«НК: Как была воспринята советскими космонавтами высадка американцев первыми на Луну? Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Еще одним успехом советской лунной программы была первая в истории мягкая посадка на Луну, совершенная аппаратом «Луна-9» в начале 1966 года.
Космос ошибок не прощает. Часть 1. Потерянная Луна
Если по каким-либо причинам высадка на Луне в июле не состоится, то мы предпримем ещё две попытки – в сентябре и декабре. Как Советский Союз совершил посадку на Луне. Россия обвинила Америку в том, что она фальсифицировала высадку на Луну. Советский Союз и Соединённые Штаты боролись за первенство с переменным успехом: если первый полёт к Луне, получение первого изображения обратной стороны Луны, первая посадка КА на Луну и, наконец, первый луноход стали советским достижением, то высадка первого. Высадка на Луну — одно из самых впечатляющих достижений человечества за всю его историю. Ведь высадка астронавтов на Луну, да ещё с последующей доставкой нескольких десятков кг лунных камней действительно затмила бы успехи любого автомата.
Лунный заговор между США и СССР – грандиозная афера 20 века
Лунная программа СССР: о чем рассказали рассекреченные документы | Вопрос, почему американцы после высадки на лунную поверхность 11 декабря 1972 года так долго «терпели», не даёт покоя ни тем, кто говорит, что НАСА вообще сфальсифицировало всю программу «Аполлон», ни тем, кто просто хочет понять, почему не занимались Луной целых. |
Как прошла первая посадка на Луну? - Парламентская газета | «Телевизионные репортажи о первой в истории человечества высадке на Луну передавались всеми странами, кроме СССР и Китая. |
Полная статистика нашей (СССР и РФ) лунной программы (с неудачами…) - Записки обывателя | В году СССР планировала высадку станции на обратной стороне Луны с возвращением проб грунта. |
Российские ученые разгромили "лунный заговор", или алтайское участие в миссии астронавтов | При этом 57 % россиян убеждены, что никакой высадки на Луне не было и США сфальсифицировали все доказательства. |
Почему СССР отказался от своей лунной программы | Помимо высадки на Луну Соединенные Штаты опередили Советский Союз еще один раз. |
«Луна-25»: почему разбилась первая российская лунная станция и что нужно знать о миссии
К началу 1970-х годов СССР собирался "обеспечить достаточно продолжительное пребывание космонавтов на Луне примерно 15-20 суток с тем, чтобы можно было провести необходимый объем работ по исследованию района посадки, приобретения опыта проведения человеком различных исследовательских работ и т. Эти средства "должны функционировать как во время пребывания экспедиций на Луне, так и между экспедициями, и создание их должно быть предусмотрено в начале 70-х годов", уточняется в отчете. В частности, спутники на орбите Луны могли создать карты, изучить строение и состав пород поверхности, обеспечить связь между удаленными базами. Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972-1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов - от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования.
Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей - посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж - два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1". Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз - транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома".
Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела.
Подписи В 2015 году группа энтузиастов всего за первые четыре дня октября сумела собрать в интернете более 1 миллиона рублей. Деньги собирали на создание и запуск космического аппарата микрокласса, который должен снять места посадок американских кораблей серии «Аполлон» на Луне. Тем самым инициаторы хотели убедиться — действительно ли американцы первыми высадились на Луне. Алтайский край и астронавты Полет американских астронавтов состоялся, в большей степени, из-за одного человека, который жил и работал в Алтайском крае в должности техника на строительстве от конторы «Хлебопродукт» — в Рубцовске, Камне-на-Оби, Поспелихе. Всего четыре месяца — с мая по август 1927 года. Это — Шаргей Александр Игнатьевич. Именно его книгу «Завоевание межпланетных пространств», написанную еще в 1929 году, американцы использовали, как руководство к действию при полете и высадке на Луну.
На мысе Канаверал в штате Флорида стоит посвященный ему гранитный обелиск. Но дядя знал, что не сможет пройти через проверки НКВД. Мало того, что он жил по чужим документам — он считался врагом народа. Его реабилитировали только в 1970 году", — рассказывал altapress. И он рассказал, что американцы не считают особо выдающимися деятелями освоения космоса ни Циолковского, ни своих астронавтов. Главный в их музее — Шаргей-Кондратюк. Это же гениальный был человек! Если бы ему в свое время создали соответствующие условия… А он погиб в московском народном ополчении", — рассказывала в 2007 году Тамара Чертова, тогда — директор краевой библиотеки имени Шишкова. Александр Шаргей-Кондратюк.
Изучение лунной поверхности с селеноцентрической орбиты с особым упором на районы, намеченные для посадки лунного модуля Apollo, проводилось с помощью космического аппарата Lunar Orbiter. В период с 10 августа 1966 года по 1 августа 1967 года было запущено пять аппаратов данной серии, и все они успешно справились с поставленной задачей. Ranger формально относились ко второму поколению аппаратов для изучения Луны, а Surveyor и Lunar Orbiter — к третьему. Американские автоматические разведчики Луны третьего поколения Surveyor и Lunar Orbiter. Челомея, сроки реализации — с 1966-го по первое полугодие 1967 года и осуществление высадки экспедиции на лунную поверхность с последующим возвращением на Землю головной исполнитель — ОКБ-1 С. Королева, сроки — с 1967 по 1968 год. В рамках этого решения создавались автоматические станции второго поколения «объект е-6» , предназначенные для отработки мягкой посадки и создания искусственных спутников Луны. Из 20 космических аппаратов этого типа, запущенных в период с 4 января 1963 года до 7 апреля 1968 года, лишь 11 смогли достичь полного или частичного успеха в частности, 3 февраля 1966 года первую в мире мягкую посадку на другое небесное тело совершила советская «Луна-9», а 3 апреля того же года «Луна-10» вышла на орбиту вокруг Селены — остальные потерпели аварию по тем или иным причинам. Макет аппарата типа е-6 с автоматической лунной станцией «Луна-9» на фоне лунной панорамы. Источник: sneg. Кроме них, в ОКБ-1 разрабатывалась космическая станция третьего поколения «объект E-8» , которая должна была доставить на Луну самоходный автоматический аппарат «объект Л-2» , предназначенный для изучения условий в месте предполагаемой высадки космонавтов и выбора места посадки корабля. Поначалу советское руководство, вероятно, питало надежды обогнать американцев. Однако вскоре грандиозный объем и сложность пилотируемой лунной программы стали очевидными, как и высокий шанс отстать от Америки в престижной космической гонке. Поэтому в 1965 году акценты сместились, и на первый план вышла задача облета Луны пилотируемым кораблем, которая казалась более простой. К решению задачи подключили С. Королева, возложив на него создание облетного пилотируемого корабля 7К-Л1 на базе разрабатываемого «Союза» и космического разгонного блока «Д» на базе одной из ступеней ракетно-космического комплекса Н1-Л3 для осуществления высадки космонавтов на Луну. Для избавления от «непрофильных тем» ими ОКБ-1 было перегружено сверх всякой меры в том же 1965 году вся тематика по автоматическим лунным станциям включая проекты е-6 и E-8 была передана Машиностроительному заводу имени С. Лавочкина, руководимому Г. Страницы из отчета «Основные положения по объекту E-8» , созданного при передаче тематики по автоматическим лунным и межпланетным станциям из ОКБ-1 Машиностроительному заводу имени С. Источник: Роскосмос Однако ожидаемого ускорения по лунному направлению не произошло. Несмотря на строгие и не терпящие возражений партийно-правительственные постановления 1967-1968 годов, которые требовали «усилить работы», отставание от США увеличивалось. Критической точкой стало 24 декабря 1968 года, когда на окололунную орбиту вышел Apollo-8 Фрэнка Бормана, Джеймса Ловелла и Уильяма Андерса. Все участники событий осознавали, что и высадка Луну первого астронавта — а не космонавта — не за горами. С нашей стороны требовалось неординарное решение, которое привело бы к какому-то звучному успеху, способному скрасить грядущее поражение в пилотируемой лунной гонке. И таким решением стала доставка лунного грунта на Землю автоматической станцией. Техническая база имелась: к 1968 году завод имени Лавочкина полностью переработал концепцию E-8 и предложил на этой основе создать целую серию лунных автоматических станций — луноход, тяжелый спутник для картографирования Луны, стационарную научную обсерваторию на лунной поверхности и ряд других аппаратов. А в феврале 1968 года был выпущен эскизный проект автоматического аппарата E-8-5 для доставки на Землю образцов лунного грунта. Весомым преимуществом предложенной концепции была высокая степень готовности материальной части: УР-500К вместе с блоком «Д» проходила летные испытания пусть и не без аварий , система E-8 с посадочной ступенью и луноходом участвовали в наземной отработке. Все это выглядело настолько заманчиво, что позволяло в теории даже опередить Америку с доставкой грунта, да еще и за гораздо меньшие деньги. Первым же пунктом в нем указывалось: «Считать главной задачей в исследовании Луны автоматическими станциями в 1969 году доставку на Землю образцов лунного грунта с помощью объектов E-8-5». Источник: Роскосмос Таким образом, программа исследования Луны автоматами получала приоритет перед пилотируемыми миссиями и, по сути, стала их альтернативой. Последняя представляла собой унифицированный ракетный блок с корректирующе-тормозной двигательной установкой, системой из четырех сферических топливных баков, соединенных цилиндрическими проставками две играли роль приборных отсеков для размещения аппаратуры системы управления перелетом и посадкой и раздвижными посадочными опорами. Часть топлива размещалась также в двух парах навесных топливных баков, на которых стояли приборные отсеки. Для того чтобы максимально увеличить массу груза, доставляемого на Луну, управление работой не только посадочной платформы, но и всей части, отделяющейся от ракеты-носителя включая разгонный блок «Д» , велось с автономной системы управления космического аппарата. Она включалась перед стартом и использовалась для ориентации и стабилизации E-8, а также для включения и регулирования двигательных установок на всех участках полета вплоть до касания лунной поверхности. Посадочная ступень E-8 — платформа КТ — с луноходом и сбрасываемыми топливными баками. Фото НПО имени С. Лавочкина «Глазами» и «ушами» системы управления служили солнечные и звездные датчики, трехстепенная гиростабилизированная платформа и доплеровский радиолокатор, «мозгом» — бортовое вычислительное устройство и автоматы стабилизации. Электропитание обеспечивали химические аккумуляторы. С Земли по радиоканалу приходили управляющие уставки, задающие те или иные алгоритмы работы систем. Все это хозяйство выдавало управляющие сигналы на силовые элементы, прежде всего — на микродвигатели ориентации и корректирующе-тормозной двигатель. Электрорадиоаппаратуры было так много, что она размещалась не только в двух цилиндрических проставках КТ, но и в приборных отсеках сбрасываемых баков и на переходной ферме, соединяющей платформу с разгонным блоком «Д», и даже внутри лунохода. Как правило, блоки имели солидный вес и габариты и требовали для нормальной работы «тепличных» условий — герметичного отсека и активных действий системы терморегулирования. Для справки: большинство западных космических аппаратов уже с середины 1960-х строилось на приборно-элементной базе, не требующей размещения в герметичных отсеках.
Уорден летал вокруг Луны в командном модуле «Endeavоuг». Астронавты провели на Луне 67 часов, из них 19 часов вне кабины модуля «Falcon». Исследован участок на границе между равнинной и горной местностями на восточном краю Моря Дождей. Собрано 77 кг геологических образцов. Оставлены научные приборы для наблюдений и передачи данных на Землю. Приводнились в Тихом океане 7 августа 1971 года. Доставка грунта не состоялась. Образец взят путем бурения на глубину 35 см в горном районе лунного материка между Морем Изобилия и Морем Кризисов. Возвращение на Землю 25 февраля 1972 года Казахстан, Джезказган. Янг и Ч. Дьюк в лунном модуле «Orion» опустились на Луну, Т. Маттингли находился на орбите в командном модуле «Casper». Первая экспедиция в материковую область Луны. Изучен участок плато близ кратера Декарт в центральной части видимого полушария. Астронавты Были на Луне 71 час, в том числе 20 часов вне кабины при трех выходах на поверхность. Они проехали на вездеходе 27 км, удаляясь от точки посадки до 4 км, и собрали 97 кг образцов лунных пород. Вернулись на Землю 27 апреля 1972 года. Сернан и первый геолог на Луне Х. Шмитт высадились на поверхность в лунном модуле «Challenger», а Р. Эванс оставался на орбите в командном модуле «America». Астронавты провели 75 часов на восточной окраине Моря Ясности, в межгорной долине Тавр-Литтров. Наиболее длительное пребывание людей на Луне. Они трижды выходили из лунной кабины, проведя вне ее 22 часа. На вездеходе удалялись до 3 км в разные стороны от точки посадки, проехав в общей сложности 30,5 км. Собрано 110 кг геологических образцов. Стартовали с Луны 14 декабря 1972 года, оставив на поверхности научную аппаратуру. Экспедиция, завершившая программу «Аполлон», возвратилась на Землю 19 декабря 1972 года. За 4 месяца проехал по Луне 37 км, проводя изучение местности в кратере Лемонье на восточном берегу Моря Ясности. Получено 86 детальных телепанорам местности, а также более 80 000 телеснимков, передававшихся каждые З секунды, с изображением небольших участков вдоль трассы, по которым экипаж с Земли из 5 человек выбирал маршрут движения. Лазерная локация с Земли установленного на луноходе отражателя дала высокоточные определения параметров орбиты Луны. Изучено изменение механических свойств и химического состава грунта в зоне перехода от «морской» равнины к возвышенности материка.
Как покоряли Луну советские автоматические межпланетные станции
50 лет назад советская автоматическая межпланетная станция «Луна-21» доставила на поверхность естественного спутника Земли второй управляемый самоходный аппарат — «Луноход-2». Никаких сомнений в СССР насчет полетов американцев на Луну не было. наименование советской программы исследования Луны и серии космических аппаратов, запускаемых в СССР к Луне начиная с 1959 года. Первыми должны были лететь Быковский и Рукавишников, которые не совершали бы высадки на Луне, а просто облетели её и вернулись. наименование советской программы исследования Луны и серии космических аппаратов, запускаемых в СССР к Луне начиная с 1959 года.
Луна не светит: Почему СССР проиграл американскому «Аполлону»
Астронавты Аполлон-11 были первыми, кто это осуществил, но до сих пор существует мнение, что вся миссия была подстроена. Есть много людей, которые считают, что американцы сняли всю высадку на Земле, просто, чтобы проявить себе в борьбе с СССР за превосходство в освоении космоса.
Казалось бы, США безнадежно отстали от «мальчишек с соседнего континента». Триумфы СССР следовали один за другим: первый групповой полет, первый человек в открытом космосе, первая женщина в космосе… И даже до естественного спутника Земли советские «Луны» добрались первыми, заложив основы столь важной для нынешних исследовательских программ методики гравитационных маневров и сфотографировав обратную сторону ночного светила. Но выиграть в такой игре можно было, лишь уничтожив команду противника, физически или морально. Американцы же уничтожаться не собирались. Решение было рискованным - СССР добивались своего шаг за шагом, планомерно и последовательно, и все равно не обходилось без провалов. А космическое агентство США решило сделать прыжок через ступеньку, если не через целый лестничный пролет.
Но Америка компенсировала свою, в известном смысле, наглость тщательной проработкой лунной программы. В итоге тактика США оказалась результативнее. Но ключевым фактором, ослабившим Союз в лунной гонке, был раскол внутри «команды с советского двора». Королев, на воле и энтузиазме которого держалась космонавтика, сперва, после своей победы над скептиками утратил монополию на принятие решений. Конструкторские бюро вырастали, как грибы после дождя на неиспорченном сельхозобработкой черноземе. Началось распределение задач, и каждый руководитель, что научный, что партийный, считал себя наиболее компетентным. Поначалу само утверждение лунной программы запоздало - отвлекшиеся на Титова, Леонова и Терешкову политики занялись ею только в 1964-м, когда американцы уже три года как размышляли над своими «Аполлонами».
А затем отношение к полетам на Луну оказалось недостаточно серьезным - они не имели таких военных перспектив, как запуски ИСЗ Земли и орбитальных станций, а финансирования требовали куда большего. Проблемы с деньгами, как это обычно бывает, «добили» грандиозные лунные проекты. С самого старта программы Королеву посоветовали занижать цифры перед словом «рублей», потому что реальные суммы никто бы не одобрил. Если бы разработки шли столь же успешно, как и прежние, такой подход себя бы оправдал.
Почему Россия решила возобновить программу? Еще в середине нулевых Россия задумалась о возвращении лунной программы для изучения сейсмической активности на спутнике Земли. В середине десятых эта идея оформилась в полноценный проект. Однако в силу ряда причин запуск аппарата состоялся лишь десять лет спустя. Текущая миссия может показаться небольшой: автоматическая межпланетная станция доставит к спутнику всего 31 кг полезной нагрузки, состоящей из необходимых научных приборов и посадочной платформы аппарата. Прилунение должно произойти 20 августа, близ кратера Богуславского, на 69-м градусе.
Исследователи планируют выяснить, почему на Луне вода не испаряется с путника мгновенно и существует не только в зонах вечной тени, куда никогда не попадает солнечный свет. Отечественный зонд станет первым этапом на пути к прилунению на Южном полюсе, который считается одним из наиболее перспективных участков для исследования. Эта задача невероятно трудна из-за того, что там практически невозможно поддерживать связь с Землей.
Часть этих задач должен был решить тяжелый спутник. На поверхность Луны СССР хотел доставить передвижные, астрономические, гелиографические, геофизические и связные станции в 1972—1975 годах, причем вес фототелескопов мог достигать 580 кг, а диаметр планетных телескопов — от 500 мм до 1,5 м. Все это, убеждены авторы отчета, позволило бы исследовать планеты и их атмосферы, вести метеорологические исследования. Для пилотируемых экспедиций предлагалось создать ракетно-космический комплекс "Л-3М" модернизация "Л-3" , который сможет находиться на Луне до 20 суток, и начать его эксплуатацию с 1973 года. По задумке, комплекс состоял из двух частей — посадочной в составе экипажа три человека и орбитальной экипаж — два человека. Выводить его на орбиту должна была ракета-носитель "Н-1".
Одна из главных задач для обеспечения жизнедеятельности лунных баз — транспортное сообщение. Она могла решиться с помощью многоразовых транспортных кораблей, которые смогли бы летать по трассе между орбитами около Луны, то есть "выполнять роль парома". Для полета на Землю, считают ученые, могли бы использоваться многоразовые "челночные корабли", с помощью которых можно было бы доставлять как грузы, так и членов экипажа. Реализованные миссии Первая автоматическая станция на естественный спутник Земли "Луна-1" была запущена 2 января 1959 года. Однако из-за ошибки в циклограмме она не смогла достичь поверхности небесного тела. Но несмотря на это, аппарат выполнил научные задачи — зарегистрировал внешний радиационный пояс Земли, провел прямые измерения солнечного ветра и стал первым искусственным спутником Солнца. Первый в истории человечества аппарат, который достиг поверхности Луны, — советская автоматическая станция "Луна-2". По отношению ко многим задачам советских аппаратов, которые отправлялись на поверхность естественного спутника Земли или его орбиту, можно было сказать, что они выполнялись впервые. Так, "Луна-3" впервые в истории сфотографировала обратную сторону естественного спутника Земли, а "Луна-9" — сняла первую телепанораму.
Последняя советская автоматическая станция на Луну "Луна-24" была запущена в 1976 году.
Россия возвращается на Луну: как СССР исследовал её в прошлом и что ждёт нас в будущем
Причин того, почему советские космонавты не попали на Луну, было несколько – технических, организационных, экономических и политических. «Луна-15» разбилась при посадке, поставив крест на попытках СССР одержать хотя бы небольшую победу в лунной гонке. Советский аппарат «Луна-1» должен был достичь поверхности Луны при помощи ракеты-носителя «Восток-Л».
Космос ошибок не прощает. Часть 1. Потерянная Луна
Аппараты осуществили пролет Луны «Луна-1» , достижение Луны «Луна-2» , ее облет и фотографирование «Луна-3». Космические аппараты второго поколения «Луна-4» - «Луна-14» запускались с использованием более совершенных методов: предварительного выведение на орбиту искусственного спутника Земли, затем старт к Луне, коррекции траектории и торможение в окололунном пространстве. При запусках отрабатывались полет к Луне и посадка на ее поверхность «Луна-4» - «Луна-8» , мягкая посадка «Луна-9» и «Луна-13» и перевод на орбиту искусственного спутника Луны «Луна-10», «Луна-11», «Луна-12», «Луна-14». Более совершенные и тяжелые космические аппараты третьего поколения «Луна-15» - «Луна-24» осуществляли перелет к Луне по схеме, используемой аппаратами второго поколения; при этом для увеличения точности посадки на Луну предусмотрена возможность проведения нескольких коррекций на траектории полета от Земли к Луне и на орбите искусственного спутника Луны. Аппараты «Луна» обеспечили получение первых научных данных о Луне, отработку мягкой посадки на Луну, создание искусственных спутников Луны, взятие и доставку на Землю проб грунта, транспортировку на поверхность Луны лунных самоходных аппаратов. Создание и запуск разнообразных автоматических лунных аппаратов является особенностью советской программы исследования Луны. США сразу же включились в нее. В 1958 году американцы поспешно разработали и запустили свой ИСЗ, а заодно и образовали «во благо всех» - так звучит девиз организации - НАСА. Но к тому времени Советы обогнали соперников еще больше - отправили в космос собаку Лайку, которая хоть и не вернулась, но зато собственным героическим примером доказала возможность выживания на орбите. На разработку спускаемого модуля, способного доставить живой организм обратно на Землю, ушло почти два года.
Требовалось доработать конструкции, чтобы они выдерживали уже два «путешествия сквозь атмосферу», создать качественную герметичную и устойчивую к высоким температурам обшивку. А главное - нужно было рассчитать траекторию и спроектировать двигатели, которые бы обезопасили космонавта от перегрузок. Когда же это все было сделано, возможность проявить героическую собачью натуру получили Белка и Стрелка. Они со своей задачей справились - вернулись живыми. Меньше чем через год по их следам полетел Гагарин - и тоже вернулся живым. Американцы в том 1961-м в безвоздушное пространство отправили только шимпанзе Хэма. Правда, 5 мая того же года суборбитальный полет совершил Алан Шепард, но международным сообществом это достижение космическим полетом признано не было.
Вымпелы, установленные на космическом аппарате «Луна-15» «Луна-15» — пятый искусственный спутник Луны, запущенный 13 июля 1969 года, первый космический аппарат третьего поколения.
Этот космический аппарат был предназначен для доставки на Землю образцов лунного грунта. В процессе полета проводились научные исследования в окололунном пространстве, испытывались новые навигационные системы. Программа полета «Луны-15» не была выполнена, т. Растиражированные вымпелы были с изображением лунохода. Но в результате, луноход был доставлен на Луну другим космическим аппаратом «Луна-17». Вымпелы, доставленные на Луну космическим аппаратом «Луна-16» Космический аппарат « Луна-16» была запущен с космодрома Байконур 12 сентября 1970 года с помощью четырехступенчатой ракеты-носителя «Протон-К» , совершил рейс «Земля-Луна-Земля» и впервые в мире доставил на Землю образцы лунного грунта. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-17», доставивший на Луну первый автоматический самоходный аппарат «Луноход-1» 17 ноября 1970 года советский космический аппарат «Луна-17» доставил на Луну автоматический самоходный аппарат «Луноход-1», управляемый с Земли. На аппарате и посадочной ступени станции были установлены флаги и вымпелы с изображением герба Советского Союза и барельефом В.
Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-20» Космический аппарат «Луна-20» был запущен 14 февраля 1972 года. Вымпел, установленный на космический аппарат «Луна-24» Многие называют вымпелы, оставшиеся на Земле, копиями, но это не так: все предметы подлинные. Это те самые предметы, которые были сделаны для запуска в космос, одни из них полетели, а другие остались. Любой из этих вымпелов мог быть отправлен в космос. Вымпелы выпускались тиражом от 100 до 300 штук. Один экземпляр устанавливался на космический аппарат, остальные же вручались участникам данной программы. В Музее космонавтики наиболее полная коллекция лунных вымпелов, которые имеют, несомненно, познавательное значение в качестве наглядного иллюстративного материала для изучения лунной тематики.
Именно здесь на следующий день после посадки второй и последний советский исследовательский аппарат «Луноход-2» скатился по трапу модуля и начал свое четырехмесячное путешествие. Во время посадки система навигации «Лунохода-2» повредилась , поэтому членам управления миссией на Земле приходилось ориентироваться только на данные, полученные камерами — окружающую обстановку и положение Солнца.
Тем не менее, за время работы с 18 января до 10 мая ровер прошел по разным оценкам от 39 до 42 км и установил рекорд по дальности перемещения вне Земли, который продержался более 40 лет. Только в 2014 или 2015 году в зависимости от оценки маршрута «Лунохода-2» марсоход Opportunity побил его. Рекордсмены по расстоянию, пройденному вне Земли. Конструкция «Лунохода-2» почти не отличалась от своего предшественника, который был доставлен миссией «Луна-17» на спутник в ноябре 1970 года. Основное изменение: выносная камера, которая была размещена на уровне человеческого роста, чтобы упростить управление перемещениями ровера по поверхности Луны. Высота обоих роверов без учета выносной камеры составляла 135 см, а масса второго из них — 840 кг. Луноходы перемещались по поверхности спутника с помощью двух пар по четыре колеса, установленных вдоль корпуса длиной около 170 см и шириной около 160 см. Интересно, что каждое из колес оборудовано независимой подвеской, собственным мотором и тормозом. Еще одно изменение, которое внесли разработчики по итогам первой миссии, система питания корабля.
В отличие от своего предшественника, оборудованного кремниевой солнечной панелью, «Луноход-2» использовал арсенид-галлиевые элементы, которые производили до 1 кВт мощности.
Министр иностранных дел СССР Громыко начинает в Москве переговоры с послом Западной Германии по вопросу о всеобщем отказе от использования силы при решении международных проблем. ФРГ признала послевоенные границы. Сделка века «газ-трубы», контракт века «газ-трубы» — долгосрочное соглашение международный контракт между Советским Союзом и Федеративной Республикой Германии о поставке в СССР труб большого диаметра и другого оборудования для строительства газопровода в Западную Европу с платой за поставленные трубы и оборудование газом с месторождений Западной Сибири. Экспорт сырой нефти из СССР увеличился в 4 раза по сравнению с 60-ми годами. Договор о запрещении бактериологического оружия. Правительству США пришлось субсидировать экспортеров, причем счет экспортных субсидий пошел на сотни миллионов «тех» долларов.
В американских учебниках это событие называют не иначе как «Великое зерновое ограбление». Пакет соглашений и договоров с США во время визита Р. Никсона в Москву: 1. Договор зафиксировал обязательство сторон отказаться от создания, испытания и развёртывания систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами, а также не создавать системы ПРО территории страны. Соглашение между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях продлено в 1977 ; 8. Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним. Советско-американский торговый договор.
Открытие в Хельсинки Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Визит Р. Никсона в Москву — договор об ограничении подземных ядерных испытаний 1974 год. Встреча Брежнева с Фордом во Владивостоке — переговоры о разоружении. Полет "Союз-Аполлон". Окончание войны во Вьетнаме. Ниже дана расшифровка некоторых указанных событий.
Никсоном подписано более десятка договоров об экономических, военных, политических, космических уступках в разгар холодной войны, которые высвобождали сотни миллионов рублей из военной и других гонок на другие цели. Летом 1972 г. Цена зерна за 1 бушель внутри США составляет 2. А также несколько образцов коллекционного оружия. В 1972 г. А уже к Олимпиаде в Москве 1980 год холодная война вступает в новый виток. И правительство США прибегает к распространению новых страшилок для своего народа и Конгресса про СССР-агрессора для выбивания денег на содержание своей самой милитаризованной экономики в мире.
Теперь вернемся к вопросу, был ли заключен в начале 70-х гг. Иначе, как объяснить факт резкого закрытия собственной лунной программы в самом ее разгаре? Все знают, что американские и японские легковые машины считаются лучшими в мире. Но значит ли это, что другие страны должны свернуть выпуск собственных после колоссальных затрат на постройку заводов, создания рабочих чертежей и образцов автомобильной техники на своей территории? Ответ вполне предсказуем. А вот СССР постановлением правительства пошел на такой нелепый шаг после того, как к проекту ракеты "Н1" были привлечены тысячи предприятий, сотни тысяч конструкторов, квалифицированных рабочих! Хотя на это были затрачены колоссальные суммы народных денег.
Достаточно сказать, что стоимость межконтинентальной баллистической ракеты МБР 15А14 "Сатана" в 1975 году составляла свыше 5 млн. А их было создано сначала четыре. А позже, после неудачных пусков, - еще две с модернизированными двигателями и дополнительными комплектами деталей еще к двум последующим. Как объяснить тот факт, что вместо того, чтобы убедиться, что новый модифицированный вариант "Н1" также неработоспособен посредством простейшего нажатия на кнопку пуска, правительство дает команду прекратить лунную программу? Срочно понадобился металлолом? Так его можно было получить и в случае нового провала полета! И не надо тогда даже тратиться на разрезку.
В случае же удачного пуска не нужно было начинать все сначала. Как это предполагалось несколько лет назад после того, как В. Путин подписал проект очередной лунной программы России, которая предусматривала до 2030 года создание новой тяжелой ракеты, пилотируемый облет Луны, создание на ее поверхности базы и т. Теперь основные его положения заблокированы из-за отсутствия денежных средств... Как вы думаете, дешевле его было реализовать, если бы работоспособная ракета "Н1" уже существовала в металле с рабочими чертежами, а не была беспощадно уничтожена в соответствии с американским соглашением? Самым смешным в этом факте является то, что несколько лет назад США заключили с Россией контракт на поставку им десятков модернизированных керосиново-кислородных двигателей "НК-33" от "Н1" полувековой давности конструкции Н. Надежными они оказались.
И дешевыми. Зачем же было в прошлом веке уничтожать две ракеты "Н1" пятую и шестую , оснащенных десятками надежных модернизированных двигателей? Вот и вынуждены все новые руководители СССР и России при вступлении в должность расписываться за ознакомление с секретными письменными обязательствами Л. Брежнева и партии в прошлом веке. Выплывет ли неприглядная роль СССР в сокрытии величайшей аферы второй половины 20 века? Американцы сами стали заложниками научно-технического прогресса. Результатом его стало их изобретение ЭВМ и компьютеров.
Но с появлением компьютерной возможности "на более короткой ноге" подробно изучить фотовидеоматериалы "с Луны", конструкцию "Аполлона" с "Сатурном-5", лунного модуля, скафандра, ход испытаний всей перечисленной техники и шимпанзе, людей, верящих в величайшее космическое достижение США, резко поубавилось. В России скептиков к 2020г. С каждым годом и часом мировое сообщество предоставляет все новые факты лунной аферы США, утверждавших, что с 1969 г. Теперь речь ведется не только о единичных поддельных фото. Лучше раз увидеть, чем сто раз услышать! Конец последней декады августа 2009 года ознаменовалась для НАСА настоящим кошмаром. Голландские минерологи опознали в "лунном камне", подаренном 9 октября 1969 г.
Эти статьи можно прочитать в интернете даже сейчас.
Советская Луна
В 1973 году был подготовлен 5-й запуск ракеты Н-1. Но пуск был отменён и остаётся только гадать, насколько он мог быть удачным. Она представляла собой уже готовую УР-500 с прикрепляемыми по бокам блоками новой первой ступени. Каждый такой блок имел создаваемый в КБ Глушко двигатель РД-270 с тягой в 630 тонн это более чем в 4 раза больше мощности двигателей, устанавливаемых на Н-1. Кроме того, блоки Челомеевской ракеты создавались на заводах-изготовителях и легко доставлялись на Байконур, где происходила лишь их стыковка. Для Н-1 же на Байконуре был возведён фактически целый завод, где происходила постройка блоков ракеты — из-за огромных размеров их попросту невозможно было доставить на место. Более простая ракета, создаваемая на основе уже хорошо отработанных и испытанных компонентов, очевидно, имела куда больше шансов на успех, нежели Н-1. К слову, уже модернизированный вариант Н-1 предполагалось использовать для сборки на орбите межпланетного корабля для полёта на Марс. Но о данном проекте будет отдельная заметка.
Вскоре был окончательно отменён проект и межпланетной экспедиции. Просто с 1973 года в космонавтике наступила уже другая эпоха. К слову, этот год стал кризисным как для американской, так и советской космонавтике. Проекты гигантских орбитальных станций и заводов, пилотируемых полётов к Марсу и пр. Более мощной ракеты-носителя так и не удалось создать. Автор: Павел Румянцев.
Даже глядя на экран телевизора, ощущаешь напряжение, охватившее космический центр в Хьюстоне. Лунный отсек быстро снижается. Он летит сперва как бы на животе, стальными паучьими ногами вперед.
Космонавты лежат в своей нише лицом вниз. Затем кабина постепенно принимает горизонтальное положение. Космонавты сообщают, что на борту все идет нормально. Связь с ними не прекращается. Слышен далекий голос Армстронга: — Снижаемся в соответствии с планом. До посадки остается несколько минут. Видим собственную тень. Как их встретит Луна? Не завалится ли набок лунная кабина? Приборы в Хьюстоне регистрируют пульс космонавтов: у Олдрина 130 ударов в минуту, у Армстронга — 150.
Наступает пауза. Стрелка часов показывает четверть пятого вашингтонское время. Голос Армстронга: — Алло, Хьюстон! Говорит база Море Спокойствия. Сообщаю, что теперь здесь у всех на лицах улыбки. Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки. Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек: — Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет!
Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки: — Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20—30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1—2 фута. Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута. Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля. По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом. Поздно вечером по вашингтонскому времени в Москве было раннее утро 21 июля космонавты приступили к разгерметизации кабины. Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах.
Наконец слышен голос Армстронга: — К выходу на поверхность готов. Открывается люк кабины, но космонавты не спешат.
Межпланетная станция достигла Луны через сутки полёта и совершила «жёсткую посадку» на её поверхности — на огромной скорости воткнулась в поверхность спутника Земли. При этом в район Моря Ясности, между кратерами Аристилл, Архимед и Автолик, были доставлены два шаровых вымпела, составленных на манер футбольного мяча пятиугольными пластинами из нержавеющей стали с изображением герба Советского Союза и надписями «СССР» с одной стороны и «СССР. Сентябрь 1959» — с другой. Аппарат «Луна-2» не имел собственных двигателей для коррекции траектории.
Келдыш признал принципиальную реализуемость программы «Аполлон», однако отметил, что она потребует очень больших финансовых затрат. Хрущев, по словам Келдыша, был озабочен и обещал вернуться к вопросу в ближайшее время. Однако то ли заявления американцев не были восприняты всерьез, то ли у руководства страны были сомнения в их возможностях, а быть может, из финансовых соображений, но вопрос с Луной был фактически отложен на три года. Советские мечты о покорении Солнечной системы в представлении художника Соединенные Штаты сразу сделали лунную программу общенациональной. Кеннеди в своих заявлениях открыто признавался, что заплатить за нее из собственного кармана будет обязан каждый американец. Созданное в 1958 году для координации всех космических проектов агентство НАСА получило щедрое финансирование, на пике проекта выделяя на «Аполлон» до трех четвертей своего бюджета. Если перефразировать известный советский лозунг, идея «Все для Луны, все для победы» была абсолютизирована. Советский Союз изначально находился в совсем иных условиях. После окончания Великой Отечественной войны прошло всего полтора десятка лет, страна, по сути, была еще на пути восстановления. Одновременно в активной стадии находились десятки крайне капиталоемких проектов, порожденных кипучей натурой Никиты Сергеевича: осваивалась целина, строились гидроэлектростанции, гигантские химкомбинаты, по всей стране массово возводилось жилье. Крайне затратной была и космическая отрасль. СССР был вынужден тратить миллиарды рублей не только на «престижную» пилотируемую программу, но и на боевые ракеты. Достижение и поддержание ядерного паритета с США волновало советское руководство больше, чем эфемерная до поры до времени лунная гонка. Советский лунный корабль на пути к цели Тем не менее определенная работа в этом направлении велась. С 1960 года ОКБ-1 конструкторское бюро Сергея Королева вело разработку новой сверхтяжелой ракеты Н-1, которой в будущем и предстояло стать основой советской лунной программы. Однако полет к спутнику Земли с высадкой на его поверхность космонавта не был ее первоначальной задачей. Даже в конце 1963 года Королев до конца не определился со структурной схемой будущей экспедиции: оригинальная идея предполагала трехпусковой вариант три ракеты Н-1 выводят на монтажную орбиту элементы будущего лунного корабля, который потом собирается в космосе и летит к цели. Подвешенная ситуация в условиях приходящих из США новостей об успехах американцев по «Аполлону» в конечном итоге заставили Королева и Келдыша летом 1964 года обратится с Хрущеву с прямым вопросом: «Летим или не летим на Луну? Сколько надо средств, столько и найдем». К этому моменту советское отставание от «Аполлона» составляло минимум два года. Ракета Н-1 на стартовом столе Борьба конструкторов Лишь 3 августа 1964 года вышло подписанное Хрущевым постановление «О работах по исследованию Луны и космического пространства». В нем наконец-то спустя три с лишним года после аналогичной по смыслу речи Кеннеди в Конгрессе! Были поставлены и сроки ее выполнения — 1967—1968 годы, хотя уже тогда главные конструкторы, назначенные ответственными исполнителями, отдавали себе отчет, что такие даты — полная авантюра. Для того чтобы понять, почему Советский Союз при всем желании не смог бы обогнать американцев, надо разобраться в той своеобразной атмосфере, сложившейся в советской космонавтике. У каждого из «главных» были своя специализация и свое видение дальнейшего развития отрасли. В частности, все три бюро разрабатывали собственную сверхтяжелую ракету для полета на Луну, но предпочтение в конечном итоге было отдано Королеву. Для того чтобы этого добиться, отец советской космонавтики был вынужден отказаться от трехпусковой схемы полета на Луну и предварительных испытаний двигателей для своей Н-1, этой ракеты-колосса. Несмотря на заявления Хрущева в духе «Сколько надо средств, столько и найдем» тем более что Никиту Сергеевича вскоре отправили в отставку , Королеву пришлось экономить: иначе его лунной программе могли предпочесть, к примеру, янгелевскую. Кроме конкуренции между тремя «главными» за доступ к государственным заказам, напряженными были и отношения в ключевой смежной отрасли — двигателестроении. Никакая ракета не может улететь без надежной стабильной работы двигателей. Вокруг вопроса выбора компонентов для их работы также разгорелись ожесточенные дискуссии. Королев предпочитал кислородно-керосиновые и кислородно-водородные варианты, что стоило ему дружбы со своим ближайшим соратником Валентином Глушко — главным ракетным «двигателистом» Советского Союза. Глушко настаивал, что на первой ступени ракеты-носителя Н-1 должны быть установлены двигатели на высококипящих компонентах: крайне ядовитых азотном тетраоксиде и несимметричном диметилгидразине гептиле. Конфликт между двумя основоположниками советской практической космонавтики приобрел такой характер, что Глушко просто отказался работать с Королевым по лунному проекту, и ОКБ-1 было вынуждено обратиться к моторостроительной фирме Николая Кузнецова, ранее работавшей для авиации.
Лунная тайна и через полвека тайна
на конец 1960 – начало 1970 планировалось строительство большой орбитальной станции и корабля для межпланетной экспедиции. Вторая советская мягкая посадка на Луну. В районе Океана Бурь, на равнине около кратера Селевк, исследованы физико-механические свойства лунного грунта. Запущенный 12 сентября научный модуль с советским вымпелом внутри небольшого грузового контейнера совершил жесткую посадку на поверхности Луны и навсегда «застолбил» за СССР первенство в области освоения объектов за пределами Земли. Кстати, сей важный профессор в советские времена вел телепередачу «Очевидное – невероятное» и в одном из ее выпусков ничтоже сумняшеся заявил, что высадки американцев на Луну в 1969 году не было, а они сымитировали это в каком-то павильоне!