6 лет назад назад в Москве обрушилась кровля развлекательного комплекса «Трансвааль-парк». ЗДЕСЬ вся ХРОНИКА событий, произошедших после обрушения аквапарка. Крыша аквапарка "Трансвааль", расположенного в Ясеневе по адресу Голубинская улица, 16, обрушилась в субботу в 19.20 вечера. 14 февраля 2004 года в Москве обрушение кровли произошло в аквапарке "Трансвааль-парк". 14 февраля 2004 года в Москве обрушение кровли произошло в аквапарке "Трансвааль-парк".
В Москве обрушилась кровля развлекательного комплекса «Трансвааль-парк»
Они зашли в раздевалку, переоделись, вышли в зал и разбежались в разные стороны. Саше все было в новинку, и в какой-то момент она даже растерялась, выбирая водный аттракцион. Кто-то рассказывал, как по потолку поползла трещина, и большой обломок рухнул вниз. Что-то заставило ее в тот момент забиться в одно из этих углублений, и через мгновение крыша посыпалась на людей. Мужчина и женщина в купальниках каким-то образом оказались на крыше и звали на помощь.
Спортивно-развлекательный комплекс представлял собой многоуровневое пятиэтажное здание, имеющее в плане форму китового хвоста, общей площадью 20,2 тыс. Заказчиком проекта выступила компания «Европейские технологии и сервис», привлекшая для строительства кредит Сбербанка в размере 17,3 млн долларов. Общая стоимость строительства оценивалась в 40 млн долларов [4] [1].
Строительство комплекса началось в 2000 году, и уже через 19 месяцев в июне 2002 года «Трансвааль-парк» был введён в эксплуатацию [2]. На момент постройки аквапарк стал крупнейшим в Европе и, помимо зоны водных аттракционов, включал спортивный бассейн, два отделения саун, боулинг с кафе-баром и бильярдной , ресторан, тренажёрный зал , салон красоты. Комплекс вмещал около 2000 человек [4]. Обрушение[ править править код ] 14 февраля 2004 года в 19:13 купол комплекса «Трансвааль-парк» обрушился.
В это время в аквапарке находились около 1,3 тысячи человек. В 19 часов 15 минут неожиданно обрушился железобетонный купол здания площадью 3000 квадратных метров. Под рухнувшей крышей оказались погребены самые популярные аттракционы «Трансвааля», в том числе детский бассейн. Трагедия в спортивно-развлекательном комплексе унесла жизни 28 человек, более ста человек пострадали, многие из них стали инвалидами. Для множества людей тот вечер 14-го обрушение крыши московского аквапаркафевраля навсегда останется в памяти: это те, кто пережил несколько мучительных часов под завалами, их родственники, друзья, бывшие работники «Трансвааль-парка» и свидетели чудовищной трагедии.
За сооружение «Трансвааля» ЕТС была признана победителем в номинации «Объекты культуры, медицины, зрелищные и спортивные сооружения» на 3-м конкурсе «На лучший реализованный проект года в области инвестиций и строительства», организованном правительством Москвы. По факту ЧП было возбуждено уголовное дело по статье 109 часть 2 УК РФ — «причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, а равно причинение смерти по неосторожности двум или более лицам». Расследование продолжалось больше 20 месяцев: с первого дня, когда обрушилась кровля «Трансвааля», по декабрь 2005 года, когда московский прокурор Анатолий Зуев подписал обвинительное заключение.
Вместе с Аленой погиб мальчик Витя. Алена умерла мгновенно от удара металлической балки по голове. Вите повезло меньше — ему перебило ноги, и некоторое время он был жив, но скончался еще до того, как до него добрались спасатели.
Оба ребенка похоронены рядом. Амнистия для архитектора Уголовное дело возбудили в тот же день, 14 февраля 2004 года. Статья — 109 УК «Причинение смерти по неосторожности». Причины трагедии пытались выяснить в течение 20 месяцев. В первые дни после случившегося многие считали, что это теракт, однако экспертиза слухи не подтвердила — никаких следов взрывчатых веществ на месте не нашли. Не было и никаких намеков на то, что крыша аквапарка обрушилась в результате чьих-либо преднамеренных действий.
Следователи пришли к выводу, что здание попросту было спроектировано с ошибками, к которым привели грубые просчеты при разработке документации. В результате в эксплуатацию был сдан объект, не отвечающий нормативным требованиям по безопасности и надежности. По итогам расследования виновным признали главного конструктора «Трансвааля» Нодара Канчели и начальника Мосгорэкспертизы Анатолия Воронина. Обоим было предъявлено обвинение: первому в причинении по неосторожности смерти и тяжкого вреда здоровью, второму — в халатности, приведшей к гибели двух и более человек. Однако реальный тюремный срок не получили ни тот, ни другой. Канчели был освобожден от ответственности по своему ходатайству в сентябре 2006 года, по амнистии в честь столетия Государственной Думы.
Дело же Воронина московская прокуратура просто прекратила, законность этого решения подтвердил Замоскворецкий суд Москвы. В тот год, когда Канчели амнистировали, произошла еще одна подобная трагедия: обвалилась кровля Басманного рынка, которую он проектировал в 1970-е годы. В этот раз жертв было еще больше — 68 человек. Но в случае с Басманным экспертиза исключила возможность обрушения здания из-за проектных недостатков, и подозрения с архитектора сняли. Сейчас я, разумеется, так не думаю.
Кровь, снег и вода − конец «вечного лета».
15.02.2004 В Москве 14 февраля в 19.15 мск произошло обрушение купола развлекательного комплекса "Трансвааль-парк" в Ясенево. 14 февраля 2004 года примерно в 19:15 произошло обрушение крыши аквапарка – Самые лучшие и интересные новости по теме: Истории, трагедии, факты на развлекательном портале В субботу в Москве произошла новая трагедия. Сотни людей, решивших отметить День святого Валентина в столичном аквапарке "Трансвааль", оказались погребены под рухнувшей крышей. В субботу представители официальных властей Москвы сообщили вероятную версию обрушения купола в аквапарке «Трансвааль-Парк». 16 лет назад, 14 февраля 2004 года, на юго-западе Москвы обрушилась крыша в аквапарке «Трансвааль-парк»: 28 человек погибли и около 200 получили ранения различной тяжести. 14 февраля 2004 года - в Москве обрушился купол комплекса "Трансвааль-парк", похоронив под собой 28 человек.
Смертельный февраль Нодара Канчели. Под крышами любимого архитектора Лужкова погибло сто человек
По данным РИА "Новости" на 00:30, опознаны двое погибших при обрушении крыши в аквапарке "Трансвааль-парк". Почему в аквапарке погибли взрослые и дети Трагедия, Аквапарк, Москва, Смерть, Обрушение, История, Длиннопост, Негатив. Главная» Новости» Москва 14 февраля 2004 года. Обрушение железобетонных сооружений с тонкостенной кровлей: аквапарка 'Трансвааль' (слева) и здания Бауманского рынка (в центре) в Москве, терминала парижского аэропорта им. Шарля де Голля (справа) и других конструкций.
Аквапарк катастрофического периода
Среди 362 человек, находившихся в зоне поражения, было много детей. Число раненых детей - более 30 человек. Несмотря на то, что в спасательной операции принимают участие все спасательные службы Москвы и области, разбор завалов может продлиться до ночи воскресенья. Здесь можно узнать все телефоны "горячих линий".
По данным на вчерашний вечер, погибли 26 человек, из них шестеро — дети. Из-под рухнувших конструкций спасатели достали 110 человек, 90 из которых, в том числе 32 ребенка, доставлены в больницы. Информации о возможном взрыве мы пока не добыли».
По словам приехавшего в Ясенево мэра Москвы Юрия Лужкова, «никаких специфических моментов, связанных с наличием внутреннего взрыва, мы не видим». Однако, по данным «НГ», следствие продолжает отрабатывать и «террористическую» версию. Как сообщил мэр, всю воскресную ночь на руинах аквапарка работали специалисты ФСБ. В связи с трагедией в «Трансвааль-парке» вице-мэр Москвы Валерий Шанцев пообещал провести тщательную проверку всех зданий со сложными кровлями. Вместе с ней пройдет оценка качества строительства в столице, а также применяемых материалов. Момент, когда крыша начала «складываться», точно зафиксировали видеокамеры внутреннего наблюдения — 19 часов 15 минут 43 секунды.
Более двух третей купола площадью 5 тысяч кв. По данным МЧС, в зоне поражения в этот момент находились 362 человека. Те из них, кто оказался ближе к выходу, выскакивали на улицу в прямо в купальниках — потом некоторые из них рассказывали, что слышали «какой-то звук, похожий на взрыв». Корреспонденты «НГ» еще застали отъезжавшие с парковки джипы с дрожащими полуобнаженными и закутанными в шубы девушками. А первыми помощниками спасателей пытались стать трое, как потом выяснилось, армейских офицеров, на пятнадцатиградусном морозе лезших под завалы в плавках и шлепанцах. Спасательная операция на Голубинской улице началась примерно через 15 минут после обрушения.
К «Трансвааль-парку» съехались 60 машин «скорой помощи». Для эвакуации посетителей комплекса подогнали 20 рейсовых автобусов, четыре крана и десятки бульдозеров и большегрузных машин. В тот момент, когда спасатели МЧС и работники аварийных служб уже были в здании, милиция перекрыла все подъезды к аквапарку и плотным кольцом оцепила комплекс. А фасад «Трансвааль-парка», окруженного со всех сторон полем, оврагом и незамерзающей речушкой, продолжал мигать сотнями ярких разноцветных лампочек. Через снежное поле корреспондентам «НГ» удалось вплотную подобраться к тыльной стороне комплекса. В свете прожекторов были отчетливо видны искореженный железобетон, работа кранов и бульдозеров.
К расчищенной площадке медленно подъезжали спецавтомобили «скорой помощи» без окон — в течение ночи число найденных под завалами тел росло. Со стороны же Голубинской улицы пейзаж разрушенного «Трансвааль-парка» — с автомобильной стоянкой, милицией, пожарными, спасателями и толпой журналистов возвращал в памяти картину Театрального центра на Дубровке с разорванным полотнищем мюзикла «Норд-Ост». По его распоряжению в зоне обвала установили прожекторы и тепловые генераторы — чтобы уцелевшие под завалами не погибли от переохлаждения. Специалисты МЧС разбили участок поражения на квадраты и через каждые четверть часа устраивали «минуту тишины».
Причиной обрушения аквапарка "Трансвааль" в Москве стали проектные ошибки. Таковы предварительные итоги работы комиссии по расследованию причин трагедии в Ясеневе 14-го февраля этого года. Об этом заявил главный конструктор и технический директор Нодар Канчели, передает радио "Эхо Москвы".
Обрушилась левая часть аквапарка - крыша помещения, сделанная из бетонных плит, лежащих на металлической основе. В это время в развлекательном центре находилось около тысячи человек. Многие из посетителей в панике выскочили на улицу прямо в купальных костюмах. Пострадавших людей тут же отправляли в больницы на машинах "скорой помощи". Всего на месте происшествия работали около 1,5 тысячи спасателей, подогнали 88 единиц техники. По словам спасателей, крыша парка была покрыта почти метровым слоем снега, и это несмотря на то, что руководство центра уверяет, что крышу чистили регулярно. Работы также осложняли большое количество битого стекла и арматура, о которые поисковые собаки постоянно резали лапы.
Один комментарий на “Трансвааль-парк.”
- Кто виновен в трагедии
- Трагедия в «Трансвааль-парке» 20 лет спустя: что произошло
- 17 лет назад в Москве рухнул «Трансвааль». Почему в аквапарке погибли 28 взрослых и детей?
- Аквапарк катастрофического периода / События / Независимая газета
17 лет назад в Москве рухнул «Трансвааль». Почему в аквапарке погибли 28 взрослых и детей?
Сегодня о трагедии напоминает часовня: ее заложили рядом с местом трагедии спустя 2 года после обрушения аквапарка. По факту обрушения крыши в аквапарке прокуратура Москвы 14 февраля 2004 года возбудила уголовное дело по статье «причинение смерти по неосторожности». По факту обрушения крыши и гибели людей в аквапарке прокуратура Москвы 14 февраля 2004 года возбуждено уголовное дело по части второй статьи 109 Уголовного кодекса "причинение смерти. 14 февраля 2004 года в российской столице произошла трагедия — обрушился стеклянный купол в аквапарке «Трансвааль».
Читайте также:
- Еще раз о трагедии в аквапарке «Трансвааль Парк».
- 14 февраля исполняется 5 лет со дня трагедии, потрясшей всю страну
- Поделиться
- Один комментарий на “Трансвааль-парк.”
- Трансвааль-парк. Оперативная съемка службы спасения
- 23 февраля — никто из москвичей не пострадал
Еще раз о трагедии в аквапарке «Трансвааль Парк».
По его словам, первая версия - ошибки при расчетах проекта. Эти ошибки могла просмотреть и экспертиза проекта, отметил специалист. При этом он исключил возможность обрушения купола здания под тяжестью снега. Следующая вероятная причина - технологический брак на заводе, где отливали конструкции.
Кроме того, по его словам, причиной трагедии мог стать и неправильный монтаж конструкций. На вопрос, могла ли привести к ЧП неправильная эксплуатация, специалист ответил утвердительно, отметив в то же время, что это маловероятно.
По закону Гука они вызывают соответствующие деформации. Но из-за хаотического взаимного расположения зерен локальные местные напряжения и деформации не совпадают со средними, в частности могут существовать области, где напряжения превышают предел упругости.
При статическом нагружении такое положение не вызовет опасных последствий. В случае же переменных нагрузок напряжения и деформации в указанных "перенапряженных" областях могут привести к нарушению сплошности тела. Дефекты в виде микротрещин уменьшают жесткость конструкций, а это в свою очередь снижает частоту собственных колебаний. В конце концов, она может оказаться в "опасном" диапазоне.
Когда это произойдет, зависит от особенностей каждой конкретной конструкции. Кровля "Трансвааля" имела огромную площадь и небольшую толщину, представляя собой, по сути дела, мембрану. В сложившихся условиях амплитуда ее колебаний оказалась высокой и дегенерация бетона шла быстро. Поэтому от постройки до аварии прошло совсем немного времени.
Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать воздействие вибрации, необходимо обеспечить диссипацию рассеяние энергии колебаний, возникающих в конструкции. Диссипация происходит в результате внутреннего трения или ухода волн в грунт. В "Трансваале" крепление колонн было близко к шарнирному.
Причиной обрушения аквапарка "Трансвааль" в Москве стали проектные ошибки. Таковы предварительные итоги работы комиссии по расследованию причин трагедии в Ясеневе 14-го февраля этого года. Об этом заявил главный конструктор и технический директор Нодар Канчели, передает радио "Эхо Москвы".
Поэтому от постройки до аварии прошло совсем немного времени. Чтобы если не устранить, то хотя бы минимизировать воздействие вибрации, необходимо обеспечить диссипацию рассеяние энергии колебаний, возникающих в конструкции. Диссипация происходит в результате внутреннего трения или ухода волн в грунт. В "Трансваале" крепление колонн было близко к шарнирному. Поэтому деформационные волны не гасли из-за внутреннего трения сталь - очень упругий материал и не уходили в фундамент, а отражались от шарнира и вновь начинали "гулять" по элементам сооружения. Конечно, это тоже повышало риск обрушения. Почему же вибрация не рассматривалась в качестве одной из главных причин катастрофы, хотя этот фактор и фигурировал в материалах расследования? Комиссии экспертов проверяли процессы проектирования, возведения и эксплуатации здания аквапарка в первую очередь на соответствие Строительным нормам и правилам СНиПам - в строительстве им принадлежит та же роль, что ГОСТам в промышленности. Нарушений обнаружено не было. Возникает простая мысль: если проект соответствовал СНиПам, но здание разрушилось, значит, СНиПы необходимо пересмотреть, добавив раздел "Вибрационная выносливость" - ведь нормы на этот параметр отсутствуют. В этом разделе необходимо запретить использовать несущие конструкции из бетона, если в процессе эксплуатации в них могут возникать поперечные изгибные колебания. Имеет также смысл создать службу наблюдения за вибрационной обстановкой в составе Госгортехнадзора или МЧС, вменив ей в обязанность вести непрерывный контроль частот и амплитуд колебаний почвы и элементов конструкций, в первую очередь таких сооружений, как мосты, тоннели, крупные здания. Наконец, следует шире внедрять в строительную практику приемы, увеличивающие диссипацию энергии колебаний.