18:49 • Новости компаний • Правительство России повысило на 5 млн тонн квоту на вывоз зерна в 2024 году Квота будет действовать до 30 июня • Далее. Сколько депутатов в России всего, попробуем подсчитать количество депутатов в РФ, число депутатов в стране, регионах, Госдуме, фракциях в 2022. Государственная Дума является нижней палатой российского парламента и состоит из 450 депутатов.
Последние новости о парламенте в России и мире
1.Федеральное Собрание – парламент рф. | 18:49 • Новости компаний • Правительство России повысило на 5 млн тонн квоту на вывоз зерна в 2024 году Квота будет действовать до 30 июня • Далее. |
ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ | Двухпалатная структура российского парламента принадлежит к тому типу, который определяется относительной слабостью верхней палаты. |
Матвиенко: Совфед, Госдума и парламенты регионов действуют как единый механизм
Как называется российский парламент из скольких палат он состоит. Парламент РФ, представительный и законодательный орган РФ. В соответствии с Конституцией России ФС РФ — один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ. ФС РФ организовано по бикамеральному принципу, т. е. состоит из 2 палат — СФ и ГД. парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Парламент и правительство россии
Именно из этого положения Кавур делал вывод о необходимости разделения законодательной власти между двумя собраниями, «в одном из которых преобладает в качестве движущей силы народный элемент, в то время как в другом пользуется широким влиянием координирующий консервативный элемент». Таким образом, в рассуждениях Кавура снимается то противопоставление динамики и стабильности, которое присутствовало у Бентама: вторые палаты призваны не препятствовать развитию, а упорядочивать его. Анализ современного состояния бикамерализма в Европе свидетельствует о естественной ее модернизации при достаточно высоком уровне преемственности форм и функций. В 2000 г.
В числе этих стран — все крупные государства континента: Россия, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Испания, Польша, Югославия, Румыния на Украине переход к двухпалатной системе намечен в ближайшее время , причем как федерации Россия, Германия, Австрия , так и унитарные государства Франция, Польша, Румыния, Италия, Чехия и др. Однопалатные же парламенты действуют в 15 странах, крупнейшие из которых — Греция, Португалия и Венгрия. Это означает, что для современной Европы однопалатный парламент — явление если и не редкое, то, во всяком случае, нетипичное и ограниченное сферой мелких и средних государств.
Относительно слабое внимание к вопросам бикамерализма в современной компаративистике вряд ли соответствует сегодняшней практике. Действительно, тенденцию к уменьшению числа вторых палат известны примеры Швеции и Дании, перешедших к однопалатному парламенту, стран «народной демократии», законодательные собрания которых тоже имели в основном одну палату явно сменила тенденция к увеличению их числа. За последнюю треть ХХ в.
Еще примерно дюжина стран находится на различных этапах перехода от монокамеральной к бикамеральной системе. Двухпалатные парламенты действуют во многих крупнейших государствах мира. По этой модели построены законодательные собрания государств — лидеров мировой экономики.
Двухпалатные парламенты имеются во всех 24 современных федерациях в том числе в таких крупнейших странах, как Индия, США, Россия, Бразилия, Нигерия, Германия, Австралия и в четырех десятках унитарных государств. Из 87 стран без учета микрогосударств , в которых сегодня функционируют однопалатные парламенты, 62 т. Из крупных государств с населением не менее 50 млн человек однопалатные парламенты имеют Китай, Индонезия, Пакистан, Южная Корея, Турция и Украина.
Можно с уверенностью говорить о том, что бикамерализм стал одной из основных тенденций развития парламентаризма на рубеже веков. Об этом шла речь на состоявшемся в марте 2000 г. Основные преимущества двухпалатной системы заключаются в следующем: — обе палаты взаимно сдерживают друг друга в сфере власти; — двухпалатный парламент более эффективно сдерживает исполнительную власть; — двухпалатный парламент обеспечивает более широкое представительство избирателей, особенно в многонациональных странах например, в России ; — наличие второй палаты обеспечивает более тщательную проработку законопроектов; — вторая палата действует в качестве гаранта конституции, поскольку удлиняются сроки прохождения спорных законопроектов, что дает дополнительное время для рассмотрения законопроекта и его общественного обсуждения.
Однако у двухпалатной парламентской системы существуют и недостатки: — однопалатный парламент работает более эффективно, поскольку наличие второй палаты может излишне усложнять и затруднять законодательный процесс; — вторая палата нередко выступает как тормоз на пути демократии, особенно, когда ее члены не избираются или же избираются посредством непрямых выборов; — в самой двухпалатной системе заложена возможность возникновения конфликтов в структурах власти; — двухпалатный парламент может сужать доступ к процессу определения политики, так как окончательная выработка законодательных актов находится в руках объединенных комитетов; — вторая палата способствует консерватизму в политике, поскольку она поддерживает существующие конституционные устройства и иногда отражает интересы лишь правящей элиты. Staatskoerant van die Republiek van Suid-Afrika. Политическая система зарубежных стран социализма.
Автономов А. Правовая антология политики: построение системы категорий. Ален А.
Национализм — федерализм — демократия. Пример Бельгии. Левен, 1994.
Баглай М. Конституционное право Российской Федерации. Хессе К.
Основы конституционного права ФРГ. Reuter К. Bundesrat und Bundesstaat.
Bonn, 1997. Очерки парламентского права зарубежный опыт. Конституции буржуазных государств.
Государственное право буржуазных и освободившихся стран. Коукли Дж. Могунова М.
Скандинавские государства: центральные органы власти. Herman V. Parliaments of the World: a Reference Compedium.
London, 1976. Parliaments of the World: a Comparative Reference Compedium. Aldershot, 1986.
Inter-Parliamentary Union. Parline Database, 1996. В буквальном переводе — «скамей», что свидетельствовало о стесненности в размещении см.
Geschichte der Staatsgewalt. Munchen, 1999. Федосов П.
Суховеров В. Испанская буржуазная революция 1854—1856 гг.
Сенаторам Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности. Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Следовательно, никакой другой федеральный государственный орган не имеет права издавать законы или иные нормативные акты, обладающие юридической силой закона. Законотворчество является основной функцией Федерального Собрания как парламента Российской Федерации. Деятельность всех государственных органов осуществляется на основе Конституции РФ и федеральных законов. Их правовые акты не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Федеральные законы также не могут противоречить Конституции РФ. Если такое противоречие обнаруживается, то по решению Конституционного Суда РФ эти законы или их конкретные нормы утрачивают свою юридическую силу.
Такое мнение она высказала в поздравлении с Днем российского парламентаризма. Мы хорошо понимаем, что сегодня, когда Россия проходит очень ответственный, в буквальном смысле слова поворотный исторический этап, такая сплоченность приобретает особое значение", - говорится в поздравлении, текст которого распространила пресс-служба Совфеда. По мнению спикера верхней палаты парламента, за последние тридцать лет законодателям федерального и регионального уровней удалось сформировать "современную, надежную и эффективную" нормативную правовую базу, которая позволяет решать стратегические задачи.
Двухпалатный парламент Российской Федерации
После поправок в Конституцию нижняя палата парламента утверждает нового премьера и всех не силовых министров (спорта, труда, здравоохранения и так далее). парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Российский парламент состоит из двух палат: нижней — Государственной Думы — и верхней — Совета Федерации. Двухпалатная структура российского парламента обусловливает и различие в компетенции этих палат.
Палаты госдумы
Хотя вряд ли речь идет о самом Михаиле Мишустине. Всех силовых министров — армии, полиции и так далее — утверждает Совфед. Но там пока вроде тихо. Услуги думских депутатов для этого не нужны. Можно еще подумать о мобилизации, но она де-факто по крайней мере, экономическая и так началась. Правительство может заключать госконтракты без конкурса, бизнес не в праве отказаться от выполнения заказов для армии, склады Госрезерва разбронируются… Все это признаки мобилизации.
О массовом призыве речи пока нет, и в обозримом будущем не будет. Путин это обещал не раз. В Госдуме заявили, что Совет в понедельник обсудил роль министерств в импортозамещении.
Эксперты полагают, что прозападная оппозиция снова попытается добиться снятия законопроекта через уличные акции. Документ вводит новые правила учёта военнообязанных, штрафы и санкции за их нарушение.
Также документ не предусматривает демобилизацию после 36 месяцев службы, хотя норма широко обсуждалась и была включена в версию, принятую в первом чтении. По мнению экспертов, принятием закона о мобилизации киевский режим выполняет «заказ западных кураторов», которые заинтересованы в продолжении войны с Россией.
Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.
Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Статья 97 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Депутатам Государственной Думы в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета вклады , хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Одно и то же лицо не может одновременно являться сенатором Российской Федерации и депутатом Государственной Думы.
Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 98 1. Сенаторы Российской Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.
Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания. Статья 99 1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания.
Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Статья 100 1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
Иногда палат может быть и больше. Например, Конституция ЮАР 1983 г. По Конституции Югославии 1974 г. Но это исключения из правила. Наличие двухпалатного парламента оправдано в федеративном государстве, в котором одна палата формируется на основе представительства всего населения государства, а в другой палате представлены отдельные субъекты федерации.
В силу этого каждый субъект федерации представлен равным количеством членов второй палаты. Только в четырех федеративных государствах Танзания; Сент-Китс и Невис; Федеративные Штаты Микронезии; Коморские острова существуют однопалатные парламенты. Говоря о целесообразности второй палаты, известный французский государствовед М. Прело подчеркивал, что бикамеральное устройство имеет естественную основу только в федеративных государствах. Такая конструкция органично вписывается в конституционные традиции современных федераций.
Ален, — двухпалатная система далеко не лишняя, поскольку при федеральном устройстве с однопалатной системой парламент рассматривается как представитель территориальных единиц и является одним из элементов центробежных сил. Отсюда участие территорий в принятии решений на общенациональном уровне, особенно по вопросам их статуса, что является существенной чертой федерального государства. Такая процедура — прерогатива второй государственной палаты, где представлены территориальные образования». Суждений, доказывающих существование связи между формой государственного устройства и организационной структурой парламента, достаточно много. Даже советские юристы, критически воспринимавшие дуализм палат, признавали его обоснованность в федерациях.
Эти представления сохранили свое значение в современной теории и практике российского федерализма. Баглай, — выступает фундаментальной основой реального федерализма, призванного расширить права и самостоятельность народа». Особая ситуация существует в ФРГ, где многие ученые не признают Бундесрат — орган земельного представительства — палатой парламента, обращаясь при этом зачастую к соответствующей позиции Федерального Конституционного Суда. В то же время некоторые германские специалисты подходят к этому вопросу более осторожно, указывая на специфичность Бундесрата и отмечая, что имеются аргументы как в пользу признания его палатой парламента, так и против этого. В отечественном государствоведении мнения о том, является ли Бундесрат палатой парламента, разделились.
Например, Ю. Урьяс считает, что Бундесрат не входит в состав парламента. Маклаков полагает, что Бундесрат — это вторая палата парламента. Говорят также о «скрытой» двухпалатности, когда не признаваемый формально палатой парламента Бундесрат фактически выполняет функции второй палаты. Однако вопрос нельзя считать полностью решенным, поскольку Бундесрат выполняет практически все функции, присущие верхним палатам парламентов других стран, а способ его формирования не может служить весомым аргументом, так как мировая практика изобилует самыми разнообразными и далеко не всегда демократичными способами формирования верхних палат парламентов, ничуть не лишая эти палаты права быть палатами парламентов.
В унитарных государствах, напротив, верхняя палата традиционно играла роль консервативного тормоза прогрессивных преобразований и формировалась менее демократичным путем, чем нижняя по наследству, либо путем назначения и т. В демократических государствах, где и верхняя, и нижняя палаты формируются целиком или в основном путем выборов, смысла в существовании верхней палаты не осталось. Не случайно в некоторых странах верхние палаты после второй мировой войны были упразднены Новая Зеландия, Дания, Швеция. В некоторых странах сохранение второй палаты — дань традиции, а в некоторых вторая палата — сдерживающий фактор на пути преобразований. Иногда в отдельных унитарных государствах вторую палату формируют как орган представительства территориальных коллек тивов, проживающих в пределах административно-территориальных единиц Франция, Италия, Испания.
Этим стараются объяснить необходимость сохранения верхних палат парламентов в таких государствах. В региональном государстве Испания, Италия , которое, как уже отмечалось, рассматривается в качестве промежуточной формы между унитарным и федеративным государством, такое «заимствование опыта» федерации до определенной степени оправданно. Однако в целом для унитарного государства вряд ли органичным является копирование в структуре парламента черт, присущих федерациям. Субъекты федерации представляют собой государственные образования в сложносоставном государстве, в силу чего они обладают специфическим статусом, как уже говорилось, и нуждаются в специальном представительстве в федеральном парламенте. В то же время административно-территориальные единицы в унитарным государстве отнюдь не обладают признаками государственных образований.
Специфической является структура норвежского парламента — Стортинга. Весь его состав, т. Потом одна четверть из этого общего состава избирается в Ластинг, а оставшиеся образуют Одельстинг. Согласно официальной точке зрения, Стортинг представляет собой однопалатный парламент, имеющий определенное структурное своеобразие. Ирландский ученый Дж.
Коукли, например, разделяет указанную официальную точку зрения об однопалатности норвежского парламента, рассматривая два его упомянутых структурных подразделения в качестве неких подпалат, правда некоторые ученые считают вопрос об однопалатности Стортинга дискуссионным. В целом в последней четверти XX в. В то же время в некоторых странах в 90-е гг. Сословные парламенты состояли из нескольких палат курий, скамей. Таковых было две, три или в относительно редких случаях четыре.
Двухпалатная структура складывалась из нижней палаты, объединявшей представителей городов, рядового дворянства и низшего духовенства, и верхней палаты, состоявшей из высшего духовенства и родовой знати. Трехпалатная структура — духовенство, дворянство, города — утвердилась во Франции, в королевствах Пиренейского полуострова, в большинстве княжеств западной части Германии. А в швабском крайстаге было даже пять палат — князья Церкви, прелаты, светские князья, графы и бароны, города. В свое время выдающийся немецкий историк и правовед О. Позже его гипотеза неоднократно подвергалась довольно убедительной критике.
Но некоторые различия в государственном и парламентском устройстве стран первой и второй группы видны и сегодня. Например, скандинавские страны и Венгрия имеют однопалатные парламенты, а в Англии палата лордов в последние десятилетия сохранялась преимущественно как дань консерватизму, и только начавшиеся недавно реформы дают шанс вдохнуть в этот древний институт новую жизнь. Было бы, конечно, неверно усматривать в этих отличиях прямую связь со средневековой традицией. Но вопрос об исторических корнях современных форм государственных институтов, несомненно, интересен и заслуживает специального исследования.
Как называется верхняя палата парламента
Одномандатники от партий , не прошедших в Госдуму, и одномандатники- самовыдвиженцы могут входить в уже созданные парламентские фракции по своему выбору, либо оставаться независимыми депутатами вне фракций. Переход из одной фракции в другую запрещен. Парламентарий имеет право выйти из состава депутатского объединения по личному письменному заявлению, но в этом случае его полномочия как члена Госдумы будут прекращены. В составе фракции численностью более 100 депутатов могут создаваться внутрифракционные группы не менее 50 человек. Депутаты работают в комитетах, решение о создании которых принимается палатой.
Возглавляет Госдуму председатель , избираемый из числа депутатов. Кандидатов на должность спикера выдвигают фракции. Для избрания необходимо получить более половины голосов от общего числа парламентариев. В случае, если на должность спикера избран лидер одной из фракций , он вправе совмещать руководство нижней палатой парламента и депутатским объединением.
Председатель палаты имеет заместителей , решение о численности которых принимается Госдумой. Для предварительной подготовки и рассмотрения вопросов деятельности палаты создан совет Госдумы, куда с правом решающего голоса входят председатель Думы, его первые заместители и заместители, руководители фракций и внутрифракционных групп. В работе совета могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели или представители комитетов Государственной думы. Литература Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
Демидов Н. Биктагиров, Р. Выстропова, А. Парламентское право России : учебное пособие.
Гранкин, И. Парламент России. Дмитриев, Ю. Система государственной власти в России и мире: историко-правовая ретроспектива : монография.
Об этом во вторник заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. В ходе пленарного заседания глава комитета по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников употребил термин "верхняя палата" применительно к Совфеду. А зачем тогда вы привносите в дискурс?
Представителями Российской Федерации в Совете Федерации, осуществляющими полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, могут быть назначены граждане, имеющие выдающиеся заслуги перед страной в сфере государственной и общественной деятельности.
Представители Российской Федерации в Совете Федерации, за исключением представителей Российской Федерации, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации пожизненно, назначаются сроком на шесть лет. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.
Оно считается принятым, если за его принятие проголосовали обе депутации. Результатом работы согласительной комиссии является протокол, в котором фиксируются предложения по преодолению возникших разногласий или обосновывается невозможность их преодоления этим составом согласительной комиссии. В Конституции Румынии есть любопытное положение, которое можно использовать в российской практике парламентской деятельности.
Речь идет о том, что если согласительная комиссия не придет к соглашению или если ни одна из палат не одобрит доклад этой комиссии, расходящиеся тексты выносятся на обсуждение палаты депутатов и Сената на совместном заседании. Принимается одно из следующих решений: изменить предложения палаты по редакции отдельных положений федерального закона; изменить состав депутации от Совета Федерации в согласительной комиссии; отказаться от участия в работе согласительной комиссии. В литературе отмечаются следующие варианты решений Совета Федерации при отклонении федеральных законов: отклонение ввиду неприемлемости отдельных положений закона, но без указания этих положений; отклонение с указанием на неприемлемость конкретных положений акта и поручением членам согласительной комиссии от Совета Федерации сформулировать редакцию данных положений; отклонение с фрагментарным или подробным изложением предложений Совета Федерации по внесению изменений в положения закона; отклонение с поручением членам согласительной комиссии руководствоваться в своей работе заключением соответствующего комитета Совета Федерации. В частности, в соответствии с ч. Указанные конституционные положения могут также служить правовой основой для включения в проект Федерального закона «О порядке подготовки, рассмотрения и принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов в Российской Федерации» норм, предусматривающих создание специального органа, координирующего законодательную деятельность всех основных субъектов права законодательной инициативы и участников законодательного процесса — Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации. По результатам слушаний могут быть приняты постановления, обращения.
Например, Обращение Совета Федерации к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу о совершенствовании законотворческой деятельности, и иные. В свою очередь, члены Совета Федерации могут присутствовать на любом открытом заседании нижней палаты п. В некоторых федеральных законах определяются формы совместной деятельности Совета Федерации и Государственной Думы: работа согласительных комиссий, создаваемых обеими палатами парламента; совместные заседания палат ст. Например, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, рассмотрев открытое письмо депутатов Государственной Думы к членам Совета Федерации о проведении «круглого стола» по вопросам социально-экономического положения в стране, государственного устройства и другим вопросам внутренней жизни государства с участием представителей обеих палат российского парламента, исполнительных органов государственной власти Российской Федерации, политических партий и общественных объединений поддержали предложение о проведении «круглого стола» как одной из возможных форм взаимодействия и диалога палат Федерального Собрания Российской Федерации, Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, политических партий, профсоюзов, других общественных объединений, субъектов Российской Федерации. В качестве основного направления должно рассматриваться повышение качества рассмотрения Советом Федерации законов, принятых Государственной Думой. Среди направлений совершенствования законодательной деятельности Совета Федерации может также рассматриваться повышение эффективности участия Совета Федерации в рассмотрении проектов законов Государственной Думой, в частности установить процедуры подготовки, утверждения и представления от имени Совета Федерации замечаний, предложений и поправок к законопроектам, рассматриваемым Государственной Думой в первом и втором чтениях, а также порядок сопровождения и защиты этих документов в Государственной Думе.
Используя прецеденты, созданные ст. Сюда могут быть отнесены: законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации, о федеральном бюджете и иные федеральные законы, подлежащие обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. Взаимодействие Российского парламента с Президентом, Правительством и судами Взаимодействие Федерального Собрания с Президентом, Правительством и судами определяется в соответствии с его конституционно-правовым статусом, закрепленном в Конституции и иных законодательных актах. Основное внимание в этом случае уделяется нормам, говорящим о назначении парламента, определяющим его компетенцию, а также его права и обязанности. В каждой палате Федерального Собрания учреждены должности полномочных представителей Президента. Каждый орган исполнительной власти имеет статс-секретаря, занимающегося координацией вопросов отношений с палатами и законодательным процессом.
Также в Федеральном Собрании есть полномочные представители Правительства и Генерального прокурора. В этой связи особое внимание следует обратить на законодательную деятельность Правительства РФ. В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 1997 г. ФКЗ от 31. Разрабатываемые Правительством Российской Федерации проекты федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в обязательном порядке направляются Правительством РФ в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Кроме этого, Правительство Российской Федерации дает письменные заключения на законопроекты о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства и на законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.
В месячный срок со дня поступления законопроекта указанное заключение Правительства РФ направляется субъекту права законодательной инициативы и в Государственную Думу. Но законодатель предусматривает и возможность продления указанного срока по согласованию с соответствующим субъектом права законодательной инициативы. Правительство Российской Федерации может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах. Официальные отзывы Правительства Российской Федерации подлежат обязательному оглашению или распространению при рассмотрении федеральных законов и законопроектов на заседаниях Совета Федерации или Государственной Думы. Члены Правительства Российской Федерации вправе присутствовать и выступать на заседаниях палат Федерального Собрания, их комитетов и комиссий в соответствии с регламентами палат. Для представления в палатах Федерального Собрания внесенного Правительством Российской Федерации законопроекта назначается официальный представитель официальные представители Правительства Российской Федерации.
Для защиты позиций Правительства Российской Федерации по заключениям, поправкам и официальным отзывам поручением Председателя Правительства Российской Федерации или одного из его заместителей может быть направлен специальный представитель, полномочия которого определяются в поручении. Представители Правительства Российской Федерации присутствуют на заседаниях палат Федерального Собрания при рассмотрении федеральных законов и законопроектов, где им предоставляется слово в соответствии с регламентами палат. Правительство Российской Федерации представляет Государственной Думе федеральный бюджет и отчет о его исполнении. Отчет об исполнении федерального бюджета за прошедший финансовый год представляется Государственной Думе Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального бюджета на следующий финансовый год. Одним из наиболее действенных механизмов взаимодействия Федерального Собрания и Правительства является так называемый «правительственный час», когда члены Правительства РФ обязаны по приглашению палат Федерального Собрания присутствовать на их заседаниях и отвечать на вопросы членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы в порядке, определенном регламентами палат. Приглашение палаты Федерального Собрания с указанием интересующих парламентариев вопросов направляется члену Правительства Российской Федерации не менее чем за пять дней до проведения соответствующего заседания палаты.
В случае невозможности присутствия на заседании палаты приглашенный член Правительства Российской Федерации заблаговременно уведомляет об этом палату Федерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностного лица, которое может прибыть на заседание, чтобы ответить на поставленные вопросы. Кроме того, в ст. О результатах их рассмотрения и о принятых мерах члены Правительства Российской Федерации и руководители федеральных органов исполнительной власти сообщают соответствующим комитетам и комиссиям в согласованные с ними сроки. В целях обеспечения взаимодействия Правительства РФ с палатами Федерального Собрания и совершенствования законопроектной деятельности 1 февраля 2000 г. Следует отметить, что деятельность полномочных представителей Правительства в палатах Федерального Собрания координируется Руководителем Аппарата Правительства — Министром Российской Федерации и обеспечивается Аппаратом Правительства. В свою очередь, полномочные представители Правительства в палатах Федерального Собрания координируют работу статс-секретарей — заместителей первых заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти по вопросам, связанным с законодательным процессом.
В частности, в нем сказано, что статс-секретари назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством. Основной служебной обязанностью статс-секретарей является обеспечение взаимодействия с палатами Федерального Собрания. Следующий фактор, определяющий место Федерального Собрания в государственном механизме — это право участия палат Федерального Собрания в формировании ряда государственных органов. В частности: Государственная Дума дает согласие на назначение: — Председателя Правительства РФ; — Председателя и половины состава аудиторов Счетной палаты; — Уполномоченного по правам человека; — членов Центральной избирательной комиссии РФ. Представители палат включаются в состав советов и комиссий при Президенте например: совет по местному самоуправлению, комиссия по подготовке договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ и др. Необходимо также сказать и о взаимодействии палат парламента с судебными органами.
Государственная Дума учредила пост постоянного представителя в Конституционном Суде РФ, а своим постановлением от 16 июля 1998 г. Закреплялось право этого лица участвовать в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации без дополнительного решения Государственной Думы. Постоянный представитель назначается на должность и освобождается постановлением Государственной Думы по представлению Председателя ГД и является по должности заместителем начальника Правового управления Аппарата Государственной Думы. На время исполнения им функций постоянного представителя с ним заключается срочный трудовой договор контракт. При осуществлении указанных функций постоянный представитель вправе: — запрашивать необходимые при подготовке дела к слушанию в Конституционном Суде заключения, материалы и информацию у структурных подразделений Аппарата Государственной Думы и получать их не позднее десяти дней со дня внесения запроса; — взаимодействовать в установленном порядке с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; — пользоваться информационной базой Аппарата Государственной Думы; — осуществлять подбор ученых и специалистов для консультаций, а при необходимости для участия в рассмотрении Конституционным Судом РФ конкретных дел. Следует отметить ряд существенных моментов, подтверждающих это, а именно: Президент назначает выборы Государственной Думы и распускает ее в тех случаях и в том порядке, которые предусмотрены Конституцией РФ, направляет в Государственную Думу свои заключения на законопроекты.
Но это далеко не полный перечень его взаимодействия с парламентом. Необходимо отметить, что в настоящее время достаточно эффективно действует институт полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания. Они обеспечивают представление интересов Президента и способствуют реализации его конституционных полномочий в обеих палатах парламента. Полномочные представители участвуют в заседаниях без специального на то решения Президента, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по представлению Руководителя Администрации Президента. В палатах Федерального Собрания они являются по должности заместителями Руководителя Администрации. От имени Президента РФ они уполномочены: — представлять на заседаниях внесенные Президентом проекты федеральных конституционных законов о пересмотре положений Конституции и включении в нее поправок; другие законопроекты и поправки к рассматриваемым в палатах законопроектам, а также обращения Президента к Федеральному Собранию и его палатам; — представлять на заседаниях соответствующей палаты Федерального Собрания обоснования отклонения Президентом принятых федеральных законов; — привлекать по согласованию с соответствующей палатой должностных лиц Администрации Президента, Правительства, а также разработчиков законопроектов, ученых и экспертов для представления в палате законопроектов, внесенных Президентом; — участвовать в формировании планов законопроектных работ, а также предложений к повестке дня заседаний соответствующей палаты.
Полномочный представитель Президента в Совете Федерации по поручению Президента Российской Федерации представляет в Совете Федерации вносимые на утверждение указы Президента о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения и предлагаемые Президентом кандидатуры на соответствующие должности, указанные в Конституции РФ. Кроме этого, полномочный представитель Президента в Государственной Думе по поручению Президента представляет предлагаемые Президентом кандидатуры на соответствующие должности, указанные в Конституции РФ. Полномочные представители Президента РФ в палатах согласовывают свою деятельность при осуществлении возложенных на них функций. При выполнении этих функций они вправе: — согласовывать проекты нормативных актов, предполагаемые к внесению от имени Президента в соответствующую палату Федерального Собрания; — участвовать в подготовке предложений Президенту РФ — о подписании или отклонении принятых федеральных законов; — получать необходимые заключения, материалы и информацию в подразделениях Администрации Президента и в федеральных органах исполнительной власти; — создавать экспертные и рабочие группы по отдельным направлениям своей деятельности, а также привлекать ученых и экспертов, в том числе на договорной основе, для содействия в осуществлении своих функций; — пользоваться в установленном порядке информационными банками данных Администрации Президента, Аппарата Правительства, федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Деятельность полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания обеспечивает Управление Президента по вопросам внутренней политики. Кроме полномочных представителей Президента в Администрации Президента действует Главное управление внутренней политики Президента РФ, созданное специально для обеспечения взаимодействия с Федеральным Собранием Указ Президента РФ от 2 июня 2001 г.
Общепринятым средством воздействия органов одной ветви государственной власти на органы другой ветви является предоставление права распускать орган либо отрешать от должности его должностных лиц. В системе сдержек и противовесов в нашей стране такое право предоставлено и Президенту, и парламенту. Рассмотрим возможности реализации этого права по отношению к главе государства. Для сравнения отметим, что к полномочиям верхних палат парламентов часто относятся вопросы, связанные с выборами главы государства либо с отрешением его от должности Германия, Россия, США. Однако верхним палатам за рубежом присущи и иные, помимо участия в формировании, полномочия в отношении глав государств. Сенат Испании совместно с Конгрессом депутатов решают вопросы назначения Регентского совета, наставника несовершеннолетнего монарха, признания неспособности Короля выполнять свои обязанности.
Могут отстранить от престолонаследия лицо, имеющее на это право, но нарушившее запрет на вступление в брак, установленный Королем и кортесами. Первая палата Нидерландов в составе Генеральных штатов на пленарном заседании совместно со второй палатой принимает закон о даче разрешения на вступление в брак наследника Короля или самого Короля; большинством не менее двух третей участвовавших в совместном заседании палат Генеральных штатов принимается закон о недопущении наследования трона лицом, имеющим на это право от рождения; назначается регент, в случае отсутствия наследника; принимается закон об опекунстве. Сенат Таиланда, если палата представителей Национальной ассамблеи распущена, учреждает регента, порядок престолонаследия. Если работают обе палаты, решение этих вопросов проходит в пленарном заседании. Сенат Колумбии может объявлять о стойкой физической нетрудоспособности Президента. Сенат Колумбии разрешает бывшим Президентам Республики оставлять страну в течение года после того, как они закончили срок пребывания в должности.
Сенат Парагвая дает Президенту Республики разрешение покидать территорию страны на срок более пяти дней. Сенат Уругвая выполняет судебные полномочия: может судить Президента; обладает исключительной компетенцией разрешать Президенту покинуть страну более чем на 48 часов. Председатель Сената Италии выполняет функции Президента Республики в промежуточный период в случае неспособности последнего делать это. Сенат Ирландии, в лице Председателя Сената, совместно с Председателем палаты представителей и Председателем Верховного Суда, если возникает вакансия Президента страны, создают Комиссию, выполняющую полномочия и функции последнего. Председатель Сената Казахстана в случае преждевременного прекращения Президентом своих обязанностей или его смерти выполняет его обязанности до срока действия полномочий. В Италии Председатель Сената выполняет функции Президента Республики в промежуточный период в случае неспособности последнего делать это.
В Польше временное исполнение Председателем Сената обязанностей Президента Республики возможно, если Председатель Сейма не может выполнять эти функции. Следует отметить, что во многих странах ответственность главы государства имеет форму американского импичмента: обвинение Президенту формулирует и принимает нижняя палата, а решение об отрешении от должности принимает Сенат.
Как называется верхняя палата парламента
В 2021 году выборы в нижнюю палату парламента впервые проходили в трехдневном формате: россияне могли проголосовать начиная с пятницы. Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом России. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации. Таким образом, парламент РФ — это Совет Федерации, в состав основных функций которого в качестве палаты парламента включено участие в законодательной работе. В России уже реализован двухпалатный парламент, и это компрометирует саму идею двухпалатного парламента, создавая ощущение, что вторая палата является антидемократическим органом.
Государственная Дума ФС РФ
После поправок в Конституцию нижняя палата парламента утверждает нового премьера и всех не силовых министров (спорта, труда, здравоохранения и так далее). Российский парламент состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. 27 апреля отмечается День российского парламентаризма. С этого дня (по старому стилю) в 1906 году начала работать Государственная Дума — первый в истории страны демократический институт, заложивший основы парламентаризма в России. По мнению спикера верхней палаты парламента, за последние тридцать лет законодателям федерального и регионального уровней удалось сформировать "современную, надежную и эффективную" нормативную правовую базу, которая позволяет решать стратегические задачи.
Что такое парламент в РФ и в других странах
Напомним, 27 апреля ежегодно отмечается День российского парламентаризма. Эта памятная дата появилась в 2012 году, после утверждения президентом изменений в Федеральном законе "О днях воинской славы и памятных датах России". В этот день в 1906 году в Таврическом дворце состоялось первое заседание Государственной думы Российской империи.
И ровно 118 лет назад, 27 апреля 1906 года, начал работу первый российский парламент — Государственная Дума Российской империи. Великие потрясения, охватившие нашу страну после Октябрьской революции 1917 года, повлекли за собой кардинальные изменения и в обществе, и в отечественном парламентаризме. Масштабные перемены, последовавшие в Советском Союзе с началом перестройки, привели к появлению в стране новых выборных органов.
Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, вправе отказаться от полномочий сенатора Российской Федерации; в не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом Российской Федерации, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.
Общее число сенаторов Российской Федерации определяется исходя из числа представителей от субъектов Российской Федерации, перечисленных в статье 65 Конституции Российской Федерации, и числа лиц, осуществляющих полномочия сенаторов Российской Федерации, указанных в пунктах "б" и "в" части 2 настоящей статьи. Сенатором Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший 30 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Произошло объединение нескольких комитетов. Например, единым комитетом стали два различных ранее комитета по строительству и транспорту, произошло слияние комитета науки и образования, комитеты природных ресурсов, земельных отношений и собственности также были объединены. В России власть разделяется не только на ветви, но и на уровни, в зависимости от административно-территориальной принадлежности. Разделяют уровень федеральный, региональный, муниципальный.
Региональный уровень власти отличается от уровня муниципального, более высоким уровнем управленческих функций. Парламент находится на федеральном уровне власти и относится к законодательному органу, то есть на уровне федерации в целом. Представительная власть Представительным органом парламент назван в силу того, что во всех регионах России население имеет своих представителей.
СФ на первом месте в международном рейтинге открытости верхних палат парламентов
Федеральное Собрание Российской Федерации (также неофициально Парламент России) — парламент Российской Федерации, высший представительный и законодательный орган государственной власти России. граждане России». Президент России Владимир Путин может возглавить Совет Федерации, верхнюю палату российского парламента. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях: Для заслушивания посланий Президента Российской Федерации. Парламент РФ является федеральным собранием, состоящим из двух палат. Согласно ст. 94 Конституции РФ, ''Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации".
Структура Федерального Собрания и его палат. Способы их формирования и функции
- Комментарии
- Последние вопросы
- Требования к кандидатам
- Федеральное собрание - это что такое (простыми словами) и какие функции выполняет
- Сколько палат в Парламенте России? две три одна -
ГЛАВА 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ
Всего до революции 1917 года проработало четыре Думы, в состав которых входило от 478 до 525 человек. Только одна из них, Госдума третьего созыва, проработала полный срок — 5 лет. Остальные были распущены императором досрочно. Конституцией 1936 года в СССР были введены всеобщие равные прямые выборы, а депутаты впервые получили право парламентской неприкосновенности. Он собирался на сессии — как правило, дважды в год на два дня. В промежутках между сессиями законодательные и представительские функции Верховного Совета осуществлял его Президиум во главе с председателем. В стране нарастал конституционный кризис, завершившийся осенью 1993 года разгоном высших законодательных и представительных органов государственной власти советского образца. Президент Борис Ельцин назначил проведение выборов Государственной думы как нижней палаты нового парламента — Федерального собрания.
Ещё одним основанием для роспуска является трехкратное отклонение представленных премьером кандидатур вице-премьеров и федеральных министров, в результате чего более одной трети должностей членов кабинета останутся вакантными.
Если Госдума дважды в течение трех месяцев выразит недоверие правительству РФ или откажет кабинету в доверии, о котором просит глава правительства, президент вправе принять решение об отставке правительства или о роспуске Госдумы. Основной закон запрещает распускать Думу в первый год её работы, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий президента РФ, во время действия чрезвычайного или военного положения на территории России , а также в период с момента вынесения палатой импичмента главе государства и до принятия окончательного решения по данному вопросу Советом Федерации РФ. За всю историю существования Государственной думы РФ ни один из её созывов не был распущен досрочно. Государственная дума заседает отдельно от второй палаты парламента — Совета Федерации. Совместные заседания, согласно статье 100 Конституции РФ , допустимы только для заслушиваний посланий главы государства Федеральному собранию. Законопроектная деятельность Процесс принятия закона начинается с внесения его проекта в Государственную Думу. При этом круг лиц, которые наделены правом внесения законопроекта , то есть правом законодательной инициативы, определён в Конституции. Регламент ГД содержит перечень документов, которые должны быть направлены в ГД вместе с текстом вносимого законопроекта: это пояснительная записка, финансово-экономическое обоснование; перечень законов, подлежащих признанию утратившими силу или изменению, а в случае, если законопроект посвящен введению или отмене налогов либо предполагает траты из федерального бюджета — заключение Правительства на этот законопроект.
Если же законопроект вносит изменения в Уголовный кодекс , то к нему необходимо приложить официальные отзывы Правительства и Верховного Суда. Правительство вправе направлять в Государственную Думу официальные отзывы на рассматриваемые ими законопроекты или законы. Этим правом Правительство активно пользуется, а палаты, в частности Государственная Дума, очень внимательно относится к таким отзывам и учитывает их в своей работе. Председатель ГД направляет внесенный законопроект в профильный комитет, который изучает его на соответствие требованиям по внесению законопроектов и предлагает назначить один из комитетов ответственным по законопроекту обычно профильный комитет просит назначить ответственным себя же. Совет ГД по предложению профильного комитета назначает один из комитетов ГД ответственным по законопроекту , направляет законопроект в комитеты , комиссии и во фракции, Президенту, в Правительство, СФ для подготовки отзывов по нему и устанавливает срок подготовки к рассмотрению законопроекта в 1-ом чтении. Ответственный комитет, получив законопроект , оценивает только его концепцию , то есть основную идею, и не может вносить в него какие-либо поправки — это делается во 2-ом чтении. В ходе работы над законопроектом комитет может привлекать экспертное сообщество, запрашивать мнение профильных министерств и ведомств, а также проводить консультации с профсоюзами , объединениями работодателей , предпринимательскими ассоциациями и т. Также комитеты тесно сотрудничают с Правительством и Администрацией Президента.
Если ответственный комитет придет к выводу, что концепция законопроекта заслуживает поддержки, он принимает решение рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в 1-м чтении и установить срок для представления поправок ко 2-му чтению. Если комитет посчитает, что концепция законопроекта такой поддержки не заслуживает, он рекомендует палате отклонить законопроект в 1-м чтении. Если же ответственный комитет считает, что законопроект действительно важный и необходимый, но то, как он написан, не позволяет принять его в 1-ом чтении, он может рекомендовать автору законопроекта изменить текст законопроекта. Пленарные заседания ГД строятся по определённой схеме.
Назначаются на должность сроком на 6 лет; президента, ушедшего с поста по собственному желанию или по окончанию действия полномочий пожизненно ; 30 граждан РФ, выбранных главой государства 7 человек, избранных за заслуги перед государством — пожизненно. Государственная Дума — создается из 450 избранных депутатов сроком на 5 лет ст. Стать депутатом Госдумы могут граждане РФ старше 21 года.
Для избранных членов Думы данная работа является основным местом трудоустройства, они не могут работать в других организациях или заниматься бизнесом. Исключение составляют занятия наукой, преподаванием и творчеством. Глава страны вправе распустить Госдуму до истечения срока ее полномочий в следующих случаях: если данный орган три раза подряд не утвердил кандидатов на пост Председателя Правительства, предложенных Президентом; если депутаты трехкратно отклонили кандидатов на должности заместителей главы Правительства и министров, предложенных Председателем Правительства; если Дума на протяжении 3 месяцев два раза выразит недоверие Правительству но не в течение первого года работы Госдумы конкретного созыва. Основные организационные моменты деятельности Федерального собрания: функционирует на постоянной основе; палаты проводят заседания в открытом режиме отдельно друг от друга иногда совещания закрытые и или совместные ; решения по большинству решаемых вопросов принимаются большинством голосов; сенатор или депутат ФС обладает правом личной неприкосновенности на все время работы в этом органе. Это значит, что его нельзя арестовывать, задерживать, обыскивать за исключением ситуации, если его застигли на месте преступления.
Следовательно к признаками российского парламента можно отнести: парламент является представительным учреждением; парламент представляет законодательную власть. В качестве органа народного представительства деятельность Федерального Собрания Российской Федерации основана на следующих принципах: 1 Конституция РФ закрепляет порядок избрания депутатов Федерального Собрания и компетенцию его палат; 2 депутаты Федерального Собрания уполномочены народом, путем их избрания осуществлять государственную власть; 3 Федеральному Собранию принадлежит право принятия государственного бюджета и контроля за его исполнением; 4 Федеральное Собрание назначает выборы Президента РФ и может отрешить его от должности; 5 Федеральное Собрание сдерживает деятельность Правительства РФ путем выражения недоверия ему и судебной власти путем дачи согласия на назначение судей высших судебных органов Российской Федерации. Осуществление всех этих положений на практике должно привести к тому, что Федеральное Собрание не только выражает волю народа, но и осуществляет эту волю в законах и иных актах, не будучи в этом отношении никому подконтрольно. Функции российского парламента: -осуществление законодательной деятельности, то есть принятие законов; -участие в назначении высших должностных лиц; -контроль за деятельностью Президента РФ; -контроль за деятельностью Правительства РФ -решение внешнеполитических вопросов РФ. Двухпалатный состав парламента в России обусловлен ее федеративным устройством.