В политике автаркией называют принцип самоизоляции государства с полным отказом от сотрудничества с другими странами. Автаркия является контроверсной экономической политикой, ее принципы и условия могут различаться в зависимости от конкретной страны и ситуации. Требуется сознательное, последовательное и целенаправленное усиление влияния автаркии. Требуется сознательное, последовательное и целенаправленное усиление влияния автаркии.
Значение слова «автаркия»
Я делаю вывод, что автаркия хороша, когда нужно быстро достичь результата, но и конечный эффект будет не долгим (условно 10-40 лет). Автаркия теоретически привлекательна как оборонная политика во время войны. Никакой автаркии, в том числе в области культуры, ожидать не следует. НОВОСТИ ЧАСА. Путин подписал закон, устанавливающий штрафы за спам-звонкиГубернатор Оренбургской области Паслер увеличил все выплаты пострадавшим от прорыва дамбы в. «Во-первых, я бы оценил вероятность наиболее оптимистического сценария («Борьба за рост») не в 40%, а значительно ниже – не выше чем варианта автаркии (т.е. 13%). В 1950-х годах во франкистской Испании стал вопрос о смене модели социально-экономического развития: прекращении политики автаркии и переходе к открытой рыночной экономике.
Экономическая автаркия, советский прецедент. Валентин Катасонов
Аннотация: Статья обосновывает эволюцию и переход к протекционизму и автаркии в экономической политике большинства стран мира. Норвегия приветствовала новости о прогрессе в демаркации границы. Политика автаркии является экономической политикой государств, которые готовятся к войне, и характеризуется консервированием экономики. Впрочем, последствия конфликта на Украине точно скажутся не только на силовых структурах, но и на политике и государственном управлении.
Автаркия и её проявления в современном мире
- Значение слова «автаркия»
- Автаркия 2.0: глобальная экологическая повестка, пандемия COVID-19 и новая нормальность
- Россия в глобальной политике
- Экономическая автаркия, советский прецедент | Насправдi
- Путин высказался о возможности пути самоизоляции и автаркии для России: Политика: Россия:
- Автаркия - что это? Суть, определение и особенности
26) Политика автаркии
Если в начале прошлого года ещё и были надежды на то, что кризис разрешится достаточно быстро, то спустя год есть все основания полагать, что и 2023 год не принесёт окончание противостояния. Нынешнее противоборство принято называть кризисом, но это не кризис — это конфликт, который должен в корне поменять правила мирового распорядка. И судя по количеству участников и ожесточению, с которым идёт этот конфликт, быстрого выхода из него не будет. Вчерашнее послание президента, при всём видимом спокойствии и отсутствии резких заявлений, пожалуй, чётко обозначило главный вектор в развитии страны — сосредоточивание на собственных ресурсах.
Нет, не закрытость, а именно попытку выстроить самодостаточную экономику в нынешнем мире. Насколько это может быть успешным — покажет время, ведь мы ещё только в самом начале тяжёлого процесса мирового переустройства. Больше о глобализме и встраивании в мировые финансовые и экономические цепочки не идёт и речи.
Примером этого является Россия, которая из крупнейшего импортера зерна превратилась в крупнейшего мирового экспортера. Научная теория, таким образом, противоречит фактам реальной экономики. И связано это в первую очередь с ограничениями и политической обусловленностью первоначального появления теории сравнительных преимуществ и идей свободной торговли. Как известно, исторически поддержка свободы торговли не была столь однозначной, как сейчас, в мировой экономической среде. Так, ряд германских экономистов и философов-классиков, включая Фридриха Листа и Иоганна Готлиба Фихте, были сторонниками автаркии. Фихте, как и идеологи свободы торговли, отстаивал точку зрения, что идеалом экономики и торговли является достижение равенства и свободы. Однако эффективным способом достижения свободы и равенства Фихте считал протекционизм и замкнутое торговое государство [15] Fikhte, 2010 , то есть континентальную автаркию, а британские экономисты — современники Фихте — свободу торговли. Лист в «Национальной системе политической экономии» указывал, что для стран догоняющего развития свобода торговли закрепляет их отсталость и преимущества стран-лидеров [16] List, 2005. При этом парадоксальным образом идеи Листа как экономиста-националиста оказались неприемлемы для германских традиционалистов-юнкеров, являвшихся основными экспортерами сырья и товарного зерна и заинтересованных в отсталости Германии как главном условии сохранения своего господства в Германском союзе. Столкновение этих взглядов предопределило экономическое развитие на многие годы вперед.
Но историю, как известно, пишут победители. Неудивительно, что выгодная для Британской империи свобода торговли оказалась господствующей идеологией, в отличие от протекционизма и идей автаркии, отстаиваемых представителями сравнительно слабых германских княжеств, судьбу и форму существования которых определяла Британская империя. Находит свое подтверждение тезис о том, что любая экономическая теория, по своей сути, является товаром, который продается правящим классам и публике, в зависимости от их заинтересованности, и пользуется популярностью лишь то время, пока в ней нуждаются [17] Torkanovskiy, 2015. С учетом практически полного отказа от критики свободы торговли в последние несколько десятилетий уместным становится вопрос о научности самой теории, исходя из критерия фальсифицируемости, введенного Поппером. За прошедшее с момента введения свободы торговли в научный и политический оборот время произошли многочисленные изменения в экономике, которые ставят под вопрос анализ Рикардо. Критики автаркии при расчете национальных издержек на производство того или иного товара исключают из сравнения такие государственные услуги или товары, как безопасность, армия, суды, образование и прочее. При этом страна, с одной стороны, несет издержки по обеспечению указанными услугами, а с другой — не может предложить большинство этих услуг на международном рынке. Исключение целого сектора из сравнения приводит к тому, что модель свободы торговли и специализации той или иной страны на производстве определенного товара становится ущербной. В условиях постоянно возрастающей значимости этого сектора практическая применимость модели сравнительных преимуществ для определения возможностей специализации той или иной страны стремится к нулю. Армия или спецслужбы являются, по своей сути, страховкой на случай военных или недружественных действий со стороны других государств.
Однако в мирное время армия с точки зрения адепта свободной торговли не нужна, и ликвидация армии сокращает непроизводительные расходы, увеличивая доступные для экономики ресурсы. При этом ни одна из стран — сторонников свободы торговли не отказалась от армии, а напротив, основные страны содержали по примеру Британской империи и содержат значительные вооруженные силы и службы безопасности. Идеал свободы торговли — обмен и специализация отдельных стран на производстве того или иного продукта. Примером этого являются различного рода региональные программы, реализуемые как в рамках отдельных государств, так и наднациональных объединений, которые направлены на ускоренное развитие тех или иных регионов, ликвидацию отсталости внутри единой территориальной социально-экономической и политической системы. Свобода торговли никоим образом не гарантирует ликвидацию отсталости отдельных субъектов внутри системы, скорее, она направлена на сохранение статус-кво. Обеспечения свободы торговли внутри одной страны, как показывает Филиппон [21] Thomas Philippon, 2019 , недостаточно для поддержания равенства и свободной конкуренции, которые являются залогом эффективного экономического развития. Напротив, свобода торговли становится заложником концентрации капитала и политического лоббизма для обеспечения монополистического уровня прибыльности. Важным недостатком, отмечаемым современными комментаторами, является также статический характер модели Рикардо. В рамках ее исключена волатильность цен на товары той или иной группы, что ставит под угрозу способность приобретать в силу отсутствия денег от продажи иные товары на открытом рынке. Такая волатильность цен особенно характерна именно для сырья и товаров продовольственной группы, хотя может касаться и других групп.
Соответственно, страны-производители сырья не имеют возможности прогнозировать и планировать свои доходы и расходы, всецело завися от состояния покупателей сырья. При увеличении экспорта увеличивается сумма доходов, находящаяся в распоряжении той или иной нации для приобретения товаров на международных рынках. Однако, как показывает опыт современного Китая, наличие профицита торгового баланса не обязательно ведет к закупкам товаров у стран-партнеров, не увеличивает общий объем потребления и не влияет кардинально на глобальное благосостояние, как и на благосостояние торговых партнеров Китая. Автаркия 1. Автаркия как отрицание капитализма Исторически именно США полноценно реализовали идею автаркии в 1808 году, на год отказавшись от участия в мировой торговле. Последствия были предсказуемы: значительно снизились внутренние цены на экспортные американские товары: зерно и хлопок и повысились цены на импортные товары, в том числе оборудование, что вызвало, согласно ряду исследований, подъем национальной промышленности и стало одним из этапов становления мощной американской промышленности. Ряд исследователей также указывают, что автаркия была причиной падения благосостояния и была отменена под давлением общественности, в первую очередь терпящих убытки от остановки торговли экспортеров сырьевых товаров [22] Irwin Douglas, 2005. В настоящее время в качестве классического примера автаркии экономисты во всем мире указывают на Северную Корею. Однако более внимательный анализ показывает, что КНДР, хотя и является образцом автаркии в политическом смысле, отнюдь не полагается исключительно на собственные силы. Это свидетельствует о том, что с экономической точки зрения Северная Корея автаркией не является, в противном случае, кстати, введение санкций против нее не имело бы вообще никакого влияния и было бы бессмысленным.
Конечно, роль внешней торговли во многих современных странах значительно больше. Британия рассматривается как один из наиболее ранних и преданных сторонников свободы торговли, хотя по уровню таможенного обложения импорта Британия вплоть до 70-х годов XIX века опережала «протекционистскую» Францию [32] Nye, 1991. Британия впервые в мире в середине XIX века отказалась от ввозных таможенных пошлин и предоставила возможность свободного импорта для ключевых сырьевых и продовольственных товаров для определенных стран. О причинах этого пишет и Мизес: «экономисты всегда утверждали, что …. Выгода, получаемая от внешней торговли, целиком обеспечена импортом. Экспорт — это всего лишь плата за импорт. Если бы можно было импортировать, вообще не экспортируя, импортирующая страна не пострадала бы, а напротив, процветала бы» [9]. Отказ Британии от ввозных пошлин был связан с двумя насущными потребностями — обеспечить британскую промышленность дешевым импортным сырьем, а рабочий класс — дешевым продовольствием. Обе эти задачи решались отменой ввозных пошлин. При этом интересы британских промышленников в обеспечении экспортных рынков требовали встречной отмены импортных пошлин в странах, куда поставлялись британские промышленные товары, что и достигалось требованием взаимности при подписании двусторонних договоров Британии с другими странами.
Так что отказ от ввозных пошлин для Британии обеспечивал двойную выгоду. Рынки стран, с которыми соглашения Британской империи о свободной торговле были подписаны без изъятий, были гарантированы для более высокотехнологичной британской промышленности, что обеспечивало как торможение развития национальной промышленности и обеспечение технологической зависимости от Британии, так и недопущение конкурентов. С другой стороны, в тех случаях, где позиции британской промышленности были уязвимы, как, например, в случае текстильной промышленности Индии, заключаемые договоры и соглашения ставили таких конкурентных производителей в заведомо невыгодное положение путем введения пошлин. По мере развития национальной промышленности в других странах и в английских колониях и доминионах британское правительство, несмотря на поддержание на словах лозунга свободы торговли, постепенно вводило протекционистские меры, опасаясь кризиса национальной промышленности и социального напряжения вследствие конкуренции дешевых промышленных товаров. Свобода торговли использовалась, таким образом, в той степени как это было выгодным для национальной экономики и обеспечения социального мира в Великобритании. Ряд исследователей [33] Cain, 1982 отмечают, что свобода торговли для Британии была причиной снижения национального дохода и ухудшения условий торговли с 40-х до 80-х годов XIX века. Автаркические, протекционистские тенденции особенно проявились в годы после Великой депрессии. Это представляется логичным, так как Великая депрессия показала как уязвимость каждой страны в отдельности перед кризисом, так и риски взаимозависимости в условиях распространения кризиса. Модель выигрыша от глобализации и происходящего в рамках него международного разделения труда построена на тезисе о том, что при одинаковых затратах на производство в одной стране выгодно производить вино, а в другой — пшеницу. Однако эта модель, как и все классические модели, абсолютно упускает из виду риски, связанные с производством того или иного товара, и волатильность цен на него, что особенно характерно для сырьевых товаров.
При резком перепроизводстве и снижении цен на вино у нации, производящей вино, недостаточно средств для покупки пшеницы в прежних объемах, что ведет и к сокращению производства пшеницы. Поэтому тезис о том, что благосостояние всех увеличивается при свободе торговли, необходимо дополнить и тем, что оно так же и снижается одновременно у всех. Именно это и произошло во время Великой депрессии, вызвав социальную напряженность по всему миру и пролиферацию фашистских режимов, ориентированных на протекционизм и социальную стабильность.
Очевидно, например, что даже в условиях жестких западных санкций и давления целый ряд государств — от Китая, КНДР, КСА и Бразилии до Никарагуа — избрали своего рода политику нарастающей автаркии в качестве внешнеполитической стратегии в противовес глобализации. Этот процесс предполагает силовое противоборство, что и отразилось на формировании доминирующих сценариев развития МО и ВПО. При этом следует понимать, что превосходство глобализации в лице западной военно-политической коалиции не абсолютно и временно. Ему могут противостоять не только отдельные ЛЧЦ и коалиции, но и отдельные страны, если они выберут адекватную стратегию силового противоборства. Так, в 30-летней войне Афин и Спарты командующий спартанским флотом Лисандр всячески избегал прямого военного столкновения с более мощным военным флотом Афин, но сумел блокировать подвоз продовольствия наложил санкции и уничтожил вражеский флот, когда ему стало это удобно, в течение одного часа. Это — типичный прием стратегии непрямых действий, когда ставка на грубую военную силу в прямой форме себя не оправдывает, прежде всего, в силу повышения риска эскалации и неприемлемых последствий. Он очень похож на современную ситуацию в отношениях западной военной коалиции и России а также КНР и других стран , которая описывает состояние современного сценария ВПО «Усиления военно-силового противоборства»: непрямые враждебные действия направлены на полную и откровенную победу Запада без риска глобальной ядерной войны. Глобализация позволяет западной коалиции использовать свою стратегию непрямых действий, состоящую из 3-х основных двухпартийных принципов применительно к России:— наносить, где возможно, максимальный ущерб России;— получать от любых действий максимальную выгоду для США;— не повышать военной эскалации до ядерного уровня. Принятые Конгрессом США в апреле 2024 года решения, как и всегда, полностью соответствовали этим принципам. И они в полной мере вписываются в глобализацию. Эти враждебные действия по внутриполитической дестабилизации и расколу правящей элиты России сочетаются с откровенными военными провокациями и наращиванием потенциалов в соседних с Россией регионах — от Норвегии и Прибалтики до Закавказья и Средней Азии. Цель состоит в том, чтобы создать в мире режимы, живущие по американскому образцу. Сформировать гражданские общества, пронизанные сетью правозащитных некоммерческих организаций, через которые так легко влиять на внутреннюю и внешнюю политику стран. Наконец, перевоспитать население, взрастить в них пиетет и обожание к американскому образу жизни — и тем самым гарантировать то, что это население будет лояльным американцам. Эта система мер распространяется в рамках глобального процесса образования и переформатирования общественного сознания. В России, где со времен М. Горбачева процессы в образования оказались сознательно интегрированным в глобализацию достаточно привести примеры того, как представители фонда Сороса возглавляли и, до настоящего времени, возглавляют некоторые институты , этот процесс исключительно болезнен потому, что непосредственно касается многих ученых и преподавателей, особенно наиболее престижных школ и университетов. Его смысл в том, что силовые но не военные средства и меры политики глобализации стали более эффективными, чем просто военные. Военные интервенции в последние десятилетия не просто не приводили к этим результатам, но и, по сути, противоречили главным целям американской внешней политики. Именно поэтому Байден в период президентства меняет подход и «инструмент демократизации». Отказывается от страха военной угрозы в пользу самого эффективного в истории стимула — соблазна. Прежде всего, достижениями глобализации. Соединенные Штаты возвращаются к классической концепции мягкой силы — будут «демократизировать» режимы не бомбами, а через экономическое, идеологическое и культурное влияние. Влияние, с помощью которого они, напомним, взяли под контроль Восточную Европу, ряд государств постсоветского пространства, часть Латинской Америки и Юго-Восточной Азии. Так, многочисленные ошибки США в Афганистане носили преимущественно военный характер. Специальный представитель США в этой стране Дж. Доббинс вычленил, например, некоторые из них, имеющие для понимания корректив в американской стратегии большое значение: «Население Афганистана было значительно больше, чем население любой другой страны, участвовавшей в интервенции США после Второй мировой войны: в 2001 году в Афганистане было почти вдвое больше людей, чем в Южном Вьетнаме во время войны. Как правило, соотношение численности войск и населения является важным фактором, определяющим успех операции по стабилизации. За два года до вторжения в Афганистан, в 1999 году, Соединенные Штаты и их союзники по НАТО развернули 50 000 военнослужащих для стабилизации Косово, страны с населением 1,9 млн человек. Население Афганистана в 2001 году составляло 21,6 млн. На земле просто не хватило американских ботинок, чтобы обезопасить страну, захваченную Соединенными Штатами. Одна из причин относительно небольшого развертывания заключалась в том, что администрация Буша не намеревалась, чтобы американские силы брали на себя обязанности по поддержанию мира или общественной безопасности — скорее, они сосредоточились исключительно на отслеживании остаточных элементов Аль-Каиды за счет фундаментальной безопасности, необходимой для создания рабочего состояния государства.
Его цель — не глобализация, а глобализированный меркантилизм, который также является целью политики Моди. Несколько иная картина складывается в США, где переход к экономическому национализму был в меньшей степени обусловлен культурой и структурными факторами. Ключевую роль сыграла неудовлетворенность общества неолиберализмом, что, в свою очередь, обеспечило поддержку новой индустриальной политики. Экономический национализм Трампа наиболее ярко проявился в убыточных тарифных и торговых войнах его предвыборные обещания об увеличении инфраструктурных расходов так и не были выполнены. Но эта политика разрушила чары глобализации — причём за недорого. Средняя заработная плата ежегодно росла на 3 процента в первые три года президентства Трампа. Произошёл непропорциональный рост занятости афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки, которые ещё больше интегрировались в экономику. Экономические успехи Трампа помогли легитимировать идею государственного вмешательства в экономику. В 2020 г. Джейк Салливан, ветеран администрации Обамы и советник Байдена по национальной безопасности, в соавторстве написал статью для Foreign Policy, в которой отмечалось: «Поддержка промышленной политики в широком смысле действий правительства по реформированию экономики когда-то считалась неприличной, сегодня стала практически очевидной». В ходе предвыборной кампании Байден обещал выделить 400 млрд долларов на программу «Покупай американское» и 300 млрд долларов на исследования и разработки, направленные на повышение технологической самодостаточности и защиту военно-промышленной базы.
Автаркия - что это? Суть, определение и особенности
Модель автаркии, то есть независимости от внешних поставщиков, была очень востребована. «Россия не должна замыкаться только на своем внутреннем рынке, поскольку это путь к автаркии», — заявил Владимир Путин на встрече с «Деловой Россией». Нынешнее антизападничество, идеология автаркии, ревизия истории, весь этот «пентабазис» Кириенко и «русская цивилизация» Патрушева — впитывается в почву. Главное, что сказал президент, касалось внутренней политики, и это главное называется «построение автаркии», то есть системы замкнутого воспроизводства с минимальной. Автаркия теоретически привлекательна как оборонная политика во время войны.
Зампред ЦБ Юдаева: автаркия спровоцирует снижение благосостояния и замедлит развитие экономики
бросая все силы на обеспечение государства всем необходимым, она рискует быть неспособной сконцентрировать силы на чём-то одном, чтобы. Политика автаркии резко ухудшает положение трудящихся. Россия расширяет и будет расширять взаимодействия со всеми, кто в этом заинтересован. РФ не пойдет по пути самоизоляции и автаркии, заявил Путин. Это станет поводом пересмотреть миграционную политику в сторону ужесточения и переориентироваться на местных тружеников.
Автаркия: что это простыми словами, как проявляется
Одна из школ открыта в Новосибирском госуниверситете. В 2023 году на развитие передовых инженерных школ выделено более 10 млрд рублей из федерального бюджета. Правительством принято решение о проведении второй волны отбора ПИШ, которая состоится в сентябре. Мы сфокусируем отбор на приоритетных отраслях и уделим особое внимание кооперационным проектам с дружественными странами», — отметил Дмитрий Чернышенко. Хорошим примером такого сотрудничества вице-премьер назвал передовую инженерную школу Союзного государства на базе Псковского государственного университета и Белорусского национального технического университета. В том числе это и региональный трек: впервые в Новосибирской области соберутся заместители губернаторов разных регионов, субъектов Российской Федерации, ответственные за научно-технологическое развитие.
Такая политика хорошо знакома россиянам по последним 15 годам, говорится в докладе. Отставание в сферах технологий, уровне и качестве жизни, национальной безопасности будет постепенно нарастать. Третий сценарий в докладе отмечен как целевой — борьба за рост. Россия должна заимствовать технологии и максимально активно выходить на доступные рынки, говорится в исследовании. Причем Китай или другая крупная страна не должны стать единственными российскими партнерами.
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие инвестиции» «Для того чтобы сценарий отличался от инерционного, должны произойти какие-то очень важные события, очень масштабные, и на практике это происходит достаточно редко. Соответственно, инерционный сценарий с учетом предыдущего советского опыта позволяет предположить, что мы увидим некое философское повторение эпохи застоя.
Потому, как правило, в литературе и говорят об «автаркичных тенденциях» в экономической политике Северной Кореи , Албании. Следовательно любая наблюдаемая на практике автаркия — относительная или частичная самодостаточность.
То есть, иными словами, практически автаркическая экономика — лишь относительно самодостаточная экономика. Просто такая экономика растёт изнутри и прежде всего внутрь, не являясь, естественно, абсолютной автаркией, — внешняя торговля ведётся и довольно активно. Уровень автаркии измеряют с помощью разных коэффициентов, в частности, отношение внешнеторгового обращения к валовому внутреннему продукту страны, части импорта важнейших ресурсов в их общем потреблении и тому подобное. Экономические дилеммы автаркии Править Самодостаточная экономика может подвергаться воздействию эффекта масштаба в государственном и частном секторах бизнеса.
Очевидно, что ряд стран в мире не имеют прямого доступа к некоторым видам сырья, таких как различные ископаемые углеводороды, пшеница или шерсть в силу таких факторов как географическое положение, размер территории, а также климат и численность населения. Таким образом, производство дефицитных ресурсов становится довольно дорогостоящим и требует больших затрат для потребителей как отдельных граждан так и коммерческих и иных организаций , которые должны платить высшую цену за эти товары и услуги. В долгосрочной перспективе это может сделать экономику неэффективной и даже внутри страны правительство не сможет в максимальной мере использовать все доступные экономические возможности. Экономическая глобализация усилила концепцию сравнительных преимуществ.
В результате «Силовые машины» в одиночку создают газовую турбину большой мощности. Напротив, у американской General Electric и «Интер РАО» есть завод по их сборке, и они намерены довести локализацию производства до 100 процентов. Поэтому в долгосрочной перспективе между ними развернётся жёсткая борьба за заказы на газовые турбины большой мощности, — прогнозирует эксперт.
Русская «цифра» в каждый дом В IT-сфере импортозамещение тоже идёт со скрипом. Госдума приняла закон о переносе обязательной предустановки на гаджеты российского программного обеспечения ПО на апрель 2021 года — игроки рынка, как и многие потребители, не могут смириться с подобным выкручиванием рук со стороны государства. Зато стал известен примерный перечень такого ПО: приложения «Яндекса» и Mail.
Протекционизм коснётся и «железа». Правительство установило минимальный размер госзакупок отечественных компьютеров, в том числе весом менее 10 килограммов планшетов, ноутбуков и так далее , на уровне 50 процентов с 2021 года, 60 процентов — с 2022-го и 70 процентов — с 2023 года. Но пока переход на отечественное оборудование идёт трудно.
В Российском союзе промышленников и предпринимателей считают нереалистичным внедрение отечественного софта на объектах критической информационной инфраструктуры с 2024 года, а оборудования — с 2025 года. Отставание реальности от планов по обеим позициям составляет три года. Особая история с технологиями 5G.
Долгие споры привели к тому, что было принято окончательное решение о разворачивании российской 5G-инфраструктуры исключительно на отечественном оборудовании. Его пока нет, но наверху посчитали, что лучше подождать с новинкой, чем запустить в свой технологический дом чужих. Разработать оборудование поручили «Ростеху», который сейчас создаёт суперхолдинг по электронике.
Результат ожидается к 2023 году. Но ещё несколько лет назад готовых продуктов, которыми можно было заместить иностранное ПО, почти не было. Теперь многие продукты появились.
Это новый этап. Кадры решают всё Одной из самых неожиданных сфер, потребовавших импортозамещения, оказался рынок труда. Причина — пандемия.
Миллионы мигрантов, ранее трудившихся в России на низкоквалифицированных позициях, вынуждены были остаться дома, что обнажило проблему нехватки рабочих рук. Если в материальном производстве менять необходимо «железо», то тут речь идёт о живых людях. Правительственные программы импортозамещения в этой части никаких мер не предусматривали.
Одной из самых неожиданных сфер, потребовавших импортозамещения, оказался рынок труда. На носу уборка снега. Не все россияне готовы браться за лом и лопату», — жаловался недавно Сергей Собянин.
Решить проблему пытаются деньгами. В Москве вместо 30 тыс.