биография. Российский художник и теоретик искусства. В 1941 ушел добровольцем на фронт, был контужен и демобилизован. Белютин Элий Михайлович (р. 1925), российский художник и теоретик искусства. БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ (р. 1925), русский художник и теоретик искусства. Родился в Москве 10 июня 1925 в семье писателя, примыкавшего к объединению «Перевал».
Актуальное
И тогда рождается искусство. И вдруг все меняется. Нет художника, нет холста — только крик, только мольба, только вера, только любовь. Травинка под упавшим временем, где кто — то ходит, где — то свет. А может быть, это сновидение и жизнь самое нелепое из них. И еще людей, идущих по упавшим, оступившимся, замечтавшимся. И над этим равнодушное небо без облаков. Звуки, Чистый воздух.
Героя французского сопротивления Жана Кассу интриговали опыты советского педагога с творческой интеллигенцией и массовый рисовальный психоз. Возникла переписка двух эспериментаторов. Какой может быть арест, если вас сопровождает советник Кремля Виктор Луи? Не опасаясь ареста за нарушение границы, в Абрамцево приезжали поляки и французы, итальянцы и американцы. Приглашенные с женами восторгались старинными картинами, висевшими на бревенчатых стенах салона. Гости, развалившись в плетеных креслах, оживленно обсуждали опалу Хрущева, надгробные монументы Неизвестного, коллективное руководство страны, нашествие поп-арта в Европу.
Работа с профессором Римского университета Франко Миеле была особенно приятной и продуктивной. Профессор взялся составить историю неофициального искусства в современной России. Работали практически вчетвером. В 1973 этот уродливый труд вышел в Италии и доставил большую радость опальному гуру. Волна еврейской эмиграции, охватившая страну и увлекшая за собой его друзей — Феликса Збарского, Марка Клионского, Юрия Красного, Владимира Галацкого — не смутила прозорливого артиста. Жизнь в Совдепии казалась невыносимо скучной и серой, но здесь стояли свои стены, украшенные старинными картинами и надеждой на лучшее будущее, а на Западе — сплошная неизвестность без пенсии и родных стен.
Вылазки на природу обставлялись как языческое богомолье, с выпивкой и закуской, под музыку Баха. Расчетливая экспрессия на полпути к лирической абстракции. Он их не продавал, а дарил. Белютин отлично знал, что нелегалы Зверев, Рабин, Яковлев живут своим искусством, но опуститься до них он не мог, не хватало ни смелости, ни желания. Раздвоение личности? Нет, органический оптимизм!
Белютин родися барином и богачом. Хитроумный дед оставил ему клад — картины известных европейских мастеров, стоившие большие миллионы в твердой валюте. Белютинцы рассыпались, притихли на своих штатных местах, поджидая момента для решительной атаки. В последний раз я видел его на похоронах его любимой ученицы Гаяны Каждан холодной осенью 73-го года. На пригорке возвышался Белютин, плотно одетый в заграничное пальто с пояском, черная шляпа и неизменный красный шарф через плечо, а вокруг могилы стояли сплошные кандидаты в эмиграцию. Доходили слухи об эмигрантских успехах Владимира Галацкого.
В Швеции его сравнивали только с Рембрандтом. Супруги Белютины не играли в диссидентские игры, а вкалывали, сочиняя книжки одну за другой. Книжек вышло очень много, около 400 — статьи и романы, трактаты и переводы, монографии и биографии, искусство России и Запада. В раннюю перестройку, когда над нищей страной блеснул социализм с человеческим лицом, видную роль играл Борис Жутовский, рисовальщик и полиграфист с большими связями в старом и новом официозе, от генералов государственной безопасности до директоров центрального телевидения. Он без промедления занялся выставками белютинцев, распределяя фотоматериал и тексты по своему усмотрению. Откуда-то вылезла темная подвальная шелупонь — Кантор, Брускин, Капустянский — и завернула валюту в свой бездонный карман.
Он, Белютин, лидер мирового искусства, живет на нищенскую пенсию учителя, а эти молодцы гребут деньги лопатой. Скажите — где же справедливость? К этому славному времени народных митингов и решительных общественных перемен имя Белютина как дилетанта и провокатора обросло легендами о непримиримом борце с косностью и мракобесием в культуре России. Мелочиться он не стал. Знай наших! Не американец, а русский — первый, как в космосе, так и в мировом искусстве!
И самое удивительное — так и было на самом деле, но работы Поллока дорого оплатила Америка, а Белютина Россия обозвала провокатором и мерзавцем. Умеренный успех, первые закупки. Молева творила литературные чудеса. В 1991 году супругов выпустили с выставкой в Америку. Об успехе говорить не приходится. Получилась не выставка 88 картин, а русская самоделка.
Белютина уличили в подделке своих собственных работ. Он решил, что можно не только людей, но и время повернуть назад, как поворачивают автомобиль. Картины, нарисованные в 90-м, он подписывал 50-м годом. Получался обыкновенный фальшак вместо музыки. Личное явление Белютина народу спотыкалось о чудовищные преграды : иная жизнь и новые люди. Его крики о спасении священной русской культуры не принимали всерьез.
Где сладкие советские времена? Где мусора и стукачи, фарцовщики и бомбилы? Где незабываемый Никита Сергеевич Хрущев? Где русская интеллигенция? С кем взяться за руки, чтоб не потеряться? Не с кем!
И — зловещий факт налицо! Надвигалась глубокая старость, а с ней и невзгоды. К середине 90-х годов у русских людей появились деньги. Ясно обозначились бедняки и богачи. Прямолинейно мыслящие разбойники порешили, что пора образумить сумасбродного старика и освободить его от родительского наследства. Они атаковали квартиру Белютиных сверху, сбросив на спящих хозяев потолочную люстру.
Конечно, взломщиков не нашли, но мэр Москвы предложил сдать антикварное наследство в верные городские руки, что походило на вымогательство. Картины и скульптуры классиков, китайские вазы и комоды идут в музей, а Белютиным чинят потолок за казенный счет, без перевода их в старческую богадельню. Драться с такой силой они не смели. Несмотря на многолюдство, друзей у Белютина не было, а с подчиненным доверительно не поговоришь.
Было это в 1990 году. И вот, в очередной раз Нина Молева, которой сейчас 91 год, передала шедевры Элия Белютина и учеников легендарной студии «Новая реальность». Свыше 100 живописных полотен начиная 1950-ми и заканчивая 1990-ми годами , альбомы с графическими рисунками военных лет, начиная от 1940-х годов, теперь принадлежат Калининградской художественной галерее. В Москве создается музей авангарда на основе коллекции Элия Белютина. У нашего музея возникает особая специализация, выстраивается круг партнеров. Программа нашего собирательства и изучения произведений Белютина выходит на общероссийский и международный уровень. Сейчас оговариваются проекты, когда лучшие произведения из различных музеев могли бы составить одну экспозицию. Мы могли бы объединиться и сделать одну выставку работ Белютина и «Новой реальности». Конечно, одно из центральных мест в этой экспозиции займет именно собрание Калининградской художественной галереи.
Если художники-новаторы старшего поколения, то есть 20-х годов, не вызывали особенного раздражения руководителей идеологии - им предстояло естественное возрастное вымирание, - то растущая популярность Белютина говорила о бунтарских настроениях самого молодого поколения. Внучка Леонида Андреева, Ольга Карлайл, побывавшая в Москве, оставит литературный портрет Белютина начала 60-х годов: большой, веселый, шумный и расположенный к людям - он не мог не привлекать к себе и чисто по-человечески многочисленных учеников и последователей. Болезненными были преследования со стороны Союза художников: получение художественных материалов и мастерских велось по тщательно проверяемым спискам, из которых Белютин и "белютинцы" были исключены. Они также лишились права участвовать в любых официальных выставках. Но эта выставка не означала отмены запрета, фактически продолжающего существовать до наших дней. Белютинцев не включают в выставки Министерства культуры, не приглашают ни на какие форумы, не предоставляют мастерские. Единственное место работы самого Белютина в Москве - все тот же расположенный ниже уровня земли подвал, сырой и лишенный окон. Свои огромные полотна он продолжает писать, видя картину маленькими частями и снимая с подрамника, чтобы вынести из так называемой мастерской. До конца 1990 года Белютин оставался "невыездным", хотя за рубежом все годы шли, сменяя одна другую, его персональные выставки, - Польша, родина семьи Италия были наглухо закрыты. Впервые ему позволили выехать в США вместе с частью манежной выставки в 1991 году. Прием мастера за океаном оказался бурным и восторженным. Президент Ассоциации американских художников Вудсток Лиам Нельсон напишет: "Интересно, что Белютин, продолжая традиции 50-х годов, имеет так много общего с современным западным искусством в отличие от молодых русских художников, полностью находящихся под воздействием давно устаревшего концептуализма 70-х годов. Иначе говоря, они куда более старомодны, чем старшее по возрасту поколение белютинцев, находящихся на переднем крае поисков мирового искусства". Несмотря на то что сам Белютин расценивает себя как естественного продолжателя традиций русских конструктивистов, его работы больше напоминают современный экспрессионизм, чем реализм 20-х годов. Так было в полотнах художника 40-х годов, представляющих не имеющий аналогий в мировом искусстве эмоциональный экспрессионизм "Уборка картофеля", "Слепцы", "Флейтист". Как напишет Джим Рид, "искусство, которому учит Белютин, восстанавливает способность человека одолевать жизненную неустроенность. Оно ведет к гармонии. Это то, что противостоит нашему сегодняшнему дню. Искусство способно компенсировать даже неудачи личной жизни человека.
Курсы валюты:
- Творчество
- Элий Белютин. Формула Времени.
- '+relatedpoststitle+'
- Элий Белютин
- Поделиться
БЕЛЮТИН, ЭЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ
10 июня исполняется 95 лет со дня рождения российского художника, педагога, теоретика искусства, участника Великой Отечественной войны Элего (Элия) Михайловича Белютина. Э́лий (Ели́гий) Миха́йлович Белю́тин — советский и российский художник, педагог и теоретик искусства. Свое 75-летие Элий Белютин, живописец, теоретик искусства, автор 17 монографических книг по теории изобразительного искусства, создатель теории всеобщей контактности и студии "Новая реальность", встречал в Америке.
Авторизация
- Калининграду подарили больше 100 картин кисти известного советского авангардиста Элия Белютина
- Лариса Кашук о советских коллекционерах: Коллекция Элия Белютина и Нины Молевой
- ВОЗМУТИТЕЛЬ СПОКОЙСТВИЯ — Журнальный зал
- Живопись, скульптура, графика
Белютин, Элий Михайлович (>ylZmnu, |lnw Bn]gwlkfnc)
Элий Михайлович Белютин (Билютин) — художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности». Белютин Элий Михайлович (р. 1925), российский художник и теоретик искусства. Белютин Элий (Елигий) Михайлович (род. 10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, там же[1]) — российский художник и теоретик искусства.
Выставка «Элий. Искусство. Любовь»
[Один из лидеров неофициального искусства] Белютин Элий Михайлович (1925–2012) «Копия с Рафаэля». Элий Михайлович Белютин на языке живописи рассказывает о тяжелых переживаниях, опустошенности, попытках пережить войну и сохранить существование. Белютин Элий Михайлович. 1925, Москва – 2012, Москва. Живописец, график, педагог. Искусствовед Нина Молева ранее передала 153 картины своего мужа Элия Белютина Самарскому областному художественному музею, сообщила РИА Новости заместитель директора по научной работе музея Татьяна Петрова. Скончался Э.М. Белютин 27 февраля 2012 года, похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (4 уч.
Многолетняя завеса тайны над коллекцией Белютина
Однако реальный вклад Э. Белютина в русское искусство велик и своеобразен. Его не властна преувеличить, либо затенить сиюминутная политическая аранжировка имени. Хронологически наиболее плодотворная работа мастера пришлась, в основном, на середину и 2-ю половину ХХ столетия. Однако по внутреннему смыслу своего творчества и стиля Элий Белютин является, быть может, наиболее поздним представителем продолжателем того великого Русского Авангарда начала ХХ века, которым был сменён и отрицаем Серебряный Век русской культуры, но который, однако же, именно этим Серебряным Веком был в полной мере выстрадан и порождён.
Русский же Авангард — и Э. Белютин в этом не исключение — весь проникнут всепобеждающим пафосом не только преодоления прожитого прошлого, но строительства Будущего: пафосом Русской Революции как всемирно-исторического проекта. Художественная смелость Э. Белютина беспредельна.
Его балансирование на грани не только беспредметности, но и без-образия отсутствия образа выражает экзистенциальное стремление заглянуть ещё при жизни, отсюда, за границу всего мыслимого и допустимого пушкинское «упоение… бездны мрачной на краю». Глубина анализа формы, достигнутая в лучших произведениях Э. Белютина, имеет мало примеров в истории искусства. И важно помнить, что основой, делавшей труд Э.
Белютина возможным, было классическое европейское искусство, наследственным обладателем одной из лучших в России частных коллекций которого он являлся, среди потрясающих произведений которого - Рубенс, Тициан, Ван Дейк et cetera, et cetera — день за днём, год за годом, проходила бытовая повседневность этого художника. Творчество Э. Белютина представлено на выставке в его развитии. Мы имеем возможность предметно проследить, как именно менялся стиль мастера - от годов ученичества к прозрениям последней зрелости мыслителя и человека.
Сегодня, благодаря Н. Молевой, собрание произведений Э. Белютина, которым располагает Псковский музей, уже стало одним из наиболее полных и представительных в России и мире. Белютин был участником и организатором знаменитой выставки в Манеже, вошедшей в историю как место знакомства Никиты Хрущева с авангардной живописью.
Тогда генсек назвал новую знакомую «мазней», а авторов ее — «педерастами». Поскольку и сейчас про абстрактную живопись особо не объясняют в школьной программе, у общественности по-прежнему бывают к ней вопросы. Поэтому для фоторепортажа о выставке корреспондент НГС. РЕЛАКС решила пригласить задавать вопросы эксперту человека из сферы, максимально далекой от современного искусства.
Из спорта, например. А сама просто записала получившийся разговор Константина Некрасова, чемпиона мира по фитнесу, с Сергеем Самойленко, координатором Сибирского центра современного искусства.
Белютин утверждал, что искусство может стать истинным стимулом развития общества. В студии Белютина в разные годы занималось от нескольких сотен до тысячи человек. Каждому из них Элий Белютин сумел помочь раскрыть свое творческое начало, многие из них позднее создали собственные художественные школы. С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма.
Сегодня любой серьезный российский коллекционер, пополняющий свое собрание, поинтересуется и именем, и репутацией эксперта, и провенансом вещи: громкие скандалы с подделками произведений искусства научили осторожности. Тем не менее о том, будет ли в отношении коллекции Белютина организовано полноценное комплексное искусствоведческое и технологическое исследование, ничего не слышно. Пушкина, где представлены эталонные произведения как раз тех авторов, которые, по словам владелицы, присутствуют в коллекции Белютина.
Вопрос остается открытым. Основатель и руководитель творческой студии «Новая реальность», среди выпускников которой можно назвать Нату Конышеву и Бориса Жутовского. В 1947 году окончил Московский художественный институт им. С 1950 года преподавал в Московском товариществе художников, в Студии инвалидов Отечественной войны, в Институте повышения квалификации художников-графиков, в Текстильном институте, в Полиграфическом институте. С 1954 года руководил «Экспериментальной студией живописи и графики» при горкоме художников книги и графики. В 1962 году вместе со своими студийцами был участником выставки в Манеже, посвященной 30-летию Московского отделения Союза художников СССР, и стал одним из тех, кого обругал Никита Хрущев. В 1960-е произведения Белютина экспонировались во Франции. В 1969 году Итальянской академией современного искусства художнику была присуждена золотая медаль «За выдающиеся творческие достижения и деятельность, имеющие международное значение». В 1970 году художник был избран членом Итальянской академии современного искусства, ему была присуждена Премия Дженнаццано и золотая медаль международной Биеннале фигуративного искусства Италия.
В 2001 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Источник Автор: Инна Пуликова.
Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. С 1950 года начинает преподавательскую деятельность. Сначала в Московском товариществе художников, потом, с 1954 года, Белютин руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. Студия арендовала один из залов в Доме учителя на Большой Коммунистической улице для своих занятий.
Именно в этом помещении и начинает складываться студия «Новая реальность», здесь же проходят и их первые выставки, в том числе знаменитая «Таганская» выставка в ноябре 1962 года. На открытии этой выставки присутствовали иностранные журналисты и американское ТВ.
Моя галерея. Элий Белютин
Белютин Элий Михайлович (р. 1925), российский художник и теоретик искусства. Этот скандал сделал Э.М. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. С конца 1960-х годов Белютин начал работать в стиле абстрактного экспрессионизма. Элий (Елигий) Михайлович Белютин (10 июня 1925, Москва — 27 февраля 2012, там же[2]) — российский художник, педагог и теоретик искусства. Белютин, Элий Михайлович — статья из Интернет-энциклопедии для Утром 27 февраля ушел из жизни Элий Михайлович Белютин (Билютин) — художник, историк и теоретик искусства, педагог, основатель и руководитель художественной студии «Новая реальность», автор «теории всеобщей контактности».