Победителем второго тура считается кандидат, получивший простое большинство голосов. В статье комплексно исследуется порядок избрания Президента Российской Федерации, анализируются конституционные и гражданско-правовые аспекты его избрания. Избранным считается кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Избранным считается кандидат, набравший более половины голосов россиян. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей.
Когда избранный президент России вступит в должность
1. Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Кандидаты на выборах президента России 2024 год | Новости России. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 25 лет, не имеющий и не имевший в прошлом иностранного гражданства или вида на жительство. Избранным считался кандидат, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Когда избранный президент России вступит в должность
Избранный президент — Википедия | Государственная и муниципальная служба в РФ тест. |
Когда и как пройдут выборы президента России — 2024 | Избранным на должность руководителя субъекта РФ считается кандидат, получивший в свою поддержку более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. |
Избирательные права граждан при проведении выборов Президента Российской Федерации | В статье комплексно исследуется порядок избрания Президента Российской Федерации, анализируются конституционные и гражданско-правовые аспекты его избрания. |
Статья 81. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть | Таким образом, после выборов президента России в 2024 году, избранный кандидат получит шестилетний мандат на исполнение своих полномочий. |
Статья 81 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями) | Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет. |
Конституционные основы правового статуса Президента Российской Федерации
Пункт дополнительно включен с 24 февраля 2014 года Федеральным законом от 21 февраля 2014 года N 19-ФЗ 6. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока. Этот документ входит в профессиональные справочные системы « Кодекс » и « Техэксперт » Бесплатная демонстрация систем.
При регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, в решении Центральной избирательной комиссии РФ о его регистрации отмечается факт выдвижения кандидата соответствующей политической партией. В решении о регистрации кандидата указываются дата и время регистрации. Кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования, а в случае наличия вынуждающих к тому обстоятельств - не позднее чем за один день до дня голосования снять свою кандидатуру, подав письменное заявление в Центральную избирательную комиссию РФ. Политическая партия по решению органа, выдвинувшего кандидата, вправе в любое время, но не позднее чем за пять дней до дня голосования на общих выборах отозвать этого кандидата, подав письменное заявление об этом в Центральную избирательную комиссию РФ. Указанные заявления отзыву не подлежат. Для подведения итогов выборов Президента РФ используется мажоритарная избирательная система. Предусматривается, что в первом туре избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании, то есть применяется мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.
Центральная избирательная комиссия РФ признает выборы Президента РФ не состоявшимися в одном из следующих случаев: 1 если голосование проводилось по одной кандидатуре и за соответствующего кандидата проголосовало менее 50 процентов от числа избирателей, принявших участие в голосовании; 2 если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; 3 если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования. Таким образом, современное законодательство не требует, как это было раньше, для признания выборов Президента РФ состоявшимися участия в них половины избирателей, включенных в списки избирателей. Выборы Президента РФ признаются недействительными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации: 1 если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей; 2 если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования; 3 по решению суда. Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента РФ, Центральная избирательная комиссия РФ назначает повторное голосование на выборах Президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование второй тур проводится через 21 день со дня голосования. По итогам повторного голосования избранным на должность Президента считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата. Таким образом, во втором туре голосования используется мажоритарная избирательная система относительного большинства. Повторное голосование может проводиться и по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
После вступления в должность нового Президента РФ 7 мая 2008 г. Примечательно, что партия конституционного большинства на одном из последних съездов изъяла из своего устава положения, указывающие на партийную принадлежность председателя партии. В итоге складывается может сложиться модель с двумя центрами власти - сильный Президент и сильный Председатель Правительства, возглавляющий указанную партию.
Как будет функционировать эта система власти, может показать только практика, и что принципиально важно - насколько адекватна ее нынешняя конституционная основа. Сегодня есть различные мнения: одни полагают, что высокая партийная должность в соединении с премьерством обеспечивает Председателю Правительства РФ реальные рычаги власти в стране - под его контролем оказывается и исполнительная власть, и законодательная. Другие считают, что указанная партия важна для Председателя Правительства лишь на определенный период, что подтверждается тем, что даже в качестве партийного лидера он отказался от членства в данной партии.
Вопрос остается прежним: означает ли указанная конструкция начало политической, а значит и конституционной, реформы в России и трансформацию президентской республики? Президент РФ Д. Медведев, выступая 5 ноября 2008 г.
Действующая Конституция закрепляет разграничение полномочий, как и основы взаимодействия, прежде всего между Президентом РФ и Правительством РФ как коллегиальным органом, осуществляющим исполнительную власть в Российской Федерации см. Конституционные полномочия последнего персонифицируются только в части представления Президенту предложений о структуре федеральных органов исполнительной власти и кандидатур в состав Правительства, определения основных направлений деятельности Правительства и организации его работы в рамках основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом РФ и в соответствии с его указами см. В случаях и пределах, установленных Конституцией, Председатель Правительства временно исполняет обязанности Президента РФ, а также ставит перед Госдумой вопрос о доверии Правительству см.
Принятие решения об отставке Правительства, а значит и его Председателя - полномочия Президента РФ п. За период осуществления полномочий первого и второго Президентов РФ обязанности Председателя Правительства осуществляли 10 человек. В отличие от Президента именно Правительству РФ как коллегиальному органу власти Конституцией предоставлено право принимать обязательные к исполнению в Российской Федерации правовые акты, которые могут быть отменены Президентом РФ ст.
При этом в Конституции нет нормы о том, что Председатель Правительства возглавляет исполнительную власть в Российской Федерации. Конституция не содержит каких-либо положений, допускающих занятие одним и тем же лицом должности Президента три срока подряд и более. В этом плане уход лица с поста Президента по истечении исполнения им президентских полномочий в течение двух сроков подряд является не чем иным, как подчинением первого лица государства Конституции.
Из практики зарубежных стран: на четыре года и не более двух сроков подряд избирается Президент США; на пять лет без указания в Конституции возможности повторного избрания избирается Президент Французской Республики; на пять лет избирается Президент Республики Казахстан без ограничения сроков в отношении первого президента республики; на пять лет избирается Президент Республики Беларусь без указания каких-либо ограничений на переизбрание. Поэтому формула "федеральный закон" в ч. При этом "порядок выборов", регулируемый соответствующими законами, включает в себя широкий круг отношений, связанных с избранием и вступлением Президента в должность.
Конституционная норма, закрепленная в ч. Следует особо подчеркнуть, что существует единственный источник легитимизации Президента - всенародные выборы на альтернативной основе см. Из Конституции не вытекает, что такой, пусть даже частичной, легитимизацией может быть "подобранный" кем-либо кандидат, "преемник" Президента, лицо, "отобранное" "назначенное" действующим Президентом, и т.
Иное превращало бы демократические выборы в их имитацию, могло бы приводить к нарушению конституционных норм. Подобная ситуация противоречит и самой сути конституционного статуса Президента как главы государства, который является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина ч. В числе последних также и федеральные конституционные законы, регулирующие отдельные вопросы в связи с выборами Президента Законы о референдуме, о ЧП, о Конституционном Суде РФ, Федеральный конституционный закон от 30.
Непосредственно Конституцией регулируются следующие вопросы порядка выборов Президента: назначение выборов Советом Федерации; момент, с которого Президент приступает к исполнению полномочий и прекращает их исполнение; срок не позднее трех месяцев , в течение которого должны состояться выборы Президента с момента досрочного прекращения полномочий Президентом см.
Порядок выборов Президента РФ
На повторные выборы не могут выдвигаться те кандидаты, чьи действия нарушали порядок выборов, и в результате они были признаны несостоявшимися. Замечание 6 Результаты выборов оглашаются ЦИК не позднее чем через 10 дней со дня голосования. Официально результаты должны быть опубликованы в течение трех дней со дня подписания Центральной избирательной комиссией протокола. Президент приносит народу присягу, которая размещена в Конституции РФ в ч. Полномочия прекращаются по истечению срока полномочий. Конституция устанавливает срок президентских полномочий: Президент вступает в должность с момента принесения присяги и прекращает исполнение своих обязанностей по причине того, что срок его пребывания в должности истек. Полномочия могут быть прекращены в связи с отставкой, которая подразумевает то, что Президент покидает свой пост добровольно, написав письменное заявление, которое извещает об оставлении должности. Замечание 7 Конституцией РФ предусмотрено прекращение полномочий по причине стойкой недееспособности Президента РФ по состоянию здоровья. Чтобы установить фактическую невозможность исполнения обязанностей, проводится особая процедура. Осуществление полномочий не может быть облегченным или упрощенным.
Полномочия могут прекратиться в связи с отрешением Президента РФ от должности. Дума выдвигает обвинение в государственной измене или другом преступном деянии, Верховный суд подтверждает наличие состава преступления в действиях Президента, Конституционный Суд подтверждает соблюдение порядка выдвижения обвинения. Решение принимается двумя третями голосов от общего числа состава палаты в течение з месяцев после того, как ГД выдвинула обвинение. Отрешение от должности не значит, что Президент будет привлечен к уголовной ответственности. Замечание 8 Досрочное прекращение полномочий Президента РФ возможно в нескольких случаях. В случае его отставки, стойкой неспособности управлять делами по состоянию здоровья, отрешения от должности. Исполнение обязанностей Президента РФ не может быть прервано, так как глава государства — постоянно действующий орган государственной власти, выбранный гражданами страны. Если глава государства по тем или иным причинам не может исполнять свои обязанности, они временно возлагаются на Председателя Правительства РФ.
Ценз оседлости был увеличен с 10 до 25 лет. Кроме того, у кандидатов не должно быть иностранного гражданства или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории другого государства, не только на момент выборов, но и когда-либо ранее. При этом требование об отсутствии иностранного гражданства не распространяется на граждан РФ, имевших ранее гражданство государств, которые полностью или частично вошли в состав России. Один и тот же человек, согласно поправкам в конституцию 2020 года, не может быть избран президентом более двух раз ранее — двух раз подряд. Однако это ограничение не распространяется на лиц, занимавших пост главы государства до или во время вступления в силу поправок в основной закон. Число президентских сроков до 2020 года для них не учитывается. Документом было установлено, что решение о применении ДЭГ на федеральных выборах принимает Центризбирком, он же устанавливает требования для электронных систем голосования. Также 23 мая 2020 года в законы были внесены поправки о запрете баллотироваться на пост президента гражданам, осужденным к лишению свободы за совершение преступлений, предусмотренных 50 различными статьями Уголовного кодекса РФ преступления средней тяжести, в частности связанные с экстремизмом. Для таких граждан ограничение пассивного избирательного права действует на период до истечения пяти лет со дня снятия или погашения судимости. Поправки в законодательство позволили проводить выборы в течение нескольких дней подряд но не более трех в избирательных кампаниях любого уровня. Кандидаты, выполняющие функции иностранного агента, или аффилированные с иноагентами, должны сообщать о своем статусе во всех официальных документах и агитационных материалах. Соответствующая поправка в закон о выборах президента РФ была внесена 14 ноября 2023 года. Решение о проведении выборов на территориях, где действует военное положение, принимает ЦИК на основании предложений главы соответствующего региона и после консультаций с Минобороны и ФСБ РФ. Популярное за сутки.
Это значит, что голосовать можно не только посредством бумажных бюллетеней, но и с помощью электронного голосования. В онлайн-голосовании участвуют только регионы, которые уже имеют опыт взаимодействия с ДЭГ. Критерии участия региона в онлайн-голосовании - охват интернетом и «Госуслугами». Дистанционное электронное голосование Еще в октябре 2023 года в российской общественной организации РОЦИТ обсудили возможные направления атак на систему электронного голосования. При этом глава Центра компетенций по импортозамещению в сфере информационно-коммуникационных технологий Илья Массух заверил, что система ДЭГ надежна и справится с быстрой обработкой миллионов запросов. И никаких таких серьезных деструктивных воздействий на выборы не будет осуществлено», - сообщил Массух. Нет сомнений, что уже сейчас правительство продумывает различные меры по повышению национальной IT-безопасности перед выборами главы страны. Ходят даже слухи, что российский интернет-сегмент может быть полностью изолирован на период выборов президента России 2024 года. Требования к кандидатам в президенты РФ Действующее российское законодательство устанавливает конкретные критерии, которые определяют, кто может баллотироваться на выборы президента России 2024 года. Одним из ключевых критериев является возрастной порог, а именно человек, желающий стать главой государства, должен достигнуть возраста 35 лет или более. Потенциальный кандидат на пост президента, должен иметь опыт постоянного проживания в России не менее 25 лет. Это один из способов гарантировать, что кандидат имеет глубокое понимание страны и её населения, его интересов и потребностей. Также немаловажным моментом в законе является положение о двойном гражданстве. Кандидат не должен обладать гражданством другой страны, а также иметь вид на жительство или любой другой документ, подтверждающий право на постоянное место жительства за рубежом. Такое положение предотвращает возможный конфликт интересов на международной арене и поддерживает идею превосходства интересов России у человека, занимающего пост президента. Если человек признан недееспособным гражданином, он не сможет претендовать на пост главы государства. Это не только гарантирует безопасность государства, но и поддерживает общественный порядок, предоставляя возможность управлять страной только законопослушным гражданам. Если человек был осужден за тяжкое преступление, он может выдвинуть свою кандидатуру на роль президента только по прошествии 10 лет или даже позже после того, как его судимость была снята или погашена. В случае, если преступление было особо тяжким, срок ожидания увеличивается до 15 лет. Персона, которая уже дважды подряд исполняла должность президента, не сможет вновь баллотироваться на эту роль. Как подводятся итоги Участвовать в голосовании на выборах президента могут граждане России, достигшие ко дню выборов 18-летнего возраста. Исключение - недееспособные лица и те, кто по приговору суда отбывает наказание в местах лишения свободы. Онлайн-голосование в 2024 году проходило по такому же сценарию, как предыдущие. Избиратели участвовали в ДЭГ посредством компьютера или смартфона. Подать заявки на участие в дистанционное голосование можно было до 11 марта включительно.
При этом указанные органы незамедлительно информируют о результатах обратившуюся избирательную комиссию. Если факты, содержащиеся в представлении, требуют дополнительной проверки, указанные меры принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам либо принятое с превышением пределов ее компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей избирательной комиссии, решение которой отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение. В случае, если нижестоящая избирательная комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая избирательная комиссия. Государственные органы и организации, органы местного самоуправления, организации, в уставном складочном капитале которых на день официального опубликования публикации решения о назначении выборов Президента Российской Федерации доля вклад Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и или муниципальных образований составляет более 30 процентов, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах. Утратил силу. Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и или радиовещание далее - организации телерадиовещания , и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям не позднее чем в пятидневный срок со дня обращения эфирное время для информирования избирателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий, размещения иной информации. При этом расходы указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий, связанные с предоставлением избирательным комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. Государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии и иные общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования, - не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям безвозмездно. Статья 13. Порядок формирования Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации формируются в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 14. Порядок формирования территориальных избирательных комиссий 1. Полномочия территориальных избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации осуществляют территориальные избирательные комиссии, сформированные в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Если на соответствующей территории отсутствует такая территориальная избирательная комиссия, то она формируется в соответствии с указанным Федеральным законом не позднее чем через 35 дней со дня официального опубликования публикации решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу территориальной избирательной комиссии не может быть менее одного месяца. Сообщение о формировании территориальной избирательной комиссии и сроке приема предложений по кандидатурам в ее состав подлежит опубликованию обнародованию до начала приема указанных предложений. Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы на судах, находящихся в плавании, и на полярных станциях. Такие территориальные избирательные комиссии формируются с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий и порядка формирования территориальных избирательных комиссий, установленных Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе сформировать одну либо несколько территориальных избирательных комиссий для руководства деятельностью по подготовке и проведению выборов Президента Российской Федерации участковых избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, которые образованы за пределами территории Российской Федерации. Такие территориальные избирательные комиссии формируются в составе не менее пяти и не более девяти членов комиссии с правом решающего голоса, не подпадающих под установленные Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ограничения, препятствующие приобретению статуса члена избирательной комиссии с правом решающего голоса. Председатель такой территориальной избирательной комиссии назначается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе возложить полномочия таких территориальных избирательных комиссий на соответствующие территориальные избирательные комиссии, сформированные для подготовки и проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Срок полномочий территориальных избирательных комиссий, указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, определяется сформировавшими их избирательными комиссиями. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность территориальных избирательных комиссий, распространяются на территориальные избирательные комиссии, указанные в пунктах 2 и 3 настоящей статьи, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Статья 15. Порядок формирования участковых избирательных комиссий 1. Полномочия участковых избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации осуществляют участковые избирательные комиссии, сформированные в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Если на соответствующей территории участковая избирательная комиссия не была сформирована, то участковая избирательная комиссия формируется в порядке, установленном указанным Федеральным законом, не позднее чем через 45 дней со дня официального опубликования публикации решения о назначении выборов. Срок приема предложений по составу такой участковой избирательной комиссии составляет 30 дней. На избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 3 статьи 25 настоящего Федерального закона, участковые избирательные комиссии формируются в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования. На избирательных участках, образованных на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, в вахтовых поселках, участковые избирательные комиссии формируются капитанами судов, начальниками полярных станций, руководителями или иными должностными лицами организаций из числа соответственно членов экипажа, работников полярной станции, работников, привлекаемых к работам вахтовым методом, в том числе не входящих в резерв составов участковых избирательных комиссий. На избирательном участке, образованном за пределами территории Российской Федерации, участковая избирательная комиссия формируется, председатель участковой избирательной комиссии назначается руководителем соответствующего дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации либо командиром воинской части, расположенной за пределами территории Российской Федерации, не позднее чем за 23 дня до дня голосования, а в исключительных случаях - не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования. Статья 16. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса 1. Каждый кандидат со дня представления документов для регистрации в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации вправе назначить одного члена Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом совещательного голоса, а после регистрации - по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в каждую избирательную комиссию субъекта Российской Федерации. Кандидат может поручить назначение члена избирательной комиссии субъекта Российской Федерации с правом совещательного голоса своему доверенному лицу. Членам избирательных комиссий с правом совещательного голоса выдаются удостоверения, форма которых утверждается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Срок полномочий члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса начинается со дня получения соответствующей комиссией письменного уведомления кандидата либо его доверенного лица о назначении члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и письменного заявления гражданина о его согласии на такое назначение. В уведомлении указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, гражданство, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, адрес места жительства гражданина, назначенного членом избирательной комиссии с правом совещательного голоса. На срок, указанный в пункте 1 статьи 42 настоящего Федерального закона, работодатель обязан предоставить члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса по его просьбе отпуск без сохранения заработной платы. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены в любое время по решению назначившего его кандидата, доверенного лица кандидата и переданы другому лицу. При этом кандидат, доверенное лицо кандидата вправе прекращать полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса и назначать нового члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в отношении одной и той же избирательной комиссии не более чем пять раз. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса, которые назначены кандидатом на должность Президента Российской Федерации или его доверенным лицом, прекращается в день официального опубликования результатов выборов Президента Российской Федерации. Если кандидату отказано в регистрации, либо его регистрация аннулирована или отменена, либо кандидат выбыл досрочно по иным основаниям, полномочия членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенных таким кандидатом либо его доверенным лицом, прекращаются соответственно со дня отказа в регистрации кандидата, аннулирования или отмены его регистрации, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу решения суда о законности отказа в регистрации либо со дня выбытия кандидата по иным основаниям. Статья 17. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Организация деятельности избирательных комиссий осуществляется в соответствии со статьей 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Со дня официального опубликования публикации решения о назначении выборов Президента Российской Федерации до дня официального опубликования их результатов общероссийские государственные организации телерадиовещания безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 15 минут эфирного времени, а региональные государственные организации телерадиовещания - избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для разъяснения законодательства о выборах Президента Российской Федерации, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании, а также для ответов на вопросы избирателей. Общероссийские государственные организации телерадиовещания также безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на каждом из своих каналов для указанных выше целей в период, который начинается за шесть месяцев до истечения срока, когда должны быть назначены выборы Президента Российской Федерации, и заканчивается в день официального опубликования публикации решения о назначении выборов. Редакции общероссийских государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации безвозмездно предоставляют Центральной избирательной комиссии Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади. Редакции региональных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, в период указанной избирательной кампании безвозмездно предоставляют избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади. Избирательные комиссии используют указанную печатную площадь для разъяснения законодательства о выборах Президента Российской Федерации, информирования избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании, а также для ответов на вопросы избирателей. Статья 18. Статус членов избирательной комиссии Статус членов избирательных комиссий как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса устанавливается статьей 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Статья 19. Статья 20. Статья 21. Полномочия территориальной избирательной комиссии 1. Территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением полномочий, предусмотренных подпунктами 4, 5 и 16 пункта 1 настоящей статьи. Территориальные избирательные комиссии, образованные в соответствии с пунктом 3 статьи 14 настоящего Федерального закона, осуществляют полномочия, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, за исключением полномочий, предусмотренных подпунктами 2, 4, 5 и 16 пункта 1 настоящей статьи. Статья 22. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации: 1 информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; 2 уточняет, а в случаях, предусмотренных пунктами 3 - 6 статьи 26 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет список избирателей, проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в списке избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; 3 обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; 4 обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из вышестоящей избирательной комиссии; 5 контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации; 6 утратил силу. Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при подсчете голосов избирателей и осуществлении соответствующей участковой или территориальной избирательной комиссией работы со списками избирателей, с избирательными бюллетенями, протоколами об итогах голосования и со сводными таблицами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий с правом решающего голоса и работники их аппаратов, зарегистрированный кандидат, его доверенное лицо или уполномоченный представитель по финансовым вопросам. На заседании Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, вправе присутствовать выдвинутый кандидат или его уполномоченный представитель по финансовым вопросам. Для присутствия на заседаниях любой избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение. Избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа перечисленных лиц на заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей и осуществляется работа с указанными избирательными документами. На всех заседаниях избирательной комиссии и при осуществлении ею работы с избирательными документами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, вправе присутствовать представители средств массовой информации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1. На заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации, работающие в редакциях средств массовой информации на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования публикации решения о назначении выборов Президента Российской Федерации трудового договора, аккредитованные в соответствии с пунктом 14. Соответствующая избирательная комиссия обеспечивает информирование непосредственно вышестоящей избирательной комиссии, каждого зарегистрированного кандидата, или его доверенного лица, или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам о времени проведения заседаний комиссии и осуществления работы с перечисленными в пункте 1 настоящей статьи избирательными документами. На заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб заявлений вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан информацию об итогах регистрации кандидатов, биографические данные зарегистрированных кандидатов, иные сведения о них, поступающие в избирательные комиссии в соответствии с настоящим Федеральным законом, итоги голосования по каждому зарегистрированному кандидату и результаты выборов Президента Российской Федерации. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пунктах 1 и 1. Наблюдатели, иностранные международные наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. Всем членам избирательной комиссии, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, и наблюдателям должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, который образован в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, санатории, доме отдыха, месте содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых или в другом месте временного пребывания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке и помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" далее - субъекты общественного контроля. При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в письменной форме в направлении, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, политической партией, субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя. В направлении указываются фамилия, имя, отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер его телефона если имеется , номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии территориальной, участковой , куда он направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и проставление печати не требуются. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность наблюдателя. В участковую и территориальную избирательные комиссии направление может быть представлено только наблюдателем, указанным в списке, предусмотренном пунктом 11. Указанное в пункте 9 настоящей статьи направление может быть предъявлено в участковую избирательную комиссию в период, предусмотренный пунктом 5 настоящей статьи, а в иную избирательную комиссию - с момента начала голосования на избирательных участках и до окончания работы по составлению протокола об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе о результатах повторного подсчета голосов избирателей. Кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую и каждую территориальную избирательные комиссии до трех наблюдателей в случае принятия решения, предусмотренного пунктом 1 статьи 63. Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну участковую избирательную комиссию, территориальную избирательную комиссию. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, помещении, в котором осуществляется прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается. Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля, назначившие наблюдателей в участковые и территориальные избирательные комиссии, не позднее чем за три дня до дня первого дня голосования досрочного голосования представляют список назначенных наблюдателей в соответствующую территориальную избирательную комиссию. В данном списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Наблюдатель не вправе: 1 выдавать избирателям избирательные бюллетени; 2 расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении избирательных бюллетеней; 3 заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, избирательные бюллетени; 4 предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; 5 принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчете избирательных бюллетеней; 6 совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; 7 вести предвыборную агитацию среди избирателей; 8 участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. Представители средств массовой информации, принимающие участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов Президента Российской Федерации, вправе: 1 утратил силу. Представители средств массовой информации, указанные в пункте 1. Для осуществления полномочий, указанных в пунктах 1.
Статья 81 Конституции России
В ходе кампании по выборам Президента РФ в 1996 г. В выборах 2000 и 2004 гг. Избранный Президент вступает в должность на 30-й день со дня официального объявления Центризбиркомом о результатах выборов. С момента принесения присяги Президент приступает к исполнению своих обязанностей. Прекращение обязанностей Президента.
Так, 31 декабря 1999 г. В этих случаях выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения полномочий. Именно такой Указ был издан 19 сентября 1996 г. Временно исполняющий обязанности Президента ограничен в своих правах.
Это, однако, форма конституционно-правовой, а не уголовной ответственности.
Конституция РФ, Статья 81 Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то желицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.
Постников А. В этой статье раскрываются основные положения, касающиеся выборов Президента Российской Федерации, и установлен срок его полномочий, демократические принципы избирательного права при выборах Президента, а также определяются дополнительные то есть выходящие за рамки ограничений, установленных ст. Срок полномочий Президента Российской Федерации составляет четыре года. По истечении этого срока должны быть проведены новые выборы. Согласно ст. Ввиду важности обеспечения непрерывности деятельности Президента и своевременного в установленные сроки проведения его выборов Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации подробным образом регулирует процедуру назначения выборов главы государства.
Таким образом, Совет Федерации должен назначить выборы не произвольно, а на определенное число. Если же Совет Федерации не назначит выборы Президента в указанный срок, согласно Закону они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента. Особый порядок назначения выборов Президента применяется при досрочном прекращении его полномочий в случаях, предусмотренных ст. Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента на первое воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий Президентом. В случае, если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы Президента, они проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в последнее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отрешения Президента от должности. Первые выборы Президента Российской Федерации были проведены 12 июня 1991г.
Отставка Президента РФ — это добровольное сложение с себя полномочий главы государства. Порядок отставки Президента РФ не урегулирован законодательством. Согласно сложившейся практике отставка главы государства оформляется указом Президента РФ с указанием даты и времени прекращения исполнения полномочий Президента РФ. Стойкая неспособность Президента РФ по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. В соответствии с официальным толкованием ч. N 12-П, досрочное прекращение исполнения Президентом РФ своих полномочий в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия требует особой процедуры с целью объективного установления фактической невозможности для Президента РФ в связи с расстройством функций организма, носящих постоянный, необратимый характер, принимать решения, вытекающие из его конституционных полномочий, либо иным образом осуществлять свои полномочия в соответствии с требованиями Конституции РФ. В таком случае — в силу экстраординарного характера рассматриваемого основания — волеизъявление Президента РФ может не являться обязательной предпосылкой досрочного прекращения его полномочий. Приведение в действие указанной процедуры допустимо лишь при исчерпании всех иных возможностей, связанных с временным неисполнением Президентом РФ своих полномочий или добровольной его отставкой. Порядок досрочного прекращения полномочий Президента РФ в случае стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия не может быть облегченным, упрощенным.
При этом должна быть исключена возможность превращения данного порядка в способ необоснованного отстранения Президента РФ от должности, а тем более в неконституционный способ присвоения каким-либо органом или лицом властных полномочий Президента РФ. Отрешение от должности Президента РФ. Основаниями отрешения Президента РФ от должности являются государственная измена или совершение иного тяжкого преступления. Процедура отрешения Президента РФ от должности, установленная ст.
Зюганова проголосовали 40,30 процента избирателей, в Республике Коми — 28,03 процента. Таким образом, в результате выборов 16 июня 1996 года и повторного голосования 3 июля 1996 года Президентом Российской Федерации был избран действующий Президент Российской Федерации Борис Николаевич Ельцин. Досрочные выборы Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года Досрочные выборы Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года были проведены в связи с прекращением Президентом Российской Федерации Б. Ельциным исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока вследствие отставки. Выборы проводились на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 19 сентября 1997 года, "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 года. В целом основные положения Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 года соответствовали положениям Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации" от 17 мая 1995 года.
Право выдвижения кандидата на должность Президента Российской Федерации принадлежало непосредственно избирателям инициативным группам избирателей в составе не менее 100 человек и избирательным объединениям, избирательным блокам, которые обязаны были собрать в поддержку кандидата не менее 1 миллиона подписей избирателей, при этом на один субъект Российской Федерации должно было приходиться не более 70 тысяч подписей избирателей, постоянно или преимущественно проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации. Необходимое число подписей из-за того, что выборы были досрочные, было сокращено вдвое — до 500 тысяч. К принципиально новому положению законодательства о выборах Президента России стоит отнести запрет зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям, избирательным объединениям и блокам, выдвинувшим кандидата, в ходе избирательной кампании заниматься благотворительной деятельностью. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации зарегистрировала 12 кандидатов на должность Президента Российской Федерации. В досрочных выборах Президента Российской Федерации 26 марта 2000 года приняли участие 68,74 процента избирателей, в Республике Коми — 69,12 процента. Недействительными были признаны 0,86 процента избирательных бюллетеней. Таким образом, в результате выборов 26 марта 2000 года Президентом Российской Федерации был избран исполняющий обязанности Президента Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Выборы Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года Выборы Президента Российской Федерации 14 марта 2004 года проводились на основании Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года, "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 года. Избранным считался кандидат, получивший более 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Гражданин Российской Федерации мог быть выдвинут кандидатом на должность Президента России в порядке самовыдвижения при условии его поддержки инициативной группой избирателей численностью не менее 500 человек либо политическими партиями, избирательными блоками.
Количество подписей в поддержку выдвижения кандидата — не менее 2 миллионов, при этом на один субъект Российской Федерации должно было приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей. От сбора подписей избирателей освобождался кандидат, выдвинутый политической партией или избирательным блоком, федеральные списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов по итогам ближайших предшествующим выборам Президента России выборов депутатов Государственной Думы России. Впервые было предусмотрено предоставление бесплатного эфирного времени на каналах организаций телерадиовещания и бесплатной печатной площади в периодических печатных изданиях, впервые закреплено положение о том, что в период избирательной кампании выборы и их результаты не могут быть объектом лотерей, тотализаторов взаимных пари и других основанных на риске игр.
Тема 9. Избирательная система и избирательное право в РФ
Ответы на другие тесты по дисциплине «Основы права»: Решение по конкретному делу (судебному или административному), ставшее образцом для рассмотрения аналогичных дел в будущем, является. Избранным Президентом РСФСР считался кандидат, получивший в ходе выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Избранным считается кандидат на должность Президента, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст. 76). Избранным считается кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст.55 Закона).
Вы точно человек?
Должна обеспечиваться тайна голосования. Назначение выборов Президента, включая досрочные выборы, - обязанность Совета Федерации см. Вопросы о досрочном прекращении, как и продлении срока полномочий Президента, а также о проведении досрочных выборов Президента либо о перенесении сроков проведения таких выборов не могут быть вынесены на референдум п. Согласно позиции Конституционного Суда РФ, по смыслу ч. Постановление КС РФ от 22. Содержание ч. Первое - наличие гражданства РФ без указания оснований его приобретения. В практике выборов в Российской Федерации не было фактов регистрации кандидатов и, соответственно, избрания Президентом России лица, имеющего двойное и множественное гражданство. Второе - ограничение права гражданина РФ, не достигшего возраста 35 лет, быть избранным Президентом РФ, что может рассматриваться как минимальный возрастной ценз для занятия этой должности. При этом Конституция не предусматривает предельного возрастного ценза для занятия должности Президента.
Третье - постоянное проживание гражданина, избранного Президентом, то есть на момент избрания, в России не менее 10 лет. Постоянное проживание за исключением, естественно, командировок, визитов, других кратковременных поездок в зарубежные страны можно понимать как непрерывное проживание на территории Российской Федерации. Конституция не содержит формулы "кандидат на должность Президента Российской Федерации", но исходя из указанных конституционных положений, они кандидаты имеют равные права гарантии и несут равные обязанности. Президент, баллотирующийся на второй срок, как и лицо, временно исполняющее обязанности Президента, вправе продолжать выполнять свои полномочия и в период избирательной кампании. Конституционное ограничение, устанавливаемое в ч. Поскольку в Российской Федерации признается политическое многообразие и многопартийность, данное ограничение следует также соотносить с режимом "президентской республики", обусловленным как нормами действующей Конституции, так и практикой их реализации. Утверждение принципа ограниченности во времени президентской власти двумя конституционными сроками означает и реальные ограничения этой власти: власть, ограниченная во времени, естественно, не может быть абсолютной полной , она в силу уже самой Конституции оказывается ограниченной во всех своих проявлениях. Учитывая положение Президента как "первого" должностного лица, главы государства, имеющего мандат в силу избрания его многонациональным народом Российской Федерации и широкие конституционные полномочия в вопросах внутренней и внешней политики, занимающего особое место в системе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, ограничение занятия должности Президента двумя сроками, периодические выборы раз в шесть лет Государственной Думы - палаты парламента Российской Федерации, норма ч. Следует также иметь в виду, что в сфере кадровых полномочий Президента - формирование Правительства, Администрации Президента, федерального корпуса судей, руководителей исполнительной власти в субъектах РФ, прокуратуры, Следственного комитета, Центрального банка РФ и многих других финансовых и экономических структур, ключевые назначения в системах обороны и безопасности, правоохранительных органах, назначение и отзыв дипломатических представителей РФ и других должностных лиц, т.
Президент имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ см. При этом в Конституции нет прямой характеристики Правительства как высшей исполнительной власти в стране во главе с Председателем Правительства см. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности и организует его работу см. Вместе с тем в числе конституционных функций Правительства - осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики см. Определение же основных направлений внутренней и внешней политики государства - конституционное полномочие Президента ч. Комментируемое положение во взаимосвязи с п. Суд установил, что два срока полномочий подряд, о чем идет речь в ч. Имеющий переходный характер п. Принципиальна также констатация Суда, что сам Президент на тот момент - Б.
Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборы Президента РФ, совпадает с днем, предшествующим нерабочему праздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядке объявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье». Пока в России официально дата предстоящих выборов не была объявлена. По словам главы комиссии Совфеда по защите госсуверенитета Андрея Климова, дату определят в декабре текущего года. Такие же сроки озвучила и член Конституционного комитета Совфеда Ольга Ковитиди. Возможные кандидаты в президенты РФ в 2024 году О кандидатах на предстоящие президентские выборы станет известно после утверждения окончательной даты их проведения. Пока ни одна из известных политических фигур в России не объявляла о своем намерении участвовать в президентской гонке. В данный момент на кремлевском сайте указано 10 потенциальных кандидатов на выборы, включая ныне действующего главу государства. В то же время пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что никто из кандидатов не сможет конкурировать с Владимиром Путиным в предстоящих выборах. По его прогнозам, если нынешний президент России примет решение выдвинуть свою кандидатуру, то будет переизбран с колоссальным преимуществом голосов. В свою очередь, глава Чечни Рамзан Кадыров предложил вовсе отменить выборы либо провести их с одним единственным кандидатом — Владимиром Путиным.
По его мнению, во время проведения СВО ныне действующий президент России является «единственным человеком, который мог бы защитить сегодня нашу страну».
Заверенные копии протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации и сводной таблицы предоставляются всем членам Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, лицам, указанным в пункте 1 статьи 23 настоящего Федерального закона, представителям средств массовой информации, присутствовавшим при определении результатов выборов Президента Российской Федерации. Если после подписания протокола о результатах выборов Президента Российской Федерации и или сводной таблицы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации выявила в них неточность в том числе описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих избирательных комиссий , Центральная избирательная комиссия Российской Федерации обязана на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол и или сводную таблицу. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории, в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Федеральным законом сроков определения результатов выборов.
Как считают голоса Сразу после окончания голосования начинается подсчет голосов. Президент избирается прямым тайным голосованием, то есть побеждает тот, кто набирает большинство голосов. Если по итогам выборов ни один из кандидатов не набирает абсолютного большинства 50 процентов и один голос , то назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата с наибольшим рейтингом по итогам первого тура. Победителем второго тура считается кандидат, получивший простое большинство голосов. Также в Центральной избирательной комиссии решили провести дистанционное электронное голосование в 29 регионах России. Эти нововведения впервые в истории страны будут использоваться на выборах главы государства Дистанционное голосование пройдет в следующих субъектах:.
Статья 81 Конституции РФ (действующая редакция с комментариями)
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, информируя о проведении указанного заседания в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, обязана указать, что на нем будет рассматриваться данный вопрос. О принятом решении Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования или возникновении сомнений в правильности составления протоколов, поступивших из избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории, в соответствующем субъекте Российской Федерации. Указанный повторный подсчет может проводиться не позднее чем за один день до истечения установленных настоящим Федеральным законом сроков определения результатов выборов. Информация об изменениях: См. В случае, указанном в пункте 10 настоящей статьи, повторный подсчет голосов избирателей проводится в присутствии члена членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации с правом решающего голоса избирательной комиссией, составившей и утвердившей протокол об итогах голосования, который подлежит проверке, либо вышестоящей по отношению к ней избирательной комиссией, либо Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации». Полномочия Президента РФ в сфере обороны и безопасности. Президент РФ: является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; утверждает военную доктрину РФ; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил РФ; формирует Совет Безопасности РФ в целях содействия главе государства в реализации его полномочий по вопросам обеспечения национальных интересов и безопасности личности , общества и государства, а также поддержания гражданского мира и согласия в стране, охраны суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, предотвращения внутренних и внешних угроз; возглавляет Совет Безопасности РФ. N 390-ФЗ «О безопасности»; вводит на всей территории России или в отдельных ее местностях военное или чрезвычайное положение с незамедлительным уведомлением об этом Совета Федерации и Государственной Думы. Указы Президента о введении военного или чрезвычайного положения должны быть утверждены Советом Федерации.
Полномочия Президента РФ в области внешней политики и международных отношений. Президент РФ: осуществляет руководство внешней политикой России; ведет переговоры и подписывает международные договоры ; принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей иностранных государств. Верительная грамота — документ, которым снабжается глава дипломатического представительства класса послов или посланников для удостоверения его представительного характера и аккредитования в иностранном государстве. Отзывная грамота — официальное письмо главы государства , пославшего дипломатического представителя, главе государства, принявшего дипломатического представителя, об отзыве этого представителя с занимаемого им поста; подписывает ратификационные грамоты. Ратификационная грамота — письменный дипломатический документ, исходящий от главы государства, подписавшего международный договор , которым до сведения контрагентов или депозитария доводится согласие указанного государства на обязательность для него данного договора; назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей РФ в иностранных государствах и международных организациях.
Полномочия Президента РФ, связанные с правовым положением личности, награждением и присвоением званий. Президент РФ: решает вопросы гражданства РФ; решает вопросы предоставления политического убежища в РФ; присваивает почетные звания РФ, высшие воинские звания, высшие специальные звания; награждает государственными наградами России. Иные полномочия Президента РФ.
Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности. Установление более продолжительного срока полномочий Президента по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы связывалось с необходимостью стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики. Исчисление конституционного срока полномочий Президента ведется со дня вступления его в должность. Начало исполнения полномочий знаменуется принесением торжественной присяги вновь избранным Президентом см.
День голосования на выборах нового Президента назначается Советом Федерации. Таким днем является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. При досрочном прекращении исполнения полномочий Президентом днем голосования является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения им своих полномочий ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации", ст. Президент избирается гражданами России на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин РФ может избирать и быть избранным на пост Президента России независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда ч. Закон запрещает избираться на пост Президента гражданину, осужденному к лишению свободы за совершение тяжкого и или особо тяжкого преступления, осужденному за совершение преступления экстремистской направленности и имеющему на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость, а также гражданину, подвергнутому административному наказанию за административное правонарушение, выражающееся в пропаганде нацистской символики.
Участие в выборах Президента является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на избирателей с целью принудить их к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать свободному волеизъявлению; исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина. ФЗ от 26 апреля 2007 г. Право избирать Президента, а также участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном законом, имеют граждане РФ, достигшие на день голосования 18 лет. Необходимо отметить существенное изменение нормативного регулирования в сфере выдвижения кандидатов в Президенты по сравнению с периодом проведения выборов Президента, состоявшихся 14 марта 2004 г. В тот период право выдвижения кандидатов принадлежало избирателям, избирательным объединениям и избирательным блокам. В соответствии с действующим избирательным законодательством кандидат на должность главы государства может быть выдвинут лишь политической партией и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей.
Государственная Дума принимает решение о выдвижении обвинения двумя третями голосов от общего числа депутатов. Выдвинутое Государственной Думой обвинение против Президента направляется в Верховный Суд РФ , который дает заключение о наличии в действиях Президента признаков преступления, послуживших основанием для обвинения. Соблюдение установленного порядка выдвижения обвинения против Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно подтверждаться заключением Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд дает его по запросу Совета Федерации ч. Решение Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято не менее чем двумя третями голосов от общего числа сенаторов и не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения. Установлено, что если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, то обвинение против Президента считается отклоненным. В иных исключительных случаях помимо конституционно закрепленных случаев досрочного прекращения полномочий Президента РФ , когда Президент РФ не в состоянии выполнять своих обязанности, он своим решением возлагает на Председателя Правительства РФ временное исполнение обязанностей Президента РФ. Если же в силу исключительных обстоятельств Президент РФ не в состоянии ни выполнять свои полномочия, ни возложить своим решением исполнение обязанностей Президента РФ на Председателя Правительства РФ, последний временно исполняет их в точном соответствии с положениями, содержащимися в частях 2 и 3 ст. N 10-П.
Президент РФ, прекративший исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, приобретает особый конституционно-правовой статус, характеризующийся наличием специальных гарантий, установленных статьей 93 Конституции РФ и Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи ». Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, обладает неприкосновенностью. Он может быть лишен неприкосновенности по основаниям и в порядке, предусмотренным ст.
Статья 76. Определение результатов выборов Президента Российской Федерации
Избранным считается кандидат на должность Президента, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании (ст.55 Закона). Победителем второго тура считается кандидат, получивший простое большинство голосов. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность Президента, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы Президента России являются одним из наиболее значительных событий для нашей страны. Избранным считается внесенный в избирательный бюллетень кандидат в Президенты РФ, который получит более половины голосов избирателей (50% + 1 голос), принявших участие в голосовании.