Вашингтон намерен третий раз способствовать распаду Соединённого Королевства под лозунгом избавления британской королевы от долгов. «Британская Империя продвинулась к новой концепции автономии и независимости, к идеи общности британских наций, каждая из которых вольна жить своей жизнью, но которые при этом остаются объединены верностью к короне и готовы кооперироваться ради общего блага». Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска.
Почему распалась Британская империя? Объясняю на пальцах
История британской империи. Процесс распада британской империи | И разрушение Британской империи в любом случае будет только на руку СССР. |
Когда распалась британская империя | Начавшийся 75 лет назад распад британской колониальной империи продолжался 25 лет. |
Когда распалась Британская империя? | В данной статье вы рассмотрите историю распада Британской империи и становления Содружества. |
В каком году распалась Британская империя? - История и мир | После столетий роста Британской империи последовало её стремительное падение. |
Британская империя, настоящие причины краха величайшей империи | 19 веках, максимального расширения достигла к началу 20 века. |
Британская империя уменьшилась впервые за десятки лет
«Распасться на отдельные субъекты страна не может, но опасения, которые выражает министр Уэльса, имеют под собой некие основания. БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ — понятие, включающее Великобританию и ее колониальные владения; вошло в официальное употребление в 1870-е гг. В 20 в. в процессе распада колониальной системы вместо понятия Британская империя. В 1970 году был уже близок момент, когда перестала работать формула «Над Британской империей никогда не заходит солнце». Британская империя рухнула вместе с ее колониальной системой, и попытки возродить ее обречены на провал, пишет Spiked. Распад Британской империи (2021) – 9 просмотров, продолжительность: 38:59 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Волкова в социальной сети Мой Мир.
Когда распалась Британская империя?
Brexit, к сожалению, привел к тому, что появились обновленные сепаратистские устремления в Шотландии, очень сложная ситуация в Северной Ирландии, не работал североирландский протокол, таможенная граница в Ирландском море — конечно, это всё не способствует объединению страны», — сказала Бабынина. По ее словам, у самого Уэльса меньше причин для волнений, но среди жителей и политического истеблишмента есть и сторонники, и противники Brexit. Также большая проблема, связанная с попытками провести второй референдум в Шотландии и с работой североирландского протокола.
На практике на отношениях с Британией это сильно не отразится, хотя шаг является довольно значимым для сознания жителей острова. Кроме того, пример Барбадоса может стать заразительным: об отказе от монархии говорят на Ямайке. Британская империя, некогда контролировавшая большую часть планеты, сейчас сократилась фактически до одних Британских островов. Но все же есть 16 стран, где королеву Елизавету II признают главой государства.
Вернее, их было 16. Теперь Барбадос, хоть и останется в Британском Содружестве и сохранит весомый плюс колониального прошлого в виде английского права, станет республикой. Само решение правительства об отказе от монархии было принято еще в 2020 году, но осуществлено только теперь. Показательно, что президент Барбадоса Сандра Мейсон ранее занимала пост генерал-губернатора. То есть в плане лиц большой политики маленького острова все осталось по-прежнему. Да и смены власти пока явно не намечается: местная Лейбористская партия доминирует уже на протяжении 27 лет.
Мейсон успела пройти процесс инаугурации, на которой присутствовали принц Чарльз и знаменитая певица Рианна.
Церемония пройдет на фоне политического и экономического кризиса В интервью газете The Guardian министр Дрейкфорд заявил, что неолиберальные реформы в экономике, которые в 1979 году запустила премьер-министр Великобритании от Консервативной партии Маргарет Тэтчер и продолжили бывшие премьер-министры страны Борис Джонсон и Лиз Трасс, угрожают единству Великобритании. Первый министр Уэльса заявил, что Лондон должен восстановить систему социальной защиты для людей с заболеваниями и безработных, а также дать гарантии защиты прав потребителей и профсоюзов.
Дрейкфорд также предположил, что, если эти условия не будут выполнены, Шотландия и Северная Ирландия могут выйти из состава Соединенного Королевства.
На тот момент экономика страны ещё не успела толком оправиться от последствий Второй мировой войны — не хватало продовольствия и рабочей силы. Елизавета II после коронации, 2 июня 1953 года Страна ещё жила по карточкам отменены в 1954 г. Согласно легенде, даже своё платье на свадьбу королева вынуждена была оплатить из своих карточек, хотя ей свои карточки присылали жители со всей страны. Кстати, в сталинском СССР карточки отменили в декабре 1947 года.
С 1956 года из состава БИ вышло более 40 государств. Если в 1945 году население английских колоний составляло около 432 млн чел. Таким образом, БИ в эпоху Елизаветы II — это угасание мирового гегемона и переход во второразрядные страны на отшибе. Смерть королевы только усилит эти тренды, начиная от ещё большего уменьшения влияния королевской семьи на внутриполитические и экономические процессы в стране до геополитического позиционирования.
Расцвет и падение крупнейших империй в анимированных картах
Новости исторического факультета | autonomous communities within the British Empire, equal in status, in no way subordinate one to another in any aspect of their domestic or external affairs, though united by a common allegiance to the Crown, and freely associated as members of the British Commonwealth of Nations. |
Когда распалась Британская империя? - Есть ответ на | Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме «размывания», чем «взрыва» или «обвала». |
Почему распалась британская империя кратко | The British Empire was the largest, richest, and most powerful empire in the world. |
Почему распалась британская империя кратко | Вскоре начался распад Британской империи: в 1922 году она признала независимость Египта, в 1932 году независимость получил Ирак. |
Последний осколок империи: как Британия отдавала Гонконг
Вскоре начался распад Британской империи: в 1922 году она признала независимость Египта, в 1932 году независимость получил Ирак. Распад Британской империи (2021) – 9 просмотров, продолжительность: 38:59 мин. Смотреть бесплатно видеоальбом Сергея Волкова в социальной сети Мой Мир. По официальной принятой во всем мире версии Британская империя распалась после второй мировой войны. «Распасться на отдельные субъекты страна не может, но опасения, которые выражает министр Уэльса, имеют под собой некие основания.
История британской империи. Процесс распада британской империи
Может ли Британия распасться на отдельные субъекты | Распад Британской колониальной империя и образование независимых государств После Первой мировой войны начался кризис колониальной системы Великобритании. |
Закат империи: Британия близка к развалу | Распад Британской империи растянулся на десятилетия и происходил скорее в форме "размывания", чем "взрыва" или "обвала". |
БРИТАНСКАЯ ИМПЕРИЯ ПОСЛЕ 1914
В период расцвета Британская империя, крупнейшая в новой истории, занимала четвертую часть суши и управляла четвертой частью мирового населения. Получи верный ответ на вопрос«Когда распалась Британская империя? » по предмету История, используя встроенную систему поиска. Так как же Британская империя, которую часто называли "империей, над которой никогда не заходит солнце", прошла путь от невероятно могущественной на заре 20-го века, до распада. Именно признание Великой Британской империей Pax Britannica своего подчинения новоявленному лидеру стало изначальной точкой постепенного завершения первой холодной войны XX века Америки против Англии и начала формирования современного англосаксонского.
Почему распалась британская империя. Процесс распада британской империи
Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии. Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. XVIII. Распад Британской колониальной империи явился одной из важнейших причин европейской переориентации Англии. Since 1450, the British Empire has expanded across several continents, only to shrink back to where it started. В наибольшей опасности наследие бывшей Британской империи оказалось на не имеющих собственного англосаксонского населения Карибах. Впервые на грани распада Британская империя оказалась в 70-80 е гг. XVIII.
Интересные факты о Британской империи
Англо-аргентинский вооруженный конфликт в Южной Атлантике апрель - июнь 1982 привел к поражению Аргентины, Фолклендские Мальвинские острова были заняты английским экспедиционным корпусом. Исторические последствия империи. В экономическом отношении Британская империя оставила после себя обширную стерлинговую зону - по существу неформальный валютный союз, по территории близкий старой империи - за исключением Канады. Стерлинговая зона возникла после того, как страна в 1931 отказалась от золотого стандарта, искусственно поддерживая ставки валютного обмена с опорой на фунт стерлингов. Существенную роль сыграл и валютный контроль, введенный Великобританией во время Второй мировой войны. Территории, входившие в стерлинговую зону, как она поначалу называлась, уже использовали эту валюту в больших объемах в расчетах и хранили свои авуары в Великобритании. В 1950-1960-е годы связи в стерлинговой зоне ослабели по причине того, что многие страны расширяли торговлю за пределами зоны и начали создавать резервы в золоте и долларах, а после девальвации в 1967 фунта стерлингов вообще отказались от привязки курса своих валют к фунту стерлингов. В конце 1960-х годов около трети объема всей мировой торговли все еще концентрировалось в стерлинговой зоне и осуществлялось с помощью этой валюты. Государства - члены Содружества продолжали принимать платежи в фунтах стерлингов, помещали их в английские банки и производили в этой валюте большинство иностранных платежей.
Им было легче работать с английским капиталом, так как они не подвергались таможенному контролю внутри зоны. Но фунт стерлингов быстро выходил из международного обращения. Великобритания сомневалась в своих возможностях исполнять роль международного банка; в торговле акценты сместились к европейскому Общему рынку; усилия по удержанию статуса фунта стерлингов как международной валюты оказались чрезмерно дорогостоящими. К середине 1970-х годов стерлинговая зона распалась. Вероятно, наиболее значимым наследством Британской империи является распространение английского языка, ставшего вторым в мире по числу говорящих. В 1980 на китайском как на родном языке говорили 940 млн. Кроме того, английский широко практиковался в правительственных учреждениях и в высших учебных заведениях во всех бывших британских колониях в Африке и в некоторых многоязычных колониях, где не использовались другие мировые языки. В культурном плане почти невозможно отделить воздействие западной цивилизации в целом от специфически английских влияний.
В политике получила распространение Вестминстерская модель правления, которая наиболее эффективно работала в странах, заселенных европейцами, а также в Индии, Шри-Ланке, на Антильских островах. Очерки по истории Англии 1815-1917 гг. Создание и распад Британской колониальной империи. Закат Британской империи. Англия и современные региональные конфликты в "третьем мире". Содружество наций: политико-правовые проблемы. Британские консерваторы и деколонизация. Ярославль, 1993 Остапенко Г.
Однако отказ Барбадоса от монархии усилит сторонников аналогичной меры в странах Карибского бассейна. Премьер-министр Ямайки Эндрю Холнесс выступает за провозглашение страны республикой. Он уже поддержал решение барбадосцев и допустил, что оно может стать примером для его соотечественников. К тому же о выходе Барбадоса из Содружества речи точно не идет, а значит, все выгоды от нахождения в британской орбите влияния сохранятся. Есть и определенные налоговые льготы. Присутствие английских законов способствует тому, что иностранцы банкам здесь доверяют и вкладывают в них свои деньги, а также в недвижимость.
А иначе как таким способом и с помощью туризма Барбадосу развиваться трудно», — говорит главный научный сотрудник Центра латиноамериканских исследований Института всеобщей истории РАН Андрей Щелчков. Эксперт в разговоре с «НГ» подчеркнул, что не только доминионы могут быть членами Содружества. Вместе с тем членство в организации отнюдь не гарантирует безбедного существования, им надо умело пользоваться. Например, преференции отнюдь не спасают ряд государств, в Содружество входящих, в частности Нигерию и другие африканские страны. Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.
Ибо понесла мощные финансовые потери, особенно во второй мировой. После которых уже не могла окончательно восстановиться. И не способна была удерживать территории с многократно превосходящим собственно англичан туземным населением. Англичане после 1945-го довольно быстро осознали, что смогут попытаться удержать свои владения лишь грубой военной силой. А применять такую силу придется одновременно буквально в половине мира... На что британцев явно уже не хватит. Как не хватит и всех финансов Британской короны. В любом случае - проиграют! Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю Клемент Этли - британский премьер, что распустил свою империю И правительство во главе с премьером Клементом Этли приступило к немедленным действиям по роспуску империи. Одной из первых уже в 1947-м году приобрела свободу Индия, "жемчужина Британской короны". При том, что на тот момент на индийском субконтиненте как раз никакого антианглийского восстания не было.
Такие сложные психологические комплексы, казалось бы, должны были остановить колонизация. А между тем англичане создали империю значительно более прочную, чем, например, испанцы, хотя последние прикладывали к созданию империи больше сознательных усилий. Значит ли это, что разгадка - в коммерческих способностях англичан? И действительно, значительная доля справедливости есть в словах, что Британская империя являлась "коммерческой комбинацией, деловым синдикатом ". Но этого объяснения недостаточно, ибо как психологически могли сочетаться эта гипертрофированная самозамкнутость англичан гигантский размах их торговых операций, заставлявший проникать их в самые удаленные части земли и чувствовать там себя полными хозяевами? Кроме того, торговые выгоды получали главным образом жители метрополии, а они, казалось, видели в империи только лишний балласт. Томас Маколей сетовал на то, что англичане вовсе не интересуются Индией и "предмет этот для большинства читателей кажется не только скучным, но и положительно неприятным ". Пик английской завоевательной политики на Востоке по времени первая половина XIX века совпал с пиком антиимперских настроений в Англии, так что кажется, словно жизнь на Британских островах текла сама по себе, а на Востоке, где основным принципом британской политики уже стала "оборона Индии " - сама по себе. Англичане уже словно бы свыклись с мыслью о неизбежности потери колоний и даже желательности их отпадения, как то проповедовали экономисты Манчестерской школы. Однако с выводами спешить не надо, эта апатия имела и оборотную сторону. Узнав о коварстве и жестокостях полководца У. Хастингса, английское общественное мнение поначалу возмутилось, однако гнев прошел быстро, и Хастингс был оправдан парламентским судом. Осуждать его англичане не хотели. Я повторяю, это не лицемерие; если бы противоположность идей и чувств осознавалась бы - игра была бы проиграна; залог успеха - бессознательность. В этом смысле показательно высказывание Дж. Фраунда о том, что Британская империя будет существовать даже несмотря на "глупость ее правителей и безразличие ее детей ". Здесь мы имеем дело с выражением противоречивости внутренних установок англичан. Англичане осваивали весь земной шар, но при этом стремились абстрагироваться от всего, что в нем было неанглийского. Поскольку такой образ действия практически невыполним, колонизация волейневолей связана с установлением определенных отношений и связей с внешним неанглийским миром, то выход состоял в том, чтобы не замечать само наличие этих связей. Для англичан Британских островов это означало не замечать наличие собственной империи. Действовать в ней, жить в ней, но не видеть ее. Так продолжалось до середины XIX века, когда не видеть империю далее было уже невозможно. Модели народной колонизации в принципе внеидеолоичны. Они связаны с восприятием народом осваиваемого им пространства и отражают психологически комфортный образ действия, свойственный той или иной культуре. Это - модели действия человека в мире, адаптации, в том числе и психологической, человека к миру и адаптирования им внешней среды применительно к своему образу восприятия этой среды. Они могут обретать соответствующее ценностное обоснование постфактум, а могут и вообще без него обходиться. Сложная и многоэтапная "драма ", связанная с освоением новой территории, является реализацией внутрикультурного конфликта и обеспечивает для этноса максимально возможную психологическую комфортность в процессе достижения определенной цели. Однако в культуре народа должны быть представления, которые обосновывали бы силу экспансии. Англичане могли как бы не замечать империю, но очевидно, что была некая мощная сила, которая толкала их к ее созданию и сохранению. При наличии всех психологических трудностей, которые несла с собой британская колонизация, абсолютно невозможно представить себе, чтобы она имела лишь утилитарные основания. А если так, то мнение о внерелигиозном характере Британской империи ошибочно и вызвано тем, что до XIX века миссионерское движение не было значимым фактором британской имперской экспансии. Приходится только удивляться тому, что все исследователи, за очень редким исключением, отказывали ей в какомлибо идеологическом основании. Но так ли это? Если миссия была неимоверно затруднена психологически, то это не значит, что ее не хотели. Не мочь не означает не хотеть. И если стимулом к созданию империи было мощной религиозное основание, то ни из чего не следует, что внешне это будет проявляться таким уж прямолинейным образом. Имперские доминанты получали в сознании англичан достаточно причудливое выражение. Следует ожидать, что и их религиозные основания имеют сложную форму. Очень многие смотрели на Британскую империю как на "торговый синдикат ", но в ее истории не было ни одного периода, по отношению к которому это определение было бы справедливо. Можно лишь сказать, что Британская империя, корме всего прочего была и "торговым синдикатом ". Более корректно было бы говорить о "прирожденном альянсе между религией и торговлей в конце XVI - начале XVII веков, который оказал глубокое влияние на то, что в один прекрасный день было названо Британской империей. Между религией и торговлей существовала тесная связь. Торговцы и моряки верили, что они являются орудием Проведения. Благочестивые замечания, встречающиеся в вахтенных журналах, удивляют современного читателя как нечто, совершенно не относящееся к делу... Но в XVII веке эти комментарии были выражением настроения эпохи ". Так например, при основании в 1600 году ОстИндийской компании отбором капелланов для нее занимался сам ее глава Томас Смит, известный как человек примерного благочестия. Он обращался в Оксфорд и Кембридж для того, чтобы получить рекомендации. Кандидаты должны были прочитать испытательную проповедь на заданные слова из Евангелия служащим компании. Эти деловые люди были знатоками проповедей, они обсуждали их со знанием дела не хуже, чем профессиональные доктора богословия. При отборе капелланов имелась ввиду и цель миссии. Необходимость обращения язычников в протестантизм была постоянной темой английских дискуссий о колонизации. Однако, несмотря на значительный интерес общества к вопросам проповеди, в реальности английская миссия была крайне слабой. Попытаемся понять причину этого, обратившись к истории формирования концепции Британской империи. Важно отметить, что для того, чтобы понять ценностное основание той или иной империи, мы должны обращаться к ее зарождению, к той ценностной доминанте, которая дала ей импульс. На это можно было бы возразить, что этот первоначальный импульс мог восприниматься рядом последующих государственных деятелей как анахронизм. Но новые веяния зачастую грозили фатальным образом разрушить логику имперского строительства. И эта логика сохранялась порой уже не в силу личных ценностных ориентаций конкретных государственных деятелей, а благодаря их "шестому чувству " - ощущению целостности и последовательности имперского строительства. Что же касается английского понимания слова "империя ", как оно сложилось в начале XVI века, то здесь нас ждут большие неожиданности. Это концепции "страны ", "сообщества ", "империи " и "нации ". Изменение значений слов происходило главным образом в XVI веке. Эти четыре слова стали пониматься как синонимы, приобретя смысл, который, с небольшими изменениями, они сохранили и в последствии и который совершенно отличался от принятого в предшествующую пору. Они стали означать "суверенный народ Англии ". Соответственно изменилось и значение слова "народ ". Слово "страна " country , первоначальным значением которого было "county " - административная единица, стало синонимом слова "nation " и уже в первой трети XVI века приобрело связь с понятием "patrie ". В словаре Томаса Элиота 1538 год слово "patrie " было переведено как "a countaye ". Слово "commonwealth " в значении "сообщество " стало использоваться в качестве взаимозаменяемого с терминами "country " и "nation ". С понятием нация начинает тесно связываться и понятия "империя ". В средневековой политической мысли "империя " была тесно связана с королевским достоинством. Понятие "империя " лежала в основе понятия "император ". Император обладал суверенной властью внутри его королевства во всех светских делах. Это значение было радикальным образом изменено в Акте 1533 года, в котором понятие "империя " было распространено и на духовные вопросы и использовано в значении "политическое единство ", "самоуправляющееся государство, свободное от каких бы то ни было чужеземных властителей ", "суверенное национальное государство ". При этом бытие Англии в качестве "нации " было непосредственным образом связано с понятием "представительского управления ". Представительство английского народа, являющегося "нацией " символическим образом возвышало его положение в качестве элиты, которая имела право и была призвана стать новой аристократией. Здесь для нас чрезвычайно важно сделать следующие замечания. При этом, поскольку понятия "нация ", "сообщество ", "империя " являются в этот период фактически синонимичными, но "представительское управление " как "способ действия " следует рассматривать как присущий им всем. В этот же ряд понятий следует ввести и "англиканскую церковь ". Ей так же присущ атрибут "представительское управление " - что выразилось в специфике миссионерской практики англичан. Причем данный способ действия в сознании англичан приводит к возвышению над всем окружающим миром и логически перерастает в атрибут "образа мы ". На раннем этапе он трактовался как религиозное превосходство, затем как одновременно превосходство имперское "лучшая в мире система управления народами " и национальное. Затем он стал пониматься как превосходство социальное. Но каждый из этих случаев более сложен, чем это кажется на первый взгляд. Так и знаменитый британский национализм, поражавший всю Европу, в действительности далеко отстоял от того, что обычно понимают под этим понятием, которое было очень сложным психологическим комплексом. В XVI веке тесно закрепляется связь протестантской веры с Англией, и как с суверенным политическим союзом , и как с империей. В "Законах церковной политики " Ричарда Хюкера читаем: "Каждый, кто является членом общества commonwealth , является членом англиканской церкви ". В 1559 году будущий епископ Лондонский Джин Эйомер провозгласил, что Бог - англичанин и призвал своих соотечественников семь раз в день благодарить Его, что они родились англичанами, а не итальянцами, французами или немцами. Джон Фокс писал в "Книге мучеников ", что быть англичанином означает быть истинным христианином: английский народ избранный, выделенный среди других народов, предпочитаемый Богом. Сила и слава Англии необходима для Царствия Божия. Триумф Протестантизма был национальным триумфом. Идентификация Реформации с "английскостью " вела к провозглашению Рима национальным врагом и исключением католиков из английской нации. Епископ Латимер первым заговорил о "Боге Англии ", а архиепископ Краимер связал вопросы вероучения с проблемой национальной независимости Англии и ее национальных интересов. Итак, национализм того времени определялся не в этнических категориях. Он определялся в терминах религиознополитических. Он был связан с идеями самоуправления и протестантизма. Эти два последних понятия также были непосредственным образом связаны с понятием "империя ", то есть самоуправления в религиозных вопросах. Таким образом мы видим, что британская империя имела религиозную подоплеку, сравнимую по своей интенсивности с Российской империей. Действительно, та центральная идея, лежащая в основании любой империи всегда имеет религиозное происхождение, и, каким бы образом она ни проявлялся внешне, она может быть выражен словами пророка Исайи: "С нами Бог, разумейте, народы, и покоряйтесь, потому что с нами Бог " Исайя, 7, 1819. Другое дело, что иногда с течением времени это основание забывается, а те следствия, которые из него вытекают воспринимаются как самостоятельные феномены. Необходимо понять, в какие комплексы могут вылиться изначальные религиозноценностные основания, распознать их в исторической действительности иного времени и понять, какое влияние данные комплексы оказывают на действие народа в последующие эпохи. После того, что мы сказали о религиозных комплексах англичан, легко понять, почему проповедь протестантизма в его английском варианте была затруднена. Ведь английский протестантизм был тесно переплетен с понятием "нация ", "национальная церковь ". Британская империя несла с собой идею самоуправляющейся нации. Именно поэтому, очевидно, английские купцы, националисты и меркантилисты, проявляли значительную осведомленность в вопросах теологии. Однако только в XIX веке появились идеи, позволяющие распространять понятие национальной церкви на другие народы. Был провозглашен отказ от "эклесиоцентризма ", то есть от установления по всему миру "институциональных церквей западного типа ". Венн и Р. Андерсон разработали концепцию самоуправляющейся церкви. Идея состояла в необходимости отдельной автономной структуры для каждой туземной церковной организации. Одна из основных целей миссионерской активности должна быть определена в терминах "взращиваемой церкви ". Однако эта стратегия подразумевала по сути "выращивание " скорее нации, чем церкви, что создавало, в свою очередь, новые проблемы. Последнее обстоятельство должно было вызвать определенный перенос понятий и акцентов. Действительно, именно в это время в сознании англичан все более отчетливо проявляется представление, что они всюду несут с собой идею свободного управления и представительских органов ", что в целом коррелировало с концепцией самоуправляющейся церкви. Однако в это время наблюдается рост расистских установок, чего почти не было раньше. Так слово "ниггер " стало употребляться в отношении индийцев только с 40-х годов XIX века. Английский историк, утверждая, что англичане в Индии не "индизировались ", уточняет, " в отличии от первых завоевателей ". Действительно, стремление передать свои ценности другим народам подразумевало психологический контакт с ними. Но тут же давал ощущать себя психологический барьер. А вслед за ним возникало ощущение, что "вестернизация - опасное занятие. Возможно, неевропейцы вовсе не были потенциальными английскими джентльменами, которые лишь подзадержались в своем развитии, а расой чуждой по самому своему существу ". Целью действия ценностной доминантой было провозглашено то, что до сих пор было условием действия, атрибутом человека, без чего человек просто не был полноценным человеком. Перенесение данной парадигмы в разряд целей вело к ее размыванию и угрожало самой парадигме империи в сознании англичан. Признание новых целей не могло произойти безболезненно, оно требовало изменения "образа мы ". Поэтому, данная цель одновременно и декларировалась, и отвергалась в качестве цели практической. Джон Морли, статссекретарь по делам Индии, заявил в 1908 году: "Если бы мое существование в качестве официального лица и даже телесно было продолжено судьбою в 20 раз более того, что в действительности возможно, то и в конце столь долгого своего поприща я стал бы утверждать, что парламентская система Индии совсем не та цель, которую я имею в виду ". Выходом из психологического тупика оказывается формирование идеологии Нового Империализма, основанием которой стала идея нации. В ней атрибут "представительского самоуправления " относится только к англичанам, которые и признавались людьми по преимуществу до сих пор такой прямолинейности не было. Британский национализм в качестве идеологии развился как реакция на извечные психологические комплексы англичан в качестве колонизаторов. Создание Великой Британской империи в Азии стало восприниматься как романтический подвиг мужества, а не как деловое предприятие. В своем выступлении в Кристальном дворце 24 июня 1872 года Бенжамин Дизраэли сказал: "Англичане гордятся своей огромной страной и желают достигнуть еще большего ее увеличения; англичане принадлежат к имперской стране и желают создать империю ". Дизраэли сказал то, что было уже и до него, он просто констатировал факт. Рефлексией же середины XIX века по поводу этого, очевидно имевшего места факта, являются работы Ч. Дилька, Дж. Фраунда, Дж. Сили, в которых излагается история Британской империи и описывается ее география таким образом, что оказывается - слово сказано. Создается нечто среднее между историей империи и легендой об империи. С этого момента империя была осознана как целостность и данность. Именно в это время на Британских островах "империализм становится окончательно философией истории " и для кого-то превращается в настоящий культ. Параллельно с этим процессом шел другой, который начался не на Британских островах, а с Британской Индии. Там возникла идеология "бремени белого человека ", сыгравшая важнейшую роль в модификации английской этнической картины мира. В Индии развивался своего рода культ "воинственной энергии, суровой и по отношению к себе, и по отношению к другим, ищущей красоту в храбрости справедливость лишь в силе ". Для создателей Британской Индии империя была средством нравственного самовоспитания. Этот тип человека воспевался и романтизировался в имперской литературе.
Закат солнца над Британской империей
Так как Британская империя была самым крупным государственным образованием за всю "сознательную" историю человечества, то на её окончательную ликвидацию ушло почти целое столетие. В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве. Всего 30 лет спустя в 1949 году Британская империя разваливалась на части по всей планете, поскольку борьба за колониальную независимость превращалась в борьбу против метрополии. Есть один весьма интересный факт: «Империя» Фергюсона впервые вышла в 2003 году, а в России увидела свет в 2013-м. В 1903 году между Японией и Британской империей был подписан договор о сотрудничестве. "Одна из важнейших империй современности распадается на наших глазах, — пишет американский историк Альфред Маккой — однако в СМИ практически не пишут об этом экстраординарном событии".