"Избежать блокады Ленинграда в тех условиях было невозможно", — считает Вячеслав Мосунов. Документальные факты о ленинградской блокаде. 1. В общей сложности блокада Ленинграда продлилась почти три года.
Блокада Ленинграда. 10 фактов о непокоренном городе
Всего было эвакуировано около 1,5 млн человек, то есть примерно половина ленинградского населения. На самом деле это не какая-то конкретная дорога, просто так называли путь, проложенный в зимнее время по замёрзшему Ладожскому озеру. Многие горожане замёрзли насмерть холодными зимами, так как у них попросту не было возможности раздобыть дрова для отопления. К концу блокады в большинстве ленинградских домов не осталось мебели, а в скверах и парков вырубили множество деревьев.
Всё это пошло в печки, чтобы хоть как-то обогреться. Битва за Ленинград, вопреки распространённому мнению, не окончилась после прорыва и снятия блокады. Даже после этого немецкие и финские войска осаждали город ещё целых полгода.
Знаменитый Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге прошёл блокаду почти без повреждений. Немцы избегали стрелять по нему, так как высокий купол собора служил им ориентиром. Уже после войны было подсчитано, сколько взрывчатки было сброшено на Ленинград за годы блокады.
За это время по городу было выпущено около 150 тысяч артиллерийских снарядов, а авиация сбросила примерно 107 тысяч бомб.
Второй факт тоже известный — он находился в 3 трёх!!! Для людей, которые не служили в армии, скажу, что на такую дальность может залететь пуля от Мосинской винтовки, если стрельнуть в нужную сторону про артиллерийские орудия большого калибра я просто молчу. Из района Кировского завода эвакуировали жителей , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов. По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить масштаб производства танков это крупное и серийное производство. Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось движение трамваев … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками.
Теперь немного о физике Одним из вопросов, на который не сможет ответить ни один «историк» является вопрос: где они брали электрическую энергию в нужном количестве? Ибо основной из законов физики гласит, что энергия ниоткуда не берётся и никуда не девается, а в переводе на бытовой язык, это звучит так: сколько энергии произвели, столько и потратили и не больше. Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие. Немного из экономики Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов обычно, на две недели, реже на месяц с постоянным подвозом необходимого по мере добычи или производства и отправкой готовой продукции. В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города или хотя бы промышленности больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство — основной потребителя энергии, а этого не произошло.
Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день. Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен. Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. Посмотрим, что по этому поводу пишут «историки» и «летописцы»: С особым ожесточением германские пилоты целились в заводы и фабрики Ленинграда, такие, как Кировский, Ижорский, «Электросила», «Большевик». К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно.
Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной.
В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов. Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь. Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки. Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное— 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят таких катеров паромов ещё не существовало. Второй вопрос — это озвучено массовое производство и это в условиях осады. Сказки про то, что можно что-то выпустить, не имея сырья, материалов и, тем более, инструмента, можно рассказывать только безграмотным людям!
Пример приспособления к производству в условиях дефицита материалов служит эта самоходная гаубица , и это штучный товар для потребностей обороны Ленинграда к выпущенным дополнительно к 713 танкам, так как она смонтирована на корпусе танка с двигателем, гусеницами и бронёй. Всё это указывает на постоянный подвоз необходимых материалов и сырья. Ведь в блокированном городе Ленинграде не было угольных шахт, железорудных и прочих месторождений для обеспечения промышленности углём, сталью, коксом, флюсами и прочими материалами! Вы сразу же сообразите, что это самая обычная выдумка, руками не то, что обеспечить нужную скорость вращения, просто провернуть такой станок невозможно! Всё-таки интересно — у них самих не хватало снарядов или они переправили 3 миллиона снарядов армии!
В Ленинграде с весны 1942 года действовало 6 маршрутов трамвая. Для обеспечения этого энергопотребления требуется 3,6 тысяч кВт электроэнергии 3,6 МВт. Чтобы на каждом маршруте ходило 20 трамваев общим числом 120 всего с предполагаемой мощностью двигателя 30! Теперь немного о материалах и производстве Можно многое обсуждать в истории, но факт остаётся фактом — снаряды, миномёты, пушки и танки делают из железа или специальных видов стали. Это, как известно, твёрдый материал, обрабатываемый в основном, давлением неважно, молотом или резцом и требует приложения больших усилий в основном, механических , особенно при массовом производстве. Сварка брони танков требует огромного расхода электроэнергии это не корпус автомобиля из жести сварить , промышленные сварочные аппараты имеют мощность до 40 кВт. Если предположить, что танк обваривают одним сварочным агрегатом трое суток, то требуется 15 сварочных агрегатов общей мощностью 600 кВт. И в итоге элементарных подсчётов получаем, что у нас сильно не хватает оставшейся энергии 20 МВт , а нужно обеспечить светом ещё обком и горком партии, облсовет и горсовет, управление НКВД, госпитали и т. Осталось подвести баланс по продовольствию Потребность в продовольствии города составлял 2 миллиона 544 тысячи жителей города — без учёта войсковых группировок, флота и жителей области внутри осады , 1,5 кг продовольствия в сутки 500 грамм сухарей и 1 кг овощей и круп — это общевойсковой паёк — 3800 тонн продовольствия ежедневно 63 современных вагонов — напомню, это без учёта численности войск и флота и жителей области. Чтобы облегчить продовольственное положение Ленинграда, для переброски грузов были выделены транспортные самолеты. Доставкой продовольствия вместе с Особой авиагруппой, созданной в конце июня 1941 года для обслуживания Северного фронта, занималась Московская авиационная группа особого назначения, образованная из 30 московских экипажей гражданской авиации. С сентября по декабрь 1941 года героическими усилиями советских лётчиков в блокадный город было доставлено свыше 6 тыс. Непонятно, для чего возили боеприпасы, если в Ленинграде их сами выпускали и ещё на большую землю перевозили. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля 152 дня. Потребность в продовольствии была решена после гибели почти миллиона людей от голода и эвакуации ещё одного миллиона 300 тысяч беженцев за все время действия дороги жизни. Выводы К ноябрю должны были закончиться что и произошло не только уголь, но и все запасы сырья и материалов, продовольствия. Путём жёсткой экономии эти запасы растянули до января. Подвоз по дороге жизни на машинах грузоподъемностью 1,5 тонны обеспечивал только продовольственные потребности да и то не полностью. Не раскрыто «историками», что представляли из себя 100 000 т. Промышленность должна была остановиться. Но заводы всё работали и работали это факт.
Возведение Лужского оборонительного рубежа Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта. Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий 42-й и 55-й для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев. Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона. Начало блокады сентябрь-декабрь 1941 года Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано. Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм. Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г.
О лжи и мифах вокруг блокады Ленинграда и Великой Отечественной
Блокада Ленинграда стала одним из наиболее жутких военных преступлений нацистов во Второй мировой войне. Документальные факты о ленинградской блокаде. 1. В общей сложности блокада Ленинграда продлилась почти три года. Блокада Ленинграда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной. 18 января 1943 года была прорвана блокада Ленинграда: коридор шириной 8-11 км, пробитый вдоль Невы, восстановил прямую сухопутную связь города со страной. Изображение 10 фактов о блокадном Ленинграде, о которых мало кто знает в соцсети TenChat.
Блокада Ленинграда. Ужасный позор Советской власти
В этот день в 1941 году началась Блокада Ленинграда…Подробности мрачных событий, происходивших на берегах Невы в середине прошлого века, сегодня известны не только из учебников истории, но и по рассказам самих блокадников. Многие из них были эвакуированы из гиблого окружения, другие прошли через суровые испытания судьбы. Они выстояли, выжили, смогли встать на ноги и создать семьи.
За это время фашисты сбросили на город 107 тысяч авиабомб и выпустили 150 тысяч снарядов.
В Ленинград пришла война. Сентябрь 1941 г. Фото: Тарасевич Всеволод Сергеевич.
В блокированном Ленинграде оказалось более двух с половиной миллионов жителей. Сооружение баррикад на проспекте Стачек у Кировского завода. Гитлеровское командование приняло решение стереть Ленинград с лица земли.
Для этого планировалось окружить город и сравнять его с землей непрерывными бомбардировками с воздуха. Был отдан приказ: ни один немецкий солдат не должен войти в город, а местные жители, пытающиеся пересечь линию фронта, должны быть уничтожены. На Финляндский вокзал для эвакуации.
Фото: Федосеев Б. НЭБ Чем питались жители Ленинграда? Продовольственные склады города были уничтожены фашистами.
Ленинградцы голодали.
За это мне давали кусочек хлеба и кусочек сахара, ведь милиция получала паек. По рассказам мамы, таким образом я пытался сохранить себе жизнь до того, как нас отправили в эвакуацию. Нас эвакуировали через Ладожское озеро. В нем были похоронены тысячи ленинградцев. Зимой оно представляло собой ледовую дорогу, летом - водную. Но и зимой, и летом фашисты бомбили единственную переправу и топили небольшие корабли и автомобили. Вместе с транспортным средством на дно шли и люди.
Тем, кого перевезли через озеро, считайте, повезло. Многие умерли, когда, оказавшись на противоположном берегу, от голода набрасывались на нормальные продукты. Нельзя было после такого страшного голода переходить на более-менее нормальное питание. Казалось бы, человек вдохнул свободу - и тут же умер. В блокаду люди умирали где угодно. Человек мог лечь спать и не проснуться, упасть и не встать.
Находящихся у власти путинских чекистов оскорбил невинный вопрос, заданный телеканалом "Дождь". А может они попробуют ответить на другой вопрос, не такой мягкий: а голодали ли в блокаду в Ленинграде чекисты и партийцы, изображающие сейчас из себя оскорбленную добродетель? Козловой, в которой она исследует дневник партийного и профсоюзного работника Николая Андреевича Рибковского, который тот вел во время ленинградской блокады. На самом деле таких свидетельств лежит в архивах множество, но она взяла для анализа только один документ. Итак, 9 декабря 1941 г. Утром завтрак - макароны, или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед -первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой. Качество обедов в столовой Смольного значительно лучше, чем в столовых в которых мне приходилось в период безделия и ожидания обедать". И вот с мороза, несколько усталый, с хмельком в голове от лесного аромата вваливаешься в дом, с теплыми, уютными комнатами, погружаешься в мягкое кресло, блаженно вытягиваеш ноги... Каждый день мясное - баранина, ветчина, кура, гусь, индюшка, колбаса; рыбное - лещь, салака, корюшка, и жареная, и отварная, и заливная. Икра, балык, сыр, пирожки, какао, кофе, чай, триста грамм белого и столько же черного хлеба на день, тридцать грамм сливочного масла и ко всему этому по пятьдесят грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину. Питание заказываешь накануне, по своему вкусу... Война почти не чувствуется. О ней напоминает лишь далекое громыхание орудий, хотя от фронта всего несколько десятков километров. Такой отдых, в условиях фронта, длительной блокады города, возможен лишь у большевиков, лишь при Советской власти. Едим, пьем, гуляем, спим или просто бездельничаем слушая патефон, обмениваясь шутками, забавляясь "козелком" в домино или в карты... И всего уплатив за путевки только 50 рублей". Там много еще интересного. И еще. Очень в тему сегодняшняя статья Дмитрия Орешкина в "Ежедневном журнале" - на актуальную тему сдачи или несдачи Лениграда. Фрагменты: Патриоты богоспасаемого Отечества отличаются удивительной способностью выставлять себя дураками даже там, где без этого можно было обойтись. Вот всей моськиной сворой накинулись на «Дождь» и «Дилетант» за оскорбивший их тонкую натуру вопрос о возможной сдаче Ленинграда. Вопрос не нов. Патриотизму ничуть не мешает, как никакие вопросы не мешают истине. Нормальным людям вообще свойственно спрашивать. Что плохого, если есть чем ответить по существу? Вот если нечем — тогда беда. Но не России и не патриотизму — а сплоченному коллективу, привыкшему кормиться объедками при царской кухне и потому поднимающему восторженный или негодующий лай всякий раз, когда дело касается вноса-выноса духовных скреп. Впервые тема была затронута около четверти века назад замечательным писателем-фронтовиком Виктором Астафьевым. Не знать об этом может разве что селигерская фауна. Ну и еще, возможно, министр культуры. Есть у нас такая почетная профессия: ничего не знать о великой войне, о великом народе, о великой литературе. А главное — другим не давать. Самое грустное, что вопрос-то вообще мимо темы. Поводом для страстных разборок он кажется лишь в советском сознании, которое выведено пытливыми лубянскими мичуриными и кулибиными в закупоренной информационной колбе.
Семь фактов о блокаде Ленинграда
Именно тогда была серьезно урезана норма выдачи хлеба. Солдатам, которые сражались на передовой, — по 500 граммов в день, рабочим горячих цехов — по 375 граммов, остальным труженикам — по 250 граммов, служащим, иждивенцам и детям — всего по 125 граммов. Именно 125, а не 150, 170 или 173, как пишут в некоторых источниках. То, что сегодня мы не задумываясь съедаем в два укуса, голодные мужчины, женщины и дети, растягивали на 24 часа, чтобы выжить. Именно поэтому блокадные 125 граммов — сейчас один из главных символов блокады Ленинграда. Современники пишут о 900 днях, но это не более, чем красивое преувеличение — для более ровной и красивой цифры. И все же, объективности ради стоит отметить, что некоторые историки называют 21 января днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады — это день, когда бойцы Красной армии взяли под контроль Новгород и на этом атака на Ленинграда прекратилась. Именно благодаря этой победе военным инженерам удалось создать долгожданный сухопутный коридор, который соединил осажденный город с остальной страной.
Прежде единственная дорога, по которой в город доставлялись продукты и топливо, проходила по льду Ладожского озера — это «Дорога Жизни».
Но некоторые исследователи называют другие цифры, вплоть до 1,5 млн человек. К счастью, благодаря самоотверженной работе медработников удалось избежать хотя бы эпидемий. Ежедневный паёк во время блокады Ленинграда несколько раз урезался, чтобы хоть как-то разделить имеющиеся запасы между всеми жителями. На минимуме он составлял всего 250 граммов хлеба в день четверть буханки для рабочих и практически вдвое меньше для детей и иждивенцев — 150 граммов хлеба. Хлеб в блокадном Ленинграде готовили из смеси муки, в основном ржаной и овсяной. Для питательности в него добавляли жмых зерновые очистки и нефильтрованный солод. Итоговый продукт был тёмно-коричневого цвета, почти чёрного, и отличался горьким вкусом.
В ходе блокады население Ленинграда постепенно вывозилось из города. Всего было эвакуировано около 1,5 млн человек, то есть примерно половина ленинградского населения. На самом деле это не какая-то конкретная дорога, просто так называли путь, проложенный в зимнее время по замёрзшему Ладожскому озеру. Многие горожане замёрзли насмерть холодными зимами, так как у них попросту не было возможности раздобыть дрова для отопления.
Владимир Александрович вместе со своими сотрудниками уже приступил к работе над заказом метрополитена в мастерской при Академии художеств, когда началась война. От порученного ему задания прожилой художник не отказался даже когда условия стали совсем невыносимыми. Последние из ярких, жизнеутверждающих мозаичных картин он доделывал зимой 1941-42 гг. Единственным источником света и тепла были горевшие тусклым пламенем масляные плошки. Готовые мозаики смогли отправить в Москву. Часть — еще поездом, пока гитлеровцы не перерезали полностью движение по рельсовым магистралям, идущим из Ленинграда на юг. Последние из мозаичных полотен, заказанных метрополитеном, были готовы в конце января 1942-го, и их успели переправить из блокадного кольца на «большую землю» по Ладожскому озеру, которое вот-вот уже должно было замерзнуть. По сведениям внука художника, это удалось лишь благодаря счастливому случаю: «Мозаики вывезли на одном из последних кораблей. Они чудом не затонули во время обстрелов, да и вообще случайно попали на борт. Один матрос рассказал потом, как это было: судно уже отплывало, когда подъехал автомобиль, из которого вышли какой-то офицер и пожилой мужчина — это был мой дед. Он буквально умолял капитана вывезти из блокадного Ленинграда ящики с панно для московского метро... Владимир Александрович Фролов скончался в Ленинграде от истощения и холода 3 февраля 1942 года. Вот ведь как: держался, пока не выполнил последнюю порученную ему работу! Замечательный художник погребен на Смоленском кладбище в общей могиле, на которой позднее установили гранитный камень с надписью «Здесь похоронены погибшие в блокаду в 1942 г.
Ну ладно, ещё можно понять, что функционирование военных заводов в Ленинграде было необходимостью — но почему не вывезли полностью всех остальных горожан, вроде музыкантов, конторских работников и прочих подобных категорий граждан? Помню, как на уроках музыки нам рассказывали о героическом оркестре, который в блокадном Ленинграде исполнял Седьмую симфонию Шостаковича, а какая-то бабушка отдала последнюю картошку, чтобы дирижёр смог накрахмалить воротничок. У меня возникает вопрос — а что все эти люди, включая бабушку, оркестр и дирижера, вообще делали в осаждённом городе? Официально по "блокадным нормам" этим людям выдавали паёк в три раза ниже, чем тем, кто был занят на производстве — а это значит, что фактически обрекали их на голодную смерть. Напомню вам, что блокада продолжалась не месяц и не два, а более двух лет — неужели за это время нельзя было эвакуировать всех, кто не занимался в городе чем-то жизненно важным для военного дела? Можно возразить, что пропускной способности "дороги жизни" не хватило бы на всех желающих покинуть город — но тогда каким образом пределы осаждённого Ленинграда покидали сотни единиц произведённой военной техники и миллионы снарядов? Второй и тоже очень важный вопрос — а почему в блокадном городе, который согласно советской версии, был полностью отрезан от снабжения и получал только немного муки и других простейших продуктов по "дороге жизни", так неплохо питались и ни в чём себе не отказывали партийные чиновники? Историк Никта Ломагин написал книгу "Неизвестная блокада", в которой приводит цитаты из дневника инструктора отдела кадров горкома ВКПб Николая Рибковского, сделанную 9 декабря 1941 года:"С питанием теперь особой нужды не чувствую. Утром завтрак — макароны или лапша, или каша с маслом и два стакана сладкого чая. Днем обед — первое щи или суп, второе мясное каждый день. Вчера, например, я скушал на первое зеленые щи со сметаной, второе котлету с вермишелью, а сегодня на первое суп с вермишелью, на второе свинина с тушеной капустой. А 17 декабря 1941 года Исполком Ленгорсовета разрешил Ленглавресторану отпускать ужин без продовольственных карточек партийным чиновникам. То есть, в блокадном Ленинграде функционировал ресторан.
«Быт, который уносится с собой в могилу»: как выживали и от чего умирали в блокадном Ленинграде
Предварительный просмотр: «Блокада Ленинграда» 27 января 1944 года была снята блокада Ленинграда. Прошло 71год. Сейчас это день объявлен Днем воинской славы России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию. Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.
Фашисты говорили, что Москва — это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на этот город с целью стереть его с лица земли. Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.
А женщины рыли окопы вокруг города. Солдаты устанавливали противотанковые укрепления. Началась эвакуация мирных жителей. Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной. Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать наш город в бинокль.
Они заняли Пулковские высоты. Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город. Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище. Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев.
С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду. Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. Много трудностей подстерегало шоферов.
Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь. Часто лед трескался и машины тонули. Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г! Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды.
Но тогда. Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель… За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города.
Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов.
Вязали варежки, носки. Помогали в госпиталях. Разбирали письма на почте. Многие мальчики и девочки были награждены медалями. К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно.
И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней. И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей. А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады. Пискарёвское кладбище в Ленинграде — огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы.
И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто» В городе Ленинграде тоже есть место, куда можно прийти и почтить память погибших во время Великой Отечественной войны. Это Вечный огонь — символ памяти и скорби. Блокада Ленинграда длилась долгих 872 дня с 8 сентября 1941 года, когда фашисты захватили Шлиссельбург и до 27 января 1944 года, когда советские войска в ходе Ленинградско-Новгородской операции Красного Села, Ропши, Красногвардейска, Пушкина и Слуцка освободили город. Единственный путь, по которому поставляли продовольствие и топливо, назывался "Дорога жизни". Путь был проложен через Ладожское озеро.
Когда встал вопрос о том, как же поставлять горючее весной, было принято проложить по дну озера стальной трубопровод для перекачки нефтепродуктов.
На их глазах взрывной волной больного отбросило к стене, он умер. Жертв тогда было много. Девочке запомнилось, что именно в тот день при обстреле убило слона в зоопарке.
Ее брата спасло то ли чудо, то ли счастливая случайность. Вышло так, что накануне Рудик принес найденную где-то каску. Мать ругала его, мол, зачем всякое барахло в дом тянешь. Но он ее спрятал.
И вовремя надел, когда над городом появились «юнкерсы» со смертельным грузом… Примерно в то же время попыталась спастись семья еще одного брата матери, Филиппа. У них был дом под Санкт-Петербургом и трое детей: Валентина окончила третий курс судостроительного института, Володя только собирался поступать в институт, Сережа был восьмиклассником. Когда началась война, семья попыталась эвакуироваться с другими ленинградцами на барже. Однако суденышко потопили, и все они погибли.
Остался на память единственный снимок брата с женой. Генриетта Филипповна, которую в семье называли Александрой, сумела найти после бомбежки на месте своей квартиры только несколько старых фотографий. В первое время после начала блокады она ходила убирать трупы с улиц — их складывали в штабеля. Большую часть своего скудного пайка мать отдавала детям, поэтому слегла первой.
Выходил за водой и хлебом только ее сын. Элеоноре Васильевне запомнилось, что в те дни он был особенно ласковым: — Мамуленька, я только понюхал кусочки два раза, а крошки все собрал и вам принес… Элеонора Васильевна собрала много блокадных книг, в одной из них она наткнулась на фотографию брата, набирающего воду в полузамерзшем ручье. По Дороге жизни В апреле 1942 года Казанских закутали в чужие тряпки и вывезли по Дороге жизни. На льду была вода, ехавший за ними грузовик провалился, а детям взрослые прикрыли глаза, чтобы не увидели этого ужаса.
На берегу их уже ждали в больших палатках, дали пшенной каши, вспоминает блокадница.
Существуют нормативы в человеко-часах и единицах потраченной энергии на производство единицы продукции, пусть это снаряд или танк, и эти нормы немаленькие. Немного из экономики Исходя из нормативов того времени, определённое количество ресурсов и материалов распределялось между производствами без излишеств, в соответствии с планами и задачами. На основании этого распределения создавались минимальные запасы сырья, материалов, инструментов и готовой продукции на предприятиях, обеспечивавшие бесперебойную работу заводов обычно, на две недели, реже на месяц с постоянным подвозом необходимого по мере добычи или производства и отправкой готовой продукции.
В условиях блокады отдельно взятого города не существует таких стратегических запасов топлива, сырья, материальных средств и энергии, способных обеспечить потребность города или хотя бы промышленности больше чем на три месяца. В условиях жёсткой экономии энергии и продовольствия можно растянуть запасы, но для экономии электроэнергии требуется остановить производство — основной потребителя энергии, а этого не произошло. Заводы в Ленинграде не останавливались ни на день. Можно согласиться с предположением, что часть угля для производства энергии взяли у флота, но основной базой флота был Таллин, и он был захвачен.
Тепловые электростанции потребляют угля в разы больше, чем любой корабль. К тому же на производстве не хватало сырья, инструментов, материалов. В цехах было нестерпимо холодно, и от прикосновений к металлу сводило руки. Многие труженики производства выполняли работу сидя, так как простоять 10-12 часов было невозможно.
Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта.
Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов. Факт остаётся фактом: количество произведённой продукции посчитано и озвучено, с фактом не поспоришь.
Теперь немного подумаем над тем, что же на самом деле написали историки. Первый вопрос — по способу доставки из осаждённого города действующей армии и большей частью под Москву 713 танков, 3000 орудий, миллиона снарядов и главное — 58 бронепоездов — всё это можно вывезти только по рельсам, и требуется не менее 100 эшелонов. Ибо танки и бронепоезда тем более, на катерах не возят таких катеров паромов ещё не существовало.
Фашистам просто не нужны были пленники. Жизнь блокадного Ленинграда Советское правительство намеренно не раскрывало блокадникам реальную картину положения дел, чтобы не подорвать их дух и надежду на спасение. Информация о ходе войны подавалась максимально кратко. В скором времени в городе наступил большой дефицит продуктов питания, вследствие чего наступил масштабный голод. Вскоре в Ленинграде пропало электричество, а затем вышли из строя и водопровод с канализацией. Жители блокадного Ленинграда идут на Неву за водой Город бесконечно подвергался активным обстрелам. Люди находились в тяжелом физическом и моральном состоянии.
Каждый как мог искал для себя пропитание, наблюдая за тем, как ежедневно от недоедания умирают десятки или сотни людей. Еще в самом начале фашисты смогли разбомбить Бадаевские склады, где в огне сгорели сахар, мука и масло. Ленинградцы безусловно понимали, чего они лишились. На тот момент в Ленинграде проживало примерно 3 млн человек. Снабжение города всецело зависело от привозных продуктов, которые позже удалось поставлять по знаменитой Дороге жизни. Люди получали хлеб и другие продукты по карточкам, выстаиваясь в огромные очереди. Тем не менее, ленинградцы продолжали трудиться на заводах, а дети ходить в школу. Позднее, пережившие блокаду очевидцы признаются, что выжить в основном смогли те, кто чем-то занимался. А те люди, которые хотели сэкономить силы, оставаясь дома, обычно умирали в своих домах. Дорога жизни Единственным дорожным сообщением между Ленинградом и остальным миром оказалось Ладожское озеро.
Прямо вдоль побережья озера спешно разгружали доставленные продукты, поскольку Дорога жизни постоянно обстреливалась немцами. Советским солдатам удавалось привести только незначительную часть продовольствия, однако если бы не это, смертность горожан оказалась бы в разы больше. Зимой, когда судна не могли привозить товар, грузовые машины доставляли продовольствие прямо по льду. Интересен факт, что в город грузовики везли продукты, а обратно вывозили людей. При этом, немало машин проваливались под лед и шли на дно. Детский вклад в освобождение Ленинграда Дети с большим энтузиазмом откликнулись на призыв о помощи со стороны местной власти. Они собирали металлолом для изготовления военной техники и снарядов, емкости для горючих смесей, теплые вещи для красноармейцев, а также помогали медикам в больницах. Ребята дежурили на крышах зданий, готовые в любой момент потушить падающие зажигательные бомбы и тем самым спасти постройки от возгорания. Дети за работой в блокадном Ленинграде Когда во время бомбежек все убегали в укрытия, «часовые», наоборот, поднимались на крыши, для тушения падающих снарядов. Кроме этого измучанные и обессиленные дети становились изготавливали на токарных станках боеприпасы, рыли окопы и строили различные укрепления.
Блокада Ленинграда
В регионах России проходят памятные мероприятия, посвященные подвигу блокадного Ленинграда. Но Блокада Ленинграда – это далеко не единственный пример нашей воинской и гражданской доблести в двадцатом веке. Смертность от газовой гангрены в блокадном Ленинграде была сокращена в два раза. малоизвестный факт - городское ополчение оружейник Коровин вооружил пистолетами-пулеметами собственной конструкции. Блокада Ленинграда — это период осады города Ленинграда в Великую Отечественную войну, которая продолжалась почти 900 дней.
Рождались дети
- Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года)
- ХЛЕБ С ОПИЛКАМИ?
- 80 фактов о блокаде Ленинграда - Архивы Санкт-Петербурга
- 80 фактов о блокаде Ленинграда – Новости Росгвардии
- Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия:
- Блокада Ленинграда: сколько дней, когда освободили, как люди выживали: Общество: Россия:
«Умерли все. Осталась одна Таня»: повседневная жизнь в блокадном Ленинграде
Шокирующие факты о Блокаде Ленинграда. Жители блокадного Ленинграда В довоенном Ленинграде в месяц умирало в среднем 3 тыс. человек. Как блокадный Ленинград стал символом стойкости в борьбе с нацизмом. Итак, в сегодняшнем посте — рассказ о блокаде Ленинграда и несколько неудобных вопросов по этой теме. За десятилетия о блокаде ленинграда написаны и сняты на кинопленку, наверное, тысячи документальных и художественных произведений.
Вскрыты тайны блокадного Ленинграда: секретный трубопровод, «танки на угле», тонны крови в бутылках
Эта армия стояла на границах территории, до которой доходили городские автобусные маршруты города Ленинград. О математике и исторической реальности Проходя по Санкт-Петербургу, замечаешь, что каждый дом и каждый памятник напоминает о великом историческом прошлом этого города. Великое и героическое прошлое никем не оспаривается, но условия, в которых простым людям приходилось совершать нечеловеческие усилия, голодать и умирать, при более внимательном рассмотрении, оказываются искусственно созданными. Из изложения истории блокады Ленинграда мы знаем, что в годы войны город подвергался интенсивной бомбардировке и артиллерийским обстрелам. На стенах домов в Петербурге до сих пор ещё встречаются старые вывески, сообщающие, что эта сторона безопасна при обстрелах, а на фасадах домов видны отметины от попавших в них снарядов. В этих условиях жители Ленинграда каждый день совершали подвиги, трудились и медленно умирали от голода. Для поднятия боевого духа, в своё время в политуправлении Ленинграда появилась идея воспеть безсмертный подвиг жителей города, и в одной из его газет появилась заметка о героическом труде ленинградцев в условиях постоянных обстрелов. В ней приведена информация, что на территорию Ленинграда упало 148 тысяч 478 снарядов. Эта цифра стала эталоном и на все годы блокады, запала в умы историков, и они уже не смогли от неё отделаться.
Вот, как историки описывают эти события: Ленинградцы жили в постоянном нервном напряжении, обстрелы следовали один за другим. С 4 сентября по 30 ноября 1941 года город обстреливался 272 раза общей продолжительностью 430 час. Иногда население оставалось в бомбоубежищах почти сутки. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тыс. Огневая мощь немецкой артиллерии, пытавшегося обстрелами сломить сопротивление защитников осажденного города, была весьма значительной. Артиллерийская группировка немцев в районе Урицка, где линия фронта ближе всего подходила к Ленинграду, в начале блокады состояла из 4 артиллерийских полков, вооруженных 105- и 150-миллиметровыми орудиями. Позднее сюда были переброшены тяжелые орудия 203- и 210-миллиметрового калибра , дальность стрельбы из которых достигала 30-32 км. Обратите внимание: 15 сентября обстрел длился 18 часов, и стреляло не одно орудие, а вся артиллерия фронта.
На Исаакиевском соборе по этому случаю они повесили даже памятную табличку в честь увековечения факта попадания снаряда в колонну Исаакиевского собора. Но элементарная проверка этой цифры показывает, что она взята с потолка и никак не отражает реальные события на момент окончания осады Ленинграда. Это можно доказать прямо на пальцах! Возьмём дальнобойное орудие большого калибра 155, 203 или 210 мм. Это орудие делает 1 выстрел за 2 две минуты. За час это орудие делает 30 выстрелов. За рабочий день — 240 выстрелов 8-часовой рабочий день, мы помним, что немецкие солдаты воевали по расписанию, это не роботы, они должны кушать и отдыхать , за 18 часов непрерывного обстрела орудие делает 540 выстрелов, за 430 часов — 12 900 выстрелов. Соответственно, артиллерийская батарея за это же время делает 77 400 выстрелов, а артиллерийский дивизион — 232 200 выстрелов.
За 900 дней осады 1 такое орудие делает «всего» 216 тысяч выстрелов. В состав стандартной артиллерийской батареи нашей и немецкой армии входило 6 орудий, артиллерийского дивизиона — 18 орудий, и таких дивизионов на фронте в немецкой армии было достаточное количество, все города после войны представляли собой руины. Таким образом, из проверки информации, приведённой историками в письменном виде , можно сделать вывод, что упавших снарядов было намного больше, что подтверждают разрушения Ленинграда. Постоянное повторение историками этого факта говорит о неспособности или нежелании их отойти от сложившегося мифа. Второй факт, который очень настораживает в описании Блокады Ленинграда, — это полное несоблюдения Закона сохранения материи и энергии. Третий факт — постоянная игра в поддавки со стороны войск Германии. Начнём с поддавков. Фон Лейб, командующий армией Север, был грамотным и опытным командиром.
У него в подчинении было до 40 дивизий в том числе и танковые. Фронт перед Ленинградом был длиной 70 км. Плотность войск доходила до уровня 2-5 км на дивизию в направлении главного удара. Говорить при таком раскладе о том, что в этих условиях он не мог взять город, могут только историки, не понимающие ничего в военном деле. Мы неоднократно видели в художественных фильмах об обороне Ленинграда, как немецкие танкисты въезжают в пригород, давят и расстреливают трамвай. Фронт был прорван, и впереди них не было никого.
Если до 10 июля среднесуточный темп продвижения вражеских соединений составлял 25 км, то позже он равнялся 5 км, а в августе упал до 2,2 км, и в сентябре до 1,25 км [5]. Поэтому, несмотря на категорические требования фюрера 21 и 22 августа взять Ленинград, он так и не был взят. А чтобы избежать громадных и напрасных жертв, следовало объявить себя «открытым» городом и просто сдать фашистам Ленинград без сопротивления. В качестве примера нам приводят Париж, Брюссель и Гаагу, объявившие себя «открытыми городами». Их удалось сберечь от разрушения путем безоговорочной сдачи фашистам. Рассказывают, что в Париже работали рестораны и кафе, театры и варьете. Ходили трамваи. Никто не погибал от голода и холода. А вот якобы советские власти «убили голодной смертью около 800 тысяч горожан», и при этом еще погибло более миллиона защитников Ленинграда. Свой «праведный» гнев в частности излагает немецкий историк Хассо Г. Стахов, бывший немецкий ефрейтор, воевавший под Ленинградом и написавший книгу «Трагедия на Неве. Шокирующая правда о блокаде Ленинграда» [6] , переведенную на русский язык. Сама книга достаточно противоречива: утверждая, что советское руководство якобы желало истребить своих граждан и бросило их на произвол судьбы, автор показывает отчаянную битву советских войск за то, чтобы прогрызть немецкую оборону и освободить Ленинград от блокады, а равно и борьбу ленинградцев за живучесть города. Но главное не это, а моральная сторона его труда. Придя как завоеватель, неся полную ответственность за страдания и гибель сотен тысяч ленинградцев, он имеет бесстыдство поучать наших граждан и сетовать на то, что «советские солдаты дрались не за своих соотечественников, а за Сталина» и не сдали Ленинград. Так, Г. Стахов, ссылаясь на некоторые локальные документы штаба 18 немецкой армии из Фрайбургского архива ФРГ , подчеркивает, что были найдены отпечатанные бланки-пропуски для жителей Ленинграда для передвижения по городу [7]. Из этого он делает далеко идущие выводы: «Значит никто не собирался уничтожать Петербург! Его взгляды разделяет бывший сотрудник КГБ подполковник-переводчик Ю. Вторя автору книги, он утверждает, что гитлеровцы как гуманисты «были готовы выпустить гражданское население через специальные проходы к Тихвину вдоль Ладожского озера. Даже был план договориться с американцами вывезти гражданское население морским путем…». Пришлось на теледебатах с Ю. Лебедевым [8] жестко поставить его на место, ибо такого плана среди документов Третьего Рейха найти до сих пор не удалось, поскольку его не существует. Что хотели сделать с Ленинградом финны Подобные «печальники» и кликуши забывают, что Ленинграду совершенно не грозила участь Парижа. Вот документы высшего руководства Третьего Рейха, говорящие о возможной участи Ленинграда. С началом войны, 16 июля 1941 года, в Ставке Гитлера состоялось совещание высших руководителей Рейха. В протокольной записи говорилось: На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам «На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сравнять Ленинград с землей, с тем чтобы затем его отдать финнам» [9]. Вот еще один документ. После совещания Верховного главнокомандования Вооруженных Сил Рейха начальник штаба сухопутных войск генерал-полковник Ф. Гальдер отметил в своем дневнике: «Непоколебимо решение фюрера сравнять Москву и Ленинград с землей, чтобы полностью избавиться от населения этих городов в течение зимы… Задачу уничтожения этих городов должна выполнить авиация. Для этого не следует использовать танки» [10]. Наконец, в известном решении Ставки ОКВ от 8 сентября, приведенной на Нюрнбергском процессе, говорится: «Фюрер решил стереть город Санкт-Петербург с лица земли. Отметим, что в решении Гитлера немаловажную роль сыграли представители финских властей. В частности, финский посланник в Берлине Кивимяки 24 июня 1941 года сообщал в Хельсинки: «Мы можем теперь взять что захотим, также и Петербург, который, как и Москву, лучше уничтожить… Россию надо разбить на небольшие государства» [11]. В свою очередь, президент Финляндии Рюти сообщал германскому посланнику в Хельсинки: «Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке… Ленинград надо ликвидировать как крупный город» [12]. Так, 28 октября 1941 года газета «Пякке», представлявшая влиятельную партию «Аграрный союз», писала: «Петербург и Москва будут уничтожены еще до взятия их.
В апреле 1942 года, обслужив 60 000 человек, стационары были закрыты, вместо них появились столовые «усиленного питания». Еще по теме Какая погода будет в Петербурге в Крещение В блокадном Ленинграде продолжали работу детские дома, где оставшиеся без родителей дети могли получить питание и присмотр. Часто их забирали из совершенно невыносимых условий «выморочных» квартир. Например, у трупа матери находили грудничков, которые пытались что-то высосать из груди мертвого тела», — рассказывает Дмитрий Асташкин. Работа в блокадном города: заводы, холодные театры, кино о мире Ленинград был одним из крупнейших промышленных центров СССР, поэтому даже во время блокады он продолжал снабжать фронт боеприпасами и техникой, замечает Асташкин. При этом предприятиям не хватало деталей и ресурсов, поэтому приветствовались рационализаторские предложения. Жители блокадного города, несмотря на тяжелейшие бытовые условия, продолжали трудиться на заводах. Этот аспект, подчеркивает Асташкин, историки активно исследовали как в советское время, так и сейчас. Однако журналисты, по его словам, все больше занимаются темой работы других учреждений в блокадном Ленинграде, в том числе — культурных. В городе работали театры, филармонии, кинотеатры. Но дневники жителей показывают, что горожан культурная жизнь интересовала мало, говорит исследователь. Стихи Берггольц, седьмая симфония Шостаковича и так далее — это, несомненно, яркие события. Но для человека гораздо важнее было получить что-то из продовольствия. Поэтому в дневниках очень скупо писали про культуру», — отмечает Дмитрий Асташкин. При этом большинство театров из Ленинграда эвакуировали к августу 1941 года. Осенью многие вовсе закрылись. Он был практически единственным, который существовал во время блокады. И он был далек от тех ассоциаций к слову «театр», которые у нас есть сейчас. Это было затемненное холодное место, где люди сидели в верхней одежде. Спектакли часто прерывались на воздушную тревогу, все бежали в бомбоубежище. Актеры падали в голодные обмороки», — рассказывает исследователь.
Итоговый счет в столь удивительном противостоянии 2:0 в пользу Т-60, который вообще не получил повреждений. Чего не знали немцы Интересно, что часть легких танков Т-60 доставили для подразделений Ленинградского фронта, сражавшихся в блокадном кольце, по Ладожскому озеру на угольных баржах. Именно под черными кучами такого топлива прятали эти «малютки». Немецкая воздушная разведка в итоге была введена в заблуждение. Гитлеровцы даже не подозревали, что на «лайбах» со столь незамысловатым грузом перевозят бронированную технику, очень важную для ведения боевых действий на этом участке фронта. А «шестидесятки» зимой 1943 года действительно сыграли серьезную роль в прорыве блокады. Только эти легкие танки смогли форсировать Неву по льду для атаки неприятельских позиций. Знаменитые наши Т-34 а данной ситуации пасовали: ледяной панцирь реки не выдерживал их тяжести. И еще о снабжении осажденного города через Ладогу. К весне 1942 года над Северной столицей и защищающими ее армиями нависла угроза полного истощения запасов топлива для автомобилей и боевых машин. Запасов горюче-смазочных материалов в городе оставалось буквально на считанные недели. А как воевать дальше? Вот тогда и появился проект прокладки по дну озера подводного трубопровода, по которому можно перекачивать бензин. Ничего подобного в мире тогда не существовало. В начале Великой Отечественной она занимала должность инженера специального подразделения, выполнявшего работы под водой, — в том числе подъем техники, продовольствия с затонувших барж. Позднее, осенью 1941-го Нина Васильевна участвовала в прокладке бронированного телефонного кабеля по дну Ладоги для создания надежной телефонной связи Ленинграда с Большой землей. Несколько месяцев спустя по предложению Соколовой было начато строительство еще одной подводной коммуникации. Бензинопровод тянули от Осиновецкого маяка. Общая длина этой магистрали составила почти 30 километров, в том числе 21 километр — подводная часть. Трубы диаметром около 10 см уходили на максимальную глубину 35 метров. Их соединяли методом сварки. В общей сложности строительство бензинопровода заняло 43 дня — с 5 мая по 16 июня. Среди водолазов, занимающихся его прокладкой, была и сама Нина Соколова.
❗25 интересных фактов о блокаде Ленинграда❗
Сегодня, 27 января исполняется 80 лет окончания военной блокады Ленинграда. В «Блокадной книге» Алеся Адамовича и Даниила Гранина собраны воспоминания очевидцев, переживших блокаду Ленинграда, и самих авторов, ставших участниками тех событий. Сегодня в России отмечают 70-летие со дня освобождения Ленинграда от фашистской блокады – Самые лучшие и интересные новости по теме: Блокада, воспоминания, истории на развлекательном портале Санкт-Петербургский суд признал блокаду Ленинграда геноцидом национальных и этнических групп. Блокадный Ленинград В январе этого года наша страна вместе с Санкт-Петербургом отмечает памятную дату – 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Но Блокада Ленинграда – это далеко не единственный пример нашей воинской и гражданской доблести в двадцатом веке.
Суровая зима
- Голодная зима
- Блокадник: мне страшно рассказывать о тех ужасах, которые происходили в военном Ленинграде
- Малоизвестные факты о блокаде Ленинграда
- Курсы валюты: