Новости кто такой рядович

Кто является рядовичом в Киевской Руси и какова его роль? Рядо́вич — в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), как правило, попавшие в зависимость от него на период отработки займа, взятого деньгами. Рядович не мог подвергаться побоям, а если такое происходило, хозяин обязан был выплатить штраф.

Большой современный толковый словарь русского языка

  • рядович — Викисловарь
  • Из Википедии — свободной энциклопедии
  • Значение слова «рядович»
  • Кто такие рядовичи?
  • Правовое положение рядовичей и закупов — Студопедия
  • Связанных вопросов не найдено

Рядовичи - это кто, какая их роль в общественном строе Киевской Руси?

Сторонники этой точки зрения апеллируют к словосочетанию «смердии холопы», имеющемуся в «Правде Ярославичей». В соответствующей статье за убийство просто холопа и «смердеевого холопа» назначается одинаковая вира в 5 гривень. Однако большинство историков не согласны с таким толкованием. Ими предложено две альтернативные версии. Первая гласит, что данная статья указывает на то, что смерды тоже могли наравне с феодалами владеть холопами, и компенсацию ущерба получали наравне со знатью. Вторая же утверждает, что термин указывает на род работ, выполняемых холопом для хозяина.

Обычно холоп был дворовым слугой, но некоторые занимались и сельским хозяйством. Таких и могли называть «смердии холопы», то есть те, что по занятию ближе к смердам. Факт, что ответственность за нанесение ущерба смерду или его убийства в законодательстве Древней Руси была ниже, чем по отношению к «людям», то есть однозначно свободным незнатным личностям. Но труд земледельца тогда вообще ценился невысоко. Общее в положении рядовичей и закупов Общее состоит в том, что зависимость закупов и рядовичей имела экономическую основу.

Свободный человек, или людин в терминологии того времени , мог стать рядовичем, если заключал договор — ряд, а закупом — если брал купу, т. Это мгновенно обесценивало жизнь зависимых людей. Если за убийство людина в Древней Руси полагался штраф в 40 гривен, то жизнь закупа и рядовича приравнивалась к жизни холопа и смерда и составляла всего 5 гривен. Именно такой размер штрафа лучше всего подчеркивает зависимость и неполноправность данных категорий населения. Конечно, больше страдали закупы.

Это была различная работа: сельскохозяйственная, во владениях феодала. Участь рядовичей была незавидна : они по юридическому положению приравнивались к холопам и смердам. Рядовичи по положения схожи с закупами. Но есть отличие: закупы отдавали долг либо продукцией сельского хозяйства или ремесла, либо работой на земле феодала. А рядовичи по договору за работу на феодала получали натуральные продукты или арендовали орудия труда, скот. Но и закупы, и рядовичи имели возможность стать независимыми при условии, если отдадут долг или отработают. Таким образом, современные слова с корнем «ряд» имеют многовековую историю.

То есть рядович - это человек, который выполняет административную работу в пользу князя. Рядовичи - это холопы или нет? Некоторые историки приравнивают рядовичей к холопам на основе личной зависимости. Однако если принять во внимание то, что рядовичи - это люди, которые по ряду договору живут у кого-то и работают на этого человека, то холопами их назвать уже нельзя. Вместе с этим, если он не раб, значит, и не наемный работник в условиях капиталистического общества. Он - феодально-зависимый человек, то есть по договору становится зависимым и входит в состав челяди. По иерархии он становится рядом с холопом, но сохраняет условную зависимость. Социальная сущность рядовича В "Русской Правде" имеются четкие указания на этот счет. Согласно им, человек может стать рядовичем, если хочет жениться на рабе. Но до брака надо было четко оговорить условия ряда. Потенциальный жених может по ряду стать или тиуном, или ключником. Также в "Русской Правде" предусмотрен вариант, когда в случае смерти рядовича его жена должна отрабатывать его обязанности.

Более того, можно утверждать, что рядович — не смерд и не холоп, хотя виру за них платили одинаковую. Об этом же свидетельствует расположение ст. Постановление КП о рядовичах было включено в состав ПП ст. Хотя по тексту не следует значение социальной категории «рядович» как понятия «рядовой», «обыкновенный» по отношению к смерду или холопу в ст. Существует традиция объяснять термин «рядович» через понятие «ряд» как юридический термин - соглашение, - который заключался между свободным, с одной стороны, и князем или боярином - с другой. В отличие от древнейших социальных терминов, восходящих к родовому строю и происходящих от круга семейно-родовых отношений, понятие «ряд» содержит информацию об установлении формы зависимости и в этом аналогично названию другой социальной категории - закупа. Русская Правда указывает случаи, когда в результате ряда устанавливаются отношения имущественной и социальной зависимости. Рядом-догово-ром сопровождалась ссуда денег под проценты, передача меда или зерна с условием возвращения долга в увеличенном количестве, женитьба на робе и переход в тиунство с условием сохранения личной свободы ст. Судя по присутствию послухов, обязывающих обе стороны исполнять условия ряда ст. Рядовичи вовлекались в сферу феодального домена, и поэтому вира за них, как и за смердов, оценивалась в 5 гривен, однако они в отличие от закупов не становились его рабочей силой. По Даниилу Заточнику, рядовичи наряду с княжеским тиуном, за убийство которого по ст.

1. Конспект для учителя по теме «Категории населения. Русская Правда.»

Рядовичи были низшим звеном воинской иерархии, они не обладали высокими званиями или привилегиями. Название «рядович» подчеркивало их позицию в армии и отражало их роль в боевых действиях. Рядовичи набирались из местного населения и должны были соблюдать воинский обряд. Они служили в армии, но не получали земельных владений или других особых привилегий. Существование рядовичей свидетельствует о том, что в Киевской Руси существовала разделенная по классам армия. Воины с высшими званиями, такие как бояре и дружинники, были выше по статусу и имели больше привилегий, а рядовичи занимали низшее место. Воинские действия и служба рядовичей Рядовичи в Киевской Руси играли важную роль в воинских действиях и были преданными слугами своих государей. Они составляли основу киевской армии и выполняли разнообразные задачи на поле битвы.

Воинское образование рядовичей начиналось с детских лет. Мальчики из благородных семей обучались различным видам оружия, таким как мечи, копья и щиты, а также изучали боевые приемы и тактику. После достижения определенного возраста они входили в ряды рядовичей и принимали участие в военных походах и сражениях. Рядовичи не только сражались на поле битвы, но и исполняли важные служебные обязанности. Они охраняли монастыри, патриаршества и княжеские дворцы, а также выполняли различные почтовые и разведывательные задачи. Во время сражений рядовичи составляли гущу боевых строев и играли роль опоры для высших свит. Они также были непосредственными защитниками своих князей и в случае необходимости готовы были пожертвовать своими жизнями.

Рядовичи проявляли мужество и отвагу на поле битвы, и их подвиги и подвиги других воинов часто описывались в древних летописях и песнях. Они считались символами ратного духа и гордостью киевской общины. Таким образом, воинские действия и служба рядовичей в Киевской Руси играли важную роль в защите и процветании государства. Благодаря своей преданности и мужеству они заслужили уважение и признание своих соратников и веками сохраняли память о прошлой славе. Этот процесс был связан с множеством факторов, которые в конечном итоге привели к утрате рядовичами своего положения и влияния в обществе. Одной из причин упадка рядовичей было разделение Киевской Руси на множество самостоятельных княжеств. Вместе с укреплением княжеской власти и усилением централизации многие рядовичи потеряли свою роль и статус.

Киев стал менее значимым политическим и культурным центром, а многие рядовичи перебрались в новые княжества, где им пришлось приспосабливаться к новым условиям и искать свое место в новой иерархии власти. Второй причиной исчезновения рядовичей стала экономическая нестабильность и ухудшение материального положения знати. В условиях постоянной борьбы за власть, войн и разобщенности княжеств, многие рядовичи лишились своих земельных владений и богатства. Рядовичи, которые уже не могли поддерживать свой статус и образ жизни, вынуждены были искать другие источники дохода и сосуществовать с другими слоями общества. Третья причина исчезновения рядовичей связана с сменой военной тактики и технологии. Во время Монгольского нашествия и после него были внедрены новые методы ведения войны, включая использование тяжелой кавалерии и стрелкового оружия. Рядовичи, обученные и привыкшие к старым методам боя, не могли справиться с новыми вызовами и стали менее значимыми фигурами в военных делах.

Таким образом, упадок и исчезновение рядовичей в Киевской Руси были результатом сочетания нескольких факторов, включая политические, экономические и военные изменения. Рядовичи потеряли свое место в иерархии власти, статус и земельные владения, и стали приспосабливаться к новой реальности, сосуществуя с другими слоями общества.

Что касается общественного строя, то его можно охарактеризовать как военную демократию. Основа любого социума — иерархичность. Но в древнерусском обществе иерархия строилась не на принципе принуждения, а на психологических моментах — влиянии, подражании, запретах системе табу. Это все сформировало социальный алгоритм поведения, который вызывал соподчиненность психологическую у людей.

В результате этот алгоритм у одних вызывал чувство заботы и ответственности, а у других — почтения и страха. Эти алгоритмы закрепляются как ментальные архетипы и служат своего рода индикаторами этнической идентичности народа. В 11-12 веках продолжается начавшееся ранее расслоение общества и более четкое формирование социальных слоев. Неравенство растет, начинают появляться даже изгои — люди, вынужденные покинуть свою общину по тем или иным причинам. Также к 12 веку в глазах людей земля с работающими на ней людьми приобретает все большую и большую ценность. Впервые в русской правде появляются понятия «рядовичи», «закупы», «холопы».

Все эти категории населения были в той или иной степени зависимыми от землевладельца. Хлебопашец вольный Слово «смерд» известно историкам из «Русской Правды» и следующих за ней законодательных актов. Выдающиеся историки М. Тихомиров, Б. Греков, Б. Рыбаков пытались установить место этой группы в древнерусской общественной структуре, и в основном им это удалось.

Ручница - один из первых образцов ручного огнестрельного оружия... Рекогносцировка - визуальное изучение противника и местности в районе... Редут - полевое фортификационное сооружение в виде замкнутого квадрата,... Рахш - — боевой конь богатыря Рустама, воспетого Фирдоуси в... Раият - — подданный, лицо податного сословия. Римуш - Царь Аккада Месопотамия , правивший в 2260...

Оба эти термина означают человека, который занимался управлением вотчиной землей боярина, имеющей свойство переходить в наследство.

Огнищанин также часто являлся ближайшим советником представителей высших сословий, поэтому был более высоким званием, чем тиун. Чтобы лучше запомнить категории населения, обратите внимание на предлагаемую майнд-карту: Фактчек Русская правда — первый сборник законов Древнерусского государства, состоящий из трёх частей: Правды Ярослава, Правды Ярославичей и Устава Владимира Мономаха. В ней содержатся основные тезисы относительно обычая кровной мести, избиений и хищений. Важным моментом является лествичный порядок престолонаследия, согласно которому престол передавался от отца к старшему представителю рода. Вторая часть Русской правды — Правда Ярославичей — похожа на предыдущую часть своим содержанием: кровная месть, побои, кражи. Однако в Правде Ярославичей была отменена кровная месть, что кардинально отличает её от Правды Ярослава. Устав Владимира Мономаха явился реакцией на антиростовщическое восстание в Киеве, посему содержал в себе положения, касавшиеся долгов, ростовщичества, а также облегчения положения низов с целью устранения народных волнений.

В Древнерусском государстве население делилось на высшие и низшие сословия. К высшему относятся: князья, представители духовенства, бояре и дружинники. К низшему относятся: люди, смерды закупы и рядовичи , горожане ремесленники и купцы , холопы челядь и долговые холопы. Термины Правда Ярослава — первая часть Русской правды, создание которой было начато Ярославом Мудрым в 1016 году, где были прописаны основные положения относительно кровной мести, избиений и краж. Кровная месть — обычай на Древней Руси, согласно которому семья убитого имела право на «ответное» убийство члена семьи убийцы. Лествичный порядок престолонаследия — система передачи власти в Древнерусском государстве, согласно которой престол передавался от отца к старшему представителю рода. Правда Ярославичей — вторая часть Русской правды, созданная при детях Ярослава Мудрого, в которой отменялась кровная месть и заменялась на виру, а также были прописаны некоторые положения насчёт избиений и краж.

Устав Владимира Мономаха — третья и завершающая часть Русской правды, созданная при Владимире Всеволодовиче Мономахе в начале XII века, в которой были прописаны основные положения относительно долгов, ростовщичества и облегчения положения низших слоев населения. Ростовщичество — предоставление денежных займов, в результате выплаты процентов по которым кредиторы получают большое, часто аморальное, количество средств. Люди — полностью свободное население Древней Руси. Смерды — полузависимое население Древнерусского государства, находящееся в определенной зависимости от другого человека. Закупы — смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что взяли в долг определенную сумму денег «купу». Рядовичи — смерды, которые находятся в зависимости от другого человека, потому что заключили с ним некоторый договор и станут свободны только по выполнению или истечению срока договора. Ряд — название договора в Древнерусском государстве.

Киевская Русь: краткая информация

  • Кто в царской России по статусу был ниже крепостного крестьянина
  • Последние вопросы
  • Значение слова РЯДОВИЧ. Что такое РЯДОВИЧ?
  • Значение слова «Рядович»

Рядовичи Древней Руси

Например, в феодальном обществе рядовичи, повязанные на управление и владение земельными участками, могут быть высшими рядовичами, а те, кто занимался физическими работами, могут быть низшими рядовичами. Рядович – в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» (договору), попавший в зависимость от него на период отработки займа, взятого зерном или орудиями труда. смерд закуп рядович древнерусский Рядовичи О социальной природе, а так же функциях рядовича тоже нельзя сказать ничего однозначно. Значение слова рядович в словарях Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова., Словарь кроссвордиста. Рядовичи – это были знатные люди, принадлежащие к небольшим кланам, которые находились на вершине ранговой системы в Древней Руси.

Кто в царской России по статусу был ниже крепостного крестьянина

Неустойчивость экономической природы крестьянина достаточно известна, чтобы о ней говорить снова. Если принять во внимание, что в феодальный период крестьянина подстерегало много разнообразных бедствий, связанных с феодальным строем прежде всего беспрерывные внутренние и внешние войны , то станет вполне понятным массовое разорение смердов, одно из важнейших условий, порождавших закупничество и другие формы феодальной зависимости. Закупу гарантировано право суда со своим господином и право уходить от господина «искать кун»: довольно точно определены случаи ответственности закупа за господское имущество, значительно защищены имущественные и личные права закупа. Господин может безнаказанно бить закупа только «про дело», но отнюдь не «без вины», «не смысля» или под пьяную руку. Предусматривается здесь несколько случаев: 1 господский конь погиб в то время, когда закуп работал им. В первых трех случаях закуп за коня не отвечает и убытков в случае погибели коня не возмещает; в двух последних случаях закуп обязан выплатить хозяину стоимость коня. При этом обстоятельства поломки орудий труда господина не интересует, что дает возможность предположить, что конем закуп пользовался лишь по надобности, а инструменты были у него постоянно. Далее рассматриваются случаи, когда господин мог причинить некоторый ущерб закупу, нарушить свои обязательства или превысить свои права. Тут мы еще раз встречаемся с основными чертами, характеризующими хозяйственное и правовое положение закупа.

Вот какие «обиды» может причинить закупу господин: 1 изменить в свою пользу сумму, данную им закупу в момент заключения договора; 2 изменить, конечно, в свою пользу, размеры оброка или участка земли, отведенного закупу отарица , может быть, отобрать отарицу у закупа без достаточных оснований; 3 сделать попытку эксплуатировать закупа путем продажи или отдачи его в наймы, наконец, 4 побить его не «про дело», а «несмысля, пьян, без вины». Там же Так же рассматривается случай совершения закупом кражи не у своего господина, а на стороне. За него отвечает господин, но в этом случае сам закуп превращается в раба. В «Правде Русской» есть еще статья 59: «А послушьства на холопа не складають, но оже не будеть свободнаго, но по нужи сложити на боярьска тивуна, а на инехъ не складывати. А в мале тяже по нужи възложити на закупа. Все это позволяет сделать ряд выводов о закупе. Закуп -- зависимый от феодала человек.

Рядовичи сообща владели отведенной под лавки территорией, имели своих выборных старост, обладали особыми правами на сбыт своей категории товара.

В Новгороде и Пскове рядовичи пользовались определенными судебными привилегиями, и потеряли свои права после присоединения к Московскому великому княжеству. Статья находится в рубриках.

Гулящие иначе — подсуседники, захребетники являлись отпущенными на волю слугами, выходцами из плена или теми, кто не записан ни в какую переписную книгу. Они были свободны от государственных и общественных поручений, могли передвигаться по странам, сами выбирали себе занятие для пропитания. Обычно гулящие люди занимались ремеслами или работали по найму.

Зачастую сами по желанию отдавались в кабалу. Иногда гулящие работали скоморохами Бобыли и халупники Бобыль — человек, не имеющий земельного надела. В Поморье так называли тех, кто занимался чем угодно, но не был связанным с земледелием. Региональные обозначения безземельного человека могли быть разными, в некоторых регионах бобыля называли кутником. Халупником считался человек, у которого имелась изба и небольшой огород.

И бобылей, и халупников не очень любили в народе, считая бездельниками: у таких были льготы по налогу. Бобыли могли быть городскими и сельскими. Сельские оставались в деревнях, могли брать землю в аренду, платя хозяину земельный оброк. Те же, кто не хотел заниматься тяжким земледелием, устремлялись в город. Там бобыль занимался или мелкой торговлей, или каким-то ремеслом.

Зависимый человек в древней Руси заключивший ряд. Зависимое поселение древней Руси. Зависимые категории населения в древней Руси. Категории населения древней Руси по русской правде. Население древней Руси схема. Сословия древней Руси 9-11 век. Категории населения древней Руси в 11-12 ВВ. Зависимое население древней Руси таблица. Слои древнерусского общества. Духовенство бояре ремесленники.

Бояре духовенство купцы ремесленники. Земледелие древней Руси 13-15 век. Земледелие в 9 веке в древней Руси. Древняя Русь славяне земледелие. Земледелие и скотоводство в древней Руси. Схема структура населения древней Руси. Схема слои населения древнерусского государства. Схема основные слои населения древней Руси. Категории населения древнерусского государства схема. Термины древней Руси.

Вотчина это в древней Руси. Понятие вотчина. Закупами в древней Руси назывались:. Закупы на Руси. Социально-экономическое развитие Киевской Руси. Низшие сословия древней Руси. Соц экономическое развитие древней Руси. Социально экономическое развитие древнерусского государства. Холопы закупы Рядовичи изгои. Холоп, закуп, Рядович, смерд, Изгой.

Рядовичи смерды изгои. Основные слои древнерусского населения. Основные слои населения древней Руси. Социальная структура Киевской Руси пирамида. Социальная структура Киевской Руси 11 века. Социальная структура Киевской Руси в 10-12 веках таблица.

Что такое рядовичи в Древней Руси

В словаре Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализня. рядович, рядовичи, рядовича, рядовичей, рядовичу, рядовичам, рядовича, рядовичей, рядовичом, рядовичами, рядовиче, рядовичах. Несмотря на труд, приравнивавшийся к рабскому, рядович оставался вольным человеком. рядовиче. рядовичах. рядович. Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 4b по классификации А. А. Зализняка). Например, в феодальном обществе рядовичи, повязанные на управление и владение земельными участками, могут быть высшими рядовичами, а те, кто занимался физическими работами, могут быть низшими рядовичами. О рядовичах Древней Руси мало достоверных сведений, некоторые учёные вообще не выделяют такой социальной категории, считая их рядовыми смердами или холопами.

1658,разряды зависимых крестьян древней руси

Смотрите видео онлайн «Кто такие эти ваши закупы и рядовичи? |. Рядовичами называли тех, кто заключал с феодалом «ряд», договор с обязанностями по отработке земли. С завершением действия договора рядович становился свободным и переходил в категорию людей. Рядовичи – это в Древней Руси лица, которые служили по договору, так называемому “ряду”. Что такое (кто такой) "Рядовичи".

Особенности общественного и политического строя Древней Руси в X‒XII вв.

Приведенный факт не должен содержаться в данном Вами определении понятия. Ответ: 1 смысл понятия: Рядович — в Древней Руси лицо, служившее землевладельцу по «ряду» договору , попавший в зависимость от него на период отработки займа, взятого зерном или орудиями труда. По Русской Правде за убийство рядовича назначалась вира штраф.

Икона XIX в. Глава Русской церкви митрополит Киевский представлял высшую церковную власть. Он назначал епископов и наделял их властью в отдельных землях.

Эти деньги могли потратить на строительство храмов, содержание священнослужителей, благотворительность. Высшее духовенство имело судебную власть в отношении семейных дел и вопросов чистоты веры. Духовенство делилось на чёрное и белое. Чёрным духовенством называли служителей церкви, которые становились монахами. Высшее духовенство митрополит и епископы назначали только из числа монахов.

Белым духовенством считали всех священнослужителей, кроме монахов. Им разрешали вступать в брак и жить не в монастыре, а среди простых людей, владеть имуществом. Представителями белого духовенства, как правило, были священники, служившие в обычных городских и сельских церквях. Монастырь — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, который использует община монахов или монахинь. Афонина Крестьяне Подавляющее большинство населения Руси составляли крестьяне, работавшие на земле.

Почти всё, что было у крестьян, они производили своими руками: еду, одежду, рабочий инструмент. Крестьянское сословие находилось в зависимости от представителей знати. Земледельцы должны были платить налоги князю, на земле которого они жили. Кроме того, в случае государственной необходимости, например во время войны, князь мог привлечь крестьян к различным работам и обложить дополнительным налогом. Зависимых только от князя крестьян называли смердами.

Крестьянское хозяйство могло прийти в упадок из-за неурожая, нашествия иноземцев или других обстоятельств. Взамен они должны были работать на боярина и постепенно отдавать долг. Крестьянин-должник боярина назывался закупом. Бывало также, что крестьянин полностью разорялся и, не имея другого выхода, вынужден был идти наёмным работником в хозяйство боярина. Смерд — основная категория сельского населения Древней Руси, как правило зависимая от князя и выплачивающая ему повинности.

Закуп — в Древней Руси лицо, попавшее в долговую кабалу и обязанное своей работой, в том числе на господской пашне, вернуть долг заимодавцу. Рядович — в Древней Руси лицо, попавшее в зависимость от землевладельца князя или боярина на основании заключённого с ним договора — ряда. Малышев Провинившиеся или не сумевшие отдать долги закупы и рядовичи становились холопами, или челядью, что фактически означало рабство.

Лица, работающие по договору на феодала, известны из Русской Правды: за их убийства назначался штраф в 5 гривен. Исходя из размера штрафа, можно предположить что рядовичи были практически на одном уровне со смердами и холопами. Точно известно, что по правовому положению они были близки к закупам.

Для выживания общины необходимым было также бортничество, охота и рыбалка. Что касается общественного строя, то его можно охарактеризовать как военную демократию. Основа любого социума — иерархичность. Но в древнерусском обществе иерархия строилась не на принципе принуждения, а на психологических моментах — влиянии, подражании, запретах системе табу. Это все сформировало социальный алгоритм поведения, который вызывал соподчиненность психологическую у людей. В результате этот алгоритм у одних вызывал чувство заботы и ответственности, а у других — почтения и страха. Эти алгоритмы закрепляются как ментальные архетипы и служат своего рода индикаторами этнической идентичности народа. В 11-12 веках продолжается начавшееся ранее расслоение общества и более четкое формирование социальных слоев. Неравенство растет, начинают появляться даже изгои — люди, вынужденные покинуть свою общину по тем или иным причинам. Также к 12 веку в глазах людей земля с работающими на ней людьми приобретает все большую и большую ценность. Впервые в русской правде появляются понятия «рядовичи», «закупы», «холопы». Все эти категории населения были в той или иной степени зависимыми от землевладельца. Хлебопашец вольный Слово «смерд» известно историкам из «Русской Правды» и следующих за ней законодательных актов. Выдающиеся историки М. Тихомиров, Б. Греков, Б.

Русская правда. Категории населения

Непосредственно — холопы — зависимая часть населения Киевской Руси. Это часть населения, по своему положению близкая к рабскому. Холопы, в основной своей массе — военнопленные. Также холопами называют крепостных крестьян, которые существовали уже в 9-12 веках на Руси. По самой распространенной теории, слово «холоп» означает «прикрепленный к земле», «закрепленный крестьянин». Положение холопов было ужасным — полное бесправье и рабский труд. Историки утверждают, что Киевская Русь относится к тем государствам, которые в своём развитии практически пропустили период рабовладельческого строя, однако в условиях жизни древнерусского государства можно заявить, что в нем рабовладельческий строй спокойно существовал рядом с феодальным, что является типичным для большинства славянских народов. И в этом нет ничего необычного — какая-то часть населения в любом случае будет наделена меньшими правами, чем другие.

Дальше я предлагаю вам рассмотреть такую категорию населения, как закупы. Закупы — крестьяне, которые находятся в тяжелом материальном и социальном положении, близком к холопскому. Закупов также именуют наймитами. Нельзя сказать, что это люди, продающие свои рабочую силу, скорее это должники, по специальному договору текст его можно отыскать в «Русской правде» попадают в личную зависимость от так называемого нанимателя. Права закупов сильно ограничены, но, они более защищены, чем холопы, не имеющие совсем никаких социальных прав.

Многие холопы гибли от рук своих господ. Никаких расследований в этом случае не проводили, так как ситуацию рассматривали как ущерб личному хозяйству. Как людей насильно холопами делали, а некоторые добровольно продавались В холопы можно было попасть насильно и добровольно.

Чаще всего люди попадали в рабство через плен на войне. Военные походы в 12 веке предпринимались не только с целью увеличения территорий, но для захвата трофеев, к которым относились и пленники. В дальнейшем они становились холопами. Иногда войска захватывали слишком много рабов, и тогда люди продавались очень дешево, даже коза стоила дороже. Купив холопов по бросовой цене, князья выселяли их на малолюдные земли, чтобы там рабы занимались хозяйственными и сельскими работами. В 1229 году был составлен так называемый Смоленский договор с немцами, где указывалось, что холопом можно было стать за совершенное преступление, а князь за разбойные действия, конокрадство или поджог мог сделать холопами как виновника, так и его семью. Также в холопы попадали люди, неспособные вернуть долг из-за пьянства или ненадлежащего поведения. Дети холопов при рождении получали такой же низкий социальный статус.

Были люди, которые шли в холопы добровольно. Некоторые продавались в рабство за минимальные деньги, от отчаяния. Бывало, что родители продавали детей, лишая тем самым их свободы, но давая шанс не умереть с голоду и выжить. Если мужчина женился на холопке, он также становился бесправным. То же происходило, если человек выбирал службу тиуна или ключника. Холопские звания: большие и меньшие, а также рядовичи и изгои Рядовичами называли людей, заключивших ряд, то есть договор. К первым относились невольники, которым разрешалось заведовать делами господ, а также люди, пользующиеся доверием и имеющие возможность содержать собственных холопов речь о старостах, казначеях, тиунах, ключниках, дьяках.

Общины могли быть удалены друг от друга на десятки, а то и сотни километров. Община занималась земледелием и скотоводством. Ошибочным является мнение, что эта отрасль была слаборазвита.

К примеру, довольно долгое время, почти до десятого века, скот был синонимом денег. Для выживания общины необходимым было также бортничество, охота и рыбалка. Что касается общественного строя, то его можно охарактеризовать как военную демократию. Основа любого социума - иерархичность. Но в древнерусском обществе иерархия строилась не на принципе принуждения, а на психологических моментах - влиянии, подражании, запретах системе табу. Это все сформировало социальный алгоритм поведения, который вызывал соподчиненность психологическую у людей. В результате этот алгоритм у одних вызывал чувство заботы и ответственности, а у других - почтения и страха. Эти алгоритмы закрепляются как ментальные архетипы и служат своего рода индикаторами этнической идентичности народа. В 11-12 веках продолжается начавшееся ранее расслоение общества и более четкое формирование социальных слоев.

Греков, как бы уступая С.

Юшкову, говорил: «Не спорю, что рядович мог быть и "мелким хозяйственным агентом, помощником тиуна". Но это его функция, должность, а не социальная природа». Не стоит отрывать функцию рядовича от его социальной природы, ибо в функции находит выражение и социальная природа. Судя по намекам Русской Правды, основная масса рядовичей происходила из рабов.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий