Литература, посвящённая как обороне Ленинграда, так и блокаде, подвергалась значительной цензуре в советское время.
День снятия блокады города Ленинграда
Линия обороны Ленинграда во время блокады на современной карте. Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зелёный пояс Славы. Оливково-зеленый — цвет колодки медали «За оборону Ленинграда» — одной из первых медалей советского времени, которой награждали всех участников обороны города — и военных, и мирных жителей.
Содержание
- Где проходила линия фронта в черте города: фотографии кольца блокады Ленинграда тогда и сейчас
- Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады
- Бомбардировки Ленинграда
- Снятие блокады Ленинграда: от «Январского грома» до салюта | История и техника | «Мир танков»
- Карты и схемы
Операция «Искра» (12—30 января 1943 г.)
Она должна была соединить платформу Поляны на существующей линии Ленинград — Волховстрой со Шлиссельбургом. Поезда необходимо было по не существовавшему на тот момент мосту переправить на правый берег Невы, откуда по действующим путям они могли бы дойти до Ленинграда. Трасса должна была пройти по лесам, болотам и местам довоенных торфоразработок, которые считались совершенно непригодными для железнодорожного сообщения. Здесь не было автомобильных дорог для подвоза стройматериалов, людей и техники. Зато в избытке — неразорвавшиеся снаряды, бомбы, оставленные врагом минные поля. Задача максимально осложнялась тем, что весь маршрут предполагаемой трассы проходил в прифронтовой полосе, накрывался гитлеровской авиацией, огнем артиллерии, даже минометов, и немецкое командование сделало всё возможное, чтобы не дать построить и запустить железнодорожное сообщение с блокированным Ленинградом.
А отбросить врага дальше у советских войск сил пока еще не было. Маршрут Дороги жизни и Дороги победы Строительство железной дороги началось всего через четыре дня после прорыва блокады, 22 января 1943 года, силами Управления военно-восстановительных работ, железнодорожными войсками и спецформированиями Наркомата путей сообщения — всего порядка пяти тысяч человек. Как и сам прорыв, оно шло одновременно с запада и с востока. Возможности строить с соблюдением норм мирного времени, разумеется, не было, но на помощь железнодорожникам пришла русская зима. Хорошо промерзшая болотистая почва — вот что было основанием пути, по которому должны были быть пущены поезда с тяжелыми паровозами», — вспоминал начальник службы пути Октябрьской железной дороги в годы войны Алексей Кананин.
Для ускорения работ удалось использовать заброшенную трассу узкоколейки, построенную в годы довоенных торфоразработок, но большая часть пути все равно шла по труднопроходимым болотистым местам. Стали прокладывать дорогу от карьера к насыпи — вспоминал бывший командир 57-го железнодорожного батальона майор Ященко. Машинам не пройти. В ход пошли трофейные мешки. В них насыпали грунт в карьере и таскали на плечах к полотну.
Возили землю и на санках. Даже какую-то немецкую коляску на резиновом ходу приспособили для перевозки грунта. Сделали насыпь, а она стала оседать в болото. Пришлось сначала по торфу делать слани, а уж потом сыпать землю. Дня не хватало, люди работали ночью».
Позиции врага располагались всего в 4—6 километрах от трассы, и ежедневные обстрелы приводили к тому, что приходилось постоянно восстанавливать уже построенное полотно. С Синявинских высот, которые всё еще были заняты немцами, на строителей дороги наводили огонь батарей и авиацию. Тем не менее, уже к 5 февраля 33 километра главного пути, от Шлиссельбурга до Полян, были готовы принять составы с грузами и людьми. Строительство Дороги победы Два моста за два месяца Но для того, чтобы пробить железнодорожный путь к Ленинграду, необходимо было форсировать Неву в районе только что освобожденного Шлиссельбурга. Здесь полноводная река вытекает из Ладожского озера, и у истока Невы водные массы разгоняются до двух метров в секунду, что само по себе делает строительство на воде в этом месте чрезвычайно сложной задачей.
Совсем недавно по толстому невскому льду прошли танки атакующих советских войск, но для движения провозов и вагонов нужен мост. Причем такой, чтобы выдержал весенний ледоход и мог эксплуатироваться в летнее время. И навести его нужно было всего за несколько дней, опять же, под снарядами и бомбами противника. Решено было соорудить на вбитых в дно реки сваях низководный мост, без судопропускных пролетов. Причем, чтобы успешнее противостоять течению, нужно было выгнуть мост дугой по направлению к Ладоге, а также сделать подъем от правого берега к более высокому левому.
Ширина Невы в выбранном месте стройки, у начала Староладожского канала, превышала 1 километр, глубина достигала 6,5 метров.
Кроме того, в подчинении немцев находилась 3-я финская пехотная дивизия, дислоцированная в Суомуссалли. Командовал всеми германскими и финскими частями в Заполярье генерал-полковник Дитль. Германо-финским частям противостояли войска Ленинградского военного округа. Ленинградский военный округ был преобразован в Северный фронт командующий — генерал-лейтенант М. Попов , а 27 августа 1941 г.
Северный фронт был разделен на два фронта: Ленинградский командующий — генерал-лейтенант Попов М. В Заполярье к началу войны была дислоцирована 14-я армия, в состав которой входили: 42-й стрелковый корпус в составе 104-й и 122-й стрелковых дивизий, отдельная 14-я и 52-я стрелковые дивизии и 23-й Мурманский укрепрайон. В июне — августе 1941 г. В марте 1942 г. Панин был сменен на генерал-майора Щербакова В. На картах в школьных учебниках и даже в серьезных изданиях, посвященных Великой Отечественной войне, прочерчена сплошная линия фронта от Белого моря до Онежского озера.
На самом же деле сплошного фронта не было, а боевые действия шли лишь на пяти участках направлениях — мурманском, кандалакшском, кестеньгском, ухтинском и ребольском. Ширина самого широкого участка боев — мурманского — не превышала 120 км, а остальных — 40—50 км. Зазоры между соседними районами боевых действий составляли, например, 240 км между мурманским и кандалакшским участками, 200 км между ухтинским и ребольским участками и т. Таким образом, войска Карельского фронта на севере вели изолированные друг от друга сражения. На ребольском участке сражались части 7-й армии, а на остальных — 14-й армии. Боевые действия в Карелии выходят за рамки монографии, и мы перейдем к наступлению финнов на Карельском перешейке.
Перешеек представляет собой «лесисто-болотистый район, заключенный между Ладожским озером и Финским заливом. Ширина его по госгранице от Ристалахти до Финского залива около 200 км, максимальная ширина перешейка около 120 км, минимальная — около 50 км, расстояние от госграницы до Ленинграда — около 150 км. Район располагает довольно развитой сетью шоссейных дорог, со стороны противника к линии фронта подходят две железные дороги и, кроме того, имеется рокадная железная дорога; с нашей стороны к границе подходят три железные дороги две из оперативной и одна из тактической глубины и имеется одна рокадная железная дорога. Географические условия допускают действия всех родов войск, за исключением крупных мотомехсоединений, которые привязывались к дорогам. Наличие развитой сети путей сообщения создавало возможность развертывания боевых действий в широком масштабе. Основу обороны составляли оборонительные сооружения укрепленного района, созданного вдоль госграницы, Вуоксинская водная система, а также железобетонный пояс укреплений по старой государственной границе.
Емкость направления: со стороны противника могло быть развернуто до 15 дивизий, с нашей стороны — для достаточно прочной обороны было необходимо 7—8 дивизий. Даже наиболее подготовленные рубежи Кексгольмского и Выборгского укрепрайонов, прикрывавшие наиболее ответственные направления, были развиты очень слабо. Как тот, так и другой УР состояли из системы деревокаменных и деревоземляных сооружений главным образом пулеметных. В некоторых районах Энсо, Курмапохья, Нявери, Лоука, Ясаля, Саннтахтимпере, Юля, Урпала были созданы опорные пункты из бетонированных сооружений, пулеметных и артиллерийских дотов. Опорные пункты железобетонных сооружений к началу военных действий закончены не были, использование их в силу этого было весьма ограничено. Большинство сооружений не было обсыпано землей, отсутствовала маскировка, во многих сооружениях не была готова система отсоса газов и подачи воды; в ряде сооружений не была установлена связь, не были отрыты ходы сообщения.
Работы по созданию противопехотных и противотанковых препятствий, а также по отрывке окопов для полевого заполнения, не были полностью закончены. Многие работы планировалось окончить только к осени 1941 г. Как видим, командование РККА отнеслось к постройке пограничных укреплений крайне безответственно. Ситуацию усугубила потрясающая беспечность — код, использовавшийся при передаче шифровок по радио, не менялся в течение 15 лет. Начальник финской разведки полковник А. Паасонен писал в своих мемуарах, изданных в начале 1970-х гг.
У оперативного руководства были намного лучшие сведения о противнике, чем о своих войсках. В этом заслуга того, что многие контрудары противника были успешно отражены». К тому же, отмечает Паасонен, взаимодействуя с немецкой и японской разведками, финское военное руководство получало от них ценные сведения об использовании в советском Военно-Морском Флоте при кодировании секретных телеграмм краткого курса «Истории Всесоюзной Коммунистической партии большевиков ». К 22 июня 1941 г. IV армейский корпус под командованием генерал-лейтенанта Оеша дислоцировался от побережья Финского залива до озера Саймо.
В тяжелейших условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы. Борьба за Ленинград была ожесточенной. Большую заботу о городе проявляла вся страна. Важнейшую роль в его освобождении сыграли воины Ленинградского фронта и моряки Балтийского флота. Большое значения имели действия партизан. Правительство, ГКО, Ставка делали всё возможное для оказания помощи осажденному Ленинграду и спасения населения от голода. Осенью 1941 года по единственно возможным путям — Ладожскому озеру и воздуху — в Ленинград было доставлено более 60 тыс. В середине ноября 1941 года навигация на озере практически прекратилась, но с 22 ноября начала действовать военно-автомобильная дорога по льду Ладожского озера. Летом 1942 года по дну озера был проложен Ладожский трубопровод для снабжения Ленинграда горючим, а осенью — энергетический кабель. В результате Тихвинской оборонительной операции 1941 года и Тихвинской наступательной операции 1941 года был сорван план немецкого командования полностью изолировать Ленинград от страны. Советские войска неоднократно предпринимали попытки прорвать кольцо блокады Синявинские операции 1941 и 1942 годов, Любанская операция 1942 года , удалось сделать это в январе 1943 года.
Благодаря подвигу советской армии, их удалось остановить и сдерживать линию фронта на протяжении девятисот дней. Передовая прошла по окрестностям Ленинграда, однако если совместить историческую и современную карту, можно увидеть, что она находится в границах города. Где проходила линия фронта на территории Санкт-Петербурга и как выглядят эти места сейчас на фотографиях до и после? Большая часть из них находится в Ленинградской области, но несколько из них расположены на территории Петербурга. Кировский вал Кировский вал стал рубежом, где удалось остановить вражеское наступление в сентябре 1941 года и сдержать его до 1944 года.
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г.
Онлайн » Карты» Линия обороны ленинграда во время блокады карта. § Неизвестная блокада Ленинграда.1941-44г (62 фото). Линия обороны и карта окружения 1941 года, исторические предпосылки, прорыв и снятие блокады, итоги и значение для Второй мировой войны.
Блокада Ленинграда карта
Блокада Ленинграда (8.09.1941-27.01.1944) - Сайт В. Кривошеев персональный сайт учителя | Линия обороны против финнов на севере (Карельский укрепрайон) сохранялась в северном пригороде Ленинграда с 1930-х годов и теперь была возобновлена. |
Операция «Искра» по прорыву блокады Ленинграда 12–30 января 1943 г. | Затем к обороне Ленинграда привели и войска Северного фронта (Ленинградский военный округ) – 21 дивизия и бригада. |
Блокада Ленинграда. Финский вектор | Памяти жертв блокады и погибших участников обороны Ленинграда посвящены мемориальные ансамбли Пискарёвского и Серафимского кладбищ, вокруг города по бывшему блокадному кольцу фронта создан Зелёный пояс Славы. |
Рассудов Александр Николаевич
Одновременно с прорывом блокады Государственный комитет обороны принял решение о немедленном строительстве на освобожденной территории железнодорожной ветки для снабжения Ленинграда. Работа с диаграммами в word изменение данных. Погода в вольске карта осадков на сегодня. Лесосибирск карта города с улицами и номерами. именно там проходила граница. Однако 8 сентября германские войска прорвались через станцию Мга на Шлиссельбург и отрезали Ленинград с суши, началась блокада Ленинграда 1941–1944 гг. Бойцы Волховского фронта во время прорыва блокады Ленинграда, январь 1943 года. Мемориальный комплекс «Линия обороны».
Карта блокады Ленинграда
Битва за Ленинград — хроника сражений блокадного города | Diletant | именно там проходила граница. |
Блокада Ленинграда на современной карте | Пикабу | Хлеб блокадного Ленинграда. Карта блокады ленинграда: Карты и схемы. |
Блокада Ленинграда: можно ли было предотвратить крупнейшую гуманитарную катастрофу в истории? | Во время блокады немецкие войска по плану должны были обстреливать и бомбить город до тех пор, пока все объекты, необходимые для жизнедеятельности населения, не будут уничтожены. |
Дорога Победы в Ленинград: подвиг в «коридоре смерти»
Всего 12 из 28 человек считают, что Колпино не было захвачено. Не густо. На карте видел этот выступ обороны по середине снизу, там и Ям-Ижору не сдали. Шлиссельбург Единственный неоднозначный пункт, так как населённый пункт, тот, что на левом берегу, как я понимаю, был сдан, а крепость Орешек нет.
Будем считать, что речь идёт о городе. За этот пункт высказалось 11 человек. Всеволожск Если вы посмотрите на карту выше, то сразу поймёте, что его и близко не могли захватить.
Я бы сказал, что это был почти географический центр обороны. Но всего 15 человек указали этот населённый пункт, как не захваченный - чуть больше половины. Зеленогорск Тут начинаются пункты, ради которых и был сделан опрос.
Дело в том, что с севера город блокировали финны, которые не пустили на свою территорию немцев если правильно помню и не пошли дальше старой финской границы, то есть Зеленогорск был захвачен, а Сестрорецк - нет. По поводу Зеленогорска 7 человек высказались в пользу того, что он не был захвачен, то есть только 21 человек правильно думали. Сестрорецк Как было сказано выше, хотя Сестрорецк не входил в черту города, не был захвачен финнами - оказался на самой границе.
Лишь 15 человек указали, что он не был захвачен, то есть 13 человек - считали, что и его сдали, примерно половина. Лемболово Последний пункт потому, что десятый, больше не влезло.
В августе — октябре 1942 года в ходе Синявинской операции удалось сорвать немецкий план по углублению блокады.
В январе 1943 года, в ходе операции «Искра», кольцо блокады было прорвано Красной армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера, что привело к улучшению снабжения и росту промышленного производства. Немецкая армия была разгромлена и отброшена от Ленинграда в январе 1944 года в ходе наступательной операции, проведённой силами трёх фронтов — Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского.
О блокадном Ленинграде написано много книг, статей и мемуаров, снят ряд художественных фильмов. Первый из них вышел весной 1941 года и назывался «Варежки» — единственный снятый во время самой блокады. Снятие блокады Ленинграда.
В докладе или сообщении для 11 класса можно кратко подать основную информацию о блокаде Ленинграда. Что мы узнали?
На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов обстрел вёлся со стороны севера ; результаты «работы» наших артиллеристов — только на левом берегу. Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные. Шлиссельбург, 24 января 1943 г. Территория города Шлиссельбурга, оккупированного и практически полностью разрушенного в годы войны. Северный участок операции по прорыву блокады Ленинграда. В нижней части снимка — уже строящаяся низководная железнодорожная переправа через Неву. Пробный поезд по этой трассе, названной «Дорогой Победы», прошёл уже 2 февраяля 1943 г.
Кронштадт, 29 сентября 1943 г. Город и военно-морская база наиболее сильно пострадали от налёта люфтваффе 23 сентября 1941 г. Часть кораблей, различимых на снимке, - потопленные или подтопленные; отличить их от действующих на снимке такого разрешения сложно из-за малости глубин. У юго-восточного торца канала Петровского дока — повреждённый линкор «Петропавловск» до 31. Петровский док и доковый бассейн заполнены водой. Повреждения сооружений фортов не различимы, все форты видны в их исходных контурах. Севернее форта Пётр I — большой пороховой склад. Хорошо читаются возможно, выделены при дешифрировании нити системы узкоколейных железных дорог по всему острову, от складов и Морского завода к фортам. Шлиссельбург, 29 сентября 1943 г.
Территория Шлиссельбурга, освобождённого в январе 1943 г. Русла Староладожского и Малоневского каналов — сухие, перекрыты шлюзами. Через Неву устроено несколько железнодорожных мостов и автомобильных переправ — в случае повреждения одного от бомбёжек или обстрелов, другие продолжали работать. Выше по течению находятся автотранспортные, ниже — железнодорожные низководный и высоководный мосты. Автотранспортный мост устроен также и из самого Шлиссельбурга. Светлая вытянутая полоса на левом берегу Невы юго-восточнее Шлиссельбурга — железнодорожная станция. На правом берегу — торфоразработки и карьеры, заполеннные водой после добычи торфа. Некоторые из них просуществовали до 1980-х. Я хочу обратить ваше внимание на статью Алексея Кунгурова из Челябинска под названием , которую в своё время незаслуженно проигнорировали все мировые СМИ.
Более подробно об этом можно посмотреть и послушать в записи его Интернет-Конференции «Управление историей, как системой знаний» … В Ленинграде того времени было немало странностей и непонятностей, которые мы сейчас и озвучим, используя множество фрагментов из названной статьи Алексея Кунгурова. Загадка первая На этих картах хорошо показан окружённый район, в котором находился г. Кунгурова начинается с анализа о том, что на город за время блокады упало 148 478 снарядов. Факт тоже известный — он находился в 3 трёх!!! Из района Кировского завода , но завод продолжал работать под самым носом у германского командования, и его так и не уничтожили хотя, с этой задачей мог бы справиться один лейтенант-артиллерист с батареей не самого большого калибра, при правильно поставленной задаче и достаточном количестве боеприпасов …» Вы понимаете, что здесь написано? Либо тем, что немцы совсем стрелять не умели, либо тем, что у них не было приказа уничтожать завод врага, что не менее фантастично, чем первое предположение; либо немецкие войска, которые стояли под Ленинградом, выполняли другую функцию , пока нам неведомую… Чтобы понять, как выглядит город, по-настоящему обработанный артиллерией и авиацией, можно , который обстреливали не 3 года, а гораздо меньше времени… Загадка пятая Как снабжался Кировский завод? По размещённым в Интернете фотографиям мы можем представить это крупное и серийное производство. Кроме Кировского завода, работали и остальные заводы Ленинграда, выпуская снаряды и другую военную продукцию. С весны 1942 года в Ленинграде возобновилось … Это лишь маленькая частичка реальности, очень отличающаяся от исторических мифов, написанных профессиональными историками…» Для того чтобы работало и выпускало продукцию крупное машиностроительное предприятие, каким был «Кировский завод», необходимо очень серьёзное, постоянное снабжение.
И это должна быть не только электроэнергия в необходимых и весьма больших объёмах, но и сырьё металл нужных марок тысячами тонн , комплектующие тысяч наименований, инструменты тысяч наименований, продукты питания и вода для рабочих и очень много всего остального. Кроме этого, нужно же было куда-то девать готовую продукцию! Это же не авторучки! Это же крупные изделия, которые можно было транспортировать только своим ходом, морским или железнодорожным транспортом. А то, что продукция изготавливалась, подтверждают письменные свидетельства : «Вследствие остановки практически всех электростанций, некоторые станки приходилось приводить в движение вручную, из-за чего трудовой день увеличился. Нередко кое-кто из рабочих оставался ночевать в цеху, экономя время на выполнение срочных фронтовых заказов. В результате такой самоотверженной трудовой деятельности за второе полугодие 1941 года действующая армия получила из Ленинграда 3 млн. Помогали трудящиеся Ленинграда и другим участкам советско-германского фронта. Осенью 1941 года, во время ожесточённых боёв за Москву, город на Неве отправил войскам Западного фронта свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения.
В трудной обстановке осени 1941 года главной задачей трудящихся осаждённого города было снабжение фронта вооружением, боеприпасами, снаряжением и обмундированием. Несмотря на эвакуацию ряда предприятий, мощность ленинградской промышленности оставалась значительной. В сентябре 1941 года предприятия города выпустили более тысячи 76-миллиметровых пушек, свыше двух тысяч миномётов, сотни противотанковых орудий и пулемётов…» Странная блокада получается : 30 августа 1941 года было прервано железнодорожное сообщение с «большой землёй», а осенью 1941 года на Западный фронт были отправлены «свыше тысячи артиллерийских орудий и миномётов, а также значительное количество других видов вооружения… » Как можно было вывезти из «блокадного» Ленинграда такое колоссальное количество вооружений на Западный фронт, если железнодорожного сообщения уже не было? На плотах и лодках через Ладожское озеро под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии и самолётов, господствовавших в воздухе в то время?
Германские войска предприняли мощное наступление, и 30 августа 1941 г. Начались кровопролитные бои на Пулковских высотах и южных окраинах города. Отстранив от командования Ворошилова, он отменил все приготовления к сдаче города. Было приказано защищать Ленинград до последнего человека. Опасаясь больших потерь при штурме, Гитлер приказал начать долговременную осаду. Он сказал: «Этот город надо уморить голодом. Перерезать все пути подвоза, чтобы туда мышь не могла проскочить. Нещадно бомбить, и тогда город рухнет, как переспелый плод». Начались постоянные бомбежки и артобстрелы. Была подтянута тяжелая осадная артиллерия, фашисты начали методично разрушать город. За время блокады немцы обрушили на Ленинград 100 тыс. В особенно трагическом положении оказалось мирное население. К моменту полной блокады удалось эвакуировать в тыл лишь небольшую часть жителей менее 500 тыс.
Блокада в цифрах. Страшная статистика из осажденного Ленинграда
Блокада Ленинграда длилась 872 дня и стала самой кровопролитной блокадой в истории человечества. Блокада Ленинграда – военная блокада города немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии. Полное снятие блокады (освобождение) Ленинграда от фашистской блокады – дата, годовщина в 2024, история и значение, где и как отмечают в Петербурге. Блокáда Ленингрáда — военная блокада города Ленинграда (ныне — Санкт-Петербург) немецкими и финскими войсками и их союзниками во время Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинград был отрезан от жизни страны, и все новости с фронта горожане получали через рупоры на улицах.