Соня, выпускница детского дома, пишет о своих страшных детских и юношеских годах на своей странице в социальной сети. “ В попаданиях в приют или детдом есть одно отличие: если в приюте ещё ждут, что их могут скоро забрать домой и есть ощущение, что это временно, то, попав в детский дом, дети осознают, что это надолго. 10 января - 43208838441 - Медиаплатформа МирТесен. В детских домах не учат стремиться, добиваться и отстаивать свое мнение.
Закрытие детских домов в России: реальность или миф
Так вышло, что в наш детский дом забрасывали группками детей из разных мест. Большинство россиян сочли, что детдом лучше усыновления иностранцами Более половины россиян — 60% — считают, что детям лучше оставаться в России, чем быть усыновленными за рубеж. В рамках инициативы «Семья вместо детского дома» предложены 9 решений проблем в области сиротства. В рамках инициативы «Семья вместо детского дома» предложены 9 решений проблем в области сиротства. Сотрудники полиции организовали проверку по заявлению и.о. директора детдома, которая обратилась в ОВД после сообщения охранника учреждения о конфликте между педагогом и воспитанником.
Навигация по записям
- ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́
- Какой была жизнь в учреждении
- Что происходит в омском детдоме, где истязали воспитанницу - Российская газета
- Виртуальный хостинг
Разделяй и воспитывай. Какие проблемы сохраняются в системе устройства и защиты ребенка
Подробности — в материале «ФедералПресс» Победа над сиротством? Это стало возможно благодаря тому, что приемные семьи пригласили в свои дома, в свои стены детишек. Также дарят им любовь, внимание, заботу. Они стали по-настоящему родные.
Еще по теме В Москве завершился форум выпускников детдомов «Мы нужны друг другу» Казалось бы, такое достижение региональные власти могли бы записать себе в актив, а другие субъекты — взять на вооружение опыт Московской области. Однако многие коллеги Андрея Воробьева, в том числе занимающиеся правами ребенка в России, были, мягко говоря, удивлены подобными заявлениями. И выяснил, что они сами в шоке и не знают, как отбиваться от звонков и что теперь с этой «новостью» делать».
Сменили вывеску В настоящий момент в Московской области более двадцати пяти тысяч детей-сирот, прокомментировал источник. Безусловно, много детей устроено в опекунские и приёмные семьи. Но немалое количество остаётся в тех же самых детских домах.
Просто они теперь носят патетическое наименование «Центры содействия семейному воспитанию». Дело в том, что детских домов в Российской Федерации не существует в принципе, так как учреждений с таким названием нет уже давно, пояснил руководитель Наставнического центра Александр Гезалов. Правда суть остается прежней — дети попадают в систему опекунства со стороны государства.
Психологические травмы тоже дают о себе знать. Они могут сильно затруднить взаимодействие с окружающим миром. Эксперт привела примеры того, как травмы могут повлиять на социализацию: 1. Недоверие к взрослым Отсутствие стабильных отношений с опекунами может создать у ребенка стойкое ощущение ненадежности и недоверия к взрослым. Это осложнит установление близких и доверительных отношений в будущем.
Проблемы в общении и установлении социальных связей У детей в детдомах нет стабильной дружбы и ограничены возможности для социального взаимодействия. Из-за этого выпускники могут испытывать трудности в общении со сверстниками, установлении и поддержании дружбы. Нестабильная самооценка Проживание в приюте или детдоме может вызвать чувство неполноценности и недостатка уверенности. Это мешает детям в будущем эффективно социализироваться и занимать достойное место в обществе. Агрессивное поведение Отсутствие правильных моделей для выражения эмоций, неумение справляться со стрессом приводят к агрессивному и деструктивному поведению.
Это затрудняет социализацию и может вызвать конфликты с окружающими. Проблемы с адаптацией и принятием новых условий Дети из приютов могут испытывать дополнительные трудности при смене жизненных обстоятельств таких как переход в приемную семью, обучение в школе или на новом месте работы. Проблемы с самостоятельностью и предприимчивостью Детские дома и приюты часто создают зависимость от системы и воспитывают пассивность. Выработанное поведение может снизить самостоятельность ребенка и ограничить потенциал его индивидуального развития. Риск развития психических расстройств Травмы, приобретенные в детдоме, могут способствовать развитию психических расстройств депрессия, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство.
Они, в свою очередь, затрудняют нормальное функционирование человека в обществе. Об этом сообщает министерство имущественных отношений Ставропольского края. К началу 2023 года ведомство заключило контракты на приобретение для выпускников из детдомов 290 квартир на улице Чапаева в 3 домах, расположенных по соседству. Близкое расположение квартир людей из детдомов может сыграть как положительную, так и отрицательную роль. К плюсам такого проживания можно отнести поддержку от знакомых, тоже выпустившихся из детского дома.
А минусом может стать ранее упомянутая изоляция от остального общества, от широкого мира, отсутствие новых знакомств и социальных связей. Проживание детей из детдомов в обычных жилых квартирах, где они могут взаимодействовать с разными людьми разных возрастов, профессий и жизненных опытов, может быть более благоприятным для их социального развития и интеграции в общество. Но, опять же, все будет зависеть от конкретных условий, ситуации и человека. Идеальный вариант может быть разным для разных детей, в зависимости от их индивидуальных потребностей, - пояснила эксперт. Как помочь ребенку социализироваться после выхода из детдома?
Они оставляют привычное и знакомое окружение и становятся самостоятельными, что без поддержки может вызвать ряд проблем, - рассказала психолог. Помочь выпускникам в адаптации могут следующие меры: 1. Молодым людям необходимо учиться жить в обществе, устанавливать контакты и дружеские отношения. В этом может помочь программа наставничества, когда опытный попечитель обучает ребенка основам общения, помогает справляться с возникающими трудностями и проблемами, а также развивает у него социальные навыки. Образование и трудоустройство.
Продолжение образования или обучение профессии — сложный, но важный этап в жизни выпускников. Это позволит ребенку в будущем стать финансово независимым.
Смертность не превышала ту, что была во всех семьях. Поначалу причину высокой смертности в учреждениях связывали только с инфекционными заболеваниями и недостаточной гигиеной. Однако всемирно известный психиатр Рене Шпиц в 30-х годах прошлого века провел масштабный эксперимент. Несмотря на стерильность, треть детей в учреждении погибли.
А дети с мамами в тюрьме выжили все. Ученый сделал выводы, которые получили широкое признание в мире к сожалению, в СССР в те годы на них внимания не обратили : виной детских смертей было отсутствие материнской заботы и любви, что лишало детей иммунитета и естественной защиты. Сама оторванность от семейного окружения играла фатальную роль! Дана Джонсон, профессор кафедры неонатологии и педиатрии Университета Миннесоты США , выступал на Международном форуме «Каждый ребенок достоин семьи», организованном в 2016 году в Москве фондом «Обнаженные сердца», и делился полученными результатами. Ученые зафиксировали, что дети в учреждениях отстают от сверстников в росте и развитии. В качестве доказательства приводились фотографии подростков, еще не вступивших в пубертатный период, — эти дети по росту были вдвое меньше своих ровесников, живущих в семьях.
IQ детей, которые проживают в учреждении, в среднем ниже на 40 пунктов. Депрессия, тревожные расстройства, нарушения поведения, психические проблемы с вниманием и другие трудности появляются уже после 6 месяцев проживания в учреждении. Через 18 месяцев ухудшается речь. Через 21 месяц теряются многие социальные навыки. Детские дома инвалидизируют детей, месяц за месяцем превращая их в психически нездоровых и недееспособных граждан. Вывод ученые делают только один — лучше ни при каких обстоятельствах не помещать ребенка в учреждение.
А что тогда делать? Помогать кровным семьям ради их сохранения для детей. Или, если это уже невозможно, воспитывать детей в заботливых и хорошо подготовленных приемных семьях. Сегодня, в условиях пандемии, стала очевидной прямая угроза для жизни и здоровья сирот в учреждениях. Ослабленные физически и психологически, подверженные депрессиям и низкому иммунитету, они станут легкой добычей страшного вируса. А если заразится один ребенок, болезнь с риском летального исхода поразит подавляющее большинство детей, живущих огромными коллективами в закрытом пространстве.
Обеспечить самоизоляцию внутри детского дома невозможно. Дополнительные меры защиты — как было доказано еще Рене Шпицем — в условиях сиротских учреждений попросту не работают по причине неестественности этой среды для жизни ребенка. Их много — администрация, медработники, педагоги, охрана, повара и другие должностные лица. Если в детском доме воспитывается 100 детей, это означает, что их обслуживает примерно 120-130 взрослых, начиная с директора и заканчивая уборщицами. Получается гигантское скопление людей. Если заболеет кто-то один, вирус с высокой долей вероятности поразит всех.
Руководителям учреждений предложено рассмотреть вопрос о передаче детей «к родственникам или иным лицам, с которыми у граждан, в том числе несовершеннолетних, имеются устойчивые личные отношения». На этот вопрос есть сразу несколько ответов. Во-первых, дети могут переехать на самоизоляцию к родственникам, с которыми они и так общаются на каникулах и выходных. Правда, если родители страдают от зависимостей, лишены родительских прав, контакт по понятным причинам невозможен. Но есть еще вполне благополучные дяди и тети, бабушки и дедушки. Они могут позаботиться о детях в сложный период.
Для детей смена воспитателя и коллектива — это очень болезненный процесс, потому что они привыкают, конечно же, к взрослым, и это каждый раз новая травма и стресс. Но это происходит потому, что людей не включали активно в обсуждение, в объяснение, зачем все это надо менять. Они часто не понимают, какой вред детям наносит текущая система. Что нужно, чтобы реформы не вызывали сопротивления снизу? Потом должно быть обучение, переобучение, подготовка кадров. Только после этого нужно менять законодательство. Но у нас, к сожалению, установился другой алгоритм — «минуя голову учителя». Наша федеральная власть, похоже, не видит целесообразности в такой постепенной деятельности, считая, что раз уж приняли решение, значит, его надо выполнять.
А выполнение буксует, потому что люди не готовы. Однако обратного пути у нас нет: сложившаяся за много лет система наносила детям-сиротам серьёзный, порой непоправимый ущерб. В этой системе у ребёнка не было ни малейшей стабильности, он переходил из одного учреждения в другое, от нуля до восемнадцати лет был отрезан от мира, выключен из социума, не готовый к нему, живущий совершенно по другим моделям и правилам. И потом эта система «выплёвывала» ребенка в мир без всякой подготовки и поддержки. Работа по возвращению ребенка в кровную семью практически вообще не велась. А в ДДИ не работали и над семейным устройством, считалось, что дети с инвалидностью «не годятся» для семейного устройства. То есть это была плохая, никуда не годная система. Это нужно признать как факт, не рыдать по ней, а сделать вывод: нам нужно начать выстраивать эту систему по-новому.
Эти действия необходимо начинать сразу же после того, как он попадает в учреждение, не перекладывая ответственность на органы опеки, а действуя совместно. Во-вторых, ребёнок может быть помещен в организацию только после того, как были испробованы все варианты его устройства на предварительную опеку знакомым, родственникам, и эти попытки не увенчались успехом. Иными словами, детский дом — это крайний случай. В-третьих, это акцент на социализацию, интеграцию во внешний мир, открытость. Это означает, что ребёнок должен жить в обычной среде, посещать обычную школу вместе с детьми из социума, а не сидеть с утра и до вечера в резервации, где он учится, живёт, гуляет. Потом к ребёнку должны приходить в гости и его родственники и даже его знакомые, чего раньше не было, никаким образом даже не предполагалось, а теперь организации обязаны создать условия для общения ребёнка с его прежним окружением, если, конечно, оно не представляет для него опасности. Кроме того, в постановлении прописана необходимость устраивать жизнь ребёнка по семейному типу — в небольших разновозрастных группах с постоянными воспитателями, и в этом новом пространстве у него должна быть возможность участвовать в приготовлении пищи, самому выбирать себе какие-то вещи, то есть это совершено другой подход. Еще перед началом реформ, в 2014 году, мы проводили анализ ситуации.
На тот момент содержание ребёнка-сироты в государственном учреждении обходилось примерно от 40 до 100 тыс. Это не считая содержания самого здания, коммунальных расходов, ремонта… А в итоге ребенок выходил в мир неподготовленным, не социализированным, и получалось, что бюджетные средства тратились впустую. Для проведения реформы, в частности, потребуется перестроить помещения детских домов-интернатов по квартирному типу. Но в первую очередь надо проанализировать, на что тратятся деньги, не связанные напрямую с потребностями ребёнка. Например, на содержание огромных зданий. Мы всячески рекомендуем регионам оптимизировать большие здания в пользу сохранения маленьких: они дешевле, в них проще создать условия, приближенные к семейным.
Детский дом
По информации, которую обсуждают в своей среде сидящие на чемоданах сотрудники Коломенского ребцентра, заведения, подобные им, ранее относились к Управлению соцзащиты. А теперь будут переданы в ведение Управления образования. Однако пока говорить о том, что детей стали больше забирать из детских домов и, тем более, о том, что все дети нашли семью, к сожалению, не приходится». Более того, этот процесс не терпит ускорения, считает депутат. Молниеносно детей из специальных учреждений по домам не расселить. Ведь, прежде чем оформить опеку, потенциальные родители проходят соответствующую подготовку в школе приемных родителей. Таким образом происходит адаптация к новой роли, которая, как может выясниться в процессе консультаций, может и не подойти. Вопрос крайне серьезный и болезненный. А что касается шумихи, которая поднялась именно после заявления Губернатора Московской области, то Лантратова считает важным, что к проблеме было привлечено внимание.
И неважно, каким путем. Когда я была общественницей, а он был депутатом — я неоднократно обращалась к нему за помощью, и он ни разу не отказал. Всегда внимательно изучал вопросы о защите прав сирот, разбирался с ситуациями, связанными с насилием в отношении детей, и помогал людям с усыновлением», — заявила Лантратова.
Если бы я с мамой остался, у меня бы вообще никакого образования не было. Вариантов не было: либо иди на уроки, либо по улицам шляйся, дома не отсидишься. В начальных классах дети считали, что со мной что-то не так и я отброс. Обзывались, подставляли.
В старших классах я попал в физмат. Тут уже ребята были поадекватнее, да и повзрослее — с ними мы общались хорошо. Учителя относились так, как и ко всем: никогда из жалости не рисовали мне оценки, да и я просил, чтобы такого не было. Выпуск из школы и дальнейшие изменения меня не слишком беспокоили. Я привык жить моментом и не задумывался о будущем. Да, планы были, но грузить голову лишними мыслями и загадывать наперед я не хотел. Думал: будь что будет. На выпускном нас собрали всех вместе, заставили надеть костюмы, показали концерт, а воспитатели сказали что-то «на дорожку».
Расставаться было грустно. Так ведь всегда, когда привыкаешь и привязываешься. Но это был не конец: я и после выпуска в гости заезжал, рассказывал, что да как. Мы уезжали из детского дома, как только поступали в университет или училище. Найти, где учиться, тоже помогали: проводили тесты по профнаправленности, предлагали варианты. Я пошел учиться на монтажника-высотника, и мне это нравилось — я с детства любил высоту. Да и отношения в группе складывались хорошие: никаких косых взглядов не было. Наоборот, ребята из регионов часто подходили к нам, минчанам, и спрашивали, как помоднее в столице одеваться, куда ходить.
Меня поселили в общежитии, которое было в аварийном состоянии. Было так холодно, что зимой спал в зимней куртке и все равно замерзал. К тому же постоянный шум, пьяные компании — в общем, долго я там не прожил, тайком переехал в общагу к девушке, с которой тогда встречался. А временами, когда идти больше было некуда, я приезжал в детский дом. За тобой никто не смотрит, тебя никто не контролирует, ты знаешь, что можешь делать, что хочешь, и тебе ничего за это не будет. Первое время ощущение свободы просто переполняло. Представьте: в детском доме нужно возвращаться к восьми, а тут гуляешь ночами напролет, прыгаешь в воду на Немиге, пьешь джин-тоник, который купил на первую стипендию, стаскиваешь флаги с Дворца спорта — в общем, делаешь, что хочешь. Такими были наши первые дни самостоятельной жизни.
Все обходилось без последствий, я даже в опорном пункте был только один раз, и то по своей воле. Как-то гуляли ночью, и милиция попросила документы у моего друга, которых у него с собой не было. Другу уже было 18, но для выяснения обстоятельств все же предложили проехать в отделение. Я тогда подхожу и говорю: «А можно с вами, пожалуйста? Я никогда не видел, как в опорке все устроено». Они посмеялись, но на «экскурсию» свозили. Соблазн сорваться был очень велик, и сдерживать себя было сложно. Сидишь на парах и думаешь: я же сейчас могу просто встать, уйти, и никто мне не скажет ни слова.
Но все-таки на учебу ходил исправно, терпел и понимал, что образование в любом случае пригодится. А большинство срывалось. Сначала отчислили одного детдомовца, потом — моего лучшего друга. Позже он спился.
Активное участие в подготовке поправок принимал фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Мы попросили руководителя фонда Елену Альшанскую рассказать о том, как идет реформа детских домов в России. Но идёт он, конечно же, неровно — где-то активнее, где-то хуже, есть какие-то моменты, которые решаются более или менее легко, есть какие-то, которые не решаются совершенно, и это зависит от разных факторов. Прежде всего, у нас до сих пор все учреждения в регионах находятся в трёх разных ведомствах. Маленькие дети до четырех лет содержатся в Домах ребёнка, которые относятся к ведению регионального Министерства здравоохранения.
Детские дома и школы-интернаты для детей от 4 до 18 лет подчиняются органам управления образованием того или иного субъекта РФ. Детские дома и интернаты для детей с тяжёлыми нарушениями интеллектуального развития — в системе социальной защиты. В некоторых регионах начат процесс объединения всех организаций в системе социальной защиты. Например, Москва уже завершила этот процесс, и все организации находятся в одном ведомстве, меняются их уставы и условия внутри зданий — чтобы они могли принимать разновозрастных детей и с разными группами здоровья. Но в основном градация по разным ведомствам сохраняется. Это приводит к тому, что, во-первых, детей продолжают переводить из одного учреждения в другое по этапу, как только ребенок вырастает или выясняется, что он не тянет программу обычной школы и т. В Домах ребёнка преобладают медицинские подходы, там до сих пор во многих регионах медицинского персонала больше, чем воспитателей, и у учреждения есть понимание, что главное — охрана здоровья, а работе над восстановлением кровной семьи или содействию устройству в семью не всегда уделяют должное внимание. Где-то, конечно, стараются перестроиться, но в целом, к сожалению, перевешивают старые подходы. Прежде всего на уровне того ведомства, в подчинении которого находятся эти учреждения: какую задачу ведомство ставит, так учреждение и работает.
Нередки случаи, когда директор детского дома-интерната или другой организации для детей-сирот понимает важность реформ и готов их реализовать, но вышестоящее начальство не дает ему этого сделать, а иногда и наказывает. То есть было в ДДИ, например, 20 детей на одну нянечку, а воспитателей не было вовсе, а теперь надо не больше 6—8 — и на одного воспитателя. А министерство не утверждает изменённое штатное расписание, поскольку на это требуется дополнительное финансирование. Понятно, что в этой ситуации директор ничего не может сделать. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы изменения были поняты и приняты на уровне ведомства. То есть это люди, для которых постановление стало подспорьем, аргументом в пользу их деятельности. Есть те, кто активно саботирует процесс. Но таких немного. Но есть еще один уровень — это непосредственно коллектив учреждения, который порой не понимает реформы и не желает что-либо менять в своей размеренной, понятной жизни.
Например, они перестают вести журнал переводов детей из одной группы в другую — формально перевод не фиксируется, а на практике он существует. Для детей смена воспитателя и коллектива — это очень болезненный процесс, потому что они привыкают, конечно же, к взрослым, и это каждый раз новая травма и стресс. Но это происходит потому, что людей не включали активно в обсуждение, в объяснение, зачем все это надо менять. Они часто не понимают, какой вред детям наносит текущая система. Что нужно, чтобы реформы не вызывали сопротивления снизу? Потом должно быть обучение, переобучение, подготовка кадров. Только после этого нужно менять законодательство.
Мальчики и девочки учатся вместе с детьми, которые живут в семьях. После уроков класс разделяется: одни ученики идут к себе домой, а других встречает дежурный и провожает обратно в приют. Реклама Свободного времени у воспитанников детского дома нет — это слишком опасно. После школы они обедают и отправляются на кружки — у каждого ребенка свое индивидуальное плотное расписание. Марина провела в детском доме пять лет: она оказалась там в 12 лет и не попала в приемную семью. Однако девочка не отчаивается, она заботится о своем младшем брате, учится и занимается спортом. Разговаривает Марина совсем как взрослая и не считает детский дом чем-то ужасным. Это первый стереотип, который надо разрушить. Здесь живут обычные люди, а не какие-то там воришки и беспризорники», — отметила она.
Почему воспитанники детских домов живут недолго. Согласно статистике, многие не доживают до 35 лет
Родители вынуждены «сдавать» детей на более продолжительный срок, но это сложная и психологически тяжелая процедура. В результате родители сначала тянут до последнего, а потом отдают ребенка в учреждение на долгое время, говорит Кантор. Семьи получат возможность оставить ребенка в мини-группах с профильными специалистами Решением проблемы социального сиротства могло бы стать развитие самых разных форм надомной и полустационарной помощи по месту жительства: это может быть уход на дому, коррекционная и психологическая работа с ребенком и родителями, центры дневного пребывания и т. Если же ребенок временно оказался в детдоме, необходимо категорически настаивать на посещении родителями своих детей, участии в их содержании и воспитании. Еще один способ, который поможет в решении проблемы, — семьи кризисного размещения, рассказывает Светлана Строганова. Профессиональная семья — лучший вариант, потому что она позволяет ребенку находиться, расти и развиваться в семейных условиях: меньше стресса, больше заботы, индивидуального внимания. А параллельно, конечно, должна вестись помощь кровной семье, чтобы ребенок смог туда вернуться, — рассказала она. В пресс-службе детского омбудсмена РФ подчеркивают, что система поддержки семей нуждается в существенном развитии — и особое внимание должно уделяться как раз помощи семьям по выходу из трудной жизненной ситуации. При этом нет необходимости сильно менять законодательство: изменения важны не столько в нормативных документах, сколько в правоприменительной практике. Сейчас нередки случаи, когда родителей, временно поместивших своих детей в детдома, лишают прав, потому что с ними необходимая работа не проводилась. Если государственная организация по трехстороннему соглашению оказывает услуги семье, она должна комплексно работать и с родителями, чтобы возможности для воспитания ребенка восстановились, — подчеркнули в аппарате уполномоченной.
В Госдуме подготовили изменения в ТК для улучшения демографической ситуации Представители НКО считают, что нужно пересмотреть и некоторые положения закона. Так, Николай Слабжанин подчеркивает, что само по себе временное размещение ребенка в интернатном учреждении должно применяться только в крайних случаях — и, например, работа родителя вахтовым методом в другом регионе не может считаться достаточным основанием для этого. Случаи, когда временное размещение ребенка — единственный возможный вариант, нужно определить законодательно, считает он. Региональные органы власти должны попытаться помочь семье решить эти проблемы и выйти из кризиса другим способом: найти работу, оказать поддержку в развитии малого бизнеса, — говорит эксперт. Говоря о возможных изменениях в законодательстве, Татьяна Буцкая предлагает обсудить четкие регламенты: кто и что должен делать, если в семье возникает кризисная ситуация. Сейчас в каждом регионе работа построена по-своему, но лучшие практики можно было бы распространить на всю страну.
Детдомовские дети с младенчества привыкают лишь выполнять чужие указания. Как результат, выпускники казенных учреждений к жизни никак не приспособлены. Получив жилье, они не знают, как жить в одиночку, самостоятельно заботиться о себе в быту. У таких детей нет навыка покупки продуктов, приготовления пищи, грамотного расходования денег. Нормальная семейная жизнь для них - тайна за семью печатями. В людях такие выпускники совершенно не разбираются, и в результате очень и очень часто попадают в криминальные структуры или просто спиваются. Печальный результат Даже во внешне благополучных детских домах, где поддерживается дисциплина, не отмечено вопиющих случаев жестокого обращения, детям некому привить нравственные идеалы и дать хотя бы элементарные понятия о жизни в обществе. Такой расклад, к сожалению, порожден самой системой централизованного государственного воспитания сирот. Педагогические задачи в детских домах чаще всего сводятся к отсутствию ЧП и широкой огласки. Сиротам-старшеклассникам объясняют права ребенка в детском доме и по выходу из него на жилье, пособие, бесплатное образование. Но данный процесс ведет лишь к тому, что те забывают о всяких обязанностях и помнят лишь, что им все-все должны - начиная с государства и кончая ближайшим окружением. Многие дети из детского дома, выросшие без духовно-нравственного стержня, склонны к эгоизму и деградации. Стать полноценными членами общества им уже практически невозможно. Альтернатива есть... Выводы печальны: большой государственный детский дом-интернат в качестве формы воспитания сирот целиком и полностью доказал свою неэффективность. Но что можно предложить взамен? Среди специалистов считается, что оптимальным для таких детей может стать лишь усыновление. Так как только семья может дать то, чем ребенок в детском доме обделён в казенной среде. Знающие не понаслышке о жизни в приемных семьях твердо уверены в необходимости государственной помощи людям, решившимся на подвиг воспитания чужого ребенка-сироты. Таким родителям необходима поддержка государства, общества и церкви, так как у приемных родителей с их нелегкими обязанностями всегда масса проблем и сложных вопросов. Имеются патронатные семьи, способные заменить детский дом-интернат. При этом государство платит родителям зарплату, и никакой тайны усыновления не существует - сирота знает, кто он и откуда. В остальном же такой воспитанник - полноправный член семьи. Еще вариант Другая форма организации жизни сирот - семейный детский дом. По такому пути часто идут негосударственные заведения подобного типа. Жилые помещения там могут быть поделены на отдельные квартиры, "семьи" состоят из 6-8 детей, мамы, официально назначенной на эту должность, и ее помощницы. Дети все вместе и по очереди заняты покупкой продуктов, готовкой и всеми необходимыми домашними делами. Ребенок в детском доме подобного типа ощущает себя членом большой дружной семьи. Также интересен опыт детских деревень SOS, в устройстве которых реализована модель воспитания педагога из Австрии. В нашей стране имеются три подобных деревни.
Она рассказывает, что этот же ребенок коммуникабельный, просится на ручки и играет с другими детьми. Так можно понять, что происходит с ребенком при переводе, что никто не наблюдает его "от и до", никто не видит, какие изменения с ним происходят. Это проблема не только для детей. Воспитатели рассказывают, что им тоже тяжело отпускать детей, они к ним привязываются, переживают за них. Но у них нет времени и возможности следить за их дальнейшей судьбой, потому что каждый год в их группы приходят новые дети. Люди невероятно живучие и способны приспосабливаться к самым неблагоприятным условиям. Но зачем мы, взрослые, на государственные деньги выстраиваем для детей в целях заботы такую систему, в которой они вынуждены выживать и чудом сохранять свою психику? Что дало реформирование Получается, что система, которая выглядела привычной и удобной, на самом деле невыгодна ни для кого. Она калечила детей и ранила воспитателей. Но если не заострять на этом внимание, то ничего, кроме сопротивления и саботажа, происходить не будет. Люди продолжат выполнять формально требования на бумаге, потому что привыкли. Дети больше не должны переходить из группы в группу, у них не должны меняться воспитатели. Пребывание ребенка в учреждении должно быть временным — работа над его возвращением в кровную семью или поиск приемной. Предполагается также выстраивание коммуникации ребенка со всем кругом его знакомых — от родственников до друзей. Появились требования определять детей в учреждения рядом с их местом жительства и не разлучать братьев и сестер. Впервые введено ограничение на временное размещение ребенка в учреждении по заявлению родителей — трехсторонний договор обязует родителей вписывать конкретный срок, причину, количество посещений ребенка. Учреждение, в свою очередь, должно помочь родителю в преодолении трудной жизненной ситуации. Ген сиротства. Почему бывшим осужденным так сложно вернуть своих детей Многие из этих изменений были слишком кардинальны, и в этой ситуации без просвещения ждать, что люди быстро перестроятся, немножко наивно. Министерство образования проводило окружные семинары, но их было мало, и чаще всего в них участвовали управленцы, а не воспитатели или нянечки, от которых на самом деле зависят жизни детей. Важно также учитывать, что эти законодательные изменения начинали действовать в период экономического спада в нашей стране и в регионах не было финансовых средств. Для того чтобы соблюдать постановление, необходимо переоборудование старых зданий либо переезд в новые. Также с постановлением от 2014 года у них появилось много новых функций, что влечет появление новых ставок. Это редко где реализуется, либо всем занимается один человек, что в итоге дает малую эффективность.
Часто они, узнав, что я рос без родителей, относились лояльнее, смотрели как-то по-другому. Иногда было тяжело. Иногда очень не хватало поддержки. Где я ее искал? В себе самом. Я знал, что справлюсь, стану лучше и вырвусь из всего этого. Так и получилось. Сейчас у меня семья, трое детей, так что живем весело. Они еще пешком под стол ходят, но я уже учу их самостоятельности и порядку — в жизни пригодится. Самый важный урок, который я вынес из ситуаций, случавшихся в жизни, — будь добрее и принимай то, что есть. Нельзя, обозлившись на жизнь, стараться отомстить всем и вся. Унижать других, даже если когда-то унижали тебя, — значит сеять негатив, который в конечном итоге все равно вернется к тебе. Поэтому просто быть добрее и оставаться человеком, пожалуй, стоит каждому из нас. Так я попал в детский дом. Мне всегда казалось, что я родился в школе-интернате, потому что, сколько себя помню, всегда был там. Поэтому я не скучал по семье и дому — просто не знал, что это такое. Позже я познакомился со сводным братом и его отцом: я родился от другого мужчины, но мать меня «нагуляла», поэтому моим папой тоже пришлось записать его. Отец иногда навещал нас, брал в гости на выходные. А потом просто исчез. А маму я первый раз увидел в 15 лет. Чувствовал, что подошел к постороннему человеку. Она обещала бросить пить, но так и не завязала. Я понял, что я ей ни к чему, а значит, и она мне. В конце концов, я ее совсем не знал. С лет восьми я стал жить в детском доме семейного типа. По сути, это была обычная пятикомнатная квартира: холодильник, две стиральные машины, телевизор, комнаты для двоих, все новое и комфортное. Поначалу все казалось непривычным, и было немного не по себе: стеснительность, первые знакомства, как обычно это бывает в новом месте. Но скоро привык и влился. Воспитатели никогда не были для нас родителями, но сделали все, чтобы вырастить из нас адекватных людей. Нас изначально учили самостоятельности, давали понять, что по жизни носиться с каждым никто не будет. Мы убирали в комнатах, мыли стены, стирали. За каждым была закреплена территория и на улице — убирали снег, подметали. Дети, конечно, были разные: те, кто попадали в детский дом лет в 14 после жизни с родителями, постоянно сбегали, уходили на свои тусовки, прогуливали школу. Я же не помнил другой жизни, к тому же был спокойным ребенком. Бывало, конечно, и двойку мог принести, но это максимальные мои «косяки». За это наказывали: например, не выпускали из комнаты, пока не выучу таблицу умножения. Но это нормально. Если бы я с мамой остался, у меня бы вообще никакого образования не было. Вариантов не было: либо иди на уроки, либо по улицам шляйся, дома не отсидишься. В начальных классах дети считали, что со мной что-то не так и я отброс.
Реальная история: как я вернула ребенка в детский дом
> Что такое коммуникация? Так, в Чернышевском детском доме из 25 детей, которым положены алименты, выплаты получают только трое, а необходимые меры к должникам не применяются. Марина провела в детском доме пять лет: она оказалась там в 12 лет и не попала в приемную семью. Новости детского дома. Ивановский музей камня. летию со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Новости по тегу: Детский Дом.
Десятки тысяч россиян вступились за детский дом в Хабаровске
За год из фостера усыновляют примерно 50 тысяч детей, в половине случаев их усыновляют сами фостерные родители. Усыновление из фостерной системы — самое низкое по стоимости или полностью бесплатное [3]. Детский дом «Приют Святого Николая » в Новосибирске После Октябрьской социалистической революции 1917 года система приютов была реорганизована. Одним из известнейших педагогов начала 1930-х годов но отнюдь не единственным был А. Макаренко , созданная которым система воспитания стала одним из важных элементов работы с бывшими беспризорниками.
Всегда приятно увидеть результат собственного труда, где каждый внёс частицу своего тепла.
Потом расскажу, чем вы можете помочь. Помощь может быть разной, я уверена, что каждый из вас сможет найти, чем помочь.
Так как всю помощь организовывают волонтёры, в нашем фонде около тысячи волонтёров, то ими можете стать и вы через какое-то время. Вообще, тема детей сирот такая сложная, возможно вы думаете, что я пришла и буду на жалость давить. Такая тема, да, дети-сироты. Мне абсолютно не хочется давить на жалость, я веду подобные семинары раз в месяц, к нам приходят около 50 людей, которые хотят помогать в рамках нашего проекта. Я готова рассказывать об этом везде, ведь я знаю, что чем больше будет людей и чем естественнее для каждого из нас станет эта помощь, тем меньше у нас будет таких учреждений. И подобных проблем, о которых я буду рассказывать сегодня. Для начала я приведу несколько фактов. Конечно, я ориентировалась на московские дома и на дома московской области, в них картина в целом несколько отличается от России.
Но плюс-минус ситуация одинаковая. Содержание детей — очень дорогостоящий проект для государства. Примерно 1 млн. Для обеспечения его одеждой, игрушками, едой, для обеспечения профессиональной помощи: общение с педагогами, врачами, воспитателями, со всеми людьми, которые окружают его. Доказано, что один ребёнок за сутки видит больше 20-30 меняющихся взрослых, в виде нянечек, санитарок, охранников. Всевозможных сменяющихся перед ним лиц. А с учётом того, что эти люди работают посменно, получается вот такая вот цифра. Иногда количество взрослых, работающих в детском доме, соответствует количеству детей.
И, как мы поговорим дальше, к сожалению, никто из детей не получает личного индивидуального внимания. Каждое лето дети уезжают в летние лагеря, сейчас они тоже уехали, поэтому наши волонтёры-наставники на каникулах, многие уехали на 3 смены в Крым. Наверное, не все мы можем позволить отправить своих детей на три месяца на море. Вот, а они возвращаются, говорят, что им надоело уже это море. Подарки, спонсоры люди, которые приходят поздравить детей с Новым годом, дожидаются своей очереди где-то к 8 марта. Такое количество подарков дарится в детские дома. Почему-то это первое, что приходит в голову корпорациям, крупным компаниям, которые хотят сделать что-нибудь хорошее. Вот, ещё второй вариант — это субботник.
Это более полезная идея. Но подарки, когда к нам с ними обращаются, мы всех начинаем отговаривать, но не всех получается отговорить. Кто-то идёт молча и дарит свой подарок. Почему мы это знаем точно? Потому что в тех учреждениях, где наш фонд организует программу наставничества, у каждого нашего ребенка есть свой личный волонтёр, они конечно же поздравляют детей и дарят подарки. В этом году они смогли это сделать только к 8 марта. Тогда, когда закончилась очередь желающих поздравить с Новым годом. Когда ребёнок выпускается из детского дома, выплаты ему составляют около 2 млн.
Тут возможны два не очень хороших расклада события. Первый, это когда мошенники, не очень хорошие люди, «пасут» его счёт, и в момент, когда ему всё начисляется, снимают это всё. Они, как правило, настолько не обучены, не защищены и сами сообщают все пароли, это потом очень сложно доказать и обвинить злоумышленника. Мы с такими ситуациями сталкиваемся. Либо не знают и не умеют их тратить. В таком случае эта сумма тоже улетучивается достаточно быстро и не по назначению. Ну, и последнее, тоже очень важное, что я хотела бы сказать в части обеспечения детей-сирот, это то, что закончив колледжи по специальности озеленитель, или, другими словами, «дворник», повар и швея, к сожалению, не такой большой выбор профессий для этих ребят. У них проблемы с учёбой, соответственно проблемы с поступлением, они встают на биржу труда и первые полгода получают 70 тыс.
Это самая минимальная стоимость. Если, например, кто-то из них какой-нибудь геодезист, то эта сумма может быть и 150 тыс. То есть первые полгода государство оценивает их рыночную стоимость как специалистов вот в такую сумму. Как вы понимаете, мотивации искать стажировки бесплатные, чтобы как-то закрепиться, искать работу за 25, за 15, за 30 тыс. Они привыкли всю жизнь получать всё, и они совершенно не задумываются, что откуда берётся. Мотивации нет не только поэтому, ещё по другим причинам, про которые я расскажу чуть позже. То есть, как вы видите, очень много денег тратится на ребят, которые воспитываются государством, насколько это эффективно, мы сейчас увидим. Вообще, еще одно заблуждение: все думают, что все дети-сироты — это одно и то же.
На самом деле, те дети, которые оказываются в детском учреждении, они все естественно со своей особенной судьбой, но если брать в процентном соотношении, примерно 10 процентов детей теряют родителей при рождении, мама отказывается от ребёнка в роддоме в силу разных причин, остальные 90 - это дети, которые изымаются. И как вы видите на диаграмме, 10 из них изымаются только в случае угрозы для жизни или для здоровья, тогда, когда ребёнку действительно грозит опасность. В большинстве случаев это невыполнение родителями своих родительских обязанностей. И 30 процентов детей, проживающих в детских домах, это родительские дети, которые размещены там по заявлению, есть такая государственная услуга, если складывается какая-то сложная ситуация. Да, большинство детей с особенностями развития, большинство из них требуют постоянного мед. Это к тому, что каждая история ребёнка индивидуальна, каждый случай индивидуален. Не совсем правильно равнять их всех под одну гребёнку. Ребёнок, проживающий в детском доме, может иметь опыт проживания в семье.
Как правило, вне зависимости от условий, в которых дети жили, они очень все скучают по дому. Вообще-то это очень давно доказано, я об этом расскажу, н сейчас уже в России с 2015 года, с тех пор как началась реформа сиротских учреждений, согласились с тем, что детский дом — неправильное место для содержания детей. Все силы нужно бросить на то, чтобы сохранить ребенка в кругу семьи, если это возможно. Какие причины приводят к потере ребёнка родителем? Только сейчас мы говорим о том, что это должно быть какое-то коллективное решение. Сейчас точных каких-то критериев нет, каждый раз это результат человеческого фактора и каких-то внешних признаков: мама немножко загуляла и перестала следить за детьми, или правда нечего есть, или нет горячей воды, или мама, возможно, сама выпускница детского дома и сама не справляется со своей жизнью, но так получилось, что у неё получились дети. Она, человек, который нуждается сама в поддержке, должна отвечать ещё за кого-то, и ей объективно сложно. Очень часто мы сталкиваемся, что даже в бедности, среди каких-то проблем удаётся сохранить очень близкие, эмоциональные, семейные отношения, которые ребёнку очень дороги и которые ему гораздо более важны, чем какие-то бытовые вопросы.
Поэтому мы говорим о том, что при условии поддержки таких семей, при условии комплексной поддержки, большое количество детей могло бы остаться дома. Как было сказано на последнем совете по правам человека, что НКО — это не 3 сектор, это 1 сектор, потому что это те организации, которые взяли на себя ответственность за социальные вопросы. То же самое я могу сказать про общество, потому что когда речь идёт о какой-то неблагополучной семье, именно порицание общества становится той самой последней тревогой, когда уже поступает сигнал в опеку и ребёнка забирают. Но мы не пытаемся разобраться, как ребёнку живётся в не очень хороших условиях, в большом количестве животных. Как правило, это то, с чем мы сами не можем смириться: что он, предположим, недостаточно хорошо одет, или от него недостаточно хорошо пахнет. То есть, это не желание помочь ребёнку, а скорее желание сохранить свою зону комфорта если мы соседи или если мы видим этого ребёнка в школе со своими детьми. Поэтому понимание и поддержка общества для поддержки таких семей необходимы, без нас им просто не справиться. Почему детский дом — это не очень хорошо?
Почему детский дом — это плохо? Вообще, по идее это очевидно. Самое главное, наверное, это то, что… в детских домах редко можно услышать голоса детей. Если вы проходите мимо детского садика, что вы можете услышать? Наверное, иногда это напоминает, что вы проходите мимо зоопарка. То есть: визги, крики, смех, плач, рёв, всевозможные звуки, набор всевозможных эмоций и чувств. В детских учреждениях тишина. Правда, если вы там окажетесь, там тишина и железная дисциплина.
Детские дома находятся полностью на государственном обеспечении или существуют за счет благотворительной помощи редкость. Зачем переименовали детские дома? В 2014 году наш президент приказал упразднить детские дома, преобразовав их в центры. Это было сделано для того, чтобы уйти от классического советского восприятия детского дома и изменения системы воспитания детей. Все мы видели жуткие кадры советских детских домов, и у многих на подкорке именно такой образ детского дома и заложен. Новый центр предполагает изменение типа проживания детей на «семейный» и ухода от устаревшей системы воспитания. Все учреждения должны быть переоборудованы «от и до».
Мария Рыльникова рассказала о том, почему детский дом - это плохо
В этот день приходит огромное количество выпускников разных лет. Особенно радостно встречать тех, кого мы очень давно не видели. Они к нам приходят уже и со своими детьми. Выпускники не оторваны от нас. Выпускники, состоящие на сопровождении, продолжают приходить к нам заниматься в кружках и секциях. Сегодня как раз я сказала «до свидания» очередной выпускнице. Она утром ждала меня с букетом. Приятно слышать искренние слова благодарности. Девушка получила отдельное жилье, квартира уже полностью обустроена.
Придя попрощаться, она сказала: «Спасибо вам за то, что вы для меня сделали», — это дорогого стоит. Эту девочку мы растили с дошкольного возраста — практически всю ее жизнь. У нас много выпускников, пришедших сюда работать воспитателями, водителями, техническими специалистами. Могу сказать, что наиболее благополучны те, кто не оторвался совсем от центра, поддерживает личные связи с нами. Одна из наших сотрудниц-выпускниц стала победителем в своей возрастной группе от 18 до 23 лет в конкурсе «Моя Москва — мои возможности». Он проводился Центром «Детство» в прошлом году. Раз в неделю выпускники приходят поиграть в спортивные игры с сотрудниками и воспитанниками. Часто ли дети возвращаются из учреждения в кровные семьи?
Проводит ли ЦССВ работу по восстановлению семьи? Вопрос в целесообразности этого — все-таки дети изымаются из семей в силу очень сложных обстоятельств. Пребывание ребенка в учреждении при живых родителях, конечно, это трагедия! У родителей должны произойти существенные изменения в психологии. Не всегда они возможны… Главное, чтобы при возвращении ребенка домой ему не стало хуже, чем есть. Конечно, маму не заменит никто. Но случаи восстановления кровных семей, к сожалению, пока единичны. Чаще всего это происходит, когда родители выходят из мест заключения.
Мы придерживаемся точки зрения, что такой родитель виноват перед законом, но не перед своим ребенком. Конечно, все родители разные. Кто-то из них звонит, пишет письма, интересуется. В первые же дни после освобождения они появляются у нас и проявляют желание воссоединиться с детьми. Есть такие моменты, да. Хотелось бы, чтобы их было больше. Мы в обязательном порядке ведем работу с кровными семьями. При составлении индивидуального плана развития и жизнеустройства ребенка изучаются конкретные обстоятельства, целесообразность работы с семьей.
Работают психологи, служба семейного устройства, по каждому ребенку индивидуально. Тем, что все наши ребята и выпускники хорошо знают: мы у них есть! Самым трудным был первый год работы директором. Тогда выпускным классом были дети, с которых я начинала свою работу в учреждении. Мне казалось, что я не имею права отдать их в руки другого педагога, очень переживала. Первый год был тяжелым, но никоим образом это не связано с детьми. С детьми как раз никогда не было серьезных проблем. Просто привыкание к этой должности, к ответственности — вот это, наверное, самое тяжелое.
Самый счастливый день тоже, наверное, не назову. В принципе и это совершенно честно и искренне можно по-разному чувствовать себя утром: состояние здоровья, настроение может быть разным, но когда переступаешь порог центра, все куда-то уходит — к тебе бегут дети. По дороге от метро мне встречаются ребята, которые идут в школы и колледжи, когда они тебя обнимают, целуют, говорят: «Доброе утро! Им здесь хорошо.
Ничего не боялись. Даже в ранних своих воспоминаниях я вижу себя с коляской, в которой уже лежит брат. В пять лет я могла поменять белье, отнести его старшей сестре, чтобы она постирала, дома для этого условий не было. Кухонька, комнатка очень маленькая: три кровати и две люльки, больше ничего. Ванны не было. В пять лет готовить я еще не умела, но могла достать сковороду и разогреть то, что оставил нам папа. Он, когда возвращался со смены, всегда старался купить продуктов и наготовить впрок. Пусть это тушеная с луком капуста, картошка отварная, но было. Папа научил меня готовить самое простое блюдо — сырое куриное яйцо смешать с хлебом и подсолить. Это мы ели, если папы долго не было. И было так вкусно! Мама по дому ничего не делала. Не работала нигде. Я даже не знаю, было ли у нее среднее образование. Года в три я уже понимала: если мама дома, а папа принес зарплату, деньги лежали обычно в кармане кофты, то надо кофту быстро спрятать, чтобы мама не нашла и не пропила всё. Иначе потом будет нечего есть. Вера и ее будущий муж Костя, 2004 год. Из хороших воспоминаний — как мы летом купались в старой ржавой ванне, она стояла у нас во дворе, наполняли водой и все туда залезали. А как-то на Новый год муж старшей сестры он работал в кондитерском цехе притащил в подарок ведро мармелада. Мы уселись вокруг этого ведра и ели-ели-ели! Это было счастье. В детский дом мы попали потому, что старшая сестра, которая уже жила отдельно, обратилась к участковому. Тогда мне было очень обидно, но сейчас я понимаю, она поступила верно. Когда приехал милицейский «бобик», мы сразу всё поняли. И побежали прятаться. Но нас нашли, забрали, и всю дорогу мы плакали. Детский дом — В детском доме я не могла понять, почему 120 человек живут сами, без родителей. Здание тогда было очень мрачным, угрюмым, все какое-то тяжелое. В первые дни было страшно. Я очень переживала за сестру, за брата. Боялась, что их будут обижать. Но приняли нас хорошо, и со временем я успокоилась. Тут было тепло, сытно, чисто, друзья появились. Хотя каждый раз, когда заканчивались занятия, и я оставалась одна я любила быть одна, специально искала укромные уголки , то сидела и думала: как там мама? Он же привык с нами жить, а теперь возвращается в пустой дом. Папа несколько раз нас навещал, мы просились домой, но он говорил: «При первой возможности». Мама однажды приехала — я удивилась, что чистая и трезвая. Привезла карамельки и пряники. Плакала, обещала навести дома порядок и нас забрать. Но больше мы ее не видели. В 2001-м папы не стало, я не знаю, где его могила. Мы с сестрами ездили искать, но не нашли, возможно, его похоронили как бездомного. Когда нас забрали, он какое-то время держался, а потом начал пить вместе с мамой. Сосед говорил, что в последний раз видел, как он шел по рельсам с работы. Возможно, поезд... Никто не знает. Смерть папы стала для меня ударом. Воспитательница, видимо, хотела поддержать, рассказала, что, когда ее мама умерла, она часто видела рядом белое облако, а в нем лицо мамы. Я начала ждать облако. Но оно не появилось. И ни одного сна о папе тоже не было. А мама? Она жила так же, как и раньше. Ушла года четыре спустя. На ее похороны мы ездили. В детском доме у нас были занятия, на которых мы разбирали жизнь «за территорией». Мне больше всего нравились уроки этикета, я даже книжку выпросила почитать. Как сервировать стол, как правильно благодарить, принимать гостей… Этот урок вела молодая красивая женщина. И я хотела быть на нее похожей. Тогда же решила, что буду врачом или учителем. Помню урок, на котором обсуждали, что такое семья. Учительница говорила, что семья — это когда все хорошо, все любят друг друга, все счастливы. Но у меня был иной опыт, поэтому я подняла руку и сказала, что в семье бывает и по-другому: кто-то пьет, кто-то бьет. И все равно надо с этим жить и помогать друг другу. Учительница ответила, что мы говорим об идеальных семьях. Я стояла на своем: идеальных мало, а что делать другим? Как жить, когда мама пьет? И почему это происходит? Меня это очень задевало. Преподаватель сказала, что в жизни бывает всякое и люди иногда падают и слабеют. Моя мама ослабела, получается… Отворилась дверь, и в комнату вбежали два обаятельных белобрысых мальчишки. Это Даниил и Ярослав, сыновья Мотяшовых. Затем вошел Константин, муж. Десять лет он ходит в море, сейчас служит первым помощником капитана на корабле дальнего плавания. Мотяшовы с сыновьями Даниилом и Ярославом Константин сразу предупредил, что согласен на интервью при одном условии: я не буду в красках расписывать их нынешнюю жизнь. И рядом примеры, когда люди после детского дома идут вверх, а потом резко вниз. Никто не знает, что будет дальше... Мотяшов начал говорить. Ранее детство — В детский дом я попал из приюта.
У старших порой получается даже лучше чем у меня. У всех есть доступ в Интернет, обычно телефонный. У ребят есть смартфоны: кто-то на них зарабатывает летом в трудовом лагере, а кто-то получает пенсию, и им позволяют снять деньги. Компьютеры есть у пары ребят, но они ими почти не пользуются — многим удобнее выходить в Сеть с телефона. Фото: Руслан Рыбаков О проблемных детях — Если честно, среди детдомовцев все дети сложные. Они приходят к нам вообще неприспособленными к жизни. Такие дети привыкли быть иждивенцами: им все дает государство. Тяжело было, когда мы взяли сразу семерых ребят из дошкольного детского дома в возрасте от 4 до 7 лет. Они отказывались стирать или мыть за собой посуду, были и ссоры, и истерики. У нас пять кровных сыновей. На фоне детдомовцев они совсем беспроблемные. Приемные дети чаще болеют и с трудом учатся. Конфликты друг с другом у ребят бесконечны: тяжелые характеры всегда провоцируют крики и споры. Я стараюсь их примирять — иногда лаской, а иногда строгостью. Особенно я строга, когда дети воруют. У нас жила девочка, которая таскала и здесь, и в школе у учителей и подруг. Я пошла в полицию, попросила поговорить с ней. И те сводили ее в изолятор, показали условия — больше она не воровала. Было так, что три девочки не пришли домой ночевать. Сели в машину и поехали кататься со взрослыми мужчинами в Красноярск. Мы всю ночь не спали. Когда они вернулись домой — муж не выдержал и шлепнул одну из них по щеке. Та пошла в школу и пожаловалась, что ее здесь избивают. И учителя ей поверили, хотя знали нас много лет. Я тогда пригласила домой классного руководителя, милицию, органы опеки и одноклассников — показала им условия, в которых живут ребята. После этого, конечно, к нам никаких претензий не было. Как-то раз 17-летний мальчик выпил с компанией и угнал нашу машину, ребята катались пьяные по городу. Кто-то мне сказал об этом, и я немедленно позвонила инспекторам — чтобы сами не разбились и не убили кого-то. Алкоголизм и такой образ жизни воспринимается детьми из неблагополучных семей как норма. Беседую с ними, но до кого-то доходит, до кого-то — нет. Как правило, в таком случае я лишаю детей прогулок или отключаю Wi-Fi. Второе на них эффективно действует и заставляет слушаться даже самых сложных ребят. Чтобы взять приемного ребенка — нужно быть очень терпеливым человеком. Родителям не нужно питать иллюзий: выше того, что в ребенке заложено, ты, скорее всего, не прыгнешь. Когда мы только взяли первого ребенка — были уверены в том, что воспитаем его достойно, мы же педагоги. Но потом стало ясно, что этого недостаточно.
А разницу в расходах покрывают Муртузалиевы. Только не подумайте, что эта сказка создана для «своих»: здесь дети разных национальностей. Им просто повезло. Но есть нюанс. Патипат и Розият дети любят, висят на них, обнимают. Но мамами не называют: только «тётя Паша» и «тётя Роза». Даже те, кто никогда не видел свою биологическую мать. А значит, как бы хорошо здесь ни было, как бы добрые «джинны» ни старались создать уют, в профессиональной приёмной семье, как и в самом лучшем детдоме, настоящие родственные отношения не складываются. Доходные инвалиды Но те, кто берут приёмных детей, далеко не всегда руководствуются благими намерениями. Говорят, что любят детей, но интересуются в первую очередь вознаграждением, пособиями, — рассказывает Татьяна Лоенко, куратор приёмных семей Апанасенковского района Ставрополья. Но есть потенциал — могу дарить тепло детям». То есть опять же в ряде случаев это просто форма педагогической работы. Вопрос лишь в том, насколько ответственно и с душой к ней подходят. Известны истории, когда приёмных детей рассматривают просто как некий производственный актив — типа станка или коровы. В Ставропольском крае принявший в семью восемь здоровых детей получает ежемесячное вознаграждение 40 тыс. И ещё пособие на содержание детей — 69 тыс. При необходимости можно тратить и личные деньги воспитанников — зачисляемые на их счета алименты, социальные пенсии. Но и это далеко не всё. При правильно выстроенной стратегии можно получать неплохую финансовую подпитку от спонсоров. Даже если это будут просто одежда, игрушки — уже экономия государственных средств. Если Милери получит здание, возродит бренд «Дом Коргановых», то тоже сможет неплохо зарабатывать, — намекают мне его оппоненты. Дети сами по себе его мало интересуют». Взаимные обиды, обвинения родителей в том, что они что-то не сделали, кого-то больше любили, больше дали, — всё это есть и в обычных семьях. И родные матери часто совершают ошибки, далеко не всегда решаются на операции детям, когда есть риск сделать ещё хуже. Детский дом — там всё-таки психологически хуже. Там с тобой не живут, а работают. Ночные нянечки дежурят». Была ли Корганова таким человеком для меня? Да, была. Даже несмотря на то, что однажды била меня головой о стену», — говорит собеседник. Звонил маме, плакал. Она меня пожалела и вернула. Потом, когда я уже вырос, она меня прописала в этом доме — сказала, что, может, мне это понадобится. Да, у меня и сейчас в паспорте стоит постоянная регистрация: Октябрьская, 180», — добавил он. Отдать детям По мере массовой передачи детей из детдомов в приёмные семьи стал очевиден и круг проблем. Это и превращение доброго дела в бездушный бизнес, и невозможность заниматься детьми-инвалидами, да и здоровыми детьми тоже, если их много. Уже сейчас планируется сократить максимальное число приёмных детей с восьми до четырёх. Но приведёт ли это к каким-то принципиальным изменениям? И сами бывшие детдомовцы, и их воспитатели утверждают: если человек действительно полюбил ребёнка, хочет стать ему родителем, то его нужно усыновить. Процедура сложная, иногда формально действительно проще оформить приёмную семью. Но по факту — усыновить. Тогда получится настоящая семья. Кстати, Елена Побейпеч усыновила одного из своих воспитанников. И государству нужно популяризировать не профессиональные приёмные семьи, где дети как бы находятся на передержке до 18 лет, а именно усыновление. Но пока общество к этому не готово, путь будет хотя бы так — всё лучше, чем казённый детдом. А теперь вернёмся к дому Коргановых и Милери, желающему продолжить дело своей мамы. В 1990-х он служил в патрульно-постовой службе милиции, сейчас работает в охране. Но своё призвание видит в другом. Также по теме «Ищут, к чему придраться»: многодетной семье не разрешают взять опеку над сиротой, вопреки воле его скончавшейся матери В Симферополе многодетная мать Валентина Тарасенко добивается права оформить опеку над сиротой Виктором. Мать мальчика Елена Чемерис... Взрослым получил специальное образование — окончил социальный университет. Обожаю мастерить, строить. Вон тот бассейн во дворе мы выкопали вместе с детьми. Потом я его обложил плиткой. И сейчас бы я с мальчишками построил во дворе печь, готовили бы. На рыбалку ходили. Всему бы их научил. А насчёт побоев... Ну, может, и давал братские подзатыльники. Но зато у нас никто не курил, не пил.
ДЕ́ТСКИЕ ДОМА́
Home Archive for category "Новости детского дома". Сирота, казалось бы: откуда в детдомах 20 тыс. «родительских» детей. Детские дома и интернаты для детей с тяжёлыми нарушениями интеллектуального развития – в системе социальной защиты. — То есть психологам в детском доме надо каким-то образом попытаться объяснить ребенку, что такое семья? — Сейчас это ключевая работа — мотивировать ребенка, чтобы он согласился на общение с приемной семьей, поехал в гости. Детский дом – это учреждение социальной защиты, которое обеспечивает проживание детей, лишенных попечения родителей временно или постоянно. дружественное развивающее пространство "Второй дом", где мы планируем разместить стажировочные площадки.