Вероятно, крылатая ракета. 2 ракеты на юге Хмельницкой области курсом западным. Новейшая иранская твердотопливная ракета Fattah с гиперзвуковой головной частью способна поражать цели, находящиеся на расстоянии 1400 км, при этом максимальная скорость полета может достигать 15000 километров в час. «Низколетящую ракету совершенно невозможно обнаружить радаром — ее скрывает большая скорость, низкий профиль полета и облако плазмы, возникающее из-за сопротивления атмосферы», — перечисляет преимущества гиперзвуковых снарядов Тимошенко. Йеменское шиитское движение «Ансар Алла» испытало гиперзвуковую ракету. Об этом сообщили РИА Новости со ссылкой на арабские источники. Заявлено, что скорость ракеты 10 тыс. км/ч. Еще один критик российской гиперзвуковой ракеты, инженер Андрей Горбачевский в разговоре с «Новой газетой» утверждает, что на подлете к цели скорость у «Авангарда» уже будет ниже гиперзвуковой — в том числе из-за маневрирования.
Что известно о российском и американском гиперзвуковом оружии
Подчеркивалось, что эта ракета способна преодолевать все существующие системы ПРО", - напомнил Лямин. Fattah - это уже вторая ракетная новинка, представленная Исламской республикой за последнее время. Так, недавно были показаны успешные испытания баллистической ракеты средней дальности Khorramshahr-4 с максимальной дальностью полета в 2000 км.
Ведь фрегат «Адмирал Горшков» с «Цирконами» на борту сразу после Нового года вышел на боевую службу. Он уже миновал Ла-Манш и даже провел учения по поражению цели в Атлантике. На Западе наши «Цирконы» уже во всю боятся, а мы почему-то только принятие на вооружение анонсируем. Дело в том, что первым кораблем, для которого «Цирконы» станут штатным оружием, станет не «Адмирал Горшков», а другой фрегат этого же проекта — «Адмирал Головко», он пока проходит заводские испытания. А на «Горшкове» гиперзвуковые ракеты установили в переоборудованные шахты из под «Калибров». Но фрегат уже провел несколько испытаний, стрелял из Баренцева моря в Белое, топил условные корабли врага, которые находились за 1000 и даже больше километров… В общем, наше новейшее гиперзвуковое оружие уже показало себя в самом выгодном свете на море. Так что нынешний дальний поход «Адмирала Горшкова» можно считать презентационным.
Корабль пройдет по всему Атлантическому океану, пересечет океан Индийский и войдет в Средиземное море. На протяжении всего пути запланированы маневры, в том числе и с использованием «Цирконов». Любопытно, что запланированы маневры и с участием кораблей ВМС других дружественных стран. Ракета «Циркон» и ее характеристики Когда «Адмирал Горшков» вышел в море и приблизился к берегам бывших западных партнеров, у тех чуть не случилась истерика.
Авиационная ракета AGM-183 также не вышла за пределы полигонов, а в 2021 году стало известно сразу о трех ее неудачных испытаниях. Тем временем в 2018 году в послании Федеральному собранию Владимир Путин рассказал о нескольких видах гиперзвукового оружия, находящихся на финальной стадии разработки. Мы начали разработку таких новых видов стратегического оружия, которые вообще не используют баллистические траектории полета при движении к цели, а значит, и системы ПРО в борьбе с ними просто бессмысленны президент России Владимир Путиниз послания Федеральному собранию, март 2018 года На опережение 18 марта 2022 года с одного из аэродромов Южного военного округа ЮВО в ходе специальной операции взлетел истребитель-перехватчик МиГ-31К, к нижней части планера которого была подвешена ракета гиперзвукового комплекса «Кинжал». Самолет, быстро набрав высоту более десяти километров, выпустил ракету, которой хватило всего нескольких минут, чтобы достичь цели. Целью был крупный подземный склад авиационных боеприпасов украинских войск в поселке Делятин Ивано-Франковской области.
Использование «Кинжала» стало первым в мировой истории боевым применением гиперзвукового оружия. При этом гиперзвуковые «Кинжал», «Авангард» и «Циркон» относятся к разным типам и применяются для решения разных задач. Сначала она разгоняется до сверхзвуковой скорости, после чего следует по баллистической траектории уже без использования двигателей. Гиперзвуковой планирующий летательный аппарат, к которым относится «Авангард», работает иначе: сначала он при помощи ракеты поднимается на большую высоту, после чего отсоединяется от носителя и устремляется к своей цели, маневрируя по пути. С максимальной скоростью более 33 тысяч километров в час эта ракета остается неуязвимой для ПВО любой страны мира. Крылатая гиперзвуковая ракета «Циркон» имеет меньшие размеры, чем аэробаллистические ракеты и планирующие летательные аппараты, поэтому для ее запуска используются сравнительно небольшие пусковые установки. За счет этого она не только дешевле, но и гораздо мобильнее остальных гиперзвуковых ракет и может применяться в любой точке Земли. Как работает «Циркон»? Внешний вид «Циркона» не раскрывается, однако можно допустить, что ракета визуально походит на создаваемый гиперзвуковой вариант российско-индийской сверхзвуковой ракеты BrahMos.
В 2019 году в послании Федеральному собранию Путин заявил, что эта ракета имеет скорость полета около девяти Махов и дальность более тысячи километров. По словам главы государства, ракета способна поражать как морские, так и наземные цели. Президент уточнил, что «Циркон» допускает возможность применения из универсальных пусковых установок, предназначенных для ракет семейства «Оникс» и «Калибр», что позволяет сэкономить средства на переоборудование под нее уже имеющихся кораблей и подлодок. В частности, даже малые ракетные корабли типов «Каракурт» и «Буян», вооруженные «Цирконами», будут представлять серьезную опасность для гораздо более крупных кораблей — например, американских эскадренных миноносцев типа Arleigh Burke, у которых нет и в ближайшее время не будет средств защиты от гиперзвуковых угроз. Тем не менее основными целями «Цирконов» остаются корабли, входящие в авианосные ударные группировки АУГ вероятного противника, а особенно сами авианосцы. Разработка всей линейки гиперзвукового оружия невозможна без высокоразвитой науки и промышленности. Во-первых, необходимы передовые композитные материалы, позволяющие выдерживать высокие температуры, которые возникают из-за трения поверхности летательного аппарата с воздухом. Во-вторых, управляемый полет гиперзвуковой ракеты предполагает наличие систем связи, способных безотказно функционировать в экстремальных условиях. В-третьих, маневрирование летательного аппарата на гиперзвуковой скорости, позволяющее обходить системы ПРО противника, не должно приводить к потере точности ракеты.
Как показывает создание «Кинжала», «Авангарда» и «Циркона», Россия первой в мире успешно нашла ответы на эти фундаментальные задачи, причем не только на теоретическом уровне, но и на практике. Обе страны в спешном порядке активизировали работы по гиперзвуковым технологиям, которые ранее шли в вялотекущем режиме. В апреле 2022 года Россия провела первые успешные испытания «Сармата». При этом США были предупреждены о запуске заранее, так что воспринимать его как угрозу было бы странно. Несмотря на это Вашингтон так сильно впечатлился, что теперь планирует запретить применение «Сармата», а параллельно пытается модернизировать собственную ядерную триаду. Перехват невозможен Опережая весь мир в области гиперзвукового оружия, Россия единственная научилась создавать и средства борьбы с ним. Систем ПРО, способных гарантированно перехватить гиперзвуковую ракету, в настоящий момент нет ни у кого в мире — кроме России.
Компания ДТЭК заявила об атаках на четыре электростанции, на которых серьезно повреждено оборудование. А «24 телеканал» заявил , что вечером 26 апреля были слышны взрывы в Ивано-Франковской области. Как указывается на онлайн-карте Министерства цифровой трансформации Украины, воздушная тревога в этом регионе была объявлена в 22:27 мск. А ИА «Регнум», со ссылкой на украинский «Фокус» уточняет, что в Николаевской области взрывы прозвучали поздним вечером 26 апреля.
Гиперзвуковая ракета «Кинжал» пробивает любую защиту
Первая информация о разработке крылатой ракеты "Циркон", способной развивать гиперзвуковую скорость, появилась ещё в 2011 году. В США сообщили о неудачных испытаниях гиперзвуковой ракеты Испытание гиперзвуковой ракеты AGM-183A прошло 13 марта, изначально ВВС не сообщали о неполадках в полете. 3M22 «Циркон» — российская гиперзвуковая противокорабельная ракета, разрабатываемая «НПО машиностроения». Принята на вооружение 4 января 2023 года. Гиперзвуковая скорость ракеты «Циркон» позволяет ей оставаться незамеченной для средств слежения и стремительно поражать цели условного противника. Скорость ракеты «Кинжал» в 10–12 раз превышает скорость звука, она способна поразить цель на расстоянии более 2000 км.
Три российские ракеты наводят ужас на мир
Скорость принятых на вооружение и перспективных гиперзвуковых ракет не превышает 3-5 Махов. СМИ сообщили о планах России создать гиперзвуковую ракету, способную лететь со скоростью 29 км\c. Гиперзвуковые ракеты «Циркон» от самого запуска до поражения цели поддерживают гиперзвуковую скорость, которая делает её крайне быстрой и тяжело отслеживаемой для врага. Китайская гиперзвуковая ракета способна развивать скорость до 10 Махов или 12 359 км/ч.
Новая иранская гиперзвуковая ракета может маневрировать и разгоняться до 15 тысяч км/ч
Прежде всего, речь идёт об использовании недорогого и относительно чистого ракетного топлива — керосина. Запуск был произведен на неуказанном испытательном полигоне в северо-западном регионе Китая. Ракета стартовала из вертикального положения и продемонстрировала плавный и последовательный запуск обоих двигателей — вспомогательного ракетного и основного гиперзвукового. В момент старта оба двигателя аппарата Feitian 1 работали одновременно. Отключение ракетного двигателя произошло после перехода аппарата в сверхзвуковой режим. Проблемы начались при разгоне до скорости 4 Маха — воздушная смесь перестала поступать в двигатели в достаточном объёме, но на этот случай была предусмотрена другая система смешивания компонентов.
Реализация этих проектов существенно усложняет перехват блоков при помощи систем противоракетной обороны. Когда Скорость более 5 Маха достигается в атмосфере пусть на коротком участке полета и на большой высоте только за счет установленного на летательном аппарате реактивного двигателя. Именно к такого рода объектам относятся российская ракета «Циркон» и американские экспериментальные гиперзвуковые аппараты X-43 и X-51A. Что в этом направлении смогли достичь США? В США в области создания гиперзвуковых ракет лидирует Boeing. В 2004 году разработанный этой компанией аппарат X-43 достиг скорости в 9,6 Маха на высоте в 30 км, а в 2013 аппарат X-51 достиг скорости в 5 Маха, но уже на высоте менее 20 км. Согласно заявлению руководителя научных разработок ВВС США Грега Закариуса гиперзвуковые ракеты могут быть приняты на вооружение в начале 2020-х годов, а к началу 2030-х в США смогут создать гиперзвуковые беспилотные летательные аппараты. Вероятнее всего, новая ракета будет основываться на технологиях отработанных в ходе запусков наиболее современного с точки зрения хронологии испытаний гиперзвукового аппарата X-51A Waverider. В мае 2013 года этот аппарат после запуска с бомбардировщика B-52 на высоте немногим более 18 км набрал гиперзвуковую скорость в 5,1 Маха и поддерживал ее на протяжении 210 секунд. На данный момент это является рекордом продолжительности «моторного» гиперзвукового полета в атмосфере о российских опытах в этой области никаких подробностей не приводится. В ходе этого полета американские разработчики ракеты собрали большой объем данных с датчиков, установленных на ее борту.
И такого рода комплексы скоро появятся. Это будут маневренные авиационные ракеты, которые запускаются с авиационных носителей из состава фронтовой и бомбардировочной авиации. И работать они будут по наземным объектам. Что для них окажется в приоритете? Наши авиационные комплексы получат свой гиперзвуковой арсенал. Он станет своего рода эволюционным развитием тех систем, что мы уже имеем на вооружении. Примерно так же в свое время получили развитие лазерные комплексы, которые сейчас у нас входят как дополняющая часть в противовоздушную оборону. По-другому гиперзвуковые скорости, пожалуй, и не назовешь. И это в принципе очень правильно потому, что освоение технологий, к которой мы шли почти 50 лет, понятное дело, оказалось очень затратным. Теперь эти затраты должны себя оправдать. И оправданными они могут быть только в качестве надежного защитника российского суверенитета. И пламенный мотор Одним из моментов, на который специалисты, рассказывая о гиперзвуковых новинках, обращают внимание, это двигатели ракет, изготовленные в Тураевском машиностроительном конструкторском бюро «Союз» из корпорации «Тактическое ракетное вооружение». В частности, речь идет о так называемом «изделии 71» — прямоточном воздушно-реактивном двигателе ракеты «Острота». Почему разработку «изделия 71» отмечают отдельно и в чем ее принципиальное отличие от предыдущих? До недавних пор гиперзвуковые скорости обеспечивали исключительно ракетные двигатели. Еще в советские времена конструкторы, которые двигали вперед авиационные технологии на основе проводимого моделирования, утверждали, что нужно создавать прямоточный двигатель. То есть такой, который работает за счет набегающего потока воздуха. Далее воздух, попав во входное устройство, проходя через различные камеры — сгорания, форсажа, — раскручивается, создает соответствующие потоки, благодаря чему тяга движка увеличивается, и он получает возможность толкать изделие с гиперзвуковой скоростью. Поэтому у нас при создании двигателя для гиперзвуковых комплексов в первую очередь и пошли по пути ракетной технологии. Только потом, когда на этой основе получили результаты успешных испытаний новых изделий с технологией управляемого гиперзвукового полета, когда появились новые материалы — вся эта экспериментальная база способствовала продвижению уже более сложной авиационной технологии. Дальше за счет различных контуров, лопаток скоростной поток на выходе увеличивается. То есть на входе он как бы немного затормаживается, чтобы не сорвать пламя, а затем увеличивается. Потому у обычных авиационных турбореактивных двигателей был предел скоростей. Он колебался в районе 3—4 чисел Маха. А дальше нужно было совершить прорыв. И наши конструкторы его совершили. У нас теперь появился детонационный двигатель, испытания которого прошли в 2019—2020 годах. Это стало как раз той самой необходимой компонентой для создания прямоточного двигателя, на который больше не действуют прежние скоростные ограничения. Кстати, тогда же было сразу заявлено, что он будет использоваться в гиперзвуковых технологиях. Почему именно прямоточный воздушно-реактивный двигатель? У ракетного двигателя это обычно можно сделать два раза. Допустим, в начале лететь на малой скорости, а потом резко ее увеличить до гиперзвуковой. У этого двигателя есть такие режимы полета. Здесь же в новом прямоточном двигателе, скорее всего, будут осуществляться более сложные режимы, когда двигатель несколько раз сможет менять свои параметры, но при этом они всегда будут оставаться в рамках гиперзвуковых скоростей. Для этого он и нужен, чтобы получилась маневрирующая ракета с гиперзвуковой скоростью.
Максимальная скорость «Циркона» на испытаниях составила 8 скоростей звука, максимальная высота полёта — 28 км. В ходе произведённого 6 октября пуска было заявлено, что «Циркон» впервые был испытан в полной комплектации, вместе со сверхточной головкой самонаведения и задействованием системы управления; ракета полностью выполнила свою полётную программу. Заявлено про успешный пуск «Циркона» 25 ноября, в Белом море, с борта фрегата «Адмирал Горшков», поражена цель на расстоянии 450 км; в полёте, по заявлениям, «Циркон» разогнался до 8 Махов [45] [46] [47]. В конце мая 2021 года Владимир Путин заявил, что ракетная система находится на заключительной стадии госиспытаний [48]. В августе 2021 года был подписан государственный контракт на поставку ракеты «Циркон» [49]. По заявлению, стрельба была произведена по условной морской цели в акватории Баренцева моря. В январе 2022 года Государственная комиссия рекомендовала принять ракету на вооружение надводных кораблей Военно-морского флота России [52]. В мае 2022 года Министерство обороны РФ сообщило об успешном запуске ракеты с фрегата « Адмирал Горшков » по цели в Баренцевом море, расположенной на расстоянии в 1000 километров [53].
Ракета «Циркон» – новое слово в войне на море
Часть пользователей посчитала, что ничего особенного не произошло. Другая часть пользователей пояснила, что противоракетная оборона сейчас не в состоянии справиться с гиперзвуковым «Цирконом». Гиперзвуковые ракеты не могут быть обнаружены, пока они не прорвутся за горизонт. Они путешествуют в атмосфере, которая, если бы Земля была яблоком, была бы толщиной примерно с его кожуру. Вы даже не узнаете о приближении ракеты за пару минут до попадания», — разъяснил американец bigdustup. Некоторые читатели поделились мнением, зачем вообще Россия разрабатывает новое оружие. Имейте в виду, с такой огневой мощью он с большей вероятностью предотвратит боевые действия, чем начнёт их», — поделился мнением британец RayBulger.
Характеристики ракеты Кинжал Точные технические и боевые характеристики гиперзвукового комплекса «Кинжал» закономерно засекречены , однако СМИ приводили некоторые общедоступные неконкретные данные о новейшем гиперзвуковом оружии России.
Такой финт минимизирует шансы на перехват ракеты «Кинжал» средствами ПВО противника. Какие самолёты могут нести ракету «Кинжал» Основным носителем ракетного комплекса «Кинжал» стал российский сверхзвуковой истребитель МиГ-31. Семейство тридцать первых МиГов выбрали, потому что именно эти самолёты «наиболее приспособлены для того, чтобы разогнать эту ракету до нужных скоростей на нужных высотах». Сообщалось, что основным носителем «Кинжалов» стал боевой самолёт МиГ-31 с индексом И — они будут в полностью автоматическом режиме без вмешательства пилота выводить истребитель на нужную траекторию и в точно рассчитанный момент запускать «Кинжал» по цели. Предположительно, ранее упоминавшийся индекс МиГ-31К относился к носителю в опытно-боевой эксплуатации. История создания ракеты «Кинжал» Разработки российской гиперзвуковой ракеты «Кинжал» начались ещё в конце 1990-х — начале 2000-х годов. СМИ сообщали, что идея конструкторов была в том, чтобы использовать сверхзвуковой истребитель МиГ-31 в качестве носителя и разгонной ступени для аэробаллистической ракеты.
Для основы, по мнению экспертов, использовали другую известную разработку — ракету «Искандер-М». По мнению специалистов, это позволило сократить сроки создания нового воздушного гиперзвукового оружия России. Впервые общественность официально узнала о создании гиперзвуковой ракеты «Кинжал» 1 марта 2018 года. Сообщил об этом президент России Владимир Путин во время своего послания к Федеральному собранию. В тот день глава государства объявил о существовании в России «высокоточного гиперзвукового авиационно-ракетного комплекса», «не имеющего мировых аналогов». По словам Путина, испытания этого ракетного комплекса прошли успешно и уже с 1 декабря 2017 года ракетный комплекс «Кинжал» приступил к несению опытно-боевого дежурства на аэродромах Южного военного округа. К 2023 году из секретной разработки российских военных они превратились в настоящее медиаявление, о котором рассуждают как матёрые эксперты, так и простые обыватели за чашечкой чая на кухне.
Х-102 — крылатая ракета с термоядерной частью мощностью в 250 килотонн или 1 мегатонну. Круговое вероятное отклонение от цели на дальности 5500 км находится в пределах от 5 до 10 метров. Однако на уязвимость ракеты Х-101 Х-102 со стороны средств ПВО и ПРО, несмотря на её пониженную радиолокационную заметность, существенно влияет один ключевой параметр — её скорость полёта. Читайте также: США прикрывают своё бессилие в гиперзвуковом оружии мирными инициативами? Таким образом, существует естественная необходимость увеличить скорость крылатых ракет для нашей стратегической авиации. Оказывается, что такая работа уже идёт и не первый год. В журнале «Военная мысль» за август 2021 года вышла статья начальника военной академии Генштаба ВС РФ генерал-полковника Владимира Зарудницкого под названием «Факторы достижения победы в военных конфликтах будущего».
Владимир Зарудницкий назвал господство в воздушно-космической сфере важнейшим условием успешного ведения боевых действий сухопутными и морскими группировками войск сил и сообщил информацию о разработке высокоточного оружия большой дальности воздушного базирования — гиперзвуковой ракеты Х-95.
Точная дальность стрельбы изделия неизвестна, но, исходя из данных о родственных проектах, она может быть около 300 км и более. Главным предметом на стенде был корпус самой Mako. Ее аэродинамические рули расположены в хвосте, а в передней части есть небольшой горизонтальный стабилизатор. Корпус имеет скорее округлое сечение, но сложную форму: минимум, в верхней части виден гребень. Назначение гребня неясно, а стабилизатор неподвижное маленькое «крыло» , вероятно, нужен для увеличения дальности планирования и улучшения управляемости. Это означает, что целями должны стать пусковые установки баллистических ракет, зенитных ракет дальнего радиуса вроде С-400 , противокорабельных ракет например, «Бастиона» , а так же связанные с ними радары и прочие системы. Согласно одной из военных концепций, все эти дальнобойные средства, работая вместе, создают зону, в которую противник не может зайти без значительного риска. При этом подобную крупногабаритную военную технику необходимо регулярно перемещать для обеспечения ее выживаемости, и именно поэтому для взлома «запрещенной зоны» необходима ракета с высокой маршевой скоростью, вроде Mako, достигающая цели за пару минут.
О том, как именно она наводится на цель, производитель рассказать отказался. На корпусе не видно прозрачного окна для ИК-камеры, необходимой для наведения по тепловизионной картинке, но это ни о чем не говорит, поскольку на стенде выставлен прототип. Mako пока прошла лишь испытания-«примерку», то есть, инженеры проверили, подходит ли она для размещения в самолете и совместимо ли с ней вспомогательное оборудование. Так же неясно, будут ли вооруженные силы США ее закупать. Однако на выставке компания показала видео запуска ракеты в 3D-графике. На нем видно, как две Mako вылетают из внутренних отсеков вооружения F-35, а еще четыре — с внешних подкрыльевых балочных держателей. После старта они сразу летят круто вверх. Из этого можно сделать предположение, что в очередной раз именем «гиперзвуковая» производители назвали аэробаллистическую ракету. Что такое гиперзвук?
С точки зрения физики гиперзвуковая скорость это та, которая в пять раз превышает скорость звука то есть, больше пяти Махов. То есть гиперзвуковым оружием можно назвать очень многое: например, немецкую ракету «Фау-2» 1940-х годов, любую баллистическую ракету средней дальности и тем более межконтинентальную , американскую ракету воздух-воздух большой дальности AIM-54 Phoenix 1970-х годов.
Новая иранская гиперзвуковая ракета может маневрировать и разгоняться до 15 тысяч км/ч
Другим путём развития гиперзвука в текущий момент являются гиперзвуковые планирующие боевые блоки ракет. В движение она приводится твердотопливным ракетным двигателем, и по заявлению Остерхуда, ракета способна превышать скорость в 5 Махов, почему ее и называют гиперзвуковой. Заместитель главного редактора журнала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко сильно сомневается в том, что у китайцев испытания гиперзвуковой ракеты дойдут до боевых образцов в обозримой перспективе. Система перехвата гиперзвуковых ракет SkySonic способна устранять ракеты, которые летят со скоростью в 10 раз быстрее скорости звука. Испытательные стрельбы гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" в Белом море. О самой ракете и продолжительных попытках Вашингтона обзавестись "гиперзвуком" — в материале РИА гиперзвуковых державСтатус безусловного лидера в гиперзвуковых вооружениях прочно закрепился за Россией.
Россия добавляет в военные силы «Остроту»
Боевая часть "Циркона" фугасная, проникающая, её масса составляет 400 кг. Также, как и в случае со сверхзвуковыми ракетами, предусмотрена возможность использовать ядерную боеголовку. Скорость полёта 8 Махов около 10 тыс. Испытательные стрельбы гиперзвуковой крылатой ракеты "Циркон" в Белом море. Гиперзвуковые ракеты появятся там не скоро, а с возможностью использования ядерной боеголовки — и того позже. Американские "Вирджинии" получат свои гиперзвуковые крылатые ракеты только после 2030 года, но они всё равно будут уступать нашим "Цирконам". С их помощью мы можем, как минимум, сдерживать флот противника на дальних подступах, не давая ему возможности применять спецсредства по нашей территории Алексей Леонков военный эксперт Головная боль США, привыкших всё контролировать, заключается в том, что неизвестно, какой арсенал будет находиться на борту того или иного российского сторожевого корвета или фрегата. От "Циркона" невозможно защититься, как и засечь его пуск. Примечательно, что каждый тестовый пуск "Циркона" сопровождался паникой Вашингтона и Пентагона. Так, например, представитель Пентагона Джон Кирби в июле 2021 года назвал "Циркон" "потенциально дестабилизирующим фактором", который "представляет заметную угрозу", поскольку эти системы совместимы с ядерными боеголовками.
Это расстояние машина пройдет всего за 4,5 минуты. О первых запусках «Циркона» с борта фрегата «Адмирал Горшков» стало известно в феврале этого года. Осенью ожидается пуск ракеты и с борта подводной лодки. Предположительно это будет АПЛ 855 проекта «Северодвинск». Два эти события выводят Россию в мировые лидеры в области гиперзвуковых технологий. Ни одна из других стран не смогла продемонстрировать что-то столь же убедительное. Из истории гиперзвука Тем не менее хотелось бы более четко понять, где начинается гиперзвуковой полет и в чем сложность его организации. Для начала — аппарат, летящий со скоростью 1 М, называют дозвуковым, от 1 М до 5 М — сверхзвуковым, а свыше 5 М — гиперзвуковым. Правда, ряд ученых называют скорость от 8,8 М до 25 М сверхскоростью. Ну а что такое М число Маха? Это отношение скорости аппарата к скорости звука на данной высоте. Дело в том, что скорость звука с высотой падает. Как известно из физики, чем плотнее среда, тем быстрее распространяются колебания, в том числе звуковые. А далее она падает очень медленно — как говорят, наступает тропопауза. Впервые гиперзвуковая скорость была достигнута весной 1942 года германской баллистической ракетой ФАУ-2. Стартовый вес ее составлял 15 т, из них 6,6 т — топливо, а входивший в плотные слои атмосферы корпус ракеты с боевой частью весил 6,26 т. Ракета ФАУ-2 летела по баллистической траектории на расстояние около 320 км. Максимальная высота 80—90 км. После 1945 года гиперзвуковой полет в течение нескольких минут на конечном участке совершали боевые части МБР и капсулы космических аппаратов. Реактивные самолеты в 1950-х годах преодолели сверхзвуковой барьер, но уже в 1960—1970-х годах уперлись в предел скорости 3 М и высоту 25 км. При больших скоростях резко возрастало сопротивление воздуха, и истребитель с турбореактивным двигателем на уровне моря мог лететь лишь со скоростью 1—1,5 М. Скорости же 3 М можно было достичь только на высотах свыше 14 км. На помощь конструкторам летательных аппаратов пришел прямоточный воздушно-реактивный двигатель ПВРД. Американский разведчик SR-71 первый полет 22 декабря 1964 года был снабжен гибридным двигателем J58-P4. Непревзойденный рекорд скорости у земли у поверхности моря поставила советская ракета 3М-80 «Москит», принятая на вооружение в 1983 году. Она летела над водой со скоростью 2 М. Двигатель прямоточный, но тип топлива до сих пор секретен: то ли жидкое, то ли твердое. И это при том что несколько ракет 3М-80 в начале 1990-х годов были поставлены в США. В те годы мне показали роскошный цветной альбом со схемами «Москита». Но почему секретный альбом был издан на английском языке?
Обсудить Таким образом, расстояние около 1,600 км ракета пролетит примерно за 10-12 минут, сообщает The Drive. При этом, по данным издания, в числе первых боевых транспортных средств, которые оснастят новинкой, значатся стратегические бомбардировщики B-52H Stratofortress. Стоит отметить, что каждый самолет способен переносить на себе до четырех ракет ARRW.
Нет никаких доказательств того, что ракета действительно обладает такой способностью», — констатировал эксперт. Ведь Иран известен своей обширной пропагандой и декларированием несуществующих успехов. Одним из примеров является печально известная история Qaher-313, который был представлен иранскими СМИ как истребитель-невидимка, но на самом деле оказался всего лишь макетом, созданным в пропагандистских целях», — напомнил обозреватель. По его словам, не стоит полностью отвергать заявления Ирана о новых разработках, но относиться к ним следует с большой осторожностью. Чулда подчеркнул, что сама разработка в сфере гиперзвуковых технологий по большому счету ни о чем не говорит, так как гиперзвуковые ракеты «куда более требовательные», чем баллистические и крылатые, — для них необходимы «чрезвычайно эффективные и стабильные компоненты, включая мощные двигатели». При таких высоких скоростях даже незначительное отклонение от намеченной траектории может привести к катастрофе. Более того, такой снаряд должен сохранять высокую скорость а для этого нужен эффективный и надежный двигатель и быть устойчивым к экстремально высоким температурам, трению и деформации», — пояснил эксперт. Кроме того, добавил Чулда, даже научный прорыв в гиперзвуковой технологии не означает автоматически, что у совершившей его страны есть промышленный потенциал для превращения прототипа в оружие массового производства для боевого применения. В этом процессе принципиально важны высокий промышленный потенциал, современные производственные линии, очень строгий технологический регламент и финансовый аспект. Есть ли у Ирана не только научный, но и промышленный и финансовый потенциал, чтобы стать гиперзвуковой державой?
«РВ»: Россия применила на Украине ракеты, резко меняющие курс
О самой ракете и продолжительных попытках Вашингтона обзавестись "гиперзвуком" — в материале РИА гиперзвуковых державСтатус безусловного лидера в гиперзвуковых вооружениях прочно закрепился за Россией. В пятницу, 10 июля, президент США Дональд Трамп заявил, что разрабатываемая американскими военными гиперзвуковая ракета превзойдет все существующие в мире аналоги и сможет достигать скорости в 17 раз большей, чем они. Идея создания ракет, способных выходить на гиперзвуковую скорость, отнюдь не нова. Американская гиперзвуковая ракета в ходе испытаний развила скорость в пять раз больше, чем скорость звука. На гиперзвуковых скоростях угол, который образует ударная волна, очень узок и охватывает корпус планера.