Ученые также склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Так праздновался Новый год у славян (не «бог», разумеется, а «временной цикл»). Новолетие славян приурочили к дням осеннего равноденствия (22-26 сентября) и начинали встречу Нового Лета с 14 сентября.
Языческая обрядность православных праздников. Годовой круг.
Почему во имя Богоявления, а, скажем, не Рождества? Скорее всего, это связано с самой сущностью христианского праздника Богоявления, где праздновалось уже не Рождение Бога Слова, Исуса Христа, а проявления Бога в Трех Ипостасях. Как Творец всяческих проявился во время Крещения и Богоявления, так до него на этом месте язычниками славилось «явление» Велеса, то есть явление ни сущности самого Велеса, а его проявлений в различных вещественных образах, таких как мороз, медведь и т. Очевидно, св. Авраамий очень хорошо был осведомлен о символической сущности славянского бога мертвых и богатства живых. Языческие святки Праздник Богоявления отмечается 6 января по юлианскому календарю. Крещение — последний, завершающий день двенадцатидневных зимних святок, начинающихся в ночь с 24 на 25 декабря. В это время по христианской традиции верные христиане ходили и ходят друг к другу славить Христа. Христианские святки покрывают собой языческий новый год 1 января и особые разгульные русальные «бесовские» игры, отмечаемые язычниками 6 января. С христианской позиции период между Рождеством и Крещением дан человечеству Воплощенным Богом для того, чтобы отменить основные темные и плотские языческие торжества, связанные с рождением и проявлением темных сил и приходящиеся на этот период. Во время святок, по христианскому вероучению, происходит торжество преображенья человеческого сознания и человеческой плоти, очищению их с помощью Христа от «сатанинского наследия».
Чем знаменовался отрезок языческих святок с 1 по 6 января по юлианскому календарю? Язычники и полуязычники христиане только по названию считали это время разгулом всяких духовных сил нечестии по христианскому воззрению. Сам этот период получил название «страшные вечера». И вершиной всего этого действа был невероятный разгул, всяческие бесовские игрища, безмерное питие для впадения в транс , блудодейственные песни и пляски. По всей вероятности, языческие святки делились на две половины: первая включая языческую новогоднюю ночь была посвящена будущему урожаю и гаданию о замужестве, а вторая начиная с новогодней ночи была связана со скотом и зверьем и представляла собой «велесовы дни». Велес мог выступать и в виде медведя, «лесного царя», и в виде быка-тура, одним из его выступлений и был наш пресловутый Морозко. С 1 по 6 января, во время «разгула нечестии», многие язычники изображали из себя волхвов, одевались в звериные и скотские маски, обвешивались по поясу коровьими бубенцами-боталами. Эти старцы иногда их именовали «медведями» — сходились в ночь под новый год из разных деревень в село и начинали свое длительное и многообразное действо, состоящее из заклинательных обрядов и сражения двух партий ряженых. Среди масок всегда были маски медведя и быка, в которых и проводились святочные маскарады. Хочется в связи с этим спросить, ничего это вам уважаемый читатель не напоминает?
Выгляните на улицу в «новогодние праздники», зайдите в дома празднующих, посмотрите на их лица и дела. Вот оно, новое торжество язычества. Естественное ли это человеческое состояние? Нормальный человек ответит Вам, что нет. Многие празднующие ответят: «конечно нет, но уж очень сей разгул приятен и сладостен». Ну а новые язычники скажут: «Вот видите, как христиане, будучи не в силах отвратить народ от истинной веры, язычества, просто производили подмену языческих ценностей христианскими. Это еще раз доказывает то, что христианство является искусственной, вымученной религией и не может претендовать на общепринятые жизненные ценности» Написал сей бред некто язычник «Светозар». Хороши ценности, пьянство, блуд, распущенность, и через то славление темных сил! Эти новые языческие выводы как нельзя лучше показывают, что язычество — религия Сатаны, обмана. Она разлагает человека, позволяет ему следовать своим инстинктам, своему вольному и произвольному хотению, она ставит человека чрез оправдание его пороков на уровень низкой и искаженной материи.
Человек, как говорили святые отцы, превращается в скота, оправдывает свое негодяйское состояние и ничего не хочет менять внутри себя и вокруг. Все прекрасно, мы живем в лучшем из миров. Вот как определяли святочные маскарады христианские современники: «на тых же своих законопротивных соборищах и некоего Тура-сатану… воспоминают и иныи лица своя и всю красоту человеческую по образу и по подобию Божию сотворенную некими харями или страшилами, на диявольский образ пристроенный, закрывают…». Человек в язычестве — раб своей плоти, своей короткой жизни, после которой он может превратиться в букашку или слизняка. Христианство показывает путь человеку из мертвенного века, освобождает его от принадлежности только плоти, плотскому житию. Христианство ставит человека над искаженным вещественным миром, делает его царем всего бытия, а не жалкой частью универсума, в котором правят слепые силы рока и вселенской судьбы. Христианство, ограничивая сознательные и подсознательные «звериные» инстинкты через строгие правила жизни — пост, молитву, воздержание, тем самым дает человеку подлинную свободу. По-настоящему свободен не человек, позволяющий себе все свои желания, а человек, превзошедший их. С помощью разгула и священных алкогольных и наркотических напитков можно только на время получить «свободу» — свободу фантома, призрака, иллюзии, за которые нужно будет расплачиваться в этой жизни и будущей. И пусть никто не надеется, что все простится.
Что не нравится прошлым и современным язычникам в Христианстве? В первую очередь, ограничения плоти, укрощения своего внутреннего и внешнего скотского бытия.
Да, древние верили, что новогодний мешок пропитан кровью — ведь Карачун засовывал в него похищенных детей, нередко сначала убивая их. Вроде бы, в языческой древности такой спутницы у него не было. Но это только на первый взгляд.
Некоторые исследователи отождествляют нежную Снегурочку со страшной Мораной — древнеславянской богиней зимы, ночи и смерти. Она считалась женой духа холода Колотуна, который тоже очень сильно напоминает нашего Деда, только с отрицательной харизмой. Не даром некоторые тюркские народы уже в наше время в шутку называют Мороза, который стал общенациональным символом нового года в России, — Колотун-Ага. Еще один забавный этимологический выверт: в Сети можно встретить конспирологов, которые с пеной у рта будут доказывать, что имя Дед Мороз происходит от существительных «dead» англ. Колядование — тоже не столь невинный обычай, как может показаться.
Ведь, если дому, в котором их щедро одарили, незваные гости желали всяческого благополучия, то на скупцов, что пожадничали на угощение и мелкие монетки, визитёры накликали всяческие беды вплоть до болезней и смерти. А поскольку в новогоднюю пору злые духи крутятся рядом с людьми, никто не сомневался в том, что они выполнят все недобрые пожелания в точности. Конечно же, в главный зимний праздник предки старались накрыть стол как можно богаче и обильнее. Тут тоже все еще сильны были языческие представления: ведь за стол приходят духи предков, значит, мертвецов нужно накормить как следует. А то еще, неровен час, человечинки возжаждут… Такие пирушки назвались тризнами — точно так же, как и поминальные обеды.
Чтобы зазвать родимых духов на пиршество, на подоконник водружали миску со сладкой кутьей — специальное блюдо из творога с изюмом. Именно такую, которую чуть позже начали готовить для поминок. Опять похоронные традиции причудливо переплетаются с новогодними. Получается, в самом любимом нашем празднике почти нет символов и персонажей, которые бы не вели свое начало от темных и страшных представлений древних людей о мире мертвых. И как прекрасно, что время превратило их в добрые и светлые образы.
Это и есть самое настоящее новогоднее чудо! По материалам livelib.
А какие же Боги были у славян? Как раз одним из них был наш любимый Дедушка Мороз. Еще в древних славянских сказках встречается этот персонаж. Там его описывают, как Бога Зимы и Мороза. В произведениях ему в основном давали имя Морозко — дух-повелитель зимних холодов. Его представляли низкорослым седым стариком с бородой. Считалось, что он бегает по лесам, полям, селам и стучит. А от стука его наступают трескучие морозы, реки сковывает лед, на окнах появляются узоры. Считалось, будто с ноября по март он такой силы набирается, что в гневе может устроить лютую стужу, от которой даже ломалось железо. Однако, несмотря на суровый характер, наказывал он только провинившихся. Бог Зимы со своими помощниками У восточных славян Бог Зимы и Мороза представлен, как богатырь, сковывающий воду «железными» морозами. В народе их называли калинниками от слова «калить». Все это пошло от обычаев, связанных с кузнецами. Были и другие имена: Дед Трескун, Зимник, Студенец. Описывали Корочуна, как могучего сурового старика с седыми волосами и длинной бородой. Он ходил с посохом, в красивой теплой шубе. Стоит заметить, что цвет шубы был непременно белого или синего цвета, но никак не красного. Седовласого старика представляли босиком и без головного убора. В сопровождении его были волки и медведи. Бог Корочун иногда упоминался, как отдельное божество, повелевающее морозами. Однако считалось, что и Корочун, и Морозко зимой хозяйничают вдвоем - покрывают озера коркой льда, управляют вьюгой, наметают снежные сугробы.
Символом наступления Нового года у наших предков служил огонь. По традиции накануне 14 сентября хозяева гасили очаг в избе. С первыми лучами солнца они разводили новый огонь, при этом используя особые приговоры. Днем славяне обходили свои поля с особыми песнями и закличками. Это делали для того, чтобы на будущее лето урожай был богатым. Очень хорошей приметой считалось переехать на Новолетие и отпраздновать заселение. Считалось, что жизнь в доме тогда будет счастливой.
Языческий «новый год» как новая русская национальная идея
Так праздновался Новый год у славян (не «бог», разумеется, а «временной цикл»). Новый год у славян. У древних славян Новый год начинался 1 числа месяца Рамхатъ (что означает Божественное начало) в день осеннего равноденствия. По языческим традициям будущий год наступал у славян не в январе, как мы привыкли, а в марте. Сначала Новый год у древних славян приходился на 12-ю ночь великого Йоля-Солнцеворота). Встреча нового года, это древний ритуал, корни которого уходят аж к язычеству.
Лента новостей
- Свежие записи
- Языческая обрядность православных праздников. Годовой круг.
- Новый год по славянскому календарю
- Карачун и дерево мёртвых: тёмная сторона Нового года
- Что за праздник НОВЫЙ ГОД ? — DRIVE2
- Языческий новый год древних славян
Языческий Новый год: почему отмечали в марте и какие традиции соблюдали
Языческая обрядность православных праздников. Годовой круг. | В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. |
☀ 20 марта 2024 года - Новолетие, новый год по-русски. | Древние славяне 14 марта отмечали собственный «Новый год» под названием «Овсень малый» — время прихода весны и обновления природы. |
История Нового года: как отмечали праздник наши предки | Наш языческий новый год происходит на Коляду, солнцеворот, когда происходит рождество Солнца. |
Языческий «новый год» как новая русская национальная идея
Современный новой год — это мандарины, подарки, новогодняя ёлка, украшенная разноцветными гирляндами и игрушками. У древних славян в день зимнего солнцестояния праздновался языческий Новый год – рождение нового Светила. Новый Год в славянской традиции: – Журнал Ярмарки Мастеров о рукоделии, творчестве, дизайне. Читай! Узнавай! Делись!
Славянский Новый год: история праздника
Календарь языческих праздников древних славян на 2024 год включает следующие даты: 7 января – Рождество Лады. Языческий Новый год: почему отмечали в марте и какие традиции соблюдали. Сведений о праздновании восточными славянами Нового года в дохристианские времена не сохранилось. В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предешствует Коляде событие - Карачун (Корочун) - день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды.
Новый год славян. Чудеса календаря
Славянский Новый год: история праздника | Встреча нового года, это древний ритуал, корни которого уходят аж к язычеству. |
Славянский языческий Новый год | Новый Год не христианский праздник как, скажем, Рождество. |
Языческая обрядность православных праздниках. Годовой круг. | Ученые также склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. |
Какие традиции празднования Нового года были у славян? | Так праздновался Новый год у славян (не «бог», разумеется, а «временной цикл»). |
Языческая обрядность православных праздников. Годовой круг. | Новый год сочетает в себе христианские традиции и до сих пор хранит дух языческих поверий. |
Новый год славян. Чудеса календаря
У древних славян язычество приняло особые формы, согласно которым они поклонялись духам природы и обожествляли души умерших предков. Славянский Праздник Коляда — это древний языческий праздник, на который наши предки отмечали рождение нового Солнца, а предшествует Коляде событие — Карачун (Корочун) — день зимнего солнцестояния и начинается он за 3 дня до возрождения Коляды. В России проживает народ, который, пожалуй, самым необычным образом отмечает Новый год, или Шорыкйол, как его называют марийцы, последние язычники Европы. Славянский Новый год – Новолетие 7529 лета. Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. Сказочных новогодних персонажей придумали давным-давно и не в России — подавляющее большинство светских обрядов и традиций имеют в основе своей древние зловещие ритуалы.
Какие традиции празднования Нового года были у славян?
Вера Павлова иллюстрации народные праздники. Вера Павлова художник иллюстратор. Вера Павлова иллюстратор Рождество. Славянский Бог зимник Карачун. Генрих семирадский «ночь на Ивана Купалу». Клавдий Лебедев ночь на Ивана Купалу. Ивана Купала у славян.
Павло "ночь под Ивана Купала" 1911 г.. Владимир Чумаков-Орлеанский «Коляда». Художник Владимир Чумаков-Орлеанский картины. Бог Белобог. Ольшанский Борис Славянская богиня. Белобог Бог славян.
Древняя Русь капища богов. Виктор Крижановский картины славянские боги. Виктор Крыжановский боги славян. Святилище Перуна. Велес Славянский Бог. Владислав Дзалба Велес.
Ожиганов Леший. Владислав Дзалба славянские боги. Андрей Шишкин Коляда. Андрей Шишкин славянские боги Коляда. Андрей Шишкин славянские боги Андрей Шишкин картины. Андрей Шишкин художник Коляда.
Виктор Корольков славянские боги. Русь языческая в картинах Виктора Королькова Корольков. Славянская мифология в картинах Виктора Королькова. Корольков художник славянист. Всеволод Иванов Ведическая Русь. Всеволод Иванов картины Ведическая Русь.
Вера Павлова Святки. Вера Павлова художник русские праздники. Павлова Вера иллюстратор праздники. Языческие капища древней Руси. Деревня дохристианской Руси. Велимир Сперанский картины.
Братчина это в древней Руси. Языческие ритуалы древних славян. Всеволод Иванов Ведическая Русь Гиперборея. Всеволод Иванов картины. Всеволод Иванов. Славянские картины Всеволода Иванова Девы.
Коляда на Рождество Христово. Традиции на Руси колядование. Ивана Купала НЭО язычники. Традиции славян. Славянские обычаи. Всеволода Иванова «Ведическая Русь».
Древняя Русь Борис Ольшанский. Картины-художник-славянист Борис Ольшанский. Борис Ольшанский Волхова с радугой. Борис Ольшанский Берегиня картина. Картины Всеволода Иванова Русь. Всеволод Иванов картины древние славяне.
Восточные славяне. Обряды восточных славян. Праздники древних славян. Древние славяне язычники. Древнерусское язычество. Праздник новолетие Славянский.
В Славянском коло Сварога. Новолетие Славянский новый год. Славянский календарь кричащий петух. Сергей Покотилов Русь. Славянский Волхв Сергий Радонежский. Князь Владимир Волхв.
Древняя Русь язычество славян.
Государь вместе с войском шел на литургию в Успенский собор. После всех православных обрядов царь поздравлял народ и принимал поздравление. Высшее духовенство удостаивалось чести сидеть за торжественным столом с государем. Народ же в это время угощался праздничными кушаньями перед дворцом. Ночью все города горели яркими огнями и зажигались фейерверки. Во дворце устраивался пышный бал. В первое время народ потешался нововведением и наслаждался дарами, но спустя некоторое время появились недовольные в кардинальном изменении года и уклада жизни. Долгое время верующие праздновали приход нового года в сентябре. Сильно изменились новогодние традиции, сформировавшиеся со времен первых славян.
Стали внедряться европейские обычаи и символы. В это время стала формироваться традиция проводить Елки немецкий обычай , на Руси любимым деревом была березка , поэтому и елка стала прерогативой городских жителей и потребностью в связи с переносом праздника на зиму. Традиция наряжать ель не относится ни к языческим, ни к религиозным обрядам и сохранилась до наших дней. Обратите внимание! При Петре стали проводить городские Елки — дерево наряжали игрушками, которые после праздника раздавали детям. Дни официальных выходных с переносами на 2019 год. Богачи заказывали огромные деревья и украшали их богатыми тканями, лентами и игрушками. К вечеру к ней приезжали дети с няньками, а она уже горела яркими огоньками. После праздничного стола играла музыка, а дети танцевали. После ребята взбирались на елку и забирали то, что им понравится.
Формируется детская традиция — чтение стихотворений и песенок. Постепенно новая традиция прижилась, и праздновать Новый год стали в ночь с 31 декабря на 1 января, а праздник продолжался вплоть до Рождества.
Каждый 16-й год — 369.
Сравните: в современном календаре каждый 4-й год на один день больше, а в славянском — каждые 16 лет прибавляется сразу 4 дня. В священное лето в славянском високосном году каждый месяц был 41 день. В неделе у славян было не 7 дней, а 9.
И была упорядоченная система труда и отдыха — 3, 6, 9. Это означает, что два дня они трудились, один — отдыхали. При девятидневной неделе три дня отдыха, то есть человек не перетруждался.
В прошлом сутки состояли также из 16 часов, а час соответствовал нынешним полутора часам. Каждое время дня длилось ровно 4 часа — утро, день, вечер, ночь. День заканчивался вместе с заходом солнца, и сразу же начинались новые сутки.
При этом нет такого понятия «нулевое время» 00:00 , жизнь не останавливается. У древних славян, конечно же, был свой календарь, согласно которому каждому году также соответствовал свой символ в виде животного или тотем. Каждое животное имеет свою характеристику и наделяет чертами своего характера всех, кому покровительствует.
Читайте также Какой тотем соответствует 2020 году 2020 год — Прядущий Мизгирь или Паук. Паук обладает особенным характером. Он умеет объединять народ, руководить большим количеством людей, держать многое под своим контролем.
А еще паук отличный семьянин и ревностный хранитель устоев и традиций. Символ года — Прядущий Мизгирь умеет находить общий язык со всеми знаками, поэтому каждому знаку будет уделять внимание, особенно тем, кто любит трудиться, идти вперед к намеченной цели. Если же вы выбрали неправильную цель, то Паук сделает вам заметное предупреждение.
В целом год обещает быть хорошим, мирным, благополучным. Год подходит для создания семьи и рождения ребенка. В 2020 году старайтесь решить ваши наболевшие проблемы, покровитель года будет стараться вам помочь.
Какого числа наступит год Прядущего Мизгиря? В 2020 году весеннее равноденствие наступает 20-го марта в 6 часов 50 минут по московскому времени. Солнце будет светить точно на экватор Земли.
Как славяне отмечали Новое Лето Языческий годослов состоял из 16 лет и каждому году соответствовало свое животное. Каждое завершающее лето было для народов Великим. Заканчивалась долгая зима, наступало теплое лето, и наши предки отмечали это событие также весело и бурно, как мы сейчас.
Календарь славян выглядел примерно таким образом. Наступающему 2020 году тон будет задавать паук. Необходимо подготовиться к этому Новому Лету, потому что следующий год Паука наступит только в 2036 году.
Как встречают год Паука? Прядущий мизгирь — это древний дух, который олицетворяет стремление к получению более высокого статуса. Паук всегда соблюдает чистоту в своем доме, поэтому в праздник в доме должно быть чисто, уютно.
Чтобы тотемное животное оберегало вашу семью, задобрить его придется всевозможным текстилем. На вашем праздничном столе должна лежать кружевная скатерть и текстильные салфеточки. Можно связать своими руками.
Если хозяин года увидит, что вы готовились к его встрече, то он принесет в ваш дом семейное счастье, покой, благополучие. Читайте также Славянский гороскоп по дате рождения Увлекаетесь астрологией и гороскопами? А знаете ли вы, что все они составлены на основе древнего славянского гороскопа, который использовали наши предки ещё в те времена когда были язычниками,… Позаботьтесь о подарках родным и близким.
Если вы руководитель, то одарите и своих подчиненных. Паук очень уважает заботу о других. Возможно он тоже позаботится о вашем продвижении по карьерной лестнице.
Чтобы привлечь силы Паука, следует держать дома его тотем: скульптуру, картину, можно живого паука. Общаться с пауком следует как с живым человеком, разговаривать с ним, спрашивать советы как у лучшего друга. Пауков убивать нельзя, иначе счастье от вас отвернется!
Основные характеристики Прядущего мизгиря: Уравновешенность, спокойствие.
Поэтому же, особенно под Новый год, наши предки-язычники совершали, как и теперь, гаданья. Гаданья в Новый год, впрочем, были общим обычаем почти у всех языческих народов — особенно у греков и римлян. Ревностные пастыри еще в IV веке — Василий Великий , Иоанн Златоуст и другие , не довольствуясь словом убеждения и обличения, строго осуждали гадания на соборах 62 правило собора Трулльского, также правила поместных соборов в 562, 585 и 613 годах и в видах искоренения их установляли строгий пост в первый день января, когда они совершались, и перенесли гражданское празднование Нового года на первое сентября. Не менее строго были преследуемы словом и делом гадания и в нашем отечестве, например, Кириллом Туровским , игуменом Памфилом, митрополитом Фотием и церковными и гражданскими законами. Так начинали новый год и древние христианские Церкви, особенно восточная, ввиду того, что, как сказано в Следованной Псалтири 1 марта , месяц этот ознаменован воплощением Бога Слова, умерщвлением смерти чрез воскресение Спасителя и дарованием верующим вечной жизни. Гражданский же год в России начинался с сентября, каковой месяц был началом гражданского года еще и у евреев Исх. В христианской Церкви счет года с сентября ввиду того, что Спаситель, по мнению отцов Церкви, в этом месяце возвестил наступление лета Господня приятного Лк. Но преподобный Нестор и другие русские летописцы ведут летосчисление от Пасхи до Пасхи.
Таким образом в самом начале у нас допущена была некоторая неопределенность в праздновании Нового года, и это обстоятельство подало повод к спору о начале Нового года. На соборе Московском в 1348 году, при великом князе Симеоне Иоанновиче и митрополите Феогносте, постановлено было церковный и гражданский год считать с сентября, как вновь это утвердили и Московские соборы 1492 и 1503 годов. Поэтому первый день сентября в старину был важен для наших предков во многих отношениях. Как новолетие этот день считался русскими в числе великих праздников, и предки наши, домашняя жизнь которых отличалась резко характером церковности, проводили этот день так же, как праздник Рождества, Богоявления и прочие. В день Семенов они считали священным долгом быть на всех богослужениях, подавать милостыню, посещать тюрьмы и приюты, снабжать бедных пищей и одеждой. Первый день сентября как праздник новолетия начинал собой круг церковный, почему богослужение в этот день сопровождалось особым церковным 4 обрядом. Накануне новолетия торжественный колокольный звон по всей Москве раньше обыкновенного времени призывал народ к вечерне, после которой патриарх со всем собором совершал молебное пение новолетию, а иногда и Симеону Столпнику. То же делалось накануне Нового года во всех церквах не только в Москве, но и во всей России. В полночь о наступлении новолетия давалось знать вестовой кремлевской пушкой.
С первым ударом церковного колокола, призывающим к утрени, массы благочестивых бояр и народа устремлялись в Кремль для встречи Нового года в Успенском соборе. По окончании утрени на рассвете совершался обряд «летопровождения». Патриарх по выходе из Успенского собора и прочтении пред церковными вратами ектении «о еже благословити Господу венец лета благостию Своею» в сопровождении многочисленного духовенства в богатых облачениях, в преднесении святых икон, крестов и хоругвей совершал крестный ход на кремлевскую площадь, которая тщательно была убрана и здесь во множестве толпился народ.
Как празднуют Новый Год славяне в 2024 году?
Также считалось невозможным вступать в русский новый год со старыми обидами и долгами. В последний день Масленицы перед новогодней трапезой родные и знакомые вечером старались искренно попросить друг у друга прощения, даже если им и не в чем было повиниться друг перед другом, вернуть все свои долги и попрощаться, чтобы вновь встретиться в Новом году. Прощаться родственники приходили к старшему в семье, бедняк — к богачу и т. Этот обряд сопровождался троекратным поцелуем лобзанием и низким поклоном. Прощание между домашними могло быть и после новогоднего ужина. Маленькие крестьянские дети после вечернего новогоднего ужина прощались со своими родителями, просили у них прощения, кланялись в ноги и шли спать гуляние до глубокой ночи было прерогативой только взрослых. Забегая вперед, заметим, что данный обычай дошел до наших дней, и мы его знаем как Прощёное Воскресенье.
С наступлением первого дня нового года домашние позволяли себе встать чуть позже обычного, но после утреннего подъема начиналась рутинная работа по дому и подготовка к весеннему севу. Появление христианства на Руси В 988 году великий князь Владимир принял христианство от Византии. С этого момента на Руси было введено византийское летоисчисление. О каких-либо языческих праздниках в том числе и русских новогодних , кроме церковных, и речи быть не могло. На первых порах в Русской Православной церкви служили византийские священники, которые категорически отвергали все чуждые им языческие праздники и обряды древних славян. Колядование они стали считать «отвратительным беснованием в звериных образах», а главным праздником на Руси стало Рождество Христово, и праздновалось оно не 7 января, а 1 сентября.
Праздник этот не рассматривался собственно, как день рождения Христа, а символизировал явление всему народу Бога во плоти. Этот православный праздник в те далекие времена чаще всего называли Богоявлением. Новая христианская религия отрицала силу и великолепие, но прославляла беспросветную нищету, потому что именно в таком человеческом обличии пришел на землю Спаситель. Рождество символизирует откровение Бога во Христе и через Христа, Божественную благодать. Не роскошные жилища, а убогая пещера примет пришедшего к нам Создателя и Владыку. Таким нам показывается мощь и великолепие человеческих качеств: кроткое смирение, беспросветная нищета, присущая христианству кротость.
А с другой стороны - пагубность непомерной гордыни, несметного богатства, показного тщеславия и излишней роскоши. Почти всё население Руси отказалась принимать новое вероисповедание и вот почему. У славян главное значение уделялось устоявшимся народным традициям предков; Новая христианская религия отвергала благоустроенный быт и материальные ценности, а это было в диковинку для славян. Они испокон веков с утра до ночи трудились на своем подворном хозяйстве с целью приготовления съестных запасов на длинную зиму и создания уютной обстановки в крестьянском доме. Новая христианская церковь призывала их пожертвовать всем этим для искупления грехов, отказываться от материальных благ ради духовного совершенствования, потому что лишь находящийся в нужде и лишении человек способен возносить «правильную молитву» Богу.
Всем было велено в этот день быть на богослужении, а по выходе из церкви обмениваться приветствиями, дворянству и мещанам предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосновыми, еловыми, можжевеловыми в знак наступления нового года. А кроме того, "чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни". Петра не смутила разница между датой 7 января - датой рождения Иисуса по православному календарю у католиков она принята на 25 декабря и 1 января - указал праздновать и точка.
Если следовать логике природы, то Новый год следовало бы отмечать 22 или 23 декабря, когда начинается прибавление светового дня и солнце постоянно поднимается по небосклону все выше. Но человеческие традиции и устройство двух календарей - юлианского и григорианского - тут сильней, чем логика.
В начале 1937 года в Московском Доме Союзов было устроено большое празднование — главная Советская ёлка, ныне Кремлевская страны нет, она совсем другая, а ёлка как была так и осталась. И хозяином его назначен Дед Мороз, собирательный образ которого выстроен из биографии Николая Чудотворца, сказок, легенд и поверий. Подобревший Дед Мороз уже никого не утаскивает, а сам дарит подарки, хорошим детям. Ещё о обзавёлся внучкой Снегурочкой, которая и вовсе возникла из одноимённой сказки Островского.
У наших предков такого персонажа не было. Хотя существует легенда, что на самом деле Снегурочка — это сильно видоизменённая Морана, богиня зимы и ночи, возможно, жена Колотуна. Ну или внучка Дедушки Мороза. В кого верить по-настоящему — решать, конечно, вам. Пособие для выживания, фантазии психопата и игрушка-оберег: топ-5 анти новогодних книг «Черный Новый год» Самые страшные вещи всегда таятся в вашей голове, и вы всегда о них знаете. Как и о том, что Новый Год это не совсем те подарки, на которые вы рассчитываете.
А Дед Мороз не совсем тот дед. Сборник рассказов по ту сторону Нового Года, пощекочет вам нервы, проберётся колючими снежинками за воротник, вцепится ледяной рукой в волосы. Проснувшиеся древние монстры, Снегурочки вмороженные в лед, черти среди ряженых. Что будет, если разбить с ёлки старую бабушкину, ещё советскую игрушку? Ну, мамка наругает. А ещё придут гости, и они вряд ли вам понравятся.
Игрушка-то была оберегом. Не верите, ну конечно. Все не верят поначалу. Вы почитайте, а там поговорим. Татьяна Мастрюкова «Тихие гости» Зимой никакой уговор не действует. Вот и всё.
Веками жили среди ведьм, лешаков, мертвяков и заложенных. Веками договаривались с ними, соблюдали правила. Только нет у нечисти ни логики, ни правил, ни совести смешно, совесть у ходячего мертвеца. Зимой никакие уговоры не работают, не скрипнет калитка, не примнется снег под сапогами непрошенного гостя, не залает собака. Тихий гость — это вам не вампир, который без приглашения войти не может. Не лучше ли сидеть по городским квартирам?
А если уж решили зимовать в дачном домике, то получите распишитесь. Туки-тук, хозяйка. Тот самый, который в западной культуре отвечает за порчу Нового года, утаскивание детей в мешке и в целом за хаос. Но иногда зло может очаровать, да и всякий ли демон абсолютное зло? Рождественская сказочка наоборот, ночь абсолютной вседозволенности и веселья, колокольчики уже звенят. Все хорошие дети получат по золотой монетке, все плохие будут засунуты в мешок.
Вполне неплохая концепция.
Не пугайте прохожих, не для них эти «страшилки», а для тех существ, которым не место в этом мире. Веселитесь так же светло и радостно, как делали это наши предки. Пусть праздник этой жизни, праздник молодого солнца разгонит темные силы, которых немало накопилось за это время. В скандинавских странах прекращение Колеса Года на солнцестоянии символизировало прекращение работы, снятие колес с транспортных средств и украшение их сосновыми ветвями и свечами. В течение «двенадцати дней» богини Холда, Берхта или Перхта вели свои колесницы ветра и снега, окутанные белой дымкой, благословение и активизация плодородия земли, дарение рабочих и наказание лени. В саксонских и славянских странах последние воспоминания о древних благословениях были представлены шествиями между Рождеством и Крещением, людьми в белых и черных масках, представляющими Перхтена или Перхта Бабу, для привлечения удачи, предотвращения несчастий и пробуждения земли.
В древние времена женщины не работали в течение двенадцати дней, но тогда они могли остановиться только в день Санта-Лузии и Санта-Катарины. Оба святых - это христианские версии древнеримских богинь. Лучина была богиней света, одетая в белое, с короной свечей на голове, приносящей еду и тепло бедным в зимние месяцы. Третье: помните о наследии предков. Коляда — это старинный праздник , природный праздник, завещанный нам предками. И сегодня, когда русский народ хочет знать свои корни, мы вспоминаем эти традиции, эти истории, эти северные сказки древней нашей земли! Благослови, мати, Ой мати Лада, мати, Весну закликати!
Многие знают, что Новый год на Руси далеко не всегда отмечали 1 января. В древности славяне встречали Новый год в первый весенний день — 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта. Это наиболее древнее из достоверных и известных нам празднований Нового года. Празднования происходили широко, потому что начало нового года было символом начала нового времени. Путём многолетних наблюдений и анализа результатов в Древнейшей Руси была сформирована календарная взаимозависимость многочисленных проявлений природы, которая в виде примет легла одним из информационных слоёв в состав структуры календарно-астрономических знаний древнерусского народа. Санта-Катарина - христианская версия Ферунии, богини огня и жизненной энергии , отмеченной шествиями на горящих углях, для очищения и исцеления. В древних традициях Богини «двенадцать дней» были первоначально «тринадцатью священными ночами», отмеченными только женщинами, с ритуалами, начинающимися на черной луне, предшествующей солнцестоянию или накануне, на высоте темноты.
Это был волшебный период женского сбора и посвящения, сопоставимый с тайнами Черной Луны, отступление в Красных палатках, таинственные часы, предшествующие восходу солнца, момент смерти или рождения. У древних славян год начинался с марта, а потому январь являлся одиннадцатым по счету месяцем. Несколько позже Новый год отмечался в сентябре, в Семенов день, после чего январь стал пятым месяцем года. Ученые также склонны начинать новый год у древних славян с 20-х чисел марта. Из этих чисел наиболее значимы 21 марта и 25 марта, на которые у древних европейцев приходились важные праздники. В это волшебное и сильное время «семена» новых возможностей были посеяны в тишине и интроспекции тьмы. Несмотря на то, что наши бросившиеся современные и городские темпы не позволяют нам уединиться, мы можем посвятить несколько часов короткому отступлению от реального мира.
Отключение света, выключение телефонов, молчание и тёмный, размышление и молитва, дает нам волшебную атмосферу, чтобы задуматься о прошедшем году и составить планы на будущее. Проанализировав прошлое и отбросив то, что больше не служит нам, мы можем проконсультироваться с оракулом и подготовить список наших проектов, желаний и стремлений к нашей аффективной, профессиональной и духовной жизни. По старинному поверью солнце в апреле встречается с месяцем, а с первого мороза они расходятся в дальние стороны: один на восток, другой на запад, и с той поры не встречаются друг с другом до самой весны индоевропейский мотив свадьбы месяца и солнца. Это говорит о том, что счёт дней древних европейцев начинался с марта. Славяне считали время по дням «днями» «инии деньми лето чтяаху» , объединяя этот счёт в небольшие периоды неделя, две недели, 40 дней, месяц или «луна» , а до того как узнать 12 месяцев солнечного календаря , считали время по луне «овии по луне чтяху» , то есть ночами у англичан 2 недели называются — «14 ночей» , учитывая таким образом порядковое положение дня относительно других дней и соотношение всего годичного цикла с астрономическими и природными явлениями. В Древней Мексике женщины подготовили миниатюры того, что они надеялись выполнить, создав «жертвенник желаний», ежедневно молясь перед ними. Мы можем черпать вдохновение из этого древнего обычая и создавать мандалы с семенами, бусами, раковинами, перьями, рисунками, коллажами, глиной.
Такими явлениями по мнению некоторых исследователей были дни солнечного равноденствия и солнцестояния — славянские праздники Масленица, Купала, Овсень малый и Коляда. У Коляды был брат-близнец Овсень Авсень , который появился на свет чуть позже и потому считался вторым, младшим. Ему же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда. Там лето — здесь зима! Как они летели — все люди глядели. Как они садились — все люди дивились. Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму. Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики», славившие Овсеня. Еще не так давно по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, — Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого — будет ему во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все равно соберет скудный.
Но сильно огорчаться не стоило — это ж не на всю жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало запомнить: небесное — Коляда — выше земного — Овсеня, выбирать нужно его. Известный исследователь русских верований Александр Афанасьев предполагал, что изначальное имя этого бога — Усень поэтому так много вариантов названия — Авсень, Баусень, Таусень. Это русская форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а литовцы — как Аушру. Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле 8,5 тысяч лет назад. Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым переправляется в наступающий новый год.
История праздника
- Новый год — языческий праздник?
- Поклонники древних славян отмечают языческий Новый год - Лента новостей Марий Эл
- С чего все начиналось?
- Как древние славяне встречали весну - Royal Сheese
- Новый год — языческий праздник? | | Дзен
- Новый год — языческий праздник? | | Дзен
Новый год по славянскому календарю
Доподлинно известно, что у языческих славян, как и у других земледельческих народов, новый год начинался с началом весны, то есть с пробуждением новой жизни. Новый год сочетает в себе христианские традиции и до сих пор хранит дух языческих поверий. Ниже представлен список древних славянских праздников, которые были отмечены в календаре на 2024 год: Семик (7-8 января) — праздник нового года, посвященный богатым урожаям и хозяйственным успехам. Новолетие, Славянский Новый год В связи с наступлением осени и нового года заканчивались многие работы в поле и начинались засидки (Фото: Alena Root, по лицензии ). когда темень ночная уходила и солнечны день начинал увеличиваться.
Почему русские отмечали Новый год 1 сентября
Устраивались также смотрины и свадьбы. Люди ходили друг к другу в гости, обменивались подарками. Всё это сопровождалось песнями, гуляниями и пирами. В 1699 году Петр I издал указ, согласно которому Новый год стали отмечать 1 января. Тогда же появился и пришедший из Западной Европы обычай украшать в эти дни дома ветками хвойных деревьев.
А устанавливать на Рождество елки у нас стали лишь с середины ХIХ века. Осталось сказать, что традиция отмечать Новый год 1 января берет начало еще до нашей эры. В этот день древние римляне почитали Януса — бога выбора, начала и конца в честь него получил свое название первый месяц года — январь.
Днем славяне обходили свои поля с особыми песнями и закличками. Это делали для того, чтобы на будущее лето урожай был богатым. Очень хорошей приметой считалось переехать на Новолетие и отпраздновать заселение. Считалось, что жизнь в доме тогда будет счастливой.
Вероятно, из поверий предков пришла к нам примета, что до Нового года надо завершить все дела и раздать долги. Уже на Новолетие до принятия христианства было принято уплатить все оброки, пошлины и дани, рассчитаться по сделкам. Для детей в возрасте 3—4 лет на славянский Новый год проводили обряд посвящения в воинство и крестьянство.
Это продолжалось более 300 лет. По указу счет годам начал вестись не со дня сотворения мира, а со дня рождения Иисуса, и это был 1700 год, 1 января. Всем было велено в этот день быть на богослужении, а по выходе из церкви обмениваться приветствиями, дворянству и мещанам предписывалось украшать дома снаружи ветвями сосновыми, еловыми, можжевеловыми в знак наступления нового года.
А кроме того, "чинить стрельбу из небольших пушечек и ружей, пускать ракеты, сколько у кого случится, и зажигать огни". Петра не смутила разница между датой 7 января - датой рождения Иисуса по православному календарю у католиков она принята на 25 декабря и 1 января - указал праздновать и точка". Коляда - это бог пиршеств и мира, и одновременно один из главных языческих праздников года, который отмечается в морозные дни зимнего солнцестояния - Хорса Зимнего. Разжигаются живые костры, ряженые ходят по домам, танцуют и поют особые песни — колядки.
Это делали для того, чтобы на будущее лето урожай был богатым. Очень хорошей приметой считалось переехать на Новолетие и отпраздновать заселение. Считалось, что жизнь в доме тогда будет счастливой. Вероятно, из поверий предков пришла к нам примета, что до Нового года надо завершить все дела и раздать долги.
Уже на Новолетие до принятия христианства было принято уплатить все оброки, пошлины и дани, рассчитаться по сделкам. Для детей в возрасте 3—4 лет на славянский Новый год проводили обряд посвящения в воинство и крестьянство. С этого момента малышей начинали приучать к труду и готовить ко взрослой жизни.
Начало и празднование Нового года в России
Дед Мороз-демон и эротические игры: как отмечали Новый год древние славяне | Встреча нового года, это древний ритуал, корни которого уходят аж к язычеству. |
Как славянский злобный Корочун превратился в новогоднего добряка: История Деда Мороза | При этом и Новый год, и даже Старый Новый год – праздники, в народе нашем очень популярные. |
История нового года. Мрачный праздник с жертвоприношениями | Пикабу | Древние славяне праздновали начало Нового года в день появления новой луны в период весеннего равноденствия. |
Смотрите также
- Как отмечали Новый год славянский народ
- Празднование нового года у древних славян — Тайное становиться явным
- Новый год на Руси до указа Ивана
- История Нового года: как отмечали праздник наши предки / Сергей Васильев
- История Нового года: как отмечали праздник наши предки