Новости анатолий папанов биография

В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, и Анатолий пошёл в первый класс. 30 октября) 1922 года в городе Вязьме Смоленской области. Анатолий Папанов (слева) в роли Копалыча и Валериий Приемыхов (справа) в роли Лузги в художественном фильме «Холодное лето пятьдесят третьего».

Биография, семья и личная жизнь Анатолия Папанова, его роли в кино и театре

31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова, актёра театра и кино, Народного артиста СССР, участника Великой Отечественной войны. народный артист СССР, лауреат двух Госпремий, человек, чьим голосом говорил самый известный Волк страны из мультипликационного фильма. народный артист СССР, лауреат двух Госпремий, человек, чьим голосом говорил самый известный Волк страны из мультипликационного фильма. В конце 1920-х годов семья Папановых переехала в Москву, и Анатолий пошёл в первый класс.

Душное лето 87-го. Как жил и умер Анатолий Папанов

В конце 50-х в репертуаре Театра сатиры был принят «Дамоклов меч» Назыма Хикмета. Нашему герою в нем досталась центральная роль — Боксера. Когда труппа театра узнала об этом назначении на роль, то многие откровенно удивились. Им казалось, что у Папанова без грима, наклеенных усов или накладных ушей и шеи живой человек на сцене не родится. После этого в своих способностях сыграть эту роль стал сомневаться и сам Папанов.

Однако режиссер настоял на своем и спектакль с участием нашего героя состоялся. Отмечу, что в момент работы над этой ролью Папанов брал уроки бокса у чемпиона Европы по боксу Ю. После него на Папанова всерьез обратили внимание кинематографисты. Например, тот же Э.

В 1960 году он задумал снимать фильм «Человек ниоткуда» и на роль Крохалева пригласил Папанова. При этом режиссеру пришлось приложить много сил, чтобы уговорить актера сниматься. К тому времени Папанов полностью уверился в том, что он не «киногеничен», и сниматься наотрез отказывался. Чтобы убедить его в обратном, Рязанову пришлось буквально валяться у него в ногах и чуть ли не за шиворот втягивать его в кинематограф.

В конце концов сопротивление Папанова было сломлено. Партнером нашего героя по фильму был другой замечательный актер — «Ю. Последний о тех съемках вспоминает: «На первых пробах я увидел человека, который стеснялся, боялся, переживал неуверенность в том, что способен осилить сложнейшую актерскую трансформацию в кино, и я подумал, как мне будет трудно с таким партнером. Давно, со студенческой скамьи, я усвоил, что не всякий хороший актер становится хорошим партнером, а партнерство для меня — «основа творческого бытия на сцене и на съемочной площадке.

После второй и третьей проб мне стало казаться, что партнерский альянс с Папановым может состояться. Обретя себя в ролях вождя племени Тапи, Профессора и других, столь же противоположных по характерам, Толя раскрепощался в личном общении со мной и другими партнерами, стал веселым и добрым, много и сочно шутил. Я любовался его ребяческими проявлениями, которые его как личность очень украшали. Я был рад, что мои опасения остались далеко позади, и наше творческое партнерство на многие годы переросло во взаимные дружеские симпатии.

Позже, встречаясь в концертах, мы неизменно радовались друг другу». К сожалению, фильм «Человек ниоткуда» в то время так и не вышел на широкий экран. Картина была наспех показана в домах творческой интеллигенции, не более двух-трех дней продержалась на премьерном экране. Ее судьбу решил тогдашний главный партийный идеолог М.

Однажды он возвращался в Кремль по Калининскому проспекту и увидел огромную афишу фильма на фасаде кинотеатра «Художественный». Плакат ему очень не понравился, и он коротко бросил: «Снять! Ее премьера состоялась только через 28 лет после этого, когда Папанова уже не было в живых. Между тем это был не последний совместный фильм в творческой карьере Рязанова и Папанова.

Буквально в том же, 1961 году, вышла их новая работа — десятиминутная короткометражка по рассказу И. Ильфа и Е. Петрова «Как создавался Робинзон», в котором наш герой играл Редактора — душителя прекрасных порывов. В 1961 году Папанов также снялся в фильме режиссеров А.

Митты и А. Однако обе эти роли не принесли актеру творческого удовлетворения. В 1962 году на Папанова обратили внимание три режиссера — Евгений Ташков, работавший тогда на Одесской киностудии, Владимир Венгеров и Михаил Ершов оба — с «Ленфильма». Первый предложил нашему герою исполнить положительную роль скульптора в своем фильме «Приходите завтра» в нем нашего героя озвучивал другой актер, так как голос Папанова считался некиногеничным , второй в картине «Порожний рейс» — отрицательную роль директора леспромхоза и третий — в фильме «Родная кровь» эпизодическую роль бывшего мужа главной героини картины ее играла Вия Артмане.

Все три фильма вышли в прокат в 1963—1964 годах и имели разный успех у зрителей: «Приходите завтра» собрал 15,4 млн. Критика отметила прекрасную игру Папанова во всех этих картинах, однако попасть в первую шеренгу тогдашних советских кинозвезд актеру так и не удалось. Зрители его знали, но о всенародной любви тогда говорить было еще рано. Настоящий успех пришел к нашему герою годом спустя — в 1964 году.

Произошло это при следующих обстоятельствах. В начале 60-х годов на спектакле Театра сатиры «Дамоклов меч» побывал писатель Константин Симонов. Игра Папанова в нем настолько поразила его, что он предложил кинорежиссеру А. Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман «Живые и мертвые», взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина.

Поначалу Столпер сомневался, так как знал Папанова как исполнителя в основном отрицательных, комедийных ролей тот же Боксер был ролью резко отрицательной. Здесь же предстояло сыграть роль положительную, даже героическую. Однако К. Симонов настаивал на своем выборе, и режиссер в конце концов согласился.

Между тем долго сомневался в своих способностях сыграть положительного героя и сам Папанов. Каратаева: «У нас в общежитии был длинный коридор, и в нем стоял общий телефон. Ему несколько раз звонили, уговаривали, а мы все стояли и слушали, как он отказывался играть Серпилина: «Ну какой я генерал? Да нет, ну что вы, я не могу… И уже после выхода картины он мне часто говорил: «Что это все восторгаются?

Чего там особенного я сыграл? Роль генерала Серпилина опрокинула довольно прочно устоявшееся мнение о Папанове как об актере комедийно-сатирического направления с некоторыми драматическими задатками. В прокате 1964 года «Живые и мертвые» заняли 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,5 млн. В том же году картина получила призы на фестивалях в Москве, Карловых Варах и Акапулько.

Как вспоминает исполнитель главной роли в этом фильме К. Лавров: «Столпер с огромным уважением относился к Папанову. С самого начала чувствовалось, что этот актер — лидер в картине. О Симонове и говорить нечего: Константин Михайлович не однажды рассказывал мне, как ему нравится Толя и точным попаданием в самую сердцевину образа Серпилина, и в других ролях, и просто по-человечески.

Забегая вперед, скажу, что к Папанову устремлялись душой сразу, без обычной в человеческих отношениях разведки и приглядывания. Так, в Звездном городке, куда мы привезли только что смонтированный фильм «Живые и мертвые» в сопровождении Столпера, Папанова и моем, Юрий Гагарин улучил минуту, чтобы остаться наедине с Толей и со мной, увел нас в какую-то из дальних комнат клуба космонавтов, и мы незабываемо пообщались за бутылкой кубинского рома». После успеха «Живых и мертвых» спрос на актера Папанова среди режиссеров возрос неимоверно. Например, в 1964 году на «Ленфильме» были запущены в производство десять картин, и в восьми!

Он в ответ принял все предложения и был утвержден на все восемь фильмов одновременно, что было довольно редким случаем в советском кинематографе. Позднее он через дирекцию своего театра дал всем вежливый отбой: мол, не могу, занят в спектаклях. Однако от предложений режиссеров с «Мосфильма» — Василия Пронина и Евгения Карелова, поступивших в том же году, Папанов не отказался. Оба режиссера предложили ему главные роли: первый — в картине «Наш дом», второй — в фильме «Дети Дон-Кихота».

Съемки обеих картин проходили в Москве, и нашего героя это устраивало. Партнер нашего героя по первому фильму — Нина Сазонова — вспоминает: «Папанов был моложе меня, и мне подумалось, что на экране эта разница в возрасте будет слишком очевидной. Волнуясь, пришла на «Мосфильм» подписывать договор, увидела там Папанова и не выдержала — честно поделилась с ним и режиссером-постановщиком Прониным своими сомнениями. Анатолий Дмитриевич обрушил на меня град опровержений.

Мягко, своим проникновенным, мелодичным голосом он говорил: «Вы посмотрите на меня. Я же страшон! У меня тяжелое лицо — для всех возрастов, до самых древних! Вы же выглядите намного моложе — неужели это не видно?!

И он оказался прав: никто никогда не усомнился в том, что мы — нормальная, естественным путем сложившаяся семья… Такие актеры, как Папанов, сразу же цементируют всю киногруппу, становятся не только ее творческим центром, но и ее совестью, что всегда важнее. Папанов это блистательно доказал. Случилось так, что актеры, игравшие наших сыновей, молодые, но уже известные и много занятые в театре, на радио, в концертах, позволили себе небрежно отнестись к строгому графику репетиций и съемок. Однажды вообще не явился на «Мосфильм» Вадим Бероев, несколько раз опоздал Геннадий Бортников, что-то не так было и с Алексеем Локтевым.

Режиссер Пронин пришел в отчаяние, решился на крайние меры. Но Анатолий Дмитриевич остановил его: — «Не надо. Разрешите нам с матерью поговорить с ними. Мы собрались всей «семьей» в одной из комнат киностудии.

Анатолий Дмитриевич был краток, но надо было слышать его интонацию, горькую, полную искренне отеческого упрека: — «Давайте, ребята, беречь честь нашей семьи — нашу актерскую честь… Больше так быть не должно. Завтра, в половине второго, вы все придете, оденетесь, загримируетесь, будете готовы к съемке. Мы с матерью придем в половине третьего. В три все на съемочной площадке!

После этого разговора не только не было никаких недоразумений с творческой дисциплиной, но произошло самое важное — сложилась наша семья Ивановых, неподдельные отношения молодых актеров и талантливого малыша к нам как к своим родителям». Оба фильма вышли на широкий экран в 1965 году и имели удачную прокатную судьбу. Например, картину «Дети Дон-Кихота» посмотрели 20,6 млн. Между тем в том же, 1965 году вспомнил об Папанове режиссер Э.

Рязанов: предложил ему роль Сокол-Кружкина в фильме «Берегись автомобиля! Однако когда начались съемки фильма, многие из участников съемочного процесса вдруг выступили против Папанова. Об этом рассказывает сам Э. Папанов играл своего героя в близкой ему и, казалось, вполне уместной манере гротеска.

Но на каком-то этапе работы над фильмом многие заговорили о том, что актер выпадает из общего ансамбля, нарушает стилистику и целостность фильма. На эту тему собрали даже совещание. По счастью, Папанов о наших злых умыслах не подозревал. Я на какое-то время дрогнул, но присущий мне здравый смысл удержал меня от поспешного решения.

Хвалю себя за это, поскольку скоро выяснилось, что Папанов в картине «Берегись автомобиля! В 60-е годы кинематографическая судьба Папанова была насыщена ролями самого различного плана. Назову лишь несколько значительных фильмов того периода, в которых снялся актер: «Дайте жалобную книгу» 1964, метрдотель в ресторане , «Иду на грозу» 1966, профессор Аникеев , «В городе С. В 1967 году Папанов впервые озвучил Волка в знаменитом мультфильме В.

Котеночкина «Ну, погоди! Эта его слава была настолько огромной, что вскоре люди иначе как Волком актера уже не называли. Каратаева: «Вообще-то он немножко обижался, когда его узнавали только как исполнителя роли Волка. Он говорил: «Да ну вас, как будто, кроме как «Ну, погоди!

Часто, в особенности где-нибудь на гастролях, в каком-нибудь городе, идет он по улице, а дети: «О! Ну, погоди! Об этом же рассказ партнера Папанова по театру А. Гузенко: «Мы приехали в Болгарию.

Первым гастрольным городом был Враца. Когда мы подъехали к центральной площади, увидели толпу встречающих. Хлеб-соль, оркестр. Болгаро-советская дружба — ура!

Очень много детей. Но актеров нашего театра здесь, естественно, не знают. Зато мультфильм «Ну, погоди! И вот директор театра выступает с речью: «Мы очень рады приехать, а вот знаете, у нас есть замечательный актер, исполнитель роли Волка в фильме «Ну, погоди!

Чуть в стороне находился Новодевичий монастырь, каждый закуток которого я на пузе излазил. Улица моя имела неописуемо-прелестный запах - запах свежевыпеченного хлеба. Рядом с моим домом стоял хлебозавод, где мама трудилась простой рабочей. В госпитале под Махачкалой я ночами просыпался иногда оттого, что вдруг начинал пронзительно ощущать этот родной запах. И так щемило сердце, так жгуче хотелось увидеть свой двор, весь в зелени, старую церковь возле него, что, казалось, на крыльях бы туда полетел... Да, воевал, да, был ранен и тяжело ранен, но подвиги?

Одна пахота была», - обыкновенно отнекивался, не пускаясь в длинные рассуждения. На довольно обширной библиографии о творчестве Папанова есть смысл остановиться подробнее, поскольку её недостатки - как бы продолжение достоинств артиста. Мне поставили задачу написать о его гастролях. С молодеческими апломбом и самонадеянностью я взялся за её решение, подготовив опрос-анкеты для всех артистов, включая главрежа Валентина Плучека. Разумеется, столичные гастролеры дружно проигнорировали мое обращение. Кроме Папанова.

Он добросовестно ответил на неуклюжие вопросы, позвонил в редакцию, и мы встретились. Тогда и завязались наши отношения. Во всяком случае, приехав в столицу, я зашел в его гримуборную как к старому знакомцу и, именно в таком качестве, он меня и встретил. Коньяк выставил, я - свой. Потом еще поднялись в буфет и ему девочки налили в долг, но для нас двоих. Я помог ему добраться до дома.

Так еще и там выпили. С его-то здоровьем... Анатолий Дмитриевич не умел отказывать нашему брату-газетчику. Этой его "слабостью" пользовались очень многие, включая и автора сих строк, и потому практически во всех центральных партийных а других-то не существовало изданиях косяком шли выступления народного артиста СССР Папанова, интервью с ним по самым разным так называемым «актуальным проблемам» культурной, общественной жизни. Он «поддерживал и одобрял» решения каждого очередного съезда партии, пафосно, иной раз даже выспренно так за него писали призывал коллег по цеху «претворять в жизнь мудрые начертания», озвучивал нескончаемые призывы партийно-государственного истеблишмента к деятелям искусства и культуры. Однако в подавляющем большинстве публикаций его собственных мыслей, чувств и эмоций содержалось до обидного мало, или их почти не было.

Это тем более удивительно, что ведь мягким, податливым воском по жизни и творчеству Анатолий Дмитриевич никогда не был, не рассматривал социалистическое наше бытие сквозь розовые очки и, если хотите, даже в те хмурые идеологические времена умел оставаться человеком достаточно независимых взглядов. Немногим, верно, известно, как его настойчиво звали, даже понуждали вступить в ряды КПСС, однако артист оставался непреклонным и умер беспартийным. Когда «эпохальное» произведение дряхлеющего Генсека про «Малую землю» изучалось и конспектировалось везде, в том числе и в театрах, я впервые услышал от Анатолия Дмитриевича анекдот. Уезжающего за границу артиста спрашивают члены идеологической комиссии: «Вы воевали на Малой земле или отсиживались в окопах Сталинграда? Убей Бог не пойму: зачем из никому не известного в войну полковника сейчас делают полководца выше Сталина и Жукова? Святым и безгрешным он не был, а вот чуточку Дон Кихотом - да.

Его творческую натуру так тонко устроила природа, что он и видел, и чувствовал, и переживал на какую-то неуловимую, да и вряд ли существующую, единицу измерения больше, чем иные его коллеги. И этим их как бы притягивал к себе, влюблял в себя, совершенно, кстати, о том не заботясь, потому и столь прочно. Лишний раз я в этом убедился, когда ещё в 1994 году познакомился со сборником «Четыре музы Анатолия Папанова». В многоголосье диалогов и монологов режиссеров В. Плучека, В. Андреева, Э.

Рязанова, А. Прошкина, Л. Пчелкина, драматурга В. Мережко, актеров В. Васильевой, Н.

Каратаева вспоминает: «Если у нас бывали ссоры, Анатолий Дмитриевич иногда заявлял: «Я пойду к маме жить». Он приходил к своей маме, а она всегда говорила: «Ты женился, Толя, и, пожалуйста, разбирайся со своей женой у себя дома, а ко мне с этим не ходи. Я не могу вставать на твою сторону и осуждать твою жену». Я ей очень благодарна за это… Еще одним предметом для конфликтов в семье нашего героя было его чрезмерное увлечение алкоголем. Об этом вспоминает еще одна актриса Театра сатиры — Вера Васильева: «Появился у нас в театре буйный на выдумки, смелый и творчески необычайно деятельный актер Женя Весник.

Он тоже был молод, но быстро занял в нашем театре значительное положение. И все вокруг него кипело. С Толей они крепко подружились, но по темпераменту Женя его перехлестывал. Словом, к нашему с Надей Каратаевой ужасу, появилась в жизни Толи опасная приятельница — водочка. Тогда к такого рода злу относились проще и, кажется, само зло было менее трагичным, чем сейчас. Так или иначе, но у молодой жены Папанова появились основания для грусти». Стоит отметить, что наш герой и Е. Весник были людьми одного поколения Весник родился на 2,5 месяца позже Папанова — 15 января 1923 года. Оба они были фронтовиками, и оба были ранены. У них были общие взгляды на многие вещи, оба были беспартийными и никогда не участвовали в каких-либо группировках внутри родного театра.

Короче, их дружба была предопределена множеством различных причин. Увлечение нашего героя алкоголем было вызвано прежде всего тем, что в театре он был мало востребован как актер. В то время как его жена уже считалась ведущей актрисой в репертуаре Театра сатиры, Папанов выходил на сцену в ролях, которые принято называть «Кушать подано». Все это угнетало нашего героя. Перелом в его судьбе наступил в середине 50-х. Причин было две. Во-первых, в 1954 году родилась дочка Лена, во-вторых, в 1955 году Папанов сыграл свою первую значительную роль — в спектакле «Поцелуй феи». После этого столичные театралы впервые заговорили о Папанове как о талантливом актере, о том, что у него прекрасные перспективы на будущее. Именно в то время наш герой прекратил свои пьяные застолья. Как вспоминает Н.

Каратаева: «Единственный серьезный конфликт у меня с ним был из-за того, что он стал выпивать. Но у Анатолия Дмитриевича за такой внешней мягкостью скрывалась очень большая сила воли. И он как-то мне сказал: «Все, я больше не пью». И как отрезал. Банкеты, фуршеты — он ставит себе боржоми, в театре все знали, что Папанов не пьет». Стоит отметить, что и курить наш герой бросил таким же волевым способом вместе со своей женой. Не менее трудно, чем в театре, складывалась актерская судьба Папанова и в кинематографе. Первую свою крохотную роль в кино наш герой сыграл в 1951 году — режиссер Г. Александров пригласил его сыграть адъютанта в фильме «Композитор Глинка». Затем в течение нескольких лет Папанов не был востребован в кино, пока в 1955 году молодой тогда режиссер Э.

Рязанов не пригласил его попробоваться на роль директора заводского Дворца культуры Огурцова в картине «Карнавальная ночь». Однако сыграть эту роль нашему герою так и не довелось. Как вспоминает сам Э. Рязанов: «Анатолий Дмитриевич мне тогда не понравился: он играл слишком «театрально», в манере, которая, может быть, и уместна в ярко-гротескном спектакле, но противоречит самой природе кино, где едва заметное движение брови уже более чем выразительная мизансцена. Таким образом, наша первая встреча с Папановым для меня прошла бесследно, а для него обернулась очередной душевной травмой. Кинематограф в ту пору наносил ему такие травмы постоянно». Между тем, потерпев неудачу на кинематографическом фронте, Папанов познал победу на театральной сцене. В конце 50-х в репертуаре Театра сатиры был принят «Дамоклов меч» Назыма Хикмета. Нашему герою в нем досталась центральная роль — Боксера. Когда труппа театра узнала об этом назначении на роль, то многие откровенно удивились.

Им казалось, что у Папанова без грима, наклеенных усов или накладных ушей и шеи живой человек на сцене не родится. После этого в своих способностях сыграть эту роль стал сомневаться и сам Папанов. Однако режиссер настоял на своем и спектакль с участием нашего героя состоялся. Отмечу, что в момент работы над этой ролью Папанов брал уроки бокса у чемпиона Европы по боксу Ю. После него на Папанова всерьез обратили внимание кинематографисты. Например, тот же Э. В 1960 году он задумал снимать фильм «Человек ниоткуда» и на роль Крохалева пригласил Папанова. При этом режиссеру пришлось приложить много сил, чтобы уговорить актера сниматься. К тому времени Папанов полностью уверился в том, что он не «киногеничен», и сниматься наотрез отказывался. Чтобы убедить его в обратном, Рязанову пришлось буквально валяться у него в ногах и чуть ли не за шиворот втягивать его в кинематограф.

В конце концов сопротивление Папанова было сломлено. Партнером нашего героя по фильму был другой замечательный актер — «Ю. Последний о тех съемках вспоминает: «На первых пробах я увидел человека, который стеснялся, боялся, переживал неуверенность в том, что способен осилить сложнейшую актерскую трансформацию в кино, и я подумал, как мне будет трудно с таким партнером. Давно, со студенческой скамьи, я усвоил, что не всякий хороший актер становится хорошим партнером, а партнерство для меня — «основа творческого бытия на сцене и на съемочной площадке. После второй и третьей проб мне стало казаться, что партнерский альянс с Папановым может состояться. Обретя себя в ролях вождя племени Тапи, Профессора и других, столь же противоположных по характерам, Толя раскрепощался в личном общении со мной и другими партнерами, стал веселым и добрым, много и сочно шутил. Я любовался его ребяческими проявлениями, которые его как личность очень украшали. Я был рад, что мои опасения остались далеко позади, и наше творческое партнерство на многие годы переросло во взаимные дружеские симпатии. Позже, встречаясь в концертах, мы неизменно радовались друг другу». К сожалению, фильм «Человек ниоткуда» в то время так и не вышел на широкий экран.

Картина была наспех показана в домах творческой интеллигенции, не более двух-трех дней продержалась на премьерном экране. Ее судьбу решил тогдашний главный партийный идеолог М. Однажды он возвращался в Кремль по Калининскому проспекту и увидел огромную афишу фильма на фасаде кинотеатра «Художественный». Плакат ему очень не понравился, и он коротко бросил: «Снять! Ее премьера состоялась только через 28 лет после этого, когда Папанова уже не было в живых. Между тем это был не последний совместный фильм в творческой карьере Рязанова и Папанова. Буквально в том же, 1961 году, вышла их новая работа — десятиминутная короткометражка по рассказу И. Ильфа и Е. Петрова «Как создавался Робинзон», в котором наш герой играл Редактора — душителя прекрасных порывов. В 1961 году Папанов также снялся в фильме режиссеров А.

Митты и А. Однако обе эти роли не принесли актеру творческого удовлетворения. В 1962 году на Папанова обратили внимание три режиссера — Евгений Ташков, работавший тогда на Одесской киностудии, Владимир Венгеров и Михаил Ершов оба — с «Ленфильма». Первый предложил нашему герою исполнить положительную роль скульптора в своем фильме «Приходите завтра» в нем нашего героя озвучивал другой актер, так как голос Папанова считался некиногеничным , второй в картине «Порожний рейс» — отрицательную роль директора леспромхоза и третий — в фильме «Родная кровь» эпизодическую роль бывшего мужа главной героини картины ее играла Вия Артмане. Все три фильма вышли в прокат в 1963—1964 годах и имели разный успех у зрителей: «Приходите завтра» собрал 15,4 млн. Критика отметила прекрасную игру Папанова во всех этих картинах, однако попасть в первую шеренгу тогдашних советских кинозвезд актеру так и не удалось. Зрители его знали, но о всенародной любви тогда говорить было еще рано. Настоящий успех пришел к нашему герою годом спустя — в 1964 году. Произошло это при следующих обстоятельствах. В начале 60-х годов на спектакле Театра сатиры «Дамоклов меч» побывал писатель Константин Симонов.

Игра Папанова в нем настолько поразила его, что он предложил кинорежиссеру А. Столперу, который в 1963 году решил экранизировать его роман «Живые и мертвые», взять этого актера на роль генерала Федора Серпилина. Поначалу Столпер сомневался, так как знал Папанова как исполнителя в основном отрицательных, комедийных ролей тот же Боксер был ролью резко отрицательной. Здесь же предстояло сыграть роль положительную, даже героическую. Однако К. Симонов настаивал на своем выборе, и режиссер в конце концов согласился. Между тем долго сомневался в своих способностях сыграть положительного героя и сам Папанов. Каратаева: «У нас в общежитии был длинный коридор, и в нем стоял общий телефон. Ему несколько раз звонили, уговаривали, а мы все стояли и слушали, как он отказывался играть Серпилина: «Ну какой я генерал? Да нет, ну что вы, я не могу… И уже после выхода картины он мне часто говорил: «Что это все восторгаются?

Чего там особенного я сыграл? Роль генерала Серпилина опрокинула довольно прочно устоявшееся мнение о Папанове как об актере комедийно-сатирического направления с некоторыми драматическими задатками. В прокате 1964 года «Живые и мертвые» заняли 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,5 млн. В том же году картина получила призы на фестивалях в Москве, Карловых Варах и Акапулько. Как вспоминает исполнитель главной роли в этом фильме К. Лавров: «Столпер с огромным уважением относился к Папанову. С самого начала чувствовалось, что этот актер — лидер в картине. О Симонове и говорить нечего: Константин Михайлович не однажды рассказывал мне, как ему нравится Толя и точным попаданием в самую сердцевину образа Серпилина, и в других ролях, и просто по-человечески. Забегая вперед, скажу, что к Папанову устремлялись душой сразу, без обычной в человеческих отношениях разведки и приглядывания. Так, в Звездном городке, куда мы привезли только что смонтированный фильм «Живые и мертвые» в сопровождении Столпера, Папанова и моем, Юрий Гагарин улучил минуту, чтобы остаться наедине с Толей и со мной, увел нас в какую-то из дальних комнат клуба космонавтов, и мы незабываемо пообщались за бутылкой кубинского рома».

После успеха «Живых и мертвых» спрос на актера Папанова среди режиссеров возрос неимоверно. Например, в 1964 году на «Ленфильме» были запущены в производство десять картин, и в восьми! Он в ответ принял все предложения и был утвержден на все восемь фильмов одновременно, что было довольно редким случаем в советском кинематографе. Позднее он через дирекцию своего театра дал всем вежливый отбой: мол, не могу, занят в спектаклях. Однако от предложений режиссеров с «Мосфильма» — Василия Пронина и Евгения Карелова, поступивших в том же году, Папанов не отказался. Оба режиссера предложили ему главные роли: первый — в картине «Наш дом», второй — в фильме «Дети Дон-Кихота». Съемки обеих картин проходили в Москве, и нашего героя это устраивало. Партнер нашего героя по первому фильму — Нина Сазонова — вспоминает: «Папанов был моложе меня, и мне подумалось, что на экране эта разница в возрасте будет слишком очевидной. Волнуясь, пришла на «Мосфильм» подписывать договор, увидела там Папанова и не выдержала — честно поделилась с ним и режиссером-постановщиком Прониным своими сомнениями. Анатолий Дмитриевич обрушил на меня град опровержений.

Мягко, своим проникновенным, мелодичным голосом он говорил: «Вы посмотрите на меня. Я же страшон! У меня тяжелое лицо — для всех возрастов, до самых древних! Вы же выглядите намного моложе — неужели это не видно?! И он оказался прав: никто никогда не усомнился в том, что мы — нормальная, естественным путем сложившаяся семья… Такие актеры, как Папанов, сразу же цементируют всю киногруппу, становятся не только ее творческим центром, но и ее совестью, что всегда важнее. Папанов это блистательно доказал.

Когда в 30 лет он начал сниматься в кино, его первые роли остались незамеченными. Из-за творческой нереализованности артист начал выпивать. Жена пыталась бороться с этой вредной привычкой, но остановился он только в 1954 г.

Спустя 5 лет Папанов все же снялся у Рязанова в другом фильме — «Человек ниоткуда», вот только эту картину назвали «не отвечающей высокому призванию советского искусства» и отправили на полку. Только еще через 5 лет — когда Папанов снялся у Рязанова в легендарном «Берегись автомобиля», сотрудничество наконец оказалось удачным. Но даже после того, как Анатолий Папанов прославился на весь Союз, снявшись в фильмах «Бриллиантовая рука» и «12 стульев», он не почувствовал себя звездой. В быту артист всегда оставался очень непритязательным и неприхотливым. Жена дарила ему новые костюмы, и все они пылились в шкафу, а Папанов ходил в любимой старой одежде. Однажды во время поездки за рубеж он явился на важный прием в джинсовом костюме. Советская делегация этой выходки, конечно, не оценила, а вот иностранцы пришли в восторг: «Наконец-то мы видим нормально и свободно одетого гостя из России! Ни в театре, ни на съемочной площадке он никогда не повышал голоса, избегал актерских посиделок, да и вообще неохотно шел на контакт. Коллеги часто называли его странным и нелюдимым.

В 30-градусную жару актер ходил по улицам в длинном плаще с поднятым воротником, надвинутой на лоб кепке и в темных очках — чтобы его не узнавали и не приставали с панибратским предложением выпить за встречу. Актер выходил из себя, когда на улицах ему вслед кричали: «Усе, шеф!

Анатолий Папанов: биография и некролог

В этом театре проработал последующие два года, после чего по приглашению режиссера Андрея Гончарова перешел в московский Театр Сатиры. На сцене Театра Сатиры актер проработал сорок лет, создав за это время около пятидесяти различных образов. На сцене этого театра работал с такими легендарными личностями как Александр Ширвиндт, Спартак Мишулин , Андрей Миронов , Татьяна Пельтцер и многими другими, не менее известными. Кинематографический дебют актера состоялся в 1937 году с ролью в картине «Ленин в октябре». С тех пор Анатолий Папанов сыграл около ста ролей. В числе наиболее известных картин с его участием: «Берегись автомобиля» 1966 , «Семь стариков и одна девушка» ТВ 1968 , «Служили два товарища» 1968 , «Бриллиантовая рука» 1968 , «Джентльмены удачи» 1971 , «По семейным обстоятельствам» 1977 и последняя картина с участием Папанова - «Холодное лето пятьдесят третьего» 1987.

Плучека - Сысоев 1972 - «Ревизор» Н. Гоголя; постановка В. Макаёнка; постановка В. Плучека - дед Цыбулька 1973 - «Маленькие комедии большого дома» А. Горина; постановка В. Плучека, А. Миронова и А. Ширвиндта - Шубин 1974 - «Клоп» В. Маяковского; постановка 1955 года В. Плучека и С. Сценическая редакция 1974 года В. Плучека - шафер 1975 - «Ремонт» М. Рощина; постановка В. Плучека - Макарыч 1976 «Горе от ума» А. Грибоедова; постановка В. Плучека Фамусов 1977 «Бег» М. Булгакова; постановка В. Плучека Хлудов 1980 «Гнездо глухаря» В. Розова; постановка В. Плучека Судаков 1982 «Концерт для театра с оркестром» Г. Горина и А. Ширвиндта; постановка А. Ширвиндта пожарник 1984 «Вишнёвый сад» А. Чехова; постановка В.

Врачи поставили диагноз: сердечно-сосудистая недостаточность. Толя не приехал в условленный день в Ригу. Я забеспокоилась, позвонила дочери и зятю. Зять полез через соседскую лоджию в нашу квартиру. И обнаружил Толю сидящим в ванной, его голова была уронена на колени, из душа лилась вода... Зять позвонил в милицию. Приехали милиционеры, врач, санитары. Толю вынесли на простынях. Почему-то на носилках не стали выносить". Фильм вышел на экраны спустя год после смерти актера. В финале повторяется сцена гибели Старобогатова, а голос за кадром говорит, что это последняя работа Анатолия Папанова. Миронов скончался на 9-й день после смерти Анатолия Папанова. Все это происходило в зале, где мы, уютно расположившись на диванах, креслах и даже на ковре вместе хохотали над сценами с Леликом и Гешей. Но, по условиям конкурса, смотреть в 150-й раз "Руку" было нельзя и я выбрала наугад три фильма о которых никогда ничего не слышала. Честно, я не очень большой фанат фильмов периода 50х-60х годов из за встречающейся пропаганды, черно-белой картинки и ужасного звука. Поэтому я приготовилась к худшему. Через полчаса я плакала, a через час я решила добавить этот фильм в свой список кино который включаешь когда плохо и депресняк. Это шикарный фильм о настоящих чувствах и настоящем мужчине и женщине. Володя случайно встретил Соню на пароме, когда ехал с фронта в отпуск. Между мужчиной и женщиной вспыхнула любовь, которую не остановило наличие у Сони трёх детей и живого мужа. Вот этого мужа и играет Анатолий Папанов. Читая в интернете отзывы об этом фильме, я наткнулась на большое количество рецензий очень высоко оценивающих эту роль Анатолия Дмитриевича. В частности то как он смог передать всю расчетливость и безэмоциональность своего героя. Поэтому заранее прощу прощения за свое дилетантское мнение, но мне роль показалась пресной и какой-то блеклой. И голос Папанова, такой знакомый по другим фильмам, как-то не сочетается с картинкой. Но фильм прекрасный и поэтому я pекомендую к просмотру всем сплетницам. Единственный минус для меня в том, что роль Папанова очень маленькая. Он появляется на экране максимум минут на 10 и то в конце картины. Персонаж, как уже понятно, довольно отрицательный. Вообщем, закончила я это кино с мыслями о том Матвеев очень талантливый актер.

Последующие несколько лет биографии ему приходилось передвигаться опираясь на трость. Театр и кино Поскольку в связи с полученными травмами Папанов уже не мог продолжать воевать, он был демобилизован. В 1943 г. Интересен факт, что Анатолий пообещал комиссии избавиться от хромоты. В последующие годы биографии он сыграл в нескольких спектаклях, сумев в полной мере раскрыть свой творческий потенциал. После получения диплома, он уже был весьма известным артистом. В послевоенные годы Папанов какое-то время был актером Клайпедского русского драмтеатра, который находился в Литве. В 1948 г. Здесь он проработал около 40 лет, успев создать до 50 разных образов. Андрей Миронов и Анатолий Папанов Изначально Анатолию Папанову доверяли второстепенные роли, с которыми он справлялся настолько великолепно, что затмевал игру ключевых актеров. В результате, позднее ему начали доверять главные роли, которые принесли ему еще большую популярность. Вместе с тем, Папанов также снимался и в большом кино. На экране его впервые увидели в 1937 г. После этого парень успешно снимался в массовках. Первая заметная роль досталась Анатолию Папанову в комедии «Человек идет ниоткуда», экранизированной в 1961 г.

Папанов Анатолий Дмитриевич

Анатолий Папанов прочёл стихотворения, сыграл что-то из репертуара своего самодеятельного коллектива, созданного на войне, и поразил директора вуза профессионализмом. Анатолий Дмитриевич Папанов прожил 65 лет и умер 5 августа 1987 г. Причиной смерти стал сердечный приступ, который произошел во время принятия актером холодного душа. Анатолий Папанов Имя: Анатолий Папанов (Anatoliy Papanov). С войны 21-летний артиллерист Папанов вернулся инвалидом 3-й группы – хромающим и оглушенным. 1974 — Анатолий Папанов и Клара Румянова озвучивают мультфильм «Ну, погоди!» выпуск 8.

Биография начинающего артиста.

И приложилось. Скромняга Толик стал лучшим студентом курса. А дальше были годы тех самых массовок, в которые когда-то так стремился попасть паренёк из заводской театральной студии. Не все сумели пройти к славе сквозь время забвения и ощущение ненужности. Многие сломались. Едва не «пропал» и Папанов.

Тогда уже женатый на актрисе Надежде Каратаевой, актёр попал под «каток» чувства нереализованности, где главным «колесом» был алкоголь. А где водочка, там и конфликты в семье, на работе и… просто в жизни. Алкоголь был «верным» спутником многих звезд и звездочек, которых «недооценили». Результатом для некоторых становилась могила, для кого-то тюрьма, для других — нищета и одиночество. Где-то на той грани балансировал и Папанов.

Однажды, возвращаясь с очередного «корпоратива», Папанов почувствовал себя «нехорошо». Заметил скамейку, присел, чтобы придти в себя. Мимо проходил постовой милиционер и, заметив, как ему показалось, пьянчужку, рассевшегося в общественном месте, не прошёл мимо время тогда другое было. Подойдя к Папанову, страж порядка грубовато дёрнул того за рукав, грозно пояснив, что «сидеть здесь в таком виде не положено». Привыкший к смирным «алкоголикам и тунеядцам», при виде милиции, становящихся в стойке «смирно», сотрудник никак не ожидал того, что в протоколе пишется, как «активное сопротивление» и «нанесение оскорблений сотруднику при исполнении».

Подвыпивший актёр, о котором говорили «мухи не обидит», вскочил со скамейки, схватил постового за галстук и с силой потянул к себе. Тот, соответственно, попытался вырваться, отчего завязалась небольшая «буча», в которой, хотя более молодой и сильный милиционер в итоге и взял вверх, но зато остался без галстука и нескольких пуговиц на форменном кителе. Доставленный в «околоток» буян и там долго не унимался, а уже через несколько дней узнал, что такое «слава», так сказать, в кавычках — в дирекцию театра, где работал Папанов, пришла «бумага» на актёра с настойчивой просьбой наказать.

В 1942-м, тяжело раненный в ногу, попал в окружение. После длительного лечения вернулся домой, в Москву, и уже в следующем году сделал попытку поступить на актерский факультет ГИТИСа. Его взяли только потому, что после войны не хватало мужчин, но при этом все же поставили условие - избавиться от хромоты. После института Папанов вместе с Надеждой Каратаевой, женой и сокурсницей, уехал в Клайпеду, где открылся русский драматический театр. Там он и сыграл свою первую роль, Сергея Тюленина в спектакле «Молодая гвардия».

Вернувшись в Москву, супруги начали работать в Театре Сатиры, и Анатолий Дмитриевич сыграл на этой сцене неправдоподобно много, года не проходило без премьеры. Однако лучшие роли он получил лишь после сорока, причем сразу по трем фронтам — и в театре, и в мульткино, и в кино постановочном. Счастливое время - у него, наконец, появилось такое бесценное для актера право, как право выбора, редкость для этой зависимой профессии. Будучи уже всенародным любимцем, он порой сетовал, то ли в шутку, то ли всерьез, что, мол, мульти-волки таки перегрызли его биографию - волков он озвучивал не только в «Ну, погоди! Доходило до смешного: зрители на его творческих вечерах просили актера …зарычать по-волчьи.

К сожалению, роли высокой драмы и трагедии, практически, обошли актера стороной. Лишь к концу жизни Анатолий Дмитриевич сыграл центральную роль в знаменитой остросюжетной драме «Холодное лето пятьдесят третьего». Зато огромную популярность артисту принесло озвучивание мультфильмов. Неповторимый говорок Папанова полюбился зрителям всех поколений в серии мультфильмов «Ну, погоди! Много раз его звали вступить в коммунистическую партию, обещая взамен награды и звания. Но он отказывался. С детства Анатолий Дмитриевич был верующим человеком, всю жизнь посещал храм. Очень близких друзей у него было немного, все свое время актер отдавал семье и работе. В молодости Папанова чуть не сгубила водка. Он несколько раз бросал пить и начинал снова, а окончательно завязал с алкоголем после смерти матери. Популярность стесняла его. Уезжая на дачу, Папанов одевался в обычные джинсы, простую рубашку, чтобы его не узнавали, и в одиночестве колесил по подмосковным местам на велосипеде.

И был осужден военным трибуналом на 6 лет. Видел, как люди седели за одну ночь В интернете и у блогеров, переписывающих тексты друг у друга, указано, что Анатолий Дмитриевич призван то в 1940 году, то 22 июня 1941 года, то еще когда-то. ZOMG Teh Drama работает с документами и первоисточниками, поэтому мы знаем — Папанов призван 12 августа 1941 года и направлен в 72-й запасной стрелковый полк в городе Пугачев Саратовской области. В звании старшего сержанта Папанов и его взвод зенитной артиллерии 22 марта 1942 находились возле Харькова. Рядом с ним разорвался снаряд — все вокруг убиты, у него самого контузия и ранение, сделавшее его на 21 году жизни инвалидом третьей группы. Взрывом ему искалечило правую ногу, он потерял два пальца. За время на фронте Анатолий Дмитриевич не успел заслужить орденов и медалей.

Душное лето 87-го. Как жил и умер Анатолий Папанов

Биография актера советского театра и кино Анатолия Дмитриевича Папанова полнится большим количеством поистине трагичных эпизодов. Анатолий Папанов Имя: Анатолий Папанов (Anatoliy Papanov). Анатолий Дмитриевич Папанов родился 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. Анатолия Папанова многие считали комическим артистом, при этом в душе он всегда оставался трагиком.

Анатолий Папанов - биография, фильмы, личная жизнь, причина смерти

В 1942 году старший сержант Папанов был тяжело ранен, попав в окружение под Харьковом. Он полгода провел в госпитале, стал инвалидом первой группы и несколько лет ходил с тростью: молодому человеку взрывом изуродовало правую ногу, он лишился двух пальцев. Позже его супруга рассказывала, что в гимнастерку Анатолия была зашита бумажка с молитвой: она считала, что благодаря этому он смог выжить, когда были убиты все его однополчане. Папанов обучался под руководством Марии и Василия Орловых.

Он пообещал педагогам исправить хромоту и через боль занимался гимнастикой и танцами. От трости удалось избавиться, а вот неправильный прикус и характерный говор остались с актером навсегда. Через десять дней после победы советских войск Анатолий женился на своей однокурснице, актрисе и ветеране Надежде Каратаевой, с которой они счастливо жили многие годы.

Наконец-то: по поводу Папанова ни у кого не остается ни малейших сомнений — понятно, что это большой артист, великолепно чувствующий любой жанр. Пришло его время - время великих ролей и ярких экспериментов. Да и в театре решили не отставать - Валентин Плучек зовет Папанова и на Городничего, и на генерала Хлудова, теперь он может играть и Фамусова, и Гаева. А в кино следом за обаятельным врачом Бондаренко в «Детях Дон-Кихота» появляется всепобеждающий «грядущий» хам Лёлик из «Бриллиантовой руки», следом - скромный бухгалтер Дубинский в «Белорусском вокзале», батька Ангел в «Адъютанте его превосходительства» и водитель Скорой Борис Иванович в «Делах сердечных».

В камерной психологической драме Юлия Райзмана «Время желаний» Папанов появился в роли простого служащего, вдовца, которому энергия его новой жены, направленная на вечные поиски «дефицита», уже не по силам. Папанов играет усталого человека, Алентова — молодую мещанку, стремящуюся украсить нашу убогую советскую жизнь, хотя чем украсишь это медленное прозябание, помилуйте… Ну и завершающий гениальный аккорд — несломленный, мужественный Николай Павлович в «Холодном лете 53 года» Александра Прошкина. Последнюю фразу героя - «как хочется ещё пожить» - запомнила вся страна. Еще и потому, что спустя два дня после съёмок финальной сцены Анатолия Дмитриевича не стало.

Он скончался в своей квартире после возвращения из Карелии, где снимали «Холодное лето». Через несколько дней на гастролях в Риге умер, прямо на сцене, его партнер Андрей Миронов.

Однако самым известным среди них оказался Волк из легендарного "Ну, погоди! Обрушившаяся слава сначала прельщала его, однако довольно скоро он стал уставать от нездоровой популярности, когда буквально каждый прохожий, завидев актера, не преминул прокричать заветное: "Ну, заяц, погоди! Порой это приводило к курьезным случаям. Так, когда праздновали свадьбу дочери, Папанова увидела толпа поклонников и, начав скандировать известную фразу, так вывела его из себя, что он чуть ли не начал на них кричать. С другой стороны, артист любил своего героя и даже пытался защищать его перед другими, аргументируя, что как раз Зайчик - главный провокатор в этой паре. Интересный факт: Владислав Котеночкин вспоминал, когда он показал сценарий "Ну, погоди!

Однако режиссера отказом от роли решил не обижать и потому согласился на озвучку. Мужественный и волевой командир, который хоть и стал жертвой сталинских репрессий, однако не сломался. Он умеет сплотить вокруг себя людей и повести их в бой. Удивительно, но Анатолий Дмитриевич не сразу принял предложение сниматься в картине. Сказались природная скромность и страх не суметь воплотить на экране подобного героя.

Даже его эпизодические роли становились украшением фильма. Анатолия Папанова многие считали комическим артистом, при этом в душе он всегда оставался трагиком. Он прожил очень не простую жизнь. Воевал, был ранен, инвалидность едва не поставила крест на мечте об актерской карьере. Но все сложилось самым невероятным образом — было много событий, которые иначе как мистическими не назовешь. ФОТО предоставлено пресс-службой Пятого канала Один из самых популярных актеров советского кино стал знаменит только в 47 лет. И в зрелом возрасте был нарасхват. Кино и театр были настоящей страстью Анатолия с детства. В его жизни была только одна любовь — супруга Надежда Каратаева. Вместе они прожили 43 года. Их семья, как и многое в его судьбе, сложилась вопреки всему.

Скромное обаяние Анатолия Папанова

Папанов Анатолий родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма, Смоленская область. 31 октября исполняется 100 лет со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова, актёра театра и кино, Народного артиста СССР, участника Великой Отечественной войны. в Смоленской области).

Папанов Анатолий Дмитриевич

Анатолий Папанов родился 31 октября 1922 года в городе Вязьма. Анатолий Папанов командовал зенитной батареей. Анатолий Папанов биография. На первый взгляд, для Анатолия Папанова не могло быть и речи об актерской карьере: хромота, проблемы с дикцией, не самая "киношная" внешность и повышенная скромность. Анатолий Дмитриевич Папанов родился 30 или 31 октября 1922 года в Вязьме Смоленской губернии. С 1948 года Анатолий Папанов — актёр Театра Сатиры в Москве, куда перешел, откликнувшись на предложение режиссёра Андрея Гончарова.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий