Новости проблемы семьи в современной россии

Препятствует решению демографической проблемы трансформация семейных ценностей и взглядов на семейные отношения, особенно ярко проявляющаяся в молодежной среде. 16-й Санкт-Петербургский Апрельский семинар «Психология и психотерапия современной семьи»: беседы с нашими коллегами из Институт.

Стимулирование рождаемости

Когда обсуждаются гендерные отношения в стране, то очень часто звучит тезис о женской власти: способности женщины манипулировать мужчинами и добиваться своих целей как бы нечестным нелегитимным путем. Такая женская власть власть соблазнения, интриги — это власть слабых. Одновременно, это власть, которая не признается как реальная борьба за свои права. Это использование своего положения для того, чтобы управлять мужчиной. Эта власть находит себе применение только потому, что патриархат работает. И постольку, поскольку женщина не допущена на равных с мужчиной соревноваться за какие-то значимые блага, она начинает пользоваться этими подковерными тактиками для того, чтобы добиться своих целей. Что имеем для вывода?

Несмотря на то, что в России доминируют мужчины, одновременно существует и власть слабых.

Распад семьи — это не только проблема социализации детей, психологической травмы, но и рост числа одиноких людей, сокращения уровня рождаемости. Довольно часто конфликты между супружескими парами являются источником демографического кризиса в обществе. Поэтому специалисты вырабатывают рекомендации по регулированию супружеских противоречий. Одним из способов является психологическое консультирование, сущность которого заключается в выработке рекомендаций по изменению негативных психологических установок, затрудняющих жизнь супругов и вызывающих конфликты. Психологическое консультирование происходит в две стадии: диагностика конфликта и восстановление отношений. Однако психологическое консультирование сталкивается с рядом проблем: нехватка времени, различная степень конфликтности у супругов, наличие неосознаваемых компонентов деструктивного поведения. В этих условиях каждое следующее поколение только полнее реализует объективную тенденцию к разобщению на всех уровнях общественной системы, что обещает в ближайшей перспективе сменить само её качество. Литература: 1.

Елютина М. Зарипова Э. Мустаева Ф.

В этой связи и семейная политика российского государства, не ориентированная на региональную специфику развития семейно-брачных отношений, имеет различный эффект. Вероятно, следует усилить региональную составляющую разработки и реализации семейной политики с опорой на реалии, складывающиеся в семейной сфере каждого субъекта РФ.

И без научных исследований и социологической экспертизы, в частности, здесь не обойтись. Семья как социальный институт Чем живет молодежь? Какие жизненные цели и планы выступают для нее приоритетными в условиях современных реалий? Какое место в этих жизненных планах отводится семье, детям? Профессор Верещагина уверена, молодежь не ориентирована на решение острых социально-демографических проблем государства и исходит из собственных жизненных обстоятельств. В принятии семейных решений — вступить в брак, родить ребенка, сохранить или разорвать брачные узы — никто не ориентируется на всеобщее благо, на экономику или демографию страны, а только на собственные планы, приоритеты и потребности.

Тогда возможен положительный эффект. К примеру, для многих молодых семей решение жилищного вопроса автоматически может стать решением и репродуктивного, что немаловажно для решения демографического вопроса в стране. Но молодежь не готова к реализации своих репродуктивных установок в условиях отсутствия собственного жилья, уверенности в завтрашнем дне, в стабильном доходе. Молодым людям нужны гарантии, уверенность в том, что с появлением в семье ребенка они, молодые родители, смогут поднять этого ребенка самостоятельно. Такие гарантии формируются у многих только к 30-ти годам, а потому и возраст рождения первого ребенка в России, как и во многих странах современного мира, активно приближается к этой отметке — 30-ти годам», — объяснила Анна Верещагина. Семья как социальный институт все меньше и меньше обслуживает интересы государства и общества.

Если раньше человек без семьи в принципе не мог прожить, а остальное в его жизни было производным от семейного статуса, семейного состояния, то сегодня семья — одна из платформ, которую человек выбирает для себя или не выбирает на том или ином этапе жизненного пути. Происходит деинституционализация семьи. И здесь не столько важно понимание, хорошо это или плохо, сколько социальные последствия этого процесса. Одни специалисты в плане оценок этих изменений говорят о кризисе института семьи, прогнозируя ему смерть в недалеком будущем, а другие говорят об эволюции, совершенно естественной на фоне общей социокультурной динамики. И это в первую очередь ресурс нормативно-правового регулирования семейно-брачных отношений. К примеру, вопрос алиментов - очень болезненный вопрос в России!

Одна семья — один ребенок 76 Поскольку институт семьи — социокультурный продукт, исторически вписанный в траекторию развития каждого народа, государства, его развитие подвергается влиянию не только внешних факторов, связанных с тенденциями мирового развития, но и внутренних, а потому одни и те же меры, программы, нормативно-правовые и иные решения могут иметь различный эффект в разное время и в разных странах. Ярким примером стал Китай: политика ограничения рождаемости, так тяжело приживавшаяся в КНР, сегодня стала проблемой для китайского государства, поскольку изменения на уровне ценностей, пришедшие вслед за тотальным давлением на репродуктивное поведение китайских семей, сложно повернуть вспять. Совершая тот или иной поворот в демографической политике, каждое государство должно понимать, что на каком-то этапе наступит «точка невозврата».

Конечно, случается так, что желания супруги становятся для мужчины сильнейшей мотивацией. Но большого успеха достигают лишь единицы. Чтобы получить результат, нужен трамплин в виде хорошего образования и невероятного желания стать успешным.

Поэтому молодым нужно обговорить, что каждый из них ожидает от брака, каким видит будущее семьи через несколько лет и что готов сделать для того, чтобы оно было радостным и счастливым. Разумеется, такие меры не могут гарантировать полное отсутствие конфликтов. Столкновения интересов, мнений, различных позиций неизбежны в любой семье. Но одним супругам хватает мудрости для их разрешения путём совместного поиска компромиссов, а у других для этого нет ни терпения, ни желания. Нерешённые внутрисемейные проблемы разъедают брак. Взаимные невысказанные обиды заставляют сохранять дистанцию, держат членов семьи в эмоциональном напряжении.

Психологи советуют не замалчивать обиды. Высказывать претензии следует в форме доверительной беседы. Разговор на повышенных тонах не поможет найти выход из ситуации. Следует проявлять корректность, терпимость: обидные слова могут нанести тяжёлые раны, которые станут трещиной в семейных отношениях. Отличной профилактикой конфликтов являются уважение, сдерживание гнева, злости, плохого настроения. Остановимся подробнее на нескольких методах, с помощью которых можно разрешить конфликтные ситуации в семье.

Метод смены векторов. Он заключается в переключении с деструктивного стиля поведения криков, брани, игнорирования на позитивный. Если причина для размолвки является несущественной, снять накал страстей можно шуткой или, переведя разговор в другое русло. Выясняя отношения, соблюдай последовательность — тема обсуждения должна быть одна. Иначе банальная ссора может превратиться в ураган. Выяснять отношения следует в приватной обстановке, без присутствия посторонних, чтобы не задеть чувство самолюбия супруга.

Родители, будучи взрослыми людьми, способны простить друг другу обвинения и несдержанность во время ссоры, а на ребёнка такая сцена способна произвести сильное впечатление, о котором он будет помнить довольно долго. Потушить семейный конфликт удастся быстрее, если дать возможность своему оппоненту выговориться, не перебивая его. Развитие культуры общения поможет научиться обсуждать проблемы в спокойной манере, говорить о своих потребностях и признавать право на них у других членов семьи. Чтобы обозначить проблемы в семье и найти пути их решения, нужно объединить усилия, а не требовать друг от друга слишком многого. Крепкий союз основан на сотрудничестве, поиске компромисса. Алкоголизм в семье Злоупотребление алкоголем мешает построению здоровых отношений в семье.

Непьющие родные алкоголика часто пребывают в состоянии депрессии, проявлениями которой являются подавленное состояние, чувство тревоги, плаксивость, апатия, головные боли. Пьяные дебоши, их постоянное ожидание и повторение держат семью в эмоциональном напряжении. Страх, ненависть, низкая самооценка, ощущение вины рождают новую модель поведения и новый уклад семейной жизни. Реакция непьющей жены или мужа на алкоголизм партнёра будет различной в силу психофизиологической и половой дифференциации. Жена алкоголика начинает действовать на ранних стадиях зависимости. Ежедневные разговоры и убеждения постепенно перерастают в ссоры и скандалы, что вызывает демонстративное поведение мужа и провоцирует его на новые «подвиги».

Если жене удаётся убедить супруга, дело доходит до госпитализации. Непьющий муж заметит проблему гораздо позже. В первое время он будет занимать выжидательную позицию. Для устранения проблемы, он примет одну из радикальных мер — развод, госпитализация в клинику, обращение за помощью к родственникам. Самая опасная ситуация, когда алкоголизму подвержены муж и жена вместе. Спасти их может только участие третьих лиц.

Когда муж — алкоголик Пьянство главы семьи — большая беда для всех её членов. Его можно сравнить с бомбой замедленного действия: сложно предугадать, каким будет его поведение через несколько минут. Непьющая жена алкоголика является созависимой. Она не в состоянии адекватно оценить обстановку и считает себя причастной к тому, что происходит с мужем. Нередко женщина, пытаясь спасти супруга, забывает о своих потребностях и желаниях, растворяясь в его проблемах. Психологию мужа-алкоголика определяет поведение женщины.

От её поступков и отношения к нему зависит его желание возвращаться домой, степень его агрессии, согласие на прохождение лечения. Самые распространённые ошибки созависимых жён: Выяснение отношений с пьяным мужем. Это опасно для жизни и здоровья женщины. Провокация гневными замечаниями, поучения и наставления могут вызвать вспышку агрессии. Выставление супруга за дверь может привести к травматизму или летальному исходу. Лучше уложить его спать.

В доме не должно быть толерантности к спиртному, включая праздничные даты. Нельзя быть его нянькой. Мужчинам это очень нравится, поэтому он будет продолжать пить, желая остаться в центре внимания. Если муж оступился, не игнорируйте его проблему, не оставляйте наедине с болезнью. Протяните ему руку помощи. Когда жена — алкоголик Существует стереотип, что женский алкоголизм встречается лишь в неблагополучных семьях.

Статистика свидетельствует о том, что часто спиваются успешные и состоятельные дамы. Обычно всё начинается с дружеских застолий и посиделок. Алкогольная зависимость у женщин развивается довольно стремительно, гораздо быстрее, чем у мужчин. Это объясняется их физиологическими особенностями. Вскоре женщине уже не нужна компания для распития спиртных напитков — она делает это в одиночку и ежедневно. Чаще всего супруг понимает, что у жены проблема, когда она серьёзно больна.

О том, что следует бить тревогу, говорят следующие факты: Женщина перестаёт за собой ухаживать, не следит за своим внешним видом.

Названы основные проблемы российских семей

Основные проблемы современной молодой семьи, с которыми супруги сталкиваются чаще всего. Большой проблемой семьи в современном обществе стала подмена истинных ценностей. Прежде всего, сегодня в современной России необходимо, как вложение материальных средств в поддержку молодой семьи, так и их социально-педагогическое сопровождение. Объявленный президентом Год семьи в России и проработка новой стратегии социальной политики могут повлиять на демографическую яму в стране. Главными условиями стабильности семьи опрошенные россияне называют хорошие взаимоотношения между членами семьи и здоровье. Сторонники модернизационной парадигмы считают, что современная российская семья эволюционизирует вместе с обществом, переживая процесс модернизации, имеющий преимущественно позитивный характер.

Больше не «цветы жизни»: почему жители России все реже заводят семьи?

Каждого из тех, кто пришел на встречу, просят подвести итоги и ответить на вопросы: «Что вы уже сделали? Вместе со всеми размышляет о прожитых годах и бывшая отличница Надежда. Она не сделала великой карьеры, она лишь многодетная мама. Авторы фильма показали, что добросовестно воспитывать детей — это тяжелый труд, но часто общество его не понимает и обесценивает. Александр Борисович начинает беседу с напоминания о советском фильме. На тему того, как общество воспринимает многодетные семьи, уже проводились социологические опросы.

В пример демограф привел исследование, проведенное Вологодским научным центром в 2016 году. Тогда было опрошено около 3000 человек, более 300 среди них — многодетные родители. Часть из них жаловалась, что некоторые смотрят на них косо и упрекают в том, что они живут за счет других налогоплательщиков. Исследование на подобную тему проводила и кафедра социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ — и, как рассказывает наш эксперт, опрошенные многодетные родители также упоминали о негативном отношении к себе: например, со стороны некоторых работников госучреждений, куда они обращаются за социальной помощью, или со стороны кого-то из соседей. Современное общество становится настолько толерантным, что силу утрачивают некоторые традиционные неписаные законы, необходимые для выживания любого социума.

Ученый поясняет, неписаные законы — это то, что не закреплено юридически. Мы, социологи, называем всё это социальными нормами. Например, были такие нормы и стереотипы: все здоровые люди, за очень немногими исключениями, должны хоть раз в жизни вступить в брак и иметь хотя бы одного ребенка. Отступление от этих стереотипов ранее не приветствовалось. Сейчас появилось очень много людей, отрицающих традиционные социальные нормы семейной жизни.

Это сказалось на том, что с конца 1980-х годов до настоящего времени число зарегистрированных браков сократилось в полтора раза. Сейчас общественное мнение начинает склоняться к тому, что это хорошо, что каждый может жить так, как ему удобно. У Екатерины и Яниса 12 детей. RU — А разве это неправильно? Жить как удобно, как считаешь нужным.

В браке, вне брака, с детьми одним или двенадцатью или без детей. Когда исчезают одни нормы и ограничения, вместо них появляются другие.

Это же не только взаимоотношения между мужчиной и женщиной, это еще и ряд сопутствующих задач — рождение и воспитание детей, обеспечение хозяйственной составляющей, где супруг рассматривается в разных ролях — и друг, и хозяин, и отец или мать детей — то есть много чего примешивается к личным отношениям супругов. И все зависит от ядра, приоритетов, вокруг которого семья держится, оно должно быть актуальным всегда. Если семья крутится вокруг какого-то хозяйства, то это как раз хорошо — всю жизнь вокруг одной совместно наполняемой чаши.

Если мы говорим о семьях, которые существуют ради детей, то в них бывает кризис, когда дети вырастают и улетают из гнезда. Если семья держится вокруг комфорта, то когда он пропадает по разным причинам, мужчина и женщина могут решиться на разрыв отношений. Особая история с семьями, где отношения построены только на чувствах. Вопрос продолжительности супружеского союза — это вопрос того, что его участники в нем ценят. Или достаточно уважения и удобства?

Сегодня же встреча с настоящей любовью — лишь 12-й из 14 жизненных приоритетов россиян, среди таких, как например, получить хорошее образование, иметь свою отдельную квартиру, дом, открыть собственное дело, иметь хороших детей; жить в достатке, иметь хорошее здоровье, стать уважаемым и известным человеком и так далее. Сегодня мечты о любви даже у молодежи вытеснены надеждами на достаток, здоровье и справедливое общественное устройство. Лечить за деньги мы будем детей, а не себя — А как меняется отношение к детям? Основные приоритеты в воспитании детей для россиян — это образование, деловые качества деловая хватка и профессия, обеспечивающая «кусок хлеба» , сознательность гражданская позиция, демократические ценности, умственные способности , толерантность вера в Бога, терпимость , стойкость и умение постоять за себя, честность и доброта, самодисциплина. У москвичей отмечается несколько более сильная ориентация на воспитание у детей веры в Бога и терпимости, впрочем, как и желание развить деловую хватку и гражданскую позицию.

При этом, вне зависимости от типа семьи, дети продолжают быть точкой инвестиций в семьях. И о чем бы мы ни говорили: образовании, здоровье, отдыхе, инвестиции в детей имеют больший приоритет по сравнению с инвестициями в жизнь родителей. Лечить за деньги мы будем детей, а не себя, и вкладывать в их образование и отдых тоже больше, чем в свое. И нет никаких предпосылок, что будет что-то меняться. Какое направление нужно развивать в первую очередь, на ваш взгляд?

При этом нужно понимать, что инвестирование в человеческий капитал доступно далеко не всем и максимальная отдача от инвестиций в человеческий капитал — это инвестиции в дошкольном возрасте. То есть, чем раньше вы инвестируете в ребенка, тем выше будет отдача на условный рубль от таких вложений. Фото: Unsplash А инвестиции в детей дошкольного возраста у нас вообще выпадают из зоны внимания государства: дошкольная инфраструктура весьма ограничена и выстроена по принципу пригляда и надзора, а не образования и воспитания. Соответственно, эту функцию инвестиций в детей государство не выполняет. И мы понимаем, что благополучные слои населения имеют ресурсы и оплачивают вложения в ребенка, в отличие от тех, у кого ресурсов нет.

Это будет только усиливать неравенство россиян из разных социальных слоев. В этой связи мне кажется более эффективным создание именно доступных институтов, связанных с образованием и воспитанием детей.

А когда им уже 40 лет, они потом её не заведут». Такое заявление Володин сделал на пленарном заседании палаты во время доклада вице-премьера РФ Татьяны Голиковой о положении семей с детьми, и добавил: «Поэтому именно наш комитет по вопросам семьи [женщин и детей] должен заняться решением этих вопросов. Семьи как раз, потому что семья — это и мама, и папа, и дети. Когда мы говорим, по вопросам женщин, где у вас тогда мужчины?

Так, по ее мнению, женщины смогут родить по 3-4 детей, что станет «образом будущего». Не отстал от своих коллег и лидер ЛДПР Леонид Слуцкий, объявив о необходимости «удвоить население России в ближайшие 50 лет»: «Мы понимаем непростую сегодня ситуацию. Мы должны по призыву президента удвоить население России в ближайшие 50 лет. То есть нас должно быть к 2073 году этого столетия не менее 290 миллионов человек». Он напомнил депутатам слова Путина, поручившего правительству страны выйти на положительную динамику численности населения страны по итогам 2024 года. Впрочем, эксперты канала Readovka уверены, что, судя по нынешним показателям, такие амбициозные планы выполнить не получится.

Для того, чтобы динамика естественного прироста или убыли населения была не такой удручающей, а график был в положительных значениях, нужно, чтобы женщины рожали как минимум по 2,1 ребенка. Чтобы удвоить население хотя бы к 2073 году, как предлагает Слуцкий, а не просто сохранять его на том же уровне, женщинам нужно рожать как минимум четверых детей. Любимая работа и верные друзья важнее семьи Но при этом почти все аналитики в один голос утверждают, что нежелание рожать у россиянок упирается в сугубо материальную проблему.

Безусловно, сыграло свою роль антирелигиозное воспитание и внедрение атеистической идеологии, что привело к разрушению религиозных основ семьи, её духовнонравственного фундамента. Различия в глубине кризиса семьи на Западе и в России Распад СССР и пришествие западных «свобод» нанесли ещё один серьёзный удар по основам русской традиционной семьи. Предпринятые государством меры по поддержке рождаемости смогли приостановить этот процесс, но не повлияли на саму тенденцию. В настоящее время институт семьи в России находится в глубоком кризисе, процент разводов и коэффициент соотношения разводимости и брачности являются одними из самых высоких в мире. Вместе с тем существует и принципиальное отличие между ситуацией в российском цивилизационном пространстве и ситуацией в западном мире.

В российском контексте очевидны кризисные тенденции в сфере семейных ценностей, однако никто, по крайней мере, публично, не ставит под сомнение институт семьи как таковой союз одного мужчины и одной женщины. На Западе же, в силу определённой исторической инерции и хронологически относительно недавнего отказа политических, деловых и культурных элит от поддержки семейных ценностей, семья кажется более устойчивой и стабильной. Однако события, связанные с продвижением третьей и четвёртой волны феминизма и сопровождающих её гендерных теорий, ведут не просто к кризису института семьи в его традиционном понимании, но и к его полному, абсолютному разрушению. Согласитесь, что актуальный кризис семьи в России и перспективы полного уничтожения института семьи на Западе, трансформировавшегося в постЗапад, — это принципиально разные истории. На протяжении веков семья была одной из фундаментальных основ западного общества. Инерция этого культа даёт знать о себе и сейчас. Возможно, даже сейчас люди Запада более серьёзно, чем мы, относятся к семейным отношениям, к ответственности, которая с ними связана. В то же время очевидна тенденция на разрушение, демонтаж семьи в западном социокультурном пространстве.

Запад движется к новому тоталитаризму, не признающему никаких барьеров и преград. Семья постепенно разрушается, и уже в середине нынешнего века мы уже не увидим её в привычной для нас форме. Традиционный христианский Запад исчезает из истории, и традиционная семья на Западе исчезает вместе с ним. В современном мире создание прочной семьи требует усилий, это сложный процесс, который не может идти на «автопилоте», как это было, к примеру, в русской общине. С другой стороны, мы не должны вслед за Западом возводить семью в абсолют индивидуалистического эгоизма. В русском цивилизационном пространстве социум — это семья семей, семья не замыкается в узком пространстве отношений супругов и их детей, а расширяется через многообразие родственных, дружеских, товарищеских, профессиональных связей. В нашем цивилизационном коде семья — это не конечная точка социализации, а скорее, наоборот, — её начало. В любом случае, для возрождения института семьи в России востребована не столько рефлексия на эту тему, но стратегические решения цивилизационного масштаба.

Для этого, однако, необходимо восстановить инфраструктуру традиционной общинности, сделать осознанную ставку на деурбанизацию, на смену пространственной парадигмы освоения страны. Возможно, за основу следует взять практики Новгородской Руси, где огромные северные пространства были покрыты сетью небольших, но непрерывно следующих друг за другом и образующих единую систему поселений.

Проблемы современной семьи

В силу этих причин семья на православном Востоке оказалась в «пространстве естественного», на Западе — стала объектом своеобразной сакрализации. Различия в подходах можно увидеть и сегодня на примере чинопоследования таинства венчания в православии и католицизме. В восточно-христианском варианте акцент делается на том, что брак соотнесён с природной, естественной стороной жизни человека. Это нечто такое, что воспринимается как данность, которую, безусловно, нужно защищать от порока, греха, скверны. Но это не феномен, принадлежащий к сфере сакрального. Семья лежит в сфере обыденного. Неудивительно, что в рамках этой концепции православная церковь всегда разрешала разводы из икономии, снисхождения к человеческой природе. Перед нами крепкая семья, супруги жили счастливо и умерли в один день?

Отлично, так и должно быть. В семье проблемы, лукавый внёс в неё разлад? Такое тоже бывает, молитесь, и Бог вам будет в помощь. И то и другое — серьёзные, но не «топовые» темы. Это не история про то, как подвижник духовными очами узрел фаворский свет. И даже не про то, как православный император во главе своих легионов разгромил варваров. Истории про семью — это не истории про церковь или про империю.

Это история про жизнь, которая просто течёт своим чередом. С другой стороны, семья в Византии была органично интегрирована в сакральнополитическую вертикаль, она была частью общины, община — частью фемы, экономически самодостаточного военно-административного округа, фема была частью империи, империя была внешней оградой церкви. В свою очередь, западная церковь на рубеже первого и второго тысячелетий христианской эры провозгласила своей целью не «симфонию» духовного и материального, а доминирование, примат первого над вторым. В отношении государства это у нее явно не получилось, римская католическая теократия так и осталась «в проекте». Зато в отношении семьи результаты были иными. Западное духовенство, в отличие от восточного, было безбрачным, практиковало целибат. Сам по себе этот факт многое объяснял в восприятии брака в западном христианстве, в оптике католического священника, находящегося не в далёкой «пустыне», а среди людей, живущих повседневной жизнью.

Психологическое давление среды и необходимость сопротивляться ей неизбежно формировало весьма специфический — максималистский взгляд на семью со стороны католического духовенства.

Одной из первостепенных проблем в ходе реализации семейной политики государства является потеря ценностей в обществе. В современном обществе происходит переоценка ценности института семьи, что неблагоприятно сказывается на реализации семейной политики. Многие молодые люди отодвигают создание семьи на второй план, ставя на первый план личную карьеру, саморазвитие, развитие индивидуальных качеств. В то же время государство занимается взращиванием личности на благо общества, а не на личное благо. Государство нуждается в обществе, которое будет существовать на благо страны, невзирая на личные предпочтения. Следующая проблема развития семейной политики связана с низким уровнем и качеством жизни в отдельных регионах государства. Разумеется, существуют города и регионы с развитой семейной политикой, однако существуют области и края, где данным вопросам уделяется меньшее количество ресурсов и внимания [4].

Очень многие специалисты в нынешнее время убеждены в том, что Семейный Кодекс Российской Федерации не совсем соответствует современным потребностям семьи и нынешней реальности. Очень часто при решении того или иного вопроса или проблемы государственные органы власти рассматривают отдельных членов семьи родителей или детей , но никак не семью в целом. Например, при бракоразводном процессе, при наличии двух и более детей, их, как правило, делят между супругами, и в последующем дети, достаточно часто, перестают общаться и теряют связь друг с другом. В том числе, к проблемам развития семейной политики так же относится и неуверенность молодого поколения в завтрашнем дне. Если такая неуверенность появляется, значит, на это есть причины. Возможно, именно опыт старших поколений и обстановка в стране заставляют считать, что тот или иной человек не сможет прокормить себя и свою семью в случае возникновения трудностей.

Предстоящее в ближайшую декаду сокращение репродуктивного контингента наполовину будет и далее понижать СКР до 1. Новые поколения вступают в законный брак все позже и с еще более низкими установками, и поэтому в 2030—2040 гг. Продление действующих мер поддержки семей с детьми может повысить СКР до 1. В связи с убылью населения из-за низкой рождаемости, не компенсирующей смертность, и в ЕС, и в РФ настоятельной становится потребность в иммигрантах. Достижение СКР 2. Какова она в России и других странах? В ЕС есть огромный опыт социальной помощи бедным и больным индивидам и семейной помощь неполным и неблагополучным семьям политики. К тому же в РФ был горький опыт антисемейной политики большевиков — разрушения семьи, основанной на церковном браке, и замены ее гражданским браком через регистрацию в ЗАГСах. После Великой Отечественной войны в 50-е и 60-е годы во время восстановления народного хозяйства и попыток сглаживания дисбаланса мужского и женского населения предпринимались меры в рамках социальной и семейной политики. Но эти меры нельзя считать направленными на стимулирование интенсивности рождений — они лишь способствуют более полному удовлетворению уже имеющейся у населения потребности в основном в двух детях. Сейчас две трети всех семей с детьми — это однодетные семьи, большая часть которых заблокировала потребность в двух детях, а меньшая часть хотела именно одного-единственного ребенка. Далее надо сказать, что массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи. Массовость норм малодетности в 70-е годы в связи с отменой табу на контрацепцию и аборты означала разрушение искусственной соединенности сексуального, брачного и репродуктивного поведения, отмену обязательности раннего и сплошного вступления в брак, отмену пожизненного брака и деторождения, отмену запретов на добрачные, внебрачные и сверхбрачные секссвязи Хотелось бы подчеркнуть, что разговоры о сексуальной революции преувеличены. На самом деле снятие с рождаемости функции компенсации высокой смертности способствовало контрацептивной революции. В настоящее время мы пожинаем плоды развала старой тысячелетней системы социальных норм высокой рождаемости. Повышение доступности и надежности контрацепции привело не к «желанному детоцентризму», а к росту бездетных сожительств, которые в будущем станут уменьшать законную брачность. Наталия Федорова Справка Анатолий Антонов — советский и российский социолог, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. Заслуженный профессор МГУ; один из первых заводских социологов 1967—1969 , сотрудник отдела социальной организации Института конкретных социальных исследований АН СССР 1969—1975 , заведующий отделом методологии исследований населения, экономический факультет МГУ 1975—1984 , заведующий сектором Института социологии 1984—1991.

Потому что параллельно с данными о рождаемости и смертности, а также внутренней и внешней миграции демографы изучают еще такой показатель, как количество браков и разводов. И здесь коронавирус уже ни при чем. Тот же Росстат сообщает , что в 2020 году в России заключили 770,8 тыс. Цифра внушительная, если не учитывать, что годом ранее их было 917 тысяч, а до этого свыше миллиона. Количество разводов составило 564 тысячи, а в 2019 году их было на 56 тысяч меньше. И если год от года цифры могут меняться на вид хаотично, то в целом наблюдается устойчивая тенденция к сокращению браков и росту разводов. В среднем по стране на 1000 браков приходится 656 разводов, но по регионам картина отличается. К примеру, Москва оказалась одним из самых благополучных городов: 590 разводов на 1000 браков. В остальном великорусском ядре 800-850 разводов на 1000 браков. В Ленинградской области — 968 разводов на 1000 браков, в Новгородской — 914. Как обычно, лучше всего ситуация в северокавказских республиках, но и там общероссийская тенденция наблюдается, просто с некоторым отставанием. Некоторой глубины этой картине придают еще две цифры. Во-первых, в 80 процентах случаев разводы в России происходят по инициативе женщин. Во-вторых, наша страна находится в мировых лидерах по количеству самоубийств на душу населения, и здесь картина зеркальная: подавляющее большинство из них совершается мужчинами. Все объективно Наблюдаемая картина вызывает некоторый когнитивный диссонанс. С одной стороны, вся государственная идеология в России строится на традиционных семейных ценностях, а основной массив социальной помощи направлен на поддержку родителей с детьми. С другой — чем дольше все это длится, тем хуже обстановка. Некоторый всплеск рождаемости, вызванный первыми инициативами по выплате материнских капиталов, сошел на нет. Все последующие пакеты выплат не вызывали уже отраженных в статистике улучшений. Демографы объясняют это тем, что сейчас в детородном возрасте находится малочисленное поколение рожденных в девяностые годы прошлого века. На него наложилось очередной «эхо войны», в результате чего рожать в России просто некому. Конечно, это не объясняет роста количества разводов и самоубийств, но несколько сглаживает восприятие катастрофы. Он показывает, сколько в среднем детей родила бы одна женщина на протяжении всего репродуктивного периода от 15 до 50 лет при сохранении повозрастной рождаемости на уровне текущего года. В среднем по стране он составил 1,51, что само по себе ниже необходимого значения для естественного воспроизводства населения. Считается, что он должен составлять 2,1, но это в идеальной ситуации, когда почти все половозрелые граждане создают семьи и заводят детей. Разброс по регионам, опять же, заметный.

Почему россияне разводятся

Согласно Семейному кодексу, органы опеки могут изъять ребенка из семьи в любой момент — как только сочтут это нужным. Современное состояние института семейно-брачных отношений вызывает интерес исследователей в связи с резкими изменениями, которые он претерпевает. Социальные проблемы современной семьи с одним родителем в современном обществе.

Проблемы семьи в современной России

По словам психолога, российские семьи ничем особо не отличаются от любых других. изменение моделей брака, материальные трудности, дефицит мест в детсадах, психологическая адаптация молодоженов, высокий уровень разводов и социального сиротства. Важно, что в современной России проблемы семьи и демографии находятся в центре внимания социальной, государственной политики, общества и науки.

Семейная политика в России: направления и актуальные проблемы реализации

А бюджетные варианты парки, скверы часто не оборудованы детскими площадками и зонами для семейного отдыха. Для решения этой проблемы муниципалитетам следует развивать инфраструктуру досуга для семей с детьми - обустраивать парки, открывать семейные кафе, организовывать бесплатные мероприятия мастер-классы, квесты, праздники. Это сделает отдых семей с детьми более доступным и интересным. Гендерный дисбаланс в российских семьях Еще одна демографическая проблема современной российской семьи - значительный гендерный дисбаланс. По данным переписи населения 2020 года, на 1000 мужчин в России приходится 1157 женщин.

Это означает дефицит мужчин на брачном рынке и затрудняет создание полноценных семей. Причины гендерного дисбаланса в России: Более высокая смертность мужчин от внешних причин. Отток мужского населения в крупные города и мегаполисы. Выезд мужчин на работу в другие регионы и страны.

Эта демографическая ситуация влияет на структуру и стабильность российских семей. Необходимы меры по стимулированию рождаемости мальчиков и снижению смертности мужского населения. Рост числа разводов За последние десятилетия в России резко выросло число разводов. Если в 1960 году на 1000 браков приходилось 160 разводов, то в 2020 году этот показатель достиг отметки в 493 развода на 1000 браков.

Частые разводы разрушают институт семьи и негативно сказываются на демографии, так как в неполных семьях рождаемость снижается. Необходимы меры по профилактике разводов и сохранению целостности семьи. Социальное сиротство Острой проблемой российского общества остается высокий уровень социального сиротства. По данным Минпросвещения, в 2021 году в России насчитывалось почти 120 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Это очевидно при разговоре с руководителями крупных промышленных предприятий — они первыми стали бить в набат, заявляя о чудовищной нехватке рабочих рук. Власти проблему понимают и осознают, но кроме разовых социальных подачек и плакатов с призывами рожать дело не продвигается. Молодёжь поняла, что деторождение ведёт к тотальной нищете и прозябанию. Вот почему социальные пособия, которые вращаются вокруг заниженного прожиточного минимума для детей, направлены скорее на тех, кто родил от отчаяния или по глупости, но никак не осознанно. Кстати, я всегда выступал против того, чтобы организовывать социальную помощь тем, кто рожает детей. Отлично помню голодные девяностые годы, при этом число деток было достаточным. Например, в моей семье было двое детей, а во многих по трое и даже больше.

При этом бездетных пар я не припоминаю. Особняком стоят исламские семьи. Там всегда много детей, при этом я бы не сказал, что сторонники магометанской веры живут сказочно богато или им есть принципиальное дело до социальных пособий на детей.

Для решения данной проблемы необходимо регулярно ходить на профилактические процедуры в медицинские учреждения. Также в обязательном порядке своевременное лечение заболевания и профилактические осмотры для предупреждения заболевания, помимо этого следует искоренять вредные привычки, если они имеются. Но сразу же встает вопрос о том, как заставить человека соблюдать эти правила? Прежде всего, стоит мотивировать человека чем-нибудь, что сможет его убедить пойти на вышеупомянутые программы, это может быть как повышение какого-либо личного блага или же, если убеждение связано, например, с работой, то для человека это будет неким карьерным ростом. Также в этом случае было бы хорошо повлиять государству, в свою очередь оно может создать центры помощи, в приоритете, конечно, будет для общества то, что эти центры должны быть бесплатными, так как не все могут себе позволить посещать оплачиваемых специалистов. Теперь перейдем ко второй проблеме неполных семей — развод. Существует множество факторов, которые могли стать причинами разрушения семьи.

Рассмотрим несколько способов сохранения семьи. Во-первых, чаще всего эта проблема возникает из-за конфликта среди родителей, которые не желают пойти на уступки друг другу и найти компромисс даже в решении простых ситуаций. Со временем накапливается критическая масса проблем, которая никаким образом не решена, эта масса способная вызвать разрыв отношений. Следовательно, кто-то из родителей просто обязан пойти на какой-то компромисс в решении проблемы, иначе не избежать всего того, что накопилось. Во-вторых, существует среди прочих причин ревность одного из родителей, только зачастую каких-либо объективных обоснований не существует. В таком случаем стоит разбирать вышеупомянутую проблему между супругами, либо обратиться к психологу. В-третьих, причиной разрыва отношений может быть супружеская измена. Далеко не каждый человек способен разобраться в причинах того, что произошло, но и решить эту проблему сможет не каждый. Среди них, в первую очередь: пренебрежительное отношение к браку; ослабления потребности в детях; отсутствие авторитета мужчин в глазах женщины; предпочтение материального начала в семьи морально-нравственному; ранние сексуальные связи у молодежи; отрицание молодыми поколениями ценностей родителей и прародителей. Институт семьи был вынужден трансформироваться из полуфеодального в постсовременное состояние.

Создание семьи — это сложный, не простой процесс, и тут есть свои проблемы. Общество не может безучастно относиться к этим явлениям. Прочная семья — один из важнейших его устоев. И все же главное в семье ее духовное начало: умение любить, заботиться о тех, кто рядом. Семья призвана воспринимать, поддерживать, передавать из поколения в поколение некую духовно-религиозную, национальную традицию. Семья — это место, где хранятся и поддерживаются семейные традиции, передаваемые из поколения в поколение. Один раз на всю жизнь: Беседы со старшеклассниками о браке, семье, детях. Любовь, семья, общество, 2001 Рябова Г.

Брачный возраст Определенным сомнениям подвергаются сегодня многие нюансы, связанные с браком, в том числе и брачный возраст. В настоящее время по действующему законодательству СК РФ Статья 13 вступление в брак разрешено с 18-летнего возраста. Неоднократно поднимался вопрос об его изменении, причем как в сторону снижения, так и повышения. Сторонники каждой из концепций приводят свои доводы. Среди противников снижения планки брачного возраста аргументов приводится множество: «ещё дети», не могут нести ответственность за семью, не способны содержать семью, будут «сидеть на родительской шее», необходимо продолжать учебу, строить карьеру и т. Забота о повышении образовательного уровня и карьерные амбиции задают современные представления о желательном возрасте вступления в брак. Учеба в вузах заканчивается после 20 лет. Поэтому 18-летний возраст для брака считается «очень ранним», браки планируются после окончания учебы в вузе. Собственно, и 18-летний возраст был выбран в качестве стартового пункта вступления в брак не в соответствии с физиологическим созреванием оно происходит раньше , а приурочен к возрасту правовой дееспособности, а также окончания средней школы. Практика показывает, что планка среднего возраста брачующихся становится все выше и выше, так как сегодня не только юноши, но и девушки стремятся после получения образования сначала сделать карьеру, а затем создавать семью. По результатам социологического исследования Росстата сентябрь 2019 год российская невеста весьма «постарела», так как большинство российских женщин в настоящее время выходят замуж в 24-34 года. Тогда как ещё в начале века 2000-2001 гг. Мужчины тоже предпочитают жениться с 25 до 34 лет, то есть с большим отрывом от минимального брачного возраста [7]. Основные причины, которые приводятся в качестве обоснования повышения возраста вступления в брак, это получение образования, построение карьеры, отсутствие работы и собственного жилья, нестабильное положение, желание пожить в свое удовольствие… Согласно данным Росстата, увеличивается даже число тех женщин, которые выходят замуж после 35 лет. Однако отмечается и другая печальная тенденция — желание женщин более старшего возраста, которые преуспевают в карьере, растить детей без мужа и, соответственно, без отца. Институт брака перестает рассматриваться как основной источник воспроизводства населения. Таким образом, как бы напрашивается законодательное повышение брачного возраста. Поэтому не удивительно, что несколькими годами ранее российские власти хотели повысить минимальный возраст вступления в брак до 21 года. Однако впоследствии Минюст выступил против этой инициативы, ведь у сторонников понижения брачного возраста тоже имеются веские аргументы [7]. Сторонники ранних браков в своей аргументации указывают на тот факт, что акселерация молодежи и либерализация сексуальных отношений провоцируют половые связи молодых людей уже со школьной скамьи. А существующие правовые нормы не позволяют узаконить эти отношения. Поток доступной информации и толерантный к беспорядочным половым связям общественный настрой не способствует целомудрию, поэтому к законному браку молодые люди приходят психологически исчерпанными, не способными к единственной любви на всю жизнь.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий