Среди памирцев много людей с глазами этакого крайнезападнославянского голубого цвета. С приездом памирцев в Северную столицу у нас появились приверженцы редкого для России религиозного направления — исмаилизма. Мировые новости. Раньше памирцы жили большими патриархальными семьями, все родственники вели совместное хозяйство, беспрекословно подчиняясь старейшине. Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане.
Кому нужен репетитор по математике
- Памирский кризис.
- Содержание
- Доброволец-памирец поможет освободить Донбасс | Южная Служба Новостей
- рекомендуем
- Непокоренный Памир: из-за чего в Таджикистане вспыхнули протесты
Памирец что за нация
Новости технологий» Происшествия» Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал. Дед Ага-Хана IV был Президентом Лиги Наций, отец – послом Пакистана в ООН. Практически все соседи памирцев — мусульмане суннитского толка, а вот памирцы остаются шиитами-исмаилитами. Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Мировые новости. Памирцы — совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша, разделённого между Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и Китаем.
Руслан Бобиев из Москвы — кто он, биография, что он сделал
При нынешнем быстром темпе развития общества система образования часто не успевает адаптироваться и предложить прогрессивные методы обучения, которые бы позволяли ученику качественно воспринимать информацию за короткие сроки обучения. Поэтому многие ученики начинают отставать по определенным предметам, в частности по математике. Есть ученики, которые добросовестно пытаются минимизировать это отставание и у некоторых это получается. При этом встречаются ребята, которые тоже бы рады иметь прочные знания и хорошие оценки по математике, но в силу своего возраста и некоторой неорганизованности, они не в силах вовремя выделить тему, над которой необходимо дополнительно поработать. Ребенок может начать отставать по математике после перехода в старшую школу 5-6 класс или после поступления в университет. Новая обстановка не всегда дает возможность сконцентрироваться на учебе и поэтому начинают возникать проблемы с оценками.
А ведь Бадахшан треть столетия входил в состав России, и памирцы помнят, что их деды-прадеды были гражданами Российской империи, а потом и РСФСР 1895 — 1929 гг. Это обстоятельство наложило отпечаток на характер бадахшанцев, сформировало их независимый характер. История этой маленькой страны, затерявшейся между снеговых хребтов и ледников, где царствуют ветер и стужа, снег идет зимой и летом, а землетрясения считаются повседневной реальностью, полна трагических страниц.
Один из памирских правителей Саид-Акбар-Шо писал: «…явились сюда воры-грабители и овладели половиною моих владений… Докладывая Вам о положении дел, высказываю надежду, что страна моя будет принята под покровительство Великого Белого Царя, воры же убегут и перестанут разорять мою родину». И это случилось в 1895 году, когда был заключен договор с Великобританией и проведена граница Российской империи по реке Пяндж. Многотысячная миграция из Таджикистана и Бадахшана началась в мае 1992 года, когда в Таджикистане разразилась кровавая гражданская война, длившаяся почти пять лет. Беженцы направлялись прежде всего в близкий Афганистан, а также в Пакистан, Иран и Китай, небольшая часть попала в Петербург. Со столицей Российской империи связана интересная страница истории памирских народов. В 1912 г. Ага-хан высоко ценил присоединение Памира к России. А пшеница у нас не растет… Памир считался оплотом оппозиции в той войне.
Местные называли это блокадой.
После окончания войны в 1997 году автономный статус Горного Бадахшана был закреплен в Конституции Таджикистана. Разговоры о самостоятельном развитии региона больше не велись, но жители всегда болезненно реагировали на попытки центра усилить влияние на регион. Протесты, начавшиеся в ноябре 2021 года и не прекращающиеся до сих пор, вспыхнули по той же причине: памирцы испугались, что Рахмон намерен лишить ГБАО статуса автономии и с этой целью взялся за зачистку политической активности в регионе. Конкуренты власти Триггером нынешнего обострения стал бытовой конфликт годичной давности. Гулбиддин Зиебеков, житель Хорога — административного центра ГБАО — вступился за честь родственницы, к которой приставал заместитель местного прокурора. Тот попросил прощения, и инцидент, казалось, был исчерпан. Но прошлой осенью против Зиебекова возбудили уголовное дело, обвинив его в том, что извинения у чиновника он выбил силой. Для ареста Зиебекова в регион отправили группу спецназа.
Зиебеков пытался бежать, по нему открыли огонь, и он погиб. Местные жители в знак протеста вышли на митинг, потребовали уволить руководителя региона Алишера Мирзонабота и расследовать преступление. Центр отреагировал на случившееся по-своему. Ответственность за разгул преступности в регионе и подстрекательство к протестам власти возложили на бадахшанских старейшин и авторитетов. Среди них много полевых командиров, участвовавших в гражданской войне в 1990-е годы и до сих пор популярных в народе. Претензии к Мамадбокирову большинство памирцев назвали надуманными. Сам он выпустил видеообращение с призывом оставить ГБАО и местных жителей в покое. От меня требуют сдаться силовым структурам. В чем моя вина?
Или я вступил в группировку вроде ИГ? Власть давит на меня 30 лет. Не знаю, почему. Мы не предали ни государство, ни президента. Мы просто хотим мира в стране Мамадбокир Мамадбокировнеформальный лидер памирцев Власть всегда недолюбливала этого лидера, к которому люди обращались даже для решения бытовых проблем. Например, он мог запросто зайти к любому чиновнику и потребовать помочь тому или иному бадахшанцу. Несмотря на темное военное прошлое, полевого командира уважали, среди молодых мужчин он стал образцом для подражания. В результате в ГБАО сложилась своеобразная система двоевластия: назначаемые центром чиновники и популярные «народные решалы» действовали параллельно Рахмон видел в этом угрозу: миф о всесильном президенте рушился под натиском местных авторитетов. Несколько раз он предпринимал попытки усмирить непокорный регион.
Так, в 2012 году центр провел в ГБАО спецоперацию по зачистке от радикалов. Памирцы уверяли, что президент просто мстит полевым командирам, способным бросить ему вызов. Десять лет назад, как и сейчас, поводом для спецоперации стали местные разборки.
Высказывание ученого Абусаида Шохуморова:«Исмаилизм это попытка приспособить ислам под современную иранскую зороастрийскую почву» — многое объясняет. Следует признать, что в отличие от других территорий, где ислам насаждался огнем и мечом, памирцы добровольно приняли его. Принятию исмаилизма на Памире способствовало прибытие исмаилитских дои проповедников , в том числе известного поэта и просветителя Носири Хисрава, на Памир. У исмаилитов имеется духовный глава, власть и авторитет которого передаются по наследству. Имам времени Ага-хан с 1957 г. Своего духовного лидера памирцы уважают и почитают. Даже в советское время памирцы исполняли заведенные религиозные традиции и ритуалы.
Из-за этого кстати многие партийные деятели подверглись гонениями, но от своей веры не отреклись. После распада СССР, когда в 1992 году на территории Таджикистана началась гражданская война, многие памирцы, спасаясь от геноцида и столкновений, вернулись к местам своего исконного проживания. Долгие годы памирские народы были в экономической блокаде, для них важной стала помощь духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV.
«Горы нам не интересны, хотим лимузин на свадьбу» — как живут московские памирцы
Pamir Daily News сообщает, что 24 июля в Москве были задержаны более 100 уроженцев Горно-Бадахшанской Автономной Области (ГБАО), собравшиеся на церемонию. Основная "база" у "памирцев" находится в ТЦ "Колумбус" в столичном спальном районе Чертаново. Особые отношения между русскими и памирцами сложились еще в XIX веке, когда Российская Империя буквально защитила памирцев от геноцида Афганских ханов и угнетения Бухарских. Ранее этнические памирцы дистанцировались от всех радикальных организаций, решая все возникающие вопросы с таджикскими властями путем демонстраций и диалога.
История народа
- Народ без государства: как памирцы сохраняют черты самобытности
- Как живут в Москве памирцы - Москвич Mag
- Для кого этот сайт
- Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.
Памирцы: уникальный народ с богатым наследием
Среди предков современных жителей Памира нашли древних таримцев | Заявление "памирцы – не таджики" нередко можно услышать во время бесед с выходцами из Горного Бадахшана. Любопытная деталь – по уверениям бадахшанских "активистов". |
Памирцы — загадочный народ “крыши мира” | Памирцы — это совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша (историческая область Бадахшан), разделённого между Таджикистаном. |
Памирские платья (93 фото) | Памирцы — это совокупность малых иранских народов, населяющих высокогорные области Памиро-Гиндукуша (историческая область Бадахшан), разделённого между Таджикистаном. |
Таджикистан. Религия памирцев — шиизм-исмаилизм.
Вступая в исмаилитскую общину, верующие проходили ряд степеней посвящения. Всего их в исмаилизме семь - от новичка, ничего не знающего о тайной доктрине, до высшей степени - имама. Члены третьей и четвертой степеней составляли элиту секты, но для них были также недоступны три высших степени. Все это создавало в секте жесткую дисциплину и подчиняемость. Начало распространения исмаилизма на Памире связывают с именем Насира-и Хосрова 1004-1088. Согласно преданию, он родился в семье небогатых дехкан в городе Кубадиян на территории Таджикистана. В юности изучал различные науки, особенно интересовался вопросами религии и философии. Много путешествуя, Насир-и Хосров побывал в Египте, где встретился с руководителями исмаилитской секты. Эта поездка сделала его ревностным исмаилитом.
Странствуя по городам Персии, он вел пропаганду исмаилитских идей, за что подвергся преследованиям и был вынужден скрываться. После долгих скитаний бежал в долину Юмган на Памире в настоящее время территория афганского Шугнана. Именно здесь он написал большинство своих исмаилитских произведений, таких, как "Провиант путников", "Лик веры", "Гармония двух мудростей", поэмы "Рушан-и намэ" "Книга света" , "Саадат-и намэ" "Книга счастья". Среди жителей Юмгана Насир-и Хосров вел активную пропаганду исмаилизма и к концу своей жизни занял положение правителя этой местности, пользуясь большим авторитетом у местного населения. С его именем и по сей день на Памире связано много народных преданий и легенд. Мазары афганского Бадахшана. Фото Н. Емельяновой Тысячелетия горной замкнутости сказались на мировоззрении жителей.
Памирцы равнозначно чтут как традиции ислама, так и свои старые исконные верования и обычаи, которые у равнинных таджиков почти исчезли. Вплоть до наших дней здесь сохранились отголоски язычества и зороастризма. Своих предков они называют "оташ-е параст", то есть почитатели огня, огнепоклонники. И поныне в горных кишлаках рассказывают легенды о священнослужителях чистейшей из стихий - огня - всемогущих мудрых мугах и упоминают имя Заратустры. По представлениям горных таджиков, во главе всего видимого и невидимого мира стоит Худо-Парвардигор Бог-Создатель. Смертным не дано знать, кто он и откуда появился. Его жилище — небо, но Худо часто сходит на землю и следит за людскими поступками: за там, как они обращаются с детьми и домашними животными. Отсюда - трепетное отношение памирцев к детям.
В сложных горных условиях, фактически лишенный всех благ цивилизации, самое лучшее горец прибережёт ребенку. Детей здесь не бьют и всячески балуют - ведь по преданию это Худо дает младенцу жизнь, ум и дыхание и, когда тот находится еще в утробе матери, посылает к нему ангела, который питает его до появления на свет. Всю жизнь человека сопровождают добрые духи-фириштя, оберегая его от злых духов-дэвов. И таджик молит Худо - повелителя двух миров, доброго и злого, чтобы тот спас его от зла и дал бы ему покровителем доброго духа.
Он удивился, что следователь просит заключить подростка под стражу. Об агрессивной компании давно известно на юге Москвы. Излюбленным местом для тусовок у них был один из торговых центров в Чертаново. Чаще всего жертвами становились молодые люди, которые приходили на фудкорт с девушками и в ходе перепалки были вынуждены защищать своих спутниц. Об этом «МК» рассказал хакер, который долгое время следил за «памирцами» в интернете, вступая в их закрытые чаты. По его словам, в последнее время они перешли границу. Их жертвы, как правило, подростки, там на роликах видны унижения и избиения. Они подходили к парням, которые выглядели как то не так.
Там нет дорог и мобильной связи, уголь и алюминий больше не добывают, хлопок не выращивают. Работать негде, поэтому те, кому по 20—30 лет, едут в Москву и там становятся дворниками, грузчиками, строителями, кассирами. Диодорова поговорила со старшим поколением в Таджикистане, а потом нашла их детей-мигрантов в Москве. Так появился документальный проект «В холоде» — 24 истории трудовых мигрантов в фотографиях. Диодорова рассказала «Городу» о некоторых из них. Местные жители скидываются по 100 долларов, набиваются во внедорожники и 15 часов едут до своих кишлаков. Я ехала в одной машине с Сафаром. Его депортировали из Москвы, и он возвращался домой впервые за шесть лет. В Москве Сафар работал на стройке и снимал квартиру с другими рабочими. Все, что оставалось, посылал домой. По пути наша машина сломалась два раза. Общие неприятности объединяют, и мы разговорились. Так Сафар стал моим первым героем. Мы вместе вошли в дом его семьи. Родственники знали, что Сафара депортировали, хотя в деревне и нет мобильной связи: новости приходят через знакомых, которые постоянно ездят туда-сюда. Родители встретили Сафара очень спокойно. У нас бы мама после долгой разлуки не могла оторваться от сына весь вечер. Они же ведут себя очень сдержанно на людях. В первый день праздновали в кругу семьи — зарезали теленка и накрыли стол. На следующий день зарезали барана и накормили пловом всю деревню: буквально разносили тарелки по домам. На третий день в кишлаке была свадьба — меня тоже пригласили и даже вытащили из-за стола танцевать. Сафар тоже поднялся с топчана и пошел танцевать, хотя не сразу — было видно, что отвык. Я спросила, что он будет делать дальше. Он ответил, что 2—3 месяца побудет с родными, а потом «сама знаешь куда», то есть в Москву. Алима и ее родители Укумат и Давлатбегим Фотография: Ксения Диодорова Алима закончила филологический факультет в Хороге — это городок в 525 км от Душанбе, на границе с Афганистаном. Потом вышла замуж в Памире. Муж уехал в Москву на заработки, а зимой она поехала за ним, потому что соскучилась и хотела от него ребенка. Но забеременеть быстро не получилось, потому она задержалась в Москве и устроилась кассиром в KFC. Алима говорила мне, что в Москве ей не нравится и она уедет, как только все получится с мужем. Она готова растить ребенка одна и понимает, что отец не увидит его еще лет пять, а то и больше.
Сегодня мы предлагаем познакомиться с памирцами. До ХХ века о загадочных памирцах мало кто слышал, потому что они жили в отдаленных районах. Начиная с эпохи СССР этих людей чаще всего путали с таджиками. Между тем жители высокогорья имеют особую культуру, свои интересные обычаи и традиции. Это мирные люди, привыкшие к изолированной жизни в горах Памира и Гиндукуша. Бадахшан — так называется историческая область их проживания. Памирцы — это совокупность малых народов. Их разделяют на северных и южных. К северным относятся: шугнанцы, рушанцы, язгулямцы и сарыкольцы, а к южным: ишкашимцы, сангличцы, ваханцы и муджанцы. Ученые доказали, что эти народы относятся к нескольким древним восточно-иранским общностям, которые когда-то попали на Памир отдельно друг от друга, но однозначного ответа на вопрос о происхождении памирцев так и нет. Внешне памирцы больше похожи на европейцев, чем на азиатов. Все путешественники, побывавшие на Памире, отмечали, что у них серые или голубые глаза и светлые волосы. Будучи представителями ираноязычных народов, еще в I тысячелетии до нашей эры памирцы являлись приверженцами зороастризма. Затем вместе с торговыми караванами из Китая на высокогорье распространился буддизм. В XI веке на эти земли бежал известный персидский поэт Насир Хосров 1004-1088 годы , который спасался от преследования мусульман-суннитов. Он стал духовным лидером местного населения, под влиянием поэта памирцы приняли исмаилизм — шиитское направление ислама, впитавшее в себя некоторые положения индуизма и буддизма.
Горный Бадахшан. Часть 1: жизнь под Крышей Мира
Из общего количества застрявших в аэропорту Внуково граждан Таджикистана после многочасового ожидания на территорию России допущены 322 человек. При этом, по имеющейся информации, российские власти намерены внести 306 человек в так называемый «список выдворяемых». Непосредственное количество уже выдворенных составило 27 человек.
Их мастерство вышивки и гобелена — просто бесподобно. Необычайно тесная связь с природой оставила отпечаток на культуре этой этногруппы. Так, например, у памирцев нет привычки утилизировать алюминиевые банки, они не принимают возможность использования пластика, предпочитая ему традиционные материалы.
Уникальность памирцев проявляется также в их архитектуре. Они строят дома в виде куполов, которые украшены различными цветами и другими растительными мотивами. Будь то крепость, замок или жилое строение — в нем всегда есть что-то, что является воплощением света и тепла. Возможно, самая удивительная черта, которая делает памирцев уникальными — это связь поколения со старшими. Их язык и традиции передаются из поколения в поколение.
И это, пожалуй, самая главная черта, которая выделяет памирцев как самобытный и уникальный народ. Современная жизнь памирцев Памирцы — уникальный народ, обладающий богатой историей и культурой. Они живут в горных районах Центральной Азии и знают, как приспосабливаться к жестким условиям жизни в горах. Современные технологии не обошли их стороной, и сегодня памирцы сохраняют свои традиции и культурные особенности, но также активно взаимодействуют с современным миром. Одна из главных особенностей памирцев — гостеприимство.
Они очень радушные и душевные люди, которые любят проводить время с гостями. И по сей день памирцы сохраняют эту традицию и охотно принимают гостей со всего мира. В то же время они сами также активно путешествуют и общаются с людьми из других культур. Многие гости из разных стран приезжают в горы, чтобы увидеть красивые пейзажи и познакомиться с жизнью памирцев, что позволяет памирцам получать дополнительный доход, тем самым улучшая свой уровень жизни. В целом же памирцы по-прежнему живут в гармонии с природой, сохраняют свои традиции и культуру, но также активно взаимодействуют с современным миром и путешествуют, чтобы узнать больше о других культурах и людях.
Памирцы - это народ, проживающий в горных регионах Центральной и Южной Азии, на территории восточного Памира и вдоль горной цепи Гиндукуша. Их численность составляет около 140 тысяч человек. Где живут памирцы? Памирцы проживают в горных регионах Центральной и Южной Азии, на территории восточного Памира и вдоль горной цепи Гиндукуша. Они также могут встречаться в других горных регионах, например, в Таджикистане, Киргизии, Афганистане и Пакистане.
На каком языке говорят памирцы? Памирцы говорят на различных языках, таких как памирские языки восточный бадахшанский, ваханский, рошани , таджикский, узбекский и другие.
В течение нескольких месяцев после мая 2022 года многим памирцам в России, выражавшим политическое инакомыслие или добровольно участвовавшим в общественной деятельности памирской диаспоры, неофициально угрожали насильственным возвращением со стороны сотрудников таджикских или российских служб безопасности. Многим памирским беженцам грозила депортация из ряда стран Европы и других стран, где они искали международной защиты. Вернувшись в Таджикистан, многие члены семей памирских беженцев неоднократно подвергались посещениям и угрозам со стороны таджикских служб безопасности по поводу местонахождения членов их семей за границей.
Страны, насильно возвращающие памирцев в Таджикистан, нарушают принцип невыдворения, краеугольный камень международного права в области прав человека и права беженцев, который запрещает перевод кого-либо в место, где он может подвергнуться преследованиям или другим серьезным нарушениям прав человека. Насильно возвращенным в Таджикистан памирцам грозят произвольные задержания, пытки и другие виды жестокого обращения, насильственные исчезновения и несправедливые судебные разбирательства. Риски для граждан Таджикистана, на которых нацелены власти и которые были принудительно возвращены в Таджикистан, видны на примере Абдуллохи Шамсиддина. Несмотря на многократные предупреждения о риске задержания и пыток в Таджикистане, 18 января 2023 года Германия депортировала его в Таджикистан. Он является этническим таджиком и тесно связан с несколькими лидерами оппозиционной партии Исламского возрождения Таджикистана.
По прибытии в Таджикистан его подвергли принудительному исчезновению, а затем, как сообщается, содержали в одиночном заключении сотрудники КГБ. Amnesty International провела интервью с двумя лицами, которые были допрошены различными службами безопасности во время или после подавления в мае 2022 года, но не были арестованы и могли покинуть страну, а также с пятью лицами, которые были задержаны или допрошены до мая 2022 года. Почти все собеседники, которые говорили при строгой анонимности, сообщили о вербальном насилии во время допросов, которое направлялось не только на допрашиваемого, но и на его родственниц, этнических памирцев и их религиозное общество исмаилитов. Многие собеседники также сообщили о физическом насилии во время допросов, включая избиение кулаками, дубинами и металлическими предметами, электрические удары и лишение сна. По словам собеседников, которых подвергали пыткам и другим видам жестокого обращения, это было в основном направлено на получение информации от них и вынуждение их обвинить себя и других.
За незначительными исключениями те, кто был произвольно арестован и официально заключен под стражу во время и после подавления в мае 2022 года, были осуждены по несправедливым судебным решениям, многие из них по необоснованным обвинениям в участии в организованных преступных группах статья 187 Уголовного кодекса. Эксперты ООН недавно выразили беспокойство относительно потенциально негативного влияния этого чрезмерно широкого определения терроризма на соблюдение процессуальных норм. Памирцы, задержанные во время и после репрессий в мае 2022 года, часто были осуждены в ходе таких закрытых процессов и во многих случаях не имели доступа к адвокату.
В суд вместе с обвиняемыми в хулиганстве приехали их многочисленные родственники. Мать одного из них заявила, что это просто детские шалости, за которые нужно наказывать в административном порядке.
В том же духе высказался и адвокат одного из несовершеннолетних участников инцидента Абусупьян Гайтаев. Он удивился, что следователь просит заключить подростка под стражу. Об агрессивной компании давно известно на юге Москвы. Излюбленным местом для тусовок у них был один из торговых центров в Чертаново. Чаще всего жертвами становились молодые люди, которые приходили на фудкорт с девушками и в ходе перепалки были вынуждены защищать своих спутниц.
Об этом «RuNews» рассказал хакер, который долгое время следил за «памирцами» в интернете, вступая в их закрытые чаты.
Как путешествие русского доктора Регеля чуть не привело к геноциду памирцев
Следы патриархально-родового строя в виде разделения селений на кварталы по родовому признаку, где традиционно живут члены родственной патронимии, сохраняются до настоящего времени [16] [18]. Исследования мтДНК , проведённые в 2017 году, отражают сложную историю заселения Памира, языковые отличия ваханцев, сарыкольцев, северных памирцев. Интересный факт, что субгаплогруппа U5a2a1, извлечённая из ископаемых костей человека 700-летней давности, найденных на Восточном Памире, сохранилась у нескольких современных представителей 4 памирских народов, участвовавших в этом исследовании мтДНК [19]. Эта субгаплогруппа указывает на происхождение из Волго-Уральского региона и может свидетельствовать о доисторических миграциях древних скотоводческих народов из евразийских степей на восточный Памир [20]. Религия[ править править код ] С установлением начиная с конца I тыс. Особенно сильны были позиции зороастризма в Шугнане , где на возвышенностях строились открытые храмы огня , некоторые из которых действовали вплоть до XIV в. Другой важной религией Памира был буддизм , проникавший сюда из Индии караванным путём. Особенно сильны позиции буддизма были в Вахане, через который массово двигались буддистские проповедники из Индии и паломники из Хотана и Китая. Сегодняшние памирцы — преимущественно шииты - исмаилиты - низариты и следуют Ага-хану [22]. Есть также памирцы- сунниты , численность которых в настоящее время составляет примерно несколько тысяч человек [23].
Предки этих памирцев приняли суннитский ислам примерно в XIX веке [24]. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты- сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции. Язгулямцы, под влиянием Дарваза, в конце XIX века приняли суннизм [25]. Этническая самоидентификация[ править править код ] Исходя из сходства в обычаях и традициях этнической общности и из конфессиональной общности то есть принадлежности к исмаилизму , все малые народы Памира именуют себя «памирцами» — тадж. В сознании как самих памирцев, так и таджиков это понятие ассоциируется не с региональной, а прежде всего с языковой, культурной и конфессиональной принадлежностью к определённому сообществу. Таджикоязычные жители Памира — дарвазцы и ванджцы, исповедующие суннизм, не причисляют себя к памирцам, в то время как таджикоязычные горонцы-исмаилиты считают себя памирцами [11] [26].
Язгулямцы, говорящие на одном из памирских языков — язгулямском, но перешедшие на суннизм, не относят себя ни к памирцам, ни к таджикам [27]. Согласно исследованиям советского и постсоветского периода, вне пределов Горно-Бадахшанской области ГБАО , представители памирских народов из ГБАО называют себя «памирскими таджиками» [28] [11] [29] [30]. Согласно данным анонимного опроса памирцев, проведённого в Таджикистане не назвавшими себя представителями НКО Мемориал , властями Таджикистана осуществляется политика насаждения образа «таджикистанца», под которой подразумевается объединение всех граждан Таджикистана, независимо от народности, под обобщённое понятие таджик в этническом плане. По заявлениям респондентов — памирцы отказываются признавать себя таджиками [31]. Исследователи этнической самоидентификации и этнической принадлежности народов Памира [4] отмечают, что однозначного ответа на вопрос об этнической принадлежности памирцев нет, что объясняется как объективными так и субъективными обстоятельствами. По их мнению, объективно этническое самосознание памирцев не вполне укладывается в рамки принятых критериев. Субъективные обстоятельства возникли впоследствии того, что по идеологическим соображениям этнические особенности народов Памира умышленно отрицаются. Они утверждают, что для памирцев понятия национальной и этнической принадлежности неравнозначны. Национальная принадлежность в сознании памирцев ассоциируется с отнесением себя к более обширному, нежели локальная этническая общность, — к этнокультурному сообществу родственных народов, по отношению к которому с давних времён имел хождение этноним таджик.
Как можно заметить, этноним таджик в данном случае употребляется в двух значениях: во-первых, он определяет генетическую и этноязыковую общность людей, для которых фарси-таджикский язык — родной, и во-вторых, в более широком смысле это слово означает генетическую и культурную общность ряда ираноязычных народов Центральной Азии за исключением пуштунов , что вполне сравнимо с понятием « славяне » и «славянской национальности» [4]. Ученые отмечают [4] , что понятие «национальная принадлежность» — это всего лишь одна, верхняя, ступень этнического самосознания ираноязычных народов Памира. Но это не означает, что у жителей «Крыши Мира» нет иного этнического самосознания или они, кроме особенностей речи, не видят у себя иных признаков этнической самоидентификации. Напротив, это чувство у памирцев развито сильно, и оно даёт им возможность различать ещё несколько других местных сообществ людей.
Специалист по вопросам безопасности в Центральной Азии Рустам Бурнашев отмечает, что есть большое недовольство населения Горно-Бадахшанской автономной области по отношению к политике, которую проводят власти страны. Сотрудники МВД Киргизии в одном из сел Баткенского района на киргизско-таджикской границе — В частности, это недовольство по статусу данной области. То есть де-юре она автономна, но степень этой автономности очень низкая. Центральные власти усиливают давление на нее с помощью административных рычагов, прежде всего через назначение главы области, руководителя силовых структур.
Население хочет ту степень автономности, которая предоставлена Конституцией Таджикистана. Это выливается в те или иные столкновения. Это привело к тому, что центральная власть зачем-то стала применять силу для разгона митингующих, к сожалению, есть погибшие, — сообщил специалист. По его словам, выступления местного населения в защиту прав и свобод в Таджикистане происходят регулярно, особенно в Горно-Бадахшанской автономной области. Выступления за соблюдение уровня автономности проходят регулярно. С точки зрения населения там нет ничего нового, но с точки зрения властей — есть. Последовавшая реакция со стороны правительства была, безусловно, жесткая, давно не было такого, чтобы было целенаправленно отдано распоряжение стрелять по населению, — добавил политолог. Бурнашев полагает, что существует несколько сценариев развития ситуации.
Вполне возможно, что протесты могут пойти на спад — это оптимальный сценарий для Душанбе. Другой сценарий может быть связан с тем, что степень недовольства будет сохраняться и население так же, как и раньше, будет выходить с требованиями, чтобы голос был услышан, но это всё же вариант стабилизации. Есть вариант худший для Душанбе, он связан с внешним влиянием на Горный Бадахшан. Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане. Есть концепция независимого Памира, в этом плане конфликт может приобрести и международное измерение, более того, там присутствует влияние исмаилизма, влияние фонда Ага Хана, — резюмировал эксперт. Автомобили в приграничной зоне в Хороге, Горно-Бадахшанская автономная область, Таджикистан Фонд Ага Хана стал активно работать в Таджикистане с середины 1990-х годов, продвигая гуманитарные проекты.
НАТ — запрещенная в Таджикистане политическая сила, более того, признанная экстремистской. Задержанных припишут к нашей партии и дадут им максимальные сроки. Это легкий путь расправы над недовольным обществом», — считает Шерзамонов.
Другая обвиняемая — Ульфатхоним Мамадшоева — сказала, что «это полный абсурд». Неделю назад Мамадшоева побывала на Памире, где собирала материал для своего исследования. По ее словам, признаков того, что люди могут собраться на акцию протеста, не было. Напротив, она отметила снижение гражданской активности в ГБАО. Ситуация в регионе периодически накаляется из-за чрезмерного давления Душанбе на автономию, к этому добавляется тяжелая социально-экономическая ситуация. Власть каждый раз замораживает конфликт и избегает его решения. За прошедшие почти полгода после ноябрьского митинга официальный Душанбе не дал внятного ответа по убийству Губидинна Зиебекова, которого силовики застрелили при попытке задержания.
Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени её участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, её положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. В отличии от других жителей Центральной Азии, у Памирцев практически не наблюдаются случаи инцестов. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течение года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный. В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 дня, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. Традиционная пища В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки лапша, клецки, болтушка , в дробленном виде для густой или жидкой каши , бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко. Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq - кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» - каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. Традиционные занятия - земледелие и скотоводство Основное занятие горных таджиков - земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали орт кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по ещё незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ. Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней. Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. Традиционные промыслы Домашние промыслы - главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся вертикальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни. Среди памирских народов популярна национальная борьба - гуштингири, напоминающая самбо. В современном спорте представители памирских народов проявляют себя в таких видах спорта как самбо, бокс, бои без правил и другие единоборства а также волейбол. Источник: Википедия Род Ага-Хана Несмотря на то, что деловая деятельность Ага-ханов сравнительно неширока, история, тем не менее, «преподнесла на тарелочке» этому клану огромные богатства. А начинается эта история приблизительно в середине IX века, когда внутри мусульманства образовалась секта исмаилитов. Поначалу секта проповедовала, что пророк Мухаммед, сын Исмаила, вот-вот должен возвратиться на землю в качестве Махди, то есть мессии, спасителя. Главари секты возводят свой род к прямым потомкам Мухаммеда, дочь которого Фатима и ее муж Али якобы и были предками имамов. В течение веков секта много раз раскалывалась на боровшиеся друг против друга группы в зависимости от того, какой лагерь от какого члена семейства Мухаммеда вел свой род. Те из предводителей секты, которые одно время называли себя по имени дочери Мухаммеда Фатимидами, примерно в конце X века правили всем Египтом. В это же время представители другой ветви этого рода были владыками больших территорий в Персии и Сирии. Как свидетельствуют летописи, руководителями секты были торговцы наркотиками, впервые приучившие своих подданных курить гашиш. А для удержания в руках власти они выбрали совсем простой способ: с помощью хорошо продуманной и широко распространенной тайной террористической организации они убивали своих противников. Власть наркоманов, поедавших или куривших гашиш, в Сирии свергли турки, а в Персии - монголы. Руководители сирийской ветви секты в XVI веке, а имамы персидской ветви в 1840 году перекочевали в Индию, и начиная с этого времени Индия а точнее нынешние Пакистан и Бангладеш, части тогдашней «британской Индии» сделалась главным опорным пунктом секты исмаилитов. Первый из Ага-ханов, осуществивший перекочевку «исход» секты в Персию, получил этот титул еще от тогдашнего персидского шаха. Сын его Ага-хан II прожил короткую жизнь. Для современного мира общепризнанным Ага-ханом стал его внук - Ага-хан III, получивший этот титул в 11 лет, в 1888 году, и остававшийся верховным имамом на протяжении почти 70 лет, до 1957 года. Золотой дождь и град драгоценных камней, наполнивших его карманы, стали основным и, разумеется, неистощимым источником богатства на протяжении последних семи десятилетий. Ага-хан третий в Чикаго А всякие бульварно-скандальные журналы всего мира прославили Ага-хана III как владельца скаковых конюшен, богатейшего набоба и поклонника красивых женщин. Впрочем, и в самом деле, старый владыка долго житель успевал всюду, где были скачки лошадей, вертелась рулетка и рекой текло шампанское: от Ривьеры до Флориды и Калифорнии. И, конечно же, в такие места всегда стекались и красивые девушки. Ага-хан любил женщин, и, поскольку он был человеком очень богатым, в этом смысле у него не было никаких проблем. Первой его женой была персидская принцесса, но с ней он быстро развелся. Вторая жена — танцовщица из Монте-Карло Тереза Мальяно, которую в то время до первой мировой войны считали красивейшей женщиной Ривьеры.
«Горы нам не интересны, хотим лимузин на свадьбу» — как живут московские памирцы
Памирцы состоят из множества народностей, объединенных общим происхождением, обычаями и традициями, религией и историей. «Памирцы», так себя называли отморозки, «прославились» в Интернете тем, что неоднократно толпой избивали молодых людей, и снимали свои нападения на камеру. Мир и спокойствие, единство таджикского народа, целостность государства, которые Лидер нации, президент Эмомали Рахмон достиг с большими сложностями, в ГБАО сегодня. «Памирцы», так себя называли отморозки, «прославились» в интернете тем, что неоднократно толпой избивали молодых людей, и снимали свои нападения на камеру. Памирское гостеприимство началось ещё в самолёте Москва-Душанбе: случайный попутчик (памирец!), узнав, что я собираюсь на Памир, немедленно обеспечил нам "стол и дом".
комментарии
- Многонациональный Петербург. Кто такие памирцы?
- Восстание против поработителей
- Что еще почитать
- Общие сведения
- Памирцы: самый загадочный народ СССР
Как живут в Москве памирцы
Люди Памира | В конце концов, пришли к соглашению, что памирцы будут ежегодно доставлять причитающеюся оплату на русский пост, а начальник Памирского отряда будет ее затем отправлять бухарскому. |
Как путешествие русского доктора Регеля чуть не привело к геноциду памирцев | Древний народ Памира нация памирец кто такие. |