Новости походы на волжскую булгарию

В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Предпосылки, хронология и итоги похода киевского князя Владимира Святославича на Волжскую Булгарию в 985 году. Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии.

Куда исчезла Волжская Булгария?

БУЛГА́РИЯ ВО́ЛЖСКО-КА́МСКАЯ 13 июня 922 года – принятие ислама Волжской Булгарией (Болгарией).
Война и мир с Булгарией Лига историков, Волжская Булгария, История (наука), Длиннопост.
Поход Руси на Волжскую Булгарию (1376) Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183.

Поход князя Святослава на Булгар

Вот так булгары и стали мусульманами. Правда, через сорок лет русский князь Святослав Игоревич наголову разгромил Хазарию, избавив волжских булгар от постоянной угрозы с юга. И договор с арабскими халифами потерял для булгар свою актуальность. Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной. По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира.

Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами. Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки. Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии. Западная граница Волжской Булгарии проходила по реке Сура. Иначе говоря, Нижний Новгород никогда не входил в состав Булгарии. Возникает вопрос: зачем отмечать годовщину принятия Ислама государством, с которым на протяжении столетий воевала Русь, и которого уже давным-давно нет на карте мира? И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии?

Но и это ещё не всё. Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть. Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний — это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России. А кроме того, в городе уже действуют три мечети.

Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности. Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями. Еще один образчик чиновничьего тупоумия — решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского. По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов. Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности.

Вслед за Рамазаном такую оценку Алиеву дает и Махачкалинская мэрия. Так, в сообщении пресс-службы мэрии Гейдар Алиев назван «выдающимся советским и азербайджанским политическим деятелем».

Древние города и другие булгаро-татарские памятники в Казанской губернии. Казань, 1877. Пономарёв П. Данные о городах Камско-Волжской Булгарии. Том X, выпуск 3. Смирнов А.

Волжские булгары. Москва, 1951. Халиков А. Казань, 1968. Том 1.

После этого похода Булгар практически прекратил свое существование 1712 — первое подробное описание городища дьяком Михайловым 1722, 2 июля — посещение Булгара Петром I и издание указа о сохранении памятника. Петр лично облазил все городище и оказался очень доволен и взволнован. И как знать, где бы оказался современный экономический и политический центр Европы, если бы монголы ее не уничтожили. Великая Волжская Булгария была не просто развитым, она была могучим государством. Используя водные пути, булгары имели весьма обширные торговые связи. В Х веке площадь одного из крупнейших городов Волжской Булгарии — Биляра — была больше средневековых Владимира, Киева и Парижа, вместе взятых, да и по уровню развития Биляр превосходил большинство современных ему городов. Их строители еще в IX веке воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом. В Центральной Азии и Иране лучшую кожу и обувь до сих пор называют булгарской. Еще за 76 лет до крещения Киевской Руси после прямых переговоров с Багдадом Булгария приняла ислам. По преданию, булгарские проповедники в 986 году приходили к великому князю Владимиру Святославовичу в Киев и тоже предлагали принять ислам. Но через два с лишним года Русь, как известно, приняв крещение, пошла своим путем… Известно также, что вплоть до появления воинственных монгольских племен Булгария оставалась одним из самых развитых и влиятельных государств Европы. Святослав разграбил столицу — Булгар. Поход не принес ему окончательной победы. Но князю удалось подписать с булгарами очень важный для Киева договор о мире и торговле: булгары после принятия ислама установили тесные связи с арабским миром, и эти связи очень интересовали русских. Вернувшись из похода, Владимир установил на киевских холмах идолов, совершил торжественное жертвоприношение богу Перуну и, как говорят, даже спровоцировал убийство двух варягов-христиан. Этот выбор был отчасти продиктован брачными соображениями: Владимир просил руки царевны Анны, сестры Базилевса, на которую он не мог бы претендовать, оставаясь язычником. Именно Булгария в начале XIII века стала тем форпостом на левом берегу реки Итиль так тогда называли Волгу , который затормозил продвижение монгольских полчищ на Русь и в глубь Европы… Именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя страшный удар Орды. Впрочем, справедливости ради надо сказать, что набеги русских на Волжскую Булгарию были не менее кровавы, чем завоевания монголов, и начались задолго до прихода Орды. Первый возглавил Святослав еще в 965 году. Следующий — в 985 году предпринял князь Владимир: Киевская Русь во что бы то ни стало хотела заполучить торговые связи Булгарии с арабами.

Соловьёв , избегая определённых выводов, предполагал, что князь Владимир совершал походы и на волжских и на дунайских болгар, а после в летописях они были перемешаны «по одинаковости народного имени» [56]. Относительно данного похода, который С. Соловьёв датировал 987 годом, он полагал, что «низовые» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [57]. Барсов , И. Линниченко , Ф. Успенский , Е. Голубинский , А. Шахматов , В. Мавродин , Б. Рыбаков изначально , О. Рапов , А. Гадло и др. Делались предположения, что он был предпринят в ходе Болгаро-византийской войны [en] [58] , об участии в которой русских войск на стороне Византии упоминали Иоанн Геометр и Лев Диакон под 986 г. Тихомиров , датируя этот поход 975 годом, делал предположение, что он мог быть связан с военными действиями византийского императора Василия II Болгаробойцы против болгарского царя Самуила , взявшего в том году Ниш. При этом он исключал возможность похода Владимира на волжских булгар, так как, участвовавшие в том походе торки «жили на степных просторах к югу от Киева, далеко от Волги» [66]. Этот поход, в рамках русско-византийских соглашений , также связывали и с крещением Владимира [56] [60]. Некоторые исследователи исключали то, что поход был направлен против волжско-камских булгар ввиду того, что в X веке берега Волги были покрыты непроходимым лесом, через который конница пройти не могла [60] [61] [64] [65] [67] [68]. Высказывалось мнение, что упоминание о пленных, обутых в сапоги в противоположность «лапотникам» может лишь говорить об их принадлежности к греко-славянскому населению, нежели к камским булгарам [60]. Не однозначно стоял вопрос в плане этимологического определения болгар, на которых был предпринят поход. Были утверждения, что «низовские болгары» они же «чёрные болгары» это «дунайские» ввиду того что они жили в низовьях Днепра [69] или то, что они были «внизу» от Киева как Киев внизу от Новгорода и Смоленска [64]. Также высказывалось мнение, что «низовские» — означает «поволжские» [67] или, что определение булгар как «низовские» или «волжские» внесено в летописи их переписчиками или относится к авторам, жившим на севере и знавших по соседству только болгар волжских [70]. Указывалось на предполагаемые ошибки переписчиков «Памяти…» Мниха Иакова, из чего следует, что «сребреныя» следует толковать как «сербяны» т. В то же время ряд же других исследователей, такие как Ч. Френ В. Григорьев , Д. Иловайский , С. Шпилевский , П. Голубовский , Н.

Владимирские князья пытались взять под контроль Поволжье

О его размерах и значении ученые продолжают спорить до сих пор, но известно, что созданная тюркскими племенами на Средней Волге и Каме, Волжская Булгария просуществовала 500 лет. Русские князья, начиная со Святослава в X веке, то воевали, то мирились с волжскими булгарами. Во времена мира торговые связи были активными, что подтверждают раскопки. Но еще тогда Волжская Булгария приняла ислам и стала самой северной мусульманской страной. По преданию, киевский князь Владимир Креститель выбирал православие среди других религий. Так вот, исламская миссия прибыла тогда в Киев именно из Волжской Булгарии. Князь от ислама отказался, но мирный договор с Булгарией заключил.

Но Юрий Всеволодович был не единственным князем, отправившимся в поход на восточного соседа. В 1120 году аналогичную миссию в союзе с половцами провел князь Юрий Долгорукий. Очень активно воевал с Волжской Булгарией Андрей Боголюбский. В один из походов он даже взял знаменитую святыню, свой важнейший духовный ресурс — знаменитую икону Богородицы Владимирской. В том походе был взят город Бряхимов. Однако войны с волжскими булгарами были такими тяжелыми, что Боголюбский потерял из-за них даже двух своих сыновей-наследников.

Именно в память о сыне Изяславе, который умер в походе, Боголюбский решил возвести храм Покрова на Нерли. Фото Владимира Чучадеева Справедливости ради: булгары не только отбивались, но и сами порой нападали на русские территории.

Хазарский поход Святослава Игоревича карта. Волжская Булгария территория 6 класс. Столица Волжской Булгарии 10 век. Расселение волжских Булгар.

Становление древнерусского государства 6 класс карта. Становление древнерусского государства в 10 веке 6 класс. История 6 класс учебник Арсентьев стр 28 карта. История России 6 класс учебник Арсентьев 2 часть карта стр 83. Киевская Русь походы Святослава. Хазарский поход Святослава.

Князь Святослав Восточный поход. Военные походы Святослава Игоревича на Хазар. Хан Тервел. Битва при Пуатье 732. Карл Штейбен битва при Пуатье 732 года. Казанское ханство 1438-1552.

Столица Казанского ханства в 1438 году. Даруги Казанского ханства. Казанское ханство 1438. Дунайская Болгария и Волжская Булгария. Дунайская Болгария на карте древней Руси. Волжская Булгария и Великая Болгария и Болгария 10 века.

Торговый путь Дунайская Болгария. Походы русских князей на Половцев и Волжскую Булгарию в 12 веке. Походы русских князей в 12 в против Половцев. Поход русских князей на Волжскую Булгарию карта. Волжская Булгария территория государства. Волжская Булгария 10 век.

Территория Волжской Булгарии в 10 веке. Территория Волжской Булгарии на карте. Нашествие Батыя Волжская Булгария. Походы Святослава на карте древней Руси. Поход Святослава на Хазарию карта. Походы князя Святослава Олега.

Правление Святослава карта. Киевская Русь карта Святослав. Походы князя Святослава 964-972. Походы Святослава Игоревича. Походы князя Святослава Игоревича. Поход Джэбэ и Субэдэя карта 1223.

Карта Руси в период монголо татарского Ига. Походы монголо татар карта. Волжская Булгария поход. Волжская Булгария площадь. Всеволод большое гнездо 1183. Поход Всеволода большое гнездо на Волжскую Булгарию карта.

Походы Святослава Игоревича на Хазар. Поход на Хазарский каганат Святослав. Походы Святослава Игоревича на Хазарский каганат. Поход на Хазар Святослав. Всеволод большое гнездо внешняя политика с Волжской Булгарией. Всеволод большое гнездо воевал с Волжской Булгарией.

Поход Батыя на Волжскую Булгарию.

В столице княжества победителей ждала торжественная встреча. И устроил великий князь Юрий встречу брату своему Святославу и всем воинам на три дня, и многие дары дал брату своему: золотом и серебром, и одеждами различными, конями, и оружием, аксамитами и паволоками и белью, также и воинов одарил повелику, каждому по достоинству. Князь великий Юрий Всеволодович отпустил брата своего Святослава с честью великою в город его Юрьев, на свой стол». Важнейшим следствием удачной операции 1220 года стала открывшаяся возможность дальнейшей экспансии Владимиро-Суздальского княжества на восток.

Поход Святослава Всеволодовича выявил слабые стороны обороны Волжской Булгарии. Теперь уже сам великий князь Владимирский был готов возглавить войско для еще более масштабных действий. Летопись сообщает: «В том же году великий князь Юрий Всеволодович сам начал снаряжаться на болгар. Болгары же прислали послов своих с мольбою и с челобитьем. Но он не принял прошения их и отпустил послов».

Похоже, на сей раз приготовления сильно не скрывали, возможно, даже проводили их демонстративно. Во всяком случае, в Булгарии о планах Георгия Всеволодовича стало известно, и обеспокоенные булгары прислали к великому князю послов с дарами и просьбой о мире. Именно реальность военной угрозы вынудила просить мира. И именно осознание Георгием Всеволодовичем своей превосходящей силы побуждало не спешить. Князь мира не принял, а послов отпустил восвояси.

Более того, Георгий повелел своему племяннику ростовскому князю Васильку Константиновичу вместе с войском идти на булгар. Как видим, Городец вновь выступал в роли места сбора войск для большого похода. И когда он был на Омуте, пришли к нему другие послы болгарские с мольбою». Кучкин считает, что «Омут - скорее всего, с. Омуцкое на р.

Нерли несколько выше Суздаля. Следовательно, идя к Городцу, Юрий подымался по р. Нерли Клязьминской, а далее сворачивал на восток. Сухопутный путь связывал Городец и с Ростовом». Возле Омута Георгия Всеволодовича встретило второе посольство булгар с предложением мира.

Великий князь вновь отверг предложения булгар и с владимирским войском направился в Городец. И пошли они на Городец к Васильку Константиновичу». Но запланированный поход так и не состоялся. Именно туда, в Городец, прибыло третье булгарское посольство. И именно там были достигнуты исторические соглашения.

Храмцовский писал, что посольство «мольбами, унижением, всевозможными уступками и золотом купило у Юрия мир». То есть, был заключен мир на неких договоренностях, действовавших со времен Юрия Долгорукого и Всеволода Большое Гнездо. Приведя булгар к присяге, Георгий Всеволодович отправил в Волжскую Булгарию ответное посольство.

Укрепление обороноспособности. Булгарский эмир Габдулла Чельбир предпринял энергичные меры по повышению обороноспособности страны. Были проведены работы по укреплению оборонительных сооружений городов. Как показали археологические раскопки [25] [26] в первой трети XIII в.

Была увеличена мощность существующих земляных валов , реконструированы деревянные конструкции укреплений, вокруг города возведены дополнительные линии валов и рвов. Биляр стал одним из самых сильно укреплённых городов Восточной Европы [27]. Дипломатические шаги. Подготовка к нападению Монгольской империи также шла и во внешней политике. Для сосредоточения сил перед лицом монгольской угрозы был необходим мир с соседними государствами. Шла планомерная экспансия Суздаля на восток. Мордовские племена, бывшие вассалами Волжской Булгарии под военным давлением начинают переходить под вассалитет Владимиро-Суздальского княжества.

Для перехвата булгарского контроля над Волжским торговом путём на Волге закладывается город-крепость Городец. Кроме того основывается город Устюг , перерезающий булгарский меховой торговый путь к вотякам , что приводит к новой вспышке военных действий. В 1218 году булгары захватывают Устюг, а в ответ, в 1220 году суздальцы нападают на булгарский город Ошель. Осознавая необходимость мира на своих северных границах в связи с монгольской угрозой, в 1221 году Волжская Булгария заключает перемирие с Владимиро-Суздальским княжеством. Согласно этому договору военные столкновения прекращаются, а Владимиро-Суздальское княжество распространяет своё влияние на ряд мордовских земель по реке Ока и основывает город Нижний Новгород на слиянии рек Волги и Оки [28] [29]. Военные действия монголов в Волжско-Уральском регионе 1217—1224 годы [ править править код ] Первое военное столкновение монголов и кыпчаков. В 1212 или 1213 году населяющие Западную Монголию меркиты и найманы восстали против Чингисхана.

Между 1217 и 1219 годами даты в источниках противоречивые [30] монгольские войска под началом Субэдэя наносят поражение меркитам. Глава их обока рода Хуту бежит к кыпчакам , а точнее в кочевую державу йемеков , расположенную в Приаралье и Заволжье и возглавляемую кланом ольбери ильбуре [31] [32]. Чингисхан требует от ольбери выдачи Хуту, но получает отказ. Поэтому в 1219 году он отправляет Субэдэя в поход против восточных кыпчаков с целью их «наказания» за укрывательство Хуту и для поимки самого Хуту. У реки Иргиз происходит битва между монголами и кыпчаками, в которой монголы побеждают, а главу обока меркитов Хуту убивают. После этого корпус Субэдэя выводится из Волго-Уральского региона и перебрасывается на войну с Хорезмийским государством [31] [32]. Монголы всегда прилагали максимум усилий к тому, чтобы уничтожить всякого лидера или вождя, который оказал им сопротивление, особенно такого, как Хуту, чей обок до этого уже входил в состав их империи.

Ольбери в свою очередь дали убежище мятежному предводителю меркитов и проигнорировали требование Чингисхана о его выдаче. Поэтому, несмотря на победоносный поход Субэдэя, с точки зрения монголов, окончательный счёт кипчакам ещё не был выставлен [33]. Монголо-хорезмийская война. В 1219—1221 происходит монголо — хорезмийская война, закончившиеся поражением Хорезмийского государства и присоединением к Монгольской империи его восточной части, а именно, Мавераннахра , Хорезма и Хорасана. В результате этой войны Улус Джучи на западе расширился до реки Урал, а на юге стал включать Хорезм и города по берегам нижнего течения Сырдарьи [32]. Действия корпуса Джучи. В 1219 году, когда Чингисхан вторгся в Хорезм, на Джучи было возложено командование правым флангом монгольской армии.

Он был отправлен в Приаральские степи на территорию племени канглы для нейтрализации важного союзника Хорезма и расчистки подступов к Волго-Уральскому региону. Весной 1221 года Джучи был брошен на подавление локального восстания в городе Барчанлыгкент в верховьях Сырдарьи, а после на подкрепление Чагатаю для взятия Ургенча , столицы Хорезма [34]. После фактического окончания хорезмской кампании Джучи вернулся на север с приказом приступить к завоеванию земель кыпчаков, алан , булгар и русских, которые отец выделил ему в качестве улуса. Мусульманские источники [35] свидетельствуют, что Джучи действительно ушёл в степь где-то в 1221 г или 1222 г, и «его силы двинулись в страну саксин, булгар и славян». Для того, чтобы достичь этих областей, Джучи должен был вначале атаковать своих старых противников канглы , а потом двинуться на восточных кыпчаков. После некоторых, не слишком энергичных усилий по выполнению отцовских инструкций, Джучи начал отходить на восток к своей главной ставке на реке Иртыш , оставив при этом существенную часть своей армии вблизи земель восточных кыпчаков [34]. Поход Субэдэя и Джэбэ.

Весной 1220 года по приказу Чингисхана был предпринят четырёхлетний поход трёх туменов Субэдэя , Джэбэ и Тохучара. Далее он перерос в завоевание западной части державы Хорезмшахов — Аррана , Азербайджана, Ирака и Ширвана. Выполнив её монгольские войска вышли в Закавказье [36] [37]. В 1223 году Субэдэй представил Чингисхану доклад, в котором просил позволения снова атаковать кыпчаков. Его предложение было одобрено, и тумены Субэдэя и Джэбэ прорываются через Кавказ в степную зону Северного Кавказа и Причерноморья и нападают на западных кыпчаков половцев [33]. Одновременно с наступлением Субэдэя и Джэбэ из Передней Азии на Северный Кавказ, началось наступление других монгольских отрядов из Улуса Джучи на канглы, расположенных в Северном Приаралье. Это была хорошо спланированная и чётко скоординированная военная операция.

Два концентрических удара имели конечной целью булгарские владения на Нижней Волге — Саксин [38]. Битва на Калке. Весной 1223 года Субэдэй и Джэбэ разгромили алан на Северном Кавказе и стали преследовать кыпчаков. Вынужденные бежать к границам Руси, кыпчаки во главе с ханом приднепровских кыпчаков Котяном обратились за помощью к русским князьям. Основные южнорусские князья такую помощь оказали. Выступившее против монголов объединённое русско-кыпчакское войско, включавшее киевские, галицкие, смоленские, и волынские дружины потерпело сокрушительное поражение у реки Калки [38]. События 1223 года.

После победы на Калке Субэдэй ушёл в степи Подонья на летовья [39] , на территорию кыпчаков племени ельтукове, которые вынуждены были отступить во владения Волжской Булгарии. Как отмечается в работе [40] , причиной этого вторжения мог послужить отход кыпчаков ельтукове во владения Волжской Булгарии. Там они переправились через Волгу и соединились с действовавшими Волго-Уральском регионе войсками корпуса Джучи. Поражение монголов в Волжской Булгарии 1223 год См. В биографии Субэдэя эта битва названа «кровопролитнейшей». После этого сражения монголы отошли на летовья в район Подонья, а после отдыха двинулись в сторону Волжской Булгарии.

Волжская Булгария

Гравюра Бориса Чорикова Как это бывало и раньше, после войны последовал мирный договор. В 1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, а в 1229 году его продлили на тот же срок. Собственно, за что боролись? За то, о чем договорились: Юрий Всеволодович расширил влияние Владимирского княжества на земли мордовских племен, на которые претендовали и булгары. Так что это было что-то вроде колониальных приобретений. С целью закрепиться в этих землях, владимирский князь основал Нижний Новгород.

А Волжская Болгария запросила мира еще и потому, что у нее на горизонте замаячила угроза, гораздо более опасная, чем владимирское войско, — монгольские орды. Святой Аврамий Болгарский Тем временем произошло важное событие религиозного плана в отношениях между Владимиром и Булгаром Болгаром , — так называлась столица Волжской Булгарии. По церковному преданию, булгарский купец Авраамий прибыл по торговым делам в столицу Волжской Булгарии, где стал проповедовать среди своих соплеменников христианство. Мусульмане настойчиво уговаривали его отречься от Христа. Но Авраамий был непоколебим.

Его схватили. Но прежде чем применить силу к новоявленному христианину, булгары уточнили: «Авраамий не русский и не находится под защитой владимиро-суздальского князя». Был бы под защитой, то в силу мирных отношений его бы, скорее всего, не тронули. А так его подвергли мучениям и «усечению мечом» прямо на берегу Волги.

Важной военно-политической задачей киевской державы было установление контроля над Волжским путем. Еще князь Святослав во время своего похода на Хазарию разгромил армию Волжской Булгарии. Однако в полной мере контролировать весь путь оказалось невозможно: Волжская Булгария сохранила самостоятельность и, соответственно, контроль над участком главной водной магистрали — рекой Волгой.

И только в 1229 году между Русью и Волжской Булгарией был заключён мирный договор. Однако это не избавило Булгарию от постоянных стычек с новгородскими ушкуйниками. Этим ребятам договоры были не указ. Действовали они жестко, воевали отчаянно и доставляли немало хлопот не только булгарам, но и другим народам Поволжья.

В переводе на современный язык это нечто вроде частных военных компаний. Особенно популярны ушкуйники были в Новгородской республике. В Великом Новгороде, как известно, власть формально принадлежала народному собранию — вече, но в реальности государством управляли представители влиятельных боярских родов, тесно связанных с купеческими и торговыми кругами. Поскольку своей регулярной армии у Новгородской республики не было, в период серьёзной военной опасности, угрожавшей Новгороду, в город приглашались князья с дружинами из соседних русских земель.

Так, в 1240 годы, когда Новгороду угрожали сначала шведы, а потом тевтонские рыцари, в город был приглашён владимирский князь Александр Ярославич, больше известный как Невский. И такие примеры не единичны. А вот для выполнения всякого рода пикантных поручений новгородские власти нанимали и финансировали отряды ушкуйников. Их использовали, например, для охраны торговых караванов, складов готовой продукции, а также для совершения набегов на соседние земли — новгородские купцы не брезговали и такими средствами обогащения.

Набеги, как правило, совершались по воде — на небольших парусных лодках. Их называли ушкуями. Отсюда и название наёмников. В XIV веке ушкуйники считались хозяевами Волги.

На своих судах они бороздили великую русскую реку, периодически совершая набеги на соседние страны. Особенно любили ушкуйники наведываться в Золотую Орду. В иные годы они умудрялись добираться на своих лодках аж до низовьев Волги, наводя ужас на ордынских ханов. Доходило до того, что властители Орды обращались к русским князьям с настоятельными просьбами утихомирить дерзких разбойников.

А в среднем течении Волги, на месте современной Казани и Жигулевских гор, отряды ушкуйников останавливались для отдыха и пополнения запасов продовольствия. Кстати, иногда ушкуйники в погоне за добычей занимались и грабежами русских городов. А потому начиная с середины XIV века московские князья пытались пресечь эту вольницу. Покончить с ушкуйниками удалось только в конце XV века, после присоединения Новгорода к Москве и образования единого Русского государства.

Однако часть ушкуйников перебралась на Дон и нижнюю Волгу, часть бежала в Запорожскую Сечь. Именно ушкуйники стали основой для формирования нового служилого сословия — казачества. Правда, этот процесс растянулся на столетия. Правительству понадобилось немало усилий, чтобы вытравить из казаков бунтарский дух, направить казацкую удаль на службу Российскому государству.

В целом эта задача была решена лишь к началу XIX века. Казаки переняли от своих предшественников — новгородских разбойников — не только любовь к разгульной жизни, но и многие детали быта и лексику. Так, например своих командиров ушкуйники называли ватаманами.

В большом булгарском городе, который, как Юлиану сказали, может выставить на бой армию в 50 тысяч человек, монах с муллой распрощались. Доминиканец бродил по улицам, смотрел, слушал. Он привез в Европу первые рассказы о монголах - явно услышанные на рынке басни про то, что Чингисхан мстит куманам половцам за жизнь и честь своей изнасилованной и обезглавленной сестры. Великая Венгрия На этом же рынке брату Юлиану опять невероятно повезло.

Причем ровно так же, как за несколько лет до этого умершему брату Отто: однажды венгерский монах на булгарском базаре вдруг услышал венгерскую женскую речь. Женщина оказалась мадьяркой, выданной замуж за булгарского купца: "Она указала брату пути, по которым ему надо идти, утверждая, что через две дневки он, без сомнения, может найти тех венгров, которых ищет. Так и случилось. Ибо нашел он их близ большой реки Этиль [р. Белая, две дневки — два дневных перехода верхом]. Те, увидев его и узнав, что он венгр, немало радовались его прибытию: водили его кругом по домам и селениями старательно распрашивали о короле и королевстве братьев своих христиан. И все, что только он хотел изложить им, и о вере и о прочем, они весьма внимательно слушали, так как язык у них совершенно венгерский: и они его понимали, и он их.

Они — язычники, не имеют никакого понятия о боге, но не почитают и идолов, а живут, как звери. Земли не возделывают! Едят мясо конское, волчье и тому подобное; пьют лошадиное молоко и кровь. Богаты конями и оружием и весьма отважны в войнах. По преданиям древних, они знают, что те венгры произошли от них, но не знали, где они", - рассказывается в донесении. Венграм, живущим на реке Белой, уже приходилось сталкиваться с монголами, и Юлиан, послушав их, осознал, что народы Европы даже не представляют, каких масштабов беда катится на них из глубин будущей России. Юлиан понял, что обязан предупредить и короля, и всех, кто может оказаться на пути монголов, и если этого не сделает он, то не сделает никто.

Источник фото: pikabu. Начал же брат обратный путь за три дня до праздника св. Иоанна Крестителя 20 июня 1236 года , в 15 дней прошел по реке царство мордванов; это — язычники и настолько жестокие люди, что у них тот человек, кто не убил многих людей, ни за что не считается; и когда кто-либо идет по дороге, то перед ним несут головы всех убитых им людей, и чем больше голов перед кем несут, тем выше он ценится. А из голов человеческих они делают чаши и особенно охотно пьют из них. Тому, кто не убил человека, не позволяют жениться. Бог знает, чем мордва так обидела венгерского монаха, что он оставил о ней такой трэш-отзыв, ничем исторически не подтвержденный. Остается на его совести и сообщение о религиозной ситуации в местных землях: "Узнав от своих пророков, что им предстоит стать христианами, они [мордваны-язычники] послали к князю великой Ландемерии [город Владимир] это соседняя с ними русская страна , чтобы он послал к ним священников окрестить их.

Тот ответил: "Не мне надлежит это делать, а Папе Римскому. Ведь близко время, когда все мы должны принять веру римской церкви и подчиниться ее власти". Впрочем, чего еще можно было ожидать в докладе доминиканца папе. Однако в отчете о своем втором путешествии в Поволжье брат Юлиан проявит удивительную, на фоне сплетен об изнасилованных сестрах Чингисхана, историческую точность, рассказывая о нашествии монголов на мордовские земли: "Там было два князя: один князь со всем народом и семьей покорился владыке татар, но другой с немногими людьми направился в весьма укрепленные места, чтобы защищаться, если хватит сил". Действительно, так все и было, а звали этих князей Пуреш и Пургас.

Так называемое «монгольское» нашествие на волжских булгар, половцев и других соседей Руси

Поход на Волжскую Булгарию и разгром Хазарии Вторжение в Хазарию войск под предводительством киевского князя Святослава с севера было неожиданным для каганата. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках развернувшегося в 980-х годах. После образования Золотой Орды территория Волжской Булгарии вошла в её состав и волжские болгары (булгары) стали одним из основных компонентов в этногенезе современных казанских татар и чувашей. Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183. Поход князя в Волжскую Булгарию в 1183.

Поход Руси на Волжскую Булгарию (985)

Однако Ислам всё-таки остался в качестве государственной религии Волжской Булгарии. Монгольских ханов не смутило то обстоятельство, что Булгария была мусульманской страной. По своей привычке уничтожать всё на своём пути, татаро-монгольские орды разграбили булгарские города и поубивали значительное число их жителей. Правда, некоторое время Булгария пользовалась в Орде автономией. Но когда Орда в XV столетии начала трещать по швам и распадаться, Волжская Булгария окончательно исчезла с политической карты мира. Её территория вошла в состав Русского государства, а население в большинстве своём ассимилировалось с соседними народами. Причём, даже в период своего относительного могущества Волжская Булгария никогда не владела землями вдоль Оки.

Ее территория простиралась от Жигулевских гор до Северной Чувашии. Западная граница Волжской Булгарии проходила по реке Сура. Иначе говоря, Нижний Новгород никогда не входил в состав Булгарии. Возникает вопрос: зачем отмечать годовщину принятия Ислама государством, с которым на протяжении столетий воевала Русь, и которого уже давным-давно нет на карте мира? И зачем делать это в Нижнем Новгороде, который не имеет никакого отношения к Волжской Булгарии? Но и это ещё не всё.

Непонятно, зачем вообще в православном русском городе строить мечеть. Согласно данным недавней переписи населения, в Нижнем Новгороде проживает более одного миллиона двухсот тысяч человек. Остальные два с половиной процента приходятся на мордву, марийцев, чувашей и другие давно обрусевшие и принявшие Христианство народы. Иначе говоря, Нижний — это моноэтнический русский город. И этот факт подтверждают даже официальные данные, которые всегда по возможности занижают процент русского населения в России. А кроме того, в городе уже действуют три мечети.

Их вполне достаточно, чтобы истинно верующие мусульмане могли удовлетворять свои духовные потребности. Впечатление такое, что на почве многонациональности и многоконфессиональности у некоторых российских чиновников просто поехала крыша. Вот они время от времени и шокируют россиян откровенно нелепыми выходками и бредовыми заявлениями. Еще один образчик чиновничьего тупоумия — решение увековечить память первого президента независимого Азербайджана Гейдара Алиева. Памятник Алиеву решили установить в центре Махачкалы, на пересечении проспекта Шамиля и улицы Магомеда Ярагского. По слухам, эту идею усиленно лоббирует бывший глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.

Он уже давно восхваляет на все лады Алиева и считает его выдающимся политиком современности. Вслед за Рамазаном такую оценку Алиеву дает и Махачкалинская мэрия. Так, в сообщении пресс-службы мэрии Гейдар Алиев назван «выдающимся советским и азербайджанским политическим деятелем». Поэтому, дескать, мэрия и приняла эпохальное решение увековечить его славное имя в виде монумента в центре дагестанской столицы. Правда, нигде не говорится о том, что конкретно сделал этот «выдающийся» азербайджанский политик для российского Дагестана. По одной из версий, которая сейчас активно раскручивается в медийном пространстве, истоки любви к азербайджанскому лидеру уходят корнями ещё в мутные 1990 годы.

Он и его народ платили дань хазарам и жили под их покровительством. Второй сын — Аспарух — ушел на Дунай, где тогда жили славяне. Он распространил булгарскую духовную культуру на новых землях, что стало базой для создания Дунайской Булгарии на современной карте это государство Болгария. Третьему сыну — Куберу — повезло меньше.

Он странствовал по сегодняшним римским, греческим и македонским землям, где пытался стать правителем нового государства. После неудачной попытки захватить греческие Салоники Кубер затерялся в летописях. Известно лишь, что его последователи обосновались на территории современной Македонии. Четвертый — Альцек — ушел в Италию, где поступил на военную службу к королю в обмен на убежище.

Он и его люди получили земли, где и остались жить, отказавшись от кочевого образа жизни. Пятый — Котраг — двинулся в северные степи. До появления Волжской Булгарии Котраг и его люди называли себя «булгарским союзом племен». За два века к булгарам присоединилось несколько кочевых племен Поволжья, включая праславян, финно-угорцев, печенегов и кипчаков.

Территория Булгарии Становление Волжской Булгарии Следующие два века булгары укрепляли свои позиции и завоевывали балто-славянских соседей по Поволжью. У власти в конце IX — начале X в. Его считают первым официальным правителем Волжской Булгарии, как государства. Ученые также полагают, что Булгария стала первым организованным в Поволжье государством.

До нее там жили лишь племена. Принятие Волжской Булгарией ислама Во времена правления Алмуша булгарские земли находились под постоянной угрозой нападения Хазарского каганата. Чтобы сохранить свои земли, Алмуш попросил защиты у Багдадского халифата. Для этого в Булгарии был официально принят ислам, а сам Алмуш объявил себя эмиром.

Когда Булгария приняла ислам и сменила систему управления, в народе начались волнения и государство временно раскололось надвое. Эмир пригрозил неверным расправой и те вскоре подчинились, обратившись в новую веру. Следующее столетие в народе все еще оставались языческие обычаи и жестокие расправы за преступления и прелюбодеяния, но только в деревнях. Города жили исключительно по лояльным мусульманским законам.

Принятие новой религии дало толчок и для образования. Начали строиться мечети, при которых работали мектебе начальные школы и медресе школы для духовенства. Людей учили письменности и чтению, религии, праву, медицине и географии, начала развиваться поэзия. Самым важным литературным памятником культуры булгар стала поэма «Сказание о Йусуфе», написанная в 1233 году автором Кул Гали.

Только за годы правления Владимира Святославовича русские трижды нападали на булгар. Однако булгары никогда не атаковали в ответ и после каждого нападения выступали инициаторами дипломатического мира. В начале XI в. Русь и Волжская Булгария подписали очередной мирный договор, по которому булгары могли вести торговлю на Оке и Волге, а русские — на булгарских землях.

В конце XI в. Следующее столетие Русь неоднократно нападала на государство, грабила и разрушала поселения. Лишь в 1221 г. Волжская Булгария и армия Руси Завоевание Булгарии монголами Разбив русских и кыпчаков на Калке, монголы впервые спустились на северо-восток, где напали на булгар.

Завоевание Булгарии было важно для монгол и давало подход к Руси. Фактически поражение булгар дало бы монголам возможность захвата и порабощения русских. Первый поход оказался неудачным и монгольская армия была разбита. Следующие тринадцать лет булгары активно защищали свои земли, объединившись с соседними поселениями.

Из них русскими войсками было одержано 13 побед. Дважды русские дружины потерпели поражение. Волжской Булгарии во время монголо-татарского нашествия противостояние Руси и Булгарии закончилось.

Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество , а затем и Засурье. В то же время другой ордынский отряд напал и разорил Переяславль-Рязанский. В 1378 году ордынцы снова разорили Нижний Новгород, но в битве на реке Воже были наголову разбиты московским войском. Далее последовала Куликовская битва. Интересные факты Под Булгаром русское войско впервые столкнулось с огнестрельным оружием [6] [7]. Так же в диковину были и боевые верблюды , пугавшие русских коней.

Поход Руси на Волжскую Булгарию 1376

Поход Андрея Боголюбского в Волжскую Булгарию; бегство остатков булгарского войска после поражения. В 1164 году Андрей провёл первый после похода Юрия Долгорукого (1120) поход на волжских булгар с сыном Изяславом, братом Ярославом и муромским князем Юрием. Поход Святослава на Волжскую Булгариюи разгром города Булгар В качестве основной причины считать полный разгром Волжской Булгарии маловероятным, можно. Киевляне совершали множество военных походов против Булгар, но ответных действий со стороны Волжского государства за этим не следовало. БУЛГАРИЯ ВОЛЖСКО-КАМСКАЯ (Болгария Волжско-Камская), государство в Среднем Поволжье и Прикамье. Лига историков, Волжская Булгария, История (наука), Длиннопост.

Волжская Булгария

Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну. Походы на Волжскую Булгарию и в Северо-Восточную Русь: Курултай 1235 года как начало Западного похода монголов. Поход на Волжскую Булгарию в 985 году был предпринят великим князем киевским Владимиром Святославичем в союзе с торками в рамках разверну. В Булгарии была выработана идеология, что булгары являются защитниками ислама на краю обитаемого мира и защищают его от вторжения язычников. Поход на Волжскую Булгарию в 1376 году — был организован русскими князьями Дмитрием Ивановичем Московским и Дмитрием Константиновичем Суздальским. Неудача похода показала русским князьям бесперспективность попыток ведения религиозных войн против булгар и надолго похоронила идею завоевания Булгарии.

Походы в Волжскую Булгарию

В конце 9-го века местный правитель Алмас или Алмуш, как его называли булгары, объединил часть разрозненных племён в некое подобие феодального государства — первый случай в этом регионе. Алмас — первый правитель волжских булгар — отчетливо понимал, что без принятия государственной религии будет трудно объединить разрозненные племена, и потому созвал всех предводителей на общий сбор. Официально был принят ислам, а Алмас стал легитимным правителем всех булгар и объявил себя эмиром. Укоренившиеся языческие и родоплеменные обычаи постепенно сменились более сложными социальными и политическими формами правления, при этом сохранив общественно-семейные отношения, присущие булгарам. Официальная религия способствовала укреплению связей с единоверцами из восточных стран-соседей.

С исламом появилось и письмо, начали строить первые учебные заведения, мечети, основным письменным языком стал арабский. Легитимизации ислама способствовали также багдадские послы, которых Алмас пригласил, чтобы официально принять эту религию и попутно наладить торговые связи с богатым Ближним Востоком. К середине 10-го века ещё примитивные города с полукочевым укладом жизни уже простирались на территориях современных Самарской, Ульяновской, Пензенской областей и частично Татарстана и Чувашии. Современная реконструкция города Булгар и его жителей.

По речным путям Волги и Камы проходила оживлённая транзитная торговля между Западом и Востоком. В летние месяцы Волжская Булгария превращалась в большую ярмарку для купцов со всех концов мира. Благодаря компактности городов по периметру государства раскинулись небольшие города-гарнизоны и мобильности хорошо подготовленных дружин Булгария могла дать отпор не только «залётным» кочевникам, но и сама нападала на соседние племена, обращая их в рабство. На тот момент тут даже чеканилась собственная монета.

Осталось не так много сведений о том, как была устроена мирная жизнь булгарского народа. Зачастую исторические свитки обнаруживались далеко от мест их обитания. Например, сохранились путевые заметки арабского путешественника Аль-Гарнати, датированные 12-м веком.

Хасан-хан запросил мира, выплатив 5000 рублей 2000 князьям и 3000 воинам и воеводам. Последствия В Булгаре был посажен русский таможенник. Булгария также обязалась выплачивать ежегодную дань Московскому князю.

Пушки были вывезены в Москву [4] и установлены на городских стенах — в 1382 году эти орудия эффективно использовались во время обороны Москвы от войск Тохтамыша [5]. Мамай , препятствуя усилению Москвы, которая уже длительное время не выплачивала дань Орде, послал на Нижний Новгород Араб-шаха Муззаффара в русских летописях — Арапша. Последний 2 августа 1377 года застал врасплох объединённое русское войско на берегу реки Пьяны и, окружив, полностью его уничтожил, после чего 5 августа разграбил Нижегородское княжество , а затем и Засурье.

Самому Юлиану описывать свои приключения было некогда: привезенная им информация была признана очень ценной, но недостаточной. Прямо из Рима он отправился в новое путешествие по маршруту Венгрия - Русь - Волжская Булгария, и если первое странствие было предприятием рискованным, то второе - просто отмороженным. Он с запада въехал в Древнюю Русь примерно одновременно с монголами, которые вторглись в нее с востока. Юлиан добрался только до Суздаля, где ему опять повезло. Накануне местный князь задержал монгольских послов, везущих сообщение Батыя венгерскому королю Беле IV, составленное в неподражаемом монгольском стиле: «Я, хан, посол царя небесного, которому он дал власть над землей возвышать покоряющихся и подавлять противящихся, удивляюсь тебе, король венгерский! Рабов моих куманов, бежавших от моего гнева, ты держишь под своим покровительством.

Приказываю впредь не держать их у себя, чтобы из-за них я не стал против тебя. Куманам ведь легче бежать, чем тебе, потому что они кочуют без домов, в шатрах. Ты же имеешь замки и города, как тебе избежать руки моей? Существует множество версий, помимо изнасилованной и обезглавленной сестры Чингисхана, почему монголы так сильно невзлюбили половцев. Может быть, те некогда приютили меркитов - злейших врагов Темучина, укравших его жену, может быть, их хан Котян был женат на сестре хорезмшаха, который сильно перед Чингисханом провинился… Впервые монголы встретились с половцами во время войны с аланами, которых куманы сначала поддерживали, а потом, вроде бы, переметнулись к монголам. Что-то там тогда между ними произошло, после чего монголы раз и навсегда с полной убежденностью в своей правоте стали считать половцев-куманов своими рабами. Чуть позднее, перед битвой на Калке, они в письме к русским князьям назовут половцев своими сбежавшими конюхами. Письмо было настолько важным, что Юлиан отменил дальнейшее путешествие и только поэтому остался жив и вернулся в Венгрию. Король Бела IV не прислушался к совету Батыя.

Вскоре в Паннонию перекочевала 40-тысячная орда хана Котяна, который с венгерским королем породнился. Неизвестно, участвовал ли в половецко-венгерских переговорах монах Юлиан. Решение Белы оказалось катастрофой: куманы были совсем не восточные венгры, которых ждал народ. Знать же, увидев, как баланс сил в государстве резко изменился в пользу короля, решила проблему по-простому: ворвалась ночью во дворец Котяна и начала там всех резать. Старый половецкий хан, слыша их приближение, покончил жизнь самоубийством, перед этим зарезав трех своих самых любимых жен. Его орда, немного повоевав с венграми, ушла в Болгарию, где растворилась в местном населении. И вскоре после этого в Венгрию вторглись монголы. В битве на реке Шайо они почти полностью уничтожили венгеро-хорватское войско, просто расстреляв из луков 30 тысяч человек. Бела бежал в Центральную Европу, где ему пришлось отдать всю золотую казну за убежище.

Судьба доминиканского монаха Юлиана в этих событиях неизвестна. Никакой Великой Венгрии там местная история не помнит. Но ее существование подтверждает археология: в начале нашего тысячелетия Именьковская культура поволжских славян соседствовала на востоке с Кушнаренковской культурой, которую археологи называют прото-венгерской. Помнят венгров и местные народы. Считается, что восточные мадьяры участвовали в этногенезе башкир. Кипчаки и мадьяры.

Укрепление власти и усиление его войск позволило Бату перейти к решению задачи захвата Заволжья и Нижнего Поволжья. В 1229 году центром сопротивления в районе Нижнего Поволжья являлся город и область Саксин, значительную часть населения которого составляли булгары и сувары. По предположению Измайлова И.

В Заволжье были направлены булгарские сторожевые отряды, действовавшие вместе с ополчением Саксина и отрядами йемеков. Эти действия булгар были предприняты в ответ на поход монголов на Саксин. Это была попытка действовать на флангах монгольского войска и не дать блокировать Саксин, хотя для булгар была не характерна тактика далёкого похода в степь. Булгарские войска выдвинулись к берегам реки Яик Джаик и вступили в сражение с монголами. В конечном итоге, булгары и их союзники саксины и йемеки потерпели поражение в этом локальном бою, однако сам город Саксин монголами взят не был [58]. Осада Саксина описывается Плано Карпини [59] : … они монголы осадили один город вышеназванных Саксов и пытались завоевать их, но те сделали машины против их машин и сломали все машины татар, так что те из-за машин и баллист не могли приблизиться к городу для сражения; наконец они сделали дорогу под землею и вскочили в город; и одни пытались зажечь город, а другие сражались. Жители же города назначили одну часть населения для тушения огня, а другая часть храбро сражалась с теми, которые вошли в город, и многих из них убила, а других ранила, заставляя их вернуться к своим; а сами Татары, видя, что не могут ничего сделать и что многие из них умирают, удалились от них" Поход Бату на Саксин провалился. Правитель Улуса Джучи вынужден был отступить [58]. Оборона Суммеркента Город Суммеркент , подчинённый Саксину, располагался на острове в дельте Волги и тоже оказал упорное сопротивление.

Согласно Гильому Рубруку, население Суммеркента, состоявшее из аланов и сарацинов, сопротивлялось монголам восемь лет [49]. Рубрук [60] описывая дельту Волги и сравнивая её с дельтой Нила, упомянул, что здесь … находился город, по имени Суммеркент, не имеющий стен; но когда река разливается, город окружается водой. Раньше чем взять его татары стояли под ним 8 лет. А жили в нём Аланы и Сарацины Никаких точных дат блокады нет, но по мнению Оллсена [49] эта борьба происходила в период между 1229 годом, когда монголы начали свою новую кампанию в Волго-Уральском регионе, и 1236 годом, когда в наступление были брошены новые крупные силы. Поход на Биляр 1232 года Общая неудача предыдущих походов заставила Бату изменить тактику. Теперь основной удар был нанесен прямо на Волжскую Булгарию. Поход состоялся летом или осенью 1232 года. Единственным источником сведений об этих событиях явлчется Лаврентьевская летопись [61] : В лето 6740 1232 г. По мнению Измайлова И.

Но сопротивление булгарских полевых войск и защитников крепостей не позволила монголам прорвать оборону и осадить столицу. Монголы были вынуждены отступить [62]. Сопротивление йемеков под руководством Бачмана 1229—1236 годы [ править править код ] В результате походов в Волго-Уральский регион в 1221—1224 годах монголы подчинили значительное число восточных кыпчаков. По мнению Олсена [45] в это время произошла смена власти у йемеков. Одна часть йемеков покорилась монголам и позже участвовала в их походе на Запад, другая же часть совместно с булгарами продолжала сопротивление. Поддержка булгар позволила консолидировать сопротивление йемеков [58]. Это сопротивление возглавил Бачман из рода ольбери. Неизвестно, принадлежал ли он к правящему роду ольбери или же был вождем сравнительно невысокого ранга [63]. Поздние татарские источники указывали, что родовая территория Бачмана располагалась на Ахтубе [64].

По мнению историка П. Голдмена сопротивление под руководством Бачмана началось в 1229 году [65]. Вплоть до 1236 года продолжали вести борьбу мадьяры баджгарды Южного Урала, опираясь на военную поддержку Булгарии. С учетом мощи монгольской армии, Бачманом была выбрана тактика партизанской войны, которую довольно красочно описал промонгольский историк XIII века Джувейни [66] : Так как у него не было постоянного местопребывания и убежища, где бы он мог остановиться, то он каждый день оказывался на новом месте, был как говорится, в стихе: «днем на одном месте, ночью на другом», и из-за своего собачьего нрава бросался, как волк, в какую-нибудь сторону и уносил что-нибудь с собою. Мало-помалу зло от него усиливалось, смута и беспорядки умножались. Где бы войска монгольские ни искали следов его , не могли отыскать его, потому что он уходил в другое место и оставался невредимым. Так как убежищем и притоном ему большею частью служили берега Итиля, он укрывался и прятался в лесах их, наподобие шакала, выскакивал, забирал что-нибудь и опять скрывался Вокруг Бачмана сплотились все антимонгольские силы Волго-Уральского региона. Их действия препятствовали безопасному выходу монголов в западнокыпчакские степи [67] [68]. В руководстве Монгольской империи возникло беспокойство, что упорное сопротивление восточных кыпчаков может разжечь восстание в других районах степи [67].

Пэн Да-я, сунский порученец, посетивший ставку Угэдэя весной или летом 1234 года, сообщает [69] , что было опасение, как бы в степи не разбушевался неконтролируемый огонь, если тлеющие угли [сопротивления кыпчаков] не будут погашены Основной проблемой стали восточные кыпчаки и их новый лидер. Перед началом Западного похода Субэдей, не дожидаясь сбора всех войск, начал наступление на йемеков. Согласно его биографии из «Юань-Ши», каан Угедей в год «и-вэй» 21 января 1235 — 8 февраля 1236 г. Поэтому приказал [Субдею] быть в авангарде и сразиться с Бачманом, а затем назначил [его] командовать главной армией. После чего были захвачены жены и дети Бачмана на берегу Куан Тиен-чи-ссу Каспийское море. Бачман узнал о приходе Субэдтая, сильно оробел и сбежал в море Прелюдией к «Западному походу» стал разгром йемеков под командованием Бачмана. Не сумев остановить монголов, Бачман отступил к низовьям Волги. Тем самым Субэдей, обезопасив свой южный фланг от контратаки йемеков, мог готовить генеральное наступление на Булгарию [70]. Субэдэй взял на себя командование главными силами для нападения на Волжскую Болгарию.

К этому моменту Бачман и его сторонники уже не представляли большой угрозы, однако не в правилах монголов было оставлять «мятежников» безнаказанными. Поэтому Мункэ было предписано отыскать и примерно наказать «преступников» [71]. Согласно Оллсену [71] сравнение китайских и персидских источников дает представление о последних днях Бачмана [72]. Он нашел убежище на одном из множества островов в дельте Волги [73]. Монголы, обнаружив его местопребывание, зимой 1236—1237 года организовали крупную облаву. По приказу Мункэ соорудили 200 судов для контроля русла реки, в то время как он и его брат Бучек со своими всадниками прочесывали оба берега. Вскоре Мункэ наткнулся на одну из сторонниц Бачмана, старую больную женщину, оставленную своими соплеменниками, и она рассказала ему, на каком острове прячутся беглецы. В отсутствие лодок войска Мункэ не могли переправиться на остров. Но вдруг «поднялся сильный ветер и отогнал воду настолько, что остров стал достижим» [74].

Мункэ приказал немедленно атаковать. В последовавшей схватке монголы перебили численно превосходивших кыпчаков и захватили в плен Бачмана.

Волжская Булгария: как возникло и затем исчезло государство в Поволжье

Лига историков, Волжская Булгария, История (наука), Длиннопост. В результате походов на Булгарию, влияние русских княжеств распространилось на территории Поволжья до Суры. В Ширяеве установили памятник основателю Волжской Булгарии хану Котрагу. Волжская Булгария стала важным переходным моментом в формировании и становлении поволжских территорий в период между хазарским и золотоордынским правлениями.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий