Рембрандт начал работу над Данаей в 1636-ом, через два года после женитьбы на горячо им любимой Саскии ван Эйленбрюх. Спасти "Данаю" Рембрандта помог интерес посетителей Эрмитажа. «Даная» (1636—1647) — картина выдающегося голландского художника Рембрандта, написанная в 1636—1647 годах по мотивам древнегреческого мифа о дочери аргосского царя.
У «еретика от искусства» Рембрандта, Даная не так проста и наивна.
"Даная" Рембрандта в Эрмитаже: фотогалерея реставрации: — LiveJournal | 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. |
Загадочная и трагическая судьба «Данаи» Рембрандта: детективно-мелодраматическая история | Картину «Даная» Рембрандт начинает писать в 1636 году, через 2 года после своей женитьбы на Саскии ван Эйленбюрх. |
Даная | Рембрандт Ван Рейн | Но в результате проведенной работы, «Даная» Рембрандта в 1997 году возвратилась в залы Эрмитажа. |
Одна из самых знаменитых работ Рембрандта -Даная | Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. |
Бесценная копия: как омский музей помог спасти «Данаю» Рембрандта
В одном разговоре мне довелось услышать, что пострадавшая в середине 1980-х эрмитажная картина Рембрандта «Даная» полностью восстановлена реставраторами. Одна из самых загадочных работ Рембрандта — это картина «Даная», написанная по мотивам древнегреческого мифа. Перед тем, как облить «Данаю» Рембрандта, он два раза ударил картину ножом. Почти что ровно двадцать лет назад 14 октября 1997 после двенадцатилетней реставрации в Эрмитаже снова была выставлена знаменитая картина Рембрандта Даная.
Картина «Даная» Рембрандта Ван Рейна
А кто бывал в местах, где лечат принудительно, знает, что это самое настоящее наказание. Майгиса наверняка поместили в спецотделение для агрессивных. Лечение там достаточно болезненное». Во время прохождения лечения на родине Бронюс Майгис вдруг стал говорить, что картина Рембрандта оскорбляла его чувства: Даная была обнажена, что по словам литовца, является развратом. Как спасали «Данаю»? Спасение «Данаи» проходило в суматохе и мгновенно.
Работники музея бросились промывать картину водой, но центральная ее часть таяла на глазах. Полные бедра Данаи были сожжены кислотой. Лишь к вечеру химическую реакцию удалось остановить, но треть полотна была безнадежно мертва. Лучшие реставраторы трудились над картиной целых 12 лет, вот фото их работы: Однако все попытки вернуть полотну прежний вид оборачивались неудачей, потому что повторить стиль и мастерство автора было нереально.
Разве ты видишь во мне хоть один изъян? Ни слова ни говоря, он снял картину со стены и отнес ее в кладовую, чтобы Гертье больше не цеплялась.
И потом — таких женщин, как Гертье, у него будет, возможно, много, а вот шедевров, подобных «Данае», возможно, вообще не будет. А вскоре сожительница потребовала слишком настойчиво, чтобы Рембрандт женился на ней. Решила привлечь к этому делу власти — Рембрандта вызвали в «Камеру семейных ссор», где судьи распорядились, чтобы художник выплачивал Гертье щедрые отступные. Впрочем, недолго музыка играла — уже через год она оказалась в тюрьме… 12 лет каторжных работ Но вернемся в последние годы бурного ХХ века. Спасать шедевр взялись мгновенно, промывая полотно водой. Но очень пострадала самая ценная часть картины — женская фигура: кислота прожгла в живописном слое глубокие борозды, которые тут же заполнили стекавшие сверху картины темные краски, перемешанные с лаком и водой.
Драпировка, прикрывавшая ноги Данаи, растворилась полностью. Но к вечеру химическая реакция была остановлена. Компьютерный анализ показал, что чуть менее 30 процентов авторского письма утрачено навсегда… Над восстановлением картины реставраторы бились долгих 12 лет. Уже до конца 1985 года им удалось укрепить красочный слой и грунт, восстановить лак, был подведен новый дублировочный холст. Еще два года боролись с натеками, появившимися 15 июня 1985 года, когда перемешанные с кислотой и водой частички краски, стекавшие с верхней, темной части полотна, облепили тело Данаи, проникли в поры. Хотя до сих пор в среде реставраторов нет единства, некоторые из них призывали не «измываться» над картиной, а оставить все, как есть… В 1997 году шедевр снова появился в Эрмитаже.
На этот раз под бронированным стеклом… И никаких угрызений совести… Суд над Бронюсом Майгисом проходил в Ленинграде. Он закончился 26 августа 1985 года вынесением приговора: признать вину Майгиса и освободить его от уголовной ответственности как душевнобольного вялотекущая шизофрения. Некоторое время он лечился в психиатрической клинике в Ленинграде, потом был отправлен в Литву, где его выпустили из клиники ввиду того, что Литва стала независимым государством. Однажды журналистам одной из республиканских газет удалось разыскать вандала. Он жил в одном из пансионатов и очень любил играть на аккордеоне. Жалел ли о своем поступке Майгис?
И даже некрасивость лица и тела героини не вредят впечатлению» [10] Даная в России[ править править код ] После распродажи имущества Рембрандта след картины теряется. Когда российская императрица Екатерина II начала подбирать картины для Картинной галереи Эрмитажа, она поручила Дени Дидро способствовать таким приобретениям. Дидро обратил внимание на часть коллекции Кроза , находившуюся у Луи- Антуана, барона де Тьера, которая и была приобретена Екатериной в 1772 году у наследников скончавшегося в 1770 году барона. В числе семи картин Рембрандта были «Даная» и «Святое семейство» [11] [12] [13]. Акт вандализма[ править править код ] Долгое время «Даная» Рембрандта была «жемчужиной» эрмитажной коллекции картин. В субботу, 15 июня 1985 года случилась трагедия. В зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл житель Литовской ССР 48-летний Бронюс Майгис , который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из-под полы склянку, выплеснул трижды её содержимое прямо в центр холста.
Краска немедленно начала пузыриться, кипеть, менять цвет — в литровой склянке была серная кислота. Майгис также достал нож и успел дважды нанести удары по картине. Дежурные зала и сотрудники Эрмитажа пока не подоспела квалифицированная помощь, мужественно пытались спасти живопись, опрыскивая холст из спешно поднесённых стаканов с водой. Сотрудники Эрмитажа опасались, что холст после покушения иссохнет до основания и будет разъеден компонентами моноклинной серы — основы серной кислоты. Работники сняли картину со стены зала, облили водой для максимального снижения эффектов поражения и отправили на реставрацию. На восстановление картины ушло двенадцать лет. После ареста фанатик заявил, что совершил акт вандализма в знак протеста против ввода советских войск в Литву в 1940 году. Позднее экспертиза признала Майгиса невменяемым.
Он сначала объяснял свой поступок политическими убеждениями якобы был литовским националистом , потом обычным женоненавистничеством, а затем стал твердить об обычном желании привлечь к себе внимание. По решению Дзержинского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным [14] диагноз — вялотекущая шизофрения и отправлен в психиатрическую лечебницу города Черняховск, где провёл шесть лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда был выпущен вскоре после распада Советского Союза [15]. Реставрация[ править править код ] Даная. Картина Рембрандта. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург. Май 2021 года Первыми на случившееся откликнулись специалисты Ленинградского технологического института, одновременно директор Эрмитажа Б. Пиотровский позвонил директору Института химии силикатов имени И. Гребенщикова академику М.
Шульцу , послал за ним машину, а тот уже по телефону дал первые рекомендации: поливать холст обильно водой, держа картину в вертикальном положении. Затем, приехав в музей, консультировал реставраторов на месте. Он, вероятно, принадлежал к тем немногим химикам, которые на собственном опыте знают особенности химических процессов, протекающих на поверхности повреждённого произведения и в зонах соединения лакового и красочного слоёв, грунта и холста [16].
Корреджо, Тициан, Тинторетто по-разному изображали золотой дождь, в образе которого предстал перед Данаей Зевс. Этому способствовало и то, что золото стало ассоциироваться с продажными женщинами. Поэтому на картинах художников фигурировали модели в эротичных позах и большое количество золотых монет. Но Рембрандт не собирался делать тонких намёков на проституцию.
В этой картине нет ни продажной любви, ни самого золотого дождя. Есть только свет. Художник заменил поток монет чем-то куда более неуловимым и эфемерным. Сейчас мы привыкли к отретушированным, идеализированным стандартам красоты. Нагое тело стало привычным. Но есть большая разница между «нагим» и «голым». Первое предполагает искусственность, постановочность.
Оно выражает равнодушие к взглядам созерцателей. Второе — это незащищенность, уязвимость, смущение и желание. Одежды нет не только на теле. Мы видим и душу модели. Но она естественна. Создается ощущение, что мы стали случайными свидетелями происходящего. Перед нами девушка, которая только проснулась, она не ожидала, что в её спальне окажется ещё кто-то.
Она естественна, она не понимает, что за золотой свет проливается на неё. Это «драма наготы». Это не модель, привыкшая к публичному обнажению и вниманию, это самая обычная девушка, случайно застигнутая врасплох. Рембрандт создавал это полотно не для продажи. Первый вариант картины был написан в 1636 году. Через два года после его свадьбы с любимой женой Саскией.
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты ее создания
В образе Данаи Рембрандт показал большое чувство, проявляющееся так непосредственно и откровенно. На выставке, которая продлилась год и четыре дня, был представлен спасённый шедевр Рембрандта и полотна Тициана и Бланшара, посвящённые Данае. Пройдёт десять лет, и Рембрандт уничтожит всё, что так радовало и восхищало его. Для Рембрандта его «Даная» имела важное значение: картина писалась не на заказ, а для себя. Спасти "Данаю" Рембрандта помог интерес посетителей Эрмитажа.
"Даная" Рембрандта
Из-за этого возникали недоразумения. В XX веке подход глубоко пересмотрен. Собирается экспертная комиссия, в которой обязательно есть узкие специалисты — эксперты по творчеству мастера, чье произведение планируется восстанавливать. План работ выстраивается с учетом трех принципов. Во-первых, принимается решение, следует ли восстанавливать утраты. Иногда это бывает сделать трудно или невозможно без повреждения изначального красочного слоя. Персонажи «Страшного суда» Микеланджело на стене в Ватикане написаны обнаженными. Однако одному из Римских пап не понравилась эта открытость, и он призвал другого художника, ученика Микеланджело, «дорисовать» одежду. Впоследствии, когда фреске понадобилась реставрация, было принято решение одежду не убирать, поскольку эти работы могли повредить оригинальное изображение. Так, некоторые фигуры на «Страшном суде» по сей день остаются «одетыми». Так, на многих знаменитых полотнах мы можем видеть потемнения, кракелюр — трещинки.
После ее смерти они были изменены и дополнены чертами новой любимой женщины художника. Смеющегося ангелочка в изголовье кровати Рембрандт также переписал, теперь он плачет, очевидно, по усопшей. Непростой оказалась и судьба произведения: в 1985 сумасшедший вандал, посетивший Эрмитаж , выплеснул из склянки серную кислоту на центр картины, а потом дважды ударил полотно ножом.
Такая, почти монохромная, живопись у Айвазовского вовсе не кажется однообразной — она словно светится изнутри глубоким внутренним светом. Чёрное море За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика.
Сюжет - их противоборство и единство. У Айвазовского, отмечал Крамской, «есть вещи феноменальные - например, «Море». Это одна из самых грандиозных картин, какие я только знаю». Чесменский бой Айвазовский занялся, помимо создания видов русских северных портов, и исторической батальной живописью. Эффектная картина «Чесменский бой» рассказывает зрителю о важнейшем эпизоде русско-турецкой войны 1768-74 гг. В июне 1770 года русская объединённая эскадра заперла турецкий флот, считавшийся тогда одним из сильнейших в мире, в Чесменской бухте и в ночь на 26 июня практически полностью уничтожила его.
Турки потеряли в этом бою 10 тысяч человек, в то время как русские — лишь 11.
Однако известны случаи, когда реставраторы по своему желанию, а чаще по требованию владельца картины делали новые записи, варварски уменьшали или, делая приставки, увеличивали размеры полотна. Внесенные изменения, выполненные рукой другого художника, как правило, искажают первоначальный замысел автора. Как же установить, что к полотну старого мастера не прикасалась кисть другого художника и картина дошла до нас в своем первозданном виде? Исследуя картину, искусствовед по цвету красок, по их фактуре, по манере письма, технике живописи делает предположения о возможных в ней изменениях, внесенных реставратором, а пришедшие к нему на помощь рентгеновские лучи позволяют увидеть скрытые за поверхностным слоем нижние слои краски. Подобные подновления коснулись многих произведений живописи, не пощадили и картин, принадлежащих кисти таких мастеров, как Тициан.
Веронезе, Ван-Дейк, и других великих художников. При исследовании картины Тициана «Несение креста», поступившей в Государственный Эрмитаж в 1850 году из собрания Барбариго, было обнаружено, что картина, написанная на холсте, была дублирована наклеена на втором холст с целью укрепления основного xoлста и увеличена за счет приставок, на которых были дописаны голова и руки Симона, рука Христа, крест и часть фона. Было установлено также, что добавления на приставках резко отличаются от живописи на основном холсте картины. На рентгенограмме, полученной с картины «Несение креста», хорошо виден первоначальный размер холста и отверстия от гвоздей, ранее крепивших холст на подрамнике. На этой же рентгенограмме видно изображение мужской головы, отсутствующей на видимом живописном слое картины, почти точно повторяющей голову Христа на другой картине Тициана, «Христос-вседержитель. Сходный рисунок сети кракелюра трещин красочного слоя на обоих изображениях позволяет предположить, что оба они было написаны в одно время.
По всей вероятности, Тициан, недовольный наброском картины «Христос-вседержитель», использовал холст для нового сюжета — «Несение креста». В настоящее время картине Тициана «Несении креста» экспонируется в Эрмитаже в своем первоначальном виде. Увеличение размеров полотна за счет приставок и добавлений было обнаружено в рентгеновской лаборатории Эрмитажа и на произведениях Веронезе «Оплакивание Христа» и «Распятие», поступивших в 1772 году из собрания Креза. Иногда при рентгенографическом исследовании произведений живописи под красочным слоем картины обнаруживается второе изображение, написанное ранее другом мастером. Так, рентгенограмма одной находящейся в немецком музее картины доказала, что это произведение, приписываемое целым рядом крупнейших авторитетов Бернгарду Штригелю умер в 1528 году , написано поверх другой, датированной 1713 годом, и, таким образом, принадлежать кисти Бернгарда Штригеля никак не может. Известны многочисленные случаи современных записей полотен старых мастеров по корыстным соображениям — с целью контрабандной перевозка картин из одной страны в другую.
Несколько лет назад во Франции была раскрыта группа мошенников, изготовлявших и снабжавших частные коллекции и даже музеи разных стран тысячами подделок картин Пикассо, сотнями полотен Миро, Модильяни, Утрилло и других художников. Французский журнал «Пари-матч» писал о том, что «художник Камиль Коро создал всего 700 картин, из которых 100 тысяч ныне находятся в Соединенных Штатах», и горькая ирония этой фразы не лишена основания. Громадное количество подделок заставило правительства ряда стран принять против фальсификаторов картин специальные законы. А сравнительно недавно мир облетела новая сенсация: в Париже найдена картина, принадлежащая кисти Рубенса. Проданная с аукциона картина с изображением Георгия-Победоносца, поражающего дракона, считалась написанной одним из учеников Рубенса. После снятия трех слоев краски, положенной реставраторами в различное время, картина предстала во всем своем великолепии.
Авторитетные специалисты подтвердили, что картина, вне всякого сомнения, принадлежит великому Рубенсу.
"Даная" Рембрандта в Эрмитаже: фотогалерея реставрации
Автопортрет Создавая этот автопортрет, Рембрандт отказался от театральных приёмов, свойственных его ранним автопортретам, и изобразил себя очень просто. Мы не найдём здесь экзотических одеяний и поз. В левой руке художник держит палитру, кисть и муштабель. Однако и сама рука, и вся нижняя часть картины лишь намечены, основное же внимание сосредоточено на голове Возвращение блудного сына История о блудном сыне представляет собой один из самых известных библейских сюжетов. Он использовался многими художниками. Рембрандт не был исключением и неоднократно обращался к нему.
В Библии речь идёт о сыне богатого человека, попросившем отца выделить ему свою часть наследства, покинувшем родной дом и истратившем деньги в кутежах и распутстве. Нищий и больной сын возвращается к отцу, и тот радостно приветствует его, чем вызывает гнев со стороны второго сына. Урок анатомии доктора Тульпа Эта картина, написанная вскоре после переезда Рембрандта в Амстердам, продемонстрировала высочайшее мастерство художника столичным жителям.
Это видно простым глазом. Ноги Данаи были покрыты прозрачным покрывалом.
Сейчас покрывала в ногах Данаи нет, никто его не дописывал. Многие черты лица и тела, которые больше всего пострадали, не восстановлены. Создается новое впечатление от картины, когда все ее боковые части, весь фон вдруг стал по-новому виден. Но надо помнить: секрет для обывателя не является секретом для специалистов. Мы об этом постоянно говорим.
То же можно повторить и в связи с трофейным искусством. Есть журналисты, которые гордятся тем, что они якобы раскрыли этот секрет Полишинеля. Кому надо, тот знал. То же самое могу сказать и по поводу «Данаи». Все мировые специалисты по Рембрандту у нас побывали, со всеми мы советовались в ходе реставрации.
Во всяком случае последние 5 лет, когда я был директором, все происходило на виду у специалистов. Да и прессы было много. Хотя до сих пор почему-то встречается мнение, что все происходило под завесой секретности. И это рождает обывательские слухи. Говорить о подделках просто смешно, потому что существует одна вещь, и к ней, кстати, не допускают посторонних.
Это рентгенограмма, по которой, как по отпечатку пальцев у человека, всегда можно установить, та это картина или нет. И они известны. Говорить о подделках можно только по невежеству, сочетающемуся со стереотипом мышления. Кстати, не только нашим. Всегда и везде вокруг музеев ходят слухи: у них, дескать, половина экспонатов — подделки.
Это стандартные обывательские слухи, которые иногда подхватываются прессой и усиливаются, если есть элемент секретности. Но секретность давно ушла. И объективных причин для слухов нет. Хотя не всех мы допустили к работе с «Данаей», и были разные мнения, что с ней делать. Да, кое-кто из специалистов поговаривал, что никакой настоящей «Данаи» нет, что мы всю ее переписали заново.
Но этого как раз не было.
Узнав об этом, разгневанный Акрисий распорядился замуровать дочь и внука в ящик и бросить в море. Но ящик был выловлен, заточенные в нем мать и сын спасены.
Как рассказывается далее в легенде, Персей, обладавший огромной силой и мужеством, совершил много подвигов. Сбылось и пророчество оракула. Однажды, участвуя в соревновании по метанию диска, Персей оказался в стране своего деда.
Неточно брошенным диском он убил Акрисия. Мотивы мифа о Данае и Персее использовались во многих произведениях искусства. Радостно пробуждение Данаи.
Старуха-служанка отодвигает полог ее кровати, и золотистый свет широким, ровным потоком вливается в комнату. Робко приподнимается взволнованная Даная навстречу свету. Она переживает радостное предчувствие счастья, доверчиво отдается овладевающему ею большому чувству, встречает входящего трепетной, робкой улыбкой и взглядом покорным и одновременно манящим.
Свет чарует ее, вырывает из холодного окружения. Она ласково нежится в теплых лучах, доверчиво протягивает руку вперед, в то же время слегка защищаясь от слепящего света; в этом жесте слились воедино и слабое сопротивление, и призыв. Под влиянием света, властно проникающего в спальню, все словно обновляется, становится радостным, одухотворенным.
Постепенно разгорается красный цвет. Приглушенный, сдержанный тон бархатной скатерти сменяется теплотой розоватых тонов тела, интенсивным горением лент на браслетах; прозрачно просвечивают кончики пальцев протянутой руки. Бесшумно соскальзывает покрывало, обнажая женское тело.
Это тело, написанное с голландки, современницы Рембрандта, далекое от канонов классической красоты, оно подкупает своей жизненной правдивостью, мягкой округлостью форм. Неприбранные волосы женщины, промятая подушка, туфельки, брошенные на переднем плане,— все это придает образу оттенок задушевной интимности и отличает Данаю Рембрандта от классических женских образов Праксителя и Агесандра, Джорджоне и Тициана. Картина подверглась просвечиванию рентгеновскими лучами.
Оказалось, что в первоначальном варианте золотой дождь был. На этом основании и в результате тщательного сопоставления двух вариантов советский искусствовед Ю. Кузнецов делает окончательный вывод - на картине изображена Даная.
Неподалеку небольшая группа искусствоведов Эрмитажа приглушенно переговаривалась. В нескольких шагах от них одиноко стоял Борис Борисович Пиотровский, с опущенными плечами, отрешенно глядя на как бы дымящуюся, изуродованную "Данаю". Глядя на его побледневшее, осунувшееся лицо, я увидел, как по его щекам скатывались крупные слезы... Передо мной в скомканной куче изолированных электропроводов диаметром порядка 0,5 миллиметра лежали два пластмассовых обрезка сантехнической трубы черного цвета, из которой делают отводы для раковин, ванн, диаметром пять-шесть сантиметров и длиной примерно по 20 сантиметров. Один торец этих обрезков был заглушен пробками, а к другим через картонную прокладку вовнутрь подведены провода, общая длина которых была навскидку метров 20, - вспоминает следователь.
Позднее СВУ были вывезены и подорваны в подвале на Литейном, 4. Но если предположить, что Майгис смог бы осуществить подрыв картины, то от полотна в лучшем случае остались бы одни лохмотья и щепки от рамы. Были бы повреждены и другие ценности, находившиеся поблизости, также могли пострадать посетители и персонал Эрмитажа, ведь в обоих устройствах в общей сложности было более 300 граммов аммонита. На допросе Майгис рассказал, что, отслужив в армии в конце 1960-х годов, он работал подсобником на шахтах Пермской и Кемеровской областей. После взрывных работ собирал частично деформированные, а зачастую и с детонаторами шашки, которые не сработали.
Так он набрал трехлитровую банку взрывчатки. А два литра серной кислоты он тоже "на всякий случай" приобрел на дрожжевом заводе в Каунасе, где работал позднее.
Сокровища Эрмитажа: «Даная» Рембрандта
знаменитую коллекцию Пьера Кроза, а в ней среди шедевров - две Данаи: Рембрандта и Тициана. 14 октября 1997 г. в Эрмитаже открылась выставка, на которой после реставрации была показана картина Рембрандта «Даная» (1636) — одно из самых знаменитых полотен в. 20 лет Даная провисела в мастерской Рембрандта, а ушла с молотка, вместе с другим имуществом разорившегося художника. 15 июня 1985 года житель Каунаса Бронюс Майгис, находясь в Эрмитаже, плеснул на картину Рембрандта «Даная» серной кислотой и порезал ее ножом. картина голландского художника Рембрандта, которая создана в период 1636-1647 годы. Однако публику «Даная» разочаровала – ценители творчества Рембрандта говорили, что чувства художника в работе этой больше нет: «Даная» умерла!».
Трагедия не должна быть предметом злорадства
Символика, художественные особенности и место «Данаи» в творчестве Рембрандта: как переписывалась картина и что означают отдельные детали произведения. Рембрандт Даная В живописи есть много популярных сюжетов, которые кочуют из одной эпохи в другую. «„Даная“ Рембрандта не пассивная патрицианка Тициана и не шаловливая жеманница Корреджо, а здоровая женщина, которая вся замлела от восторга, увидав своего супруга.
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
Разгромные рецензии на мировые шедевры Подробнее Куда исчез золотой дождь? Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф. Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия. Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя. После встречи с божеством Даная родила сына Персея, который впоследствии исполнил пророчество. Легенда была довольно популярным сюжетом у живописцев. К нему, например, обращались такие знаменитые художники, как Тициан, Корреджо, Госсарт и Климт. Основное отличие картины Рембрандта от предшественников было в том, что он не изобразил на картине Зевса.
Традиционно падающий золотой дождь, который художники рисовали с помощью охры, голландец в последней версии картины заменил золотистым светом, пробивающимся сквозь балдахин.
Больше всего пострадали пах и живот модели. Были утрачены важные детали: нижний край покрывала, окутывавший ноги Данаи, значительная часть кораллового браслета на левом запястье, связка ключей, которую держала в руках служанка и, самое главное, золотистый свет, струившийся на тело женщины, сообщавший ему мягкий приглушенный блеск и, словно овладевающий им. Неприкрытый эротизм «Данаи» и раньше играл с ней злую шутку. Картину преподнесли в дар Екатерине Великой.
Императрица славилась своими любовными похождениями, поэтому неудивительно, что полотно пришлось ей по вкусу. А вот последующие правители Павел Первый и Николай Первый придерживались других взглядов. Они перемещали картину все дальше и дальше от взглядов людей. Известный французский критик Луи Виардо в середине XIX века, увидев «Данаю», сказал про неё: «Мерзкий сюжет, исполненный с неподражаемым мастерством» Так почему картина Рембрандта казалась такой непристойной, ведь обнаженная натура встречалась на картинах художников постоянно? Попробуем ответить на этот вопрос, но вначале обратимся к мифологии.
История «Данаи» заимствована Рембрандтом из мифологии Древней Греции. Смысл истории прост — от судьбы не уйти. Царь Аргоса Акрисий стремился избежать исполнения пророчества, согласно которому его должен был убить собственный внук. Свою единственную дочь Данаю правитель заточил в «медной башне». Но что могло остановить Зевса, который хотел овладеть какой-либо женщиной.
Это у других богов бывали неудачи. Громовержец же всегда достигал цели. Он проник в темницу, а потом и в деву в облике золотого дождя. Отца рассказы Данаи о том, что она забеременела от золотого ливня, не убедили. Несчастную с ребенком заключили в большой ларец и отдали на волю волн, но такой способ казни в мифах никогда не был успешным.
Приговорённые к смерти выжили. И пророчество сбылось. Якобы случайно, но всё же. Сына Данаи и Зевса назвали Персеем. Однажды юный герой упражнялся в метании диска.
Диркс, которая стала любовницей Рембрандта после смерти Саскии, была невероятно ревнива. Она ревновала даже в памяти почившей супруги мэтра. Но более всего ее ранили черты Саскии, воплощенные в «Данае». Мастер уступил просьбам любовницы и изменил картину. Именно поэтому в образе царевны воплотились черты двух любимых художником женщин. Рентгеновские исследования подтвердили, что холст был изменен. Изначально Даная была абсолютно похожа на Саскию, ее поза была чуть иной: рука не вытянута вперед, а поднята вверх, к льющемуся свету. И Купидон на первоначальном варианте был весел. Печаль на его лице появилась лишь после доработки. Возможно, Рембрандт так выразил свою скорбь по Саскии.
В 1985 году, в начале лета с «Данаей» случилась огромная беда.
Практически полностью была уничтожен фрагмент, изображающий драпировку на ногах. На реставрацию картины ушло 12 лет. После атаки эксперты предлагали поместить оригинал в хранилище, а в музее выставить копию. Однако в 1997 году полотно руки Рембрандта вновь выставили в Эрмитаже, но уже под бронированным стеклом. А судьи кто? Разгромные рецензии на мировые шедевры Подробнее Куда исчез золотой дождь? Рембрандт писал «Данаю» с 1636 по 1647 год. В основу шедевра лёг древнегреческий миф.
Даная была дочерью царь города Аргоса Акрисия. Согласно преданию, последний должен был умереть от руки своего внука. Чтобы не допустить этого, правитель заключил дочь в подземелье и приставил к ней служанку. Девушка так бы и провела всю жизнь в темнице, если бы её не заметил бог Зевс, который проник в комнату в виде золотого дождя.
«Даная» – почему ценители творчества Рембрандта называют картину «мёртвой»?
Рембрандт изменил картину после смерти жены, придав Данае черты своей любовницы. На вопрос корреспондента отдела культуры редакции «ГлагоL»МТ, как директор Эрмитажа однозначно отвечает на вопрос — «Даная» Рембрандта, которую облили кислотой, погибла. Картину Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга», известную как «Ночной дозор», с начала XX века. Однако публику «Даная» разочаровала – ценители творчества Рембрандта говорили, что чувства художника в работе этой больше нет: «Даная» умерла!». Спустя годы Рембрандт создаст «Данаю» – полотно, которое станет одним их самых значительных его произведений на мифологические сюжеты.
Содержание статьи
- Жена с чертами любовницы
- Куда исчез золотой дождь?
- Воскрешение “Данаи”
- Драма наготы. «Даная» Рембрандта ван Рейна |
- "Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
"Даная" Рембрандта: история картины и интересные факты
Взгляд Данаи устремлен к свету. Весь ее вид выражает нетерпение, но на лице заметна искренняя радость. В основе картины лежит история о Данае — дочери царя Аргоса. На полотне запечатлен момент первой встречи девушки с богом Зевсом. Примятая подушка говорят о том, что еще мгновение назад Даная крепко спала. Массивная позолоченная ножка кровати украшена головой орла. Согласно мифологии, именно эта птица являлась спутником и символом Зевса.
Написана маслом на холсте размером 185 х 203 см. Экспонат Государственного Эрмитажа Санкт-Петербург. Автор полотна Рембрандт Харменс ван Рейн 1606-1669 — грандиозный мастер передачи человеческих переживаний в портретной, религиозной, мифологической, жанровой и исторической живописи. Великолепный портретист, художник раскрывал самые глубокие чувства солдат, умудрённых опытом стариков и надорванных жизнью старух. Красноречивы серии портретов апостолов и автопортретов. На сегодня исследователям известно 346 картин кисти живописца, а также около 100 рисунков и 300 офортов. Описание картины Рембрандта «Даная» По центру полотна роскошная постель, на которой лежит обнажённая молодая женщина. Поза её непринуждённа: опершись левой рукой на пышную подушку и приподняв голову, она лежит на боку, приподняв правую руку в приветственном или прощальном жесте. Запястья её украшают браслеты из белых и розовых бус, на безымянном пальце левой руки колечко. Волосы, ранее убранные в причёску, теперь распушились. Взгляд женщины устремлён в сторону от зрителя, она чуть улыбается — спокойна и мила. Тёплый и яркий солнечный свет мощным потоком освещает мягкие контуры тела женщины.
Процесс реставрации начали в тот же день. После консультации с химиками, художники-реставраторы промыли поверхности картины водой и добились прекращения химической реакции, а затем укрепили красочный слой традиционным для эрмитажной реставрационной методики трехпроцентным осетрово-медовым клеем. Только в 1997 году, после длительного возвращения картины к жизни, тяжёлого процесса наслаивания краски, работы с микроскопами и лаком, картина была вновь представлена широкой публике, Позже директор Эрмитажа Михаил Пиотровский писал: «Данае удалось сохранить душу. Искалеченная, она тем не менее жива, излучает свой таинственный свет». Адрес Государственный Эрмитаж, Дворцовая пл.
В сентябре 1997 года «Даная», возвращенная к жизни реставраторами Эрмитажа, была выставлена на всеобщее обозрение в зале по соседству с Рембрандтовским. Здесь же разместилась экспозиция, рассказывающая о процессе возрождения картины. Нынешним летом полотно должно окончательно вернуться в Рембрандтовский зал. К истории 15-летней давности сегодня можно было бы и не обращаться. Однако после демонстрации по телевидению сериала «Бандитский Петербург» вокруг «Данаи» вновь поднялась волна слухов. В это же время доброе имя Эрмитажа было задето еще одной историей — проверка Счетной палаты якобы выявила недостатки в хранении экспонатов. И хотя впоследствии оказалось, что обвинения были надуманными, эхо скандала звучит до сих пор. ФОТО Александра Дроздова — Михаил Борисович, еще совсем недавно журналисты писали, что ни одну картину специалисты не изучили так подробно, как «Данаю». Известен каждый этап работы реставраторов. Отчего же, как вы думаете, люди так охотно верят в плохое и не верят в хорошее? Речь шла о проверке российской школы реставрации, которая отличается от многих европейских школ. Нам часто говорили: у вас слишком темные картины. Действительно, реставраторы Эрмитажа не стараются придать старым полотнам блеск репродукций. Мы боимся повредить мазок художника, мы все делаем, чтобы только не вторгнуться в авторскую живопись. Наши принципы прошли испытания в работе с «Данаей». Возможно, представители некоторых других реставраторских школ сделали бы «красивше». Но нам было важно не совершить ни одного лишнего шага. И, кстати, сейчас, в конце XX века, нашими традициями восхищаются. Наши реставраторы работали только при дневном свете. Важно было ни в коем случае не дописать ничего за художника. Что можно восстановить — восстановлено, что нельзя — того нет. Это видно простым глазом. Ноги Данаи были покрыты прозрачным покрывалом. Сейчас покрывала в ногах Данаи нет, никто его не дописывал. Многие черты лица и тела, которые больше всего пострадали, не восстановлены. Создается новое впечатление от картины, когда все ее боковые части, весь фон вдруг стал по-новому виден. Но надо помнить: секрет для обывателя не является секретом для специалистов. Мы об этом постоянно говорим.