Провожали зиму сожжением чучела Масленицы, то есть символическими похоронами. Сжигание чучела означает обновление: в костер специально бросают старые ненужные вещи, чтобы сжечь все плохое, печальное, грешное. История Масленицы, помимо блинов, сжигания чучела и походов по гостям, неразрывно связана и с разнообразными увеселениями и забавами. Обряд сжигания чучела на Масленицу, по поверьям язычников, нужен для того, чтобы уходило все плохое.
Надоела зима? Сожги ее, разорви или утопи
- ❓ ЧТО ОЗНАЧАЕТ СЖИГАНИЕ ЧУЧЕЛА НА МАСЛЕНИЦУ? |
- Пять фактов о Масленице, или Зачем сжигать чучело
- Чучело масленицы: сжигать или не сжигать? Зачем сжигают чучело масленицы
- Пожарная безопасность на масленицу: правила и ответственность
- Когда отмечают Масленицу
- Чучело масленицы: сжигать или не сжигать? Зачем сжигают чучело масленицы
Кукла и чучело Масленицы: значение оберега
В России с языческих времён этот праздник именуют Масленицей, Блинницей, Прожорной или Сыр. Сжигание чучела на Масленицу — древний обряд, который символизировал воскрешение новой жизни через смерть, разрушение чего-то старого. Кульминацией Масленицы становится сжигание чучела, которое по языческим верованиям олицетворяет богиню зимы и холода – Морену или сжигают чучело на Масленицу и как его сделать своими руками, читайте в Sputnik. Как появилась традиция сжигать чучело на Масленицу. Масленичная неделя завершается Прощеным воскресеньем, когда сжигают соломенное чучело Масленицы – символ зимы.
Как называется чучело, которое сжигают на Масленицу?
Допустимо ли существующие веками народные традиции трансформировать и подгонять под требования сегодняшнего дня? Ru обратился к священнослужителям. Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения.
Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он. Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник.
Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он. Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу.
И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник.
Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он.
Сожжение чучела — это выражение идеи обновления и возрождения через гибель. Само чучело символизирует собой нечто схожее с птицей Феникс. Потому вместе с ним принято сжигать также старые вещи, а сам пепел развеивается по полям землепашцев и огородам с тем, чтобы обеспечить в наступившем году богатый урожай. Принято считать, что вместе с чучелом сгорают беды и проблемы прошлого, кончается зима и наступает весна.
Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто. Впрочем, попытка искоренить "бесовское веселье" не удалась — народ отстоял свое право веселиться в последние дни зимы. Только с XVIII века Церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гулянья царей еще больше укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили ее суть. Со второй половины XVIII века Церковь "адаптировала" праздник для своих целей — теперь масленичная неделя предшествовала Великому посту. На состав продуктов, пригодных к пище в этот период, наложили ограничения и дали название неделе — Мясопустная потому как мясо уже нельзя , или Сырная потому что сыр, молоко, яйца и, конечно, блины — можно. С укоренением христианства Масленица перестала быть просто праздником весны.
И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий. Оно всем желающим предлагает свое видение смысла масленицы с символикой увеличивающегося дня, блинами, по форме напоминающими солнце и проч. Церковь столетия потратила на воцерковление языческого календаря и народной обрядовости. До конца, как уже было сказано, язычество так и не умерло. Оно теперь в любой момент будет готово, украсив голову в зависимости от сезона то русалочьим венком, то скоморошьей шапкой, явиться на народное гулянье и предложить свой вариант понимания мира. Отражение языческих нападок на историческую Церковь теперь будет одним из если и не самых тяжелых, то самых постоянных занятий церковных апологетов. Так что над масленицей умничать нечего. Это недельный период времени, когда мясо уже не естся, а на молочную пищу отменяется пост в среду и пятницу. Это время, когда в среду и пятницу службы в храме совершаются по постовому чину, а литургия не служится. Может в прежние времена для тяжко трудящегося крестьянина это и было время редкого веселья, смешанного с буйством, еды и питья от пуза и кулачного мордобоя. Может в этом и заключалась некая народная терапия для полутемной души уставшего человека. Но сейчас иное время и иные задачи. Перед смертью не надышишься и перед постом не наешься. Современность и без масленицы шумна. Она, современность, полагает смысл жизни в бегстве от действительности и в непрестанной перемене впечатлений. Для нас же это должно быть время собирания мыслей вокруг предстоящего поста. А сам пост должен восприниматься как время умной войны за личное бессмертие во Христе, как время воздержания в хлебе и обильного питания «всяким глаголом, исходящим из уст Божиих».
Масленица 2023: традиции праздника, что можно и нельзя делать в масленичную неделю
Чучело Масленицы сжигали на большом ритуальном костре, что символизировало прощание с зимой. /. Мы расскажем, что он означает, чем сопровождается, и во сколько сжигают чучело Масленицы. С чем связано сжигание чучела (бабы) на Масленицу. Поскольку Масленица символизирует проводы зимы и долгожданный приход весны, представить ее без обряда сжигания чучела невозможно. Чучело Масленицы являлось символом плодовитости, поэтому было принято разбрасывать по полям либо пепел от сожженного чучела, либо фрагменты растерзанного чучела.
Как правильно загадать желание, когда сжигают чучело на Масленицу
В дохристианские времена наши предки славили Ярило — бога Солнца, и готовили блины в благодарность ему за свет и тепло. Каждый блин символизировал один солнечный день, потому пекли их как можно больше, чтобы тепло и свет не покидали людей целый год. Но дошла до нас Масленица в искажённом виде. Вплоть до XVII века Церковь пыталась запретить этот старый, истинно народный праздник весны и зарождения жизни и преследовала тех, кто праздновал его открыто.
Впрочем, попытка искоренить «бесовское веселье» не удалась — народ отстоял своё право веселиться в последние дни зимы. Только с XVIII века Церковь перестала уделять такое пристальное внимание празднику, а показательные гулянья царей ещё больше укрепили Масленицу в жизни русского народа, хоть и исказили её суть. Со второй половины XVIII века Церковь «адаптировала» праздник для своих целей — теперь масленичная неделя предшествовала Великому посту.
На состав продуктов, пригодных к пище в этот период, наложили ограничения и дали название неделе — Мясопустная потому как мясо уже нельзя , или Сырная потому что сыр, молоко, яйца и, конечно, блины — можно. С укоренением христианства Масленица перестала быть просто праздником весны. По церковным правилам, главная суть Масленицы — подготовка к Великому посту.
Но к началу XX века все названия перемешались — древние, церковные, народные.
Священник предупредил православных о недопустимости участия в языческом обряде сжигания чучела на Масленицу Текст: Сергей Кольцов Фото: news. Заметки священника опубликованы в журнале «Православие и жизнь». Является ли он православным или языческим?
Насколько уместно для верующих предаваться в эти дни забавам? Отец Иоанн признаёт, что у наших предков-язычников т. Скорее всего, праздновали его в сроки, близкие ко дню весеннего равноденствия. В дореволюционном энциклопедическом словаре Брокгауза-Эфрона так и написано: «Как и западноевропейский карнавал, русская Масляница - наследие времен язычества».
Вопрос: какое отношение это имеет к христианству?
Потому логично, что последний день Масленицы становится днем, когда мы обращаемся к нашим ближним со словами: "Простите меня! И слышим в ответ: "Бог простит! И я прощаю! Мы просим прощения, мы сами прощаем, и это нам дает силу вступить в Великий пост. Так традиция лелеяла и взращивала лучшее в сердце каждого, в душе народа. Лучшее, в котором нет места ненависти и злобе. В дни Масленицы в России всегда слабели имущественные, сословные, должностные различия, к столу приглашали нищих и убогих. Блины посылали в больницы, приюты, тюрьмы - царило всенародное единение перед тем, как вступить в долгий покаянный путь Великого поста.
И наши прапрабабушки не ленились и пекли, причем в русской печке, с десяток видов самых разных блинов. Блинов пекли много - чтобы поделиться ими - с родными и даже людьми незнакомыми. В народе знали - быть скупым да жадным на Масленицу нельзя. Не зря существовала поговорка: "Хоть с себя все заложи, а масленицу проводи". Фото: iStock.
Сразу после масленичной недели наступает Чистый понедельник, который в 2024 году выпадает на 18 марта. Это начало Великого поста, который продлится 40 дней.
Своими корнями он уходит в язычество и связан с днем весеннего равноденствия. На Масленицу люди устраивали проводы зимы и встречали весну. Люди задабривали бога весеннего солнца и плодородия Ярило и «скотьего бога» Велеса, который отвечал в том числе за крупный рогатый скот, землю, леса и богатство. Люди верили, что Велес, который превращался в медведя, входил в число высших богов славянского пантеона. При этом считается, что до появления Масленицы на Руси был похожий праздник — Комоедица. Люди поклонялись Кому — медвежьему богу. По традиции первые испеченные блины на Масленицу относили в лес, где раскладывали на пнях как угощение для пробудившихся от зимней спячки медведей.
Именно с этой традицией и связывают пословицу «Первый блин комом», но последнее слово указывают как «комам» — медведям Считается, что в древние времена празднование длилось не одну, а сразу две недели: семь дней до равноденствия и семь дней после. Однако после принятия христианства празднование сократили до одной недели, а даты перенесли, потому что гулянья выпадали на Великий пост. В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица.
Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты.
Новости страны Северной
Оставлять его было дурной приметой, поскольку полагали, что тогда урожай будет плохим, а внезапно наступившие холода могут уничтожить новые посевы. Впрочем, у некоторых народов было принято развеивать пепел по воздуху. Этот обряд представлял собой символическое жертвоприношение высшим силам. Примечательно, что в старину, когда праздник длился не 7, а целых 14 дней, за это время устраивали несколько ритуальных поджогов соломенного чучела. Этот старинный обычай, пускай и в измененном виде, сохранился до сих пор. Для наших предков это действо имело важное значение, ведь они верили, что с помощью определенных ритуалов можно изменить к лучшему свою судьбу. Теперь же сжигание чучела на Масленицу носит в основном лишь развлекательный характер. Ритуал жертвоприношения со временем превратился в зрелищную забаву, которая олицетворяет конец зимы и приход настоящей весны. Во сколько будут сжигать чучело на Масленицу в 2024 году?
Многие люди интересуются: в какое время жгут чучело на Масленицу? Этот обряд обычно проводится в завершение празднества, вечером, на закате дня, хотя в некоторых городах и селах устраивается днем. Точное время сжигания чучела на Масленицу 2024 года в каждой местности определяют по своему усмотрению.
И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту.
Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон Воробьев. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он.
Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать. Иначе наши деды перевернутся в гробах", - заключил отец Платон. Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского Трех исповедников храма г.
Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, напомнил, что Церковь никогда не одобряла сжигание чучела как пережиток языческих верований. От этого и пошли масленичные обряды", - сказал он. Вспомним, как прекрасно - и совершенно православно - выглядит Масленица в книге И.
Торжество длится неделю, оно предваряет Великий пост, а тот, в свою очередь, — Пасху. В это время пекут блины, сжигают чучело, провожают зиму и встречают весну. Зачем сжигают чучело? Сожжение чучела — кульминация Масленицы. Это символизирует уход зимы и периода, когда природа увядает.
Долгое время зима ассоциировалась со смертью, которую и олицетворяет чучело.
Наши предки, неся куклу Мораны, пародировали участников похоронной процессии — одну девушку наряжали попом, другую — дьяконом, а мужчин — бабами-плакальщицами. Разумеется, никто не плакал и не голосил на этих символических проводах, а наоборот, все члены процессии громко смеялись и пели веселые песни.
Так как главное, для чего сжигают чучело — проститься с зимой и ненастьями, важно, чтобы эта кукла хорошо горела. Поэтому чучело зимы делают из соломы и наряжают в старую одежду, причем чем больше тряпок будет на нем, тем лучше.
Как правильно загадать желание, когда сжигают чучело на Масленицу
Таким образом, чучело Масленицы сжигали для избавления от напастей и бед, для хорошего урожая и благополучной жизни. Однако стоит пояснить, зачем на Масленицу сжигают чучело. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму в последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре.
Основные правила пожарной безопасности на масленицу
Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2023 году и как отмечать ее по дням.
Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем - Зиму или Масленицу
Предлагаю посмотреть, что в этом году люди жгли в праздничных весенних кострах! Вот что они написали в пресс-релизе после акции: «Вместо сжигания чучела русской женщины-зимы славяне должны жечь скрижали Содома. Произведения Генри Миллера — архетип разлагающегося западного мира с его торжеством блуда и упадком семейных ценностей. Русский мир отмечает праздник весны, но нужно ли нам цветение радужной Европы с ее генитальными подснежниками и распятыми розами?
Считается, это и есть самый замечательный момент праздника. И в момент возгорания Масленицы полагается кричать: «Ура! Но дети, как правило, не кричат. Некоторые даже плачут. Да и взрослые, надо сказать, испытывают довольно сложные чувства, наблюдая, как огонь сначала пожирает расписную юбку, а потом и веселое кукольное лицо, которое совсем недавно так приветливо улыбалось окружающим. Да еще потом, когда кукольное «тело» уже прогорело, в центре кострища долго полыхает крест. И ассоциации при этом возникают какие-то непраздничные, обременяющие восприятие. Почему-то вспоминаются костры, на которых в Европе во времена инквизиции сжигали ведьм, а в Древней Индии — живых жен умерших мужей. И еще фильм «Чучело».
Там, помнится, тоже сжигали крестовину в платье девочки. Поэтому, если кто из детей все-таки и кричит требуемое «Ура! И на душе тревожно. Так и хочется спросить взрослых, все это затеявших: «Зачем куклу сжигаете? А мы ее возрождаем». Вряд ли такой ответ можно считать удовлетворительным. Ссылка на возрождение традиции лукава. Наша верность традициям весьма условна и избирательна. Мы «возрождаем» совсем не все, а только то, что хочется.
Взять хотя бы современные свадебные обряды. Мы, конечно, обряжаем невесту в белое, но не очень задумываемся о символике цвета. О том, что белое — цвет непорочности. Мы можем осыпать молодых лепестками роз и забрасывать монетками, но никому в голову не придет трясти перед гостями простыней с кровавыми пятнами после первой свадебной ночи. Мы не связываем обучение грамоте с необходимостью порки. А наши предки связывали. Они даже говорили: «Ухо ребенка — на его спине». И каких-нибудь сто пятьдесят лет назад крестьяне отказывались отдавать своих детей в школу графа Толстого, потому что там не наказывали. Толку от такого учения, по их мнению, не могло быть никакого.
Пороть детей во время «постижения науки» было традиционным и само собой разумеющимся.
Данный символ торжества всегда создавался по следующим правилам: - чучело масленицы выполнялось из соломы либо из соломы, либо из старых тряпок, поскольку эти материалы отлично горели; - данному объекту традиционно придавались черты женского тела; - также масленицу практически всегда обряжали в женскую одежду; - чучело традиционно насаживали на кол или на другую большую, длинную палку, чтобы за его сжиганием было удобно наблюдать всем жителям города. Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника.
Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов. Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы. У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности.
При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию. Подробный сценарий обряда сжигания История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье. Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы. Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия.
Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя. Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков.
И когда в городе проходят гулянья, я ни за что туда не пойду и не поведу туда сына. Потому что будут вопросы, почему так делают, для чего, а нам это неприемлемо, мы так не делаем. У нас есть свои традиции, и мы стараемся их придерживаться», — отметила Елена. Фото: из личного архива Василисы Филатовой «Есть исследования, которые указывают на то, что Масленица не встречается в древних упоминаниях. Только в XI веке в летописях появилось это название. При этом уже тогда на Руси появилось православие, поэтому о Масленице говорят как о мясопустной или сырной неделе», — говорит Василиса.
В Татарстане гулянья начинали уже в воскресенье перед современной масленичной неделей. Этот день назывался «закатыльное воскресенье», потому что катание с гор было неотъемлемой частью праздника и дети начинали накатывать снежные горы. А в некоторых районах современной России отмечать начинали позже — со среды или четверга. Вы представьте, даже в одном селе могли одну и ту же песню петь по-разному, откуда взяться одинаковым названиям дней недели повсеместно? Гипотетически они могли иметь разные названия, а не одинаковые. Но у нас в Татарстане некоторые дни масленичной недели назывались одинаково. Для тех, кто недавно поженился, это был первый совместный выход в свет. Их по традиции обязательно валяли в снегу. Зять должен был обязательно идти к теще — это было важно для его жены.
Даже в свадебных песнях с ней прощаются, как будто навсегда. Возможно, потому, что она своих родственников могла уже никогда не увидеть. Почему именно тещины блины, а не свекровины? Чтобы девушка со своей родней повидалась», — поделилась Василиса. Но вот блин не всегда был главным символом языческого праздника весны. Первое упоминание о нем, связанное с Масленицей, встречается у Пушкина. В романе «Евгений Онегин» он писал: Они хранили в жизни мирной Привычки милой старины: У них на масленице жирной Водились русские блины. Дело в том, что на Масленицу мы привыкли есть немецкие блины — тонкие. А русский блин выглядел совсем по-другому.
Он пекся в печи, его не переворачивали, и он был не такого большого размера. Пекли его из гречневой муки, поэтому он был темного цвета.
Что нужно сделать перед Масленицей, чтобы год не рыдать – 10 примет и запретов
это такой масленичный обряд. Чучело олицетворяло и сам праздник Масленицы, и злую зиму, В последний день Масленицы чучело сжигали на ритуальном костре. Что сжигают на Масленицу – читайте о том, чье чучело (Зимы или Масленицы) предают ритуальному огню, зачем, что сжигают вместе с куклой.
Первое и важное: когда будет праздник Масленицы
- Блины не под запретом
- Почему на Масленицу сжигают чучело и что это означает...
- Масленица. Сжигание Чучела.. Обсуждение на LiveInternet - Российский Сервис Онлайн-Дневников
- Как делают и зачем сжигают чучело на Масленицу
- Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
Зачем на Масленицу сжигают чучело
К нему привязывали ленты, загадывая свои сокровенные желания. Чтобы они сбылись, ленты должны были сгореть дотла. А вот лица такая кукла не имела — просто огромный сноп соломы, на который надевали ношеную рубаху. Славяне боялись воссоздавать облик чучела, так как оно символизировало невзгоды, проблемы, накопившиеся за год, и глядеть им в глаза люди не хотели. В наше время в злых духов мало кто верит, а потому праздник Масленицы из обряда превратился в карнавал. Его главная фигура — чучело Зимы — стала весьма привлекательной, зачастую с красивой причёской, макияжем, в платье и с приятным выражением лица. Но даже таких красоток сжигают на костре. Этим ярким событием ставится условная точка в смене времен года. Есть поверье: как только догорит последняя соломинка, весна сразу вступит в свои права.
Зачем после Масленицы по полям развеивали пепел На костре наши предки сжигали не только чучело, но и старые вещи, мусор. После пепел развеивали по полям, чтобы получить хороший урожай.
Кстати, от силы костра зависело, когда придет весна, а пепел развеивали по полям, чтобы урожай в будущем году был хороший. Соответственно, чучело на Масленицу делали из дерева и соломы, чтобы оно лучше горело. Люди с нетерпением ожидали всякий раз обряда сжигания чучела на Масленицу, так как считали, что сгоревшее на масленичном костре из пепла переродится в новое и гораздо лучшее. В костер также бросали старую непригодную одежду, сломанные вещи и прочее, потому что верили, что все это к ним вернется в обновленной форме.
По традиции чучело создается в первый день Масленицы, а в последний день масленичной недели, который называется Прощеное Воскресенье, устраивались проводы-похороны, то есть обряд сжигания. В этот день по традиции парни впрягались в сани, установив на них чучело, и провозили его в сопровождении толпы деревенских жителей через всю деревню, а потом проводили ритуал сжигания. После того, как от чучела оставался только пепел, молодежь прыгала через догорающий костер. Следует отметить, что сжигали на кострах самые разнообразные чучела. Обычно чучело мастерили в человеческий рост. На голову повязывали платок, а к руке прикрепляли либо блин, либо сковородку, на которой всю неделю пеклись блины.
Практически всегда символ торжества создавался еще в понедельник, в первый день празднования масленицы. Тогда его только начинали делать из соломы, попутно обряжая в женскую одежду. Подобные фигурки изготавливались чуть ли не в каждом доме, но на площади традиционно сжигали лишь самую красивую и большую. Изготовление заканчивалось либо к вечеру понедельника, либо к утру вторника. Далее люди загружали чучело на сани и отправлялись с ним путешествовать по деревне. Ритуальный вывоз масленицы продолжался в течение всей праздничной недели вплоть до воскресенья. Сожжение чучела происходило не только на центральных площадях, но и во дворах многих домов.
Пепел после сожжения также закапывался в землю, а у некоторых народов было принято развеивать его по воздуху, как символ полного исчезновения зимы. У некоторых народов было принято не сжигать ритуальное чучело, а топить его в проруби. Однако данный вариант протекания обряда довольно быстро канул в лету из-за своей незрелищности. При создании данной фигурки практически всегда использовались ненужные вещи, от которых человек хотел бы избавиться. Сжигая их вместе с чучелом, каждая семья не только надеялась на отличный урожай, но и очищала собственное пространство, уничтожая все лишнее и мешающее семейному благополучию. Подробный сценарий обряда сжигания История чучела на масленицу берет свое начало еще в языческие времена, когда у данного обряда был четкий религиозный подтекст. Тогда сжигать огромную фигуру было принято рано утром в воскресенье.
Гигантское чучело водружалось на сани, а рядом с ним садилась красивая девушка, одетая примерно так же, как и символ масленицы. Повозка с соломенной фигуркой и девушкой двигалась к центральной площади поселка, а за ней выстраивалась настоящая процессия. Люди ехали колонной на лошадях или шли за чучелом, попутно напевая колядки и танцуя. Как только чучело пребывало на место сжигания, его устанавливали, а люди принимались веселиться вокруг. Не стоит забывать, что у праздника был религиозный подтекст, а значит, жителям деревни необходимо было полностью повторить обряд, унаследованный от предков. Песни и пляски здесь символизировали религиозное погружение в транс.
Древние славяне вкладывали в этот ритуал глубокий смысл, который заключался в том, что рождение жизни происходит через борьбу, смерть и воскресение. По вполне понятным причинам, этот ритуал не вызывал восторга у христианской церкви. В течение нескольких веков христиане пытались искоренить этот праздник как языческий, но смогли лишь перенести его по срокам и сократить количество дней празднования с четырнадцати до восьми.
В дохристианской Руси в качестве жертвоприношения на праздник изготавливали большую смешную и одновременно страшную куклу, которая олицетворяла собой чучело Масленицы из соломы или тряпок. Обычно огромную куклу наряжали в женскую одежду. Иногда вместо чучела по селу возили живую «Масленицу». Ею была нарядно одетая девушка или женщина, старуха или даже старик. Затем ее вывозили за село и там вываливали в снег.