Новости праздник навруз что такое

Навру́з, также Новруз (от пехл. «nōg rōz» — «новый день»), Нооруз и Наурыз — праздник прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю у иранских. Навруз — национальный праздник стран Азии, отмечается в День весеннего равноденствия, и символизирует новый год, начало новой и благоприятной жизни. Навруз символизирует наступление нового года по солнечному календарю.

Курсы валюты:

  • Навруз 2024. Как в России отметят праздник персоязычных и тюркоязычных народов
  • Традиции праздника Навруз
  • Навруз в России. Как празднуют Навруз на Северном Кавказе?
  • Да будет новый день, или что такое сумаляк

Навруз - история и традиции праздника

Ряд религиозных исламских реформаторов предлагают "влить" Навруз в исламский календарь. Но как считает директор Института религии и политики Антон Игнатенко, сделать это нельзя по двум причинам. Первая - техническая. Навруз в солнечном календаре привязан к весеннему равноденствию, которое высчитывается по солнцу.

Более подробно она описана в «Шах-Наме» Фирдоуси. Известно, что этот праздник содержал анимистические элементы.

В день Навруза древние индоарии поклонялись так называемым фраваши, духам усопших предков. Этот обычай позднее был заимствован зороастризмом, который в то время стал официальной религией Ирана. Один из семи основных праздников зороастрийцев «совпадал с концом зимы и преддверием весны и переходил в праздник поминания душ предков Навруз. Он приходился на ночь накануне весеннего равноденствия» Дорошенко Е. Навруз - весенний праздник, он четко привязан к астрономическому движению Солнца.

Что касается причины установления Науру-за, пишет Омар Хайям, то, она состоит в том, что, как известно, у Солнца имеется два оборота, один из которых таков, что каждые триста шестьдесят пять дней и четверть суток оно возвращается в первые минуты созвездия Овна в то же время дня, когда оно вышло. Джамшид Авест. Йима - первый мифической царь Ирана этот день назвал Наурузом и ввел в обычай праздник. Навруз - циклическое начало летоисчисления. Как пишет М.

Бойс, непременной обязанностью зоорастрийца было ежегодное празднование семи больших праздников, посвященных Ахура Мазде, Амеша Спенту и семи их творениям. Эти праздники распределялись по сезонам года, отражая календарный сельскохозяйственный цикл. Каждая община должна присутствовать на праздничном богослужении, на время праздников прекращались раздоры, возобновлялись и укреплялись дружеские отношения. По-персидски оно называлось Ноуруз Новый день. Авестийское название его до нас не дошло.

Зороастр приурочил этот праздник к весеннему равноденствию, использовав древнее празднование наступления весны, которое посвятил Аша-Вашихита лучшей праведности и огню. Как последние из семи, этот праздник напоминает о Последнем дне мира, когда окончательно восторжествует Аша, а Последний день станет одновременно Новым днем вечной жизни. Этот праздник возвещает наступление ахуровского времени года - лета и отмечает ежегодное поражение злого духа» Бойс М. Персидское слово руз имеет длинную историю, и не всегда оно означало «день». В Авесте встречается слово гаиса в значении «свет» и «луч».

Таким образом, древнее значение персидского слова руз было «свет» и «луч света», а значение слова Навруз в древности - «новый свет» или «новый луч» первая часть слова - нав мало изменилась на протяжении всей истории иранских и даже вообще индоевропейских языков. На протяжении этого периода в эпоху бронзы происходит расцвет древнейших цивилизаций Востока - Египта, Сирии, Палестины, Персии, Месопотамии. Общим сюжетом в различных изобразительных и пластических искусствах этих стран присутствует образ быка. Кроме того, короны правителей украшались бычьими рогами. Так, например, в сюжетах каменных круглых печатей из Суз, датированных 2500 г.

В аккадской глиптике 2200 г. Особо примечательной является каменная древнесирийская печать, выполненная в «провинциальном вавилонском стиле, где впереди шествующих жрецов помещены фигуры быка, под ногами которого находится скорпион. Апофеозом события, несомненно, стало возведение ритуального города для празднования весеннего равноденствия - Новруза-Персеполя в Древнем Иране. Шедеврами монументального камнерезного искусства можно считать скульптурные изображения быков-щеду, помещенные по сторонам царских «ворот всех народов», а также парные скульптурные изображения протомов быков с изображением солнца между ними на капителях 20-метровых колонн Бонгард-Левин Г. Новруз, возникнув в необозримых глубинах времен, стал путеводной звездой на разноуровневых пространствах мировой культуры.

Пожалуй, это единственное феноменальное явление духовности, которое не прерывалось на протяжении тысячелетий. И не только не прерывалось, но являлось мощным корнем, от которого произрастали многочисленные ответвления: словесные и пластические искусства, мифологические и религиозные воззрения, логические и философские обоснования действительности, эмпирически-интуитивные критерии, осмысление возможного сосуществования человека и природы, представления о гармонии, непрерывности, превращениях, ценности жизни и проч. В то же время не было более парадоксального в мироощущении и мироутверждении, предельно далекого от рационализма, чем Нов-руз, главным принципом существования которого было жертвоприношение, то есть принудительное убийство как животных, так и человека. Через жертвоприношение решалось основное противоречие: противоречие жизни и смерти. Праздник равноденствия - Новруз -праздник возрастающего света, отмечался весной.

Осуществлялся он во благо того, чтобы Солнце могло беспрепятственно преодолеть опасный пороговый участок Вселенной, разделяющий темное прошлое и светлое будущее. В ритуалах же Новруза актуализировалось настоящее, причем в этом настоящем сливались и прошлое и будущее. Именно с начала и на протяжении всего I тыс. Особую значимость в связи с рассматриваемой идеей «Новру-за» приобретает то, что тексты древнетюркской наскальной письменности непосредственно соотносятся с погребальной обрядностью и своим содержанием манифестируют жертвенность данной смерти через перечень недополученных при жизни благ в результате борьбы за счастье народа тюркского эля. Археологических артефактов, которые являются носителем информации о различных сферах духовной деятельности населения Же- тысу, достаточно.

Комплекс предметов, распространенный на городищах Шуйской и Таласской долин и датируемый широко "У1-ХП вв. Этот комплекс состоит из дастарханов, подставок и крышек для кухонных котлов, светильников, а также оссуариев-костехранилищ Бернштам А. Появление и функционирование урбанизированных обществ на территории юга и юга-востока Казахстана в раннем средневековье объясняется наличием здесь антропоморфных, зооморфных и других предметов зороастрийских культов согдийско-иранских этносов. В 50-х гг. Бернштамом была выдвинута идея симбиоза тюркской и согдийской культур, однопорядковости представлений о мире, выработанных этими этносами, что и обусловило жизнеспособность идей зороастризма на новой тюркской почве.

Однако детальное рассмотрение артефактов как тюркской, так и согдийской культур свидетельствует о различных позициях в их миропонимании. К характеристике комплекса дастарханов, скульптурных подставок под котлы, светильников и т. Рассматривая изображения на дастарханах в плане ритуала, носителями которых являлись племена с идеологическими представлениями круга Авесты, а в целом индоиранской культуры и ее памятника - Ригведы, следует остановиться на цифровой характеристике пространства и в связи с этим атрибуцией последнего. В Ригведе, в ман-дале, описывающей жертвоприношение человека - Пуруши, присутствует цифровая характеристика события: «Вокруг него положили семь поленьев, трижды семь поленьев было приготовлено, когда боги, совершая жертвоприношение, связали Пурушу как жертвенное животное».

После приготовления суманак принято раздать родным, близким и соседям. По легенде при помешивании суманака нужно загадывать желание. Считается, что если пожелать что-то от чистого сердца, то это обязательно сбудется. Также процесс готовки сопровождается песнями и зажигательными танцами.

А в некоторых семьях на стол помимо основных блюд ставят также зеркало и зажигают свечи. Огонь считается жизненной силой, поэтому нельзя гасить свечи, пока они не догорят до конца. А еще на Навруз потенциальные женихи устраивают смотрины будущей невесты. На празднике они выбирают свою «Малику» — принцессу торжества. Девушки в этот день пытаются предстать хорошей хозяйкой и выглядеть лучше всех. По канонам праздника в этот день отказывать нельзя - плохая примета. Поэтому если приходят свататься в день праздника, девушка должна соглашаться. Национальные игры — это еще одна традиция Навруза.

Самые зрелищные — это Гуштингири Национальная борьба и Бузкаши Козлодрание.

Ведь осталось-то всего ничего. Новый год в Иране наступит уже в среду 20 марта. Иранский новый год по солнечному календарю Начнем с самого интересного. Дело в том, что в Иране как и во многих мусульманских странах летоисчисление ведется от солнечной хиджры — момента переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину. А было это в 622 году. Солнечный календарь, который привязан к фиксированным астрономическим явлениям равноденствия, считается максимально точным. В этот момент начинается астрономическая весна. Весеннее равноденствие — не абстрактная дата, а конкретная временная точка, которая является астрономической константой.

Когда отмечают Новый год в Иране По всему миру новый год наступает ровно в полночь. Но только не в Иране. Здесь все напрямую зависит от движения небесных светил, и ровно в ту минуту, когда световой день становится равен ночи, наступает весна. А вместе с ней и новый год по иранскому календарю. Новый год в Иране в 24 году наступит 20 марта в 19:15:28. Раз иранский новый год привязан к тропическому году, то и Ноуруз выпадает каждый раз на разные даты. То он выпадает на 20 марта, то на 21, то на 22. В каждом солнечном месяце всегда по 30 дней, а високосный год выпадает не раз в четыре года, а раз в пять. Из-за этого даты плавают из года в год.

И кстати, совершенно не совпадают с привычным нам грегорианским календарем. Так, у нас будет 20 марта 20 день первого месяца весны , а в Иране — 1 фарвардина первый день первого месяца весны. При деловом общении с иранцами всегда стоит иметь под рукой конвертор дат, чтобы не запутаться. У нас ведь и рабочая неделя с выходными разная, но про это я расскажу отдельно. История Навруза Навруз — национальный праздник, отмечаемый иранцами практически всех этнических групп и религий. Традиция отмечать новый год в первый день весны восходит еще к 6 веку до нашей эры к периоду царствования Кира Великого. Практически все современные традиции ноуруза имеют корни в зороастризме. Это изначальная религия Ирана, которая все еще практикуется в стране. По правде сказать, большинство иранцев по-прежнему считают древнюю Персидскую империю источником гордости.

Вскоре после Исламской революции 1979 года некоторые сторонники жесткой политической линии безуспешно пытались подавить праздник из-за своего доисламского происхождения. Но Иран никогда не разрывал связи с его доисламским прошлым. Отменить или формализировать ноуруз оказалось попросту невозможным. Однако доисламская история Ирана также является частью нашей истории», — сказал Верховный лидер аятолла Али Хаменеи в 2008 году. Навруз почитаем мусульманами. В одном из хадисов говорится: Абдаллах ибн Аббас рассказал внуку Абд ас Самаду ибн Али: «Мухаммаду, да будет мир над ним, подарили серебряную чашу с халвой по случаю Навруза». Он повелел небу, и небо излило на них дождь; поэтому люди взяли за правило лить в этот день воду». Мухаммад съел халву, разбил чашу, кусочки серебра раздал ансарам и сказал: «О, если бы у нас каждый день был Навруз». Существует поверье, что с приходом Навруза на землю спускаются добрые ангелы ферешта.

Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: во-первых, тщательная уборка накануне праздника и, во-вторых, необходимость забыть вражду и ссоры. Ведь тот, кого переполняет ненависть, не может радоваться. Здесь традиционно теплее и снег уходит раньше даже в горных районах. Иранский Курдистан — неофициальное название части Ирана, населенной преимущественно курдами. Самая масштабная церемония Агир Наврузи проходит в деревне Паланган. Это горная террасная деревня среди гор Загрос, а один из притоков реки Сирван делит деревню на две части. На Агир Наврузи женщины-курды надевают яркие традиционные платья, а мужчины курды — традиционные костюмы.

Жители деревни подготавливают дрова для больших костров.

Навруз 2024. Как отмечать праздник персоязычных и тюркоязычных народов

Представления эти были систематизированы в стройную структуру, которая, однако, периодически переживала реформы. Все изменения находили отражение, в частности, в календаре, при этом неизменным оставалось начало Нового года - Науруза. Этот и другие календарные торжества служили вехами солярно-вегетативного цикла и устраивались в честь победы бога, мифологического перво-порядка или культурного героя над силами разрушения и хаоса, знаменуя восстановление мирового порядка, позднее этот праздник воспроизводил акт сотворения мира. В момент восхода солнца в день Науруза по знаку жреца правитель возглашал: «Вот новый день Нового года», открывая длительный праздничный цикл возрождения природы. Науруз в жизни народов Средней Азии и Казахстана до сих пор имеет огромное значение. Он является тем временным промежутком, когда завершены работы уходящего года и начинается подготовка к сельскохозяйственным работам нового цикла, это своеобразная грань между прошлым и будущим. Для большинства народов Науруз -это точка отсчета возраста человека, «всеобщий день рождения» независимо от возраста младенца с наступлением нового года ему прибавлялся год. Уже с глубокой древности Науруз праздновался как всеобщий, а с укреплением государственности - это семейный праздник, связывающий каждого человека с его родными, с живущими и умершими предками Лобачева Н. Как видно из приведенного выше краткого обзора сущности и истории происхождения праздника Навруз, он имеет доисламское происхождение.

Несомненно, что, помимо иранских национальных компонентов, в этот праздник были привнесены и языческие тюркские обряды. Дело в том, что с древнейших времен тюрки туранцы и иранцы имели самые непосредственные контакты, которые продолжаются до сегодняшнего дня. В заключение необходимо отметить, что все попытки некоторых людей представить Науруз или другие неисламские праздники как мусульманские лишены какой-либо научной или исторической основы. Кроме того, согласно положениям исламского вероучения, делать это категорически запрещается. Подобные попытки оказывают негативное воздействие на саму идею универсальности ислам- ской религии, ее всеобщности, глобальности и представляют эту мировую религию в узких рамках своих национальных и племенных воззрений. Тем самым Науруз теряет свою сакральность царственного праздника и становится формой, оболочкой природного качества и народным театрализованным действием. Key words: Nowruz, a spring festival, the Mayan calendar, the Sumerians, the ancient Indo-Aryans, calendar customs, Saki mounds, world religions, medieval, culture, civilization, Turks, Islam, Sogdians. Библиографический список «Авеста» в русских переводах 1861-1996.

Абу-Рейхан аль-Бируни. Избранные произведения. Ташкент, 1957. Абусеитова М. История и культура малочисленных народов Казахстана. Алматы, 2001. Антонова Е. Обряды и верования первобытных земледельцев Востока.

Бернштам А. Бойс М. Зороастрийцы: верование и обычаи. М, 1987. Джарилгасинова Р. Календарные обычаи и обряды народов Юго-Восточной Азии. Дорошенко Е. Зороастрийцы в Иране.

Елизаренкова Т. Кузьмина Е. Древнейшие скотоводы: от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. Лобачева Н. Лосев А. Античная мифология в ее историческом развитии. Набиев А.

Новруз байрамы. Омар Хайям. Розенфельда; под ред. Сегаля, А. Модель мира скифской культуры: Проблемы мировоззрения ираноязычных народов Евразийских степей I тысячелетия до н. Синенькая Н. К вопросу о технике изготовления и приемах оформления дастарханов из Отрара Х-Х11 вв. Алма-Ата, 1976.

Турсон А. Алматы, 2010.

Согласно учению, люди каждую весну должны отмечать появление жизни на земле, которая зарождалась «в шести видах» — земле, растениях, воде, небе, животных и человеке. Однако Навруз отмечают не во всех мусульманских странах — например, на Ближнем Востоке его празднуют только те народы, которые жили там еще до прихода арабов и распространения ислама. Более того, в Сирии Навруз официально запретили, а в Турции сняли запрет на его празднование лишь в 1991 году. Навруз как официальное начало нового года по солнечному календарю отмечают в Иране, Афганистане, Македонии, Иракском Курдистане, Индии, Азербайджане, Турции и других государствах. В России и странах СНГ праздник отмечают татары, киргизы, башкиры, узбеки, казахи и таджики. Телеканал «360» Исламовед и доцент кафедры религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского федерального университета Азат Ахунов подтвердил «360», что праздник Навруз никак не относится к религии, поскольку «не имеет никакого отношения к исламу». Сначала этот языческий праздник был в ираноязычных странах, а потом распространился на тюркоязычные народы, на кого сильно повлияла иранская культура», — уточнил он. Как правило, они связаны с магией, а также культом природы и плодородия.

Воссоединение с природой В древние времена Навруз праздновали 13 дней. Затем люди выходили в поля и встречали Новый год, чтобы привлечь семейное счастье и благополучие в свой дом. Было принято наблюдать за изменениями в природе и выражать ей благодарность за это. В некоторых странах и по сей день следуют этой древней традиции, и 13-й день весны проводят вместе с родными и близкими на природе. Так, например, делают курдский и иранские народы. Курдский народ празднует Навруз. Каждый из них имеет свое название в соответствии со стихией природы — воды, огня, земли и воздуха, «пробуждению» которой он и посвящается. До наступления Навруза люди должны навести порядок не только в доме, но и на участке, если они живут в частном секторе. Считается, что в эти же сроки нужно отдать все долги.

Фото: Pexels 21 марта отмечают Навруз — день весеннего равноденствия, праздник первого дня весны и обновления природы. Праздник является неотъемлемой частью национальной культуры многих восточных народов Праздник Навруз инициировали закрепить в календаре ООН правительства нескольких стран. Генеральная ассамблея приняла инициативу, так появился международный праздник — День Навруз, который отмечают ежегодно 21 марта. Слово Навруз Новруз, Навруз, Нооруз, Невруз, Наурыз означает новый день, его написание и произношение может варьироваться в зависимости от страны, пишет " Календарь событий". История праздника Навруз Слово "навруз" с персидского означает "новый день". По своей сути, Навруз — это Новый год.

Ведущие поэты, такие как Рудаки, Фирдоуси, Дакики, с любовью отзывались о Наврузе изображая словами прекрасную картину весны. С наступлением весны дети объявляют о приходе Навруза другим, совершая радостную церемонию дарения цветов. За одну-две недели до Навруза они собираются группами, идут в горы и хребты собирать весенние цветы, такие как подснежники и желтые цветы, ходят из дома в дом, распевая и объявляя о приходе Навруза. Хозяева берут цветы и раздают детям разные сладости, изюм и орехи. Люди готовятся к Наврузу за пару недель до праздника. Женщины и девушки выносят из дома вещи и убирают в доме, стирают всю одежду, одеяла, занавески и ковры. Ведь чистый дом - это символ чистоты, мира и нового благополучия. По случаю праздника Навруз таджики готовят разнообразные блюда и напитки, накрывают праздничный стол.

Международный день Навруз: все о празднике, традиции и обряды

Навруз – не исламский праздник Навруз Байрам – это древнейший земледельческий праздник, олицетворяющий приход весны и начало нового сельскохозяйственного года.
Навруз-2022: почему в этот праздник нужно подслушать разговор соседей | «Навруз – это также праздник богатого культурного наследия и разнообразия человечества, – отметил Гутерриш.
Да будет новый день, или что такое сумаляк Навруз – один из самых древних праздников мира, что сегодня отмечается рядом тюркских и иранских народностей.
Праздник Навруз В канун празднования Навруза жилища окуривали для уничтожения злых духов.

ООН в одиннадцатый раз объявила 21 марта Международным днем Навруза

Как показал опрос, большинство узбекистанцев считают Навруз особым днем, характеризуя его как очень важный, значимый праздник, вызывающий особые чувства и эмоции. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ. Праздник Навруз у восточных народов связан с культом солнца, это новый год по астрономическому календарю. Ноуруз, Навруз, Нуруз, Наурыз, Нооруз – это все он, день весеннего равноденствия, который в переводе с персидского (а именно он является главным языком персидских и тюркоязычных народов) означает «Новый день». Навруз празднуют в день весеннего равноденствия, поэтому ежегодно праздник выпадает на 20–21 марта — это связано с возникновением у народов Средней Азии и Ирана календаря солнечного летоисчисления семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Навруз-праздник весеннего равноденствия, возрождения природы, начала сельскохозяйственных и садоводческих работ.

Навруз – древний и всемирный праздник

Празднование Навруза означает утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразрывной связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни. По древнему обычаю, накануне Навруза люди должны прибраться в своих домах, навести порядок во дворах и огородах, рассчитаться с долгами. На праздничный стол обычно выкладывают круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы и других злаков. В Навруз принято готовить кушанья из семи продуктов преимущественно растительного происхождения.

Праздник уходит корнями в народные традиции. По мнению историков, ему более трех тысяч лет, а появился он на Хорасане в Центральной Азии. Слово Навруз в переводе с фарси значит «новый день», то есть приход Нового года по солнечному летоисчислению, который совпадает с весенним равноденствием. Есть страны, которые отмечают этот день на государственном уровне.

Они дарят людям изобилие и благоденствие, радость и надежды. Но ангелы, по легенде, обходили дома, в которых затаились вражда и где забывали прибраться к новому году. Отсюда два очень важных ритуала Навруза: тщательная уборка накануне праздника и необходимость забыть вражду и ссоры. Также накануне праздника нужно получить благословение родителей и старших, раздать или простить долги. По народному поверью, в ночь перед первым днем праздника все домочадцы должны были находиться дома, в противном случае им придется скитаться на чужбине семь лет; не положено было ходить в гости и принимать гостей. Вся семья, надев новые праздничные одежды, собирается за традиционным столом, на который ставят новую посуду, зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Все, что выставляется на праздничный стол так или иначе, связано с символикой весеннего перерождения, плодородия, процветания, веселья и радости. Помимо многочисленных яств на нем обязательно присутствуют семь предметов, названия которых начинаются в персидском языке на букву "син" "с" : семена руты - сипанд, яблоко - себ, черные косточки - сиахдане, дикая маслина - санджид, уксус - сирке, чеснок - сир и проросшее зерно - сабзи. Возможен другой набор семи предметов, например, в Иране в него входят секке - монета; серке - уксус; сир - чеснок; сумах - специя; саману у других народов сумалак - блюдо, для приготовления которого используется зерна проросшей пшеницы; санджед - ягода лоха; сабзе - зелень, пророщенные в воде семена льна и злаковых, символизирующие оживление природы. В Афганистане в такой набор входят грибы сомарэк. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепёшки, чашу с водой, на которой должен плавать зелёный лист, чашу с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыбу, петуха, молоко, простоквашу, сыр, крашеные яйца. В Иране на праздничном столе обязательно должен присутствовать сосуд с водой, в котором плавает живая рыбка, символизирующая счастливую жизнь, полную деятельности и движения. В праздник подается традиционный плов, но главными блюдами новогоднего стола везде остаются специальные кушанья: гуджа у некоторых народов халим или халиса и сумалак сумаляк, саману , которые готовят лишь раз в году, исключительно к новогоднему столу. Гуджа делается из семи видов злаков с добавлением мяса, которые разваривают до однородной массы. Халим халиса представляет собой кашу из пшеницы и мяса, у некоторых народов с добавлением гороха и овощей. Сумалак - это халва, которая готовится из проросшей пшеницы с небольшими добавками муки и сахара. Приготовлением сумалака занимаются только женщины, а гуджи или халима халисы — мужчины. Для приготовления сумалака с вечера собираются все женщины селения в городах - соседки по дому и в одном общем котле готовят кушанья, по строгой очередности помешивая котел.

Люди просто отмечают обновление природы и проводят время с близкими людьми. Традиции и обычаи Представители тюркских и иранских народов привыкли отмечать этот праздник широко. Существует несколько традиций, которые соблюдают в большинстве стран. Со всеми этими хлопотами нужно успеть покончить до предпраздничного вечера. Перед Наврузом также важно отдать все свои долги и простить все обиды. Такие простые ритуалы помогают людям встречать сезон обновленными. Это блюдо представляет собой сладкую кашу, приготовленную из проросших пшеничных зерен. Другое его название — суманак. Блюдо готовится в большом котле. Варится оно всю ночь. В процессе приготовления сумаляк постоянно помешивают. Чтобы не устать, женщины периодически сменяют друг друга. Эта традиция помогает объединить даже тех людей, которые редко друг с другом общаются. Сделать длительный процесс приготовления блюда более веселым помогают песни и танцы, которые его сопровождают. Утром женщины делят приготовленное блюдо. Излишки раздают соседям и знакомым. В этот день друзья и родственники собираются за большим столом. Семейные посиделки длятся долго. Подарки на Навруз дарить не обязательно. Но многие люди все же хотят порадовать своих близких чем-то приятным. Это вполне соответствует духу праздника. Хорошим дополнением к любому подарку станут цветы, символизирующие весну и зарождение новой жизни.

Древнейший праздник весны. Что такое Навруз и почему он важен

Навруз, или Новруз, — это праздник прихода весны и восточного Нового года, который отмечается в странах Ближнего Востока, Средней Азии, Кавказа, Балкан, а также в некоторых других регионах. В древний праздник Навруз нельзя работать, поэтому уборку и многие домашние дела хозяйки проводят накануне. Как национальный праздник Навруз отмечают в Синьцзян-Уйгурском автономном районе Китая, Иракском Курдистане, некоторых регионах Индии, а также России — в Дагестане, Татарстане и Башкортостане.

Что такое Навруз и как его принято отмечать?

Навруз отмечается с соблюдением народных традиций, к празднику готовят национальные блюда, устраивают народные гулянья. نوروز‎ «новый день»; также Международный день Навруз[5], Ноурыз; 21 марта) — праздник прихода весны по астрономическому солнечному календарю у иранских и тюркских народов. Новый год далеко не для всех наступает зимой: древний праздник Навруз скоро отметят пышными торжествами во многих странах мира и в некоторых регионах России. Праздник 21 марта в 2023 году будут отмечать, например, персоязычные и тюркоязычные народы, мусульмане.

Навруз история и традиции самого древнего праздника весны

В Санкт-Петербурге прошел бщегородской праздник в парке Сосновка — зрители могли познакомиться с культурой азербайджанцев, афганцев, башкир, дагестанцев, казахов, киргизов, таджиков, туркмен и узбеков. В Екатеринбурге прошел первый футбольный турнир в честь национального праздника Навруз. В Дагестане традиционно отмечается лезгинский народных праздник Яран-Сувар.

С этого момента весна вступает в свои права, а солнце приобретает всё больше сил. Сама суть этого праздника направлена на очищение от грехов и обид, Навруз призывает открыть сердце добру и любви, согласию и счастью. Предания о празднике С Наврузом связано немало преданий. В иранской мифологии сохранились легенды, описывающие появление праздника. Как гласят они, в этот день был похоронен герой Сиявуш, которого смертельно ранил туранец Афрасияб. Подробное описание предания можно встретить в поэме «Шах-намэ» Фирдоуси.

С тех пор этот день считается временем раскаяния и очищения — как духовного, так и физического. У разных народов принято стирать одежду перед Наврузом. Ещё до появления ислама Навруз ассоциировался с предками и защитой рода. Люди обращаются к прежним поколениям, прося защитить их и воздавая почести. В старину Навруз отмечался в течение тринадцати дней, во время которых устраивали празднества, приглашали гостей, раздавали угощения детям. Юные девушки во время праздника нередко гадают на будущее, ведь верят, что Навруз может открыть тайну грядущих лет. В преддверии Навруза хозяйки стремятся приготовить семь праздничных блюд.

Опубликовано: 20. Навруз отмечался еще три тысячелетия назад по солнечному календарю — 21 марта — в день весеннего равноденствия. Навруз, как праздник, известен еще с дозороастрийских времен, то есть, его отмечали еще до VII века до н. Навруз считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон пишет об этом празднике: «В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь». Считается, что происхождение праздника — древнеиранское, связанное с культом Солнца и именем легендарного пророка Заратуштры. Старейший источник, где упомянуто празднование Навруза — это священная книга зороастризма «Авеста». По преданию, в VI в. В 272-273 г. Хормуздом, сыном Шапура, была проведена реформа календаря, благодаря которой Новый год, или, как его тогда называли, Новый День — Наусард согдийское , Наусарджи хорезмское , Науруз персидское , должен был начинаться, когда солнце входило в зодиакальный знак Овна. До реформы Хормузда месяц имел 30 дней и делился на 6 пятидневок, и Новый год отмечался в течение всего месяца, но, в зависимости от социального положения, в разные дни. В первую пятидневку праздновали цари; во вторую — благородные; в третью — царские слуги; в четвертую — челядь; в пятую — ремесленники и торговцы; в шестую — крестьяне. После реформы Новый год стал отмечаться один раз в году в течение 6-ти дней. В 1-й день царь объявлял, что будет «сидеть для блага людей» выполняя просьбы простых людей , во 2-й день он принимал дехкан — землевладельцев, в 3-й — всадников и мобедов воинов элитного подразделения и представителей духовенства , в 4-й — членов семьи кроме сыновей , в 5-й — принимал сыновей, а в 6-й — только тех, кого считал достойным своего общества.

Размаха нет — многие за последние годы уехали в город. А кто-то молиться стал. Говорят: мы мусульмане, а Праздник Весны не наш, языческий! Пессимизм сумбатлинского горца разделять не хочется, но после его слов закрадываются сомнения: вдруг праздничные традиции ушли в прошлое, оставшись только в трудах этнографов? Иран: новогодняя «ёлка» и обязательные путешествия В Иране, колыбели этого древнего праздника, в наши дни Навруз — событие домашнее. В этот день вся семья неизменно собирается вместе. Ко встрече нужно заблаговременно подготовиться — тщательно прибраться в доме, раздать долги, простить обиды и примириться с недоброжелателями, чтобы не тащить в будущее прошлогодние проблемы. Фото: Сергей Новиков Основная часть новогодних обрядов — подготовка скатерти с семью предметами — «Софре хафт син», аналога нашей новогодней елки. На «софре» — расстилаемую на полу скатерть — кладут семь предметов, начинающихся на арабскую букву «син». В зороастризме, древней религии персов, каждый из этих предметов воплощает то или иное благо этого мира. Состав «хафт син» не изменился с глубокой древности. Это яблоко «себ» как символ красоты и здоровья, пророщенные зерна пшеницы «сабзи» — символ возрождения природы, уксус «серке» — символ долголетия и терпения, дикая маслина «сенджед» — знак любви, монета «секке» — символ процветания, чеснок «сир» как символ здоровья и, наконец, сумах — специя, символизирующая солнце и победу над злом. К этой «инсталляции» нередко добавляют раскрытый Коран или томик любимого персидского поэта, а также мини-аквариумы с золотыми рыбками, символизирующими счастливую жизнь. Новогодние торжества продолжаются две недели.

Навруз – древний и всемирный праздник

Согласно традициям, в праздник нельзя ходить в старой одежде, обязательно нужно надеть что-то новое. Считается, что те, кто не сможет отметить этот праздник в семейном кругу, будут ближайшие семь лет скитаться по свету. В Навруз можно дарить друг другу серебряные украшения - золотые под запретом, чётки, книги, посуду, сладости, выпечку, шахматы и много другое. Также 21 марта 2022 года отмечается народный праздник - Весенний солнцеворот.

Световой день к этому времени прибавляется до такой степени, что становится равен темному времени суток. В этот день существует ряд запретов, пренебрежение которыми может стоить нарушителю жизни.

До реформы Хормузда месяц имел 30 дней и делился на 6 пятидневок, и Новый год отмечался в течение всего месяца, но, в зависимости от социального положения, в разные дни. В первую пятидневку праздновали цари; во вторую — благородные; в третью — царские слуги; в четвертую — челядь; в пятую — ремесленники и торговцы; в шестую — крестьяне. После реформы Новый год стал отмечаться один раз в году в течение 6-ти дней. В 1-й день царь объявлял, что будет «сидеть для блага людей» выполняя просьбы простых людей , во 2-й день он принимал дехкан — землевладельцев, в 3-й — всадников и мобедов воинов элитного подразделения и представителей духовенства , в 4-й — членов семьи кроме сыновей , в 5-й — принимал сыновей, а в 6-й — только тех, кого считал достойным своего общества. Как указано в «Наврузнаме» «Книге о Наврузе» Омара Хайяма, история происхождения Навруза уходит во времена одного из древнейших в мире персидского царства — Пешдодиен.

Традиция связывает Навруз с именем легендарного Джамшида, которому посвящено немало строк и в эпической поэме Фирдоуси «Шахнаме». В «Шахнаме» говорится, что золотым веком было для людей семисотлетнее царствование Джамшида. Это он научил людей носить одежду из ткани вместо звериных шкур, разделил их по профессиям и сословиям, упорядочил законы и правила, по которым должны жить люди. В «Авесте» говорится, что он возжёг в Хорезме первый по святости огонь зороастризма, огонь жречества — Атур-Фарыбаг. Когда Джамшид построил себе трон из чистого золота по легенде, это был первый трон в истории человека и поднял его на высочайшую гору во время восхода солнца, золото заблестело под солнечными лучами и стало светить, словно солнце. Этот день назвали Наврузом и стали праздновать его как начало нового года. В «Наврузнаме» говорится: «Когда Джамшид постиг этот день, он назвал его Наврузом и ввел его в обычай как праздник.

Цари и другие люди последовали ему». В поэме «Шахнаме» начало празднования Навруза также связывается с началом царствования Джамшида: «… словно Солнце небесных высот, Сходился народ на его торжество, Дивился величью царя своего. Назвали тот радостный день Новым днем.

Иран: новогодняя «ёлка» и обязательные путешествия В Иране, колыбели этого древнего праздника, в наши дни Навруз — событие домашнее. В этот день вся семья неизменно собирается вместе. Ко встрече нужно заблаговременно подготовиться — тщательно прибраться в доме, раздать долги, простить обиды и примириться с недоброжелателями, чтобы не тащить в будущее прошлогодние проблемы. Фото: Сергей Новиков Основная часть новогодних обрядов — подготовка скатерти с семью предметами — «Софре хафт син», аналога нашей новогодней елки.

На «софре» — расстилаемую на полу скатерть — кладут семь предметов, начинающихся на арабскую букву «син». В зороастризме, древней религии персов, каждый из этих предметов воплощает то или иное благо этого мира. Состав «хафт син» не изменился с глубокой древности. Это яблоко «себ» как символ красоты и здоровья, пророщенные зерна пшеницы «сабзи» — символ возрождения природы, уксус «серке» — символ долголетия и терпения, дикая маслина «сенджед» — знак любви, монета «секке» — символ процветания, чеснок «сир» как символ здоровья и, наконец, сумах — специя, символизирующая солнце и победу над злом. К этой «инсталляции» нередко добавляют раскрытый Коран или томик любимого персидского поэта, а также мини-аквариумы с золотыми рыбками, символизирующими счастливую жизнь. Новогодние торжества продолжаются две недели. Вдоволь наотмечавшись дома и посетив живущих поблизости родственников, весь Иран отправляется в дорогу — навестить тещу в Захедане, давних друзей в Мешхеде или просто попутешествовать по стране.

Те же, кто не хочет покидать дом слишком надолго, «путешествуют» до ближайшего городского парка. Тем более что традиция советует провести на природе тринадцатый день после Навруза, чтобы не столкнуться с заглянувшими в дом злыми духами. Мужчины ставят палатку, женщины готовят обед на газовом примусе, заваривают чай — и семейный пикник удался!

В Таджикистане к Наврузу готовятся заранее, прежде всего духовно: раздают долги, прощают старые обиды, а в день праздника еще и надевают все чистое, символизируя полное очищение. Навруз широко проходит как в городе, так и в селах.

В городах в этот день все спешат на главную площадь увидеть праздничное представление с певцами, музыкантами, танцорами. В селах празднование Навруза невозможно представить без скачек, спортивных состязаний в национальном стиле, петушиных боев, запуска голубей и воздушных змей. И конечно, главным атрибутом Навруза является праздничный стол — дастархан, за который созывают гостей, где уже красуются традиционные для Навруза блюда: суманак, самбуса слоеные пирожки с мясом или зеленью , сабзи зелень и овощи и многое другое. Всего семь ритуальных яств на букву «с». Признав Навруз национальным и традиционным праздником, таджикский народ возродил многие обряды и обычаи, связанные с Наврузом.

Наряду с ними было организовано несколько новых фестивальных конкурсов, таких как выставка традиционных блюд, шоу национальных костюмов и конкурс «Царица Навруза». Краткое описание некоторых ритуалов и обычаев, которые совершаются в последние годы: хонабуророн уборка в доме. За одну-две недели до Навруза женщины и их дочери подметают и убирают комнаты, опрыскивают благими ароматами, стирают занавески и ковры и т. Они также убирают кухни и дворы, моют и чистят всю домашнюю утварь. Перед Наврузом все должно быть чисто, как новенькое.

Приближается новый год, и дом должен быть очищен. В разных регионах страны его называют по-разному — бойчечак подснежник , сайри гули лола праздник тюльпанов , иди гули сурх праздник красных цветов , гули сияхгуш или Сиёвуш цветок Сиявуша или цветок с черными колосьями. Церемония состоит в следующем: группы детей и взрослых собирают подснежники, ирисы, тюльпаны, проходят мимо домов жителей сел и деревень и поют специальные поздравительные песни. Традиционные блюда Навруза также готовятся из различных злаков и трав, символизирующих плодородную природу и здоровую пищу. В центральных районах во время празднования весны во многих домах женщины готовят гандумкучу, состоящую из молотой пшеницы, бобов, гороха, щавеля, лука, мяты, соли и воды.

В других регионах Таджикистана это блюдо называют далда кулаб, яван , баж бадахшан , гоуджа пенджикент. Суманак сладкий пудинг, варево из пророщенной пшеницы — самая распространенная и традиционная еда Навруза, символизирующая достаток.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий