Синдром вахтёра (синдром консъержки, синдром маленького начальника, синдром гардеробщика, синдром швейцара, синдром модератора, ВНЕЗАПНО комплекс бога, начальник шлагбаума, суслик-агроном, водитель лифта, генерал калитки, директор паники) — болезнь. Это называют синдромом вахтёра — якобы у людей, наделённых мелкой властью, есть желание самоутвердиться, унижая окружающих.
Форма поиска
- Синдром вахтера / Хабр
- 15 синдромов человека, которые так или иначе влияют на нашу жизнь | Статья на
- Почему появляется синдром вахтера
- Вас много, а я одна: что такое синдром вахтера
- Вижу синдром вахтера в других
- О синдроме вахтёра | Пикабу
Синдром вахтера (комплекс маленького начальника): что это в психологии
На чтение 3 мин Просмотров 76 Опубликовано 03. Так называют тип поведения, при котором человек, наделенный невысоким социальным положением, испытывает потребность продемонстрировать свою значимость и власть. Например, уборщица, которая грубит тем, кто ступает на только что вымытый пол, или охранник, который проводит тщательный досмотр, даже если на это нет причин. Люди с синдромом вахтера злоупотребляют своим незначительным объемом прав и полномочий, пуская в ход придирки, критику, чрезмерную строгость и даже агрессию, а также могут создавать всевозможные препятствия. Они пытаются выразить собственное превосходство, используя служебное положение, и наслаждаются тем, что их должность якобы позволяет им командовать другими людьми и даже хамить. Почему они так себя ведут? Несмотря на говорящее название, этот синдром встречается у людей любых профессий, отмечают психологи.
Примеры[ edit edit source ] Администратор, страдающий синдромом вахтёра, стремится заблокировать как можно больше пользователей, придираясь к самым небольшим нарушениям, лишь бы повысить свой счетчик блокировок. При этом, при наличии возможности блокировать по IP, данный блок применяется при первой же возможности, даже когда потенциальный нарушитель не пытался обойти блок. Замечено большое количество вахтеров в таких проектах, как Луркоморье , Циклопедия и других. Страдающие синдромом вахтёра встречаются и в жизни, как правило это небольшие начальники или надзиратели, которые таким образом реализуют своё желание властвовать.
Такие люди имитируют бурную деятельность, лишь бы их не отвлекали и вообще не трогали. И если задеть вахтера, то он всеми возможными способами намекнет, что вы непонятно кто, и вообще непонятно, зачем сюда пришли. Единственная цель человека, страдающего комплексом маленького руководителя, это показать, что ваша просьба невыполнима. А если и очень важна, то сделать это безумно сложно и стоить будет просто огромнейших усилий такому важному человеку. В интернете В интернете недугу вахтера подвержены системные администраторы различных сайтов и модераторы. Может проявляться на любых ресурсах. К примеру, на форумах они ищут нарушителей, поучают всех вокруг и стараются исполнять чужие обязанности, показывая свою важность. В социальных сетях подверженными синдрому начальника считают некоторых администраторов групп и сообществ. В связи с тем, что это их территория, такие люди считают своим правом делать все, что хотят, а другие не вправе их останавливать. Чувство безнаказанности порождает еще более абсурдные действия со стороны этого вахтера. Модераторы и администраторы часто отвечают на сообщения пользователей с большой неохотой и показывают, как они раздражены такими глупыми, очевидными вопросами. Они пытаются сказать, что уже сделали вам огромное одолжение, когда ответили на вопрос. На некоторых сайтах такие экземпляры любят банить людей по любому поводу и потом смотреть, как этот человек вымаливает прощение. Часто выставляют предупреждения за якобы оскорбление. Под прикрытием исправления грамматических ошибок в статье, исправляют и стирают все, что можно и нельзя или не нравится. А те, что неспособны даже править статьи, просто ставят пометки о неграмотности и несоответствии. Модераторы и администраторы форумов нередко страдают синдромом вахтера Держать и не пущать «Держать и не пущать» — принцип самовлюбленных командиров, которые вышли из низкого сословия.
Синдром вахтёра идёт рука об руку с таким явлением, как те же метробабки: в обоих случаях имеет место попытка неудачника самоутвердиться за счёт того, кто слабее или, волею судьбы, находится в некоторой зависимости от самоутверждающегося. Некоторые полагают, что болезнь неразрывно связана с ФГМ. Другие не сомневаются, что вахтёризм, как и быдло-гопотизм, это проявление тупого животного страха остаться в самом низу иерархии рабско-крепостнического строя.
"Синдром вахтера". Как общаться с тем, кто вымещает на нас свои комплексы
Стоит поручить ребенку какую-то ответственную задачу, предложить проверить что-то или проконтролировать определенный процесс например, проверять сменку , как в нём просыпается «вахтер». Важно вовремя предостеречь его от некрасивых поступков. Люди с синдромом вахтера демонстрируют чрезмерное служебное рвение, когда дело касается очередных проверок и перепроверок. Они стремятся показать окружающими, какими важными сотрудниками являются и как много зависит от их решений. Стремление показать важность своей работы присутствует у всех, но «вахтеры» делают это, причиняя неудобства окружающим. Наиболее характерные признаки «вахтеров»: злость на других за небольшие ошибки; пренебрежительное и бестактное отношение к окружающим; отстраненность, подчеркнутая надменность; экспрессия, повышенная эмоциональность; «токсичный» сарказм, постоянно присутствующий в общении. Человек с синдромом вахтера постоянно жалуется, старательно следит за чужими ошибками и бурно на них реагирует, любит доносить начальнику на коллег. При этом он считает себя невероятно полезным. Интересно, что работники из «вахтеров» получаются весьма посредственные, поскольку им не свойственно критично рассматривать собственную работу. Другая характерная особенность поведения — регулярные намеренные опоздания.
Психолог, руководитель в сфере HR Олеся Миросенко рассказала «Известиям», что таким людям больно признаться себе, что «я никуда не гожусь». Поэтому вступают защитные механизмы психики, она обретает внешнюю направленность и превращается в атакующую позицию «они никуда не годятся». Поведение «вахтера» направлено на то, чтобы доказать последний тезис через принижение других. Не все люди, получившие какие-то полномочия, начинают ими злоупотреблять и страдать от синдрома вахтера. Теперь во взрослой жизни он проживает травмы доступным ему способом, реализует свои потребности за счет других. Например, работник занимает низкую должность и терпит со стороны коллег или клиентов хамство и высокомерие, поэтому он чувствует, что должен нанести удар первым. Как вести себя с «вахтерами»?
Так вы сможете увидеть в нём не самодура, а «взрослого ребёнка», который проживает свои детские травмы доступным ему способом. Так можно снять напряжение и эмоционально абстрагироваться. Довести ситуацию до абсурда. Это уместно в том случае, если не обойтись без вашего ответа или вам самому хочется как-то отреагировать. Пример: «вахтёр» сыпет придирками, а вы неожиданно начинаете полностью поддерживать сказанное им, а ещё и добавляете подробности. Вариант фразы: «Я вам больше скажу, я не только неаккуратно заполняю документы, но ещё и постоянно забываю выключить дома утюг». По словам Миросенко, обычно человек в позиции преследователя не ожидает подобной реакции. В итоге это может снизить уровень его агрессивности в моменте, а иногда даже стать началом более благоприятного контакта.
Поэтому прежде, чем относить человека к индивидуумам с синдромом вахтера, стоит почесать свою тыковку и покумекать. Вполне возможно, что человек придирается не из-за своей жажды самоутверждения, а из-за реальной необходимости и объективных причин. Как быть с синдромом вахтера? У вас синдром вахтера 1. Повысьте самооценку. У человека с адекватной самооценкой найдутся куда более интересные занятия, чем докапываться по каждому поводу. Закалите свой характер. При чем совершенно не обязательно для этого взбираться на Эверест. Вполне достаточно довести до некоего нормального состояния, при котором сама идея придирок станет неразумной. Займитесь личностным ростом. Чем больше вы знаете и умеете, тем больше у вас широта взглядов. Соответственно, и многие вещи не будут восприниматься однобоко. Без шуток, отдых позволяет снять стресс. Отсутствие же нервов позволяет "серому веществу" более объективно воспринимать общую картину. Заведите хобби.
Спасибо, ваша задача принята!
- Спасибо, ваша задача принята!
- Синдром вахтера
- Комментарии
- Излечим ли "синдром вахтера" в частной охране?
- Почему они так себя ведут?
"Синдром вахтера". Как общаться с тем, кто вымещает на нас свои комплексы
Многие стараются отплатить людям с «синдромом вахтера» той же монетой — презрением, хамством, грубостью. Синдром вахтёра — это профессиональная деформация, которая заключается в изменении отношения к другим участникам, повышенным требованиям к их квалификации, проявление излишней категоричности в отношении «чужого» вклада. Синдром вахтера – это поведение, которое выражается в стремлении человека, занимающего низкую должность, самоутвердиться, компенсировать какие-то свои личные проблемы путем придания своей социальной роли особой важности. Подписывайтесь на наш телеграм-канал Сегодня в нашем выпуске мы поговорим о том, что такое синдром вахтера. Есть и другие причины «синдрома вахтера»: иногда человек просто не до конца понимает свои должностные обязанности или же хочет «выслужиться», поэтому имитирует активную деятельность, чтобы его повысили.
16 историй о людях с синдромом вахтера, которые готовы кого угодно «поставить на место»
И у "маленького" человека возникает "синдром вахтера". Если хоть что-то в его власти, он будет этой властью упиваться и мучить других людей. Это месть. Это подчеркивание своей важности. Он может пустить, а может - не пустить. Может дать справку, а может заставить вас еще раз прийти. Может нахамить, унизить, - ведь от него кто-то зависит! Вот он и превращается в Ивана Грозного или в помещицу Салтычиху.
И испытывает крайнее удовольствие от того, что может куражиться над людьми. Это психологический садизм. При общении с таким "вахтером", кем бы он ни был, нельзя разговаривать слишком вежливо и проявлять неуместную деликатность. Только "маленький человек" их воспринимает как слабость. Значит, надо вами можно поиздеваться. И что-то вам очень нужно, раз вы так вежливы и угодливы.
Но это лишь одна из стратегий взаимодействия с «вахтёром», которая может вам и не подойти. Другие варианты в беседе с «Известиями» назвала психолог-консультант Олеся Миросенко. Проявляется в чрезмерных придирках, критике, нарочитой агрессивности и создании всевозможных препятствий другим. При этом подсознательно такой человек считает, что он никуда не годится. Но внутри включается защита: это не про меня, а про других — они никуда не годятся. И «вахтёр» начинает доказывать это себе, принижая окружающих. Он постоянно ищет в них изъяны — отсюда возникают поводы для конфликтов. При этом за действиями «вахтёра» стоит потребность в признании, внимании и одобрении, которые он недополучил в детстве, объяснила психолог.
Это не шутки, и не приколы, дорогие читатели, Валерий Васильевич действительно был настолько конченным человеком. На него жаловались и студенты, и родители студентов, и даже преподы, но Валерий Васильевич был непотопляемым - казалось, даже сам дьявол не сбросит его с его трона-проходной. Но закончилось это всё буквально в один день. Однажды, к этой общаге подъехала девятка, с неё вышли крепкие парни, прямо с "трона царя" сняли Валерия Васильевича под белые рученьки, дали под белый дых, и увезли в неизвестном направлении. Через неделю Валерий Васильевич нашёлся в больнице соседнего городка с черепно-мозговой травмой, переломом нескольких рёбер и множественными ушибами. В общаге он работать больше не смог, так как стал дурачком - то листья под видом газет у вокзала раздавал, то регулировщиком себя представлял, выбегая на проезжую часть, и всё в этом духе.
А по какому вопросу? И не важно, кто перед вами: консьерж, охранник или мелкий клерк — эти люди оскорбляют нас одинаково умело. Термин, обозначающий злобного человека у проходной, появился в постперестроечные годы. Выполняли свои функции в стиле «шаляй-валяй» и с ними всегда можно было договориться», — поясняет психолог Ольга Маховская, автор книги «Зависть, как повод для нежности». Долгое время такой труд оплачивался намного выше, чем работа учителя или врача». Это, в общем, все и испортило: люди этих профессий осознали свою значимость и возможность управлять другими. Корни этого явления, по мнению психологов, стоит искать в принципах воспитания. Мы мало уделяем внимания тому, как объяснить ребенку поэтапно те или иные механизмы действия, зато регулярно контролируем и наказываем», — рассуждает Маховская. Вспомните, как подростки описывают свою будущую карьеру: «Стану большим начальником, буду командовать». Не «соберу свою команду и сделаю классный проект». Ключевые слова «буду командовать», то есть запрещать. Часть из этих подростков действительно становится руководителями высокого ранга. Но уделом многих остается должность «начальника шлагбаума». Там они и реализовывают свои карьерные амбиции: демонстрируют свою важность, оскорбляют людей. Как его распознать?
«Синдром вахтера»: почему люди даже с малейшей властью слетают с катушек
Есть и другие причины «синдрома вахтера»: иногда человек просто не до конца понимает свои должностные обязанности или же хочет «выслужиться», поэтому имитирует активную деятельность, чтобы его повысили. Таким образом, «синдром вахтёра» является уникальным российским или, как можно сказать в целом, советским и постсоветским явлением. Синдром вахтёра (синдром гардеробщика, синдром модератора, начальник шлагбаума, суслик-агроном, генерал калитки) — болезнь, поражающая низшие формы человекообразных. Есть и другие причины «синдрома вахтера»: иногда человек просто не до конца понимает свои должностные обязанности или же хочет «выслужиться», поэтому имитирует активную деятельность, чтобы его повысили.
Синдром вахтера: почему нас оскорбляют незнакомые люди
Синдром вахтёра (синдром гардеробщика, синдром модератора, начальник шлагбаума, суслик-агроном, генерал калитки) — болезнь, поражающая низшие формы человекообразных. Синдром вахтёра — это жгучее желание «маленького человека» продемонстрировать власть по самому ничтожному поводу и даже без него. Есть и другие причины «синдрома вахтера»: иногда человек просто не до конца понимает свои должностные обязанности или же хочет «выслужиться», поэтому имитирует активную деятельность, чтобы его повысили. Синдром вахтера — это желание человека, обладающего небольшой властью, демонстрировать свою значимость. Синдром вахтера — это желание человека, обладающего небольшой властью, демонстрировать свою значимость. Синдром вахтера обычно возникает в поведении людей с низким социальным статусом, которые компенсируют это чрезмерной критикой и агрессией, подчеркнула специалист.
Определение феномена «синдром вахтёра»
Но нередко случается, что досконально проработав тему какой-либо статьи, автор-вахтёр успокаивается на достигнутом, считая данную тему раз и навсегда исчерпанной. Внесение любых исправлений, даже стилистических или оформительских он считает неприемлемым покушением на его авторитет и компетенцию. Не пуская никого в «свои» статьи, некогда уважаемый автор погружает их в состояние стагнации. Особенно трудно приходится новичкам, которые свои первые тестовые правки попробуют вставить в статью участника-вахтёра. Их ждут отмены, откаты, ворох упрёков в непрофессионализме.
Они придумывают правила, которых нет, требуют ненужные документы и создают преграды на пустом месте, наслаждаясь зависимостью людей от их решения. Что с ними не так? Дело в том, что такие люди чувствуют потребность компенсировать чувство собственной неполноценности и, скорее всего, невостребованности в личной жизни. По этой причине люди с таким синдромом ищут жертву, на которую можно выплеснуть свою обиду. А с коллегами и руководством такое не получится, а вот с вами можно.
Чтобы немного «поставить больного на место», можно ему намекнуть, что от его поступков и решений могут быть негативные последствия. Такого поведения вахтеры очень боятся. Методы лечения Психологи утверждают, что стать слабым можно очень быстро, поэтому необходимо вовремя начинать лечение. Специалисты советуют поменять место работы, если она очень не нравится, а на людях показывать свои настоящие чувства и не играть.
Если поменять работу не выходит, нужно просто взять отпуск и поехать отдохнуть на несколько недель, начать заниматься спортом или йогой. Весь негатив выплескивать не на окружающих, а в спорт. Существует большое число дыхательных и гимнастических методик, которые помогают расслабиться. Необходимо выбрать для себя наиболее подходящую. Отдых помогает предотвратить эмоциональный срыв, поэтому тот, кто не хочет заболеть синдромом вахтера, должен следовать советам психологов. Понять для себя, каких целей нужно добиться в жизни, и постараться их понемногу достигать. Стоит осознавать, что работа — это средство, а не цель. Найти друзей и после работы стараться вместе с ними отдыхать. Можно заниматься любимым хобби и совместить его с друзьями и семьей.
Начать заниматься спортом. Правильно отдыхать в выходные и каждый год ездить в отпуск далеко от дома. Необходимо правильно распланировать свое время и не работать дома. Контролировать свои эмоции и настроение.
Охранник может не пропустить, мелкий чиновник — потребовать очередную справку, а гардеробщик — пожурить успешного бизнесмена или почтенного профессора за расстегнутые карманы куртки. Интересно, что в советское время люди тоже прекрасно понимали, что такое синдром вахтера, хоть и не пользовались данным термином. Хрестоматийным примером является классическая крылатая фраза советской продавщицы «Вас много, а я одна! Также на эту тему высказывались популярные юмористы, типичный «вахтер» присутствует во многих фильмах и литературных произведениях.
Как общаться с «вахтерами»? Столкнувшись с «вахтером», провоцирующим вас на конфликт, постарайтесь сохранять максимальное спокойствие. Не придавайте значения его «токсичной» манере поведения — для него это норма. Общайтесь спокойно и делайте вид, что ничего не происходит. Если возникает желание ответить на его вызывающее поведение, напомните себе, что есть как минимум четыре причины не делать этого: он уже продемонстрировал скверный характер и готовность к конфликту; у него имеется немалый опыт подобных споров; наверняка он может причинить вам бюрократические неудобства; согласившись на конфликт, вы доставите ему удовольствие.
Синдром вахтера и стоит ли с ним бороться?
Менеджер магазина подтвердил, что можно приходить с собакой при условии, что пес на поводке и хорошо себя ведет. Собираемся войти внутрь, и вдруг дама на стоянке кричит нам: «Это служебная собака? Дама, очень снисходительно: «Тогда вам туда нельзя». Мы: «На самом деле в этот магазин разрешено приходить с собаками, мы звонили и уточняли у менеджера». Дама: «Вы не можете взять ее туда! А в гипермаркете, проходя через кассу, зазвенела.
Охранник попросил сумку проверить, нашел эту жидкость и сразу же принял нервный вид. Я объяснила ситуацию, но слушать меня никто не собирался. В этот момент у секьюрити зазвонил телефон, и он ответил: «Алло! Я занят, я на задержании преступника». У отдела кадров есть такая заморочка: в 8:30 обходить каждый кабинет и проверять, на месте ли сотрудник.
Если кого-то нет, пишется докладная на имя директора. С сентября у меня накопилось около 40 штук таких объяснительных. Вызвали на ковер, крики, угрозы испортить мне трудовую. Я сижу, глаза в пол. Мне дают слово: «Извините меня, но такое будет повторяться».
Гневно охают. Продолжаю: «Согласно договору, мой рабочий день начинается с 9:00». И ведь никто не извинился. Однажды мы обслуживали свадебный банкет, и одна из теток невесты была невероятно груба и все время требовала: «Я родственница невесты, так, дай мне то, дай мне это». И вот ждет она своей очереди получить напиток и громко жалуется на все, а затем говорит обслуживающему ее человеку, что он слишком медлительный.
Модераторы и администраторы часто с большой неохотой реагируют на сообщения пользователей и показывают, как их раздражают такие глупые и очевидные вопросы. Они пытаются сказать, что уже оказали вам огромную услугу, когда ответили на вопрос. На некоторых сайтах такие кейсы любят банить людей по какой-то причине, а потом смотреть, как этот человек извиняется. Предупреждения часто выносятся за предполагаемые оскорбления. Под видом исправления грамматических ошибок в статье исправляют и удаляют все, что можно и нельзя или не нравится.
А не умеющие даже статьи редактировать просто отмечают безграмотность и непоследовательность. Держать и не пущать «Берегите и не отпускайте» — принцип самовлюбленных командиров, происходивших из низшего сословия. Это выражение используется с древних времен, а в современной психологии объясняется как стремление такого начальника никого и нигде не оставлять, запрещать все, что можно, и ругать за все, что не запрещено. Такой индивидуум может втайне радоваться, что все не могут, а он и его друзья могут. Есть смельчаки, которые пытаются возмутиться такими запретами, но правитель их быстро успокаивает.
Объясняется это попыткой повысить уровень самооценки и показать окружающим, кто здесь хозяин. Комплекс неполноценности здесь сочетается с манией величия, что иногда может иметь катастрофические последствия. Способы общения При общении с людьми с синдромом линчевателя следует помнить о нескольких ключевых моментах, которые помогут сделать общение менее токсичным: Иногда стоит притвориться, что вы признаете всю силу «линчевателя»; это поможет решить проблему довольно быстро. Проще всего это сделать, поблагодарив человека за его работу или указав, что без него все было бы намного хуже. Подыгрывая вам, желание пообщаться в неформальной обстановке за чашечкой чая и искренний интерес к делам собеседника повысят вашу самооценку.
Это положительно скажется на тональности общения. Но делать это нужно максимально естественно, чтобы это не выглядело как ругань и низкопоклонство. Если вышеперечисленные способы вам не близки, то стоит остановиться на сухом официальном стиле общения. Только такой человек может справиться с плохим характером больного человека. В особых случаях, когда ни одна из тактик не работает, можно поискать чит.
Люди с синдромом линчевателя, как бы они ни чувствовали себя командирами, выполняют указания начальства. Поэтому в случае разногласий стоит позвонить руководству организации или просто заявить «сторожу» о своем намерении это сделать. Высокомерие и манерность человека с синдромом линчевателя — его оружие, которым он провоцирует других. Поэтому не отвечать на комментарии и оставаться равнодушным ко всяким колкостям — отличная тактика поведения с такими людьми. У них не будет другого выбора, кроме как выполнить вашу просьбу.
Желание больного человека обрести власть над другими настолько велико, что он может воспринимать элементарную вежливость как слабость.
Обычно их работа связана с выдачей справок, оформлением документов и прочей бюрократической деятельностью. У психологов присутствует отчетливое понимание, что такое синдром вахтера, как он развивается и проявляется. Данное явление хорошо изучено и обосновано, поскольку встречается довольно часто и оказывает значительное влияние на поведение поддавшегося ему человека. Но психическим расстройством оно не считается, поэтому в МКБ-10 и аналогичных классификаторах отсутствует.
В психологии синдром вахтера считается деформацией личности, обусловленной стремлением «маленького» человека к власти над другими людьми. Если данное стремление ежедневно подкрепляется возможностью «вершить судьбы», состояние постепенно усугубляется. Его поступки становятся низкими и подлыми не только в работе, но и в повседневной жизни. Как проявляется синдром вахтера? Для людей с данным синдромом характерно «токсичное» поведение.
Они всячески стараются утвердиться за счет окружающих: оскорбляют, унижают, издеваются над ними.
Здесь помогает в случае конфликта либо призвать к обсуждению группу, либо, если допустим, это форум на каком-то тематическом сайте — написать на общий адрес редакции или сайта. Принцип «нажимать на кнопку этажом выше» — главное оружие в борьбе с «вахтерами». Жаловаться, конечно, не очень хорошо, но в этой ситуации весьма эффективно. Не надо спорить с фейс-контролем А вот пререкаться с крепкими ребятами на входе в ночной клуб, по мнению нашего эксперта, не стоит.
Он должен кого-то отбраковать. Если он этого не сделал, вроде бы как и не работал. Обидно, что в этот список попадете вы, но лучше просто развернуться и уйти». Вывод: если нет «властного ресурса» в виде телефона владельца клуба, не стоит втягиваться в спор. Просто посочувствуйте человеку и отправляйтесь в другое заведение.
А если это госслужащий? В поликлиниках и других присутственных местах хорошо работает методика «вас в дверь, а вы в окно»: просто методично повторяйте нужные вопросы в разных формах. Иногда можно вообще твердить, как попугай, одно и то же. Допустим, вам отвечают в детской поликлинике, мол, у них сегодня неприемный день. Той же интонацией уточняйте: «Мне не на прием, я за направлением на молочную кухню».
Удачный пример сочетания позиции простоватого недотепы и настойчивого гражданина, которому «только на минутку» — Фрося Бурлакова.