Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. Соляной бунт медный бунт восстание Степана. Соловецкое восстание — одно из наиболее заметных выступлений против попыток быстро реформировать религиозную жизнь во времена «тишайшего царя» Алексея Михайловича.
Вы точно человек?
Соловецкое восстание. Против преобразований выступили соловецкие монахи. Соловецкое восстание. Против преобразований выступили соловецкие монахи. Соловецкое восстание или "Соловецкое сидение" произошло в 1668—1676 гг. и было религиозным вооруженным восстанием монахов Соловецкого монастыря и примкнувшим к ним мирян против церковных реформ патриарха Никона.
Вы точно человек?
Соловецкое восстание монахов в 17 веке - причины и итоги | восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. |
Соловецкое восстание 1668—1676 гг. | Выступление старообрядцев явилось не только религиозным митингом, но и политическим протестом против власти Петра I. |
Соловецкое восстание — почему стрельцы устроили расправу над монахами? | Заключительным этапом раскола стало Соловецкое восстание 1667 – 1676 гг.,окончившееся для недовольных гибелью или ссылкой. |
«Соловецкое сидение»: как монахи восстали против Никоновской реформы! — Мономах | Соловецкое восстание 1668-1676 годов стало олицетворение борьбы духовенства с реформами Никона. |
Соловецкий бунт в 1668 году: чем были недовольны монахи
Это был не только монастырь, но и хорошо укрепленная крепость. Во времена войны со Швецией монастырь являлся мощным форпостом. Он был обеспечен значительными запасами оружия и боеприпасов, а сами монахи владели воинским искусством. Взять такую крепость было непростым делом, что прекрасно понимали царь и его придворные. Продовольствие же монахи могли получать от поморов, которые сочувствовали им, тем более в холодное время года, когда активная осада становилась практически невозможной из-за погодных условий. Командовал этим отрядом Игнатий Волохов. Высадка на остров произошла 22 июня. По данным современников тех событий, под командованием Волохова было 112 стрельцов. Царь запретил штурмовать монастырь и рассчитывал на то, что удастся договориться с монахами мирным путем. Артиллерию и прочее осадное оборудование применять было категорически запрещено.
Попытка Волохова вступить в переговоры не увенчалась успехом. Царские войска приступили к осаде. Осложняло положение царских войск то, что непосредственно осаду можно было вести в летнее время. Зимой же войска распускались по домам, либо же отходили в Сумский острог. Такое положение дел продолжалось и после назначения командиром воеводы Иевлева в 1672 году. Была увеличена и численность стрельцов, которая теперь достигала 725 человек. Сидение продолжалось, но активных приступов не было по причине серьезного отпора из пушек со стороны крепостных стен. Активизация осады Ситуация изменилась в 1673 году. Именно тогда царь принял решение ужесточить осаду.
Для этого были приняты следующие решения: Иван Мещеринов назначен командующим осадой; Ему даны широкие возможности для того, чтобы добиться победы. Войскам дано разрешение использовать все осадное оборудование, которое имеется в наличии. Тем монахам, которые решат сдаться, гарантировано помилование. Блокада монастыря начала ужесточаться, несмотря на отсутствие серьезных штурмов и тот факт, что Мещеринов в сентябре 1674 года так же отвел армию в Сумский острог. Но именно в течение данной зимовки численность осаждающих выросла еще больше. Теперь их насчитывалось около 1,5 тысяч бойцов. Численное преимущество царских войск становилось подавляющим. Инициатива также постепенно переходила к стрельцам. Но защитники не планировали сдаваться.
В 1653—1655 гг. По новым правилам верующим следовало креститься тремя пальцами вместо двух. Земные поклоны, при которых человек припадал всем телом к земле, заменялись поясными, а крестные ходы — торжественное церковное шествие — проводились в обратном направлении, против солнца.
Кроме того, вводилось троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного и иначе стало писаться имя Христа — Иисус вместо Исус. Богословские книги и иконы, которые были написаны не по греческим образцам, уничтожались. Многие верующие восприняли реформу Никона как нарушение правильных церковных традиций и богохульство, ведь греческая церковь запятнала себя в 1439 г.
Тем не менее Церковный собор, созванный в 1654 г. Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем испортились, так как царь не желал делить ни с кем свою власть. Государь перестал приглашать патриарха на государственные приёмы, а сам не посещал патриаршие богослужения в Успенском соборе.
Самолюбивый Никон не мог стерпеть пренебрежительного отношения к себе, поэтому в 1658 г. Никон надеялся, что царь одумается, забудет о противоречиях и пригласит его обратно в Москву. Однако эти надежды не сбылись: напротив, Алексей Михайлович решил созвать Церковный собор, чтобы судить Никона за самовольное отречение от сана.
Церковный собор состоялся в 1666 г. На соборе был установлен приоритет светской власти над духовной — православные патриархи из других стран, присутствовавшие на суде, полностью поддержали Алексея Михайловича. Никон был признан виновным в самовольном оставлении церкви, поэтому по итогам суда его окончательно лишили сана и пожизненно заточили в Ферапонтовом монастыре.
Противников церковной реформы стали называть старообрядцами. Руководителям старообрядцев за неповиновение полагалась смерть на костре. Так начался раскол в Русской православной церкви.
Хочу поступить в лучший вуз! Скачайте планер для подготовки к ЕГЭ, чтобы учёба проходила эффективнее Скачать гайд Принимаю условия соглашения и даю согласие на обработку своих персональных данных на условиях политики конфиденциальности Протопоп Аввакум и старообрядцы Лидером движения старообрядцев выступил протопоп Аввакум. Старообрядцы считали, что реформа Никона разрушает традиционную православную веру, поэтому различными способами выражали протест: бежали в леса, устраивали коллективное самосожжение, отказывались подчиняться царской власти и нести повинности, вступали в вооружённые столкновения с правительственными войсками.
Среди старообрядцев оказались представители различных социальных слоёв: бояре, купцы, стрельцы, крестьяне, духовенство.
Возглавлял стрелецкий отряд стряпичий Игнатий Волохов. Он распорядился взять монастырь в осаду, но этот план практически сразу провалился. Обратите внимание Соловецкий монастырь был достаточно крепко укреплён и при этом располагал большими запасами продовольствия.
Также важно отметить, что численность стрелецкого отряда составляла чуть более 100 человек, что было мало как для штурма, так и для эффективной осады. Ситуация оказалось патовой и такой она оставалась на протяжении 4 лет, так как царь Алексей Михайлович не имел лишних войск для ускорения осады. Изменения случились в 1672 г. Он ужесточил блокаду Соловецкого монастыря, но это также не помогло достичь существенного прогресса.
Монахи продолжали держать осаду и отказывались отрекаться от своих убеждений. В 1673 году Алексей Михайлович надоедает сложившаяся ситуация и он отдаёт указание — прекратить осаду и брать Соловецкий монастырь штурмом. Для проведения штурма в Соловки был направлен опытный воевода Иван Мещеринов. Мещеринов сумел добиться увеличение стрелецкого отряда до 1,5 тысяч человек и начал беспощадно бросать их в штурм на укрепления монастыря.
На протяжении всего 1674 г. Сторонники царя были изгнаны из монастыря и силы осаждённых существенно сократились.
Был выбран другой путь: в это время скончался прежний настоятель обители и на его место утвердили избранного братией архимандрита Варфоломея. Перед ним и поставили задачу аккуратно, постепенно перейти на исправленные книги. Варфоломей взялся это реализовывать, чем быстро нажил немало врагов: тем не менее он сумел сколотить небольшую так называемую промосковскую партию, изъявлявшую готовность развернуться в сторону новых обрядов. Время до Большого собора 1666—1667 годов протекло в позиционной борьбе между враждовавшими группами. Во всяком случае, отправившегося туда настоятеля снабдили соответствующей челобитной, где обстоятельно изложили все доводы в пользу старой практики.
Однако, тот, проявляя осторожность, не торопился оглашать петицию в Москве. И, как выяснилось, не напрасно: собор планировал устроить судилище старообрядчеству с целым букетом обвинений и проклятий. Вовремя сориентировавшись, Варфоломей предъявил челобитную уже как улику против оппозиции в Соловках. Но там тоже не дремали и доставили еще одно заявление с целью дискредитировать перед центральными властями самого архимандрита. В Москве постановили разобраться в этой ссоре на месте и направили в монастырь специальную комиссию, которая уяснила, что сама собой ситуация не уляжется. Сводить все только к личностной неприязни основных действующих лиц, как это делали ранее, было признано ошибкой. Смена настоятеля и удаление его противников ровным счетом ничего не давала: конфликт отражал глубинные противоречия в оценке самой реформы.
К середине 1667 года все осознали, что открытого противостояния избежать не удастся. Началом восстания стал отказ принять нового архимандрита Иосифа, присланного из Москвы. К его приезду монастырская братия на общем собрании приняла еще одну челобитную на имя царя. В ней уже в крайне резкой форме говорилось о дьявольском происхождении новых книг, проводилась идея страдания за веру. Рим, Константинополь, Москва пали, а потому единственным местом, где обитает истинное благочестие, остаются Соловки. Монахи писали: «Не присылай, государь, напрасно к нам учителей, а лучше, если изволишь книги менять, пришли на нас свой меч, чтобы переселиться нам на вечное житие». Примечательно, что челобитная взывала к авторитету не только соловецких чудотворцев Зосиме и Савватию, но и вспоминала Михаила Романова с Филаретом.
Правительство расценило послание как ультиматум и в ответ выслало войска, запретило подвоз продовольствия: началась блокада обители, произошли первые вооруженные столкновения. Однако установить блокаду при благожелательном настрое крестьянства оказалось довольно трудно. Местные жители постоянно подвозили припасы, крестьян периодически вылавливали, но те ссылались на хозяйственные дела, связь же с мятежниками отрицали.
СОЛОВЕ́ЦКОЕ ВОССТА́НИЕ 1667–76
реакция на церковную реформу Никона при покровительстве этих реформ царя Алексея Михайловича. одно из ключевых событий в этой истории. Соловецкое восстание вошло в историю как открытый акт неповиновения части духовенства проводимой в то время реформе православной церкви.
Хозяин северного края: монастырь в осаде
Этот акт сопротивления не только подчеркнул глубину религиозного раскола в России, но и стал предвестником долгих лет противостояний между старообрядцами и официальной церковью. Значение Соловецкого восстания для истории России Соловецкое восстание оказало глубокое влияние на российскую историю, символизируя не только борьбу за веру, но и за социальную справедливость. Важно отметить, что это событие: Подчеркнуло глубину религиозного раскола в обществе. Показало силу народного сопротивления против абсолютистской власти.
Способствовало формированию старообрядческого движения, которое сохранило многие традиции русского православия. В заключение, Соловецкое восстание и его последствия остаются важной частью российской истории, напоминая о сложности социально-религиозных отношений и о борьбе за сохранение идентичности.
Феоктист взялся отвести отряд стрельцов внутрь крепости. В ночь на 22 января 1676 года 50 стрельцов вместе с соловецким предателем проникли в монастырь через заложенное кирпичами окно под сушилом у Белой башни. Царские войска начали расправу над восставшими. Исследователи старообрядчества Елена Юхименко и Наталья Понырко пишут: В настоящее время мы не располагаем достаточными сведениями, чтобы указать точное число казненных, но факт многочисленных и жестоких казней, надолго сохранившийся в народной памяти, не вызывает сомнений. Согласно проведенной в сентябре 1668 года переписи, в самом начале осады в Соловецком монастыре было около 670—700 человек, к концу «сидения» в обители, по одним сведениям, оставалось 300 человек, по другим — 500 следует принимать во внимание и потери среди осажденных, и случавшиеся перебежки.
После захвата монастыря, к июню 1676 года, когда Мещеринов подавал «роспись» новоприсланному архимандриту Макарию, в живых значилось лишь 14 чернецов, взятых в монастыре. По старообрядческим источникам, в монастыре погибло от 300 до 500 человек; 500 соловлян, пострадавших за старую веру, поминаются в старообрядческом синодике. После 1676 года монастырь был заселен новой братией, составленной из иноков разных русских обителей. Современники писали, что кровожадный Мещеринов «увесил трупами монахов все деревья вокруг монастыря». Но вскоре усмиритель восстания оказался обвинен в краже монастырской казны, а затем он стал первым узником Соловецкой тюрьмы после разрушения им же Соловецкого монастыря. Источник: www. Также предлагаем вам уникальные фотографии Соловков , сделанные во время съёмок сериала «Раскол».
Автор фото — Глеб Чистяков.
И в этот раз, как и во время Хлебного бунта 1650 года, вновь поднялся своевольный север. Итак, на дворе 1668 год, и монахи Соловецкого монастыря с оружием в руках встают на защиту старой веры. Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание В XVII веке Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь, расположенный на Соловецком острове в Белом море, был стратегически важным северным форпостом в борьбе со шведской экспансией. Во многом именно на его плечи ложилась оборона всего русского севера от внешней угрозы. Монастырская крепость была хорошо укреплен, а его монашеская братия с 1657 года имела в распоряжении оружие. Военная мощь Соловецкого монастыря подкреплялась и экономической. В собственности монахов были крупные земельные наделы на материке, рыбный и соляной промыслы, жемчужное и железоделательное производство, разработки слюды и прочие ремесла. Кроме того, братия занималась иконописанием и книгопечатанием.
Влияние монастыря широко распространялось по берегам Белого моря. Соответственно, он обладал припасами лет на 10 на случай неожиданного нападения шведов, и его еще и активно снабжали едой поморы. Соловецкий монастырь В 1651 году соловецкий игумен Илья получил чин архимандрита, что означало присвоение монастырю высокого ранга. Однако в это же время по приказу царя Алексея Михайловича право суда на Соловках получил новгородский митрополит по имени Никон. Он принимал активное участие в событиях Хлебного бунта в Пскове и Новгороде, о чем шла речь во второй части «бунташного цикла». Отношения между митрополитом и монашеской братией не заладились сразу же. После того, как Никон получил право суда над Соловецким монастырем, он стал неоднократно залезать в монастырскую казну и библиотеку. Монахи в ответ писали жалобы на митрополита царю, указывая на книги и ценности, которые он изымал. Однако найти управу на человека, в прошлом ездившего к царю каждую пятницу для бесед и советов по разным делам, было сложно.
Особенно если его откровенно продвигали на патриарший престол. В 1652 году Никон стал патриархом Московским и Всероссийским. И он сразу же взялся за свою церковную реформу, спровоцировавшую раскол Русской православной церкви. За реформой Никона стояло желание привести православные обряды и книги в соответствии с существующими греческими. А главной его инициативой можно назвать замену двуперстного крестного знамения трехперстным. Это распоряжение патриарх разослал по всем церквям московским перед Великим постом 1653 года. Но на этом Никон не остановился. Собор 1654 года начал унификацию московских церковных книг по греческим, которые были напечатаны на Западе в XVI веке. А поместный московский собор 1656 года объявил всех, кто крестился двумя перстами — еретиками, и предал их анафеме.
Патриарх действовал вполне в духе Петра I, то есть дерзко, резко, поспешно и не считаясь с иными мнениями, доходя в желании протолкнуть свою волю до избиения несогласных. Все это в сочетании с укорененным мнением в обществе, что русское благочестие стоит выше греческого, которое появилось после Флорентийской унии греков с католиками и падения Константинополя, вызвало недовольство как значительной части духовенства, так и мирян. Что, в свою очередь, и породило церковный раскол, в ходе которого общество разделилось на сторонников Никона «никониан» и приверженцев старой веры — старообрядцев, одним из лидеров которых стал протопоп Аввакум. Патриарх Московский и всея Руси Никон Однако реформа Никона продолжалась, пока ее поддерживала государственная власть. Но затем амбициозный патриарх посягнул на «святое»: придумал концепцию, согласно которой «священство выше царства», то есть духовная власть стоит выше светской. Этого даже Тишайший царь который был тихим в основном тогда, когда ему самому это было выгодно не стерпел. И Большой Московский собор, который проводился в 1666-1667 годах, предав анафеме всех противников церковной реформы, одновременно изверг из патриаршества и священства ее главного инициатора — Никона. Он потерял власть и стал простым монахом. Дальнейшая судьба некогда второго человека в Русском царстве была незавидна — ссылка в Ферапонтов Белозерский монастырь и Кирилло-Белозерский монастырь, а затем смерть на пути в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, который Никон сам же и основал в прошлом.
Но от зарвавшегося патриарха вернемся к нашим монахам. Как вы понимаете, братия Соловецкого монастыря согласиться с реформой своего давнего недоброжелателя никак не могла.
В сентябре 1673 года от командования осадой отстраняются воеводы Волохов, а затем Иевлев, чьи действия признаны неэффективными. На смену им приходит новое руководство в лице И. Мещеринова, хотя в действительности его фамилия была Мещерский. Этот персонаж был преисполнен решительности и жестокости по отношению к восставшим. Численность войска увеличивается в два раза за счет стрельцов из других регионов. Боевые действия разворачиваются теперь по всем правилам военного искусства. Мещерский приказывает спустить часть воды из озер, расположенных у монастыря, чтобы обмелить колодцы.
При обстреле применяет зажигательные ядра, возводит срубы для проведения атак, начинает рыть несколько подкопов под башни. Активизация осады приводит к брожению среди оборонявшихся, некоторые предлагают свернуть сопротивление, начинаются побеги. Массированный штурм конца декабря 1673 года восставшие смогли выдержать, но после него боевой настрой заметно снизился. Один из покинувших обитель монахов, попав в руки к царским войскам, указал, где в стене одной из башен есть плохо заделанная калитка. В ночь на 22 января 1674 года пятьдесят стрельцов пробрались через нее внутрь и открыли ворота для основных сил. После непродолжительного сопротивления монастырь пал. Многие отмечали, что ворвавшиеся вели себя, как на захваченной вражеской территории: казна, библиотека, ризница были разграблены. Особенно отличился на ниве грабежа Мещерский, увезший на лодках большую часть добра. Кстати, за это он подвергся тюремному заключению, а следствие тянулось несколько лет.
Присматривать за разгромленной обителью Москва направила другого воеводу, В. Волконского, чья ненависть к раскольникам также не вызывала сомнений. Кроме того, соловецкий штурм не принес ничего хорошего и Алексею Михайловичу: на следующий день после него царь серьезно заболел и через неделю скончался. Позднее в старообрядческой среде бытовала легенда, что, почувствовав себя плохо, он «познал» свое преступление и посылал приказ «отменить взятие». На самом же деле перед смертью, как сегодня хорошо известно, царь вспоминал не о погубленном им монастыре, а о «друге» Никоне, желая попросить у того прощения. После этих событий Соловки быстро затухают, превратившись из видного духовного центра в самую заурядную обитель. Отстроенная на новый лад церковь явно не стремилась лишний раз вспоминать о той трагической странице. Зато в народной памяти соловецкая оборона навсегда осталась символом мужества и стойкости в отстаивании своих взглядов. Как убеждала людская молва, защитники знаменитого монастыря обосновались в легендарном Беловодье, где должно утвердиться истинное Царство Божие.
Непосредственным преемником Соловков стала, как известно, Выговская беспоповская пустынь, основанная культовыми фигурами староверия — братьями Денисовыми.
Соловецкий «бунт»
Соловецкое восстание 1668-1676 В истории Соловков были два трагических периода, когда братию Соловецкого монастыря подвергали избиению и физическому уничтожению. Соловецкое восстание 1668-1676 В истории Соловков были два трагических периода, когда братию Соловецкого монастыря подвергали избиению и физическому уничтожению. Вопрос из теста: Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: Ответ на вопрос: восстание в Соловецком монастыре. За бунт против царя знаменитая мужская обитель была осаждена в 1668 году, однако прочность ее стен и крепость веры ее защитников долгое время оказывались сильнее монарших пушек.
Дата начала Соловецкого восстания, причины восстания старообрядцев
Соловецкое восстание против церковной реформы. Соловецкое восстание (1668–1676) | Между тем Соловецкое восстание можно считать одним из ключевых событий русской истории семнадцатого века. |
Раскол: религиозное и социальное явление - Русский Север | Воевода Мещеринов подавляет Соловецкое восстание. |
Соловецкое восстание: почему стрельцы устроили расправу над монахами? | В этой серии мы станем свидетелями церковного раскола, последствия которого не преодолены до настоящего времени. Мы узнаем причины, сущность и последствия ц. |
Соловецкое восстание (1668–1676). Соловецкое сидение
В таблице показаны основные народные восстания России в 17 веке, такие как соляной бунт, медный бунт, восстание Уса, соловецкое восстание. «Соловецкое сидение», религиозное восстание или мятеж раскольников? церковная реформа патриарха Никона. Вопрос из теста: Одним из самых крупных восстаний, вызванных церковными реформами, стало: Ответ на вопрос: восстание в Соловецком монастыре. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. одно из ключевых событий в этой истории.
Соловецкое восстание (1668–1676)
Соловецкое восстание (Соловецкое сидение) (22 июня 1668 г. — 1 февраля 1676 г.) — восстание соловецких монахов против церковной реформы патриарха Никона, продлившееся восемь лет. Архимандрит не разделял целиком настроений братии и мирян против новых обрядов, сохранял связи с Москвой и освященным Собором, пытался смягчить позицию монастыря по отношению к церковной иерархии, но не имел значительной поддержки в монастыре. Соловецкое восстание 1668—1676 — восстание монахов Соловецкого монастыря против церковных реформ патриарха Никона. Соловецкое восстание. Соловецкое восстание имело большое значение в укреплении старообрядчества на севере России.