Новости капнист мария

Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. Заслуженная артистка Украинской ССР Мария Ростиславовна Капнист родилась в 1914 году в Петербурге. В молодости актриса Мария Капнист была настоящей красавицей. Другие новости. 02.04.2024 12:17:00. К 200-летию Государыни Императрицы Марии Александровны, первой Венценосной владелицы имения «Ильинское-Усово». Мария Капнист принадлежала к старинному дворянскому роду, будучи по отцовской линии двоюродной правнучкой Василия Капниста.

KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов

от польского князя Яна Волконского. В поезде, который вез Марию Капнист на «большую землю», у нее впервые за много лет появилась возможность посмотреться в зеркало. Мария Ростиславовна Капнист (настоящее имя Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко) – советская и украинская артистка. Здесь же, на поселении, у Капнист случился роман с заключенным и она забеременела. Рождение дочери Рады вдохнуло новые силы в Марию. После всех суровых испытаний, мук и пыток, Мария Капнист сохранила чувство собственного достоинства и веру в людей. 25 Так грустно шутила Мария Капнист.

"Частная история": Мария Капнист

Мария Капнист прошла через жестокие испытания и выстояла, не посрамив своих замечательных предков. Bookmark the permalink. Другие новости. 02.04.2024 12:17:00. К 200-летию Государыни Императрицы Марии Александровны, первой Венценосной владелицы имения «Ильинское-Усово». В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский (его впоследствии расстреляли). Графиня Мариэтта Ростиславовна Капнист-Серко (настоящее имя Марии) – потомственная дворянка. Заслуженная артистка Украинской СССР Мария (Мариэтта) Капнист называла свою жизнь адом – уже в раннем детстве она стала свидетельницей казни тети. Вот уникальное фото: Мария Ростиславовна Капнист в 1990-м году на фоне афиши моего отца в Ленинграде у своей приемной дочери.

Мария Капнист: дворянское происхождение, сталинские лагеря и возрождение после 45 лет

Годы лагерей и мечты о театре: тяжёлая история Марии Капнист Мария Капнист. / Maria Kapnist.
Мария Капнист: крымская сказка ведьмы всея Союза - Лента новостей Крыма 24-25 сентября в Центральной городской библиотеке им. прошли творческие встречи, посвященные истории графского рода Капнистов и известной актрисе Марии Капнист.
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист В семьдесят пять Мария Капнист стала заслуженной артисткой Советского Союза.
В молодости Мария Капнист была красавицей. Как годы лагерей превратили её в старуху Заслуженная артистка Украинской ССР Мариетта Капнист-Серко, известная также как Мария Капнист, сыграла старуху Изергиль в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо».

Читайте также

  • Мария Ростиславовна Капнист
  • Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»…
  • Мария Капнист
  • Мария Капнист - биография и личная жизнь актрисы

Мария из рода Капнист. Читаем вместе. Рассказывает Ольга Николаевна Дьяконова

Но её дух не был сломлен. С потерей красоты и молодости, которые у нее забрали лагеря, Мария Капнист довольно быстро смирилась и даже относилась к этому с юмором. На фотографиях дочери она подписывалась: «С любовью, твоя баба Яга. Она сыграла более чем в ста двадцати художественных фильмах и создала галерею характерных образов в кино — графинь, дам, загадочных старух, ведьм, цыганок и чародеек. Слушатели познакомились с невероятной судьбой талантливой актрисы, рассказ ведущей сопровождался показом мультимедийной презентацией «Мария Капнист.

Пушкина Ленинградский театральный институт.

Но проучилась там она недолго. Советская власть не простила ей дворянского происхождения. В 1934 г. Мария Капнист.

Старшая сестра Марии испытаний не выдержала — умерла от разрыва сердца. Один брат утонул, второй также попал в лагеря. Спасся от тюрем лишь один — брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист. Не находя себе места от горя, Мария Ростиславовна была близка к самоубийству. Но собрав в кулак всю свою силу воли, она попросила лагерную подругу Валентину Ивановну, которая уже выходила на волю, разыскать Раду и быть рядом с нею, пока мать не окажется дома сама. Валентина Ивановна выполнила наказ подруги, нашла ее дочь, познакомилась с ней, а потом разыскала Марию Ростиславовну и успокоила. Встретиться мать и дочь смогли нескоро. А когда встретились, Рада долго не могла ее признать. Она не понимала, почему почти десять лет ей пришлось жить в ненавистном детдоме, почему рядом не было мамы, а появившись, она оказалась немолодой и некрасивой, истощенной и физически и психически. Лишь спустя несколько лет, уже сама став матерью, Рада во всем разобралась и привязалась к ней уже навсегда.

Мария Капнист с дочерью Радой В марте 53-го умер Сталин. Всех выстроили на лагерном плацу и сообщили эту «скорбную» весть. Кто-то плакал, кто-то кричал, стонал, падал в обморок. Мария Капнист танцевала вальс. Слава Богу, решили, что она сошла с ума. Отпустили, конечно, не всех. Капнист назвали фашисткой и оставили еще на неопределенный срок. И вот, наконец, 1958 год. Актриса едет в Москву на встречу со своим другом Георгием Евгеньевичем. В вагоне ей предложили принять душ.

Зайдя в туалетную комнату, она увидела пожилую женщину с короткой стрижкой и чрезвычайно морщинистым лицом. Выскочив в коридор, она позвала охранника: «Там какая-то бабуся моется! Тут Мария Ростиславовна догадалась, что видела в зеркале свое отражение... Из лагерной Голгофы она вернулась в 42 года, но выглядела изможденной старухой. Это было страшное открытие. Каторжанам не разрешалось пользоваться зеркалами. Капнист чувствовала, что сильно похудела, знала, что постарела. Но не до такой же степени! На перрон она вышла первой, в старой телогрейке, стоптанных башмаках, с узелком в руках. Она сразу увидела Георгия — годы не изменили его, высокого, красивого.

Он стоял с букетом цветов и вглядывался в выходящих из вагона пассажиров. Пару раз кинул взгляд и на нее... Когда на перроне их осталось двое, он сказал: «Вас не встретили, и я не встретил». И пошел. У Марии подкосились ноги, пересохло во рту. Ах, если бы не увидела она себя в этом поганом зеркале, может, и посмелее была бы! Все-таки, найдя в себе силы, она кинулась за ним и закричала: «Юл, Юл!... Обернувшись и вглядевшись в ее полные слез глаза, он отшатнулся. Ужас, боль, страдание — все разом отразилось в его облике. Что они с тобой сделали!

А она побежала прочь, не разбирая дороги. Догнав ее, Георгий услышал: «Спасибо за ту правду, которую я увидела на твоем лице». Мария Ростиславовна уехала в Киев. С Георгием Евгеньевичем они дружили всю оставшуюся жизнь, ездили друг к другу в гости. Он не раз предлагал ей пожениться, но она не могла забыть той встречи на вокзале и не могла позволить себе сделать несчастным любимого человека. В Киеве Мария Капнист ночевала на вокзалах, в скверах, телефонных будках. Работала дворником, массажистом. Приходила на киностудию, бродила по павильонам. И однажды встретилась с молодым режиссером Юрием Лысенко. Он предложил ей роль Игуменьи в картине «Таврия».

Поначалу актрисе было несколько жутковато — впервые она стояла перед камерой, а потом дела пошли на лад. Она оказалась довольно покладистой актрисой с оригинальными и внешними, и внутренними данными. На нее обратили внимание многие режиссеры Киностудии имени Довженко, приняли в свой штат, а Союз писателей выдал Марии Ростиславовне как потомку выдающегося писателя В. Капниста путевку в Дом творчества «Коктебель» на Черном море. Там актриса окрепла, отдохнула, подлечилась и начала активно сниматься в кино. Мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой. Зато она принесла в наш кинематограф свою светлую, мудрую, добрую душу, свой таинственный, выразительный облик. Пусть это были роли небольшие, но все же незабываемые. Трудно себе представить другую актрису в этом хитром и страшном образе. А ей приходилось работать не только с коллегами, но и с животными.

В частности — с огромным тигром. Мария Ростиславовна не побоялась с ним «познакомиться», войти в клетку. После лагерей она не боялась ничего — ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, пресекать хамство и хулиганство. Те годы выбили из нее напрочь страх и слезы. Она даже разучилась плакать. О роли Наины Капнист, заполняя присланную ей Госфильмофондом анкету, писала так: «В образе этой страшной колдуньи я была утверждена безоговорочно, после десяти проб народных актрис. Чтобы оправдать доверие, надо было вселить в себя этот образ. В каждую клетку нерва, кровеносного сосуда, разума. Чтобы поразить современного зрителя. Даже маленький зритель нашей эпохи очень взыскателен, приучен к телевизору и киноэкрану».

Александр Птушко хотел и дальше снимать Марию Капнист во всех своих фильмах, но вскоре после премьеры «Руслана и Людмилы» умер. Зато образ ведьмы надолго «прилип» к образу самой актрисы. Как-то, направляясь к своему подъезду мимо лавочки, на которой всегда собирались местные старухи-сплетницы, она услышала вслед: «Ведьма, ведьма... Дома она связала в одну длинную веревку простыни, скатерти, половики и спустилась по ней из окна со своего третьего этажа. Обойдя дом, она как ни в чем не бывало вновь вошла в подъезд. Старухи оцепенели и еще долго не могли прийти в себя. Сама же Мария Ростиславовна любила называть себя Бабой Ягой. Она так и подписывала открытки и письма своим друзьям и близким: «Баба Яга. У Марии Ростиславовны была точеная фигура. Мы вместе ходили в танцкласс при студии киноактера.

После динамичной нагрузки, когда все уже пыхтели, она еще умудрялась делать кульбит. И это в шестьдесят пять лет! Она никогда не переставала следить за собой и заниматься йогой. При этом одевалась экстравагантно. Вовсе не потому, что у нее не было во что… Ей много дарили художники: и оригинальные авторские шарфы, и связанные вещи, и украшения. Только все, что к ней приходило, так же легко она раздавала. Сколько раз я ее уговаривала: «Эту юбку носить уже нельзя! Она тихонько удивлялась и делала по-своему. Чалма — ее спасительный маневр, когда спешишь и нет времени на прическу. А Мария Ростиславовна спешила всегда.

Кроме того, чалма — стимул держать высоко голову. Несмотря на то что Мария Ростиславовна всегда спешила, она вечно опаздывала. Ей специально говорили на полчаса раньше, чтобы она хоть как-то успела. Многие считали ее женщиной «не от мира сего». За необычную внешность, за странность в поведении, за манеру одеваться. Капнист, действительно, была ни на кого не похожей. Она воспринимала мир по-своему и любила его по-своему. В ее огромной измотанной душе могло найтись место для каждого, однако не все это хотели понять. Кто-то ее боялся, кто-то боготворил. Дом Марии Ростиславовны всегда был полон.

У нее собирались люди самых разных профессий и возрастов. Человек с богатым чувством юмора, она с удовольствием рассказывала даже о своих злоключениях. Однажды, будучи в киноэкспедиции в Душанбе, она шла по ночному городу и неожиданно почуяла дурманящий аромат местных цветов, доносящийся из-за высокого забора. Актриса полезла на ограду, но не удержалась и сорвалась прямо на середину клумбы. Из глубины двора на нее с лаем кинулась собака. С ней Мария Ростиславовна быстро нашла общий язык, но вот появился и хозяин дома. В саду было темно, поэтому он не мог разглядеть виновницу переполоха. А Капнист тем временем тоненьким голосом школярки оправдывалась: «Вы меня не ругайте! У вас такие чудные цветы, и я не удержалась! Всего-то три веточки сорвала...

И, положив руку на тонкую талию актрисы, произнес: «Дэвушка, вы такой хорошая... Дэвушка, будтэ мой седмой жэна!.. Развернул сей «падишах» свою «наложницу» к себе лицом и упал в обморок. А историю про другого «жениха» Марии Ростиславовны любила рассказывать Рада. Это было в Крыму, где они вдвоем проводили отпуск. Как-то раз мама уговорила дочку поплавать в море ночью.

Там Мариэтта поменяла имя и стала Марией. Однако, в итоге, она всё равно была арестована и отправлена в Казахстан. Там она трудилась в шахтах. Молодая и красивая девушка, с аристократичным лицом, прекрасной осанкой и манерами делала всю чёрную работу.

Там она влюбилась, родила дочь. Малышка была в саду, пока мать работала, но воспитательница не давала ребёнку покоя, постоянна поднимая на неё руку. Мария пыталась защитить дочь из-за этого её срок увеличили. Дочь попала в детский дом, однако, подруга Марии удочерила её. И ждала когда-подруга выйдет на свободу. Это случилось лишь после кончины Сталина в 1956 году.

Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»

Мария Капнист - биография, личная жизнь, фото, арест и лагеря, смерть - Biography Life 25 Так грустно шутила Мария Капнист.
110 лет со дня рождения актрисы Марии Капнист В одну из годовщин смерти Марии Капнист, которая сыграла в 80 картинах, артист написал: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели».
«Графиня лагерей»: жемчуг, талант и тяжкая судьба актрисы Марии Капнист В одну из годовщин смерти Марии Капнист, которая сыграла в 80 картинах, артист написал: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели».
Неосторожная шутка довела до тюрьмы: за что поплатилась актриса Мария Капнист Жизнь Марии (Мариэтты) Капнист словно определяли только случайности.

Тяжелая судьба Мариэтты Капнист. Графиня из ГУЛага

KMSAuto Net – активатор Windows 7, 10, 11 скачать официальную версию В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский (его впоследствии расстреляли).
Капнист, Мария Ростиславовна — Википедия "Частная история": Мария Капнист. 1956 год. Красноярская железная дорога.
Девяностые. День за днём. 25 октября 1993 года. Мария Капнист | Пикабу от польского князя Яна Волконского.
Мария Капнист: «Не смейтесь над старостью человека, чьей молодости вы не видели»… Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию.

KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов

Мариэтта училась в театральной студии, поступила в театральный институт. Анастасии Байдак-Капнист благоволил первый секретарь Ленинградского горкома и губкома партии Сергей Киров. После его убийства Капнистам из-за происхождения запретили жить в городе на Неве, Мариэтту исключили из института. Она переехала в Киев, где отучилась на бухгалтера, некоторое время Капнист работала по этой специальности. В Карлаге молодая женщина познакомилась и подружилась с гражданской женой Колчака Анной Тимиревой, которая к этому времени находилась в лагерях уже 18 лет.

Работа женщин-заключенных заключалась в изготовлении саманных кирпичей, трудились они в тяжелейших условиях — на изнурительной жаре, при острой нехватке воды. В своих воспоминаниях Мария Капнист рассказывала о многочисленных и изощренных издевательствах лагерного начальства над заключенными. В Степлаге Капнист встречалась с отбывавшей срок актрисой Татьяной Окуневской. Марии джезказганский лагерь, где заключенные занимались добычей угля, запомнился особо: люди там умирали как мухи.

В молодости Мариэтта Капнист была красавицей, и чтобы не стать наложницей лагерного начальства, она втирала в лицо лагерную пыль, которая в итоге настолько въелась в кожу, что следы от нее долго оставались и после освобождения из лагерей. В заключении у Марии Капнист родилась дочь Радислава, отцом которой был польский инженер Ян Волконский его впоследствии расстреляли.

Фильм снят по повести «Марсианское зелье» Кира Булычева , которая вошла в цикл под названием «Великий Гусляр». События разворачиваются в середине 17-го века, когда одному казаку — Алмазу Битому, пришлось спасать от смерти инопланетянина. Благодарный пришелец дал землянину эликсир молодости. Постоянное употребление эликсира помогло Алмазу и его подруге Милице дожить до 20-го века. Нужно было принимать очередную дозу, и Алмаз вернулся в город под названием Великий Гусляр, туда, где он все это время хранил волшебное зелье.

Но оказалось, что их тайну раскрыли, и несколько жителей города уже опробовали на себе его действие. Мария Капнист в фильме «Шанс» Мария часто выступала с благотворительными концертами. Ей удалось вернуть имя своему славному предку — писателю Василию Капнисту. Приняли решение отметить 230-ю годовщину с момента его рождения, напечатали его произведения, а некоторые из них стали изучать в школе, в рамках учебной программы. Личная жизнь Мария прожила трудную жизнь. Один за одним ушли ее близкие люди, кто умер сам, кого расстреляли или отправили в эмиграцию. Личная жизнь актрисы тоже не баловала ее, дочь она родила в тюремной больнице, в 1949-м, от польского инженера Яна Волконского.

Спустя некоторое время мужчину расстреляли. Когда Рада была двухлетней малышкой, ее разлучили с мамой. Девочка воспитывалась в Есауловском детдоме Красноярского края. Радислава потом пересказывала воспоминания матери об истории своего рождения. Когда руководство лагеря узнало, что Капнист беременна, ее вынуждали избавиться от ребенка, но женщина отказалась наотрез. И тогда ее начали пытать, могли облить холодной водой, или окунуть в ванну со льдом. Мария удивлялась, как девочка вообще выжила, ведь это пережить просто невозможно.

Потом Капнист избил один из надсмотрщиков, который получал удовольствие от издевательств над женщинами. Рада родилась достаточно крупной, поэтому во время регистрации девочке прибавили год. Изменили и отчество, вместо Яновны ее записали Олеговной, видимо, мало Капнист вынесла издевательств, нужно было добить человека до конца. После того, как Марию арестовали во второй раз, Раду переводили из одного детдома в другой. Позже Валентина Базавлук, выйдя на свободу, разыскала девочку, и добилась, чтобы ее перевели в харьковский детдом, недалеко от ее дома. В 1956 году Мария Капнист вышла на свободу, но забрать дочь не смогла, по причине отсутствия работы, жилья и слабого здоровья. Сама Рада уже успела привязаться к подруге матери — Валентине, и отказалась признавать родную мать.

В итоге, Базавлук удочерила Раду, правда, под прежней фамилией. В детском доме Радислава была записана под другой фамилией, но Валентине удалось добиться, чтобы ей вернули ее настоящую фамилию — Капнист. Отношения между мамой и дочкой постепенно налаживались, и когда Рада стала подростком, она поняла и простила мать. Он впервые увидел ее семилетним ребенком, а сам питал романтические чувства к ее старшей сестре Елизавете. Когда она умерла, Георгий прервал все отношения с семьей Капнист. Однако через десяток лет он встретил Марию в Петербурге, и эта встреча стала судьбоносной для них обоих. Молодые люди влюбились, а через некоторое время Мария попала в тюрьму.

Пока она находилась в заключении, Георгий поддерживал любимую посылками с воли. Радислава говорила, что он был единственным, кто протянул Марии руку помощи, несмотря на то, что мог поплатиться жизнью. Когда до него дошли сведения, что у его любимой родилась дочь, он все равно не бросил Марию, продолжал слать ей передачи. Может быть, у них все сложилось бы после освобождения Марии, но женщина очень обиделась на Георгия, и перешагнуть через свою обиду так и не смогла. Холодковский пришел на вокзал встречать Капнист после освобождения из лагеря. Он был по-прежнему красивый и молодой, а Мария больше напоминала старуху.

Улыбка судьбы После освобождения Мария переехала в Киев. Жилья не было, поэтому женщина ночевала прямо на вокзале или в парке, а также работала дворником, чтобы хоть как-то выжить. И в один момент ей улыбнулась удача. Режиссер Юрий Лысенко заприметил колоритную барышню, которая в гриме должна была выглядеть очень эффектной.

Так Капнист получила роль игуменьи в киноленте «Таврия». Удачная работа привлекла к Марии Капнист внимание других режиссеров. В дальнейшем она без устали играла пожилых графинь, загадочных старух, чародеек, цыганок, ведьм. А роль в двухсерийном фильме 1972 года «Руслан и Людмила» вовсе принесла женщине всесоюзную славу. Снималась в кино актриса до конца своих дней. Поразительно, что ей удалось сыграть более чем в 120 фильмах, несмотря на позднее начало кинокарьеры. Instagram Биографы утверждают, что еще в молодости из-за работы на шахте у Марии развилась клаустрофобия. Она боялась спускаться под землю, даже когда речь шла про обыкновенный подземный переход. Однажды Капнист пересекала оживленную улицу в украинской столице и попала под автомобиль. Некоторое время врачи боролись за ее жизнь, но 25 октября 1993 года актриса ушла из жизни.

О Марии Капнист в Киеве не забыли. Так, в 2014 году к столетию со дня рождения открыли мемориальную доску актрисе. А в 2018-м горсовет назвал одну из улиц Киева в честь Марии Капнист.

Угольная пыль не вымывалась еще долгие годы после освобождения. Я ходила в детский сад при лагере. Мама набросилась на воспитательницу. Избила её. Возможно, все бы обошлось, но воспитательница оказалась любовницей сотрудника НКВД. Марии Ростиславовне дали еще 10 лет. Меня отправили в детский дом. Начались скитания Рады по детдомам, а Марии Ростиславовне помогала выжить лишь надежда на встречу с дочерью. Она провела полтора десятилетия лет в тюрьмах и лагерях на самых тяжелых работах. На рудниках, в шахтах, на лесоповале, на обжигах кирпичей… Ее избивали, выбили зубы, из красивой девушки она превратилась в сморщенную старуху. Но ее дух не был сломлен. На шахтах она спасла жизнь тридцати каторжанкам. Увидев сорвавшуюся вагонетку, которая по рельсам неслась в толпу женщин, она бросилась под неё, и потом три месяца лежала без сознания, а спасенные каторжанки сдавали кожу и кровь для её спасения. Трагически сложилась судьба и у остальных ее братьев и сестер. Старшая сестра Марии испытаний не выдержала — умерла от разрыва сердца. Один брат утонул, второй также попал в лагеря. Спасся от тюрем лишь один — брат графини Андрей, поменяв фамилию Капнист на Копнист. Молодой человек был влюблен в старшую сестру графини. Когда сестры не стало, его связь с Капнистами прервалась. Только спустя десять лет они с Марией случайно встретились в Петербурге. Чувство охватило обоих, но счастье было недолгим. Марию Ростиславовну репрессировали, а ее кавалеру сказали, что она погибла. Лишь когда стали в лагеря приходить посылки, Мария Ростиславовна поняла, что ее Георгий Юл — так она его называла жив. В 1958 году постановлением Верховного суда РСФСР приговор и все последующие решения по делу Марии Капнист были отменены и дело о ней прекращено за отсутствием состава преступления. Возможно, у них бы и после освобождения сложились отношения, так как оба питали глубокие чувства друг к другу. Но мама не смогла перешагнуть через обиду, нанесенную ей при первой встрече после долгой разлуки. Холодовский встречал Марию на вокзале с огромным букетом цветов. С годами Юл стал еще лучше, седина его только украшала. А мама, в свои 44, выглядела изможденной старухой. Естественно, Юл ее не узнал. Ведь помнил молодой и цветущей… Несколько раз прошел он мимо, даже не обратив внимания. Уже было собрался уходить, но мама его окликнула. Мужчина был шокирован». Сама Мария Ростиславовна об этом случае рассказывала: «На волю посчастливилось ехать пассажирским поездом. Зашла в туалетную комнату привести себя в порядок. Умываюсь, а из зеркала смотрит на меня незнакомая бабуся с короткой стрижкой, со сморщенным, опавшим лицом. Он открывает двери — никого. И тут я поняла: бабуся — это я. От такого страшного открытия подкосились ноги. И вот московский вокзал. Иду и думаю, как встретит меня мой друг, что скажем друг другу через столько лет. Как когда-то в детстве, когда играли в жмурки. Страшные конвульсии пробежали по его помертвевшему лицу. Кинулся ко мне, я его оттолкнула и побежала — мне было все равно: под поезд или еще куда. Друг догнал меня». Теплые и нежные чувства между ними оставались до конца. Георгий Евгеньевич неоднократно делал ей предложения, но она так и не приняла их. В лагере Капнист познакомилась с Валентиной Базавлук, женщины подружились. Валентину Ивановну освободили раньше, и Мария Ростиславовна взяла с нее слово, что та разыщет ее девочку и позаботится о ней. Вышла замуж в 42 года за племянника известного художника Нестерова. Муж-архитектор зарабатывал неплохо, но любил покутить. Прогуливал все деньги, а Валентина Ивановна с дочкой бедствовали. Нервы не выдержали, решила бросить мужа и вернуться к родным в Харьков. Но благоверный не захотел ее отпускать. В свое время он учился в техникуме вместе с Берией. Воспользовавшись знакомством, муж позвонил бывшему соученику и попросил ненадолго задержать жену. Через два часа за Валентиной Ивановной пришли. Сказали, мол, ей будут вручать правительственную награду. Женщина ушла из дому в легком платьице и домой больше не вернулась. Дочке её тогда было три месяца. Валентине Ивановне дали 10 лет, освободили через 8. Но девочка её умерла, не дождавшись маму. Поэтому ко мне Валентина Ивановна была очень привязана. Сильно переживала, что меня отберут, когда вернулась мама. А я Марию Ростиславовну поначалу даже видеть не хотела. Наверное, так наказывала за сиротское детство. Впрочем, отдать меня маме все равно не могли — из-за справки, согласно которой Мария Капнист не имела права воспитывать ребенка. С Валентиной Ивановной я тоже не могла остаться, так как нужно было разрешение Марии Ростиславовны, которого она не давала. Так, при двух мамах, я продолжала жить в детском доме. Это длилось до тех пор, пока детдома не стали расформировывать.

KMSAuto Net 2024 новая версия без вирусов

передает пресс-служба библиотеки. Следственное дело графа Ростислава Ростиславовича Капниста (Д. 021924) насчитывает всего-навсего 17 листов. Мария Капнист (Мариетта Капнист-Серко). В 1931 г. Мария попала в Ленинград, поступила в театральную студию.

В молодости Мария Капнист была красавицей. Как годы лагерей превратили её в старуху

Лагеря не пощадили её красоту. У Марии был преданный друг по имени Георгий, которого она знала с детства. Он единственный пришёл встречать её из ссылки. Ходил по перрону с букетом цветов. Несколько раз искоса взглянул на одинокую старуху, явно ждавшую кого-то. Наконец, когда все разошлись, подошёл к ней и, протянув цветы, сказал: — Возьмите! Я не встретил, кого ждал.

И вас тоже не встретили. И уходить хотел. Но Мария чуть слышно прошептала: — Юл, Юл… Так она звала его в детстве. И не помня себя от отчаяния, побежала по платформе. Георгий догнал её, неловко попытался утешить: — Что они с тобой сделали, Маша! Но несчастная женщина была безутешна.

Ещё в поезде она не узнала себя, взглянув в зеркало в туалете. От ужаса выскочила оттуда, как ошпаренная, — прямо на неё смотрела незнакомая старуха. И вот — новое потрясение.

Сперва, чтобы не быть переведённой на другой объект, она нарочно выпала из окна 2-го этажа и сломала ногу. В это время девочку хотела забрать себе прокурорша, суля «вырастить её человеком». Но не соблазнилась этим Мария и высокое звание охотницы за чужими детьми не запугало её. Некоторое время Рада жила в семье вольнонаёмных, и чтобы видеть ей хотя бы издали мать одевалась в мужскую одежду и таскала мешки на пристани. Однажды упала в обморок, и тогда вскрылся обман… Затем два года жили с дочкой на поселении, и при всех тяготах, всей горечи было то время почти счастливым. Природа наделила Мариэтту большой физической силой и выносливостью, и она справлялась с тяжелой работой, поднимала дочь.

Но «народная власть» не оставляла попыток истребить своих «врагов»… Радочка стала приходить из детского сада в слезах и синяках, боялась идти туда. Однажды Мария, отведя девочку, заглянула в окно класса, желая понять, что так пугает дочь. И увидела, как воспитательница бьёт малышку на глазах у остальной ребятни, приговаривая: - Я выбью из тебя врага народа! Дальнейшее Мария помнила смутно. Помнила, что ворвалась в класс и стала яростно избивать садистку. Окажись в руках топор, дело, пожалуй, кончилось смертоубийством, но оружия не оказалось, и изверг в женском обличии отделалась лишь побоями… Помнила Мария ещё, как тащили её прочь прибежавшие кочегары, как отчаянно плакала Радочка… С той поры дочь она не видела. Её долго допрашивали, избивая до полусмерти, выбили зубы, изуродовали шрамами лицо, а затем отправили по этапу «давать стране угля»… Потянулись очередные годы заключения. И здесь выручила крепкая казачья порода, не каждому под силу работать в шахте, таскать неподъёмную тачку, не видеть Божия света, задыхаться от угольной пыли… Здесь обрела Мария еще одну подругу. Валентину Базавлук.

Донос на нее написал собственный муж — племянник художника Нестерова и приятель наркома Берии. Написал, невзирая на грудного ребенка, который был отнят от матери — лишь потому, что жена, не выдержав его попоек, решила уехать к родным. Малышка вскоре умерла, а бедная Валентина оказалась в заключении. Женщины условились, что та из них, что первая окажется на воле, заберет из детдома Радочку и будет растить её. Валентина вышла на волю первой и уже несколько лет воспитывала Раду, как родную дочь. И томилась душа мукой, как-то примет свою настоящую мать девочка, уже забывшая её образ? Уже привыкшая к другой женщине? А Валентина - захочет ли делиться ставшей ей родным ребёнком, заменившим собственного, так жестоко загубленного? Ребёнком, чтобы вызволить и забрать которого, она дошла до самого Микояна, благодаря чему саму Марию освободили на целых семь лет раньше окончания срока?

Одно дело пообещать подруге по заточению в то время, когда обе они не знали своего завтра, и совсем иное — исполнить, оторвать от исстрадавшегося сердца дорогое существо теперь… Тяжелым грузом ложились на душу все эти думы. А ведь к тому — ребёнку нужна не только мать, но и кров, достаток... А что есть у Марии? За 17 лет у неё не осталось ничего и никого. Никого, кроме Юла. С ним счастье ещё могло бы улыбнуться ей, но… Стоял мучительно перед глазами призрак, увиденный ею в зеркале… А Юл? Каков он теперь? Сильно ли изменило его время? Хотя не перроне было множество народа, но Юла Мария узнала сразу, как только сошла с поезда.

Годы почти не изменили его! Красивый, статный мужчина, ещё полный сил! И плащ этот очень к лицу ему… А в руках цветы — это для неё, Мариетты… Господи, как давно никто не дарил ей цветов!.. Юл беспокойно вглядывался в лица проходивших пассажирок, но Марию не замечал. Не узнавал!.. Наконец, перрон опустел, и они остались на нём вдвоём. Юл решительно шагнул к ней, протянул цветы: - Вас никто не встретил, и меня никто не встретил... Примите эти розы и пожелайте Марии здоровья, - и развернувшись, направился к выходу. На несколько мгновений она остолбенела, не зная, что делать, а затем бросилась следом.

Подбежав к нему и на цыпочках, шепнула на ухо, как в детстве, когда играли в жмурки: - Юл, Юл, ну хоть обернись... Он обернулся, и лицо его сказали гримаса ужаса и боли: - Мира, что они с тобой сделали?!! Прежде он целовал ей руки, а теперь словно онемел, поражённый её видом… Мария отступила на шаг: - За все тебя благодарю! Но, самая большая благодарность за то, что ты и сейчас был честен... Ты не мог вынести моего теперешнего вида, ты как ребенок чист... Теперь такой обрыв возник между нами, что ничем не соединить... Она бежала прочь не помня себя, он пытался догнать её, остановить. Но она всё решила. Не надо жалости, ещё большей жертвы, чем та что он уже принёс, двух безвозвратно загубленных жизней вместо одной… Как сможет она быть рядом с ним?

Как сможет всяким миг чувствовать его сокрушение о ней? Как сможет жить с сознанием, что отняла у него последний шанс быть счастливым, устроить свою жизнь? Да, он немолод уже. Но что такое «немолод» для красивого, полного сил мужчины? Да ещё в обескровленной войной стране? Он легко найдёт себе хорошую жену, которая родит ему детей и даст то счастье, которое он заслужил больше, чем кто-либо другой… А сама Мария — разве не заслужила?

Сорвавшаяся вагонетка с углем помчалась на группу женщин, но Мария бросилась ей наперерез. Была сбита с ног, зато остальные успели отбежать в сторону.

Три месяца она провела на больничной койке. Личная жизнь Таяла красота Марии, надзиратель отрезал ее косы. Но польский шляхтич Ян Волконский, вольнонаемный инженер, заметил девушку с выразительными глазами. Из рассказа Радиславы Капнист, дочери Марии: «Судя по всему, отец действительно очень любил маму. Может быть, не только за внешность, но и за то, что почувствовал в ней "одну группу крови". Возможно, хотел соединить эти два рода. Как-то горела степь, где работали осужденные. Он узнал, что там находится и мама, примчался на коне и спас ее.

Сам очень обгорел. И когда они вышли из больницы, мама его спросила: "Чем я тебе обязана? И она пошла на этот шаг, думая, что ничего не получится». Начались тайные встречи, Мария забеременела. Поначалу ее убеждали сделать аборт, но заключенная не согласилась. Затем пытались спровоцировать выкидыш, погружая в ванну с ледяной водой. А когда стало ясно, что ребенок все равно выживет, жена начальника лагеря стала уговаривать Марию отдать ей новорожденного. Но и здесь Мария не сдалась.

В 1949 году она родила дочь. Назвала Радиславой, в честь героини повести Максима Горького, гордой Радды. Отца Радды позже растреляли. Тюремный срок подходил к концу. Мария оказалась на поселении, это почти свобода. Белокурая малышка подрастала в детском саду лагеря. Однажды Мария увидела, как воспитательница издевается над ее плачущей дочкой, приговаривая: «Я из тебя выбью врага народа! Та написала донос, и Капнист добавили еще 10 лет.

В заключении у Марии было немало подруг. Одна из них, Валентина Базавлук, освобождаясь раньше нее, предложила забрать Раду в Украину. Отца девочки к тому времени расстреляли.

Люди мерли как мухи. Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью. Нестерпимо болели руки и нога».

Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков. Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт. Мария наотрез отказалась. Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась. Обливали холодной водой и оставляли на морозе. Но ничего не помогло — в 1950 году в лагере Мария Капнист родила дочь Радиславу.

Кто стал ее отцом, так и осталось тайной. Родив ребенка, Мария не получила поблажек от надзирателей. Наоборот, положение ухудшилось. Работать приходилось больше. Уже на поселении приходилось грузить тяжелые ящики, выдавая себя за мужчину. Однажды она не выдержала и потеряла сознание. После этого Марии облегчили существование. Раду определили в детский сад. Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала как могла.

И второй срок — десять лет — получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком. А маленькую Раду тем временем отправили в Красноярский детский дом. Капнист попала в новое заключение и там объявила голодовку, требуя, чтобы ей отдали ребенка. Она бесконечно посылала запросы о местонахождении дочери, но каждый раз после этого ее переправляли в другой лагерь. Выжить Марии помогла дружба с Валентиной Ивановной Базавлук, которую она встретила в одном из лагерей.

Из юной красотки в седую деву. Судьба Марии Капнист и 15 лет в сталинских лагерях

Никогда не говорили, куда ведут, дознавались потом сами. Навсегда в памяти этап от карагандинского лагеря в Джезказган. Палящее солнце. Сильный ветер с песком. Люди мерли как мухи.

Мучила всех жажда. Джезказган был чуть ли не самым страшным местом. Добывали уголь. Утром спускались в шахту, поднимались ночью.

Нестерпимо болели руки и нога». Выжить в этих страшных условиях Марии Ростиславовне помог ее сердечный друг Георгий Холодовский. Где бы она ни была, он находил ее и присылал посылки с сухарями, сухофруктами, луком, спасая ее от голода и цинги. И каждый год на день ее рождения, 22 марта, старинный русский праздник — Жавороночный день, получала она свой традиционный, любимый с детства подарок — выпеченных из теста жаворонков.

Когда надзиратели узнали о беременности заключенной, то принуждали сделать аборт. Мария наотрез отказалась. Посыпались издевательства. Ей выбили зубы, чтоб не кусалась.

Обливали холодной водой и оставляли на морозе. Но ничего не помогло — в 1950 году в лагере Мария Капнист родила дочь Радиславу. Кто стал ее отцом, так и осталось тайной. Родив ребенка, Мария не получила поблажек от надзирателей.

Наоборот, положение ухудшилось. Работать приходилось больше. Уже на поселении приходилось грузить тяжелые ящики, выдавая себя за мужчину. Однажды она не выдержала и потеряла сознание.

После этого Марии облегчили существование. Раду определили в детский сад. Долгожданную и выстраданную дочь Мария оберегала как могла. И второй срок — десять лет — получила за то, что ударила воспитательницу детского сада, которая издевалась над ее двухлетним ребенком.

С Судаком Радиславу Олеговну связывают тесные узы. В июне 2011 года, вовремя VII Международных Крымских Герцыковских Чтений, в Судаке, у подножия Алчака была установлена и торжественно открыта мемориальная доска, которую много лет назад друзья Радиславы сделали на заводе, где она работала. Внучка Ростислава Ростиславовича Капниста, расстрелянного в январе 1921 года на Алчаке, мечтала установить памятную доску на месте расстрела дедушки. Её мечта сбылась. Радислава Олеговна была участником Герцыковских Чтений, присутствовала на открытии мемориальной доски и обратилась с благодарностью ко всем причастным к этому памятному событию. В сентябре 2017 года вместе с приемной дочерью своей мамы Ольгой Дьяконовой, приехавшей из Санкт-Петербурга, Радислава Олеговна участвовала в вечере памяти, посвященном легендарной актрисе Марии Капнист и состоявшемся в историческом музее Бывший особняк Функа.

В сентябре 2019 года Радислава Капнист приехала в Судак на презентацию книги воспоминаний Николая Дьяконова «Сад Эпикура», выпущенных музеем-заповедником «Судакская крепость». Благодаря тесному сотрудничеству с дочерьми Марии Ростиславовны в 2020 году музей-заповедник издал книгу «Мария из рода Капнист». Радислава Олеговна вдохновляла окружающих своей силой духа и оптимизмом. Её открытая улыбка, энергия и любовь к жизни навсегда останутся в душах знавших её людей. Светлана Емец, директор музея-заповедника «Судакская крепость» Напишите нам письмо.

Именно он давал маленькой Марии первые уроки вокала и нахваливал ее задатки. Сама девочка тоже мечтала податься в артистки. Однако события развивались непредсказуемым образом. Вступление Российской империи в Первую мировую, последующий крах и революция привели к большим переменам. Поначалу в графской семье надеялись, что всё в стране наладится, но быстро разочаровались. Переезд в Крым не стал спасением. Начало всех бед Отца Марии графа Ростислава Ростиславовича расстреляли в 1921 году, якобы за пособничество врангелевцам. В том же году не стало старшей сестры Лизы. Старший брат Василий ушел из жизни через 5 лет, а брат Андрей пропал без вести. Тетю и вовсе лишили жизни прямо на глазах Марии. Приходилось молоть виноградные косточки. Спасались за счет дельфиньего жира — одному рыбаку удалось поймать дельфина», — вспоминала Мария свое детство в Крыму. Здесь всё стало налаживаться. Девушка поспешила за давней мечтой, отучилась в театральной студии и оказалась в Ленинградском институте. Педагоги ее хвалили, она начала появляться на сцене. Однако затем всплыла информация о дворянском происхождении Марии. Этого оказалось достаточно, чтобы исключить талантливую девушку из вуза, о сцене ей теперь можно было забыть.

Незабываемая актриса Мария Ростиславовна выдержала все испытания. Рассказывают, что после лагерей она не боялась ничего - ходить ночью на кладбище, купаться в ночном море, лазать через заборы, пресекать любые проявления хамства. Ей было 44 года, когда она начала сниматься в кино. Своей выразительной внешностью она сразу привлекла внимание режиссеров. Так уж случилось, что мы не видели Марию Капнист на экране молодой и красивой, не сохранились даже фотографии из ее юности. Поначалу героинями Капнист становились хмурые, строгие женщины: игуменья в «Таврии», мудрая Мануйлиха в «Олесе», селянка в ленте «Мы, двое мужчин».

Мария Капнист: судьба главной киноведьмы СССР

Мария Капнист прошла очень трудный жизненный путь: с детства познала горе и нужду, позже пережила настоящий ад. Но до последнего дня оставалась Женщиной с большой буквы. В знаменитом приключенческом фильме «Бронзовая птица» Мария Капнист предстала в образе таинственной, наводящей на ребят страх, графини. Одна из многих страстотерпиц ХХ века, Мария Капнист, никогда не роптала на судьбу, её чистая вера, её сердечная любовь к Богу сами страдания её исполнили света.

Голубая кровь

Появилась на свет Мария Ростиславовна Капнист-Сирко 22 марта 1913 года в Петербурге в графской семье с греческими корнями. В 1956 году Мария Капнист обрела свободу. Мария (Мира) Ростиславовна КАПНИСТ (Капнист-Серко). Заслуженная артистка Украины Мария Капнист погибла под колесами автомобиля в 1993 году. В судьбе дворянки Марии Капнист были и 15 страшных лет сталинских лагерей, и роли в 120 кинофильмах. После всех суровых испытаний, мук и пыток, она сохранила чувство.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий