Эскалация противостояния вокруг Нагорного Карабаха и по линии соприкосновения между Азербайджаном и Арменией набирает обороты с начала месяца. армения, пограничные села, массовые протесты, азербайджан, делимитация границы Никол Пашинян подчеркнул важность достигнутой договоренности с Баку. Путин раскрыл детали его разговора с Алиевым в 2020 году, когда начался военный конфликт. Возобновление войны между Арменией и Азербайджаном.
Угроза новой войны Армении и Азербайджана
«Это политика»: глава Азербайджана прокомментировал вероятность войны с Арменией | Также Азербайджан намерен разоружить и вывести формирования ВС Армении и "восстановить конституционный строй" в регионе. |
Азербайджан, вернувший Нагорный Карабах, готовит нападение на Армению? | Ранее МИД Азербайджана обвинил Армению в провокациях и заявил, что на территории страны находятся незаконные армянские военные формирования численностью около 10 тысяч человек. |
Происходящее в Армении — это бунт: мнение эксперта
Министерство обороны Армении отметило, что оценивает оперативную ситуацию на армяно-азербайджанской государственной границе последнего времени как стабильную и не видит необходимости в принятии дополнительных мер по защите границы. Ранее министерство обороны Азербайджанской Республики распространило срочное сообщение, в котором предупредило, что любая попытка военной провокации против Азербайджана со стороны вооруженных сил Армении будет решительно пресечена азербайджанской армией.
В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек.
Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу.
После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной. Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах.
Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана.
Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах. Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев.
В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид.
Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели. Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка.
Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана.
В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами. О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов.
Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
В резолюциях осуждается оккупация азербайджанских территорий, подчеркивается неприемлемость захвата территорий с применением силы, еще раз подтверждаются территориальная целостность, суверенитет и неприкосновенность границ Азербайджана, а также то, что Нагорный Карабах является составной частью Азербайджана, и выдвигается требование о незамедлительном, полном и безоговорочном выводе оккупационных сил со всех захваченных территорий Азербайджана. Документы, принятые в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе ОБСЕ , составляли нормативно-правовую базу и механизм переговорного процесса на основе принципов и норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН. Направив в феврале в Армению и Азербайджан миссию наблюдателей, Комитет высокопоставленных лиц организации принял решение, призвав стороны к миру, а также объявлению прекращения огня и отказу от территориальных притязаний к соседним государствам.
На состоявшемся в 1994 году в Будапеште саммите организации было достигнуто соглашение о наращивании усилий в рамках скоординированной деятельности с целью придания импульса процессу урегулирования проблемы и направлении в регион конфликта многонациональных сил для защиты мира, действующему председателю СБСЕ было поручено назначить сопредседателей Минской конференции. К этим принципам, к которым присоединились все государства-участники ОБСЕ, относятся: 1. Территориальная целостность Азербайджанской Республики и Республики Армения; 2.
Правовой статус Нагорного Карабаха, предусматривающий самую высокую степень самоуправления в составе Азербайджана; 3. Гарантии безопасности Нагорного Карабаха и всего его населения, включая взаимные обязательства по обеспечению соблюдения положений урегулирования. Закрепление на Лиссабонском саммите указанных принципов, создание в начале 1997 года нового института сопредседательства Минской группы и назначение России, США и Франции сопредседателями придали импульс переговорному процессу.
Сопредседатели выступили с письменными предложениями по урегулированию конфликта. Летом 1997 года сторонам был представлен проект всеобъемлющего соглашения. Несмотря на конструктивную позицию Азербайджана, Армения отклонила предложение.
Во время визита сопредседателей в регион осенью 1997 года сторонам был представлен план «поэтапного урегулирования». Согласно данному плану вначале должны были быть решены вопросы вывода армянских войск из оккупированных районов, возвращения вынужденных переселенцев на свои земли, восстановления средств коммуникации, размещения в регионе миротворческой миссии ОБСЕ, а затем рассмотрен вопрос статуса Нагорного Карабаха. Однако Армения вновь продемонстрировала в переговорном процессе позицию, далекую от конструктивности.
Мирная политика Азербайджана, деструктивная позиция Армении В ноябре 2007 года Минская группа разработала предложения по мирному урегулированию конфликта, вошедшие в историю как «Мадридские принципы», сторонам была представлена первая версия документа. А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было.
Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы.
Она продлилась два года и четыре месяца и, по примерным подсчётам, унесла жизни 20—25 тысяч человек. Азербайджанской армии не удалось установить контроль над регионом. Заморозка конфликта в Нагорном Карабахе В 1994 году при посредничестве России конфликт был заморожен, но не решён. Активные боевые действия прекратились, но периодически на линии соприкосновения случаются столкновения. В 2016 году произошло самое масштабное со времён войны обострение, бои продолжались на протяжении четырёх дней. Ситуация вокруг Карабаха превратилась в "вечный" конфликт, не имеющий устраивающего всех решения. И армяне, и азербайджанцы исторически связаны с Карабахом, но ужиться вместе, как показало время, у них не получилось. Однако решение в пользу одних непременно приведёт к недовольству других. Найти компромисс не удалось даже сто лет назад — при более благоприятных для этого условиях.
А сейчас, после стольких войн и конфликтов, это представляется почти невозможным. Все переговоры по карабахскому вопросу, начинавшиеся за последние 20 с лишним лет, неизменно заходили в тупик. Вторая карабахская война в 2020 году Вторая карабахская война, которая длилась 44 дня, — крупномасштабный вооружённый конфликт между вооружёнными формированиями непризнанной Нагорно-Карабахской Республики НКР и Армении с одной стороны и Вооружёнными силами Азербайджана с другой с 27 сентября по 10 ноября 2020 года. Это стало самым кровопролитным событием со времён окончания Карабахской войны в 1994 году. Утром 27 сентября Азербайджан начал контрнаступательную операцию "Железный кулак" на фоне эскалации с Арцахом. Бои велись на севере и юге НКР. К октябрю азербайджанские войска установили контроль над городом Джебраил и посёлком Гадрут, после чего армянский фронт рухнул. Азербайджанская армия закрепила за собой города Физули, Зангелан, Губадлы и Шуша. Военные формирования Баку были поддержаны со стороны Турции военной техникой и силой — вплоть до переброски наёмных солдат. Конфликт завершился 10 ноября подписанием соглашения о прекращении огня Арменией, Азербайджаном и Россией.
Документ предусматривал ввод российских миротворцев параллельно с выводом армянских вооружённых сил и оставление под контролем Азербайджана части территории Нагорного Карабаха, в том числе города Шуша. По итогам конфликта премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал число жертв 44-дневной войны: 3773 погибших, 243 человека пропали без вести. Позднее, 19 января 2022 года, Следственный комитет республики сообщил, что число военнослужащих и гражданских лиц, убитых в Республике Арцах и в Армении, составило 3809 человек. Глава Азербайджана осенью 2021 года заявил, что в Карабахе во время 44 дней боевых действий погибло около трёх тысяч азербайджанских солдат. Эскалация в Нагорном Карабахе 19—20 сентября 2023 года 19 сентября 2023 года Азербайджан объявил о проведении "антитеррористических учений" в Нагорном Карабахе. Это заявление сковало возможности российских миротворцев, а также предоставило почву Баку для военных операций.
К демонстрантам присоединился глава Тавушской епархии Армянской апостольской церкви Баграт Галстанян и призвал сельчан объединиться, чтобы провести совместные масштабные акции. Помимо этих сел, как пишет газета Hraparak, первоначально на акцию вышли жители сел Воскепар, Коти, Воскеван и Барекамаван. На следующий день к ним присоединились сельчане из Киранца и Ноемберяна. Все эти населенные пункты находятся рядом с селами, которые будут переданы Баку по соглашению о начале делимитации армяно-азербайджанской государственной границы на севере.
Документ предусматривает возвращение Баку четырех неанклавных сел Казахского района Азербайджана Ашагы-Аскипара, Баганис-Айрум, Хейримли и Гызылхаджылы , занятых Ереваном в начале 1990-х.
Эксперт заявил, что Армения сама спровоцировала Азербайджан на конфликт
А сын моего друга — молодой солдат, который был призван всего 10 дней назад, погиб в результате удара израильского БПЛА. Израильский БПЛА накрыл группу молодых солдат во время обеда, а учебный лагерь находился очень далеко от мест боевых действий... Российский миротворческий контингент, который должен был не допустить эту агрессию, не предпринял никаких активных действий, чтобы предотвратить это. И не сделал ничего, чтобы наказать нарушителя перемирия — Азербайджан, выступившего в качестве агрессора, как было сделано в отношении Грузии за агрессию против Южной Осетии в августе 2008 года. В Карабахе они из миротворцев превратились в наблюдателей.
Результатом безнаказанной агрессии Азербайджана стала полная этническая чистка армян Нагорного Карабаха. Спасаясь от массовых убийств и геноцида, более 100 тысяч армян были вынуждены в срочном порядке покинуть свои дома, оставив все нажитое имущество и родину азербайджано-турецким варварам XXI века... Многие зарубежные СМИ опубликовали аналитические статьи, в которых приводили факты, которые доказывали большую помощь Израиля Азербайджану для осуществления агрессии против армян Нагорного Карабаха. Некоторые иностранные, и в том числе израильские СМИ, прямо обвиняли официальный Тель-Авив в причастности к геноциду и полной этнической чистке армян Нагорного Карабаха.
Помимо военной и разведывательной поддержки Израиля, компонентом партнерства также стало киберпространство. Источники в израильских и армянских службах безопасности сообщили, что, помимо NSO Group, в последние годы Азербайджану помогали и другие израильские киберкомпании. За последнее десятилетие Израиль продал Азербайджану военной техники на 10 миллиардов долларов. Взамен он покупал азербайджанскую нефть и использовал его территорию в качестве центра разведывательной информации об Иране.
Поддержка Израиля оказалась решающей в успехе проведенной Азербайджаном 19-20 сентября 2023 года операции против Нагорного Карабаха, сообщило французское издание Intelligence Online. По данным издания, спустя несколько часов после завершения боевых действий в Нагорном Карабахе, 20 сентября командование вооруженных сил и служб безопасности Азербайджана поблагодарило своих израильских коллег. Согласно информации этого французского ресурса, генеральный директор Министерства обороны Израиля Эяль Замир посетил Баку всего за несколько дней до наступления, где узнал о военных планах Азербайджана и провел консультации.
Во-вторых, ожидаем мер от Совета безопасности ООН», — сказал он. В тот же день у здания правительства в Ереване начались стихийные митинги с требованием отставки премьер-министра, которого называли «предателем». Впрочем, многие политологи назвали поведение Пашиняна ожидаемым: он уже давно давал понять, что не собирается воевать за непризнанную республику.
Напомним, территория Карабаха разделена на равнинную и нагорную части. В Равнинном Карабахе исторически преобладало азербайджанское население, в Нагорном — армянское. В XX веке он стал территорией раздора. Но после распада СССР ситуация снова обострилась. Регион объявил о выходе из состава Азербайджанской ССР в 1988 году. С тех пор эту территорию периодически потряхивало.
Ещё новости по теме Почему Ельцин разогнал Верховный Совет Русское дело: за что на самом деле дрались наши предки на Куликовом поле В Сантьяго идёт дождь Очередной виток противостояния развернулся в 2020 году, когда здесь начались военные действия с участием армий Азербайджана, Армении и самого Нагорного Карабаха. Через 44 дня при участии России кровопролитие было остановлено. Однако многие в открытую называли этот конфликт «недовоёванным», поскольку статус территории остался спорным. Политологи отмечают, что с тех пор Никол Пашинян, которого считают ставленником США, многое сделал для того, чтобы территория раздора ушла из-под контроля Армении.
Жители Степанакерта — столицы непризнанной Нагорно-Карабахской республики — публикуют видео разрушенных домов. Как утверждают в Ереване, Армении удалось отбить ранее потерянные боевые позиции. В Азербайджане тоже рапортуют об успехах и о взятии новых высот. Мировое сообщество призывает стороны прекратить огонь. Евросоюз настаивает, что участники конфликта должны «прекратить силовые действия и военные столкновения».
Он также считает, что армяне в России воздержатся от протестов против Пашиняна, подобных тем, которые происходят в Ереване. Но не думаю, что они приобретут более массовый характер, чем акции на площади Республики в Ереване. Тем более что соответствующие службы в России наверняка держат руку на пульсе и всё контролируют, — рассказал Андрей Лямзин. После поражения во Второй Карабахской войне Пашиняну удалось удержаться, мобилизовав электорат. Кроме того, объективным наблюдателям было понятно тогда, что подготовка к войне была провалена не столько Пашиняном, сколько так называемым карабахским кланом, руководившим страной до него. Теперь дипломатия премьер-министра вызывает больше вопросов, чем ответов, — сообщил Лямзин. Но политические проблемы, которые существуют между руководителями наших стран, не должны сказаться на отношениях простых граждан, считает Лямзин. Поэтому какая-то возможная обида не должна на них отразиться. Кроме того, надо понимать, что российские миротворцы дали руководству Армении два с половиной года для выработки внешнеполитической стратегии спасения Арцаха, — сказал он.
Карабах – последние новости
Нагорный Карабах - последние новости сегодня и главные события по теме - Sputnik Армения | «По трёхстороннему соглашению, которое стало итогом Карабахской войны 2020 года, Армения должна гарантировать транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью», – пояснил эксперт. |
Karabakh Today I Карабах Сегодня – Telegram | Политолог считает, что Россия не останется нейтральной в следующей войне, накажет Азербайджан, а победа будет у Армении. |
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт | Путин раскрыл детали его разговора с Алиевым в 2020 году, когда начался военный конфликт. |
Обострение в Карабахе: против России пытаются открыть второй фронт - 27.11.2023 Украина.ру | — Азербайджан полон решимости продвигать повестку нормализации отношений с Арменией напрямую. |
Армия Турана растет: Азербайджан хочет захватить новые земли Армении
Еще в прошлом году Армения предлагала Азербайджану варианты возможного прохождения и порядка функционирования Зангезурского коридора, но они категорически не устроили Баку. Глава МИД: Возвращение Арменией четырех сел Азербайджана является обнадеживающим продвижением для будущего мирного процесса. Есть мнение, что новая война между Азербайджаном (при поддержке Турции) и Арменией (которая рассчитывает на Иран и США) может начаться уже в сентябре этого года.
Почему конфликт Армении и Азербайджана опасен для стран всего мира: мнения экспертов
Абинска; Общественное движение «TulaSkins»; Межрегиональное общественное объединение «Этнополитическое объединение «Русские»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Старый Оскол; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Белгорода; Региональное общественное объединение «Русское национальное объединение «Атака»; Религиозная группа молельный дом «Мечеть Мирмамеда»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы города Элиста; Община Коренного Русского народа г. Астрахани Астраханской области; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Орел»; Общероссийская политическая партия «ВОЛЯ», ее региональные отделения и иные структурные подразделения; Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа»; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. S», «The Opposition Young Supporters» ; Религиозная организация «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и входящие в ее структуру местные религиозные организации; Местная религиозная организация Свидетелей Иеговы в г. Краснодара»; Межрегиональное объединение «Мужское государство»; Неформальное молодежное объединение «Н. Круглосуточная служба новостей.
В самой Армении это понимают уже очень многие. Но сделать ничего не могут. Страна в руках структур Сороса. По ряду прогнозов армянских экспертов, всё даже хуже, чем может показаться. Новая война вполне может произойти уже в ближайшие три-четыре месяца. Азербайджану этого времени достаточно для того, чтобы подготовиться к эскалации и информационно, и в военном отношении. Плюс, погодный фактор: поздняя весна сделает начало войны просто идеальным в плане развёртывания войсковых группировок и дальнейшего их продвижения. При этом сама официальная Армения не реагирует на творящееся никак. Г-н Пашинян рассуждает о «вечном мире» с Азербайджаном, занимается молчаливой сдачей всё новых территорий и с новым энтузиазмом обвиняет Россию во всём происходящем.
Автором оного заявления обозначена некая Община Западного Азербайджана, идеологически оформляющая полную аннексию Армении. В принципе. И вроде бы заявления разнообразных довольно мутных и не так чтобы обладающих большим политическим бэкграундом организаций могут смотреться даже забавно примерно, как разнообразные заявления беглых иноагентов из Вильнюса и Риги , но реальность для Армении далека от того, чтобы быть забавной. Подобного рода заявления не появляются сами по себе. Они совершенно точно говорят том, что Азербайджан в самом деле занят подготовкой к агрессии. А всё это — всего лишь информационная разминка. Увы, такое в современном мире наблюдалось уже не один раз и даже не два. Всё происходит по одному стандартному сценарию: сначала обвинения в том, что противная сторона занимается поставками оружия, потом уже идут её обвинения в подготовке к агрессивным действиям, дальше начинаются обстрелы постов, потом такие обстрелы становятся повседневностью, ну а дальше сложившаяся ситуация перерастает в полноценную военную эскалацию. За которой в данном случае неизбежно последует капитуляция Пашиняна и его режима.
Но, как пояснили участники протеста, вернуться туда — дело недолгого времени. Власть все равно не контролирует ситуацию. Об этом свидетельствует хотя бы то, что распущенный еще неделю назад парламент по-прежнему собирается и обсуждает в частности ратификацию договора «О делимитации границ». Ну, как обсуждает… какие депутаты, такие и обсуждения. Собравшиеся вечером в четверг парламентарии горячо обсудили международный договор, который никто в глаза не видел, даже подискутировали об отдельных его пунктах. Еще они рассмотрели заявление оппозиции «О действиях Правительства Республики Армения в условиях нарушения территориальной целостности с 12 мая 2021 года и применения силы в отношении РА», подготовленный фракцией партии «Светлая Армения», но так и не приняли. Днем позже, в пятницу, действующий глава страны и. Однако оппозиционеры считают, что при их руководстве ничего, кроме нового предательства, невозможно и что их смещение — дело времени. Если выборы пройдут нелегитимно, значит, народ возьмет в руки оружие и установит законность сам». По словам собеседника «Ридуса», Пашинян «превратил себя в мишень». Как же она оставит сейчас нас?
Ильхам Алиев: «Армения — это наша земля!» Война в Нагорном Карабахе все ближе
Также Азербайджан намерен разоружить и вывести формирования ВС Армении и "восстановить конституционный строй" в регионе. Согласие властей Армении передать Азербайджану часть территорий в Тавушской области, включая населенные пункты, вызвало протесты и блокирование дорог в разных регионах страны. Министерство обороны Армении на своем сайте опровергло сообщение азербайджанской стороны о скоплении армянских военных на границе с Азербайджаном, передает
Азербайджан и Армения сообщают о военных победах в Нагорном Карабахе
Олег, Ты тут на диване лежишь и пишешь всех Армяней в Армению выселить, а вот эти Армяне защищали матушку Россию во Второй Мировой войне и погибло около 600 тысяч человек из полтора миллиона которые были на тот момент и сегодня гибнут тысячами защищая твою. «По трёхстороннему соглашению, которое стало итогом Карабахской войны 2020 года, Армения должна гарантировать транспортное сообщение между Азербайджаном и Нахичеванью», – пояснил эксперт. — Азербайджан полон решимости продвигать повестку нормализации отношений с Арменией напрямую. «Остолбеневшая Армения»: власти страны продолжают уступать территории Азербайджану. «Остолбеневшая Армения»: власти страны продолжают уступать территории Азербайджану.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
Девятый пункт договорённости гласит: Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджана и Нахичеванью с последующим выходом в Турцию. Это возможно собственно через армянскую территорию вдоль иранской границы. Но на деле Зангезурский коридор остаётся на бумаге — есть опасность, что Азербайджан начнёт пробивать его силой. В условиях охлаждения отношений между Ереваном и Москвой а в пользу этого свидетельствуют и заявленные на сентябрь армяно-американские учения, и отзыв постпреда Армении при ОДКБ Армения может остаться один на один в противостоянии с Азербайджаном и Турцией.
Но, похоже, в противостоянии за Сюникский коридор планирует принять участие ещё одна региональная держава — Иран, которая в армяно-азербайджанском противостоянии традиционно поддерживает Армению. Иранское телевидение опубликовало видеоролик, призывающий поддержать территориальную целостность Армении. Ролик содержит кадры с ракетных учений иранской армии и намекает на возможность оказания военной помощи Армении.
Ранее в Тегеране неоднократно заявляли, что не допустят военного вторжения на армянскую территорию. Иран может решиться на превентивный ввод войск Для Ирана существование Сюникского Зангезурского коридора, контролируемого Арменией, стратегически важно, поэтому Тегеран будет стремиться не допустить военной операции Азербайджана и Турции, сказал ИА Регнум военный эксперт, иранист Юрий Лямин. Поскольку Иран находится под мощным санкционным давлением, правительство страны заинтересовано в максимальном разнообразии доступных транспортных коридоров.
Если будет угроза захвата Азербайджаном указанной Сюникской области Армении, то Иран вполне может пойти на превентивный ввод войск». Также в Тегеране выступают против создания на своих северных границах единого турко-азербайджанского альянса, который может угрожать уже непосредственно безопасности страны. На севере Ирана проживает большое количество этнических азербайджанцев , среди которых сильны сепаратистские настроения.
Премьер-министр Армении Никол Пашинян неожиданно для всех и недвусмысленно дал понять, что он согласен признать суверенитет Азербайджана над Нагорным Карабахом в рамках мирного договора, который обсуждают Ереван и Баку. Это было первое четкое публичное заявление Пашиняна о его политике в отношении Нагорного Карабаха. Когда журналисты попросили Пашиняна разъяснить позицию его правительства по Карабаху, вышедший из себя премьер опять неожиданно для всех сказал, что все бывшие администрации Армении признали территориальную целостность Азербайджана, фактически дезавуировав заявления своих предшественников. Этот тренд Пашинян и его правительство иногда используют, ссылаясь на Алматинскую декларацию 1991 года.
Однако дело в том, что она не имеет юридического значения, поскольку так и не была ратифицирована, отметили тогда эксперты. Тогда же стало известно, что Армения уступит контроль над Тигранашеном в Араратской области и семью селами в Тавушской области, которые не входят в 29,8 тысячи квадратных километров. Взамен Армения получит обратно Арцвашен от Азербайджана. Эти территории перешли из рук в руки в начале войны 1990-х годов.
Однако показательно, что власти Нагорного Карабаха неоднократно отвергали любое урегулирование, которое восстановило бы контроль Азербайджана над районом и настойчиво предостерегали Ереван от подобного шага, заявляя, что такие скоропалительные высказывания руководства страны неизбежно приведут к кровопролитию.
После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах.
Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году.
В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск. Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта.
Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях. Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС.
Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами. В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики.
В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности.
Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.
В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи».
Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения.
Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н.
При непосредственном участии местных коммунистов были советизированы и Армения, и Азербайджан, что привело к пусть и шаткому, но миру в регионе. Теперь решать сложнейший вопрос урегулирования территориальных споров в регионе предстояло большевикам. И армянские, и азербайджанские лидеры сразу же попытались решить вопрос в свою пользу при помощи Москвы. И те и другие заваливали ЦК письмами с требованиями передать именно им спорные территории, в противном случае угрожая тем, что население республик воспримет отказ как предательство и отвернётся от новой власти. Самые горячие споры разгорелись вокруг трёх регионов: Карабаха, Зангезура и Нахичевани. Все три имели смешанное армяно-азербайджанское население в разных пропорциях. До революции Нахичеванский уезд входил в состав Эриванской губернии, большинство которой составляли армяне. Однако непосредственно в этом уезде азербайджанцев проживало вдвое больше. В Зангезурском уезде до революции число проживавших армян и азербайджанцев было примерно равным. В Карабахе существовало разделение: в Равнинном Карабахе жили преимущественно азербайджанцы, а Нагорный почти целиком был населён армянами. Для урегулирования спорных вопросов было создано специальное Кавбюро ЦК, которое возглавили Орджоникидзе и Киров. Кавбюро предложило компромиссный вариант: Нахичевань переходит к Армении, а Зангезур и Карабах — к Азербайджану. Но тут в спор вмешалась новая сторона. Турецкий лидер Мустафа Кемаль предложил Ленину заключить договор о дружбе. Ленин воспринял это как шанс на прорыв дипломатической блокады и охотно согласился на не самый выгодный договор. Согласно его условиям, часть бывших российских территорий переходила Турции, кроме того, Нахичевань на правах автономии присоединялась к Азербайджану. Взамен турки давали добро на существование Советского Азербайджана. Из восьми членов Кавбюро трое однозначно выступали за его передачу Армении, а трое других — Азербайджану. Всё зависело от позиции непосредственных руководителей — Орджоникидзе и Кирова, которые колебались в этом вопросе. Кто на самом деле остановил Третью карабахскую войну Историческое решение 4 июля 1921 года состоялось заседание Кавбюро, посвящённое окончательному решению карабахского вопроса. По результатам голосования большинство решило передать его Армении, в поддержку этого решения выступили оба руководителя бюро. Однако глава Азербайджана Нариманов настоял на том, чтобы окончательное решение осталось за ЦК. После голосования состоялись консультации Орджоникидзе и Кирова со Сталиным, который в то время курировал национальную политику. Неизвестно, о чём именно шёл разговор и какие аргументы выдвигались вероятно, это были какие-то стратегические соображения, связанные с Турцией , но руководители Кавбюро неожиданно передумали за одну ночь. На следующий день состоялось новое голосование, на котором они высказались в пользу передачи Карабаха Азербайджану с условием создания в Нагорной части региона армянской автономии.
Карабах – последние новости
Во-первых, это все-таки международно-признанная территория Армении, что само по себе заставляет Азербайджан более осторожно действовать, пояснил эксперт. Во-вторых, в Баку должны опасаться перерастания ситуации в масштабный конфликт с Ираном, так как азербайджанская нефтегазовая инфраструктура очень уязвима для ударов со стороны Ирана. Зангезурский блицкриг Азербайджан может решиться на полномасштабную военную операцию в Сюникском коридоре только при одном условии, полагает эксперт. Это условие — быстрота. Если за короткий промежуток времени регион будет занят азербайджанскими войсками, Иран будет поставлен перед свершившимся фактом и жесткой реакции со стороны Тегерана уже не последует. Возможно, что именно к такому варианту развития событий — к блицкригу — готовятся в Анкаре и Баку, не исключает Лямин.
С другой стороны, отмечает Лямин, не исключено, что передислокация азербайджанской армией отдельных соединений к границе с Арменией является демонстрацией силы. Эксперт напомнил, что Азербайджан уже не раз после войны 2020 года прибегал к силовому давлению на Армению, чтобы склонить Ереван к уступкам, в том числе территориальным. Потенциально Азербайджан может попробовать провести и более масштабную короткую операцию, прощупывая границы возможной реакции России и Ирана. В рамках подготовки к предстоящей, более масштабной интервенции». Прямое столкновение исключено, прокси-война вероятна Крупные региональные державы — Турция и Иран — пока не демонстрируют готовности к открытой войне.
Обе стороны выразили свою приверженность к миру, однако Иран в очередной раз дал понять, что не допустит захвата Сюникского коридора. В ближайшие годы прямой вооружённый конфликт между Турцией и Ираном маловероятен, полагает Лямин.
Эти группы в течение месяца после заседания представят перечень мероприятий в рамках своей компетенции, указывается в опубликованном в соцсетях документе. Важно, что документ этот в любом случае предусматривает предательство». По мнению некоторых участников митинга, активные боевые действия могут начаться уже буквально в ближайшую ночь. В пользу этих утверждений говорят сообщения о нарастающих провокациях и перестрелках, поступающие с южных границ. Еще одним наглядным подтверждением мнения о приближающейся войне стала боевая авиация, кружившая прямо над головами участников протеста.
Более того, как сообщают республиканские СМИ, и. Если они действительно есть, их оспаривание затянет вопрос освобождения Арцаха, который в прошлом году из-за предательства Пашиняна заняли турки под личиной Азербайджана». По словам Аджемяна, «война будет или рано, или поздно». Кроме того, по словам Аджемяна, вооруженные силы Армении обладают современным оружием, полученным от России, о котором противник не знает: «оно еще не находило применения и еще ждет своего часа». Однако сторонники оппозиционных политических партий к митингу так и не присоединились. Некоторые активисты призывали всех пойти к стенам парламента, но в итоге с наступлением темноты толпа начала редеть. Вместе с тем силы полиции, напротив, все прибывали, в итоге они начали вытеснять участников с площади, случились даже небольшие столкновения.
С 16 февраля по 2 марта в НКАО были организованы различные митинги. Несмотря на это, 22 февраля армяне недалеко от поселка Аскеран, расположенного вдоль шоссе Ханкенди-Агдам, открыли огонь по мирным азербайджанским демонстрантам, протестующим против вышеуказанного решения Совета народных депутатов НКАО. В результате двое азербайджанских юношей стали шехидами. В начале марта в Ереване начала беспрепятственно функционировать организация «Карабах», а в Ханкенди - «Крунк», ставившие целью присоединение Нагорного Карабаха к Армении. Тем самым Верховный Совет СССР, руководствуясь соответствующим положением, закрепленным в Конституции страны статья 78 , защитил принцип территориальной целостности республик. По мере ослабления общей государственной структуры СССР положение в регионе все более ухудшалось.
В Нагорном Карабахе появились засланные в основном из Армении вооруженные группы и террористы, занимавшиеся деструктивной деятельностью. Территориальные притязания против Азербайджана выдвигались не только националистическими группами, но и властными структурами Армении. Армения пыталась любой ценой захватить часть территории Азербайджана. В результате победы Армянского общенационального движения на парламентских выборах, проведенных в Армении в мае 1990 года, к власти в республике пришли ультранационалистические и шовинистические силы, пропагандирующие войну. Это ускорило начало армянской стороной агрессорской войны. Направив все усилия на создание неформальных воинских соединений и их вооружение, Армения предпочла решить проблему путем применения силы в соответствии с собственными целями.
Именно поэтому Армения никогда не относилась к переговорному процессу всерьез, пыталась воспользоваться им только для создания видимости в международном общественном мнении. Как накануне войны, так и в последующий период позиция Азербайджана была абсолютно справедливой с точки зрения Конституции СССР и норм международного права. Однако бездеятельность политической элиты Азербайджана в тот период, отсутствие политического лидера в республике еще больше осложняли ситуацию. Дальновидная личность, выдающийся государственный деятель, общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев, который мог всесторонне анализировать ход процессов, руководствовался волей народа, его принципиальной позицией в решении вопросов, был способен мобилизовать население вокруг единой цели, в тот период находился в вынужденной отставке. Отдаление его от политики оказало непосредственное влияние на дальнейшее углубление конфликта, как того хотели армяне. Волна мощного давления После ввода в Баку советских войск 20 января 1990 года и учинения кровавой Январской трагедии Кремль и лично Президент Михаил Горбачев полностью утратили авторитет.
Вслед за Баку советские войска совершили убийство гражданских лиц в Нефтчале и Лянкяране. В целом, во время январских событий в стране были убиты 150 человек. Трагедия 20 Января сыграла важную роль в кардинальном изменении отношения азербайджанского народа к СССР и реализации идей национальной независимости. В то время, как коммунистические руководители Азербайджана не видели коренных изменений, происходивших в национальном сознании народа, общенациональный лидер Гейдар Алиев, прибыв 21 января в постоянное представительство Азербайджана в Москве, выразил решительный протест против предвзятой политики руководства СССР в отношении азербайджанского народа, резко осудил убийство советской армией мирных людей, а затем отказался от членства в Коммунистической партии. Однако из-за того, что комитет опирался на постепенно слабеющие возможности заинтересованной в самосохранении общесоюзной системы, его деятельность с самого начала была обречена на неудачу. После августовских событий 1991 года, полностью подорвавших общесоюзную государственность, деятельность данного комитета стала бессмысленной.
Сложившаяся новая политическая реальность свидетельствовала о номинальности советской власти и ее приближающемся конце. Армянская диаспора и армянское лобби, оказывая влияние на ход конфликта, одновременно проводили в странах, где осуществляли деятельность, пропагандистскую работу, опирающуюся на вымышленные притязания, и пытались направить их на урегулирование конфликта в своих интересах. Было очевидно, что Армения, учитывая перспективу распада СССР, пыталась показать, что якобы не является стороной конфликта, и тем самым реализовать свою деятельность по специальному плану для того, чтобы ввести международное мнение в заблуждение. В ответ на это Верховный Совет Азербайджанской Республики 23 ноября 1991 года ликвидировал статус автономии Нагорного Карабаха. Армения, открыто озвучивавшая до этого территориальные претензии, без объявления войны начала военные действия против Азербайджана. Массовая резня, акты геноцида В период военной кампании армянские вооруженные силы, не делая никаких различий между военными и гражданскими лицами, совершили беспощадное убийство мирного азербайджанского населения в оккупированных районах и городах.
Азербайджанцы подверглись этнической чистке и геноциду. Военно-политическое руководство Армении, совершая систематические беспощадные массовые расправы, геноцид против мирного населения в селе Мешели Аскеранского, селах Малыбейли и Гушчулар Шушинского, селе Гарабаглы Ходжавендского районов, городе Ходжалы, селе Агдабан Кяльбаджарского района и других местах, преследовало цель физически уничтожить часть гражданского населения Азербайджана, сломить сопротивление остальной части и очистить регион от азербайджанцев. В ночь с 25 на 26 февраля 1992 года Армения совершила геноцид против азербайджанского населения в Ходжалы. В итоге были убиты 613 мирных жителей, включая 106 женщин и 63 ребенка. Кроме того, Организация исламского сотрудничества и Тюркский совет также признали эту трагедию как геноцид. Ужесточившаяся в 1993 году военная агрессия со стороны Армении, а также возникшие в Азербайджане угроза гражданской войны, хаос, экономический кризис, паралич государственных институтов поставили страну лицом к лицу с угрозой гибели.
Именно в этот критический момент азербайджанский народ увидел спасение в своем гениальном сыне, мудром государственном деятеле, общенациональном лидере Гейдаре Алиеве и доверил ему дальнейшую судьбу страны. Спасительная миссия общенационального лидера Гейдара Алиева Когда общенациональный лидер Гейдар Алиев 15 июня 1993 года по настоятельному требованию народа вернулся к власти, в стране царила сложная обстановка. Общенациональный лидер пришел к выводу, что в урегулировании армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта требуются комплексный подход, учет важных внутри- и внешнеполитических факторов. Это включало установление общественно-политической стабильности, создание боеспособной регулярной армии, реорганизацию государственных институтов и обеспечение их эффективной деятельности, восстановление экономики и осуществление коренных реформ в управлении, заключение стратегических нефтяных контрактов, обеспечивающих развитие страны на ближайшие десятилетия, и как результат — объединение нации вокруг одной идеи — азербайджанства. К тому времени в результате военной агрессии со стороны Армении армянской армией были оккупированы 20 процентов территории Азербайджанской Республики — город Ханкенди, Ходжалинский, Шушинский, Лачинский, Ходжавендский, Кяльбаджарский, Агдамский, Физулинский, Джабраильский, Губадлинский, Зангиланский районы, а также 13 сел Тертерского района, 7 сел Газахского района и одно село Садаракского района Нахчывана. В результате агрессии Армении более 1 миллиона азербайджанцев оказались в положении беженцев и вынужденных переселенцев, более 20 тысяч азербайджанцев погибли в период военных операций, а свыше 50 тысяч человек стали инвалидами.
О последующей судьбе пропавших без вести в результате I Карабахской войны 3890 азербайджанцев, включая 71 ребенка, 267 женщин, 326 стариков, в том числе 872 человек, захваченных в плен и заложники по данным на 1 декабря 2020 года , ничего не известно. В 1988-1993 годах в Карабахе в целом были разрушены 900 населенных пунктов, 150 тысяч домов, 7 тысяч общественных зданий, 693 школы, 855 детских садов, 695 медицинских учреждений, 927 библиотек, 44 храма, 9 мечетей, 473 исторических памятника, дворца и музея, 40 тысяч музейных экспонатов, 6 тысяч промышленных и сельскохозяйственных предприятий, 160 мостов и других инфраструктурных объектов. Конфликт в международных документах Армяно-азербайджанский конфликт, превратившийся в силу своего межгосударственного характера в источник серьезной угрозы для международного мира и безопасности, вызвал серьезные обсуждения в рамках международных организаций, в связи с проблемой был принят ряд важных документов. Резолюция осудила оккупацию Зангиланского района и поселка Горадиз, нападение на гражданское население и бомбардировку территорий Азербайджанской Республики, потребовала вывода оккупационных сил из Зангиланского района, поселка Горадиз и остальных последних оккупированных территорий. Эти резолюции, принятые Советом Безопасности ООН, выступающим в качестве основного гаранта международного мира и безопасности, в связи с армяно-азербайджанским конфликтом, определили правовую основу политического процесса по урегулированию конфликта на основе норм и принципов международного права.
Что происходило в среду в Карабахе? Рассказывает житель Степанакерта Тигран: — Степанакерт окружен. Сейчас в городе совсем нет света, нет воды.
Абсолютно непонятно, что нас ждет. Все произошло слишком быстро. Люди не были готовы к такому развитию событий, поэтому в основном никто не знает, что делать. Где этот коридор? Бомбили город. Там люди собрались в надежде. Это параллель с Афганистаном, когда люди собрались на последний самолет. Это российский военный вертолет, но это не сообщение для простых людей.
Никакой возможности сейчас выйти отсюда. С одной стороны, Азербайджан восстанавливает контроль над своими международно признанными территориями. НКР так и осталась никем не признанной, даже Арменией. Международное сообщество дружно призывало остановить бои. Но никто не оспаривает, что азербайджанские военные действуют в своей стране. С другой стороны — судьбы людей. У Азербайджана и Армении свои аргументы по вопросу, кто должен жить в Карабахе. Но действительность сейчас такова: там находятся как минимум десятки тысяч человек, которые, очевидно, не хотели бы жить под контролем назначенных Баку властей.
На улицах Еревана протестуют против, как многие говорят, «сдачи» армянскими властями Карабаха.