Татьяна Доронина сегодня как живет: последние новости где она что с ней после изгнания из театра. Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Т. Товары и услуги сообщества "Татьяна Доронина" по выгодной цене в социальной сети ВКонтакте.
«Она ушла в затвор»
- Фото: Татьяна Доронина
- Татьяна Доронина - биография, новости, личная жизнь, фото, видео -
- Татьяна Доронина — последние и свежие новости сегодня и за 2024 год на | Известия
- Актриса Доронина умерла после тяжелой болезни: 02 января 2012 21:32 - новости на
- Получает полмиллиона и не появляется в театре: как сейчас живет Татьяна Доронина - 7Дней.ру
- Навигация по записям
Татьяна Васильевна Доронина
Недавняя история с объявившейся якобы племянницей актрисы наделала много шума. Близкие родные — племянник и сестра — увы, умерли. Но родни у нее очень много. Мы часто бывали с гастролями в Ярославле, а ее мама и папа родились как раз в Ярославской области. В Даниловском районе в деревне Попково — все Доронины и все родня. И все приезжали на спектакли Татьяны Васильевны, после которых она устраивала банкет для родных.
Но эту «племянницу» мы среди родных никогда не видели. Хоть и родилась Доронина уже в Ленинграде, но связь с ярославской родней не теряла, не зазналась, став всенародной звездой. От папы, который был поваром, но ни грамма съестного домой не прихватил. От мамы, которая работала гардеробщицей в доме культуры, и, приходя домой, считала медяки чаевых. И выросла она человеком очень щедрым, но оберегающим свой внутренний мир.
Я очень надеюсь, что юбилей Татьяны Васильевны отметят достойно. Вы знаете, когда ей сделали предложение написать книгу, как погиб МХАТ, Доронина отказалась: «Я не буду писать про смерть, я буду писать только во имя жизни». Ранее мы рассказывали, как в театре «Современник» отменили спектакли с актрисой Лией Ахеджаковой. В марте актриса сообщила о том, что прощается со сценой и рассказала, как ее убирали из театра. Писатель и критик Денис Драгунский подробно описал, как решение театра скажется на «Современнике».
А сама Ахеджакова рассказала, собирается ли уезжать из России.
В этом театре вместе с Басилашвили Доронина проработала три сезона. А в 1959 году ее пригласил главный режиссер Ленинградского БДТ имени Горького Георгий Товстоногов - так получилось, что он не смог найти в своей труппе актрису на роль Надежды Монаховой в горьковских "Варварах". В дальнейшем этот спектакль на несколько сезонов стал визитной карточкой Ленинградского БДТ, а сама Татьяна Доронина - примой у Товстоногова. Товстоногов вместе с Татьяной Дорониной пригласил к себе в театр и ее супруга. Но в тот период театральная карьера у него не складывалась, и в 1963 году Доронина и Басилашвили развелись. Самое удивительное, что ни во время брака, ни после они никогда не играли вместе на сцене и всегда отзывались друг о друге предельно уважительно. Горького в Ленинграде. Сцена из спектакля "Моя старшая сестра" по пьесе Александра Володина, в постановке Ленинградского Государственного Большого драматического театра имени М.
Переезд в Москву был связан с третьим браком — мужем Татьяны Дорониной стал блистательный драматург Эдвард Радзинский. Георгий Товстоногов предпринял попытку вернуть актрису — он лично приезжал к ней в Москву и уговаривал, но это не увенчалось успехом. Как отмечал сам режиссер, имя которого и сегодня многие произносят с придыханием, за всю свою долгую творческую карьеру он единственный раз оказался в ситуации, когда просят не его, а просит он сам. В своих интервью Татьяна Васильевна с горечью отмечает, что ей пришлось отказать гению и что она сожалеет об этом. Доронина сыграла простую сельскую женщину Нюру, которая приехала в Москву для того, чтобы продать продукты. Ефремову досталась роль интеллигентного столичного таксиста Саши. Незамысловатый сюжет находит свою кульминацию в сцене, когда Нюра садится в такси и поет пахмутовскую "Нежность". Это исполнение Дорониной многие до сих пор считают самым красивым, искренним и народным. А игра глазами!
Так играют гении.
Конечно, все можно списать на мягкотелость Натансона. Но одновременно с его следующим фильмом «Еще раз про любовь» Татьяна Васильевна снималась в «Трех тополях на Плющихе» и доводила до сердечных приступов уже «железную» Татьяну Лиознову. Скажем, по сценарию героиня покупает на вокзале мороженое, но Доронина наотрез отказалась: она, дескать, его не любит. Уже в 1990-е Лиознова задумала было экранизировать автобиографию Галины Вишневской, но после личной встречи с властной певицей затею отбросила: побоялась, что будет еще один «случай Дорониной». В дальнейшем вышла «Мачеха», но снималась Татьяна Васильевна редко. Репутация актрисы с несносным характером перевешивала возможные дивиденды. В 1981-м Доронина приводила в неистовство режиссера фильма «Капель» Андрея Бенкендорфа: «Меня она подавила и съела — просто «хрум», и все. Однажды схватил, что под руку попало а это был топор , и пошел на нее. Она с перепугу даже присела и два дня была как шелковая, а потом все началось сначала».
Точка в доронинской кинокарьере была поставлена через пять лет после «Капели»: она в третий раз сыграла в фильме Натансона — в мелодраме «Валентин и Валентина». Доронина: «Судачили, что я отказала в благосклонности какому-то высокому чину из Госкино, вот меня и «запретили». Обычная киношная сплетня. Хотя однажды произошел смешной случай. После выхода «Мачехи» меня отправили в Японию на неделю советского фильма. В делегацию входил орденоносный Александр Зархи, руководивший объединением на «Мосфильме». Тогда только вышел журнал «Советский экран», где меня — уже в третий раз и с огромным перевесом — признали лучшей актрисой года. За несколько лет до этого Александр Григорьевич выпустил свою «Анну Каренину» и был раздосадован, мол, как можно какую-то тетку сравнивать со всемирно известной героиней. Он не выдержал: «Неужели вы серьезно относитесь к такому слабому материалу? Какие-то мачехи… » Это меня задело!
Ведь сценарий «Мачехи» написала я сама. Ответила: «А вы думаете, что, назвав Левина Лёвиным, постигли суть философии Толстого? На «Мосфильм» меня больше не приглашали». Оставался театр — главное дело жизни. В Москве актриса поступила во МХАТ, но повторения ленинградского чуда, которого от нее так ждали, не случилось. А в 1972-м она перешла в театр имени Маяковского, где воцарилась на 14 лет. Актриса Любовь Руденко вспоминала: «Держалась Доронина по-королевски. Помню, как открывалась дверь ее роскошной гримерной — чуть ли не единственного просторного помещения за кулисами — и из-за двери показывалась сначала длинная тонкая черная сигарета, затем мундштук, рука, а затем уж выплывала вся Татьяна Васильевна». В Маяковке Доронина вновь вышла замуж — за артиста того же театра Бориса Химичева. Впервые они встретились, когда он пробовался на главную роль в «Еще раз про любовь».
Она повернулась ко мне, сухо сказала: «Здрасьте», — и спокойно, ничуть не стесняясь, оглядела с ног до головы. Словно перед ней не человек, а жеребец породистый. Я взбесился, хлопнул дверью и уехал». Кадр из фильма «Мачеха». Жила она сообразно звездному статусу: одевалась в сотой секции ГУМа, занимала трехкомнатную квартиру в одном из арбатских переулков. Хотя обходились без домработницы: на Дорониной лежала уборка, Химичев ходил по магазинам и готовил. Четвертого мужа Татьяна Васильевна характеризует как самого хозяйственного. Это не женщина — линкор, неуклонно и безостановочно движущийся к цели. А цель — работа, новая роль. И ничто не может заставить ее изменить выбранному курсу».
Оба были темпераментны. Однажды в пылу ссоры разбили сервиз на шесть персон. В другой раз оказались в лифте с симпатичной соседкой. Видимо, Химичев на нее загляделся, и когда девушка выходила, Доронина дала ей хорошего пинка: «Эта… подрастающая тра-та-та… будет еще перед моим носом попой крутить! В те годы Татьяна Васильевна перевезла в Москву обожаемых родителей ее мама умрет только в 1998-м, в 92 года. Но когда с Украины приехал знакомиться отец Химичева, за десять дней с ним так и не встретилась, ссылаясь то на занятость, то на недомогание. Спустя годы, когда Борису Петровичу предложили пригласить Доронину на свое 80-летие, поначалу он опешил. Но она пришла и очень мило поздравила. Доронина: «Моего пятого мужа звали Роберт Тохненко, мы оказались соседями по даче. Не слишком интересовалась, где он работал, знаю, что окончил МГИМО, до знакомства со мной был зятем какого-то богатея, близкого к нефтяным деньгам.
Прожили мы меньше трех лет, но он долго не давал развода. Конечно, хотелось бы думать, что из-за дивного неизбывного чувства ко мне, но, к сожалению, причина скрывалась скорее в меркантильных интересах. Признаюсь, что, оставшись одна, я испытала великую радость. Господи, боже мой, зачем надо было вообще выходить замуж? Тем более что небрежения со стороны мужчин никогда не ощущала. Но куда сильнее меня интересовал театр». В Маяковке Татьяна Васильева продержалась дольше, чем с Химичевым. О несдержанности режиссера Гончарова ходят легенды, почти все работавшие с ним актеры любят подчеркнуть: я, дескать, был единственным, на кого Андрей Александрович никогда не орал. Дорониной в этом смысле веришь беспрекословно. Если они ругались, как на репетициях «Банкрота», Гончаров снимал с роли Бориса Петровича.
Спектакль еще не был закончен, когда актрису пригласили в поездку за границу. Гончаров забушевал, но она, конечно, улетела. А Андрей Александрович начал репетировать с вступавшей в звездные права Натальей Гундаревой. Липочку сыграли обе. Но Гундарева тоже была не лыком шита, в противостоянии двух выдающихся актрис искры высекались будь здоров. Два года назад, например, Татьяна Васильевна неожиданно рассказала, что однажды прямо на сцене Гундарева влепила Дорониной пощечину, и они чуть ли не сошлись врукопашную. Андрей Александрович занимал Татьяну Васильевну достаточно. И она не отказывала ему в таланте. В золотом фонде останется спектакль «Да здравствует королева, виват! Но ее раздражали обманутые ожидания.
Гончаров обещал, что она будет играть госпожу Бовари — не случилось. Она выучила все зонги из «Трехгрошовой оперы» — постановку отменили. Режиссер манил Островским, а на деле принимался за Боровика. Последним «прости» Дорониной стал спектакль «Кошка на раскаленной крыше» — вроде бы Гончарову донесли, что она хочет приезжать на репетиции только своих сцен. А уже на прогоне Андрей Александрович трижды отправлял ее со сцены, чтобы сняла ненавистный ему парик. Доронина — большая любительница париков — всякий раз выходила в новом. На премьеру Гончаров не пришел. Горького В труппе ко второму пришествию Дорониной отнеслись неоднозначно. Однако на худсовете к Ефремову обратился лишь Иннокентий Смоктуновский, игравший с Татьяной Васильевной еще в БДТ: «Олег, не буду подробно объяснять, но прошу тебя: не делай этого». Но такими актрисами не разбрасываются.
На проведенном голосовании за Татьяну Васильевну было подано 17 голосов при 14 «черных шарах». Она, конечно, начала требовать себе роли. Но поступила под начало режиссера, который мечтал возродить завещанное отцами-основателями «товарищество по вере» и всеми доступными способами выжигал премьерство. Ефремов взял Доронину «на слабо»: если «пробьет» пьесу Александра Гельмана «Скамейка» — тащить на академическую сцену «эту грязь» не позволяли — сыграет главную роль. Дорониной пьеса совсем не нравилась, но министра она уговорила и следующие несколько лет играла в «Скамейке» на пару с Олегом Табаковым. А уже через три года, в 1987-м, произошел тот самый знаменитый раздел МХАТа, ставший прообразом развала страны и испепеливший как сам театр, так и великую актрису Доронину. От того времени остался документальный фильм Марины Голдовской, рефреном в котором звучит песенка Айболита в исполнении Олега Ефремова: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Что ж, тогда так казалось. Вдохнув ветер перемен, Ефремов увидел последний шанс реформировать архаичный и неповоротливый Художественный театр. В разросшейся труппе к тому времени было полтораста человек, часть которых годами не выходила на сцену.
Ефремов предполагал организовать две труппы внутри одного коллектива: «его» актеры должны были переехать на историческую сцену в Камергерский, которая открывалась после ремонта-долгостроя, и работать на основе хозрасчета. Остальные артисты отправлялись в филиал на улицу Москвина теперь это Петровский переулок и там Театр Наций и продолжали существовать по старинке — на зарплате. Кто из актеров в какую группу попадет, было не известно. Хотя все понимали, что Ефремов заберет самых востребованных. Неудивительно, что попытка реформы вылилась, по Булгакову, в «гнусный, свинский, соблазнительный скандал». В дело пошли «коллективки» с прозрачными намеками на «неуставного» в быту и антисоветского в душе Олега Николаевича. Все происходило, ко всему прочему, в эпоху первичного накопления гласности, и на театральных капустниках распевали: «Он сломал подруге руку, плюнул в девичье лицо, и ребята написали друг на друга письмецо». До сих пор непонятно, почему именно Татьяна Васильевна выдвинулась тогда на передний план во всеоружии своей пассионарности. Хотя Ефремов ценил Доронину и хотел с ней работать, она всегда была мнительной. Впрочем, нет никаких поводов отказывать Татьяне Васильевне в искренности.
Она даже переехала за ним в Волгоград, хотя ее после выпуска звали в труппу столичного театра. Брак разрушила его измена. Такую «нечистоплотность», как это называла Доронина, она простить не смогла. Собрала вещи, уехала и... В тот момент сомнений не было: никаких детей от Басилашвили Доронина теперь не хотела.
Прервала беременность и узнала, что ждала двойню. Но вернуть уже ничего было нельзя.... А сам, Басилашвили, по его словам, испытал облегчение, когда расстался с ней. Находиться рядом с сильной, волевой женщиной и ощущать ее превосходство — не лучшее состояние для любого мужчины. Второй раз актриса вышла замуж за театрального критика Анатолия Юфита.
Точку в их браке поставило одно событие, которое ярко подчеркивает характер актрисы. Муж, который был на 10 лет ее старше, один раз не смог встретить любимую жену с гастролей. Позднее они оба признают, что любовь вывела их творчество на новый уровень. Четвертый муж — актер Борис Химичев, с которым у нее тоже могли быть дети. Но, по словам актера, Татьяна не решилась рожать.
В пятый и единственный раз Доронина попыталась построить отношения с мужчиной не из театральной среды. Ее избранником стал работник Главного управления нефтепромышленности Роберт Тохненко.
В театре попрощались с великой актрисой Татьяной Дорониной!
Актриса неоднократно снималась на телевидении. Снималась в фильмах "Доходное место", "Незрелая малина", "Женитьба Бальзаминова", "Страшная мысль", "Теневой партнер", "Галина", "Тридцать седьмой роман".
Татьяну Доронину нельзя назвать актрисой какого-то режиссера. При ее абсолютной актерской амплитуде его и быть не могло. У любого режиссера Доронина была звездой. Она сама срежиссировала свою театральную карьеру и всю свою жизнь. Но там им работы не нашлось — пришлось вернуться в Ленинград, где оба были приняты в труппу театра имени Ленинского комсомола. В этом театре вместе с Басилашвили Доронина проработала три сезона. А в 1959 году ее пригласил главный режиссер Ленинградского БДТ имени Горького Георгий Товстоногов - так получилось, что он не смог найти в своей труппе актрису на роль Надежды Монаховой в горьковских "Варварах". В дальнейшем этот спектакль на несколько сезонов стал визитной карточкой Ленинградского БДТ, а сама Татьяна Доронина - примой у Товстоногова.
Товстоногов вместе с Татьяной Дорониной пригласил к себе в театр и ее супруга. Но в тот период театральная карьера у него не складывалась, и в 1963 году Доронина и Басилашвили развелись. Самое удивительное, что ни во время брака, ни после они никогда не играли вместе на сцене и всегда отзывались друг о друге предельно уважительно. Горького в Ленинграде. Сцена из спектакля "Моя старшая сестра" по пьесе Александра Володина, в постановке Ленинградского Государственного Большого драматического театра имени М. Переезд в Москву был связан с третьим браком — мужем Татьяны Дорониной стал блистательный драматург Эдвард Радзинский. Георгий Товстоногов предпринял попытку вернуть актрису — он лично приезжал к ней в Москву и уговаривал, но это не увенчалось успехом. Как отмечал сам режиссер, имя которого и сегодня многие произносят с придыханием, за всю свою долгую творческую карьеру он единственный раз оказался в ситуации, когда просят не его, а просит он сам. В своих интервью Татьяна Васильевна с горечью отмечает, что ей пришлось отказать гению и что она сожалеет об этом. Доронина сыграла простую сельскую женщину Нюру, которая приехала в Москву для того, чтобы продать продукты.
Ситуацию исправит жгучий и статный красавец Александр Лазарев. Вместе с Дорониной он составит на экране пару, который восхищался весь Советский Союз. На счету звездной актрисы — пять браков. С каждым из них я честно отбывала по семь лет», — это слова самой Дорониной. Она редко откровенничает с журналистами, но про тех, кто был частью ее жизни, говорит только хорошее. Признается: выходила замуж всегда по сильной любви и честно уходила, когда чувство гасло. Рядом с Дорониной всегда были самые яркие и волевые мужчины. Но даже они не могли тягаться силой с этой женщиной. Ее первым мужем стал актер Олег Басилашвили — познакомились они в школе-студии МХАТ, на втором курсе поженились и провели вместе 8 счастливых лет.
Это был брак, в котором Доронина могла стать мамой. Она даже переехала за ним в Волгоград, хотя ее после выпуска звали в труппу столичного театра. Брак разрушила его измена. Такую «нечистоплотность», как это называла Доронина, она простить не смогла. Собрала вещи, уехала и... В тот момент сомнений не было: никаких детей от Басилашвили Доронина теперь не хотела. Прервала беременность и узнала, что ждала двойню. Но вернуть уже ничего было нельзя....
Какая зарплата у Татьяны Дорониной? Накануне Министерство культуры выложило в открытый доступ документ, в котором указаны гонорары руководителей всех учреждений, подчиняющихся ведомству, за прошлый год. Значится там и Доронина, которая получает в месяц более 531 тысячи рублей. При этом ее доход превосходит зарплату Боякова — ему платят порядка 436 тысяч рублей. В принципе, в уровне зарплаты народной артистки нет ничего примечательного, поскольку все ее коллеги, занимающие похожие должности, получают даже больше. Однако они, в отличие от Татьяны Васильевны, исправно появляются на работе, тогда как режиссер, по словам Боякова, в театре не была уже два года и не видела ни одной новой постановки, пишет « КП ». Держим ее в курсе всего. Она в театре не появляется, ссылается на проблемы со здоровьем.
Рекомендуем
- Одиночество королевы: почему Татьяна Доронина бросала своих мужей
- Актриса удивительной судьбы
- Как сейчас живет Татьяна Доронина: последние новости
- Родители были против карьеры актрисы
- Бездетность, дом престарелых, пять мужей: куда пропала Татьяна Доронина
- фотографии >>
Одиночество королевы: почему Татьяна Доронина бросала своих мужей
Главная» Новости» Татьяна доронина новости. 10 июня 2023 - Новости Вологды - Татьяна Доронина в фильме "Старшая сестра" (1966). Во время войны отец Дорониной был призван на воинскую службу и воевал на Ленинградском фронте.
Стало известно, куда пропала Татьяна Доронина после увольнения из театра
Бездетность, дом престарелых, пять мужей: куда пропала Татьяна Доронина | советская и российская актриса, театральный режиссер. |
Бездетность, дом престарелых, пять мужей: куда пропала Татьяна Доронина | | Дзен | Татьяна Доронина — все последние новости на сегодня, фото и видео на Рамблер/новости. |
Умерла прямо на новый год: актрису Доронину похоронили на Троекуровском кладбище | В августе 2018 года актриса Татьяна Доронина при скандальных обстоятельствах покинула пост художественного руководителя МХАТа. |
Как Татьяна Доронина живет после изгнания из театра
Летом прошлого года 89-летняя Татьяна Доронина перебралась в геронтологический центр «Юго-Западный», где ей обеспечивают необходимый уход и лечение. «Желтая» пресса даже сообщила о причине и дате смерти Татьяны Дорониной, но все эти новости были лишь досужим вымыслом охочих до сенсаций журналистов. Актриса Малого театра умерла от тяжелой болезни на 56-м году жизни. Главные новости о персоне Татьяна Доронина на Будьте в курсе последних новостей: Президент России Владимир Путин наградил заслуженного артиста, актера театра и кино Гошу. Кехман назвал причину отказа Дорониной от госпитализации. Легендарная советская, российская актриса Татьяна Васильевна Доронина попала в больницу с коронавирусом.
Одиночество королевы: почему Татьяна Доронина бросала своих мужей
дорогом, комфортабельном пансионате в подмосковной Барвихе. В августе 2018 года актриса Татьяна Доронина при скандальных обстоятельствах покинула пост художественного руководителя МХАТа. Татьяна Доронина — все самые свежие новости по теме. По информации Владимира Кехмана, Доронина действительно близко общается с Игорем, который работает ее помощником. Главные новости о персоне Татьяна Доронина на Будьте в курсе последних новостей: Президент России Владимир Путин наградил заслуженного артиста, актера театра и кино Гошу.
Одиночество королевы: почему Татьяна Доронина бросала своих мужей
Руководя таким большим коллективом, у Татьяны Васильевны никогда не было времени серьезно заниматься здоровьем. И вот сейчас, получив достаточно времени, актриса решила исправить ситуацию в свою пользу. Несмотря на то, что актриса 5 раз побывала замужем, детей у нее так и не появилось. Сама она никогда не любила говорить на эту тему. Её первый брак состоялся ещё в студенческие годы, Дорониной едва исполнилось 20 лет, её избраннику Олегу Басилашвили всего 19. На протяжении 8 лет, молодые, талантливые, темпераментные личности пытались сохранить любовь. Но съемки, гастроли, увлечения не способствовали семейному счастью, союз распался. Вторым супругом актрисы стал театровед Анатолий Юфит. Отношения молодоженов буквально сразу «зашли в тупик».
Брак распался. В третий раз под венец Татьяна отправилась за известного, влиятельного драматурга Эдварда Радзинского. На протяжении пяти лет супружеская пара казалась счастливой, как вдруг прогремела новость о разводе. Однако они сумели сохранить дружеские отношения, продолжая общаться на тему творчества. Доронина откровенно заявляла, что натура влюбчивая.
Как выяснилось, звезда советского кинематографа не может ходить самостоятельно. Лидия Матасова, которая постоянно поддерживает связь с Татьяной Васильевной, объяснила, почему та не хочет появляться на крупных мероприятиях. Актриса вот уже два года постонно живет в геронтологическом центре. Несмотря на почтенный возраст, она сохранила трезвое мышление.
Он ограждает меня. Люди, совершившие пакость, Доронину опасаются. И правильно делают. Я способна на поступки, достаточно неприятные для оскорбителя».
Татьяна Васильевна не жалует прессу и всякий разговор выстраивает как свой моноспектакль. Мы с ней встречались дважды: в начале 2000-х все прошло штатно, лет через пятнадцать завершилось скандалом. Интервью Доронина не подписала, а про меня наговорила гадостей. Как поясняла после ее помощница, вам, мол, стоит гордиться, потому что Татьяна Васильевна удостоила вас личным звонком — обычно она до этого не опускается.
Осталась диктофонная запись того разговора, еще и тем любопытного, что Доронина часто опровергает сложившиеся о себе клише. И ляжет в постель, И на сцене так встанет, Как будто «Шанели» накапали в щи. Татьяна Васильевна действительно родилась в совсем простой, далекой от искусства семье. Когда дочь поступила учиться на актрису, мать Анна Ивановна не могла поверить: «Неужели не могли найти никого получше?
Родился Василий Доронин в ярославской деревне, в семье старообрядцев-выкрестов. Но еще семилетним мальчиком попал в Питер: его судьбу определил родной дядя, который служил в городе приказчиком, был женат на гувернантке из немецкого пансиона и в семье считался самым удачливым. Он же определил племянника «мальчиком» в ресторан и пристроил во французскую поварскую школу. Доронина: «Всю жизнь отец прожил по заветам старой веры.
До конца дней не пил и не курил. Несмотря на то что всегда работал, как говорят, «при кухне», никогда не своровал ни крошки. Как лучший ученик вначале он был определен в дом одной из великих княгинь, во времена НЭПа служил в ресторанах, а в моем детстве работал шеф-поваром в санаториях для высокопоставленной публики. Человек добрейшей души, он, повар, даже курицы зарезать не мог: «Я, знаете, живых резать не могу».
Наша соседка по коммуналке тетя Ксения говорила маме: «Уж больно он хороший человек-то, Нюра, ты его не ругай. Ну такой уж уродился, что тут поделаешь». И было непонятно — хвалит она отца или хулит». Василий Иванович воевал и в империалистическую, и в Гражданскую.
В Отечественную потерял ногу. Из Ярославской области, куда эвакуировались женщины, Анна Ивановна тоже приехала инвалидом: она шила солдатское белье на ножных машинах, отчего заработала болячку по женской части. После войны она работала гардеробщицей. Когда дочь стала актрисой, переквалифицировалась в билетерши.
Именно свою маму, ее манеру петь, открытость и самоотрешенность Доронина сыграла в «Трех тополях на Плющихе». Жила семья в коммуналке с еще шестью соседями. Таня донашивала одежду за матерью и старшей сестрой Галей, из дырявых тряпочных туфелек вечно прорывались пальцы, и их приходилось подкрашивать черной краской. Однажды, еще до войны, купили платье специально для нее: родители повели дочерей в театр.
Тогда она поняла, чем мечтает заниматься, в каком мире существовать. Девочке не было пятнадцати, когда она прошла экзамены перед выездной комиссией Школы-студии МХАТ, а через два года, получив аттестат, Доронина выдержала экзамены во все столичные вузы. Но выбрала ту же Школу-студию. Дарование Дорониной было очевидно, и прежде всего ей самой: раз и навсегда она приняла его как предназначение.
Упоения своей красой и талантом тоже не скрывала. Окружающим она казалась заносчивой, еще питерские одноклассники песочили, что ставит себя выше коллектива. Татьяна в ответ лишь смеялась. На первых порах в столице Татьяну приютила двоюродная тетка.
Поблизости, недалеко от Чистых прудов, жил с родителями однокашник Олег Басилашвили. Из Школы-студии они возвращались вместе, ну и закрутилось, дело молодое. Мужское внимание Татьяна Васильевна принимала как должное лет с десяти. Впервые влюбилась еще в эвакуацию, когда знакомый мальчик сразил ее слезами, которые проливал над чеховским Ванькой Жуковым.
Ну а еще он был самым хорошеньким в классе. С тех пор влюблена она была всегда. И Дорониной-артистке был доступен весь диапазон нежных чувств, от бесстрашия страсти до беззащитности. Cпектакль БДТ «Варвары».
Девушка» — ремейк прославившей Доронину мелодрамы «Еще раз про любовь». На вопросы Татьяна Васильевна театрально изумлялась: «Неужели вы можете подумать, что в том, что касается Литвиновой, может быть мне какое-то ущемление? А вот автор пьесы Эдвард Радзинский в беседе с бывшей женой Ренату Муратовну припечатал: она, похоже, никогда не любила. Летом 1955-го Доронина и Басилашвили поженились.
О своих мужьях, а их было пять, в разные периоды жизни Татьяна Васильевна говорила всякое. Басилашвили она записала в самые интеллигентные. И папа у него «благородный, настоящий грузин», и мама-филолог, один из редакторов многотомного пушкинского словаря. Это вселяло уважение.
Доронина всю школу просидела с книжкой под партой, а с годами собрала прекрасную библиотеку. Много лет назад, увидев в букинистическом прижизненное собрание Мережковского, она спустила на него все деньги, которые копила на дачу. А наткнувшись на того же Мережковского уже на свободных прилавках, так разозлилась, что никто не берет, что скупила еще и эти издания. Татьяна Васильевна считалась одной из лучших на курсе.
Потому как иначе нельзя было понять, почему весьма и весьма заметную девочку не хотят зачислять в штат МХАТа. Мне пытались испортить характеристику и обвиняли — студентку! Но меня надо было обвинить — хоть в чем-то. Конечно, я еще мало что умела и не могла составить конкуренцию народным артисткам.
Но от меня решили «обезопаситься»». Говорят, Татьяну Васильевну терпеть не могла увенчанная и заслуженная Алла Тарасова, тогда еще и директриса театра. Поклонники Дорониной скажут: ее актерскую психофизику сравнивали как раз с тарасовской, оттуда, мол, и ревность. Прочие вспомнят, что был и скандал, когда перед одним из показов студентка устроила знатную истерику костюмершам — с битьем по щекам.
Ее поведение обсуждали на комсомольском собрании и вроде как даже наказали выговором. Но они с Олегом Валериановичем получили распределение в заштатный Сталинград. Впрочем, в конце того же 1956-го оба уже в Театре им. А через три года произойдет главная встреча жизни.
Татьяна Васильевна любит рассказывать, как легендарный завлит БДТ Дина Шварц позвонила в общежитие с приглашением на встречу к Георгию Товстоногову, как она бежала на Фонтанку наперегонки с трамваем, как работавшая в театре мама ее перекрестила. Товстоногов тоже вспоминал девушку с удивительно красивым лицом, в немудрящем платье и белых носочках. Это были годы стремительного взлета БДТ. Именно на его сцене Татьяна Васильевна выросла в первую актрису лучшего режиссера страны.
Товстоногов оправдал ее убежденность в том, что актерская профессия стоит служения. А сама она признавалась: «Я могу работать только с режиссером, который в меня влюблен». Писали, что дух в ее ролях чудесно уживается с прекрасной плотью, она обладает тем же, что и у Товстоногова — даром идеального завершения образов, и, как он, победительно патетична. Уже через полтора года после поступления в труппу им с Басилашвили удалось выхлопотать первую собственную квартиру на Черной речке.
Под окнами двухкомнатной хрущевки с утра до ночи строили дорожное полотно, спать было невозможно, но, намаявшись по казенным домам, оба сочли это жилье хоромами. Ну а в 1963-м они развелись. Кадр из фильма «Старшая сестра». Скажу лишь, что выходила замуж, только если испытывала искреннее, сильное чувство.
А когда оно уходило — с мужьями расставалась. Были ошибки Олега Валериановича, были мои. И в результате, прожив вместе семь лет, мы исчерпали связывающие нас отношения. Когда ходили разводиться, даже вызвали у работников ЗАГСа неподдельное изумление.
Но у моей героини из первого сыгранного в БДТ спектакля — «Варваров» — есть замечательная реплика: «Вы же мужчина, а не что-нибудь другое». Это многое объясняет во взаимоотношении полов». Принято считать, что это Татьяна Васильевна упросила Товстоногова взять в труппу еще и мужа, хотя мне она это отрицала: «Никогда не приходилось просить за Олега, он самостоятелен и одарен. В этом смысле в наших отношениях ничего не саднило.
Да его за одни внешние данные с радостью брали в любую труппу». Впрочем, злые языки подчеркнут, что в первые годы в БДТ Басилашвили куда чаще подносил жене чемоданы и судки с домашними обедами, чем блистал на сцене. А утвердился в театре только после расставания с Дорониной. Впоследствии он скажет о своем первом браке: «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно-безумно любящей театр.
У нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться, и под влиянием театра в том числе… Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета». Лет десять назад Доронину пригласили на вручение премии имени Владислава Стржельчика.
Горького В труппе ко второму пришествию Дорониной отнеслись неоднозначно.
Однако на худсовете к Ефремову обратился лишь Иннокентий Смоктуновский, игравший с Татьяной Васильевной еще в БДТ: «Олег, не буду подробно объяснять, но прошу тебя: не делай этого». Но такими актрисами не разбрасываются. На проведенном голосовании за Татьяну Васильевну было подано 17 голосов при 14 «черных шарах». Она, конечно, начала требовать себе роли.
Но поступила под начало режиссера, который мечтал возродить завещанное отцами-основателями «товарищество по вере» и всеми доступными способами выжигал премьерство. Ефремов взял Доронину «на слабо»: если «пробьет» пьесу Александра Гельмана «Скамейка» — тащить на академическую сцену «эту грязь» не позволяли — сыграет главную роль. Дорониной пьеса совсем не нравилась, но министра она уговорила и следующие несколько лет играла в «Скамейке» на пару с Олегом Табаковым. А уже через три года, в 1987-м, произошел тот самый знаменитый раздел МХАТа, ставший прообразом развала страны и испепеливший как сам театр, так и великую актрису Доронину.
От того времени остался документальный фильм Марины Голдовской, рефреном в котором звучит песенка Айболита в исполнении Олега Ефремова: «Это даже хорошо, что пока нам плохо». Что ж, тогда так казалось. Вдохнув ветер перемен, Ефремов увидел последний шанс реформировать архаичный и неповоротливый Художественный театр. В разросшейся труппе к тому времени было полтораста человек, часть которых годами не выходила на сцену.
Ефремов предполагал организовать две труппы внутри одного коллектива: «его» актеры должны были переехать на историческую сцену в Камергерский, которая открывалась после ремонта-долгостроя, и работать на основе хозрасчета. Остальные артисты отправлялись в филиал на улицу Москвина теперь это Петровский переулок и там Театр Наций и продолжали существовать по старинке — на зарплате. Кто из актеров в какую группу попадет, было не известно. Хотя все понимали, что Ефремов заберет самых востребованных.
Неудивительно, что попытка реформы вылилась, по Булгакову, в «гнусный, свинский, соблазнительный скандал». В дело пошли «коллективки» с прозрачными намеками на «неуставного» в быту и антисоветского в душе Олега Николаевича. Все происходило, ко всему прочему, в эпоху первичного накопления гласности, и на театральных капустниках распевали: «Он сломал подруге руку, плюнул в девичье лицо, и ребята написали друг на друга письмецо». До сих пор непонятно, почему именно Татьяна Васильевна выдвинулась тогда на передний план во всеоружии своей пассионарности.
Хотя Ефремов ценил Доронину и хотел с ней работать, она всегда была мнительной. Впрочем, нет никаких поводов отказывать Татьяне Васильевне в искренности. У нее всегда было цеховое сознание, она верила в «его величество актера» и вступилась за тех, кого, как была уверена, выбрасывают на обочину. Доронина: «Примерно за год до переезда в Камергерский артистам объявили, что туда перейдет только часть труппы.
Волей руководителей будет составлен специальный список. Но это было смерти подобно! На Москвина — лишь прокатная площадка, там негде хранить декорации, ничтожные гримерные, вообще нет помещения, пригодного для мастерских. Однако Олег Николаевич Ефремов на все возражения отрезал: «Мне все равно.
Пусть едут хоть в клуб «Каучук». Половина труппы, люди, проработавшие в театре по 30 лет, должны отправляться в клуб, а не в свой родной дом? Я сочла такое небрежение неприличным». В результате труппа была разрезана пополам.
Как шутили острословы, «враги сожгли родную МХАТу». Актриса Светлана Коркошко вспоминала о том времени: «Татьяну Васильевну с ее характером в труппе не любили. Но так как она могла открыть ногой дверь в любой кабинет и не боялась начальников, решили: давайте сделаем ее художественным руководителем, потому что она «крыша», иначе нас закроют». Спектакль «Кошка на раскаленной крыше» на сцене театра им.
Театр на Тверском Татьяна Васильевна отбила. Кстати, его строительство начинали еще в начале 1950-х, и студентка Доронина любила бродить по расчерченному абрису здания и не доведенному до ума цокольному этажу. Позднее она часто высказывалась о режиссерской несостоятельности Ефремова, да и актеров, мол, видала получше. Но в те годы друг о друге оба главрежа публично не высказывались.
Татьяна Васильевна не выходила из образа и при редких встречах называла оппонента не иначе как Олеженькой. Был, правда, неприятный эпизод, когда в одном из заокеанских интервью она рассказала, что Олег Николаевич якобы предрек: старые артисты МХАТа «сами передохнут». Ефремов взвился, хотел подавать в суд, но отговорили. Каждый пошел своим путем.
На 1998-й пришлось столетие Художественного театра. И Доронина, и Ефремов посылали друг другу приглашения, но никто никуда не пришел. На Тверском труппу в вечерних туалетах рассадили на сцене полукругом, как на старинных мхатовских фотографиях. У Олега Николаевича присутствовали столики, за которыми выпивали.
Тогда демократ Никита Михалков пришел в Камергерский, его отец-патриот — на Тверской. Говорят, через год уже тяжело больной Ефремов все-таки заходил во вражеский стан на премьеру спектакля по Виктору Розову. Это вызвало переполох, в антракте Олегу Николаевичу передали приглашение за кулисы. Он отказался.
Хоронили Ефремова под звучащую по всем телеканалам пронзительную доронинскую «Нежность». Когда на смену Дорониной-актрисе пришла Доронина-гражданка, умный Радзинский предупреждал: «Ты должна понять, что амплуа бывает не только на сцене, но и в жизни. Ефремов стал реформатором Петром, а твоя роль отныне — царевна Софья, непрогрессивная и реакционная. Готовься, родная».
И правда: Татьяну Васильевну пылко обличали в перестроечной прессе, затем насмешничали, с годами она превратилась в синоним ретрограда. Сказать честно, она сама постаралась. Сошлась с коммунистами, проводившими на Тверском один из своих съездов, сама пламенно выступала на их собраниях. И это Доронина, которая никогда до этого не выказывала общественного темперамента, не интересовалась политикой — в КПСС, правда, в гончаровские времена вступила, но мало ли какие были причины, — не играла не только в кондовых, но даже в производственных пьесах.
Она наговорила много лишнего, например называла компьютер дьявольским изобретением. То опускалась до антисемитизма, то приглашала тогда еще немедийного Сергея Кургиняна ставить булгаковский «Батум» о Сталине. Неудивительно, что для демократически настроенной интеллигенции актрисы Дорониной больше не существовало. Режиссеры со стороны чурались ее репутации, а если приходили, то надолго на Тверском не задерживались.
Не обладая режиссерским опытом, Татьяна Васильевна много ставила сама. И играла сама, тем более что являлась чуть ли не единственной звездой труппы. Но даже доброжелательно настроенные отмечали, что без равновеликого режиссера в ее манере начали превалировать мелодраматизм и выспренность, проявился плохой вкус, о котором предупреждал еще Товстоногов, а прежде обаятельный пафос стал казаться фальшивым. Спустя годы пресса если и писала о «женском» МХАТе, то называла бесполезным ископаемым, сбросившим себя с корабля современности.
Звучали и откровенные призывы найти вместительной кунсткамере на Тверском бульваре лучшее применение. Она таких не знала: Фоменко — камерный, Някрошюс — авангардист, Гинкас вообще истерик, следующее имя, пожалуйста. Многолетняя оборона никому не идет на пользу. С годами самолюбивая, избалованная поклонением Татьяна Васильевна становилась все более нетерпимой.
Еще в первый год ее руководства в труппу пришла вчерашняя студентка Евгения Добровольская. Во МХАТе было принято, чтобы актрисы одевались строго и женственно, а нищая Добровольская ходила в джинсах и растянутых свитерах. Доронина собственноручно купила ей новые туфли и юбку на закрытой распродаже Добровольская, впрочем, все равно быстро ушла — не видела перспектив. А Татьяна Васильевна через десятилетия увольняла артисток просто за то, что замешкались с ней поздороваться.
Рассказывали, что актеры для встречи с главным режиссером должны были записываться у секретаря. А когда Татьяна Васильевна входила в подъезд, все вытягивались во фрунт, а чаще от греха разбегались. На публике Доронина появляется крайне редко. Но всегда в любимых париках, панбархате и мехах.
Говорят, что, даже выезжая в санаторий, она брала люкс с отдельным входом и почти не выходила из номера. С некоторых пор даже распорядок ее дня стал подчинен профессии: сразу после спектакля невозможно уснуть, и жила Татьяна Васильевна последние годы ночами — ей так комфортней. Она убеждена, что именно театр научил ее существовать с высоко поднятой головой. И верна своим убеждениям: сцена — место для проповеди, а актерская профессия требует одержимости и полного самоотречения.
Все по заветам Белинского, монолог из которого Доронина читала в «Старшей сестре»: идите в театр, живите и умрите в нем, если сможете. В юности Доронина была сильно привязана к маленькому племяннику и, поступив в Школу-студию, решила: если станет актрисой, вряд ли заведет детей, иначе душа просто разорвется. И не родила. Она казнит себя, что мало времени отдавала родным, и судьба старшей сестры, тоже мечтавшей об актерстве, потерявшей сына, лишившейся рассудка — ее грех.
Ей очень повезло с третьим мужем. Радзинский, сохранивший с Дорониной хорошие отношения, не раз пытался объяснить ее характер. Когда до него дошли вести о политической активности Татьяны Васильевны, Радзинский решил, что это от обиды: «В стране векового домостроя мужчины умеют бороться с женщинами. С ней сражались беспощадно.
Но потом я понял, что не от обиды. Страна наша крестьянская, что бы с ней ни делали, а Доронина — крестьянка. Художники опасны, потому что чувствуют раньше других, и она всего лишь отразила то, что потом случится: испуг страны, которую лихо, жестко и жестоко повели по очень нужному пути реформ. Не важно, какой Доронина человек, главное — какая она актриса.
Ее беда — в масштабе личности, а характер — несчастное продолжение таланта, и если вы ее любите — терпите». Доронина: «Классная руководительница меня не любила.
Татьяна Доронина
Кажется, звезде удалось избежать осложнений, ведь позднее проскользнула новость, что Доронину включили в оргкомитет по подготовке юбилея Художественного театра. Актриса Малого театра умерла от тяжелой болезни на 56-м году жизни. Татьяна Доронина родилась 12 сентября 1933 года в Ленинграде. Много слухов и домыслов ходило и ходит вокруг легендарной Татьяны Дорониной после того, как ее практически выставили из родного театра. Доронина оказалась не у дел, к ее мнению никто не прислушивался, репертуар изменили без согласования.