Новости врубель михаил александрович демон поверженный

«Поверженный демон» Михаила Врубеля. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника.

«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля

В марте 1902 года Михаил Врубель впервые был помещен в частную психиатрическую лечебницу. В картине болезни художника преобладали идеи собственного величия, наступил период столь сильного возбуждения, что на полгода прервались свидания даже с самыми близкими людьми — женой и сестрой. В сентябре того же года Врубеля перевезли в клинику психиатра Сербского, перевезли в одном пальто и шляпе, даже без белья, так как говорили, что он уничтожил все свои вещи. В этой больнице дело пошло гораздо лучше, он писал совершенно логичные письма родным, а по совету доктора стал вновь заниматься живописью. Перед лицом этого горя Михаил Александрович вел себя очень мужественно, лично занялся организацией похорон, старался поддержать жену, которая была в отчаянии. После похорон сына Врубели уехали в свое имение под Киевом, там художник стал сильно нервничать, требовал, чтобы его скорее везли в лечебницу. Кто-то посоветовал определить Врубеля в одну из психиатрических клиник Риги.

В коллекции Третьяковской галереи хранятся картины «Демон сидящий» 1890 и «Демон поверженный» 1902 , о которых мы сегодня и поговорим в новой серии «Истории одного шедевра». Смотрите ролик, чтобы узнать, какой путь от Лермонтова до Платона прошли врубелевские демоны, как в них отразились философские размышления художника о месте в мире и как на его картинах сосуществуют модерн и элементы древнерусских мозаик.

Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками.

К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы. На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни.

Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением. Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке.

Попав в город со множеством древних церквей, Врубель с головой окунулся в самостоятельную творческую жизнь. Через год работы при содействии Адриана Прахова трудолюбивый художник отправился в Венецию.

Сам город не впечатлил молодого человека: вместо хождений по его живописным улочкам Михаил посещал музеи и соборы, где часами изучал работы мастеров эпохи Возрождения. После шести месяцев, проведенных в Венеции, Врубель вернулся в Украину. Впечатленный полотнами великих творцов, он начал работу над четырьмя иконами: «Христос Спаситель», «Богоматерь с младенцем», «Святой Кирилл» и «Святой Афанасий». В этих картинах соединились мистика и византийская абстракция с яркими, живыми образами эпохи Ренессанса. Интересный факт: для изображения лиц святых художник использовал образы своих знакомых, сохранившиеся в памяти. Художник осознавал, что реставрационные работы в Кирилловском храме с духовной точки зрения очень важны.

Однако рамки четко поставленных задач причиняли ему дискомфорт: душа творца требовала выплеска творческой энергии. В 1886 году Врубель представил полотна «Восточная сказка» и «Девочка на фоне персидского ковра». Эти картины излучали саму жизнь: в них создатель наконец смог выразить всю свою любовь к игре цвета и точной передаче каждой детали. Через год Адриан Викторович пригласил Михаила принять участие в проекте по созданию фресок во Владимирском соборе. Автор предложил несколько вариантов картины «Надгробный плач», из которых до наших дней сохранились четыре. В Евангелии этого сюжета нет, и православная иконопись до сих пор его не использовала, но в творениях эпохи Ренессанса встречается довольно часто.

Ни одна из самостоятельных работ Врубеля с изображением демона принята не была. Кроме того, смелые эксперименты молодого художника вызвали конфликт с Праховым, который в 1889-м прекратил с Михаилом всякое сотрудничество. Работая в столице, Врубель создал портреты коллекционера Константина Арцыбушева и мецената Саввы Мамонтова , ряд декоративных панно. Кроме того, художник стал автором иллюстраций к поэме Лермонтова «Демон», написав картины «Свидание Тамары и Демона», «Голова пророка», «Тамара и Демон», «Демон у ворот монастыря». К этой работе подключился и Михаил Врубель, что вскоре сделало его известным в Европе живописцем. Поздние шедевры создателя вошли в сокровищницу мирового изобразительного искусства.

Последним творением автора стал неоконченный портрет мастера пера Валерия Брюсова. Многие искусствоведы утверждают, что для «Богоматери с младенцем» создатель использовал именно ее лицо. Михаилу удалось справиться со своими чувствами к несвободной женщине, и дальше платонической любви дело не зашло. Вторая влюбленность художника привела к бракосочетанию.

Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра

В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Демон поверженный и демон сидящий. Картину «Демон поверженный», выставленную в 1902 году на петербургской выставке объединения «Мир искусств», Врубель приходил дописывать каждое утро.

Михаил Александрович Врубель

Михаил Врубель. Взгляд в бесконечное... В начале 1902 года одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике на выставке в Санкт-Петербурге.
Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника? | Аргументы и Факты Михаил Александрович говорил, что теперь уже Демон не повержен, а летит, и некоторые видели полет Демона».

Картина «Демон поверженный» Михаила Александровича Врубеля — проклятье мастера

Демон — «дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный... В греческом языке, откуда пришло к нам это слово, оно обозначало скорее гения-хранителя, божество, ведущее человека по пути, душу, а точнее, дух человека — вспомним хотя бы даймона Сократа. В этом смысле его понимал и Врубель. Страдающая и скорбная душа, великая и величавая, но будто скованная и сжатая неведомой силой... Демон Врубеля не вмещается на полотне. Говорят, что по мере работы фигура демона росла, художнику даже пришлось надшивать холст, но всё равно очертания его выходят за рамки картины. Он будто не помещается в привычное и понятное, не вмещается в рамки наших представлений, в рамки нашего понимания. В одном из первых вариантов он имел крылья об этом пишет и сам Врубель своей сестре , о них сейчас напоминают лишь полукружья цветов за его спиной. Этот демон не имеет крыльев, он более земной, более человечный, более близкий к нам. Его тело — сжатая пружина, готовая развернуться. Его тело — бугры мышц, узел неведомых, скрытых энергий, готовых к действию.

Оно полно великой силы, в нем спит зерно великих свершений… Но вглядимся в вывернутые, изогнутые страшным напряжением пальцы, вглядимся в его лицо, в его глаза — и, возможно, слова Врубеля, сказанные им о картине полушутливо: «Позади цветы, а впереди пустота» совсем не покажутся нам шуткой. Пустота, тоска, неопределенность. Тоска человека, стоящего на распутье и еще даже не знающего, между чем ему предстоит выбирать, еще не осознающего даже самой необходимости выбора, а лишь предчувствующего этот выбор. А эти странные цветы за его спиной, багрово-золотой закат и уже темное, но без звездное небо?.. Надвигается ночь, и ночь эта не принесёт покоя и отдыха от дневных трудов. Не станет она и радостным ожиданием восхода. Может быть, именно об этой надвигающейся ночи, об этой тоске, об этом выборе и хотел сказать художник? Как обычный человек иной раз в своих снах и видениях предчувствует свою судьбу, так и великий художник предчувствует судьбу эпохи, с которой он связан. И тогда произведение искусства становится нашим коллективным сном. Сейчас, сто с лишним лет спустя, мы лучше понимаем смысл этого сна.

Впрочем, кто-то из философов понял его раньше. В работе «Новое Средневековье» Николай Бердяев писал: «Духовные начала новой истории изжиты, духовные силы ее истощены. Рациональный день новой истории кончается, солнце его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи. Все категории пережитого уже солнечного дня непригодны для того, чтобы разобраться в событиях и явлениях нашего вечернего исторического часа. По всем признакам мы выступили из дневной исторической эпохи и вступили в эпоху ночную. Это чувствуют наиболее чуткие люди… Мы живем в этот час смешения, в час тоски, когда бездна обнажилась и все покровы сброшены…» Пан. Рушилась и уходила в прошлое великая некогда эпоха. Изношенная и уставшая эпоха маленького человека, эпоха миллионов лишних, никому не нужных людей, зашедшая в тупик, заплутавшая в бесплодных спорах и поисках. Их эпоха смотрит на нас слезящимися, полными страдания и жалости глазами старика Пана с другой картины Врубеля. А новая, еще не родившаяся, но полная невиданной энергии и мощи с тоской провожала старое солнце, задавая себе вечный вопрос: кто я?

Куда мне идти? Может быть, только эта великая сила позволила нам прожить двадцатое столетие. Но путь, который был выбран, и ответ, который прозвучал век назад, оказались не окончательными. Сегодня мы снова пытаемся ответить и выбрать... Может быть, в этом суть послания «Демона»? Таинственного даймона — российской нашей души, великой своими силами, но всё еще стоящей перед пустотой ночи и выбором.

Рерих писал: "Появление его маленького демона в Третьяковской галерее волнует и сердит нас". Сопутствующее на протяжение всей творческой биографии Врубеля неодобрение его картин и непризнание таланта не остановили мастера в дальнейшей работе над произведением.

Как вспоминал В. В ней во всю длину, от окна до стены, стоял огромный холст. Врубель с веревкой и углем разбивал его на квадраты. Лицо его было возбужденно веселое. Через несколько дней я опять был у него. Работал Михаил Александрович запоем, иногда всю ночь напролет. На холсте уже был почти законченный, гениальный рисунок Демона. Впоследствии Врубель значительно изменил рисунок Демона, изменив даже позу, закинув обе руки за голову.

Все эти изменения Врубель объяснял желанием дальше отойти от природы, боясь реализма, слишком земного представления о духе. Вскоре холст оказался короток по композиции, и Врубель сам, засучив рукава, принялся старательно пришивать надставку у ног Демона". А однажды, когда работа уже считалась законченной, Михаил Александрович радостно вбежал в столовую с клочком сахарной бумаги в руках.

Его семейный анамнез был известен только близким, а дерзкие поступки и выходки до поры до времени считали частью образа. Неудивительно, что первой его настоящей страстью стала весьма своеобразная, привлекательная внешне и не менее эмоциональная, чем он сам, особа, сыгравшая в его жизни роковую роль. Это была супруга мецената Адриана Прахова — Эмилия. Она была довольно властным человеком, эдакая домашняя Салтычиха», — поделиться позже воспоминаниями ее внучка. Эмилия Прахова была на семь лет старше Врубеля и на момент знакомства с ним, уже имела троих детей. Ее законный супруг быстро нашел способ избавиться от назойливого поклонника жены.

И именно там Врубель нашел художественное решение для своего иконостаса. Главная икона этого иконостаса — «Богоматерь с младенцем». Врубель мечтал, что по возвращении из Италии сделает возлюбленной предложение, но сначала признался в намерении ее мужу! После этого Адриан Прахов начал откровенно побаиваться молодого и талантливого конкурента и уволил его. Лишившись постоянной работы, Врубель погряз в долгах, и даже угодил из-за них под суд. Любой другой в этих обстоятельствах считал бы каждую копейку. Но только не Врубель. Он жил не по средствам, брал в долг и на все деньги покупал дорогие духи, которые разводил в керамическом тазу и обливался этой душистой водой. Он был аристократичен, одевался с иголочки, прекрасно пах и старался быть изысканным во всем до мельчайших деталей.

В 1886 году в Киев навестить 30-летнего сына приехал отец Врубеля. И был потрясен, увидев полотно, над которым его сын трудился целый год. Огромными глазами Эмилии Праховой на него смотрел Демон! На что Врубель пояснил отцу, что это дух, соединяющий в себе мужское и женское. Одним из решений этого противостояния является объединение двух сил. И очень часто эти два антагонистических галлюцинаторных образа вдруг превращаются во что-то одно, и получается такой вот конгломерат двух личностей, — Андрей Шмилович. Демониада С тех пор образ демона прочно вошел в жизнь Врубеля, его фантазии и, как проекцию, в творчество. Надо сказать, что огромную роль в становлении врубелевской демониады сыграл… Михаил Лермонтов, а точнее, его произведение «Демон». Так начинается его личная «демониада».

В 1889 году Врубель перебрался из Киева, где его уже ничто не держало, в Москву. Но его Демон последовал за ним. На новом месте художнику предложили поучаствовать в создании иллюстраций для юбилейного двухтомника сочинений Лермонтова. В 1890 году он пишет картину «Голова Демона», в тот же период создает «Демона сидящего». Картина состоит из множества угловатых мазков, напоминающих мозаику. И снова перед нами — андрогин. Фантастическое существо, похожее одновременно на мужчину, и на женщину, существо бесполое, похожее на возрожденческого титана, мрачное, задумчивое и в то же время устремленное в будущее.

Для древних греков «даймон» — это душа. Художник хотел изобразить душу, которая всегда стремится к высокому, но в то же время она не на земле и не на небе. Герой полотна, если присмотреться, будто парит в воздухе, обхватывая свои колени мускулистыми руками. Большие желтоватые глаза — единственная черта демонического в этом персонаже. Но это можно объяснить тем, что для византийской живописи характерны большие глаза, — мы наблюдаем их в различных картинах Врубеля Царевна Лебедь, Девушка на фоне персидского ковра. Синий цвет, который присутствует в большом количестве на картине, является символом чистоты и непорочности. Белые кристаллообразные мазки за спиной многие трактуют как крылья. Часто в своих работах Врубель обращался к использованию дробной, мозаичной технике, напоминающей витражи, которые он восстанавливал в Венеции. Демон Летящий Спустя 9 лет после создания первого образа Врубель возвращается к образу демона и пишет картину «Демон Летящий». По сравнению с первой работой эта не обладает детальной прорисовкой, не заслужила всемирного признания и так и осталась незавершённой. Однако картина была детально продумана — это можно судить по многочисленным эскизам, которые были сделаны для этого образа.

Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович

Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке Мир искусства. 1902 Последние работы Михаила Врубеля «Демон сидящий» (1890 г.), «Демон летящий» (1899 г.) и «Демон поверженный» (1901−1902 гг.), сыграли печальную роль в судьбе художника. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Михаил Врубель шёл к своему «Демону Поверженному» очень долго.

Мистическая сторона живописи М.Врубеля

«Поверженный демон» Михаила Врубеля. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. Картина «Демон поверженный» была создана Михаилом Александровичем Врубелем в 1901-1902 годах. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1]. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля — «Демон поверженный» — была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке «Мир искусства». Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой.

Ангелы и демоны Михаила Врубеля. Что погубило великого русского художника?

Демоны Врубеля Михаил Александрович Врубель – художник, чьё творчество было для многих дико и странно, с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность.
Последние годы жизни Михаила Врубеля » русский художник, скульптор и мастер декоративно-прикладного искусства.

Художник и его демоны . Михаил Врубель

Однако Михаил Александрович стал кроток и покорен, его душевное состояние начало налаживаться, но появились новые странности. Несмотря на болезнь, Михаил Врубель оставил богатое творческое наследие, стал одним из наиболее известных российских художников. Несмотря на болезнь, Михаил Врубель оставил богатое творческое наследие, стал одним из наиболее известных российских художников. Картину «Поверженный демон» Михаил Врубель писал на последнем этапе своей творческой жизни. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве.

Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице

Но его неудержимо влекла живопись, азы которой он познал еще, будучи гимназистом. После окончания университета была служба в армии, и только в 24 года Врубель поступил в Петербургскую Академию художеств, сделав окончательный выбор. И если, обучаясь на юриста, он слыл самым ленивым студентом, то теперь он работал по 12 часов в сутки — занятия в анатомической студии, лекции, лекции… Врубель был буквально одержим живописью и, несмотря на то, что с 1882 года занимался у выдающегося педагога, профессора Павла Петровича Чистякова, брал еще дополнительные уроки у самого Ильи Ефимовича Репина. Профессор Чистяков разглядел в студенте редчайший необыкновенный талант живописца и рекомендовал его искусствоведу Адриану Викторовичу Прахову для работы в Кириловском монастыре под Киевом. Не закончив Академию, в начале 1884 году Врубель уехал в Киев - реставрировать старинные византийские фрески. Попутно изучал книги по древнерусскому и византийскому искусству в архивах монастыря. Чуть позже Врубелю уже доверяли создавать новые росписи. Так в жизнь молодого Михаила Врубеля вошла тема Христа.

Со временем он выработал свой метод передачи отношения предмета и пространства на плоскости, аналогов которому больше не было. Странности в поведении Врубеля, его отрешенность и уход в себя замечали еще профессора в Академии. За время работы в монастыре Врубель сильно сдал, выглядел больным. Однажды он заявил знакомым, что у него умер отец, и он едет на похороны. Занял денег и уехал, а отец его на следующий день приехал в Киев проведать сына. Встревоженный Прахов отправил художника в Италию. Здоровье поправить и ознакомиться заодно с росписями и мозаиками итальянских базилик.

Поездка пошла на пользу и по возвращению в Киев Врубель представил поразившие всех эскизы для иконостаса. Еще все отметили, что в лике Богородицы отчетливо узнаваема супруга профессора Прахова, в которую Врубель был тайно влюблен. Прожив несколько лет в монастыре в атмосфере аскетизма и служения Богу, Врубель стал тяготиться такой жизнью. Он начал увлекаться спиртным и женщинами. Дружеские отношения с Праховым разладились, и фактически уникальный художник остался не у дел и в безвестности. Впрочем, его это мало волновало. Он не гнался за всемирной славой.

Вскоре новой темой живописи Врубеля стали демоны.

С одной стороны, помог сам художник, который всю жизнь вспоминал, как рисовал первые эскизы для «Демона» поверх «Распятия»: «За свои 48 лет я полностью потерял образ честной личности, особенно в портретах, а приобрел образ злого духа», — написал он на обороте портрета одного из своих врачей — психиатра Федора Усольцева он помимо Врубеля лечил еще одного великого модерниста русской живописи Виктора Борисова-Мусатова. С другой, мифологизацией Врубеля занимались символисты и романтики. Образ сумасшедшего гения, провидца, которого свела с ума его самая знаменитая работа, очень хорошо ложился в их канон. Вполне конкретное инфекционное заболевание Врубеля, закончившееся среди прочего слепотой художника, описывалось предельно высокопарно — «он сгорел на костре собственного вдохновения», а про его главную картину писали: «Его безумие явилось логичным финалом его демонизма». Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно не подходящее к Демону. Рисунок был восхитителен и так особенен, что я с того времени не видел формы подобной» — так о встрече с Врубелем во время написания «Демона» вспоминает его коллега и друг Константин Коровин.

Впечатление Коровина от картины совершенно не случайно — Врубель задумывал «Демона» как андрогина — тем самым подчеркивая, что страсти, которые одолевают его героя, — это универсальная категория. Стоит заметить, что сам автор от нее, скорее всего, был бы не в восторге. Тут тоже помог Блок, провозглашенный с легкой руки поэта Иннокентия Анненского андрогином «под беломраморным обличьем андрогина».

Непрерывное рисование с натуры, погруженность в привычный процесс, возможно, и стали причиной его «возрождений». Мастер будто бы вступает во второй круг своей жизни, в котором он пытался найти новые формы художественного выражения, пересмотрев основные этапы прежнего пути и решив строить свои отношения с действительностью с чистого листа. Врубель целиком переносит поиски формы в область графики, стремясь передать всё многоцветье мира исключительно карандашом и углем», — рассказывает экскурсовод на выставке. Сильнейшие, эмоционально острые, они демонстрируют провидческий художественный дар мастера, предвосхищающий последующие открытия XX века. На экспозиции рисунки распределены по галереям, где можно проследить, как сменялось самочувствие художника.

Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади. Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции. В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым? Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело. Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности. Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми. В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное. Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу. Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом. Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «... Это внешне. А внутри — мукой купленное просветление. Врубель окончательно расстается со своими демонами. В больнице Михаил Александрович рисует портрет своего врача, доктор Усольцева, человека очень религиозного. Теперь я должен видеть других и полноту образа моего Бога», — пишет Врубель на обороте этой картины. Начинается духовный перелом в исканиях Врубеля. Поздняя работа Врубеля «Шестикрылый серафим» — ангел, приближенный к престолу Бога. Ангел, уничтожающий всякое помрачение: Перстами легкими, как сон, Моих зениц коснулся он. Отверзлись вещие зеницы... Демоническая пелена спадает, и Врубель обретает вещее зрение. Таков закон всякого подлинного знания. Оно начинается с очищения и обновления. Много личного для Врубеля в картине «Голова пророка». Здесь так очевидно портретное сходство. Как много перестрадал этот человек. Взгляд, исполненный боли, но и просветленный, возвышенный.

Тайны и безумие Михаила Врубеля: "Был одержим Демоном"

В 1901-м пишет «Демона поверженного» и говорит друзьям об «ужасной будущности». Врубель, главным в творчестве которого стал образ Демона, страдал психическим расстройством. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника. © Public Domain / Фрагмент картины «Демон поверженный», Михаил Врубель, 1902 год. 28 ноября Михаил Александрович получил звание академика живописи, по иронии судьбы, эту дату можно назвать финальной точкой его художественной активности.

Встреча с Демоном

  • Загадка Михаила Врубеля: автор «Демонов» под конец жизни ослеп и оказался в психбольнице
  • Встреча с Демоном
  • Содержание
  • Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий