Пресс-служба Мариинского театра сообщает о постановке первого и второго актов оперы Джакомо Мейербера “Гугеноты”. Артисты постепенно подготавливали зрителей к этому сочинению. Но Мариинская труппа, ведомая Валерием Гергиевым, любит и умеет бросать вызовы, создавая значимые страницы новейшей истории отечественного, да и мирового оперного театра. Мариинский театр впервые представил редчайшее сочинение в жанре большой французской оперы. Премьера стала уникальной по масштабам подготовки, сообщает корреспондент «МИР 24» Елена Куршук. 29 февраля, 1, 2 и 10 марта на Новой сцене Мариинского театра состоится премьера произведения Джакомо Мейербера «Гугеноты» — редчайшего на сегодняшней театральной сцене сочинения в жанре большой французской оперы.
Опера «Гугеноты» ПРЕМЬЕРА!
По части хорового письма Мейербер особенно силен; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; один из секретов обожания «Гугенотов» заключается именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий. Ни Вагнер, ни Верди, ни Мусоргский не обошли стороной мейерберовские находки в области хоровой музыки. Объемная, сочная мейерберовская медь по своей красоте и мощи не отстает от вагнеровской.
Одни критики превозносили эту оперу до небес, другие нещадно бранили, у публики же успех сочинения был непоколебимым, и до начала ХХ века оно не сходило с афиш по всему миру, выдержав в одной только Гранд-опера свыше тысячи представлений", - говорится в сообщении. Авторы бестселлера - композитор Джакомо Мейербер и либреттист Эжен Скриб.
Один из лидеров католической партии граф де Невер непременно должен носить плащ, подбитый снежным барсом, и для интерьера его дворца художники расписали тюль под гобелен в духе картин Босха. Для постановки оперы времен религиозных войн между гугенотами и католиками вручную задрапировали пять километров ткани. Драпировка подчеркивает непомерную роскошь и в то же время тяжесть, а необычно собранной тканью мастера художественно передали образ темных мыслей, которые проникают в человека. Сложнейшая задача для оформителей. Монументальная красота не должна затмить главную идею. Опера написана под впечатлением «Хроник царствования Карла IX» Проспера Мериме, где сюжет включает самую кровавую резню, устроенную католиками с протестантами на почве межконфессиональных отличий.
Тем более в Мариинском театре, где уже сыграно просто совсем ВСЕ из мирового оперного репертуара, причем не просто сыграно, но и — в основном — сыграно успешно. Тем более Валерием Гергиевым, который за что ни примется, показывает свою уникальную оснащенность для каждой выбранной стилистики. Жаль, что в Мариинском театре нет интереса к операм барокко и к новой венской школе. Скажем сразу, что Гергиеву партитура Мейербера явно понравилась. Он обошелся с ней любовно и нежно, окрыленно и приподнято. Общую несобранность в сценах с хором и некоторыми солистами я бы охотно простил — за счет целостной оркестровой удачи. Как всегда, пленяли тишайшие зависания и мощнейшие fortissimi, в которых никогда не пугала крикливость и пережатость. Стилистика Мейербера прожита и освоена по-хозяйски, основательно. С работой дирижера довольно умело боролся режиссер Константин Балакин, взяв в сообщники художника Елену Вершинину. Балакин ставил не драму и не трагедию, а игру в костюмированный бал. В пятом акте, вообще-то, на сцене Варфоломеевская ночь, когда в Париже зарезали тридцать тысяч гугенотов. И в «хорошей постановке» худо-бедно нам от этого становится жутко, иногда просто «стынет кровь в жилах». А тут какие-то грамотно по сегодняшней театральной практике одетые «исторические персонажи» где-то на заднем плане то ли умирают, то ли участвуют в очередной игре в масках. А то, что трех главных персонажей у нас на глазах — бах! Потому что на сцене с начала до конца царит игра, задрапированная кружавчиками. Никакими не кружевами, чтоб вы не думали. И воплощают эти «кружавчики» пять километров мутной серой ткани, которые — с ужасно безвкусными воланами — то свисают, то ниспадают, то расколыхиваются над сценой, свидетельствуя о пошлой театральности действия на подмостках. Еще на сцене есть гаргульи разного размера, страшные и ужасные, мелкие копии которых мы привозили из Парижа в свои первые поездки, как знаки зла. И бедному слуге Марселю приходится в пятом действии в порыве гнева разрубать на части разнесчастную гаргулью у нас на глазах. Но никакого ужаса нам это не приносит.
«Гугеноты» Мейербера – впервые на большой сцене Мариинского театра (5 декабря 2022)
Мариинский театр готовит "Гугенотов" к постановке постепенно. В Мариинском «Гугеноты» были исполнены в феврале 1862 года на сцене тогда еще совсем нового театра — здание, которое сегодня принято называть исторической сценой, было открыто в 1860 году. «Гугеноты» и «Пуритане» в Мариинском театре (февраль 2024). На сцене Мариинского театра исполнят оперу Джакомо Мейербера на французском языке в сопровождении синхронных титров на русском языке.
Опера «Гугеноты» ПРЕМЬЕРА!
На сцене Мариинского театра впервые представили французскую оперу «Гугеноты» Джакомо Мейербера. В XIX веке это произведение было на пике популярности у зрителей, сегодня же опера редко звучит на мировой сцене. Одна из причин в том, что для исполнения основных партий необходимо сразу семь первоклассных певцов. В Мариинском театре в премьере заняты сразу несколько составов. Несмотря на трагичность сюжета авторы постановки постарались развернуть на сцене роскошный праздник. Выражаясь современным языком, это — пышный музыкально-театральный блокбастер, базовый образец большой оперы, которая царила на французской сцене почти столетие. Для этого надо жить несколько жизней, чтобы услышать коллективно всей стране или даже Европе тысячу раз одну и ту же оперу», — рассказал художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра, генеральный директор Большого театра, музыкальный руководитель и дирижер оперы «Гугеноты» Валерий Гергиев.
Классическая «большая опера» «Гугеноты» композитора Джакомо Мейербера и либреттиста Эжена Скриба сделала авторов невероятно популярными для своего времени. В основе сюжета — роман Проспера Мериме «Хроника царствования Карла IX», отображающий кровавые события Варфоломеевской ночи 24 августа 1572 в Париже, массовые убийства протестантов-гугенотов католиками. Музыка оперы эффектна и наполнена контрастами. В России «Гугеноты» впервые прозвучали в исполнении немецкой труппы в Одессе в 1843.
Подобные изменения происходили с этой оперой повсеместно — помимо «Гвельфов и гибеллинов» и оригинального названия, она была также известна как «Англикане и пуритане» и «Ренато ди Кронвальд». Впервые в исполнении русской оперной труппы «Гугеноты» были поставлены в Петербурге 2 февраля 1862. В 240-м сезоне Мариинский театр готовит сочинение к постановке постепенно. В сентябре-октябре 2022 в камерной версии под фортепианный аккомпанемент прозвучали I и II акты «Гугенотов», в ноябре — камерная версия III, IV и V акта, 5 декабря — первые два акта с Симфоническим оркестром Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева.
Одни превозносили их творение до небес, как, к примеру, Чайковский, считавший «Гугенотов» одной из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре и отмечавший прежде всего ее «удивительнейшую, первенствующую между всеми произведениями подобного рода, любовную сцену IV акта с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями». Другие нещадно бранили опус, называя его, подобно Вагнеру, «чудовищным попурри, исторически-романтической, священно-фривольной, таинственно-бронзовой, сентиментально-надувательской мешаниной» правда, прежде всего, это относилось к либретто. Но даже он, как и его антагонист Чайковский, восхищался IV действием «Гугенотов». Публика же — прежде всего, во Франции - с восторгом принимала оперу вплоть до начала XX века. Далее ее интерес стал угасать.
Опера «Гугеноты» ПРЕМЬЕРА!
Премьера спектакля в постановке Константина Балакина состоится 29 февраля на новой сцене — в день 188-летия премьеры оперы в Париже. Кстати, несколько лет назад опера уже звучала в Мариинском театре — в концертной версии. Теперь же на сцене — полноценная постановка.
Спектакль основан на замысле самого композитора и его интерпретации событий 1572 года в Париже. В центре сюжета трагическая история любви протестанта Рауля и католички Валентины, разворачивающаяся на фоне кровавой Варфоломеевской ночи. Джакомо Мейербер — композитор оперы, которого называли королем оперы, создавал для постановки своих «Гугенотов» костюмы из шелка и меха для аристократии французского двора конца Возрождения. Граф де Невер, один из лидеров католической партии, должен был носить плащ, украшенный снежным барсом, а интерьер его дворца был украшен тюлем, напоминающим гобелены Босха. Для создания атмосферы времени религиозных войн художники вручную драпировали пять километров ткани, подчеркивая роскошь и тяжесть эпохи.
Именно эта опера, написанная в 1836 году, прославила Джакомо Мейербера далеко за пределами Парижа. При этом интересно, что по цензурным соображениям в тех городах и странах, где уважалась католическая вера, религиозный конфликт в сюжете приходилось маскировать другим названием. Так, в Петербурге постановка шла под названием «Гвельфы и гибеллины».
Опера полна резких контрастов: на сцене то танцы, то баталии, то дворец, то кладбище, то свадьба, то резня. Сладкозвучное итальянское бельканто искусно сочетается с благородной французской декламационностью, вокальные монологи переходят в развернутые ансамбли и грандиозные массовые сцены. По части хорового письма Мейербер особенно силен; как никто, он способен создать на сцене иллюзию живой толпы. Хоры Мейербера настолько легко ложатся на слух, настолько ярки и мелодичны, что прямо-таки искушают зал подпевать; один из секретов обожания «Гугенотов» заключается именно в эффекте участия зрителей в водовороте сценических событий.
В репертуар Мариинского театра возвращается опера Мейербера «Гугеноты»
В Мариинском театре готовят премьеру «Гугенотов» (12+) — опера Джакомо Мейербера не ставилась здесь более 70 лет (но звучала в концертном исполнении). Оперу Джакомо Мейербера "Гугеноты" представит Мариинский театр. Первый показ спектакля состоится 29 февраля, как и 188 лет назад, в день мировой премьеры оперы в Париже. Сочинения в жанре большой французской оперы – редкость на сегодняшней сцене. Афиша Санкт-Петербург: Опера «Гугеноты» 10 марта 2024, Мариинский-2. «Гугеноты» (1836) — это пышный музыкально-театральный блокбастер, базовый образец так называемой большой оперы, которая царила на французской сцене почти столетие. О театре. Новости. Оперу Джакомо Мейербера "Гугеноты" представит Мариинский театр. Первый показ спектакля состоится 29 февраля, как и 188 лет назад, в день мировой премьеры оперы в Париже. Сочинения в жанре большой французской оперы – редкость на сегодняшней сцене.
Семь звезд для «Гугенотов»
Мариинский-2 — Новая сцена Мариинского театра. В Мариинском театре готовят премьеру «Гугенотов» (12+) — опера Джакомо Мейербера не ставилась здесь более 70 лет (но звучала в концертном исполнении). +7 (812) 326-41-41 Концертный зал Мариинского театра СПб, ул. Писарева, д. 20 на карте Садовая (1.7 км построить маршрут до метро) Сенная площадь (1.9 км пройти от метро) Спасская (1.8 км) Адмиралтейский район.
Возвращение оперы «Гугеноты» на сцену Мариинского театра
Дурная бесконечность складок занавеса-маркизы как символ закулисных интриг, в которых можно задохнуться, выглядела ещё одной смыслообразующей визуальной идеей. В духе историзма пытались существовать на сцене и персонажи, рассыпаясь в галантных поклонах и куртуазно жестикулируя», — делится своими впечатлениями критик Дудин. Сверить их со своими можно уже 5 апреля. Спектакль пройдёт на новой сцене. Начало в 19 часов. Эта опера должна вызывать слёзы «Пуритане» — опера итальянского гения Винченцо Беллини. Беллини ушёл из жизни в 33 года, но за свою недолгую жизнь этот уроженец небольшого сицилийского города Катания успел создать несколько опер-шедевров. Здесь есть не только дивные вокальные красоты, но и роскошный дифференцированный оркестр, мощные хоровые сцены, сквозная драматургия сцен. На новой сцене Мариинского театра «Пуритане» впервые прозвучали 16 июня 2023 года. Именно — прозвучали, так как это было концертное исполнение оперы.
И вот в минувшем феврале её сыграли. Спектакль постановил Владислав Фурманов — известный режиссёр кино и драматического театра. Профессиональные критики оценили его довольно сурово.
А сегодня, 5 декабря, на той же сцене Валерий Гергиев, солисты, хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят первые два из пяти акта оперы Мейербера «Гугеноты». По традиции, согласно которой зрителей знакомят с малоизвестным названием постепенно, акты «Гугенотов» сначала представили в камерной версии под фортепиано, сегодня — исполнение с оркестром в ведущих партиях заняты Мария Баянкина, Анастасия Калагина, Дарья Росицкая и Гамид Абдулов. Целиком сочинение планируется представить в конце нынешнего сезона. В свое время «Гугеноты», являющиеся классическим образцом большой оперы, сделали своих авторов - композитора Джакомо Мейербера и либреттиста Эжена Скриба невероятно популярными.
Одни превозносили их творение до небес, как, к примеру, Чайковский, считавший «Гугенотов» одной из прекраснейших опер во всем лирическом репертуаре и отмечавший прежде всего ее «удивительнейшую, первенствующую между всеми произведениями подобного рода, любовную сцену IV акта с ее превосходными хорами, с ее полной новизны и оригинальных приемов инструментовкой, с ее порывисто-страстными мелодиями».
В России «Гугеноты» впервые прозвучали в исполнении немецкой труппы в Одессе в 1843. В 1850-м опера была поставлена в Большом театре Петербурга силами итальянских артистов в урезанном и переделанном виде. Действие было перенесено в Италию, а гугеноты и католики превращены в гвельфов представителей интересов Римского Папы и гибеллинов сторонников германского императора. Подобные изменения происходили с этой оперой повсеместно — помимо «Гвельфов и гибеллинов» и оригинального названия, она была также известна как «Англикане и пуритане» и «Ренато ди Кронвальд».
В течение 2023 года подобное было повторено еще не раз — театр оттачивал давно забытый стиль, желая прийти к полноценной сценической премьере во всеоружии. В итоге было подготовлено четыре исполнительских состава «Гугеноты» обильно населены, там семь главных партий и множество второстепенных , а оформить оперный блокбастер пригласили ту же команду, что полгода назад успешно справилась с другим оперным мастодонтом — «Нюрнбергскими мейстерзингерами» Вагнера: режиссера Константина Балакина, художника сценография и костюмы Елену Вершинину и световика Ирину Вторникову. Команда еще по своим астраханским работам славится умением сделать спектакль одновременно и красивым, и наполненным смыслами: и на этот раз ею ничто не принесено в жертву. Декоративная музыка Мейербера и помпезная драматургия его либреттиста Эжена Скриба, где все чрезмерно и зиждется на эффектах, не становятся для постановщиков поводом спорить с природой гранд-опера — они внимательно слушают музыку и направляют свою фантазию в одно русло с авторами. Поэтому визуальная сторона постановки — невероятно красива и даже приторно изобильна.
Лишь поднимается занавес, взору публики предстает обильно драпированная французскими шторами сцена, подчеркивающая роскошь и богатство двора последних Валуа и запутанность интриг, царящих там. На заднике — не видеопроекция, а настоящие шпалеры-гобелены, в сюжетах на которых узнаваемы позднеренессансные мотивы. Исторические костюмы — пышные, подробные, с множеством деталей — уподобляют персонажей оперы диковинным райским птицам, обитающим в этой золоченой королевской клетке. Все это пиршество изумительно подсвечено: каждую картину можно рассматривать как полотна в музее — долго, подробно и со вкусом. Но за этой красотой и доминированием визуального авторы спектакля не забывают и о символизме.