Балабанов часто говорил о тех, кто пытается отстаивать свое место в обществе или ищет его.
Биография режиссера
- Алексей Балабанов: чего мы до сих пор не знали о режиссере-провокаторе
- 10 фактов о жизни культового режиссера Алексея Балабанова
- Хулиган и художник человеческих судеб. Вспоминаем жизнь и творчества Алексея Балабанова
- Русский «Тарантино»: какое наследие оставил режиссёр Алексей Балабанов
- Сила в правде! 25 февраля – день рождения Алексея Балабанова - Блокнот Россия Блокнот.
- Военный переводчик
«Я хотел показать то, что показал»
Я взял этот крест и пошел, а за мной куча народу. Жду, что кто-нибудь поддержит. И как-то прошел. Из-за людей, которые за мной шли».
Этот фильм о том, что он так и по жизни прошел — неся свой крест, из-за людей, которые шли за ним. У авторов фильма получился разговор по душам, без вопросов про национализм, антисемитизм и культивирование жестокости. Авторы не призывают режиссера к ответственности за всех, кто усвоил, что «русские своих не бросают».
Эта беседа — попытка понять, увидеть и запомнить Алексея Балабанова. Человека, который говорил: «Творец не хозяин своему творению. И не судья ему».
Валера Найдо возвращался оттуда и мрачно глушил водку стаканами». За несколько месяцев до окончания службы режиссера уволили из авиации: сначала опоздал на рейс в Венгрии, потому что покупал музыкальные пластинки, а потом отправил другу анекдот про первого секретаря ЦК Леонида Брежнева.
Его перевели в Военно-морской флот и отправили переводчиком на верфь по ремонту подводных лодок в Риге. Под впечатлением от рассказов товарищей, служивших в Афганистане, он в будущем придумает своего самого знаменитого персонажа Данилу Багрова из «Брата», ветерана первой чеченской войны: «Я в армии служил и знаю, что человек, который вернулся оттуда, — потерянный человек». Б Сергей Бодров- младший Друг, ученик и коллега Балабанова.
Они впервые встретились на «Кинотавре» в 1996 году, и Балабанов тут же предложил ему поработать вместе. Он меня убедил в этом, и я совершенно неожиданно для себя согласился», — вспоминал Бодров. Потом будет вторая и фильм «Война».
Бодров трагически погиб в 2000 году — во время схода ледника Колка в Кармадонском ущелье, где снимал свой новый фильм «Связной». На съемках работало множество друзей и соратников Балабанова, и он не мог себе простить, что не поехал на эти съемки. Да, он еще прожил, сделал очень сильные картины, но какая-то его часть точно совершенно умерла.
Его так же отрубило этим ледником. Бодров был для Леши не актером, а альтер эго, двойником, младшим братом. Это была глубокая родственная связь», — говорил продюсер и друг обоих Сергей Сельянов.
Спустя шесть лет после гибели Бодрова, в 2008 году, Балабанов снял по его нереализованному сценарию по мотивам цикла Михаила Булгакова «Записки юного врача» фильм «Морфий». Брат О том, что значил для российского кино и зрителя «Брат», написаны тома. О том, не пропаганда ли это насилия и имперского шовинизма?
О том, «наш» или «не наш» главный герой, который врет, что отслужил штабным писарем первую чеченскую, и устраивает на улицах Петербурга самосуд, — тоже. Протагонист он или антагонист? Портрет он Балабанова или нет?
Был бы он за Крым или нет? И так далее, и так далее. Ясно одно — образа, настолько важного для зрителей, в истории современного российского кино с тех пор не было.
Проиллюстрировать это можно, например, так. В 2019 году социологи ВЦИОМа и эксперты Центра политической конъюнктуры предложили россиянам выбрать киногероев, которые в наибольшей мере соответствуют их представлениям об идеальном политическом лидере в память об эксперименте 1999 года, когда «выбрали» Петра I и Глеба Жеглова. Два первых места в итоге заняли Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой и профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Владимира Бортко.
Я была Фридой, и мы решили пожениться». История о пятерых заложниках — двух российских солдатах-срочниках, полупарализованном капитане и паре английских актеров, похищенных чеченцами на гастролях в Грузии. Повествование ведется от лица одного из солдат, который ожидает суда за преступления в отношении мирных жителей.
В фильме Балабанов размышлял в равной степени и о природе насилия «Я думал, на войне две правды, а получилось гораздо больше», — говорил режиссер , и о природе кино именно видеозаписи — улики против главного героя, не говоря уже о том, что работа над фильмом велась, когда видеозаписи казней с реальной войны стали обыденностью. Однако часть публики записала «Войну» в патриотическую читай — государственную пропаганду под лозунгом «Мы своих не бросаем». Это, конечно, к реальности не имело никакого отношения — герой Чадова спасает своих не за совесть, а за фунты стерлингов, — зато сильно способствовало образу «Балабанова-почвенника».
У Балабанова лежал сценарий об исследователе Арктики, который на цеппелине отправляется к Северному полюсу, но терпит крушение, попадает к самоедам, обмораживает лицо и в результате оказывается в Петербурге, где становится членом террористической ячейки исследователя по плану режиссера должен был играть «главный народный артист России и всего мира» Брюс Уиллис.
В его характере четко прослеживаются хорошие намерения, но распределиться ими он попросту не может, потому что единственный понятный ему язык — язык силы. Даже любимой женщине он способен только «причинять добро». Отсюда и тотальное одиночество, его непонятость миром и собственное непонимание Данилой окружающих его людей. Немец, живущий на кладбище, подчеркивает эту изолированность людей друг от друга. Действия важнее размышлений Герои Балабанова — герои движения, фигуры масштаба фольклорных богатырей. Их логика ясна: месть за посаженного мужа, жажда наживы или восстановление мировой справедливости. Кроме достижения целей героев мало что волнует, и они не подвергают свои действия переосмыслению. Антонина из «Груза 200», пришедшая убить Журова, не переживает о похищенной им Анжелике, ведь ее волнует только отмщение. Как балабановщиной стали называть всё подряд?
Через год режиссёр умер, но ревизии картины, увы, по сей день не состоялось. В финале Колокольня Счастья впускает всех персонажей, кроме двух — бандита Александр Мосин и режиссёра, которого играет сам Балабанов.
Алексей Балабанов: «Я никогда в жизни не делал того, что мимо. Мимо меня»
Его так же отрубило этим ледником. Бодров был для Леши не актером, а альтер эго, двойником, младшим братом. Это была глубокая родственная связь», — говорил продюсер и друг обоих Сергей Сельянов. Спустя шесть лет после гибели Бодрова, в 2008 году, Балабанов снял по его нереализованному сценарию по мотивам цикла Михаила Булгакова «Записки юного врача» фильм «Морфий». Брат О том, что значил для российского кино и зрителя «Брат», написаны тома. О том, не пропаганда ли это насилия и имперского шовинизма? О том, «наш» или «не наш» главный герой, который врет, что отслужил штабным писарем первую чеченскую, и устраивает на улицах Петербурга самосуд, — тоже.
Протагонист он или антагонист? Портрет он Балабанова или нет? Был бы он за Крым или нет? И так далее, и так далее. Ясно одно — образа, настолько важного для зрителей, в истории современного российского кино с тех пор не было. Проиллюстрировать это можно, например, так.
В 2019 году социологи ВЦИОМа и эксперты Центра политической конъюнктуры предложили россиянам выбрать киногероев, которые в наибольшей мере соответствуют их представлениям об идеальном политическом лидере в память об эксперименте 1999 года, когда «выбрали» Петра I и Глеба Жеглова. Два первых места в итоге заняли Штирлиц из «Семнадцати мгновений весны» Татьяны Лиозновой и профессор Преображенский из «Собачьего сердца» Владимира Бортко. Я была Фридой, и мы решили пожениться». История о пятерых заложниках — двух российских солдатах-срочниках, полупарализованном капитане и паре английских актеров, похищенных чеченцами на гастролях в Грузии. Повествование ведется от лица одного из солдат, который ожидает суда за преступления в отношении мирных жителей. В фильме Балабанов размышлял в равной степени и о природе насилия «Я думал, на войне две правды, а получилось гораздо больше», — говорил режиссер , и о природе кино именно видеозаписи — улики против главного героя, не говоря уже о том, что работа над фильмом велась, когда видеозаписи казней с реальной войны стали обыденностью.
Однако часть публики записала «Войну» в патриотическую читай — государственную пропаганду под лозунгом «Мы своих не бросаем». Это, конечно, к реальности не имело никакого отношения — герой Чадова спасает своих не за совесть, а за фунты стерлингов, — зато сильно способствовало образу «Балабанова-почвенника». У Балабанова лежал сценарий об исследователе Арктики, который на цеппелине отправляется к Северному полюсу, но терпит крушение, попадает к самоедам, обмораживает лицо и в результате оказывается в Петербурге, где становится членом террористической ячейки исследователя по плану режиссера должен был играть «главный народный артист России и всего мира» Брюс Уиллис. Среди других нереализованных проектов Балабанова — экранизации «Пана» Кнута Гамсуна и «Камеры обскуры» Владимира Набокова и фильм о ранних годах Сталина. Сорванных — всего два: «Река», остановленный после гибели исполнительницы главной роли Туйары Свинобоевой, и «Американец». Последний был поставлен на паузу после того, как исполнитель главной роли в фильме о похождения янки в России Майкл Бин, приехав в Россию, ушел в запой.
Он же составляет с ним интересную пару: в центре повествования, прямо говоря, убийца, и если в 1997-м Балабанову, во многом за счет природной харизмы Бодрова, как-то удалось его несколько «причесать», то «Груз», конечно, гораздо более бескомпромиссное кино. Капитан милиции Журов, маньяк, насильник и убийца, орудующий в 1984 году в вымышленном городе Ленинске, — это, без вариантов, портрет страны, распадающейся на фоне отупения власти и войны в Афганистане. За «Брата» Балабанова обвиняли в «фашизме», за «Груз» — в «очернении великой истории». В обоих случаях эти обвинения свидетельствуют об одном — фильм удался. Девяностые Д Балабанов, как режиссер, сформировавший эстетику 90-х в российском кино, продолжал возвращаться к ней на протяжении всей карьеры интересно, что его первые два фильма, в которых он только нащупывал собственный язык и интонацию, — костюмированные. Хорошим примером в разговоре о том, как он с этой эстетикой работал, будет его поздний шедевр — «Кочегар» о ветеране Афганистана.
ДОГМА 95 В 1996 году был опубликован манифест кинематографистов «Жестокое время», который подписали 13 молодых режиссеров. В манифесте говорилось, что молодые режиссеры больше не рассчитывают на государственную помощь в производстве кино и собираются переходить к «реальной самоокупаемости» фильмов.
Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. Проходил службу офицером-двухгодичником в Советской армии, летал в страны Африки и Азии. Работал ассистентом режиссера на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров.
Говорит, что нет, не надоедает.
И говорить может еще годами, потому что «хорошо, что спрашивают». И дело их живет, и фильмы их живут, — размышляет Астахов. Не было у него званий, наград, не народный и все такое, но помнят, цитируют. Так же и с Балабановым: не государство прилагает усилия, а люди сами помнят. И значит, мы все живём, пока помним». Каждый год 25-го февраля организует памятные мероприятия. Отвечает тихо и медленно, словно обдумывая каждое слово, чтобы ничем не повредить памяти Друга.
Вот, например, в прошлом году на большие экраны были опять выпущены фильмы «Брат» и «Брат-2». Они собрали колоссальную аудиторию! Мне казалось: как так!? Все их вроде видели-перевидели, смотрели-пересмотрели, и чтобы идти в кинотеатр, за деньги… — удивляется продюсер. А через какое-то время появились результаты исследования. То есть это совсем новые люди! И то, что сборы были такими большими, это еще одно такое, в общем, приятное и важное для нас свидетельство того, что еще далеко-далеко не исчерпан потенциал этих картин».
Для Сергея Сельянова Балабанов так и остался в чём-то неразгаданным. Хоть и был ближе всех. И точно не ради денег, не ради славы. Деньги он вообще не любил, считал, что деньги это, в общем, не то, чтобы зло, но что-то нехорошее, то, что портит мир, отношения между людьми, — вспоминает Сельянов. Сельянов отмечает: до сих пор его удивляет противоречивость этого человека. На работе — сгусток энергии, вне съемок — не подпускал к себе журналистов. Тогда он шёл.
Но все равно мог не особо-то и говорить. Ему было хорошо с самим собой, с семьей, с каким-то кругом самых близких людей, — вспоминает продюсер. Если просто на улице человек подойдет и вдруг он ему понравился, — то всё! Он звал всех домой, в том числе даже бомжей с Васильевского острова, которые как-то трогали его своей незащищенностью, и готов был рассказать о себе все что угодно!
Мол, «скоро всей вашей Америке придет кирдык». Балабанов снял рукотворный пересказ всех зашоренных легенд и русских предубеждений о жизни на Западе. Талантливо, ярко, с потрясающим саундтреком и возросшим бюджетом. Предельно потакая собственной аудитории. Кадр из легендарной сцены о том, в чем же все-таки заключается сила Как по мне, это самый разрушительный фильм автора.
И, к сожалению, самый массовый и любимый у зрителя. Весь этот транслируемый Балабановым ужас консервативной ненависти ко всему американскому из фильма прошел через года, чтобы только еще больше подтвердить нерушимость этих духовных скреп в сознании среднестатистического россиянина. Страшно подумать, что спустя 20 лет после выхода это кино не просто не потеряло своей актуальности, но и приумножило свою культурную значимость. И вовсе не благодаря режиссеру. А лишь потому, что нет ничего более вечного в оправдании народа перед самим собой, чем попытка обвинить в своей несостоятельности и нежелании меняться кого-то другого. Кстати, знаменитую фразу о том, что «сила в правде», сам Балабанов во многих интервью называл банальной и глупой, не понимая, почему она так понравилась массам. Воистину, не знает автор, какие ужасы порой творит своею праведной рукой. Сцена с расстрелом бандитов в американском баре от первого лица — лучшая в фильме «Война» 2002 Российская армия в фильме — пока без пропагандистского лоска второй половины нулевых Кино, которое в год выхода стало попыткой режиссера трезво взглянуть на проблемы страны времен Второй Чеченской компании. Молодой Алексей Чадов проводит очередного иностранца по всем кругам военной политической заварушки, которая перемалывает молодое мясо в фарш из нереализованных юношеских надежд.
Современникам лента казалась просто кинохроникой их жизни, которая всегда в итоге оказывается трагичной и неоднозначной. Из 2020 года же этот фильм выглядит теперь намного более глубоким высказыванием, которое просто невозможно в реалиях нового времени. О войне в Чечне вообще снято незаслуженно мало не то что хороших, а вообще хоть каких-нибудь фильмов. А та жесткость и бескомпромиссность, с которой режиссер показал на экране эпоху, вообще недопустима, и карается сейчас на законодательном уровне. За такое кино Балабанову сегодня пришлось бы долго извиняться перед известно кем, а может быть и отсидеть положенный условный срок. Одна из последних ролей в жизни Бодрова Младшего в «Войне» Удивительно, как не самая лучшая его работа стала теперь выразителем свободы слова начала двухтысячных, когда показывать войну с обеих сторон конфликта еще было можно.
Детство и семья
- Самый трагический из русских киногениев: портрет Алексея Балабанова
- Но мы в тельняшках
- Алексей Балабанов:"Мы умрем -страна изменится"
- Навигация по записям
- Первые фильмы, путешествия и рок
Алексей Балабанов - биография, новости, личная жизнь
Алексей Балабанов. Никита Михалков откровенно признался, почему не дружил с Алексеем Балабановым. «Кто бы мог подумать, что Алексей Балабанов, самый провокационный из российских режиссеров, сделает чистой воды мелодраму? Кинорежиссер Алексей Октябринович Балабанов появился на свет 25 февраля 1959 года в Свердловске (ныне Екатеринбург). После демобилизации Балабанов вернулся домой и устроился ассистентом режиссера документалок на Свердловскую киностудию.
Сила в правде! 25 февраля – день рождения Алексея Балабанова
Алексей Балабанов:"Мы умрем -страна изменится" | Как Балабанова любят, так его и ненавидят — редкий режиссер в современном кино с такой регулярностью оказывался бы в центре каких-нибудь так называемых общественных дискуссий. |
Причина смерти Алексея Балабанова. Биография и фильмография режиссера | Алексей Балабанов — один из самых известных российских режиссеров. |
Алексей Балабанов — последние новости | Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). |
Правила души Алексея Балабанова | Слово - за нами! | Балабанов жалел тех, кто оказался в неблагополучной ситуации, и часто приводил домой бездомных людей, чтобы они согрелись и поели. |
Сыграл в свою смерть. Как жил и во что верил Алексей Балабанов
Вернувшись в родной Свердловск, Балабанов четыре года работал ассистентом режиссера на свердловской киностудии, ездил по области и именно тогда насмотрелся на многое из того, что позже перенес в свои фильмы. Нам, кажется, удалось показать, кто на самом деле был Балабанов. Российский кинорежиссер, сценарист и продюсер. Балабанов был замкнутым, нелюдимым человеком, но при этом близким к самому ядру русского подсознания творцом. Алексей Балабанов рассказал о том, почему не любит свои фильмы, а также о том, почему бандиты играют лучше актеров.
Леша, режиссер. Памяти Алексея Балабанова
Аркус не спрашивает Балабанова, как он снимал Никиту Михалкова в роли эксцентричного бандюгана в «Жмурках». Создателю культового кино, многогранно талантливому режиссеру Алексею Балабанову накануне исполнилось бы 65 лет. Алексей Балабанов, известный широким массам в первую очередь как создатель кинокартины «Брат», режиссёр удивительный. В 1992 г. Алексей Балабанов вместе с продюсером Сергеем Сельяновым стал соучредителем кинокомпании СТВ. «Величие Леши Балабанова в том, что он умел как-то так организовать процесс, что вроде никто не работает, но время от времени начинает свистеть камера, и что-то останется на пленке», – рассказал рок-музыкант Егор Белкин.
Режиссёр Балабанов: «Мама дружила с Ельциным, а мне политика – по барабану»
Сыграл в свою смерть. Как жил и во что верил Алексей Балабанов | Алексей Балабанов с 1990 года жил и работал в Санкт-Петербурге. |
Алексей Балабанов: «Я умру, а вы останетесь» | Коллеги мэтра отмечают, что Балабанов во всём стремился к максимальной правдоподобности, благодаря этому его фильмы оставляют противоречивые и незабываемые эмоции, начиная от восхищения и слёз счастья и заканчивая ужасом, дрожью и страхом. |
Алексей Балабанов режиссер - биография, фото, фильмы, личная жизнь, причина смерти | Узнай Всё | С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. |
Балабанов Алексей Октябринович
Когда заканчивались деньги, Балабанов ему звонил. Такое ощущение, что Сельянов держал деньги у себя, чтобы Балабанов их более рационально тратил. У жены сил не было. Умер, стоя на коленях — Как умер Балабанов? Почему незадолго до смерти он оказался в санатории? Дома сидел с женой и сыном. И вдруг — гости: три бабушки, сын от первого брака. У них постоянно кто-то жил. Условий для работы никаких. Отвлекали сильно.
А ему уединения хотелось. Через друзей удалось снять номер в санатории в Дюнах. Обычно Надежда была рядом, но тогда не сложилось: сын поступал в университет, она помогала ему с документами для поступления. А потом приехала. Когда вошла в номер, Балабанов был уже мертв. Он стоял на кровати на коленях. Головой упирался в подушку. Мыслей о смерти не было вообще. В последний раз мы в апреле виделись, за три недели до смерти.
Он только что с кинофестиваля вернулся, был в хорошем настроении. Я собирался его портрет лепить, он позировал для фото. Но кепку не снимал, потому что обгорел: лысина была красной. Хотел хорошо на фотографиях выглядеть, улыбался много. Прямая речь Олег Гаркуша, музыкант, исполнитель главной роли в фильме «Я тоже хочу»: — На съемках последнего фильма Балабанов часто размышлял о смерти. Мог отойти в сторону и подолгу любоваться красотой Христо-Рождественской Запогостской церкви — «Колокольни счастья».
Способностями Алёша был явно не обделён: учительница литературы даже однажды вывесила его сочинение в коридоре в качестве примера. Но спокойная жизнь Балабанову была не по нутру: он рос бунтовщиком и хулиганом. Родителям некогда было заниматься мною…». Из «мирных» увлечений в школьную пору у него была только музыка. В старших классах Балабанов вместе с товарищами создал музыкальную группу. Родители одноклассников Алексея имели возможность бывать за границей в командировках, откуда привозили грампластинки. Школьная жизнь для хулигана закончилась символично — на выпускном Алексею выбили зуб за то, что ушёл с танцев вместе с одноклассницей, которая нравилась многим. Разгорелся скандал. Маме будущего режиссёра удалось убедить педагогов не раздувать историю — Алексей собирался поступать в престижный Горьковский педагогический институт иностранных языков. Именно здесь он в итоге нашёл своё призвание, но в другом. Не важно кем», — рассказывал Балабанов. Впрочем, до достижения этой мечты ему предстояло проделать большой путь. Получив диплом, будущий режиссёр отправился служить в армию. Его определили в авиацию — приходилось летать в Анголу, Сирию, Эфиопию. Там Балабанов впервые почувствовал, что такое война — «место, где могут убить». Тема войны потом не раз мелькала в его фильмах. Незадолго до окончания службы его перевели в военно-морской флот, с тех пор любимой одеждой Балабанова стала тельняшка. С новым багажом жизненного опыта Алексей вернулся в Свердловск и устроился ассистентом режиссёра на отцовскую киностудию. Это была самая младшая должность: он копался в архивах, собирая информацию для фильмов. Параллельно учился заочно на Высших сценарных и режиссёрских курсах в Москве. А ещё тусовался в Свердловском рок-клубе, который считался одним из передовых в стране. Балабанов дружил с музыкантами из «Наутилуса Помпилиуса» и певицей Настей Полевой.
На вручение аттестата он пришел без двух зубов: накануне выпускного вечера Балабанов подрался из-за девушки. Свердловск, 1980 г. Сразу после окончания школы Алексей Балабанов поступил на переводческий факультет в Горьковский педагогический институт иностранных языков в Нижнем Новгороде Позже он вспоминал: «[Родители] ткнули — мне все равно было, где учиться. Я в Политехнический собирался, потому что все туда шли из школы, хотя в физике вообще ничего не понимал. Ни в физике, ни в химии. Но все поступали в УПИ, Уральский политехнический, он самый большой, целый город. Но родители решили по-другому — я им благодарен». В 1980 году режиссер провел полгода на стажировке в Великобритании: сначала две недели жил в Лондоне, остальное время — в Манчестере. Из поездки Балабанов привез много пластинок зарубежной музыки. Когда вернулся в Россию, стал диджеем университетских дискотек. Будущий режиссер часто ходил в кино и завел себе дневник, куда записывал впечатления от просмотра фильмов. Неважно кем, мне было все равно. Любой ценой — но в кино» Балабанов на Свердловской киностудии. В июне 1981 года Алексей Балабанов закончил институт. Следующие два года режиссер служил в армии. В военкомате предложили распределение на выбор: авиация с вылетами в страны ближнего востока или служба в Эфиопии. Балабанов выбрал первое. Для того, чтобы пройти отбор, он выучил таблицу для проверки зрения — к полетам допускали только тех, кто видел все строчки, а у режиссера была близорукость. Осенью 1981 года выпускника отправили в качестве военного переводчика в Йемен. Завтра в Эфиопию и обратно сюда», — писал Балабанов в своем дневнике 24 декабря 1981 года. Чтобы чаще совершать вылеты, а не находиться в управлении, режиссер занимался английским с сыном майора, который отвечал за график полетов. О происходящем в тот момент в Афганистане он узнавал от сослуживцев. На службе в военно-транспортной авиации, 1981-1983 годы. Чтоб прикрыться. Понял, да? С одной стороны цинично, а с другой — рационально. Такое было первое ощущение войны — что здесь могут убить». Алексей Балабанов интервью мужскому журналу «Медведь» За несколько месяцев до окончания службы режиссера уволили из авиации: сначала опоздал на рейс в Венгрии, потому что покупал музыкальные пластики, а потом отправил другу анекдот про первого секретаря ЦК Леонида Брежнева. Балабанов вспоминал: «Анекдот такой: «Смотрит Брежнев в зеркало и говорит: «Ох уж мне этот Тарковский ». Они его не поняли наверняка. Не поняли — но, так как про Брежнева… Это я написал в письме человеку, который поступал на операторский факультет». Его перевели в военно-морской флот и отправили переводчиком на верфь по ремонту подводных лодок в Риге. Путешествия на край света, первые фильмы и свердловский рок В 1983 году Алексей Балабанов демобилизовался из армии. Отец смог договориться о его поступлении во Всероссийский государственный институт кинематографии ВГИКе на сценарное отделение научно-популярных фильмов. Однако проучился Балабанов там недолго: на первом же экзамене преподаватель раскритиковал его рассказ «День рождения», и он забрал документы из института. В интервью для книги «Балабанов» режиссер рассказывал: «Он мне говорит: «Вот по твоему сценарию будут снимать кино. Как ты сделаешь, что вода обжигает ноги? Уехал с сессии и больше не приезжал». Он вернулся в родной город и устроился на Свердловскую киностудию. Его взяли третьим помощником режиссера — на самую низкую должность. Работа предполагала частые командировки: фильмы снимали на Дальнем Востоке и крайнем Севера, в Сибири. В 1987 году он успешно прошел вступительные испытания и поступил на Высшие режиссерские курсы в Москве. Алексей Балабанов попал на курс «Авторское кино» к известному режиссеру Борису Галантеру. Картина появилась случайно: знакомый студент-оператор попросил Балабанова помочь ему с курсовой работой. Съемки проходили в Свердловске. Режиссер за ночь написал сценарий и привлек в качестве актеров своих знакомых рок-музыкантов. Эта была история девушки, которую предал возлюбленный. Основное действие разворачивалось в ресторане, где играли Nautilus Pompilius. Там он познакомился с Сергеем Сельяновым, который учился на отделении игрового кино. Они быстро подружились. И через несколько минут стало ясно, что мы как-то очень про него одинаково понимаем. Говорим по-разному, наверное, но чувствуем одинаково. Как в «Маугли»: мы с тобой одной крови, ты и я». В Москве Балабанов встретил свою будущую жену Ирину.
Алексей много путешествовал по работе: он часто бывал в Азии и на Африканском континенте, что позволяло ему расширить кругозор и развить «насмотренность». Не могла не повлиять на сознание режиссёра и Афганская война. События, за которыми следил Балабанов, а также армейские истории сослуживцев в конечном итоге легли в основу одной из самых эмоционально сложных картин — «Груз 200». Режиссёр за работой. Фото: rus. Он уже знал, что не будет работать переводчиком. Тогда отец устроил его на свою киностудию в качестве ассистента режиссёра документального кино. В это время советский город Свердловск как раз переживал расцвет андеграундной культуры. Образовалась группа «Наутилус Помпилиус», с участниками которой Алексей был знаком лично. В последствии музыкальные работы группы становились саундтреками к фильмам режиссёра. Кино не для всех Свой первый фильм Балабанов снял в 26 лет. Сценарий для игрового кино Алексей написал за одну ночь. Ещё тогда молодой режиссёр взял за правило выстраивать сюжет наиболее схожий с реальной жизнью. С 1990 года Балабанов жил и работал в Ленинграде. Уже спустя два года мужчина учредил собственную киностудию. Здесь он снимает два полнометражных фильма «Счастливые дни» и «Замок». Алексей Балабанов с Сергеем Бодровым. Фото: showbizzz. Кинокартину встретили с восхищением и зрители, и кинокритики.