Избранное, Новости, Служения митрополита. Глава митрополии с братским визитом посетил Мариинскую епархию. Русская Православная Церковь, Иркутская епархия (Сибирь, Россия). Дата образования:В 1707 г. было учреждено Иркутское викариатство Тобольской епархии.
Что еще почитать
- Родитель может лишь на собственном примере показать ценность веры!
- Иркутская православная епархия
- Иркутская епархия — Википедия
- Клирик епархии провел беседу на тему «Любовь спасет мир»
Уроки Закона Божиего в посёлке Агириш
Мы сердечно благодарим творческий коллектив Драматического театра, который исполнил несколько музыкальных произведений и всех, кто выступил на презентации издания! Храни всех Господь!
В 1948 году, по благословению Святейшего Патриарха Алексия, гробница с мощами святителя Мелетия была перенесена из усыпальницы Покровского монастыря в Благовещенский Кафедральный собор, где и находится в настоящее время, являясь духовным прибежищем и молитвенным утешением верующих православных людей. Службу и Акафист святому архипастырю составил архиепископ Харьковский Никодим, а отредактировал митрополит Ленинградский Никодим Ротов ум. Рака с мощами, от которых притекающие с молитвой получают благодатную помощь и исцеление душевных и телесных недугов, находится в левом северном приделе собора. Память святителя Мелетия совершается трижды в год: 12 февраля тезоименитство , 29 февраля 28 февраля- в невисокосный год — в день преставления и 10 июня- в день Собора Сибирских святых. Тропарь, глас 4. Мира сего временная, яко преходящая уразумел еси, от юности постническое и многотрудное житие возлюбил еси, всеблаженне, иерархов славо и преподобных похвало, Предвечнаго Слова усердный благовестниче, сирых и неимущих крове и прибежище. Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси и,Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси, отче наш, святителю Мелетие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие, и Егоже ради к иноческому подвигу потеклеси и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси, яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси.
Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери. Несмотря на бедность и слабость здоровья, сумел с успехом окончить училище и семинарию. По окончании обучения Михаил был пострижен в рясофор и исполнял обязанности библиотекаря, а позже и учителя Вятского Духовного училища. В 1858 году он поступил в Казанскую Духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий, а через год покинул академию. Указом Святейшего Синода от 9 декабря 1861 года будущий архиерей был послан на миссионерское служение в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. С 1862 года иеродиакон Мелетий весьма успешно начал свою миссионерскую деятельность среди бурят, которая ознаменовалась крещением множества язычников, постройкой храмов, основанием постоянных поселений из новокрещеных. С сентября 1872 года он был направлен проповедовать Христа к тунгусам, жившим на самой границе с Монголией. С 30 августа 1873 года архимандрит Мелетий — начальник Иркутского отдела Духовной миссии и игумен Ниловой пустыни в Саянских горах. Вскоре он был вызван в Казань для ознакомления с методами переводов на инородческие языки книг, содержащих учение христианской веры.
Общение в Казани с Н. Ильминским сыграло огромную роль в становлении архимандрита Мелетия как замечательного миссионера. Вскоре вышла в свет его книга: «Учение о святой православной христианской вере» на бурятском языке. За пять лет его управления Иркутской миссией было обращено более одиннадцати тысяч язычников. Для усиления средств к просвещению населения святитель учредил в Чите церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия. За время управления этой миссией число обращенных из шаманства и ламаизма составило около четырех тысяч человек. Подобно своему предшественнику, епископу Дионисию Хитрову , он успешно совершал дело архипастырского служения, о чем свидетельствует тот факт, что если к концу 1889 года в епархии числилось 77 церквей, 118 часовен, то всего лишь через шесть лет его правления уже было 9 каменных и 214 деревянных церквей и часовен. Он открыл в 1892 году и церковное братство во имя Христа Спасителя. Для устройства церковно-приходских школ преосвященный Мелетий исходатайствовал ежегодное пособие в шесть тысяч рублей из земских соборов. Для привлечения внимания к участи больных проказой в Якутской епархии, святитель в 1890 году напечатал в Якутских Епархиальных Ведомостях статью «Проказа в Вилюйском округе».
После появления этой статьи в следующем году в Якутск приехала даже английская сестра милосердия — мисс Кэт Марсден, не говоря уже о помощи местного православного населения, так много потрудившегося для облегчения участи прокаженных. Миссионерский характер деятельности этого архиерея в Сибири имел существенное влияние и на его служение в Рязанской епархии, куда он был направлен в 1896 году. Он оживил деятельность противомусульманской миссии в Касимовском уезде и с ревностью апостола-миссионера продолжал свою воистину подвижническую жизнь. Преосвященный Мелетий оставил после себя немало и письменных трудов. Кроме проповедей, миссионерских записок и отчетов о Забайкальской и Иркутской миссиях, он напечатал множество статей исторического и этнографического содержания, опубликованных в Иркутских, Якутских и Рязанских Епархиальных Ведомостях и в Православном Благовестнике. Ангельски на земле поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся , архипастырю Иркутский Мелетие, земли Сибирския слава и украшение. Ты моли о нас Предвечнаго Бога. По сведениям, приводимым некоторыми источниками, обучался в Переяславской семинарии. Принял монашество Синесий в одном из монастырей Киевской епархии. Когда святитель Софроний Кристалевский стал настоятелем Александро- Невской Лавры, то в помощь себе вызвал в Петербург своего друга — иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевской пустыни.
Как в России, так и в Иркутске преподобный Синесий был верным помощником и исполнителем всех дел, предпринимавшихся преосвященным Софронием. Он был членом консистории и таким образом помощником владыки Софрония по управлению епархией. В архивах встречаются даже указы от имени преосвященного Софрония, подписанные рукой архимандрита Синесия: например, разрешение от 5 ноября 1766 года на освящение Манзурской Введенской церкви; о выдаче нового святого антиминса; а также о назначении лиц для освящения храма. Преподобный Синесий, тридцать три года деятельно управлявший Вознесенской обителью, где подвизался в последние годы своей жизни святитель Иннокентий, воспринял блаженную кончину в 1787 году. Господь прославил блаженного Синесия нетлением тела и чудотворениями. Гроб с его нетленными мощами был целым до разрушения Вознесенского монастыря и находился в часовне против алтаря соборного монастырского храма и служил предметом благоговейного почитания посетителей Иркутского Вознесенского монастыря. Эта часовня была возведена над могилой Синесия. Память преподобного Синесия празднуется 10 мая- в день его блаженной кончины и 10 июня — в день Собора Сибирских святых. Он является основателем Иркутского Вознесенского монастыря и «память о нем пребывает до ныне». Старец схимонах Герасим прибыл в этот край Сибири вместе с «дружиной русских людей», положивших основание Иркутску.
Происхождение и место рождения старца неизвестны. Первые иноческие подвиги в Сибири старец Герасим начал на берегу реки Ангары, положив начало Братской Спасской пустыни, ныне находящейся под водой искусственного моря Братской ГЭС. Исследуя местность в районе рек Ангары, Иркуты и Китоя, он остановил свой окончательный выбор на том месте, где позднее возникла Иркутская Вознесенская обитель. Старец схимонах Герасим мог получить пострижение от Тобольского архиепископа Герасима Кремлева , окормлявшего Сибирскую паству с 1640 по 1650 год. Старец Герасим переправился на левый берег Ангары и в пяти километрах от острога, вниз по течению, ископал себе пещеру для жительства и начал свои молитвенные подвиги. Он постепенно приобрел глубокое уважение местных православных насельников, а затем и своих подражателей в отшельническом житии. В 1669 году старец Герасим ходил в Енисейск и исходатайствовал у воеводы К. Яковлева разные угодья «под монастырские строения, под хлебную пашню, под сенные покосы, и под скотный выпуск, земли ниже Иркутска за Ангарой». По мере умножения братии в пустыни, старец Герасим предпринял вторичное путешествие в Енисейск в 1675 году и исходатайствовал у воеводы М. Приклонского расширение угодий.
Согласно благословенной грамоте митрополита Сибирского Корнилия в 1672 году схимонах Герасим соорудил в обители деревянную церковь во имя Вознесения Господня, построил кельи для братии и обнес их деревянной оградой. Среди иноков Вознесенского монастыря, современников старца Герасима, известны подвижники благочестия Никон, Карасий, Ефрем и Исаия. Схимонах Герасим управлял монастырем около четырех лет и в этой обители обрел свою блаженную кончину 20 января 1676 года По сохранившемуся преданию, он был высокого роста и атлетического телосложения. В обители еще в начале ХХ столетия сохранялись его деревянные посох и аналой, довольно внушительных размеров. Погребен был схимонах Герасим в монастырской ограде во гробе, вытесанном из цельного ствола дерева. Святитель Иркутский Иннокентий Кульчицкий очень чтил память схимонаха Герасима.
Половина Восточно-Сибирской железной дороги 1903-1911, перестроена представляла собой увенчанный шатром восьмерик с 4 прирубами, Иннокентиевская Глазковская ц. Наконец, ц.
Нек-рые элементы модерна обнаруживаются в архитектуре Петропавловской ц. Единственным памятником бюджетного варианта неорусского стиля на территории епархии была Покровская ц. Катарбей Нижнеудинский р-н, 1909-1911, не сохр. Померанцева для переселенцев. Храм завершался высокой 2-скатной кровлей с маленькой главкой, над зап. История рус. Памятники старинной архитектуры России в типах худож. Памятники старинного деревянного зодчества в Иркутской губ.
Иркутск, 1915; Болдырев-Казарин Д. Народное искусство в Сибири. Иркутск, 1924; Сперанский М. Из истории рус. Сибири: XVII в. Иркутск, 1958; Кочедамов В. Антон Лосев - иркутский архитектор кон. XVIII - нач.
XIX вв. Первые рус. Каменное строительство в Сибири: Кон. Особенности архитектуры городов Вост. Сибири 2-й пол. Иркутск: О планировке и архитектуре города. Иркутск, 1982; Полунина Н. У истоков каменного града.
Иркутск, 1979; она же. Живая старина Приангарья. История формирования и проблема развития архит. Памятники истории и архитектуры Иркутска: Культовое зодчество. Памятники архитектуры г. Иркутск, 1990. Иркутские каменные храмы сер. Масиель Санчес Сохранившиеся памятники иконописи Иркутска и Восточно-Сибирского региона позволяют выделить 3 периода, каждый из которых имеет свои стилистические особенности, определяемые конкретной исторической ситуацией.
Спас Нерукотворный. Двусторонняя икона. XVII в. Наличие икон в Иркутском остроге, возможно привезенных еще землепроходцами, зафиксировано до постройки 1-й ц. Уже в 70-80-х гг. До 1727 г. Анализ описей церковного имущества позволяет предположить, что в среднем для каждого храма было изготовлено ок. Большая часть этих икон предположительно ок.
На примере сохранившихся памятников можно выделить 3 группы икон. Первая связана с работой сев. Это разнообразный круг икон, по количеству он самый значительный, что объясняется заселением Сибири преимущественно выходцами из Центр. Поморья Устюжский, Важский уезды ; неслучайно в Иркутске особо почитались святые Иоанн и Прокопий Устюжские, во имя к-рых была построена Чудотворская Прокопиевская ц. Ко 2-й группе можно отнести иконы, к-рые характеризует причастность их создателей к новым тенденциям, получившим развитие в Москве в творчестве Симона Ушакова и мастеров руководимой им иконописной мастерской Оружейной палаты. В Иркутске в 1683-1686 и 1689-1692 гг. Известно, что он организовал поиск материалов красок и нефти, используемой в качестве растворителя , необходимых для иконописных работ. В Вост.
Сибири «живоподобие» в иконописи явилось начальной стадией широко распространившегося в посл. Смоленская икона Божией Матери. ИркОХМ К 3-й группе причисляют самобытные иконы, написанные местными художниками. На этих иконах присутствуют такие характерные черты, как монголоидный тип ликов, облачка на фоне в стилистике буддийских изображений иконы «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Смоленская», обе в ИркОХМ. Второй период 1727-1803 связан с учреждением Иркутской и Нерчинской епархии. Иркутск, как центр епархии, стал средоточием религ. В этот период в Иркутске были построены 8 деревянных и 14 каменных церквей, для оформления приделов понадобилось создать ок. Масштаб работ требовал участия десятков иконописцев, серебряников, резчиков по дереву и др.
Из них 7 имели духовное звание: еп. Иннокентий Кульчицкий 20-е - нач. Иерофей Филимонов 20-40-е гг. Виктор 30-40-е гг. Кудинской ц. Никита Маркович Родионов 1-я пол. Часть икон для этой церкви была привезена из Тобольска, др. Для исправления «непорядочного» и были посланы иеродиак.
Виктор в 1736 и 1737 и иеродиак. Никон в 1745. Иконописец М. Мурзин Крестовоздвиженская ц. В сер. В цехах иконописном, меднолитейном, резного и серебряного дел насчитывалось по неск. Архив ремесленной управы свидетельствует, что малолетних сыновей мастера уже записывали в состав цеха в качестве своих учеников. Среди цеховых уже во 2-й пол.
Известно, напр. Расцвет в сер. Динамизм и патетика - характерные черты барочного стиля - как нельзя лучше отвечали энтузиазму и духу предпринимательства сибиряка. Развитие в Иркутске иконописи в стиле барокко происходило в 3 этапа. Предпосылки барочного влияния можно рассмотреть уже на иконах кон. Но наибольшее распространение иркутская иконопись барокко получила в 50-70-х гг. В 1747 г. Как в архитектуре, так и в живописи Крестовоздвиженской ц.
Отмеченное исследователями архитектуры переплетение в иркутских памятниках локальных ветвей барокко - северной и украинской - находит подтверждение и в иконописных произведениях. Так, на примере икон Крестовоздвиженской ц. На некоторых иконах заметно влияние сев. В артельной работе иконописцев влияние различных стилей давало своеобразный художественный результат. Многие мастера виртуозно справлялись с непростыми художественными задачами и имели высокий профессиональный уровень в рамках российского иконописания Нового времени. Стиль барокко просуществовал в Иркутске более столетия. Фрагмент росписи кафедрального собора в честь Богоявления в Иркутске. Иконописец С.
Третий период, начавшийся со времени канонизации свт. Иннокентия Иркутского 1804 , был прерван революцией 1917 г. Сибири советской власти. Утверждение за светским искусством в нач. Иконы или, точнее, иконы-картины для иконостасов эпохи классицизма писались в экзальтированно-сентиментальном духе с элементами натурализма. В таком стиле в 30-40-х гг. Мурзин, живший в Верхнеудинске, позже в Иркутске и создавший иконы для церквей Иркутска, Якутска, Кяхты и др. В XIX в.
Яковлев учился в АХ у К. Брюллова, в 50-60-х гг. Голубев в 1848 окончил АХ, в 1854-1863 преподавал рисование в Иркутской губ. Зязин в 1874 окончил АХ, с 1881 преподавал рисование в Иркутской учительской семинарии и Иркутском техническом уч-ще, в 1888 написал икону «Свт. Иннокентий Иркутский, с житием» ; Н. Гребнев в 1847-1856 учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества, в 1863-1874 жил в Иркутске ; Н. Известны мастера, получившие образование в Иркутске напр. Туголуков, к-рый брал уроки живописи у Яковлева, портретист М.
Васильев и др. Одуевский - в 1808-1811 гг. Пшеничный и И. Гундерин в 1826 г. Громы Братской вол. Старцев изготовили иконостас для церкви с. Шипицина Нижнеудинского у. Фролов в 1865 г.
Нефедьев написал иконы для Посольского Преображенского мон-ря, Воскресенского собора Нерчинска, Борогонского улуса Якутской обл. Во 2-й пол. Туголуков, А. Треухов, М. Кроненберг, Ф. Долгов, М. Оловин, П. Сизых, Е.
Крылов, Г. Гилевич и др. Хотя масштабы иконописных работ в XIX в. Точкой отсчета в возрождении иконописания в регионе стала организация в 1994 г. Мастерская разместилась на 2-м этаже над папертью Богоявленского собора, переданного в том же году И. С сер.
В Иркутской области батюшка помазывал прихожан моторным маслом вместо елея 21 мар. После обряда крещения я сел машину и по дороге домой почувствовал запах масла. Коленвал и весь картер я недавно осматривал — подтёков быть не должно.
В детских садах п. Горный рассказали о празднике Входа Господня в Иерусалим
Обсуждение спектакля "Шатун" | Иркутский областной театр юного зрителя | 26 апреля 2024. К другим новостям →. |
Иркутская епархия РПЦ - Областная газета | 25 апреля ответственный по взаимодействию с казачеством Мариинской епархии иерей Алексей Логинов совместно с атаманом Анжерской казачьей станицы и руководителями молодёжных. |
ИРКУТСКАЯ ЕПАРХИЯ - Древо | В иркутском микрорайоне Приморский, по всей видимости, решен вопрос с противостоянием сторонников и противников строительства в роще храма-памятника. |
наши контакты
- Правила комментирования
- Иркутская православная епархия
- В администрации Иркутска обсудили вопросы сотрудничества с епархией Русской православной церкви
- Обсуждение спектакля "Шатун"
- 1 ый новости
- Впервые за 29 лет сменился глава Иркутской епархии
Приангарье готовится к 300-летию Иркутской епархии
Иркутская епархия Русской Православной Церкви. 664001, к, кая, 14. Издательский отдел иркутской епархии презентовал выпуск «Русский мир и война», входящий в альманах «Иркутский Кремль». Иркутская епархия была учреждена в декабре 1706 года [1] как викариатство Тобольской митрополии.
Лекторий о нравственности провели в Иркутской области
- В детских садах п. Горный рассказали о празднике Входа Господня в Иерусалим - Балаковская епархия
- Новости от Издательского отдела Иркутской Епархии
- Навигация по записям
- Партнеры ДОСААФ России Курской области
Детско-юношеские епархиальные чтения
Иркутская и Ангарская епархия — епархия Русской православной церкви. Учреждена в декабре 1706 года как викариатство Тобольской митрополии с титулованием викарного епископа. С этого времени Иркутская и Верхоленская епархия территориально стала совпадать с границами Иркутской губернии. 26 апреля 2024. К другим новостям →. Телеграм секретаря Иркутской епархии священника Стефана Бажкова. Информационный портал Братской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) Иркутской митрополии.
«Здесь удивительная земля!»
Иркутская и Ангарская епархия — епархия Русской православной церкви. Учреждена в декабре 1706 года как викариатство Тобольской митрополии с титулованием викарного епископа. Святыни Томской митрополии. 2 октября 2022 года, в Неделю 16-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении, за Божественной литургией в иркутском кафедральном соборе Богоявления Господня Престолу Божию. Вопросы взаимодействия администрации города Иркутска и Русской православной церкви обсудил мэр Иркутска Руслан Болотов с митрополитом Иркутским и Ангарским. Иркутская и Ангарская епархия — епархия Русской православной церкви. Учреждена в декабре 1706 года как викариатство Тобольской митрополии с титулованием викарного епископа. Архиерейская служба в Богоявленском соборе Иркутска.
«Здесь удивительная земля!»
Митрополит Максимилиан совершил литургию в храме Рождества Христова | АиФ Иркутск | Впервые в Иркутской области нерабочим станет Единый День памяти. |
Иркутская епархия: есть вопросы | Иркутская епархия Русской Православной Церкви Московский патриархат. |
Администрация Иркутска обсудила вопросы сотрудничества с епархией
Сегодня они напоминают нам также и о тяжелых уроках истории XX века: претерпевшие немало испытаний — от снятия колоколов до серьезных разрушений — они, подобно сильным духом людям, выдержали все несчастья и выстояли. Они готовы вернуться к жизни, чтобы снова сплотить наших людей и напомнить об идеале Святой Руси как национальной идее. Сегодня они становятся свидетелями силы духа, веры, любви и милосердия наших душ. Они показывают, насколько мы достойны памяти предков, насколько мы можем называться русскими и православными, насколько мы остаемся настоящими христианами и настоящими людьми, насколько наши души стали прекрасными храмами или превратились в обшарпанные руины, требующие духовной реставрации, как те храмы, которые надеются на наше неравнодушие и ждут нашей помощи. Мы начинаем наш проект «Воскресение» с реставрации старинного собора Воскресения Христова в поселке Верхоленск, где будет создан новый мужской монастырь. Когда-то это был величественнейший храм, молитва которого благословляла и охраняла Верхоленье и Качугский район.
До конца апреля в сквере у собора Богоявления помоют и покрасят скамейки. Кроме того, как и было обговорено на январской встрече сторон, уже проверили состояние зеленых насаждений у церквей и храмов. А летом рядом с Князе-Владимирским храмом выполнят санитарную обрезку деревьев и кустарников, - уточняют в администрации. Тема празднования 300-летия Иркутской епархии также не осталась незамеченной.
Во время совершения таинства читают семь текстов из Апостольских посланий и семь — из Евангелия.
После каждого чтения священник совершает помазание чела, щек, груди и рук освященным маслом — елеем. По окончании последнего чтения Священного Писания он возлагает раскрытое Евангелие на голову соборуемого и молится о прощении ему грехов. Елеосвящение требует от человека веры и покаяния.
Темже в молитвах пребывая, Христу утреневати прилежал еси и,Сего взыскуя, венец неувядаемый со всеми святыми стяжал еси, отче наш, святителю Мелетие, моли Христа Бога спастися душам нашим. Ревнуя, поревновал еси к Богу, Егоже возлюбил еси и Егоже всем сердцем возжелал еси, отче наш Мелетие, и Егоже ради к иноческому подвигу потеклеси и заклатися Христу Богу самаго себе привел еси, яко пастырь добрый врученное тебе стадо овец Христовых мудре упасл еси. Моли о нас Христа Бога, святителю достохвальне. Рано лишившись отца, он остался на попечении своей матери.
Несмотря на бедность и слабость здоровья, сумел с успехом окончить училище и семинарию. По окончании обучения Михаил был пострижен в рясофор и исполнял обязанности библиотекаря, а позже и учителя Вятского Духовного училища. В 1858 году он поступил в Казанскую Духовную академию, где принял постриг с именем Мелетий, а через год покинул академию. Указом Святейшего Синода от 9 декабря 1861 года будущий архиерей был послан на миссионерское служение в Посольский Спасо-Преображенский монастырь на Байкале. С 1862 года иеродиакон Мелетий весьма успешно начал свою миссионерскую деятельность среди бурят, которая ознаменовалась крещением множества язычников, постройкой храмов, основанием постоянных поселений из новокрещеных. С сентября 1872 года он был направлен проповедовать Христа к тунгусам, жившим на самой границе с Монголией. С 30 августа 1873 года архимандрит Мелетий — начальник Иркутского отдела Духовной миссии и игумен Ниловой пустыни в Саянских горах.
Вскоре он был вызван в Казань для ознакомления с методами переводов на инородческие языки книг, содержащих учение христианской веры. Общение в Казани с Н. Ильминским сыграло огромную роль в становлении архимандрита Мелетия как замечательного миссионера. Вскоре вышла в свет его книга: «Учение о святой православной христианской вере» на бурятском языке. За пять лет его управления Иркутской миссией было обращено более одиннадцати тысяч язычников. Для усиления средств к просвещению населения святитель учредил в Чите церковное братство святых Кирилла и Мефодия и святителя Иннокентия. За время управления этой миссией число обращенных из шаманства и ламаизма составило около четырех тысяч человек.
Подобно своему предшественнику, епископу Дионисию Хитрову , он успешно совершал дело архипастырского служения, о чем свидетельствует тот факт, что если к концу 1889 года в епархии числилось 77 церквей, 118 часовен, то всего лишь через шесть лет его правления уже было 9 каменных и 214 деревянных церквей и часовен. Он открыл в 1892 году и церковное братство во имя Христа Спасителя. Для устройства церковно-приходских школ преосвященный Мелетий исходатайствовал ежегодное пособие в шесть тысяч рублей из земских соборов. Для привлечения внимания к участи больных проказой в Якутской епархии, святитель в 1890 году напечатал в Якутских Епархиальных Ведомостях статью «Проказа в Вилюйском округе». После появления этой статьи в следующем году в Якутск приехала даже английская сестра милосердия — мисс Кэт Марсден, не говоря уже о помощи местного православного населения, так много потрудившегося для облегчения участи прокаженных. Миссионерский характер деятельности этого архиерея в Сибири имел существенное влияние и на его служение в Рязанской епархии, куда он был направлен в 1896 году. Он оживил деятельность противомусульманской миссии в Касимовском уезде и с ревностью апостола-миссионера продолжал свою воистину подвижническую жизнь.
Преосвященный Мелетий оставил после себя немало и письменных трудов. Кроме проповедей, миссионерских записок и отчетов о Забайкальской и Иркутской миссиях, он напечатал множество статей исторического и этнографического содержания, опубликованных в Иркутских, Якутских и Рязанских Епархиальных Ведомостях и в Православном Благовестнике. Ангельски на земле поживших и со ангельскими чинми на Небеси ныне светло ликующих святых, в земли Сибирстей просиявших, песньми почтим: радуйся , архипастырю Иркутский Мелетие, земли Сибирския слава и украшение. Ты моли о нас Предвечнаго Бога. По сведениям, приводимым некоторыми источниками, обучался в Переяславской семинарии. Принял монашество Синесий в одном из монастырей Киевской епархии. Когда святитель Софроний Кристалевский стал настоятелем Александро- Невской Лавры, то в помощь себе вызвал в Петербург своего друга — иеромонаха Синесия и поставил его строителем Ново-Сергиевской пустыни.
Как в России, так и в Иркутске преподобный Синесий был верным помощником и исполнителем всех дел, предпринимавшихся преосвященным Софронием. Он был членом консистории и таким образом помощником владыки Софрония по управлению епархией. В архивах встречаются даже указы от имени преосвященного Софрония, подписанные рукой архимандрита Синесия: например, разрешение от 5 ноября 1766 года на освящение Манзурской Введенской церкви; о выдаче нового святого антиминса; а также о назначении лиц для освящения храма. Преподобный Синесий, тридцать три года деятельно управлявший Вознесенской обителью, где подвизался в последние годы своей жизни святитель Иннокентий, воспринял блаженную кончину в 1787 году. Господь прославил блаженного Синесия нетлением тела и чудотворениями. Гроб с его нетленными мощами был целым до разрушения Вознесенского монастыря и находился в часовне против алтаря соборного монастырского храма и служил предметом благоговейного почитания посетителей Иркутского Вознесенского монастыря. Эта часовня была возведена над могилой Синесия.
Память преподобного Синесия празднуется 10 мая- в день его блаженной кончины и 10 июня — в день Собора Сибирских святых. Он является основателем Иркутского Вознесенского монастыря и «память о нем пребывает до ныне». Старец схимонах Герасим прибыл в этот край Сибири вместе с «дружиной русских людей», положивших основание Иркутску. Происхождение и место рождения старца неизвестны. Первые иноческие подвиги в Сибири старец Герасим начал на берегу реки Ангары, положив начало Братской Спасской пустыни, ныне находящейся под водой искусственного моря Братской ГЭС. Исследуя местность в районе рек Ангары, Иркуты и Китоя, он остановил свой окончательный выбор на том месте, где позднее возникла Иркутская Вознесенская обитель. Старец схимонах Герасим мог получить пострижение от Тобольского архиепископа Герасима Кремлева , окормлявшего Сибирскую паству с 1640 по 1650 год.
Старец Герасим переправился на левый берег Ангары и в пяти километрах от острога, вниз по течению, ископал себе пещеру для жительства и начал свои молитвенные подвиги. Он постепенно приобрел глубокое уважение местных православных насельников, а затем и своих подражателей в отшельническом житии. В 1669 году старец Герасим ходил в Енисейск и исходатайствовал у воеводы К. Яковлева разные угодья «под монастырские строения, под хлебную пашню, под сенные покосы, и под скотный выпуск, земли ниже Иркутска за Ангарой». По мере умножения братии в пустыни, старец Герасим предпринял вторичное путешествие в Енисейск в 1675 году и исходатайствовал у воеводы М. Приклонского расширение угодий. Согласно благословенной грамоте митрополита Сибирского Корнилия в 1672 году схимонах Герасим соорудил в обители деревянную церковь во имя Вознесения Господня, построил кельи для братии и обнес их деревянной оградой.
Среди иноков Вознесенского монастыря, современников старца Герасима, известны подвижники благочестия Никон, Карасий, Ефрем и Исаия. Схимонах Герасим управлял монастырем около четырех лет и в этой обители обрел свою блаженную кончину 20 января 1676 года По сохранившемуся преданию, он был высокого роста и атлетического телосложения. В обители еще в начале ХХ столетия сохранялись его деревянные посох и аналой, довольно внушительных размеров. Погребен был схимонах Герасим в монастырской ограде во гробе, вытесанном из цельного ствола дерева. Святитель Иркутский Иннокентий Кульчицкий очень чтил память схимонаха Герасима. Он часто посещал пещеру старца и молился в ней. В 1802 году благотворитель монастыря купец Н.
Чупалов начал строительство монастырской стены; при копании рва под фундамент этой ограды был снят надгробный камень с могилы старца и обнаружен его гроб. В 1840 году на самой могиле был сделан каменный склеп и устроено новое деревянное надгробие, на котором положен камень, снятый с могилы старца, с высеченными на нем двумя надписями следую- щего содержания: 1. В архиве Иркутского Вознесенского монастыря хранилось несколько собственноручных заявлений, сделанных разными лицами в сороковых годах XIX столетия о чудесах, сотворенных по молитвам старца Герасима. Среди них есть письмо иркутской девицы Агафьи Кочетовой и енисейского мещанина Ивана Кочнева, сообщающих о том, что первая 3 июня 1841 года была исцелена от тяжелой болезни старцем Герасимом, явившимся ей в сонном видении, а второй, будучи тяжело больным в ноябре 1842 года, находясь в бессознательном состоянии, был «напоен» песком, взятым из могилы старца Герасима, и тотчас пришел в сознание.