снисхождение Святого Духа к Иисусу. В праздничной проповеди духовник монастыря отметил, что день Богоявления Господня соединен теснейшим образом с жизнью каждого из собравшихся в храме. Поскольку в день Богоявления древние христиане совершали массовое крещение заранее подготовленных к этому людей (их называли «просвещаемыми».
Крещение Господне, Турицы, День нежности ко всем существам: Праздники и приметы 19 января
Второе название праздника, Богоявление, указывает на явление Троицы. Празднику Крещения Господня, как и Рожеству Христову, предшествует сочельник — день строгого поста. Если сочельник совпадает с воскресеньем, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, а Литургия Василия Великого совершается в сам день праздника. Иоанн Предотеча то есть идущий впереди проповедовал в пустыне Иудейской, подготавливая людей к принятию учения Господа Исуса Христа. Исус Христос пришел из Галилеи к Иоанну, прося крещения.
Иоанн отвечал ему: «Мне следует креститься от Тебя, а Ты требуешь от меня крещения! Крещение Господне. Праздничное Богослужение Праздничные службы на Богоявление продолжаются несколько дней: накануне — навечерие «сочельник» , затем сам праздник Крещения, на третий день совершается служба собору Иоанна Предотечи. Тексты богослужений содержат в себе не только рассказ о событиях праздника, но и объяснение его значения, а также воспоминание всех прообразов, предсказаний и пророчеств.
Так, прообразом Крещения Господа во Иордане было разделение речных вод, которое совершил пророк Елисей милотью одеждой пророка Илии. О Крещении пророчествовал Исаия: «Измыйтеся, и чисти будете» Ис. Псалмы царя Давыда, в которых содержатся пророчества о Крещении Господа, также читаются за праздничной службой. В древности на праздник Богоявления Господня совершалось крещение оглашенных, долгое время готовившихся к принятию Таинства.
Служба празднику Крещения совершается особенно торжественно, в древности она продолжалась всю ночь. Всенощное бдение начинается Великой павечерницей, на которой поется песнь пророка Исаии «С нами Бог! Молящиеся становятся свидетелями Крещения Господня. Вот Иоанн Предотеча, зная, Кого ему предстоит крестить, не смеет подойти к Нему: «Как может сено прикоснуться огню?
Иоанн Креститель исполняет повеление Божие и крестит Того, чьим вестником, предшественником, Предотечей является. Перевод: Светильник, родившийся от неплодной матери, увидев Солнце, родившееся от Девы, Господа, просящего крещения во Иордане, с ужасом и радостью говорит ему: «Ты мя освяти, Владыко, явлением Своим». Тексты канонов довольно сложны для восприятия, они объясняют духовный смысл праздника. В Апостоле Тит.
II, 11-14; III, 4-7 говорится, что с пришествием Спасителя на землю принесена была благодать спасения. В Евангелии Мф. Одно совершается в навечерие праздника в воспоминание Крещения Господня, а другое — в сам праздник. Обычно освящение воды совершается в центре храма, но в некоторых приходах, преимущественно сельских, сохранился обычай ходить на ближайший водоем, где заранее подготовлена прорубь — «иордань».
Обычай освящения воды в день Крещения известен был уже в III веке. Водоосвящение в навечерие праздника Крещения совершается следующим образом: из алтаря выходят священнослужители, предстоятель держит на голове святой Крест в преднесении светильников. В это время певчие поют: «Глас Господень на водах вопиет, глаголя» и другие тропари. Затем читаются три паремии, Апостол и Евангелие, повествующие о крещении Исуса Христа.
После Евангелия диакон произносит ектению; затем священник читает водосвятную молитву, в которой просит Господа даровать всем причащающимся и мажущимся святой водой освящение, здравие, очищение и благословение. После молитвы священник троекратно погружает Крест в воду при пении тропаря: «Во Иордане крещающутися, Господи». Затем священник освященною водой кропит храм, всех присутствующих. В сам праздник водоосвящению предшествует пение канона-молебна празднику, по 6-ой песни которого водоосвящение совершается по тому же чину.
Тропарь празднику. Русский текст: Господи, когда Ты крестился во Иордане, явилось поклонение Святой Троице: ибо голос Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух, в виде голубя, подтверждал истинность слов Отца : Христе Боже, явившийся и просветивший мир, слава Тебе. Кондак празднику. Русский текст: Ныне Ты, Господи, явился вселенной, и свет открылся нам, разумно воспевающим Тебе: «Свет неприступный, Ты пришел и явился нам».
Конечно, освящение воды может совершаться и чаще, по мере надобности, на требах. Богоявленская же святая вода считается «годовой». Воду освящает Митрополит Алимпий Гусев Вода, освященная накануне Богоявления, называется Великой, ею можно кропить во всех, даже нечистых местах дома и хозяйства. Ее разрешается пить даже после вкушения пищи.
Но Устав повелевает использовать ее в течение ограниченного времени — три часа после освящения или, за дальностью пути — один час после приезда. После этого времени Великую воду употреблять для каких-либо нужд строго воспрещается. Более того, если она случайно прольется, это место следует выжечь или вырубить, чтобы не попирать его ногами как и в том случае, если пролилось Причастие. Великой водой издавна причащают тех, кто отлучен от причастия Тела и Крови Христовых по причине каких-либо грехов.
Подробнее об этом можно прочитать в статье Глеба Чистякова « Великая вода ». Вода, освященная в день праздника Богоявления, благоговейно хранится христианами. Ее пьют только натощак, после совершения утренних молитв. Существует ошибочное мнение, что в праздник Богоявления Господня вся вода в реках, озерах и даже в водопроводных кранах становится святой.
Это не так! Святой вода становится только после совершения церковного чина, определенных Уставом действий и молитв священника. Празднование Крещения Господня. Народные традиции и обычаи Праздничное богослужение и водосвятие в канун Богоявления на Руси совершались особенно торжественно.
Это был всенародный праздник. Все шли крестным ходом на «иордани», устроенные на реках и озерах. Особенно торжественно совершалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля, где молились царь и Патриарх.
Печать Крещение Господне, или Богоявление, — один из самых главных и самых древних христианских праздников. Первые упоминания о нем относятся ко II веку. День Святого Богоявления празднуется 19 января по новому стилю. Праздник посвящен одному из ключевых событий в земной жизни Иисуса Христа — Его крещению в реке Иордане Иоанном Предтечей. Креститель Иоанн жил в пустыне, проповедуя покаяние и говоря о долгожданном пришествии Спасителя.
Отцов день Крещения Господня или Богоявления именуется также «Просвещением». Бог есть Свет и явился в мир, чтобы просветить его светом веры, познания Триединого Бога, благодатной святой жизнью Мф. Это подчеркивается и в песнопениях праздника: «явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе» тропарь праздника , а более подробно раскрывается в светильне праздника: «явися Спас, благодать и истина, во струях Иорданских, и сущия во тьме и сени спящыя просветил есть: ибо прииде и явися Свет неприступный». Однако название «светилен» обусловлено не только духовным его смыслом, но и практикой совершения крещения оглашенных накануне Богоявления. Также праздник именуется «праздником светов», что связанно с той же практикой, так как он относится к свечам, сопутствующим Таинству крещения. Праздник Крещения Господня установлен был еще в первые века христианства. Так, в «Постановлениях Апостольских» сказано: «Да будет у вас в великом уважении день явления, в который Господь явил нам Божество, да будет он в шестой день месяца». Во II веке на празднование Крещения Господня и ночное бдение указывает св. Климент Алексендрийский. Служба на Крещение Господне схожа со службой на праздник Рождества Христова. Богоявление имеет 4 дня предпразднства и 8 дней попразднства. Суббота и Неделя перед праздником называются субботой и Неделей перед Просвещением. В эти дни полагается чтение особых Апостола и Евангелия, имеющих отношение к празднику. В дни предпразднства на повечериях поются трипеснцы. На повечерии 5 января канон, подобный канону Великой Субботы. Канун праздника, или навечерие Крещения, называется также сочельником. Богослужение навечерия древнее и относится, по указанию Петра Лебедева, к IV веку, так как в это время уже определилось правило служения навечерия в воскресенье. Всенощное бдение на праздник Крещения Господня, в какой бы день седмицы он ни случился, начинается, как и на праздник Рождества Христова, великим повечерием. Великое повечерие оканчивается литией с переходом к утрене. В конце утрени — отпуст праздника. После праздничной Литургии совершается Великое освящение воды. Рассмотрим более подробно те песнопения, которые предлагает нам Святая Церковь в дни празднования Крещения Господня. Стихиры на «Господи воззвах», которые поются на вечерне праздника, следующей сразу за Царскими часами и изобразительными навечерия, исполнены не только человеческим, но и ангельским удивлением перед случившемся событием: «Избавителю нашему от раба крещаему, и Духа пришествием свидетельствуему, ужасошася зряще ангельская воинства». Но, вместе с тем данная группа стихир имеет своей главной задачей прославление Безгрешного Христа, облекшегося в наше естество, что подчеркнуто в каждом из этих песнопений. Также прослеживается мысль о будущих страданиях Спасителя, нашем оправдании: «Сей избавляй Израиля», «свобождай нас от истления», «спасти хотя заблуждшаго человека…оставления сподобил еси нас» — поем мы крестившемуся Господу. На вечерне читаются 13 паремий. Первая, говоря о воде, над которой при сотворении мира, «Дух Божий ношашеся», преобразовательно указывая на духовное пакибытие и просвещение в таинстве крещения. Вторая изображает Божественную власть Господа над водами Чермного Красного моря, расступившимися для спасения Израиля и соединившимися для погибели Египтян, и духовно живописует таинство Святого Крещения. После 3 паремий чтец возглашает тропари, прославляющие человеколюбие Сотворившего мир: «Человеколюбче, слава Тебе». Четвертая паремия указывает на власть Божию над водами Иордана, открывшими дно для шествия Израилю. Пятая — на благодатную власть над водами Иордана, открывшими дно для прошествия Илии и Елисея. Шестая — о водах Иордана, давших Нееману очищение от проказы через семикратное погружение в них по слову пророка Елисея. По произнесении этих 3 паремий чтец опять возглашает тропари, в которых прославляется Господь, как свет, который возсиял для седящих во тьме.
Затем епископ Сергий, по окончании Божественной литургии, в сослужении духовенства, совершил чин Великого освящения воды и славление праздника. Также Архипастырь окропил присутствующих святой водой. Материалы по теме:.
Крещенское чудо: как праздник Богоявления вошёл в нашу жизнь
Более 1,2 миллиона человек в Российской Федерации участвовали в праздновании Богоявления или Крещения Господня. В Святое Богоявление или Крещение Господне в храмах идут торжественные службы и совершается обряд освящения воды. 19 января 2023 года, в день празднования Святого Богоявления в Покровском ставропигиальном женском монастыре были совершены две Божественные литургии.
Крещение-2023: в чем смысл православного праздника, окунания в прорубь и святой воды
В день Богоявления чудесное явление зафиксировано в Крестовоздвиженском соборе. Более 1,2 миллиона человек в Российской Федерации участвовали в праздновании Богоявления или Крещения Господня. 27 января 2024 года, в день отдания праздника Богоявления, день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, митрополит Новгородский и Старорусский. Вода, освященная в навечерие и день праздника Богоявления Господня, хранится в храмах, а равно и в домах благочестивых христиан. После праздничной службы в день Богоявления 19 января 2023 года в 14 часов преставилась монахиня Иринея (Королёва Наталья Васильевна, 07.04.1938 года рождения — родилась на.
Крещение Господне
Но такое отношение само по себе грех, в котором нужно каяться и который нужно в себе изживать. Люди в массе своей боятся «заглядывать» в глубины веры, боятся потерять уютный комфорт своей «теплохладной» жизни. Но это неизбежно, и из этой скорлупы, из младенчества придется рано или поздно вылупиться и как-то расти. Здесь нужна смелость, спору нет. Но на помощь нашей маленькой смелости Господь подает такую великую благодатную силу, что душа скоро втягивается, «привыкает» к взрослению и уже не желает возвращения в младенчество и изумляется, как могла им довольствоваться раньше.
Впрочем, возрастание отнюдь не означает одно многознание, которое, как известно, лишь «надмевает», — а именно опыт христианской жизни, исполнение правды, в котором знание играет лишь роль необходимых «подпорок». Истинное взросление сейчас в отношении к общему состоянию нашего общества — это возрастание до минимальных норм христианской жизни. Соблюдение минимальных условий, без которых ни о какой христианской жизни говорить не приходится. Нам, служителям Церкви, сейчас надо первоочередное внимание уделить этому «минимальному просвещению», переходу переводу христианского люда в массе своей от младенчества к отрочеству.
Первое — всемерно содействовать, чтобы люди осознали наконец, пусть в общих чертах, но правильно и твердо основы православной веры. Без этого никак. Ведь это просто беда повальная: люди совершенно не понимают, во что и как они верят. Ну, то, что в Бога верует, это, пожалуй, любой скажет, а вот как — единицы.
И это проблема номер один. Нужно всемерно прививать навык домашнего чтения Слова Божиего, Нового Завета, вдумчивого и, главное, сознательного исполнения заповедей Божиих. Это же так просто, очевидно, но в реальности, кроме «не убий, ни укради», мало кто знает, о чем говорит Господь, к чему Он нас призывает. Исповедь, причастие — источник духовной жизни; как горько видеть, что не то что многие, а именно большинство крещенных людей лишают себя этой жизни и даже не понимают, чего лишают… Молитва домашняя, не эпизодическая, по случаю, а по правильцу, пусть скромному, но постоянному, — это же тоже так важно!
Апостол Павел желает всем христианам постоянства в доброделании см. Вот и нам надо людям объяснять, что важно именно начинать организовывать свою жизнь православно, вести христианский образ жизни, пусть даже соблюдая какие-то минимальные, но не совсем уж «младенческие», а, по крайней мере, «отроческие» требования. Это очень важно сейчас объяснять, и именно широко, повсеместно. Впрочем, это уже и делается, но, наверное, плохо мы, служители Божии, молимся, если люди не понимают важность этих «малых» требований.
Соблюдение постов… Понятно, что трудно и неудобно и все такое… Но одно дело — не получается, и я иду в храм и каюсь, а другое дело — не хочу даже знать, чтобы не омрачать свою беспечную жизнь «ненужными» знаниями. Ссылаются иногда на «удобное»: будьте, как дети… Мол, проще надо быть… Э-э, нет, погодите, давайте не будем наши вольные трактовки принимать за истину. Тот же апостол Павел говорит: «На злое будьте младенцами, а умом совершенны» 1 Кор. Вот в чем уподобляться надо детям — в незлобии, а веру свою нужно познавать всей полнотой данных нам способностей, творчески, ревностно… Впрочем, самое главное — то, что никакими буквами не объяснишь, — это живое, искреннее стремление, любовь к Богу.
Вера, чтение слова Божиего, исполнение заповедей, молитва и пост — это все средства, хоть и необходимые, но все же средства приобретения благодати — этого «ответа» любящего Отца на немощное сыновнее лепетание. Как эту любовь пробудить, как привлечь людей ко Господу, как зажечь их сердца?! Именно это главный вопрос, ответ на который скрыт в сокровенных глубинах Божиего Промысла. Ясно только одно: если мы, служители Божии, не будем этой любовью гореть — никого мы не зажжем и не увлечем из младенчества в отрочество, а значит, начинать взрослеть нам нужно, прежде всего, самим.
Ну вот… проговорил время, а о Богоявлении толком и не сказал ничего… Но, может быть, в этом и дело, что смысл, сокровенное содержание этого праздника — события явления в мир Бога!
Богослужебные песнопения исполнил хор, под управлением регента — Владислава Касаткина. За Литургией была прочитана молитва о Святой Руси.
По запричастном стихе с проповедью к прихожанам обратился настоятель Богоявленского храма иерей Алексий Сафонов.
В другом евангельском отрывке, который читался за богослужением, Господь обращается к собравшимся словами: «Когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! А ведь многие считают себя достойными, духовными, - отметил митрополит Лев. Нужно каждый день прочитывать хотя бы одну главу из Евангелия и постараться услышать голос Божий.
Если мы будем заниматься духовным образованием через чтение Евангелия, жития святых и апостольское чтение, то мы будем достойными учениками Христа».
Тайна этих лет покрыта молчанием у евангелистов — святых описателей жизни Спасителя, и покров этой тайны есть образ еще неявленности, неизвестности Христа всему миру. Это были годы смирения, ибо в послушании родителям земным и послушании воле Отца Небесного проведены были они Тем, Кто сказал о Себе: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» Мф.
Слышали мы сейчас слова из Евангелия приходящего к Иордану Христа: «Надлежит нам исполнить всякую правду» Мф. И Спас мира начал Свое служение с послушного исполнения этой заповеди, потому что «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» Мк. Как же свершилось Богоявление?
По велению Божию, великий праведник и первый пророк Нового Завета Иоанн, проводивший от юности годы в пустыне в изнуряющем посте, вышел к народу для возглашения о скором пришествии Мессии, по-гречески «Христа», «Помазанника». Поэтому и именуется он Предтечей — провозвестником пришествия Христова. Крещение, которое начал совершать Предтеча, не было собственно его установлением.
В законе народа израильского существовало крещение, омовение, которое очищало от телесной нечистоты тех, кто прикасался к умершему, вкушал запрещенное, общался с прокаженным. От греха воровства, блуда или другого преступления оно не освобождало см. Крещение Иоанна было выше, так как призывало к покаянию, к внутреннему омовению, но еще не имело благодати Духа, которая давалась Христом, как сам святой Предтеча и сказал: «Он будет крестить вас Духом Святым» Мф.
Совершавший крещение Иоанн еще не знал, Кто будет этот Некто, «Которому он недостоин развязать и ремень у обуви Его» см. Поэтому и пришел к нему Иисус креститься.
Вести Твери
19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление - Екатеринбургская епархия | Так что сейчас воду освящают два раза: в сочельник 18 января и непосредственно в день Богоявления. |
Крещение Господне 19 января 2022 года: как можно и нельзя праздновать | Уже завтра, 19 января 2023 года, православные готовятся отмечать один из самых значимых дней, о котором говорится в церковном календаре. |
Богоявление или Крещение Господне: история, традиции, что нужно делать | Уже завтра, 19 января 2023 года, православные готовятся отмечать один из самых значимых дней, о котором говорится в церковном календаре. |
Крещение Господне — Википедия | В стародавние времена подготовка к празднику начиналась за день до Богоявления. |
Более миллиона человек в России приняли участие в праздновании Крещения Господня
Этот день также называется еще днем Богоявления, так как Господь явился в мир, явился уже явно, не сокровенно, как это было при Рождестве, лишь для некоторых. Отсюда идет чин Великого освящения воды, совершаемый в канун Богоявления и в сам день праздника, 18 и 19 января. По традиции в этот день многие окунаются в проруби – иордани. Праздник также называется Богоявлением, потому что в этот день Бог явил себя миру в виде Пресвятой Троицы.
Новости по теме
- День Богоявления
- Православные верующие по всему миру отмечают день Святого Богоявления или Крещение Господне
- Когда отмечают Крещение Господне в 2024 году
- 19 января Крещение Господне: почему у праздника два названия?
- Храм Богоявления Господня б.Богоявленского монастыря
- 19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление - Екатеринбургская епархия
Вместо массовых купаний: праздник Богоявления в храме Христа Спасителя (фото)
В день Богоявления, как и в день Рождества Христова, совершается литургия св. Иоанна Златоуста в том случае, если праздник Богоявления случится во вторник, среду, четверг. День памяти святых в день Богоявления. Преставление св. Феофана, Затворника Вышенского празднует Православная Церковь 19 января. 18 января 2023 года, в навечерие Богоявления (Крещенский сочельник), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию святителя Василия. Воду освящают дважды: накануне — 18 января и непосредственно в день Богоявления — 19 января на Божественной литургии. Крещение Господне, или же Богоявление, это один из двенадцати важнейших христианских праздников, помимо Пасхи. «И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане.